Мысли и афоризмы шри ауробиндо

Обновлено: 13.05.2024

Сборник мыслей и афоризмов Шри Ауробиндо (1872–1950) - выдающегося индийского мыслителя и поэта, основоположника интегральной йоги - открывает еще один доступ к его многомерному опыту. Это не описание его учения, а, скорее, заметки о духовном странствии Шри Ауробиндо, фрагменты объемной картины, многоцветная мозаика откровений…

Предисловие к русскому переводу 1

ШРИ АУРОБИНДО - БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА 1

Шри Ауробиндо - "Мысли и афоризмы" 2

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 16

Шри Ауробиндо
Мысли и афоризмы

Предисловие к русскому переводу

Шри Ауробиндо писал свои "Мысли и афоризмы" в одной из обыкновенных ученических тетрадей, которыми он пользовался в период около 1913 г. На этот же год указывает и почерк Шри Ауробиндо. В мае 1915 г. и мае 1916 г. десять афоризмов были напечатаны в ежемесячном философском обозрении "Арья"; позднее они были включены в книгу "Мысли и озарения" (а именно: последний афоризм в подглаве "Радость бытия" и первые девять афоризмов в главе "Мысли и озарения"); с тех пор они не включаются в состав работы "Мысли и афоризмы", нет их и в настоящем переводе.

550 афоризмов (540 из настоящей работы и 10 из "Мыслей и озарений") были написаны в тетради на страницах с 1-ой по 79-ю. На стр. 80 были помещены наброски афоризмов 407, 408, 411, 412, 173 и два афоризма (541 и 542) из приложения. Остальные пять афоризмов приложения (543–547) были написаны в другой тетради, по всей вероятности, позже, чем остальные: почерк указывает на период около 1919 г.

Основная рукопись состояла из девяти подглав (по три подглавы на каждую из тем - Джняна, Карма и Бхакти), которые следовали в таком порядке: Джняна, Карма, Бхакти, Карма, Джняна, Бхакти, Карма, Бхакти, Джняна. В первом же английском издании все подглавы были объединены в главы под соответствующими названиями - Джняна, Карма и Бхакти, - причем тремя звездочками подглавы отделяются между собой.

Все переведенные здесь афоризмы никогда не издавались при жизни Шри Ауробиндо - впервые сборник "Мысли и афоризмы" вышел в свет в Ашраме Шри Ауробиндо в 1958 г. Саму рукопись Шри Ауробиндо редактировал один или два раза; исправления были не всегда четкими, что вело к некоторым разночтениям.

Перевод основного текста "Мыслей и афоризмов" мы решили сопроводить словарем терминов и имен собственных, встречающихся в тексте; при его составлении был использован, помимо иных источников, замечательный словарь собственных имен Гопала Дасс Гупты (Glossary and Index of Proper Names in Sri Aurobindo's Works compiled by Gopal Dass Gupta). Основной текст предваряет краткий биографический очерк о Шри Ауробиндо.

"Автобиографичны", на наш взгляд, сами афоризмы Шри Ауробиндо. Это не представление какого-то учения, "школы" или "системы", а, скорее, история духовного странствия Шри Ауробиндо, путевые заметки - наброски, фрагменты многомерной картины, многоцветная мозаика откровений. Такое необычное видение Шри Ауробиндо удивительным образом расширяет нашу собственную картину мира и наши представления о Боге, о мире и о себе.

ШРИ АУРОБИНДО - БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Родился в Калькутте 15 августа 1872 года в семье доктора. В возрасте семи лет был отправлен в Англию для получения образования. Учился сначала в школе Св. Павла в Лондоне, а затем в Кембридже, изучая греческий, латынь, классическую и современную западную литературу. С ранних лет проявлял незаурядные способности к стихосложению. К двадцати годам владел семью европейскими языками. На родину вернулся в 1893 г.

В период с 1893 по 1907 г. занимает разные должности в штате Барода и в Бенгалии - преподает французскую и английскую литературу в университете штата Барода, занимает должность проректора этого университета, а в 1906 г. переезжает в Калькутту и становится ректором Национального Колледжа. В то же время Шри Ауробиндо разворачивает активную борьбу за освобождение Индии от британского владычества, которая не ограничивалась "публичной пропагандой, направленной на обращение всей нации к идеалу независимости, казавшемуся тогда большинству индийцев неосуществимым и нереальным, утопией и чуть ли не безумием", но включала в себя и подготовку вооруженного восстания. В этот же период он начинает изучение индийских языков (санскрит, маратхи, гуджарати и бенгали) и священных индийских текстов. В 1904 г. Шри Ауробиндо впервые обращается к йоге - не ради ухода от мира, но как к средству эффективного действия в мире: "Во мне был агностик, во мне был атеист, во мне был скептик и я не был абсолютно уверен, существует ли Бог вообще… Я чувствовал, что в этой йоге должна заключаться могущественная истина… Когда я обратился к йоге… вот с какой молитвой, обращенной к Нему, я сделал это: "Если Ты существуешь, Ты знаешь мое сердце. Ты знаешь, что я не прошу Мукти, я не прошу ничего, о чем просят другие. Я прошу только дать мне силу поднять эту нацию и позволить мне жить и работать для народа, который я люблю" …"

В 1908 г. Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в организации покушения на одного из чиновников британского колониального правительства и заключен в алипорскую тюрьму, где провел целый год. Этот год одиночного заключения стал для него периодом интенсивной йогической практики: каждый день перед глазами Шри Ауробиндо разворачивался новый духовный опыт, приведший его к осознанию своей миссии: не освобождение одной страны, но духовное освобождение всего человечества. Шри Ауробиндо пережил глубокую внутреннюю трансформацию, изменившую внешнее направление его жизни: выйдя на свободу (суд признал его невиновным), он, повинуясь внутреннему голосу, уезжает в Пондичерри (городок на юге Индии, находившийся на территории французских колониальных владений), оставляет политическую деятельность и полностью посвящает себя йогическим поискам. За ним последовали и его друзья и соратники, которые впоследствии стали его учениками в йоге - так создавалось ядро будущего Ашрама Шри Ауробиндо.

В период с 1914 по 1920 г. Шри Ауробиндо пишет свои самые известные труды - "Божественная жизнь", "Синтез Йоги", "Тайна Веды", "Человеческий цикл", "Идеал человеческого единства", "Эссе о Гите" и др. для философского обозрения "Арья".

В 1914 г. произошло знакомство Шри Ауробиндо с Миррой Ришар, которой впоследствии он дал имя "Мать". Она станет сотрудницей Шри Ауробиндо и продолжательницей его дела. 24 апреля 1920 г. мать приезжает в Пондишери и остается там навсегда. Помимо работы на оккультных планах - йоги, которую она осуществляла вместе с Шри Ауробиндо, - она взяла на себя воспитание, образование и духовное водительство учеников (их число постоянно росло), а после того, как Шри Ауробиндо ушел в уединение, - все заботы об Ашраме.

24 ноября 1926 г. Шри Ауробиндо пережил необыкновенный духовный опыт, который сам он назвал позже "нисхождением Кришны в физическое". С этого дня он уединился в своей комнате, прекратил все контакты с учениками и полностью посвятил себя йоге. На вопросы учеников он отвечал в письмах (из них впоследствии были составлены три тома "Писем о Йоге" ). Если на ранних этапах своей йоги Шри Ауробиндо вел дневники, из которых можно получить представление о ходе его садханы, то о последнем периоде его работы фактически ничего неизвестно. Возможно, единственным письменным "свидетельством" и отображением глобального видения Шри Ауробиндо является его поэтический эпос "Савитри", над которым он работал до последних дней всю свою жизнь. 5 декабря 1950 г. Шри Ауробиндо ушел из земной жизни.

Его труды насчитывают более 30 томов. Согласно Шри Ауробиндо, мировая эволюция есть постепенное самопроявление Божественного, неявно пребывающего в Природе. Восходя от камня к растению, от растения к животному и от животного к человеку, эволюция этим не завершается: ее цель - создание более совершенного, "супраментального" существа, которое будет превосходить человека гораздо больше, чем тот превосходит животное. Человек есть переходное ментальное существо, чье призвание - достижение более высокого супраментального - уровня сознания, которое трансформирует всю его природу вплоть до физического, клеточного уровня. Жизнь Шри Ауробиндо была посвящена практической реализации этого нового супраментального принципа в себе и в мире.

Мыслитель и гуру Шри Ауробиндо известен своим необычным взглядом на устройство Вселенной. Он, например, говорил, что праведного гнева не бывает. И что гнев и ненависть - самые серьезные преступления человека, потому что они противоречат божественной природе. Если же в человеке нет ненависти, он сможет легко превратить все свои поступки в добро.
Он также говорил о лицемерии некоторых людей, уверяющих, что они любят Бога, но при этом ненавидящих друг друга. Если в сердце живет настоящая любовь, в ней нет места злу, говорил мудрец.
В одном из своих трудов Шри Ауробиндо написал о том, что эволюция не завершена и человек - не ее венец. По мнению философа, люди постепенно трансформируются, становятся более осознанными, добрыми и милосердными. А значит, в конце концов они станут "сверхлюдьми", то есть улучшенной версией самих себя.


По мнению гуру, человеческий разум постоянно претерпевает изменения и усовершенствуется. И пока человек - не более чем "мыслящее животное", которое являет переходной ступенью к человеку разумному.
Уверенность в этом Шри Ауробиндо придавало осознание того, что существует Высший Разум, от которого произошли люди и к сознанию которого все мы стремимся.
По описанию мыслителя, в определенный момент эволюции люди научатся пользоваться Сверхразумом - совокупностью знаний о мире, которая существует в информационном поле. То есть, говоря современным языком, подключаться к невидимому Интернету без проводов и специальных устройств, а только в помощью мысли.
Тогда человек и превратится в сверхчеловека.
То есть люди соединятся с Божественным и смогут преодолеть физические ограничения материального мира, станут более духовными.
Таким образом, ум — не конечная точка развития сознания. Существуют "планы сознания" выше человеческого уровня, к которым мы когда-нибудь научимся подключаться.
Шри Ауробиндо говорил, что людям нужно открываться "большему божественному сознанию", чтобы достичь силы света и блаженства, обнаружить истинное Я, оставаться в постоянном союзе с Божественным.
Два мудрых совета от Шри Ауробиндо:
1. Живи так, будто идеал нужно осуществить очень скоро, в течение одной твоей жизни.
2. То, чего ты даже в самых смелых мечтах не ожидаешь раньше пятого тысячелетия, может расцвести завтра на рассвете. А то, чего ты ждёшь и страстно желаешь сегодня, может быть предопределено в твоём сотом перерождении.

© Copyright: Наталья Глазунова-Моисеева, 2021
Свидетельство о публикации №121100601245 Рецензии

Пранам! Индии почёт отдам!
Люблю Шри Ауробиндо с незапамятных времён,
лет эдак 47. Сатпрама "Путешествие Сознания"
читала несколько раз и перечитывая в очередной,
только тогда наступало просветление трансцендентальной
мудрости за пределами слов и лёгкое постижение Основ!

Благодарю Свет Наталья! Его ЙОГА тоже прекрасна.

В моей дом библиотеке эти Книги имеются, а твоя
публикация - это как подсказка в каком измерении искать.
Искать и находить жемчужины Истины Беспредельности.

Но в Его Ашраме АУРОВИЛЕ я так и не побывала.
вероятно возможно в сотом перерождении.

Была совсем рядом, но. не случилось.

Но обнималась душевно с духовными сёстрами,
там побывавших и с упоением слушала их рассказы - переживания.
Особенно у самадхи Шри Ауробиндо и Матери. АУМ! ОМ!

Людмилушка, РА-дость моя ненаглядная, доброе утро!
Я, кроме России, нигде не бывала, но это не так важно
для моей души. Ей важно, что она вошла со мной в контакт и
через сердце помогает мне приобщаться к урокам мудрости.
Я счастлива, и благодарна всем великим посвящённым,
с помощью которых я осваиваю священные уроки в этом несовершенном мире.
***
с любовью

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

1) Опасайся праведников, негодующих слишком громко. Очень скоро ты увидишь, как они совершают или прощают те самые деяния, которые столь яростно осуждали.

2) Эгоизм — это единственный грех, подлость — единственный порок, ненависть — единственное преступление. Все остальное легко обращается в добро, но эти упрямо сопротивляются божественному.

3) Живи внутренней жизнью; да не возмутят твой покой события внешнего мира

4) Благодаря твоим сомнениям совершенствуется мир.

5) Ад и Рай существуют лишь в сознании души. Да, но то же самое можно сказать и о Земле со всеми ее материками, морями, полями, пустынями, горами и реками. Весь мир есть не что иное, как образ, построенный в сознании Души.

6) Атеист — это Бог, играющий с собою в прятки.

------
Бог, не умеющий улыбаться, не смог бы создать этой забавной Вселенной.


Сборник мыслей и афоризмов Шри Ауробиндо (1872–1950) — выдающегося индийского мыслителя и поэта, основоположника интегральной йоги — открывает еще один доступ к его многомерному опыту. Это не описание его учения, а, скорее, заметки о духовном странствии Шри Ауробиндо, фрагменты объемной картины, многоцветная мозаика откровений…

Читайте также: