Подвижные игры с речевками

Обновлено: 27.04.2024

Подвижные игры на занятиях по развитию речи.

По новым требованиям ФГОС дети на занятиях должны как можно больше двигаться, вот для этого мной были разработаны, переработаны народные подвижные игры, которые можно использовать на занятиях для развития речи по определённой лексической теме. Надеюсь, что подобранные мною игры помогут вам проводить занятия, активизируя двигательную активность детей.

Организация двигательной активности детей на занятии развитие речи с использованием подвижных игр

Всем известно такое изречение — «Движение - это жизнь». Подвижный человек - активный человек, всё успевает, меньше устаёт. Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека, но ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов, маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже напрямую связано с развитием речи. Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в занятия подвижных игр. Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую. Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры - потешки с пальчиками и.т.д. Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком. Предлагаю вам подвижные игры для развития речи: народные, игры с мячом, авторские игры.

- Народные подвижные игры для развития речи. Народные подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

«Иголка, нитка, узелок» Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций. Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок. Нитка, иголка, узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды (зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.

«Достань шапку» Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий, например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.

«Жмурки-носильщики» Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия. На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

Игры с мячом для развития речи.

Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.

«Большой мяч» Цель: активизировать словарь глаголов, развитие общей моторики и высших психических функций. Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный ведущим (снег - идёт, падает, тает, хрустит, сверкает).

«Мяч бросай – животных называй» Цель: активизировать словарь по данной теме. Можно выбрать любое другое обобщающее понятие. Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч называть слова, соответствующие обобщающему понятию.

«Катание мяча» Цель: активизация словаря по теме. Педагог задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов про маму (Мама какая?). Дети по очереди катают мяч в обруч, называя прилагательные.

- Авторские подвижные игры для развития речи

«Карусель» Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-описание, используя в речи простые и сложные предложения Ход игры: Дети встают в два круга. Во внешнем круге два-три человека. Остальные — во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой — против. Внешний круг проговаривает считалку: Карусель, закружись, А потом остановись. Кто словечко угадает, В дружный круг к нам попадает. Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку — описание предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал, то встаёт во внутренний круг.

«Покажи, отгадай и повтори» Цель: активизировать словарь по заданной теме, развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь. Ход игры: Дети встают в круг, выбирается ведущий, он загадывает профессию (либо какой-либо фрукт, посуду), но её не называет, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать, тот ребёнок, кто первый отгадал, становиться ведущим.

«Волшебные следы» Цель: активизировать словарь по теме, учить образовывать притяжательные прилагательные. Ход игры: Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Детям предлагают, идти по следам называя, чьи это следы — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждёт это животное.

«Кто ловкий» Цель: активизировать словарь по теме, учить обобщать, классифицировать. Ход игры: Дети делятся на команды, определяют, кто какую категорию будет собирать. У педагога на столе расположены предметы разных категорий. По команде педагога по одному участнику от команды подходят к столу и собирают, только те предметы, которые необходимы к его категории.

«Летаю, еду, плыву» Цель: развивать общую моторику, активизировать словарь по теме. Ход игры: Дети встают в круг. Педагог называет транспорт, а дети должны показать, как передвигается транспорт.

Как мы знаем, что развитие речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он не готов. Задача воспитателя заинтересовать ребенка, увлечь его полезными играми.

Для формирования связной речи у детей мы использовали различные подвижные игры с речевыми движениями. В результате мы пришли к выводу: эту работу необходимо продолжать, либо ее результат налицо.

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяют говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью она проводится, как отвечает на полученную нагрузку детский организм.

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух.

Литература: 1. Инновации в логопедическую практику.// Составитель О.Е. Громова Линка- пресс. 2008 2. Детские народные подвижные игры. //Составитель А. В. Кенеман, Т. И. Осокина М: «Просвещение» «Владос» 1995 3. Л. В. Виноградова «Игротека. Детская площадка», «Расти, первоклашка» № 6/7 4. Е. Великина « Меломания», « mamas & papas», май 2011.
Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников (программа «Я-человек»). Кн.1.-М.: Школьная Пресса, 2004.-128с

Речевые подвижные игры для дошкольников - пожалуй, самые любимые детьми.

Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников.

Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые регулируют поведение играющих, способствуют выработки коллективизма, честности, дисциплинированности, ловкости и быстроты реакции.

Особенно эти игры актуальны для детей с ОНР (общее недоразвитие речи), так как они корректируют и речевое, и физическое и психическое развитие.

Эти игры можно использовать на занятиях и прогулках.

Речевые подвижные игры для детей 3-7 лет.

ВСТАНЬ КО МНЕ СПИНОЙ

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге.

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спинами детей и, остановившись около кого-нибудь, говорит:

«Встань ко мне спиной,

Побежим с тобой,

Кто из нас скорей

Они становятся спиной друг к другу и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.

ЭЙ, РЕБЯТА, НЕ ЗЕВАЙТЕ!

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость, быстроту реакции.

Дети стоят в кругу парами. Ведущий стоит в центре и говорит:

«Кто стоит впереди,

Все ко мне подходи!»

Все первые образуют круг, взявшись за руки вместе с водящим. По сигналу все стоящие по кругу вторые говорят:

«Эй, ребята, не зевайте

Быстро домик выбирайте!»

По окончании этих слов первые разбегаются и становятся за любыми вторыми. Оставшийся без дома становится ведущим.

Цель: развивать речь, фонематическое восприятие, активизировать движения.

«Лиса» стоит в центре круга, зажмурив глаза. Дети ходят по кругу и поют.

Мы по кругу идем,

Мы лисичку зовем,

Пусть глаз не открывает,

Нас по голосу узнает!

Дети останавливаются, и тот, на кого покажет ведущий, спрашивает: «Лисонька-лиса, где я?» «Лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться игрушкой-лисой и сказать: «Здесь ты!» Затем передать

лисичку и встать в круг.

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одном конце площадки стоят дети в домике, на другом конце – Баба Яга в домике (обруче). Дети подходят к Бабе Яге и дразнят её:

Баба Яга – костяная нога

Печку топила, кашу варила.

Пошла Баба на базар

Пошла Баба на улицу

Пришла Баба в детский сад

Испугала всех ребят.

После этих слов дети убегают в свой домик, а Баба Яга старается их поймать (осалить рукой). Пойманных детей Баба Яга

отводит в свой дом.

Цель: упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом, по правилам, развивать речь.

Дети на цыпочках подходят к спящему в углу медведю и произносят:

Кто уснул под дубком

И накрылся кожушком?

Тише, дети, не шуметь.

Может это спит медведь?

Этот гость в один присест

Коль проснётся, всех поест!

Медведь просыпается и догоняет детей.

«НУ-КА, МИШЕНЬКА, ВСТАВАЙ»

Цель: упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

Выбирается один ребёнок, который будет медведем. Медведь садится на корточки и притворяется спящим. Остальные дети ходят кругом и произносят слова:

Как-то мы в лесу гуляли

И медведя увидали

Он под ёлкою лежит

Растянулся и храпит

Мы вокруг него ходили

Ну-ка, мишенька, вставай

И скорей нас догоняй!

На этих словах медведь вскакивает и ловит детей. Все убегают в разные стороны. Кого медведь поймает, тот становится медведем.

«ПЧЁЛЫ И МЕДВЕДЬ»

Цель: активизировать движения детей, закреплять представления о повадках животных, учить действовать в соответствии с текстом.

Дети изображают пчёл, летают по поляне, размахивают руками, жужжат. Появляется медведь:

Мёд у пчёлок унесёт,

Пчёлки возвращаются. Медведь переваливается с ноги на ногу, идёт туда же. Дети произносят слова:

Этот улей-домик наш,

Уходи медведь от нас.

Пчёлки машут крыльями, жужжат. Медведь уходит, пчёлки летают по поляне.

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь.

Дети - мышки приседают в начерченных кружочках. Ребенок - кошка сидит в уголке.

Мышки в норочках сидели, Закрыть лицо широко раздвинуть пальцы.

Мышки в щелочки глядели.

Видят, кошки не видать.

Вышли мышки погулять. Легкий бег на носках.

Мышки корку отыскали Приседают, "грызут"

И обедать сразу стали.

Хрум - хрум - хрум! Хлопки в ладоши, шум, веселье.

Хрум - хрум - хрум!

Подняли мышата шум.

Кошка мышек услыхала

И мышаток догоняла! Мышки убегают, кашка их догоняет.

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, быть внимательными, активизировать движения детей.

Играющие держатся за руки, стоят по кругу – это мышки. В центре – кот. Затем мышки приседают и по сигналу медленно встают со словами:

Мышки, мышки, не робей,

Спит усатый котофей.

Кот в центре круга засыпает, и мыши радостно бегут по кругу со словами:

Не боимся мы кота!

При этом обязательно держатся за руки и кричат, дразнят кота.

По сигналу кот ловит мышку, которая не успеет присесть и построить над головой «домик» (крышу).

Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не даться ловящему и не толкаясь.

Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, и произносят слова:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к псу. Как только заканчивается чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.

Цель. Упражнять в выразительном чтении стих-я, закрепить знания о повадках курицы-наседки, учить быть внимательными, действовать по сигналу.

Воспитатель, а затем и дети произносят слова:

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Сейчас к себе зовет:

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!"

Воспитатель - хохлатка, дети - цыплята идут гулять, разбредаются по площадке. На слова: «Вернитесь! Не смейте убегать!» - цыплята должны прибежать к хохлатке.

КУРОЧКИ И ПЕТУШОК

Цель: развивать речь, учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в беге.

Дети-«курочки» сидят на стульчиках. Ребенок-«петушок» ходит по залу, высоко поднимая ноги и взмахивая руками, как крыльями.

Ходит Петя у ворот,

Петя песенку поет:

Курам зернышки найду.

« Петушок» останавливается и зовет «курочек».

Курочки скорей бегут,

Зернышки клюют, клюют:

- Вот спасибо, ко-ко-ко,

Очень вкусное зерно!

- Мне теперь пора вставать,

Кур в курятник загонять.

Петушок кукарекает и догоняет кур.

ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ.

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.

Лягушки прыгают в болоте и поют:

«Мы зеленые лягушки,

Мы веселые квакушки,

Громко квакаем с утра:

Неожиданно на болоте появляется цапля и говорит:

«По болоту я шагаю

И лягушек я хватаю!

Целиком я их глотаю –

Увидев лягушат, цапля говорит:

«Вот они, лягушки,

Берегитесь, я иду –

Я вас всех переловлю!» Лягушки разбегаются в разные стороны, а цапля их ловит. Осаленные лягушки выбывают из игры.

Цель: развивать речь, воображение, активизировать движения.

Затейник в середине круга. Дети идут по кругу, произносят слова:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе,

С делаем вот так».

Затейник показывает движение, дети повторяют.

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге.

На одной стороне дети, на другой черта, в середине 2 мороза.

« Мы два брата молодые,

Два мороза удалые.

Я – мороз – красный нос,

Я – мороз – синий нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

Дети перебегают, морозы ловят.

МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне зала дети, на другой – черта, в середине – ловишка.

Мы веселые ребята

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать!

Дети перебегают, ловишка ловит.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.

Дети стоят за чертой (это их дом) на одной стороне площадки, а медведь в очерченном домике - на другой стороне площадки.

Дети идут к медведю со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

После этих слов медведь догоняет детей, которые стараются спрятаться в свой домик.

Цель: развивать речь, тактильные ощущения, активизировать движения.

Дети становятся в круг, не берясь за руки. Водяной присаживается в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу друг за другом.

Что сидишь под водой?

Выйди хоть на чуточку,

На одну минуточку.

Выйди хоть на целый час

Всё равно не знаешь нас.

Водяной подходит к одному из детей, ощупывая его, пытается отгадать его имя. Если отгадал, то водяным становится этот ребёнок.

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне площадки дети, на другой - сова. Дети идут по лесу, приближаются к сове и говорят:

Одна сова не спит,

Во все стороны глядит,

«Сова» сидит на пеньке. На слова: «Да как полетит!» сова спрыгивает с пенька. Дети разбегаются, а «сова» их догоняет.

Цель: упражнять в беге, развивать речь, быстроту реакции, воспитывать честность, справедливость.

Дети встают в круг. За кругом прыгает ребенок-«зайка» в маске зайчика.

Скачет зайка маленький

Быстро скачет зайка —

Ты его поймай-ка.

С окончанием слов «зайка» задевает ладошкой любого ребенка, который будет «лисой». «Зайка» и «лиса» бегут за кругом в разные стороны. Кто первым забежит в круг, тот и выиграл.

ПЧЕЛЫ И ЛАСТОЧКА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

Дети-«пчелы» летают и поют:

«Ласточка» сидит в «гнезде», по окончании пения говорит:

«Ласточка встанет, пчелку поймает!»

Затем вылетает из «гнезда» и ловит «пчел».

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь.

Дети изображают мотыльков, бегают, машут руками и говорят:

На зеленом на лугу мотыльки летают

И с цветочка на цветок весело порхают.

Таня вышла на лужок,

А в руках у ней сачок.

Улетай скорей, дружок!

Дети убегают, а Таня догоняет.

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне – гуси, на другой – хозяйка, посередине – волк.

Гуси, гуси! – га-га-га.

Есть хотите? – да-да-да.

Ну, летите! – нам нельзя.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси летят, волк ловит.

ВОРОБЬИ И ЩЕНОК

Цель: развивать речь, учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в беге. Дети-«птички» сидят на стульчиках и произносят текст:

Шарик по двору гулял,

Шарик птичек увидал.

Притаился и молчит,

Сделал вид, как будто спит.

«Птички» летают врассыпную. По сигналу «Шарик» выбегает из засады и ловит птиц.

Цель: упражнять в беге, развивать речь, учить вести диалог, быть внимательными. Дети идут вокруг стоящего в центре «козленка» и говорят.

Дети: Выходи, козленок мой,

Пободаемся с тобой.

Козленок: Ме-ме-ме! — звучит в ответ. —

А у вас и рожек нет.

Дети: Выходи, козленок мой,

Поиграем мы с тобой.

Козленок: Ме-ме-ме! Играть люблю,

Вот возьму и догоню.

«Козленок» догоняет ребят.

Цель: активизировать речь детей, развивать координацию речи с движениями, упражнять в беге.

Дети встают в круг. В центре — ребенок-«козлик». Ребята ведут вокруг него хоровод, а «козлик» поет.

- Я по лесу иду Дети идут по кругу.

Подойдите все ко мне! Подходят к козлику.

Непослушных детей испугаю, Отходят назад

Непослушных детей забодаю! Убегают от козлика.

Цель: развитие речи, упражнять в беге, учить исполнять главную роль.

Выбирается мишка. Ему надевают маску.

Хватит спать, хватит спать!

Мы хотим с тобою, мишка,

Ты веселых ребятишек

Ну-ка, мишка, ну-ка, мишка,

Нас поймай! Нас поймай!

Дети подходят к мишке и убегают, мишка догоняет.

Русская народная игра «ПЕТУХ»

Цель: закреплять представления о петухе, упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом.

Выбирается «петушок» среди детей. Дети встают в круг и берутся за руки.

Дети и «петушок» идут противоходом высоким шагом.

Ходит по двору петух.

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

Дети стоят, не разъединяя рук, а «петушок» машет крыльями

На весь двор кричит.

Дети разбегаются, «петушок» их пятнает.

«НА ДВОРЕ МОРОЗ И ВЕТЕР»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, быть внимательными, активизировать движения детей.

Дети стоят в кругу в и выполняют движения в соответствии с текстом:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают. Идут по кругу, потирая руки.

Не замёрзнут ручки-крошки

Мы похлопаем в ладошки.

Вот так хлопать мы умеем,

Вот так ручки мы согреем.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши.

Чтоб не мёрзли наши ножки

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем. Идут по кругу, топают.

Цель: упражнять в беге, в прыжках, учить действовать в соответствии с текстом

Один из играющих – волк. Остальные дети зайцы. На одной стороне площадки дети устраивают домики (в кружках). Волк на другом конце площадки в овраге. Дети произносят текст:

Зайцы скачут скок – скок – скок,

На зелёный на лужок.

Не идёт ли волк.

Выпрыгивают из домиков и разбегаются по всей площадке. Когда воспитатель произносит последнее слово «волк», волк бежит за зайцами. Старается их поймать. Зайцы убегают, каждый в свой домик.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для дошкольников

подвижные игры в стихотворной форме для дошколят.


Подвижные игры для дошкольников

Предлагаю картотеку подвижных игр и народных игр для детей старшего дошкольного возраста.


"Кубанские речевые подвижные игры"

подборка Кубанских речевых игр для учителей-логопедав, воспитателей логопедических групп.

Педагог-психолог Нарбут И.В.Музыкальный руководитель Валько С.Б.МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 169» Цель: вызвать радость от вербального общения в совместной игре.Задачи:обучающ.


Картотека "Речевые подвижные игры (средний возраст)"

Особенно эти игры актуальны для детей с ОНР (общее недоразвитие речи), так как они корректируют и речевое, и физическое и психическое развитие. Эти игры можно использовать на занятиях и.


Речевые подвижные игры

Развить активность речи у детей.


Журнал с речевыми подвижными играми для среднего дошкольного возраста

Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников.

Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые регулируют поведение играющих, способствуют выработки коллективизма, честности, дисциплинированности, ловкости и быстроты реакции.

Особенно эти игры актуальны для детей с ОНР (общее недоразвитие речи), так как они корректируют и речевое, и физическое и психическое развитие.

Эти игры можно использовать на занятиях и прогулках.

Речевые подвижные игры для детей 3-7 лет.

ВСТАНЬ КО МНЕ СПИНОЙ

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге.

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спинами детей и, остановившись около кого-нибудь, говорит:

«Встань ко мне спиной,

Побежим с тобой,

Кто из нас скорей

Они становятся спиной друг к другу и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.

ЭЙ, РЕБЯТА, НЕ ЗЕВАЙТЕ!

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость, быстроту реакции.

Дети стоят в кругу парами. Ведущий стоит в центре и говорит:

«Кто стоит впереди,

Все ко мне подходи!»

Все первые образуют круг, взявшись за руки вместе с водящим. По сигналу все стоящие по кругу вторые говорят:

«Эй, ребята, не зевайте

Быстро домик выбирайте!»

По окончании этих слов первые разбегаются и становятся за любыми вторыми. Оставшийся без дома становится ведущим.

Цель: развивать речь, фонематическое восприятие, активизировать движения.

«Лиса» стоит в центре круга, зажмурив глаза. Дети ходят по кругу и поют.

Мы по кругу идем,

Мы лисичку зовем,

Пусть глаз не открывает,

Нас по голосу узнает!

Дети останавливаются, и тот, на кого покажет ведущий, спрашивает: «Лисонька-лиса, где я?» «Лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться игрушкой-лисой и сказать: «Здесь ты!» Затем передать

лисичку и встать в круг.

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одном конце площадки стоят дети в домике, на другом конце – Баба Яга в домике (обруче). Дети подходят к Бабе Яге и дразнят её:

Баба Яга – костяная нога

Печку топила, кашу варила.

Пошла Баба на базар

Пошла Баба на улицу

Пришла Баба в детский сад

Испугала всех ребят.

После этих слов дети убегают в свой домик, а Баба Яга старается их поймать (осалить рукой). Пойманных детей Баба Яга

отводит в свой дом.

Цель: упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом, по правилам, развивать речь.

Дети на цыпочках подходят к спящему в углу медведю и произносят:

Кто уснул под дубком

И накрылся кожушком?

Тише, дети, не шуметь.

Может это спит медведь?

Этот гость в один присест

Коль проснётся, всех поест!

Медведь просыпается и догоняет детей.

«НУ-КА, МИШЕНЬКА, ВСТАВАЙ»

Цель: упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

Выбирается один ребёнок, который будет медведем. Медведь садится на корточки и притворяется спящим. Остальные дети ходят кругом и произносят слова:

Как-то мы в лесу гуляли

И медведя увидали

Он под ёлкою лежит

Растянулся и храпит

Мы вокруг него ходили

Ну-ка, мишенька, вставай

И скорей нас догоняй!

На этих словах медведь вскакивает и ловит детей. Все убегают в разные стороны. Кого медведь поймает, тот становится медведем.

«ПЧЁЛЫ И МЕДВЕДЬ»

Цель: активизировать движения детей, закреплять представления о повадках животных, учить действовать в соответствии с текстом.

Дети изображают пчёл, летают по поляне, размахивают руками, жужжат. Появляется медведь:

Мёд у пчёлок унесёт,

Пчёлки возвращаются. Медведь переваливается с ноги на ногу, идёт туда же. Дети произносят слова:

Этот улей-домик наш,

Уходи медведь от нас.

Пчёлки машут крыльями, жужжат. Медведь уходит, пчёлки летают по поляне.

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь.

Дети - мышки приседают в начерченных кружочках. Ребенок - кошка сидит в уголке.

Мышки в норочках сидели, Закрыть лицо широко раздвинуть пальцы.

Мышки в щелочки глядели.

Видят, кошки не видать.

Вышли мышки погулять. Легкий бег на носках.

Мышки корку отыскали Приседают, "грызут"

И обедать сразу стали.

Хрум - хрум - хрум! Хлопки в ладоши, шум, веселье.

Хрум - хрум - хрум!

Подняли мышата шум.

Кошка мышек услыхала

И мышаток догоняла! Мышки убегают, кашка их догоняет.

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, быть внимательными, активизировать движения детей.

Играющие держатся за руки, стоят по кругу – это мышки. В центре – кот. Затем мышки приседают и по сигналу медленно встают со словами:

Мышки, мышки, не робей,

Спит усатый котофей.

Кот в центре круга засыпает, и мыши радостно бегут по кругу со словами:

Не боимся мы кота!

При этом обязательно держатся за руки и кричат, дразнят кота.

По сигналу кот ловит мышку, которая не успеет присесть и построить над головой «домик» (крышу).

Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не даться ловящему и не толкаясь.

Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, и произносят слова:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к псу. Как только заканчивается чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.

Цель. Упражнять в выразительном чтении стих-я, закрепить знания о повадках курицы-наседки, учить быть внимательными, действовать по сигналу.

Воспитатель, а затем и дети произносят слова:

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Сейчас к себе зовет:

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!"

Воспитатель - хохлатка, дети - цыплята идут гулять, разбредаются по площадке. На слова: «Вернитесь! Не смейте убегать!» - цыплята должны прибежать к хохлатке.

КУРОЧКИ И ПЕТУШОК

Цель: развивать речь, учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в беге.

Дети-«курочки» сидят на стульчиках. Ребенок-«петушок» ходит по залу, высоко поднимая ноги и взмахивая руками, как крыльями.

Ходит Петя у ворот,

Петя песенку поет:

Курам зернышки найду.

« Петушок» останавливается и зовет «курочек».

Курочки скорей бегут,

Зернышки клюют, клюют:

- Вот спасибо, ко-ко-ко,

Очень вкусное зерно!

- Мне теперь пора вставать,

Кур в курятник загонять.

Петушок кукарекает и догоняет кур.

ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ.

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.

Лягушки прыгают в болоте и поют:

«Мы зеленые лягушки,

Мы веселые квакушки,

Громко квакаем с утра:

Неожиданно на болоте появляется цапля и говорит:

«По болоту я шагаю

И лягушек я хватаю!

Целиком я их глотаю –

Увидев лягушат, цапля говорит:

«Вот они, лягушки,

Берегитесь, я иду –

Я вас всех переловлю!» Лягушки разбегаются в разные стороны, а цапля их ловит. Осаленные лягушки выбывают из игры.

Цель: развивать речь, воображение, активизировать движения.

Затейник в середине круга. Дети идут по кругу, произносят слова:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе,

С делаем вот так».

Затейник показывает движение, дети повторяют.

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге.

На одной стороне дети, на другой черта, в середине 2 мороза.

« Мы два брата молодые,

Два мороза удалые.

Я – мороз – красный нос,

Я – мороз – синий нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

Дети перебегают, морозы ловят.

МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне зала дети, на другой – черта, в середине – ловишка.

Мы веселые ребята

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать!

Дети перебегают, ловишка ловит.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.

Дети стоят за чертой (это их дом) на одной стороне площадки, а медведь в очерченном домике - на другой стороне площадки.

Дети идут к медведю со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

После этих слов медведь догоняет детей, которые стараются спрятаться в свой домик.

Цель: развивать речь, тактильные ощущения, активизировать движения.

Дети становятся в круг, не берясь за руки. Водяной присаживается в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу друг за другом.

Что сидишь под водой?

Выйди хоть на чуточку,

На одну минуточку.

Выйди хоть на целый час

Всё равно не знаешь нас.

Водяной подходит к одному из детей, ощупывая его, пытается отгадать его имя. Если отгадал, то водяным становится этот ребёнок.

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне площадки дети, на другой - сова. Дети идут по лесу, приближаются к сове и говорят:

Одна сова не спит,

Во все стороны глядит,

«Сова» сидит на пеньке. На слова: «Да как полетит!» сова спрыгивает с пенька. Дети разбегаются, а «сова» их догоняет.

Цель: упражнять в беге, развивать речь, быстроту реакции, воспитывать честность, справедливость.

Дети встают в круг. За кругом прыгает ребенок-«зайка» в маске зайчика.

Скачет зайка маленький

Быстро скачет зайка —

Ты его поймай-ка.

С окончанием слов «зайка» задевает ладошкой любого ребенка, который будет «лисой». «Зайка» и «лиса» бегут за кругом в разные стороны. Кто первым забежит в круг, тот и выиграл.

ПЧЕЛЫ И ЛАСТОЧКА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

Дети-«пчелы» летают и поют:

«Ласточка» сидит в «гнезде», по окончании пения говорит:

«Ласточка встанет, пчелку поймает!»

Затем вылетает из «гнезда» и ловит «пчел».

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь.

Дети изображают мотыльков, бегают, машут руками и говорят:

На зеленом на лугу мотыльки летают

И с цветочка на цветок весело порхают.

Таня вышла на лужок,

А в руках у ней сачок.

Улетай скорей, дружок!

Дети убегают, а Таня догоняет.

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне – гуси, на другой – хозяйка, посередине – волк.

Гуси, гуси! – га-га-га.

Есть хотите? – да-да-да.

Ну, летите! – нам нельзя.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси летят, волк ловит.

ВОРОБЬИ И ЩЕНОК

Цель: развивать речь, учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в беге. Дети-«птички» сидят на стульчиках и произносят текст:

Шарик по двору гулял,

Шарик птичек увидал.

Притаился и молчит,

Сделал вид, как будто спит.

«Птички» летают врассыпную. По сигналу «Шарик» выбегает из засады и ловит птиц.

Цель: упражнять в беге, развивать речь, учить вести диалог, быть внимательными. Дети идут вокруг стоящего в центре «козленка» и говорят.

Дети: Выходи, козленок мой,

Пободаемся с тобой.

Козленок: Ме-ме-ме! — звучит в ответ. —

А у вас и рожек нет.

Дети: Выходи, козленок мой,

Поиграем мы с тобой.

Козленок: Ме-ме-ме! Играть люблю,

Вот возьму и догоню.

«Козленок» догоняет ребят.

Цель: активизировать речь детей, развивать координацию речи с движениями, упражнять в беге.

Дети встают в круг. В центре — ребенок-«козлик». Ребята ведут вокруг него хоровод, а «козлик» поет.

- Я по лесу иду Дети идут по кругу.

Подойдите все ко мне! Подходят к козлику.

Непослушных детей испугаю, Отходят назад

Непослушных детей забодаю! Убегают от козлика.

Цель: развитие речи, упражнять в беге, учить исполнять главную роль.

Выбирается мишка. Ему надевают маску.

Хватит спать, хватит спать!

Мы хотим с тобою, мишка,

Ты веселых ребятишек

Ну-ка, мишка, ну-ка, мишка,

Нас поймай! Нас поймай!

Дети подходят к мишке и убегают, мишка догоняет.

Русская народная игра «ПЕТУХ»

Цель: закреплять представления о петухе, упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом.

Выбирается «петушок» среди детей. Дети встают в круг и берутся за руки.

Дети и «петушок» идут противоходом высоким шагом.

Ходит по двору петух.

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

Дети стоят, не разъединяя рук, а «петушок» машет крыльями

На весь двор кричит.

Дети разбегаются, «петушок» их пятнает.

«НА ДВОРЕ МОРОЗ И ВЕТЕР»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, быть внимательными, активизировать движения детей.

Дети стоят в кругу в и выполняют движения в соответствии с текстом:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают. Идут по кругу, потирая руки.

Не замёрзнут ручки-крошки

Мы похлопаем в ладошки.

Вот так хлопать мы умеем,

Вот так ручки мы согреем.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши.

Чтоб не мёрзли наши ножки

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем. Идут по кругу, топают.

Цель: упражнять в беге, в прыжках, учить действовать в соответствии с текстом

Один из играющих – волк. Остальные дети зайцы. На одной стороне площадки дети устраивают домики (в кружках). Волк на другом конце площадки в овраге. Дети произносят текст:

Зайцы скачут скок – скок – скок,

На зелёный на лужок.

Не идёт ли волк.

Выпрыгивают из домиков и разбегаются по всей площадке. Когда воспитатель произносит последнее слово «волк», волк бежит за зайцами. Старается их поймать. Зайцы убегают, каждый в свой домик.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры.

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры.


"Кубанские речевые подвижные игры"

подборка Кубанских речевых игр для учителей-логопедав, воспитателей логопедических групп.


РЕЧЕВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

РЕЧЕВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Педагог-психолог Нарбут И.В.Музыкальный руководитель Валько С.Б.МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 169» Цель: вызвать радость от вербального общения в совместной игре.Задачи:обучающ.


Картотека "Речевые подвижные игры (средний возраст)"

Особенно эти игры актуальны для детей с ОНР (общее недоразвитие речи), так как они корректируют и речевое, и физическое и психическое развитие. Эти игры можно использовать на занятиях и.


Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР

Консультация для педагогов.


Журнал с речевыми подвижными играми для среднего дошкольного возраста

Читайте также: