Минус плюс равно мадам считалка
Обновлено: 27.11.2024
«Детский фольклор представляет специальную область народного творчества, объединяющую мир детей и взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора» М.Н.Мельников.
Цель работы - изучение особенностей современного детского фольклора учеников нашей школы.
Объект исследования – современный детский фольклор учеников Першинской школы.
Предмет исследования – особенности современного детского творчества учеников нашей школы.
Методы исследования :
Изучение литературы по теме исследования;
Опрос по классам с целью выявления популярных жанров детского фольклора по возрастам;
Сбор и запись фольклорного материала;
Систематизация собранного материала;
Описание особенностей современного детского фольклора.
В ходе исследования был собран современный детский фольклорный материал, записан и систематизирован. Так зародилась исследовательская работа.
Практическая значимость работы – привитие интереса, любви к русскому языку и литературе среди учеников, а также обучение их некоторым правилам – «секретам» общения и дружбы во время игровой деятельности.
Нами выявлены следующие особенности фольклорного творчества учеников нашей школы:
- каждая возрастная группа имеет свои жанровые предпочтения;
- современный детский фольклор обслуживает в основном игровую деятельность, а также сферу общения;
- в детском фольклоре существуют как старые произведения, так и появляются новые;
- старые произведения непрерывно обновляются, переделываются;
- все ученики нашей школы знают примеры произведений детского творчества и передают друг другу;
- выявлен новый жанр детского творчества, такой как антистрашилка;
- каждый фольклорный жанр детского творчества учит определенным нравственным нормам.
Особенности современного детского фольклорного творчества учеников Першинской средней школы
Городилова Софья Сергеевна
Россия. Тюменская область. Заводоуковский городской округ.
Филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бигилинская средняя общеобразовательная школа»
Першинская средняя общеобразовательная школа,
План исследования
В чем отличие детского фольклора от взрослого?
Какие сферы детского бытия обслуживает детский фольклор?
На что направлены загадки, головоломки и затейливые вопросы?
Зачем дети рассказывают страшилки?
Как детский фольклор организует сферу дружбы?
Изучение литературы по теме исследования;
Опрос по классам с целью выявления популярных жанров детского фольклора по возрастам;
Сбор и запись фольклорного материала;
Систематизация собранного материала;
Описание особенностей современного детского фольклора.
Гипотеза исследования. Имеет ли современное детское творчество на территории нашего села своеобразные характеристики, не выявленные ранее.
Анализируя записанный материал, можно сказать, что достаточным своеобразием детский фольклор Першинских детей не обладает. Но нами записаны интересные произведения считалок, страшилок, антистрашилок, загадок и игр, сопровождающихся стихами.
В ходе опроса по классам мы отметили, что самыми активными были школьники младшего школьного возраста и ученики 5 – 7 классов.
Старшеклассники отвечали на вопросы неохотно, но среди них нашлись те, которые знакомы с жанрами страшилки, антистрашилки, садистские страшилки, загадки и анекдоты. Следует отметить, что садистские страшилки назвали всего два респондента из 26 человек. При беседе выяснилось, что данный жанр детского фольклора встречается на сайтах Интернета в качестве развлечения. Но старшеклассники осознают, что данные страшилки носят экстремистский характер.
Ученики 1 – 4 классов знают много считалок, частушек, молчанок, а также игр, сопровождающихся стихотворными рифмовками. От учащихся 5 - 6 были записаны страшилки, антистрашилки. Подростки 7 – 8 классов загадывали нам загадки, головоломки и затейливые вопросы. Множество новых игр знают ребята из приемных семей, потому что они часто отдыхают в различных лагерях, где дети со всей области обмениваются детским фольклорным творчеством.
1.Горбачева Н.Н.,Рогачева Н.А./Лукоморье//литературная хрестоматия: книга для учащихся 5 – 7 классов. Тюмень: «СофтДизайн»,2001. – 320 с.
2.Краснова М.А./Русский фольклор. – М.:6Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 2002. – 576 с..
3.Тикунова Л.И.. Кутейникова Н.Е./Хрестоматия по литературе для учащихся 1 – 4 классов. – М.: ООО Издательский дом Диадема. – Пресс, 2000. – 480 с.
Особенности современного детского фольклорного творчества учеников Першинской средней школы
Городилова Софья Сергеевна
Россия. Тюменская область. Заводоуковский городской округ.
Филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бигилинская средняя общеобразовательная школа»
Першинская средняя общеобразовательная школа,
Научная статья
Детский фольклор – народное творчество для детей разного возраста от самого их рождения.
Детский фольклор составляет обширную и оригинальную область народного творчества. Большая роль в деле собирания и популяризации произведений этого жанра в России принадлежит Г.С. Виноградову, О.И. Капице, В.П. Аникину. М.Н. Мельникову, Б.Б. Ефиминковой, Г.М. Науменко.
Детский фольклор имеет этическую и эстетическую функцию, а также способствует физическому и умственному развитию. До сих пор фольклорное творчество самих детей является самым неизученным.
Современный музыкально – поэтический фольклор в основном обслуживает игровую деятельность детей. Детский фольклор отличается от взрослого легкостью, беззаботностью, равнодушием к нормам.
В современном детском фольклоре не востребованными остались такие жанры, как колыбельная песня, потешки, заклички. Это объясняется тем, что современные родители для детей покупают музыкальные игрушки, включают популярную спокойную музыку, чтобы уложить ребенка спать. Вместо потешек старшие также предлагают малышам игрушки для развития мелкой моторики рук, книжки.
Считалка – самый распространенный жанр детского фольклора в нашей местности.
Считалка – это рифмованное стихотворение, в основу которого положен счет. Она открывает игру, с ее помощью играющие разделяются на две группы, определяют свои роли и очередность в игре. Они помогают регулировать взаимоотношения во время игры, а также помогают организовывать сферу дружбы.
При опросе большинство детей знают следующие считалки: «Аты – баты, шли солдаты…», «Ехала машина темным лесом..», «На золотом крыльце сидели..», «Вышел ежик из тумана..».
Нами были записаны новые считалочки с использованием названий мультипликационных героев, а также имен реальных людей.
На золотом крыльце сидели
Мишки Гамми, Том и Джери,
Скрудж Магдаг и три утенка –
Выходи, ты будешь Понка!
Понка начала считать:
«Раз, два, три, четыре, пять».
Вышел Децел из тумана,
Вынул пейджер из кармана.
Пейджер пискнул,
Потому что был он глух.
Наиболее распространённые считалки среди детей:
Сидел петух на лавочке,
Считал свои козявочки.
А козявкой будешь ты.
По городу Малинка.
И двойку получила.
А когда пошла гулять,
Получила цифру «5».
А когда пошла домой.
Получила цифру «0».
Си – си – си, ехала такси.
На высоких каблуках
С арифметикой в руках.
«Расскажи – ка мне таблицу.
Сколько будет 5х5?
Вы не знаете опять.
Сколько будет 6х7?
Вы не знаете совсем.
На собранье говорили,
Что мальчишки не курили.
А мальчишки за углом
Мышка по полю бежала
И сережку потеряла,
Чтоб сережку нам найти,
Мы считаем до пяти:
«Раз, два, три, четыре, пять».
Черти бегали по школе
И считали этажи:
«Раз, два, три, четыре.
Умножаем на четыре.
Делим, делим пополам.
Минус, плюс – равно мадам».
Стихотворные игры, игровые приговоры.
Игровые приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игровой деятельности.
Два игрока говорят слова, ударяя друг друга по ладошкам:
Летела ворона в голубых панталонах.
Читала газету под номером . (называется любое число).
На последнем ударе надо убрать руку.
Такая же игра, но только со словами:
Летел гусь, кричал: «Женюсь!».
- Сколько раз? (игроки называют любое число).
Если во время игры участник устал, то он может сказать:
«Веники, веники, я за варениками».
«Шишки, шишки, я на передышке».
«Четыре, четыре, я на перерыве».
«Утки, утки, я на три минутки».
«Скелет, скелет, я на триста лет».
«КАМАЗ, КАМАЗ, я на целый час».
Любая игра может начаться со слов:
«Рыба – карась, игра началась».
Когда дети заканчивают играть, то они говорят:
«Рыба – акула, игра утонула».
Если во время игры случаются разногласия или несогласие с правилами поведения одного из участников, то один из игроков может сказать в знак примирения сторон слова:
«Плыл водолаз, игру спас».
Стихотворные игры, сопровождающиеся действиями руками, иногда ногами и другими частями тела. Играют два участника, например:
SOS , SOS – спасите наши души.
Где – то в Тихом океане
Тонет лодка с рыбаками.
Рыбаки не унывают,
Рэп на палубе рубают.
Рэп – это очень «клевый» танец,
Который изобрел американец.
А танцуют европейцы.
Рэп об стенку головой.
Даже бабушка моя
Рэп танцует, как и я.
Особой популярностью в детской среде пользуются стихотворные игры и считалки с «тарабарщиной», то есть с выдуманными словами. Вот одна из считалок:
Эни, бени, рики, таки,
Турбо, урба, сентябряки,
Деус, деус, шахма - деус. Бац!
Дети договариваются, что между словами в словах вставляется слог «фер». Это делается для того, чтобы никто, кроме играющих не мог понять выдуманный «иностранный язык».
(Фер) по – (фер) – шли
(фер) до – (фер) – мой.
Это имитация речи на «чужом» языке.
Игра «Дон, дон, дери..»
Задача игроков попадать правильно в такт и выполнять движения синхронно.
А дери - дери, дон, дон.
А сан - чус, беби, пепси – кола.
Джимми, джимми - яго.
Джимми, джимми - клево.
Джимми, джимми - яго.
Джимми, джимми – беспонтово.
Ай, руби – морская колбаса.
В траве сидела саранча
И пела песню «ча – ча – ча».
Аси – аси, ажу – ажу,
Аси, ажу - I love you .
Мышка по полю бежала
И желанье загадала.
Чтоб желание сбылось
На раз, два, три, четыре, пять.
Играющие должны подать друг другу руку для пожатия, если разные – желание не сбудется.
Игра «Арам, шим – шим».
Один игрок - ведущий стоит в центре с закрытыми глазами. Другие игроки держатся за руки и ходят по кругу со словами:
Арамия – мусия, покажи - ка на меня.
После последних слов ведущий показывает на любого из круга. Человек, которого выбрал ведущий также выходит в центр. Они становятся друг к другу спиной. Все считают. На счет «три», двое в кругу должны повернуть головы. Если повернулись в одну сторону – обнимаются, в разные – жмут руки. В центре остается выбранный игрок, игра продолжается.
Игра «Солнце жгло, жгло, жгло..»
В игре участвуют двое. Движения руками сопровождаются словами:
Маша двойку получила
И все маме доложила.
Мама била, била, била,
И все папе доложила.
Папа бил, бил, бил,
И все бабе доложил.
Баба била, била, била,
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил,
И все черту доложил.
Черт бил, бил, бил,
И все солнцу доложил.
Солнце жгло, жгло, жгло,
И все руки обожгло.
На последних словах надо сильно ударить по ладоням, чтобы «ожечь» соперника.
Молчанка – детская игра, в которой проигрывает заговоривший первым.
Кони - кони, мы сидели на балконе.
Чай пили, ложки били,
По – турецки говорили:
«Чаби – чаляби, чаляби чаби – чаби».
Мы набрали в рот воды и сказали всем:
« Замри. А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Сказки не рассказывать,
Зубки не показывать».
Кто слово скажет,
Антистрашилка – страшилка с «естественной» развязкой, либо неожиданным разрешением потустороннего страха через смешное.
Семья сидела в зале и смотрела телевизор. На кухне что – то зашумело и закапало. Дедушка пошел посмотреть и пропал. За дедушкой пошла бабушка и пропала. Потом пошел папа и тоже пропал. Затем мама ушла и пропала. Ребенок остался один в комнате. Ему было страшно. Он решил тоже пойти посмотреть, что капает…
На кухне вся семья чинила водопроводный кран.
Девочка сидела одна дома и смотрела телевизор. По телевизору передавали: «Девочка, девочка, черный гроб ищет твою улицу». Девочка испугалась. Потом опять передают: «Девочка, девочка, черный гроб нашел твою улицу, ищет твой дом». Девочка испугалась больше. По телевизору говорили: «Девочка, девочка, черный гроб нашел твой дом и ищет твою квартиру». Девочке стало еще страшнее, а по телевизору говорили: «Девочка, девочка черный гроб нашел твою квартиру». Девочка очень испугалась и взяла топор. Вдруг звонок в дверь, влетает черный гроб. Девочка стала рубить его топором.
Из гроба вылезла Баба Яга и говорит: «Ну вот, последний лимузин сломали».
Страшилка – жанр современного фольклора, короткий рассказ, цель которого испугать слушателя. Дети рассказывают страшилки для того, чтобы испытать эмоциональную встряску, испуг или страх. Страх, пережитый вместе с друзьями, заставляет сильнее ощутить присутствие товарища, важность дружеской поддержки, чувство локтя.
В темном, темном лесу
Стоит черный, черный дом.
В этом черном, черном дому
Стоит черный, черный стол.
На этом черном, черном столе
Стоит черный, черный гроб.
И в этом черном, черном гробу
Лежал черный, черный кот.
А у черного, черного кота
Были черные, черные блохи.
А в этих черных, черных блохах
Была черная, черная кровь.
У одного мужика умерла мать, через 40 дней раздается звонок в дверь. На пороге стоит мать и говорит: «Здравствуй, сынок, накорми меня». Сын пригласил мать. Сидят они за столом, а мать и говорит: «Сынок, не смотри только под стол». У сына упала ложка. Он нагнулся, чтобы поднять ее и увидел…Он успел только сказать: «Мама, ты что..».
«Да, я черт», - ответила мать (последние слова надо говорить резко и громко).
Нами выявлены «садистские» страшилки, в основном их рассказывают старшеклассники. Вот некоторые из них:
Маленький мальчик нашел пулемет.
Больше в деревне никто не живет.
Маленький мальчик нашел ананас.
Мальчик не знал про немецкий фугас.
Вынул он ножик, и начал он есть.
Зубы нашли километров за шесть.
Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчиков.
Юля, Юля – воображуля
Укатила на курорт.
Ас курорта приезжала,
Еще больше воображала.
Сумочку на ручку,
Жениха под ручку.
Плакса – вакса, гуталин,
На носу горелый блин.
На коне катался.
Руки, ноги поломал.
Без штанов остался.
Прислали по почте
Кто на нем играет?
В озере купался.
Как увидел воробья,
Председатель дохлых крыс.
А жена его Лариска
Упала с карниза.
А с карниза в бочку,
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает иносказательное воспроизведение явления или предмета. Загадки учат мыслить образно, нестандартно, искать второй смысл фразы, что активно развивает смекалку и логику. При этом она не утомляет, стимулируя любопытство, укрепляет память.
Загадки, загадки - нелепицы.
Шел охотник мимо башни, выстрелил. Куда попал? (в полицию).
Летят два верблюда. Один на юг, другой оранжевый. Сколько весит один килограмм асфальта, если ежику 24 года?
На какое дерево ворона сядет после дождя? ( на мокрое).
Как засунуть слона в холодильник за три действия? (Открыть холодильник, засунуть слона, закрыть холодильник).
Как засунуть жирафа в холодильник за четыре действия? (Открыть холодильник, вытащить слона, засунуть жирафа, закрыть холодильник).
Лев созвал всех зверей на свой день рождения. Одно животное не пришло. Какое?
( Жираф, он ведь сидит в холодильнике).
Как переплыть реку, в которой множество крокодилов. (Переплыть можно, ведь все животные на дне рождения у льва).
Частушка – это рифмованная четырехстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе.
На вокзале в новом зале
Кот лежит без головы.
Пока голову искали,
Ноги встали и пошли.
Сидел заяц на заборе
В алюминиевых штанах.
А кому, какое дело?
Может заяц – космонавт.
По реке плывет корова,
На рогах сидит ворона
И соломинкой гребёт.
Я качалась на качели,
А кому, какое дело?
Я люблю Сережку.
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь.
На дубу свинья кладется,
В бане парится медведь.
Сидит ежик на сосне
На голове сапожок,
На ноге фуражка.
У козла в бороде
Жили две лягушки.
На стене сидит медведь,
Держится за ушки.
На Бермудах сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Пришла курица в аптеку
И сказала: «Ку - ка – ре – ку,
Дайте пудры и духов
Для приманки петухов».
Детский фольклор представляет собой богатейший и недостаточно изученный раздел народного творчества, изначально заключающий в себе нравственность, эстетику, народную мудрость и принципы народной педагогики. Постигая жанры фольклорного творчества, дети получают уроки добра, сострадания и справедливости.
Считалка - это жанр народного фольклора, возникший очень давно. Мы все считаем, что считалки являются детским видом творчества, но, оказывается, что очень давно считалки использовали взрослые! Взрослые использовали считалки для того, чтобы распределить работу. Мало кто хотел браться за работу по собственному желанию, если работа была тяжелой и опасной для жизни. Тут на помощь приходили считалки, они позволяли распределять работу между участниками так, чтобы не было обид. И никто не обижался на свою участь, потому что всё было по справедливости. В наше время эта роль считалок уже утеряна. Но теперь считалки выполняют функцию распределения ролей в детских играх. Считалка помогает сделать так, чтобы всем было весело и никто не обижался.
Математические считалки помогут в игровой форме не только выбрать водящего, но и запомнить счёт от 1 до 10.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки,
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели!
Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек.
Прилетели все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот выйдет вон!
Раз пошли ребята, к речке,
Два весла несли в руках.
Им навстречу — три овечки
И четыре индюка.
Все ребята испугались,
Весла бросили в кусты.
А найти их должен ты!
Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги их сосчитать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы —
Ты пойди-ка, поводи!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт!
(Тот тогда водить пойдёт)
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал.
Серый зайчик ускакал.
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь и восемь –
Ходит баба с длинным носом,
Сколько деду лет?
Не задерживай людей.
Сидел петух на палочке,
Считал свои булавочки:
В этот счет выходишь ты!
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
А за мышками скакать!
Три копейки – медный грош,
Выбирай, кого ты хошь!
Три копейки по рублю!
Выбирай, кого люблю!
Раз, два, три, четыре, пять –
Букой вздумали пугать;
Три, четыре, пять и шесть –
Вы не верьте, что он есть;
Пять, шесть, а дальше семь –
Буки, братцы, нет совсем!
Шел котик по лавочке,
Шел по скамеечке —
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!
Вышли мышки как - то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Не попал –
В лес зайчишка убежал!
по имени Иринка.
И двойку получила.
Получила ровно пять.
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять.
Мы по лесенке бежали
И ступенечки считали:
Раз, два, три, четыре,
Умножаем на четыре,
Делим, делим на четыре –
Раз, два, три, четыре,
Жил гусенок на квартире.
Пять, шесть, семь,
А теперче братцы, восемь,
Мы его сквартиры спросим:
"Ты, неряха, уходи!".
А ты, Коленька, води.
Раз, и два, и три, четыре,
Жили мышки на квартире
К ним повадился сам друг,
Крестовик, - большой паук.
Пять, и шесть, семь, и восемь,
Паука мы все попросим:
- К нам, обжора, не ходи,
Ну-ка, Олечка (любое имя, води!
Раз – два – три – четыре –пять:
Очень просто сосчитать.
Сосчитай до десяти,
А теперь, дружок, води.
Птичка по небу летела,
Птичка мне считать велела.
Водить будешь ты!
"Новогодняя считалочка"
Раз, два, три, четыре -
Пахнет ёлкою в квартире.
Три, четыре, пять, шесть -
Не заставят кашу есть.
Пять, шесть, семь, восемь -
На пирог сегодня просим,
Потому что – девять, десять -
Мама с папой тесто месят!
Кот Антипка жил у нас,
Он вставал с лежанки в ЧАС.
В ДВА на кухне крал сосиски,
В ТРИ сметану ел из миски,
Он в ЧЕТЫРЕ умывался,
В ПЯТЬ по коврику катался,
В ШЕСТЬ тащил сельдей из кадки,
В СЕМЬ играл с мышами в прятки,
В ВОСЕМЬ хитро щурил глазки,
В ДЕВЯТЬ ел и слушал сказки,
В ДЕСЯТЬ шел к лежанке спать
Потому что в ЧАС вставать.
"Раз, два, три, четыре"
Раз, два, три, четыре -
Заяц уши оттопырил.
Вот он, серый волк, волк,
Он зубами щёлк, щёлк!
Разбегаемся в кусты:
Зайка, я, и ты, и ты.
Ну а ты постой, волчище,
Спрячемся - тогда поищешь!
"Считалочка"
Жили-были два соседа,
Людоед ответил: - Нет,
Не пойду к тебе, сосед!
На обед попасть не худо,
Мышкина считалка
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Спасибо за внимание!
Публикации по теме:
Фотоотчет «Домик с цифрами» Такой домик я сделала для детей средней группы. За основу я взяла старую картину, которую обклеила обоями. Затем сделала окна,где.
Картотека математических физминуток На занятиях по математике с помощью физкультминуток можно решать такие задачи, как закрепление счета, геометрических фигур, умение ориентироваться.
Картотека считалок Считалка – жанр устного детского фольклора. Считалки – тексты в шутливой стихотворной форме, имеющие рифмо-ритмическую структуру. История.
Картотека считалок для детей дошкольного возраста За высокими горами Ходит Мишка с пирогами. — Мишка, Мишенька-дружок, Сколько стоит пирожок? Дай отведать пирожок! — Пирожок не дорог.
Картотека считалок для выбора водящего в играх В большинстве игр нужен водящий. Иногда каждый желает быть водящим, а бывает, что водить не хочет никто. Как же сделать выбор, чтобы не.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с цифрами 7 и 8» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Знакомство с цифрами 7 и 8».Задачи. Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц,.
Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.
Конспект занятия «Знакомство с цифрами 1 и 2» Задачи. Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, высказывать.
Развивающая игра «Знакомство с цифрами в игре» "Знакомство с цифрами в игре "Доброго времени суток! Хочу представить Вам еще одну очень полезную и интересную игру от Djeco Eduludo Цифры.
ВЫХОДИ, ТЕБЕ ВОДИТЬ!
(СЧИТАЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ)
Считалка - жанр устного народного творчества. Легко запоминающийся стишок с веселым контекстом. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то всё-таки надо было. Кого же назначить? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.
В давние времена считалка использовалась взрослыми с практической жизненной целью - помочь распределить работу. Позже считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям, распределять роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок. И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие возникли недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.
Информация такого типа усваивается дошколятами очень хорошо. Плюс тренируются детская память и логическое мышление. Кроме того, считалки для детей отменно развивают речевой аппарат и дикцию, что необходимо человеку для самовыражения. Детям считалочка показывает эстетику звучания рифмованных строк и родной речи, что в дальнейшем вызывает интерес к литературе и русскому языку, которые изучаются в школе. У малышей появляется ощущение ритма, они создают собственные рифмованные строки.
Один ребенок выучил считалочку, рассказал ее в начале игры своим сверстникам, которые тут же ее запомнили. С памятью нужно работать с ранних лет и считалка в этом случае - хороший тренер. Педагоги – воспитатели, родители должны знать считалки для детей, которые помогут привлечь ребенка к игре, а ведь для малыша игрой можно назвать абсолютно любой процесс. Придуманных считалок много, самые интересные собраны мной, и я хочу поделиться этими забавными, короткими, весёлыми, очень нужными для детской жизни рифмованными произведениями с педагогами, родителями и детьми.
Считалки - являются неотъемлемой частью подвижных игр, так как представляют собой наиболее демократичный способ ролевого распределения. Существует огромное разнообразие считалок, которые, по сути, являются жанром устного творчества.
Немного истории.
Считалочки для детей берут своё начало в глубокой древности, по легенде, именно так выбирали исполнителей самой трудной и опасной работы, коей в те времена было предостаточно.
Их использовали взрослые для распределения трудовых обязанностей, с течением времени, считалки перекачивали в детские игры, став универсальным и демократичным механизмом распределения ролей.
Первоначально, маленькими детьми запоминаются короткие считалки, которые состоят из трёх-четырёх слов. После этого их игровой репертуар пополняется всё новыми и новыми считалками, которые со временем удлиняются, а также, в некоторых вариантах встречаются сложные слова.
Каждый ребёнок имеет свои любимые считалки, которые запоминаются им навсегда и применяются во всех играх. С раннего возраста для детей полезно изучать и регулярно произносить считалки. Помимо развития памяти, это помогает в формировании образного мышления, способствуют обучению счёту в первом классе, и помогает быстрее усвоить алфавит. С их помощью вырабатывается чувство ритма, тренируются голос и дыхание.
В целом, они выступает эффективным инструментом, способствующим формированию многих качеств и навыков в игровой форме. Благодаря этому обеспечивается более быстрое развитие детей, они становятся смышлёнее и учатся быстрее принимать решения. Детские считалки всегда востребованы на всех этапах развития и формирования индивидуальности ребёнка.
Раз, два, три, четыре, пять -
Игры будем начинать.
Пчёлы в поле полетели.
Сели пчёлы на цветы.
Мы играем - водишь ты.
Раз, два, раз, два,
Вот берёзка, вот трава,
Вот полянка, вот лужок -
Выходи-ка ты, дружок.
На берегу сидела галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Черепаха хвост поджала,
И за зайцем побежала.
Кто не верит - выходи.
Ехала белка на тележке,
Продавала всем орешки,
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы -
Выходи из круга ты.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить.
Выходи - тебе водить.
Прыг да скок, прыг да скок,
Скачет зайка - серый бок.
По лесокчу прыг, прыг, прыг,
По снежочку - тык, тык, тык.
Под кусточек присел,
Кто его поймает, тот и водит.
По утренней росе,
По зелёной полосе,
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон.
На золотом крыльце сидели
Кто ты будешь такой?
Не задерживай честный и добрых людей!
На золотом крыльце сидели
Мишки Гамми, Том и Джерри,
Скрудж Мак-Дак и три утенка,
Выходи, ты будешь Понка!
Если Поночка уйдет,
Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!
- Аист-аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне болотные опушки,
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!
Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто ее возьмет, тот вон пойдет.
Трынцы, брынцы, бубенцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Вылетай – ка, не робей!
В огород забежал,
Иди прочь - хозяин идет!
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела -
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.
Вышли мышки как - то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать;
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами – щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Серый зайка вырвал травку.
Положил ее на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот и вон пойдет.
Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Королевой будешь ты!
В даль бежит река лесная,
Вдоль неё растут кусты.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем - водишь ты!
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы выходим поиграть.
Надо воду выбирать,
Будем мы тогда считать.
Водой точно будешь ты.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы решили поиграть,
Но не знаем, как нам быть,
Не хотел никто водить!
На тебя укажем мы:
Это верно будешь ты!
Мы собрались во дворе,
Дело было в сентябре.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы решили поиграть.
Сколько будет два плюс три?
Если знаешь, то води!
Говорят на заре,
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка
Вот и вся считалка.
Мы представим, что мы белки;
Будем мы играть в горелки;
Мы собрали листьев груду,
Я водить уже не буду!
Я играю с вами в прятки,
Я считаю до пяти.
На кого я попадаю,
Выходи, давай води.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять -
В сад ходили, в лес ходили,
И на речку приходили.
Вдруг идёт на встречу кошка
Мыши кошке говорят:
"Становись-ка с нами в ряд,
Будем мы сейчас считать,
Всё равно тебе искать!"
Раз, два, три, четыре.
Кот живет у нас в квартире.
Пять, шесть, семь, восемь,
На обед мышей он носит.
Девять, десять, пять и пять,
Я успел вас посчитать
Раз, два, три, четыре, пять
Я хочу с тобой играть.
Заходи скорее в круг,
Будем веселиться друг.
Шесть, семь, восемь,
У ребят мы спросим:
"Кто быстрее и ловчее,
Тот и выйдет поскорее".
Ушки, глазки, носик, хвостик,
Получился добрый котик,
Он считает до пяти,
Тот, кто пятый выходи.
Раз, два, три, четыре, пять,
В доме номер двадцать пять
Веселились до ура
И сказали: "Нам пора!"
Первый вышел муравей,
Второй вышел соловей,
Третий вышел попугай,
А четвертый: "Догоняй!"
Публикации по теме:Картотека хороводных игр для детей дошкольного возраста 4–7 лет Хороводная игра «Заинька» Цель: Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Ход: Дети становятся в круг. Воспитатель.
Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников" Игра «Какой игрушки не хватает?» цель: развитие.
Картотека игр на лето для детей дошкольного возраста Картотека игр на лето «Жмурки» Цели: воспитывать внимание; развивать быстроту и ловкость движений. Оборудование: платок. Правила. Воспитатель.
Картотека кубанских игр для детей дошкольного возраста «Подсолнухи» Игроки стоят в несколько рядов - это подсолнухи. Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок построения. По команде.
Картотека опытов для детей дошкольного возраста КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ДЕТЬМИ. Песок и глина Опыт «Песчаный конус». Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. Ход: Взять горсть.
Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста П/игра: «Тишина» Основное движение: Ходьба. Описание игры: Дети идут по кругу и произносят вместе с воспитателем слова: «У пруда тишина.
Картотека «подвижных игр для детей дошкольного возраста» Значение подвижных игр в развитии дошкольников. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Картотека релаксационных игр для детей дошкольного возраста Релаксация – это, прежде всего, расслабление, то есть процесс, обратный нахождению в состоянии стресса. В психологии релаксацией называют.
Считалки и потешки для детей раннего возраста Раз, два, три. На полянку выходи, Хороводы заводи, Кто остался, Тот води. Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Кукушата просят пить.
Считалки и жеребьёвки для подвижных игр детей старшего дошкольного возраста Считалки и жеребьёвки для подвижных игр детей старшего дошкольного возраста. СЧИТАЛОЧКИ Сколько игр на белом свете: салки, жмурки,.
Читайте также: