Отец мой и мать моя оставили меня но господь примет
Обновлено: 21.12.2024
Надписания «прежде помазания» нет в еврейской Библии, но есть у LXX-ти и в Вульгате. Это надписание может быть понимаемо как указание, что псалом был написан Давидом прежде его помазания пред народом в царя Израиля. Так как в псалме изображается положение Давида угнетенным и всеми оставленным, даже родителями (а это последнее происходило во времена гонений от Саула, когда родственники Давида боялись входить с ним в сношение), то с большим основанием псалом нужно считать писанным во время гонений от Саула, а не Авессалома, до какого времени едва ли могли дожить родители Давида.
Так как Господь свет мой и крепость моя, то я не боюсь нападения врагов и их полчищ: они погибнут (1–3). Я молю Господа дать мне возможность пребывать в Его скинии, где я не буду бояться врагов, а буду петь Господа (4–6). Но теперь, когда кругом меня враги и я оставлен даже своими родителями, молю Тебя, Господи, защитить меня (7–12). Я верю, что останусь жив и – мужаюсь (13–14).
Пс.26:2 . Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
«Пожрать плоть мою» – съесть мое тело, погубить меня, умертвить. Такою целью задавался Саул в своих многочисленных преследованиях Давида.
Пс.26:3 . Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
Какое бы количество врагов ни восставало на Давида, и как бы в борьбе с ними Давид ни оставался совершенно одиноким, его «сердце не убоится» , он не потеряет мужества, так как его защитником является Господь.
Пс.26:4 . Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
«Созерцать красоту Господню» , – т. е. присутствовать при совершении богослужения, в котором все Давида наполняло возвышенными мыслями. Еврейское «noham» можно перевести «благоволение», т. е. Давиду желательно жить при храме и пользоваться благоволением Иеговы.
Пс.26:5 . ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
«Скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего» – там, во внутренних покоях, где Господь постоянно присутствует. Сравнение взято из обычая хранить сокровища в особо скрытых и безопасных местах. – «Вознес бы меня на скалу» – униженное положение заменил прочным и непоколебимым существованием, как бы поставил на скалу, недоступную и несокрушимую.
Пс.26:6–8 . Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
Форма диалога. Бог как бы говорит в сердце Давида: «ищите лица Моего» , т. е. стремитесь ближе быть ко Мне, так как только в Боге истина и сила.
Пс.26:10 . ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
«Отец мой и мать моя оставили меня» . Родственники Давида уклонялись от сношений с ним, так как Давид преследовался Саулом, как противник величества, как враг царя, и близость к нему даже со стороны родных Давида могла быть истолкована подозрительным Саулом как содействие ему в его мнимом восстании на царя.
Пс.26:11 . Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
Давид молит Бога помочь ему быть чистым в своих делах, и как бы ни тяжело было его настоящее положение, не допустить даже по нужде совершить какое-либо преступление и нарушить Его Закон. Это для Давида нужно «ради его врагов» , чтобы не дать последним возможности обвинить его в чем-либо.
Пс.26:13 . Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
«Земл я живых» . Давид верует, что Господь защитит его и не допустит до гибели, до шеола, куда нисходят все умершие, напротив – он будет жить и вращаться среди живых людей.
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его, 5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; 12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
Сказал Господь: итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Христос принимает быть всех Его последователями на одном-единственном условии: чтобы они были готовы принять крест и страдания. С самого начала, призывая апостолов, Он говорил, что они недостойны Его, если не хотят расстаться со всем ради Него. Теперь Он говорит, что честь и милость быть учениками Его дается тем, для кого Христос дороже всего на свете. Если вера наша что-нибудь значит для нас, она должна быть для нас всем. Кто не хочет принять креста на этих условиях, может оставить его к собственной погибели.
Мы должны предпочесть Христа всему, и в том числе, говорит Господь, нашим самым близким и дорогим отношениям с другими людьми. Дети должны любить своих родителей и родители должны любить своих детей. Но если они любят друг друга больше, чем Христа, они недостойны Его. Как ненависть к другим людям, а особенно к домашним нашим, лишает нас общения со Христом, так и любовь к ним по плоти, любовь без Христа, удаляет нас от Него.
Христос говорит, что всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей ради Него, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Что значит – оставить и жену, и детей, и братьев и сестер ради Христа? Это значит, когда мы оказываемся перед выбором – оставить их или оставить Христа – мы должны предпочесть Того, без Кого мы лишимся навсегда, в конце концов, всех наших дорогих и близких. Самое главное условие святости, которое открывает нам Господь – это готовность оставить все. Апостол Петр спрашивает Господа, что получат они за то, что оставили все.
Мы понимаем, что это «все», что они оставили, на самом деле достаточно жалкое. Однако Господь понимает, что это было в тот момент их «все». Если бы у них было что-нибудь большее, и тогда они бы не поколебались отдать это Господу. Поэтому Христос с такой любовью их принимает. И всех, кто так приходит ко Христу, Он принимает.
Они последовали за Христом, когда созидание Церкви Божией только начиналось, и они все превозмогали среди самых больших скорбей, поэтому Господь воздает им особую честь. Господь особенно благоволит к тем, кто с самого начала с Ним. К тем, кто не отступает от Него во время сугубых испытаний. И самое главное испытание и милость, которая дается всем – это не только скорби, но и смерть. Все оставить – это значит быть способным принять смерть не как ужас, как это происходит со всеми людьми, не знающими Христа и Его благодати, но как жизнь новую, как высший дар, который может быть принят человеком. В этом заключается жизнь, в этом заключается святость. И ни один человек не лишен возможности все отдать Господу.
Дай Бог нам восходить к этому и понимать, что многие первые, как говорит Господь сегодня, будут последними. И многие последние – первыми. Небесное наследство не дается так, как земное. Не по старшинству возраста, не по благородству рождения оно дается, но так, как Бог благоволит. И дар Его определяется по нашей любви к Нему, по нашей готовности все оставить и все принять, потому что Господь всего Себя, все, что есть у Него, дает тем, кто святы.
«Псалом Давиду прежде помазания». Надписания сего в Екзаплах я не нашел, но есть оно в некоторых списках. Иные взяли сие за повод отвергать все надписания, как неистинныя. Ибо говорят: как мог Давид писать пророческие псалмы, когда не был еще помазан и не приял благодати Всесвятаго Духа, и притом был еще молод, пас овец, а не царством управлял, и никем еще не был гоним? Но им надлежало знать, что, по сказанию истории царств, Давид помазан был двукратно, и даже трекратно: в первый раз в Вифлееме Пророком Самуилом; во второй раз в Хевроне коленом Иудиным после погибели Саула, и в третий всеми коленами по смерти Мемфивосфея. О втором же помазании сказуется так: «и вопроси Давид Господа, глаголя: вниду ли в един от градов Иудиных? и рече Господь к нему: вниди. И рече Давид: камо вниду? и рече: в Хеврон» ( 2Цар. 2, 1 ). Потом бытописатель разсказав, как он взошел, присовокупил: «и приидоша мужие от Иудеи, и помазаша тамо Давида, да царствует над домом Иудиным» ( 2Цар. 2, 4 ). О третьем помазании опять сказуется так: «и приидоша вся племена Израилева к Давиду в Хеврон» ( 2Цар. 5, 1 ), и чрез несколько слов: «и положи им царь Давид завет в Хевроне пред Господем, и помазаша Давида на царство над всем Израилем» ( 2Цар. 5, 3 ). А посему видно, что псалом сей изречен прежде, нежели Давид приял второе поставление на царство, и вступил в управление делами. Итак изрек он слова сии гонимый Саулом, когда пришел к священнику Авимелеху, и помолясь в скинии Божией, прияв благословение святых хлебов, избежал от рук врага. О сем и говорит он в этом псалме: «яко скры мя в селении своем в день зол моих» (5). Тогда и Доик Идумеянин, пасший там царских мсков, известил Саула о бегстве Давидовом; почему и говорит Пророк в псалме: «яко возсташа на мя свидетеле неправеднии» (12). Но яснее покажет сие подробное изъяснение.
Пс.26:1 . Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
«Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» Просвещаемый Тобою, говорит Пророк, и озаряемый умным Твоим светом, пренебрегаю я всех в совокупности врагов.
Пс.26:2 . Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
«Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша» . Не обманулся я, говорит, в надежде, возложив упование на Твою помощь. Ибо и постигнув Меня наподобие зверей преследующие и покушавшиеся сделать из меня снедь, не причинили мне вреда, но сами потерпели конечную пагубу. А что сие бывало неоднократно, – показывает история. Ибо раз и два уловленный Саулом избегал сетей, лучше же сказать, мог предать смерти самого гонителя, если бы только захотел. Но он показал свое любомудрие, а гонитель от иноплеменников понес наказание за лукавство. И поэтому сказанное в псалме есть предречение будущаго.
Пс.26:3 . Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
«Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю» . После такого опыта Божией помощи, если двукратно и трекратно покусятся напасть на меня многочисленные враги, вооруженный сею надеждою, не убоюсь бед.
Пс.26:4 . Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его.
Пс.26:5 . Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
«Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» .
«Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя» . А я, говорит Пророк, изведав такое благодеяние, прошу у моего Благодетеля не богатства и власти, не царства и славы, но того, чтобы постоянно пребывать в божественном храме, созерцать там божественную лепоту и наблюдать за всем совершаемым по закону. Ибо опытом дознал я пользу, приобретши уже там спасение и избегнув от рук гонителей. Сего и просил великий Давид, сие и приял от великодаровитаго Бога, потому что перенес божественный кивот, поставил другую, более прежней чудную скинию, и учредил разные лики певцев. И это всякий подробнее может узнать из книги Паралипоменон. Сказано же: «едино просих от Господа» – в том значении, что просил единой благодати: так должно разуметь сие.
Пс.26:6 . Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
«И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения» . Здесь переменено время; сие дал видеть и Акила; потому что вместо слов: «вознесе главу мою» , поставил: «вознесется глава моя». Посему слова сии имеют тот смысл, что окруженный ныне врагами воцарится и одолеет неприязненных ему, и сам окружит их, Богу же принесет в скинии не жертвы предписанныя законом, но жертву хваления, какую во всех церквах по вселенной и приносит день и ночь чрез уверовавших в Бога. В некоторых списках читается: «жертву хваления и воскликновения» ; но смысл остается тот же; потому что «воскликновение» есть воинский клик отважнейших для воодушевления робких, а таково и песнопение: оно есть клик благодушествующих и песнословящих Бога. Сказано: «благодушествует ли кто в вас? да поет» ( Иак. 5, 13 ).
«Пою и воспою Господеви». И отсюда видно, что в сказанном выше переменено время; потому что Пророк дает только обещание петь и вознести песнопение.
Пс.26:7 . Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
«Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя» . Просит милости, впрочем не милости несправедливой, но милости весьма справедливой.
Пс.26:8 . Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
«Тебе рече сердце мое: Господа взыщу» . Не слова лишенныя истины произнес я, но совершил дело при согласии и сердца с словами.
«Взыска Тебе лице мое». Недостаточно того, что уже сделано, но буду делать сие и в последующее время. «Лица Твоего, Господи, взыщу» . Посему не отринь меня желающаго, и не лиши желаемаго.
Пс.26:9 . Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
«Не отврати лица Твоего от Мене и не уклонися гневом от раба Твоего» . Сказал сие Пророк, заимствовав образ речи от тех, которые гневаются, отвращаются от приближающихся к ним и покушаются уклониться другим путем.
«Помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой». Слова: "не отрини ( μὴ ἀποσκορακ ί σ ῃ ς ) мене" другие переводчики заменили словами: «не отвергни меня». Слово же это Седмьдесят составили, научившись у внешних, потому что выражение: «к воронам тебя!» у древних составляло некоторое ругательство, основанное на какой-то басне.
Пс.26:10 . Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
«Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» : потому что гонимый Саулом принужден я был жить вдали от родителей. Но вместо всего этого для меня довлеешь Ты, Владыка.
Пс.26:11 . Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих.
Пс.26:12 . Не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
«Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую» . Вместо слов: «законоположи ми» Акила и Феодотион употребили: «просвети», а Симмах: «покажи мне путь Твой». поелику , говорит, принужден я жить вдали от соплеменников, то Сам будь моим Законодателем и путеводителем, указав мне ведущую к Тебе стезю.
«Не предаждь мене в души стужающих ми» . Речения сии суть порождения смиреннаго образа мыслей. Ибо выражают: хотя недостоин я спасения, однако же изгнан несправедливо, не причинив ни малой обиды враждующим на меня. Поэтому не предай обидевшим меня обиженнаго.
«Яко возсташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе». Акила же выразил это яснее: «противостали мне свидетели лживые, и обнаружилась неправда». Они, говорит, употребили против меня клеветы, но, при Твоей помощи, не потерпел я от того никакого вреда, вред же сей обратился на самих обидчиков, и брошенныя ими в меня стрелы на них также обратились. И сие заимствовано из общаго словоупотребления, потому что о замышляющих, но не делающих вреда в обычае у нас говорить: себе самому, а не мне повредил. Так и блаженный Давид сказал: «солга неправда себе» .
Пс.26:13 . Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
А я «верую видети благая Господня на земли живых» , потому что не только преодолею врагов в настоящей жизни, но наслаждусь и ожидаемыми благами. Потом Пророк предлагает увещание всем людям.
Пс.26:14 . Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
«Потерпи Господа» . А как сие возможно? «Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» . Вооруженный мужеством ум и им преодолевающий приражающияся страдания, говорит Пророк, укрепляется, препобеждает и ожидает Божественных обетований, наследником которых делается при содействии тела. Землею же живых называет Пророк жизнь ожидаемую, как изъятую смерти, свободную от тления и печали.
Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7
Читайте также: