Одна из примет запорожца

Обновлено: 14.11.2024


Редко какой автомобиль вызывает столь универсально-положительную реакцию как первый «Запорожец», он же ЗАЗ-965. Причем, что характерно люди не ездившие на нем, отзываются о «Горби» даже теплее, чем те кому повезло побывать в шкуре его владельца. В любом случае, о первом «Запоре» есть что рассказать…

Вообще-то он коренной «Москвич»
Удивлен? И тем не менее это именно так. Дело в том, что изначально дебютная модель Запорожского автозавода, представленная в 1960-м, задумывалась как базовая модель московского АЗЛК (в ту пору еще носившего имя МЗМА — Московский Завод Малолитражных Автомобилей) на Волгоградском проспекте. Собственно, и разработку «Запорожца» начали, продолжали и успешно завершили в столице. Будущий «горбатый» должен был пойти в серию под именем «Москвич-444».

Но планы резко изменились, когда выяснилось, что завод на Волгоградке физически не осилит выпуск еще одной массовой модели. Предприятие итак работало на износ. Тогда весь готовый проект с полной техдокументацией был передан украинскому заводу «Коммунар», который до сих пор занимался исключительно производством комбайнов. Так, не родившись умер «Москвич-444», а ему на смену пришел серийный ЗАЗ-965.

Держи вора?
С какой стати? На самом деле ЗАЗ-965 нельзя назвать внаглую скопированной у иностранных товарищей конструкцией. По крайней мере, полностью его точно не слизали. Да, конечно, еще при разработке прототипа «Москвич-444» советские инженеры вдохновлялись образом итальянского Fiat 600. Но именно что вдохновлялись. Даже в плане дизайна явное сходство очевидно лишь при взгляде спереди. В техническом плане «горбатый» это скорее собственная разработка МЗМА. Схема подвески, совершенной другой двигатель, трансмиссия, кузов. И раз уж мы вспомнили про кузов…

Fiat 600, послуживший музой для создателей «горбатого»
Вообще-то, ЗАЗ-965 — это седан
Пусть тебя не смущает его двухдверность. Действительно ЗАЗ-965 правильнее причислить именно к роду седанов. Согласно принятой в СССР и более чем логичной по сути системе классификации автомобильных кузовов, легковушка с двумя полноценными рядами сидений считается седаном. Количество дверей здесь вообще не имеет значения. Единственная закавыка — считать ли задний ряд «горбатого» полноценным или нет. Если же ты настаиваешь на том, что он (ряд то есть) всего лишь дополнительный, то ЗАЗ-965 по той же советской кузовной классификации правильно назвать купе. Надеемся ты все это время держался за стул…


Терки by Вассерман
Легендарные автомобили прошлого есть частенько могли похвастать характерными дизайнерскими фишками, названные в честь создателей. Скажем, форму задних боковых окон на BMW в середине прошлого века окрестили «изгибом Хоффмайштера» — в честь главного бээмвшеного дизайнера. Но и у «Запорожца» была собственная гордость: незабываемые воздухозаборники в задней части кузова назвали «терками Вассермана». Разумеется в честь инженера Григория Вассермана, а не того Вассермана о котором ты подумал.

1000 бутылок водки вдребезги?
«Горбатый» и задумывался как машина максимально приближенная к народу. Вполне логично, что когда в самом начале 60-х ЗАЗ-965 поступил в продажу, то стал самым дешевым автомобилем Советского Союза. Стоимость «горби» закрепили на отметке в 1800 рублей в послереформенных деньгах. Именно поэтому за 965-м закрепилась репутация автомобиля, который продают по цене 1000 бутылок или 50 ящиков водки. Прикол правда жил не дольше современного мема. В 1962-м водка подорожала и шутка перестала быть актуальной.

Попробуй повтори!
Пусть стоил «горбатый» сравнительно недорого, купить его все равно было проблемой. С потребностями огромной страны в автомобилях отечественная промышленность не справлялась. И несколько десятков тысяч «запорожцев», сходивших с конвейера «Коммунара» ежегодно, тренд переломить не могли. Разумеется, все это приводило к перекосам на местах. Некоторые счастливые (и очень ушлые) владельцы 965-го, купившие его новеньким за 1800 рублей, даже проездив на тачке 10 лет, затем легко сбывали машину на вторичном рынке чуть ли не за большие деньги. Вот это называется выгодное вложение капитала!


Поехали, Jalta!
Не верится даже, но «горбатые» действительно шли на экспорт. По-крайней мере их пытались продавать за границей. Конечно, в топовых комплектациях аж с радиоприемником и с измененным именем. Это слишком жестоко заставлять заграничную клиентуру выговаривать Zaporozhets, поэтому ЗАЗ-965 без лишнего выпендрежа назвали «Ялта», то есть Jalta.

Почтальон всегда гудит дважды

Вас ист дас? Думаешь экспортный «горбатый» для Великобритании или Японии? Нет, до такого все же не дошло. Это всего лишь специальная версия ЗАЗ-965С, заказанная почтовым министерством СССР. На таких «запорах» почтальоны Печкины забирали корреспонденцию из почтовых ящиков. Руль потому и расположен справа, чтобы забирать письма не выходя каждый раз на улицу.


Джентльмены, заводите ваши «запоры»!
Но что почта, «горбатому», представь себе, довелось поработать даже гоночным автомобилем. И не «ха-ха-ха», а порой даже не без успеха. Кстати, именно на 965-м начинал свою карьеру один из ведущих советских раллистов Стасис Брундза. Ну и зацени этот снимок. Как видишь легкий и юркий «запор» зажигал и на трассах зимних ипподромных гонок. Не думаешь же ты, что «горби» просто отстает на круг.

На нем ездил даже Джеймс Бонд
У «горбатого» немало ролей в советском кино. Но вот это камео получилось, конечно, самым-самым. Еще бы ведь однажды ЗАЗ-965 засветился даже в знаменитой Бондиане. И пусть Пирс Броснан был всего лишь пассажиром «запора», сам же факт это нечто фактическое. Не правда ли?

Пожалуй, наиболее сильной за все время существования Сечь была во времена Богдана Хмельницкого. Запорожцы, пусть и в союзе с крымскими татарами, в то время могли на равных воевать с достаточно мощной Речью Посполитой и даже захватить территорию Киевского, Брацлавского и Черниговского воеводств. Появилось новое государство, которое казаки называли «Войско Запорожское», но более известно оно как «Гетманщина».

Гетманщина в 1649-1654 гг.

Это государство в лучшие годы включало в себя территории нынешних Полтавской и Черниговской областей, некоторые районы Киевской, Черкасской, Сумской областей Украины и Брянской области Российской Федерации.

«Гетманщина, «Русский потоп» и Руина

Богдану Хмельницкому, как известно, удалось уговорить русское правительство Алексея Михайловича Романова принять запорожцев в подданство. Это решение для Москвы было непростым, и первое обращение Хмельницкого, поступившее в 1648 году, осталось без ответа. Когда последовали новые просьбы, Алексей Михайлович не пожелал брать на себя ответственность и созвал Земский собор, которому суждено было стать последним в истории России.

1 октября 1653 г. Собор постановил:

«Принять под свою государственную высокую руку все Войско Запорожское с городами и землями и православными христианами, так как Речь Посполитая пытается их поголовно искоренить».

То есть главным поводом и основной причиной для вмешательства оказались не стремление прирастить территорию и тем более не вопросы какой-то выгоды, а гуманитарные соображения — желание оказать помощь единоверцам.

18 января 1654 года состоялась знаменитая Переяславская рада, на которой было принято решение о переходе под юрисдикцию Москвы. И России пришлось 13 лет воевать с поляками, которые часто называют эту войну «Русским потопом». После смерти Богдана Хмельницкого в Гетманщине началась гражданская война между пророссийской и польской партиями, вошедшая в историю как Руина. Гетманы Юрий Хмельницкий, Иван Выговский, Павел Тетеря, Яким Скамко, Иван Брюховецкий, казацкие полковники, старшина сцепились друг с другом, то заключая союзы, то разрывая их, разоряя земли и призывая на помощь то поляков, то татар. Анжей Потоцкий, основавший город Станислав (сейчас — Ивано-Франковск) пишет о событиях тех лет:

«Теперь там сами себя поедают, городок против городка воюет, сын отца, отец сына грабит».

Андрусовское перемирие 1667 года закрепило раскол несостоявшегося государства Богдана Хмельницкого: граница прошла по Днепру. До 1704 года его осколки управлялись двумя гетманами — левого и правого берега Днепра. Но на правом берегу власть гетманов скоро была ликвидирована, и гетманщиной стали называть некоторые территории Левобережной Украины, центром которых был Киев. Последним избранным на Раде гетманом Войска Запорожского стал преемник Мазепы Иван Скоропадский, но само звание было упразднено лишь в 1764 году. Кирилл Разумовский, занимавший в то время пост гетмана, взамен получил чин генерал-фельдмаршала. А в 1782 году было отменено и сотенно-полковое административное устройство бывшей Гетманщины.

Запорожцы теперь служили России, вместе с русскими войсками они ходили в Чигиринские (1677–1678 гг.), Крымские (1687 и 1689) и Азовские (1695–1696) походы.

Кошевой атаман Иван Серко

Особенно прославился в то время кошевой атаман Чертомлыкской сечи (избирался на эту должность 20 раз) Иван Серко (Сирко) — именно его обычно называют автором легендарного письма турецкому султану. Этого атамана мы можем увидеть на знаменитой картине И. Репина, натурщиком счёл за честь стать киевский генерал-губернатор М. И. Драгомиров.

Таким мы видим Ивана Серко на картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Иван Серко много воевал: с Крымом, с турками, на Украине (против гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко и вместе с ним, за что после пленения был выслан в Тобольск, но прощен). В 1664 году его действия спровоцировали антипольское восстание на западе Украины — оправдываясь, он писал царю:
«Оборотясь же из-под турецкого города Тягина, пошел под черкасские города. Услыша же о моём, Ивана Сирка, приходе, горожане сами начали сечь и рубить евреев и поляков».

В отличие от своих предшественников, Серко ходил на Крым не на чайках, а во главе пешей рати. Самым известным стал поход 1675 года. Его армия вошла в Крым через Сиваш и захватила Гезлев, Карасубазар и Бахчисарай, а затем у Перекопа разбила ханское войско. Именно тогда Серко попытался вывести из Крыма несколько тысяч христианских пленников, а когда часть из них захотела вернуться обратно, разозленный атаман приказал перебить их.

Иван Серко был последним из великих кошевых атаманов: время запорожцев было уже на исходе, большие победы остались в прошлом. Они ещё могли сражаться с татарами и турками, но имели мало шансов при встрече с правильной европейской армией, превращаясь во вспомогательную легкую кавалерию.

Однако привычка к самовольству не покидала запорожцев, и главной причиной Русско-турецкой войны 1768–1774 годов считается их нападение на турецкий город Балта.

Упадок и деградация Запорожской Сечи

Падение Сечи ускорила измена гетмана Мазепы в 1709 году (кошевым атаманом запорожцев тогда был Константин Гордеенко). Полковник Петр Яковлев взял Чертомлыкскую Сечь и разрушил ее укрепления.

Уцелевшие запорожцы попытались закрепиться в Каменской Сечи (ниже по течению Днепра), но были изгнаны и оттуда. Новая Сечь (Алешковская) оказалась на территории Крымского ханства: называющие себя православными запорожцы без малейших угрызений совести присягнули хану-мусульманину. Последняя (восьмая по счёту) Пидпильнянская Сечь появилась в 1734 году после указа об амнистии запорожцев, подписанного Анной Иоанновной. Она располагалась на полуострове, образованном изгибом реки Подпольной. Сейчас эта территория оказалась в зоне затопления Каховского водохранилища.

Сюда пришли 7268 человек, которые построили 38 куреней. Рядом с Сечью выросло поселение Гасан-баша, в котором жили ремесленники и торговцы.

Эта была уже совсем другая Сечь: казаки теперь не стеснялись заводить пашни, на которых, правда, работали не они, а наемные работники. Занимались они и скотоводством. Многие теперь имели жен и детей. Семейные казаки, правда, платили особый налог — «дымовое», не имели права голоса на Раде и не могли быть избраны в атаманы. Но, похоже, они к этому и не стремились, предпочитая размеренную жизнь крупных землевладельцев: даже в боевые походы вместо себя некоторые запорожцы стали посылать наемников.

Жители Пидпильнянской Сечи делились на три группы. Самые богатые и влиятельные запорожцы назывались значными. В 1775 году запорожская старшина и значные казаки владели в окрестных землях 19 местечками, 45 селами и 1600 хуторами.

Казаки, называемые «сиромой» (бедняками), собственности не имели (кроме оружия и одежды), но получали жалованье за то, что находились в постоянной готовности к походу или обороне Сечи.

Но больше всего было «голутвы» — эти не имели ни прав, ни оружия и батрачили на значных казаков. Социальные противоречия в последней Сечи были настолько высоки, что в 1749 и 1768 гг. восстания сиромы и голутвы приходилось подавлять русским войскам.

Ликвидация Пидпильнянской сечи

В июне 1775 года эта Сечь, последняя из запорожских, была ликвидирована по приказу Екатерины II.

Дело в том, что после заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 году угроза с юга практически сошла на нет. Речь Посполитая пребывала в глубоком кризисе и опасности для России не представляла. Таким образом, Сечь потеряла свое военное значение. Но запорожская старшина, не понимая, что ситуация изменилась, продолжала раздражать царское правительство, принимая беглых крестьян, гайдамаков Правобережной Украины (что вызывало недовольство Речи Посполитой), разбитых пугачевцев и просто «лихих людей»:

«Принимают без разбора в своё худое общество людей всякого сброда, всякого языка и всякой веры».

(Из указа Екатерины II.)

К тому же запорожцы препятствовали селению колонистов на самостоятельно захваченной ими территории, которую они называли Великий Луг. В так называемой Славяносербии, территории между реками Бахмут, Северский Донец и Лугань, дело дошло до прямых столкновений.

Исполнять императорский указ было поручено Петру Текели, который сумел незаметно подвести войска и взять сечевые укрепления без единого выстрела. Это достаточно красноречивое свидетельство деградации боевых навыков сечевиков, ухитрившихся проспать свою столицу. «Упражнялись в исполнении сна», — счёл возможным пошутить в своем рапорте Текели.

П. А. Текели

Репрессированы были лишь кошевой Петр Калнышевский, писарь Глоба и судья Павло Головатый, которые оказались замешаны в связях с турками. Остальная казацкая старшина и значные казаки не пострадали — они сохранили свои земли и получили дворянские звания. Рядовым казакам было предложено перейти на службу в гусарские и пикинерские полки, но строгая воинская дисциплина не привлекала запорожцев.

Запорожцы за Дунаем

В 1796 году в Россию вернулась вторая группа запорожцев — около 500 человек. В 1807 году российское подданство приняли ещё два отряда запорожцев, из которых первоначально было сформировано Усть-Бужское казачье войско, но уже через 5 месяцев они были переселены на Кубань. В 1828 году, во время новой русско-турецкой войны, задунайские запорожцы разделились ещё раз: часть ушла в Эдирне, остальные, во главе с кошевым атаманом Гладким, перешли на сторону России. Вначале из них сформировали Азовское казачье войско, разместившееся между Мариуполем и Бердянском. Но в 1860 году и их переселили на Кубань.

Черноморские казаки

Другие запорожцы в 1787 году вошли в состав нового казачьего войска – Черноморского («Войско верных черноморских казаков»), которое вначале было размещено между Бугом и Днестром. Случилось это благодаря помощи Григория Потемкина (который некоторое время жил в Сечи под именем Грицко Нечеса). Во время знаменитого путешествия Екатерины II в новообретенные южные провинции князь организовал встречу императрицы с бывшими запорожскими старшинами, которые и обратились к ней с просьбой о восстановлении Запорожского войска. После получения положительного ответа Потемкин поручил Сидору Белому и Антону Головатому (оба в то время имели чин секунд-майора) «собрать охотников, и конных и пеших для лодок, из поселившихся в сем наместничестве служивших в бывшей Сечи Запорожской казаков».

Общее командование Потемкин поручил ставшему кошевым атаманом Сидору Белому, кавалерийские части возглавил Захарий Чепега, гребные суда (знаменитые чайки) и разместившихся на них пехотинцев — Антон Головатый.

Именно у черноморских казаков были организованы подразделения знаменитых пластунов. Вообще-то, первые пластуны появились ещё в Запорожской Сечи — как разведчики и диверсанты, но казачья вольница не создала из них постоянные регулярные боевые части.

Во время очередной русско-турецкой войны черноморцы отличились в Лиманском морском сражении под Очаковом, участвовали в захвате крепости Хаджибей (на ее месте была основана Одесса) и острова Березань. В дальнейшем черноморская флотилия чаек участвовала в захвате дунайских крепостей Исакча и Тулча, а сами казаки — в штурме Измаила. В ходе этой войны погиб Сидор Белый. В знак доверия и благодарности бывшим запорожцам были возвращены знамёна и прочие регалии, захваченные в Сечи, а Григорий Потемкин даже принял звание гетмана казацких войск екатеринославских и черноморских и вошёл в историю ещё и как последний гетман.

Перед тем как умереть, Потемкин передал черноморцам Тамань и Керченский полуостров, однако юридически оформить этот акт не он успел. После его смерти для закрепления дарованных им земель в Петербург была отправлена делегация во главе с войсковым судьей А. А. Головатым.

Головатый Антон Андреевич

Во время коронации Екатерины II Головатый уже был представлен новой императрице — сыграл для нее на бандуре и спел народную песню. В другой раз он посетил Петербург и виделся с Екатериной в составе казачьей делегации в 1774 году. Поскольку, помимо территорий, пожалованных Потемкиным, делегация просила ещё и земли по правому берегу Кубани, переговоры шли нелегко, но завершились успехом. 30 июня 1792 года бывшим запорожцам были переданы

«в вечное владение… в области Таврической остров Фанагорию с всею землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ея к Усть-Лабинскому редуту – так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли».

Земля Войска Черноморского, в будущем — Кубанского

Путь на Кубань черноморских казаков

Переселение казаков осуществлялось в несколько этапов и разными путями: морским и сухопутным.

Переселение казаков-черноморцев на Кубань

Первая группа 16 августа 1792 года отплыла к Тамани из Очаковского лимана. Казачью эскадру из 50 лодок и 11 транспортных судов вела бригантина «Благовещение» флотского бригадира П. В. Пустошкина и охраняли несколько «корсерских судов». Этих черноморцев возглавлял казачий полковник Савва Белый. 25 августа они благополучно пристали к берегам Тамани.

Памятник казакам на месте их высадки в Тамани

Вторая — кавалерийская группа, под командованием войскового атамана Захария Чепеги, вышла 2 сентября 1792 г. и достигла границ новой войсковой земли 23 октября.

Войсковой атаман Черноморского казачьего войска З. А. Чепега

Оставшихся в следующем году, также сухопутным путем, привел Головатый.

Сколько же запорожцев пришло на Кубань? Цифры разнятся довольно значительно. А. Скальковский, например, утверждал, что речь идёт о 5803 казаках. М. Мандрика приводил цифру 8200 человек, И. Попка говорил о 13 тысячах строевых казаков и примерно 5 тысячах женщин. П. Короленко и Ф. Щербина и вовсе только одних мужчин насчитали 17 тысяч.

В рапорте, составленном для Таврического губернатора С. С. Жегулина 1 декабря 1793 г., в составе пока еще Черноморского казачьего войска было 6 931 человек конной команды и 4 746 пехотинцев.

Через год насчитали уже 16 222 человек, в том числе годных к службе 10 408. Но запорожцев среди них было 5 503 человека. Среди остальных оказались выходцы из Малороссии, «вышедшие с польской службы жолнеры», «казённого ведомства поселяне», люди «мужицкого звания» и «неизвестно какого звания» (видимо, беглые и дезертиры). Было также некоторое количество болгар, сербов, албанцев, греков, литовцев, татар и даже немцев.

В 1793 году была основана столица «Черномории» — Карасун (у места впадения в Кубань одноименной реки), вскоре переименованный в Екатеринодар (с 1920 г. — Краснодар). В 1794 году на войсковой раде был брошен жребий, согласно которому между 40 куренями были разделены новые земли.

С 1801 по 1848 гг. правительство переселило на Кубань также более ста тысяч казаков Азовского, Буджакского, Полтавского, Екатеринославского, Днепровского и Слободских полков — казаки здесь уже были не нужны. Они тоже стали черноморскими, а потом — кубанскими казаками. Те из казаков, что все же остались на территории Украины, уклонившись от переселения из сытой и мирной провинции на неспокойные земли Кубани, фактически таковыми с тех пор не являлись, и быстро слились с общей массой обывателей. Поэтому 1848 год можно считать последним годом существования казаков на Украине (напомним, что в 1860 г. на Кубань были переселены и последние задунайские запорожцы, первоначально составившие Азовское войско на территории оказавшейся сейчас в составе Украины Новороссии).

Население нового казачьего войска пополнялось и беглыми крестьянами, которых нуждавшиеся в работниках казаки охотно укрывали от властей.

Одним из условий дарения кубанской земли была охрана участка линии, тянувшейся от Черного до Каспийcкoгo моря по Кубани и Тереку. На долю нового войска пришлось 260 верст, вдоль которых было устроено около 60 постов и кордонов и более ста пикетов.

Так, в 1709 году кошевой атаман Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали союзнический договор со шведским королем Карлом XII. Запорожская Сечь присоединилась к союзу Мазепы и Карла против России. Произошло несколько стычек запорожцев с русскими войсками. Петр отдает приказ князю Меншикову двинуть из Киева на Сечь три полка под началом полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков». Сечь была разрушена, и позднее Петр не позволял восстановить её. Казаки основали на землях, подконтрольных туркам и крымским татарам, Каменскую (1709—1711 гг.) и Алешковскую Сечи (1711—1734 гг.). Однако они просуществовали недолго.

В 1733 году, когда после начала войны Российской империи с Турцией крымский хан приказал запорожцам Алёшковской Сечи идти к русской границе, генерал Вейсбах (он в это время занимался устройством украинской линии крепостей) вручил казакам грамоту в урочище Красный Кут, в 4 верстах от старой Чертомлыцкой Сечи. Казаки получили грамоту государыни Анны Иоанновны о помиловании и принятии в русское подданство. В результате была создана Новая (Подпольненская, или Пидпильнянская) Сечь, она просуществовала до окончательного уничтожения Запорожской Сечи в 1775 году.

Новая Сечь сильно отличалась от старой. Она стала не только военным, но хозяйственным, политическим организмом. Казаки получили полное самоуправление и земли для поселения. Появились новые структуры – «паланки». Это были своего рода «провинции» Сечи на Самаре, Миусе, Буге, Ингульце и т. д. Каждая паланка управлялась полковником, есаулом и писарем, которые подчинялись Кошу. Именно земли стали главным источником дохода казаков, а не жалованье. В окрестностях Сечи селились «зимовчаки» - женатые казаки, они не имели ни права голоса на раде, ни права избрания на должности и были обязаны уплачивать в сечевую казну «дымовое», т. е. своего рода налог с семьи. Кроме женатых казаков, так стали называть и пришлый люд (в основном крестьяне, беднота, искавшие лучшей доли), который прибывал из великороссийских губерний, Правобережной Украины, турецких владений. Они не считались казаками, а были подданными Сечи, поставляли продовольствие и платили 1 рубль в год. Жители Сечи жили за счёт рыболовства, охоты, скотоводства, земледелия и торговли. Старшина получал доход от пошлины за ввоз товаров, владения землями, пастбищами, ловами.

Казаки подчинялись только своим законам, по мелким делам судились в паланках, по значительным - у кошевого. Преступника могли выдать имперским властям, но чаще всего карали сами, вплоть до смертной казни. Сечь быстро стала одной из процветающих областей России. Паланки покрылись деревнями, хуторами.

Однако в Сечи существовали и серьёзные противоречия между старшиной и голотой. Так, царское правительство практически сразу нарушило обязательство выдавать ежегодно Сечи 20 тыс. рублей жалованья. Уже с 1738 года стали давать только 4-7 тыс. Остальные деньги предписали выплачивать из армейских фондов, но они были пусты. В результате власти стали хитрить – выдавали «публично» 4 тыс. рублей, остальные деньги передавали тайно старшине, куренным атаманам. Однако казаки быстро об этом прознали: в 1739 г. кошевого Тукала и старшин свергли, избили и разграбили их имущество (кошевой был так сильно побит, что вскоре умер). В дальнейшем старшины продолжали богатеть. В частности, кошевой Калнышевский однажды продал 14 тыс. лошадей из своих табунов. Рядовые же казаки бедствовали, все льготы шли в пользу старшины.

Рядовые казаки трудились на старшину, рыбачили, развилось и «гайдамацтво», т. е. разбой. В низовьях Буга сходились русские, турецкие и польские границы, что помогало скрыться после грабежа. В 1750-1760-е годы гайдамачество стало настоящим бедствием этого района. Люди просто боялись ездить через Побужье. Из Турции и Польши сыпались жалобы на запорожцев. Указания имперских властей просто «спускались на тормозах». Промысел был весьма выгодным, и в доле были многие старшины и администрация паланок. Когда в 1760 году под давлением российских властей кошевой Белецкий организовал рейд по поимке разбойников, смогли арестовать только 40 человек. Да и то куренные атаманы запретили их выдавать, разобрали по куреням и после покаяния отпустили. Когда русское военное командование установило патрулирование границы регулярной кавалерией и слободскими казаками, начались вооруженные стычки.

Возникла и ещё одна причина конфликта Сечи с центральной властью. В этот период шло активное освоение ранее пустующих областей Дикого Поля и запорожцы стали отстаивать свои «законные» земли. Они основывали свои претензии на фальшивке – «копии с грамоты Стефана Батория», который якобы даровал им земли у г. Чигирин, по Самаре и Южному Бугу, Левобережье Днепра до Северского Донца. А поскольку русские государи, начиная с Алексея Михайловича, подтверждали «прежние запорожские вольности», само слово «вольности» стали трактовать в территориальном смысле. Запорожцы, отстаивая свои «законные» земли, не останавливались и перед применением силы. Они сожгли несколько новых поселений, селян разгоняли. В результате запорожцы просто-напросто обнаглели, бросая вызов центральной власти. Однако при Елизавете и гетмане Разумовском это им сходило с рук.

При Екатерине II ситуация изменилась. Она всерьёз занялась делами разболтавшейся Украины. В 1763 году гетман Разумовский, который намекал о наследственном статусе своего поста, подал в отставку «по собственному желанию». Малороссийская коллегия была восстановлена. Её президентом был назначен генерал П. А. Румянцев. Он застал на Украине картину полного развала. Войсковая верхушка, управлявшая от имени Разумовского, совершенно отбилась от рук. Старшины превратились во всемогущих вельмож, настоящих местных «князьков». Они дошли до того, что воевали с друг другом, оспаривая земли, вооружая казаков и крестьян. Население подвергалось нещадной эксплуатации. Рядовые казаки или разорялись, превращаясь в батраков, или занимались личным хозяйством. Отрицательным образом на войске сказался указ 1721 года о поощрении казачьего винокурения. Многие люди спились, другие пропили свои земельные участки. В результате Малороссийское войско разложилось. Румянцев не мог организовать даже почту: богатые служить не хотели, бедные не имели возможности.

Пришлось принять меры для восстановления боеспособности местных войск. В 1764 году начали преобразовывать казачьи части в регулярные. Из украинских полков создали 5 гусарских: Черный, Жёлтый, Голубой, Сербский и Угорский. Кроме того, создали четыре пикинерских полка (Елисаветградский, Днепровский, Донецкий и Луганский). Позднее создали ещё несколько гусарских полков и ландмилицию переформировали в пехотные части. В целом Украина должна была утратить свой особый статус и быть уравнена с другими российскими губерниями. Сечь в этих планах была серьезным препятствием.

Было обращено внимание и на «государство в государстве» - Запорожскую Сечь. В 1764 году Кош был подчинён Малороссийской коллегии. Запорожской администрации приписали больше не проводить выборов. Казаки возмутились и наперекор указанию провели новые выборы, избрав кошевым Калнышевского. Новый кошевой самовольно отправился в Петербург, чтобы потребовать прямого подчинения Иностранной коллегии и поднять вопрос о «законных» запорожских землях. Румянцев предложил императрице арестовать делегатов. Был составлен проект реформирования Сечи. Однако Екатерина не пошла на жесткие меры, приближалась новая война с Турцией, осложнять обстановку на юге не хотели. Императрица приняла делегацию милостиво. Это воодушевило казаков, вернувшись на Сечь они стали хвастать тем, что «напугали» правительство.

В 1767 году поступил донос, что кошевой Калнышевский и писарь Иван Глоба договариваются вступить в переговоры с турецким султаном, если правительство не выполнит их требования. Екатерина оставила донос без последствий, но участь Сечи была уже предрешена. Решение проблемы только отложили до завершения войны с Османской империей.

Руководство Сечи само усугубляло свое шаткое положение. Оно не только бросало вызов российским властям, но и вступило в контакт с Крымом и Турцией. В преддверии войны казаки получили письма из Бахчисарая и Стамбула, в них их соблазняли возможностью перехода на службу к Турции, обещая тройное жалованье. Сечь от имени султана посетил французский эмиссар Тотлебен. Калнышевский туркам отказал, но переписку не прервал. К тому же он разрешил Тотлебену выступить перед казаками и не выдал его Румянцеву. В казачьей массе пошёл разброд. Когда в декабре 1768 года казаки получили указание начать войну с Турцией, они взбунтовались. Калнышевскому пришлось не только подавлять мятеж, но просить помощи у русского гарнизона из Новосеченского ретраншемента. Волнения продолжались несколько месяцев, казаки покинули границы, и татары в январе 1769 года прорвались на Украину.

В мае 1775 года к Сечи был двинут корпус генерала Петра Текели. Операция была бескровной. Старшины, поняв, что сопротивление бессмысленно, вместе со священниками утихомиривали рядовых казаков. По указу Екатерины Запорожская Сечь упразднялась. Рядовые казаки не подвергались преследованиям. Одни остались на Украине и осели по селам и городам. Часть командиров получили офицерские чины, старшины стали дворянами. Только трое запорожцев – Калнышевский, войсковой судья Павел Головатый и писарь Глоба были осуждены по обвинению в измене и сосланы в монастыри. Калнышевский прожил в Соловецком монастыре до 112 лет и умер в 1803 году, приняв монашеский сан.

Часть казаков ушла на Дунай под власть турецкого султана и создана Задунайскую Сечь. В 1828 году задунайские казаки перешли на сторону русской армии и были помилованы лично государем Николаем I. Из них было создано Азовское казачье войско. В России, в условиях войны с Турцией, Александр Суворов в 1787-1788 гг. из казаков бывшей Сечи и их потомков организовал «Войско верных Запорожцев». В 1790 году оно было преобразовано в Черноморское казачье войско и затем получило территорию левобережной Кубани. Казаки приняли активное участие в Кавказской войне и других войнах Российской империи.

У этого автомобиля было много имен. От обидного «Запор» и «Горбатый» до ласковых «Кругленький» и «Чебурашка». Он был необычен буквально всем: непривычно маленький, непривычно дешевый, с непривычным «горбом» в корме, недра которой содержали тарахтящий двигатель воздушного охлаждения. Приятно удивляла и цена: 1800 рублей против 2511 за Москвич и баснословные 5100 за Волгу! Скопив 22 свои зарплаты и простояв несколько лет в очереди на машину, новоиспеченный автолюбитель получал СОБСТВЕННОЕ транспортное средство. Для многих семей в СССР именно неказистый Запорожец стал первым автомобилем в семье. Он был предметом гордости и насмешек одновременно. «Полчаса позора и ты на работе» — это именно о нем. Самый доступный автомобиль Советского Союза: Запорожец.

История этого маленького автомобильчика началась в конце пятидесятых годов, когда стало понятно, что страна остро нуждается в машине особо малого класса, этакого «народного автомобиля» на манер Ситроена «Ши-Ви» или Жука. Первоначальную разработку машины поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей (МЗМА). Работа началась в конце 1956 года, за основу был взят итальянский ФИАТ 600, а разработку поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей.
Уже в 1957 году был создан прототип будущего «Запорожца» — тогда ещё Москвич – 444, а всего было сделано 5 экспериментальных машин. К 1958 году стало ясно, что на полностью загруженном Московском заводе мощностей для производства нового микролитражного автомобиля просто нет. И 28 ноября 1958 года Совмин СССР принимает «историческое» решение об организации на Запорожском заводе сельхозтехники «Коммунар» производства нового автомобиля без прекращения выпуска основного вида продукции. Поставщиком двигателей назначили Мелитопольский Моторный Завод (МеМЗ)
Производство пришлось открывать практически с «чистого лица», своих «автомобильных» инженеров у завода не было, посему часть команды была призвана с ГАЗа и все того же МЗМА, а часть проходила на этих заводах стажировку.

Серийный ФИАТ-600

Москвич- 444. Опытный образец 1958 года. Выделяется характерными элементами дизайна и двухцветной окраской кузова

ЗАЗ-965.Опытный образец 1960 г. Видны характерные каплевидные повторители поворотов на крыльях

Вот что вспоминает один из создателей машины, тогда ещё только демобилизованный из армии аэродромный техник Иван Кошкин (Авторевю №4, 2011):

Экспериментальные Москвичи оказались ходовыми макетами. Перемещаться самостоятельно кое-как могли, но ездить по дороге с нагрузкой- нет. Посудите сами: передняя подвеска с поперечной рессорой обеспечивала динамический ход всего 30-40 мм, хотя для наших дорог нужно было не менее 70. А этот ирбитский мотоциклетный мотор? Ведь сразу было понятно, что он не годен! Мы даже серьезно испытывать этот образец не стали.

Неудачи, связанные с двигателем, преследовали Запорожцы всегда. Сначала долгое время не могли найти нужный силовой агрегат, даже оснащали экспериментальные образцы моторами BMW, потом в кратчайшие сроки «подгоняли» мотор, созданный в НАМИ и спешно присланный в Запорожье… Воздушное охлаждение двигателя автоматически означало и наличие автономной печки, в итоге и то и другое не работало должным образом и не обладало достаточным ресурсом.

Судя по зеркалу и молдингу на боковине экспортная модификация ЗАЗ-965АЭ Ялта

В 1961 году была выпущена первая партия «Горбатых». Однако в авто магазины она не попала, а разошлась по смежникам. Сорвать план производства легковых автомобилей в СССР было нельзя! Поэтому выкручивались, как могли, модернизируя откровенно «сырую» машину «на ходу»…

На базе «Горбатого» выпускали несколько основных модификаций:
965АЭ — экспортная модификация, отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и радиоприемником в стандартном оснащении. На рынках Запада продавалась под названиями Yalta или Jalta. По разным данным, было экспортировано около 5000 экземпляров.

Jalta

965Б/965АБ/965АР — инвалидная модификация, предназначенная для людей с поврежденными ногами и здоровыми руками.

965П — пикап для внутризаводского использования. Вообще, целесообразность создания пикапа на базе заднемоторной машины весьма сомнительна. Создаваемый по обходной технологии, он не имел ни боковой, ни задней двери.

965С — автомобиль для сбора писем с правым расположением руля и заглушками вместо задних окон.

В 1963 автомобиль первый раз серьезно модернизируют и начинают устанавливать 27-сильный (против 22 у предыдущей модели) двигатель МеМЗ-965, а также проводят фейслифтинг передка.

В 1963-ем же году на экраны страны выходит первая советская «пляжная» комедия «Три плюс два». Лирическая и беззаботная лента с загорелыми героями, блестящими автомобилями и ресторанами на берегу моря по началу сильно не понравилась сильным мира сего от кино. Мол, как так: в кадре советские люди полтора часа ничего не делают! Пускаются в автомобильные погони, читают западные «дюдюктивы» и вьют любовные интриги. Подобный скептицизм, впрочем, не помешал фильму на просмотрах в кинозалах страны собрать 35 миллионов человек… Однако для нас картина ценна прежде всего 966-ым Запорожцем в роли второго плана, а также крылатой фразой Андрея Миронова: «Консервная банка системы Запорожец».

Кстати, последующий за фразой диалог кажется лишенным смысла:

— Консервная банка системы «Запорожец»!
— Новой марки?
— Старье!

О какой новой марке спрашивал дипломат Вадим ветеринара Романа – остается загадкой, т.к. к 1963 году модель ЗАЗ-966 ещё не выпускалась. Можно лишь предположить, что два друга посещали ВДНХ, где ежегодно выставлялась новые концепты "зреющего" 966-ого…

Меж тем, объективно говоря, ЗАЗ-965 был изначально моделью уже устаревшей: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю – у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Кстати, ФИАТ – 600 тоже в свое время «снялся в кино», и не у кого-нибуть, а у самого маэстро Фредерико Феллини. Именно белый Фиат стал первым автомобилем одного из второстепенных героев в ленте «Ночи Кабирии» 1957 года.

Кстати, такой спорный элемент конструкции, как навешанные на средних стойках двери, был вызван необходимостью повысить удобство эксплуатации машины для инвалидов, «целевой аудиторией» которых отчасти и являлся. Вообще, автомобиль изначально проектировался максимально ремонтопригодным, простым по конструкции и проходимым. Например, двигатель можно было извлечь из моторного отсека вдвоем, а передние и задние стекла были взаимозаменяемы.

В Киеве, возле здания автодорожного техникума на метро Лыбедская, установлен памятник «965-ому».

Историческая справка:
Запорожский завод Коммунар имеет давнюю историю. Он был основан в 1863 году (что интересно, через два года после отмены крепостного права) голландцем Абрагамом (Авраамом) Коопом и специализировался на производстве сельхозтехники. В 1923 году бывший завод Коопа был национализирован и переименован в Коммунар. Сохранив магистральное направление деятельности, завод перепрофилировался на выпуск более современной продукции – комбайнов и тракторов. В 1961 году завод переименовывают в Запорожский Автомобильный Завод и на нем разворачивается выпуск автомобильной продукции.

В 1966 году завод приступает в выпуску новой модели запорожца – ЗАЗ-966. Вокруг дизайна этого автомобиля до сих пор не утихают споры. Многие указывают на очевидное сходство с западногерманским NSU Prinz 4. Однако, основополагающая идея в дизайне Принца – а именно опоясывающая горизонтальная поясная линия – в свою очередь является элементом стайлинга Американского Chevrolet Corvair 1960 года. Кстати, столь привычный нам «Запор» мог выглядеть и гораздо смелее, о чем свидетельствуют поисковые прототипы тех лет. Однако вычурные передние крылья, ниспадающая крыша и обилие хрома очень быстро сделали бы автомобиль морально устаревшим, а частная смена или обновление главной модели были невозможны по целому ряду причин. Возможно, именно по- этому на производство был поставлен более «спокойный» внешне вариант. Конструктивно же он мало чем отличался от своего предшественника и оснащался с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели (ЗАЗ-966 с двигателем МеМЗ-966В — 887 куб.см, 27 л.с.).

Читайте также: