М карем мирная считалка

Обновлено: 27.04.2024

Вы никогда не задумывались, для чего в детском саду нужно учить стихи? Казалось бы, простой вопрос, да и ответ. Как нужно учить стихи? Нужно ли давать домой, чтобы родители выучили со своим ребёнком?

Из опыта работы я знаю, что родители любят, когда их ребёнок знает стихи. Но дома учат рассказывать стихотворение неправильно! Почему?! Главное для родителей, чтобы ребёнок запомнил стих и всё. А где же эмоции, чувства, интонация в нужном месте? Ребёнок рассказывая стих, просто "строчит, как пулемёт", совершенно не понимая смысла, красоты поэзии.

Поэтому, програмные стихи, я с детьми, как и положено, учу в группе. Нудно ли это? Много ли уходит на это время? Всё зависит от и от воспитателя и от детей. Главное, донести до детей смысл стихотворения, объяснить непонятные слова, фразы, показать на примере великих поэтов России красоту русского языка.

Конечно, стихи развивают память ребёнка, речь. Они помогают выявить и проблемы: и с речью, и с памятью.

ВложениеРазмер
proizvedeniya_dlya_zauchivaniya_naizust.docx 22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

А. Плещеев «Осень наступила. »

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Конспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группе

Конспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Фотоотчет «Дед Мороз» и подборка стихотворений про Деда Мороза для заучивания наизусть с детьми дошкольного возраста

Фотоотчет «Дед Мороз» и подборка стихотворений про Деда Мороза для заучивания наизусть с детьми дошкольного возраста *** Ой, Мороз, Красный нос, Мы тебя не знаем. И тебя, Дед Мороз, Радостно встречаем. Ой, Мороз, Красный нос, Песню запеваем И тебя в хоровод.

Картотека стихотворений для заучивания с детьми 4–5 лет «Лето»

Картотека стихотворений для заучивания с детьми 4–5 лет «Лето» Картотека стихотворений для заучивания с детьми 4-5 лет на тему "Лето" Вот и наступило долгожданное лето! А это значит, что пора менять.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для воспитателей и родителей «Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка? 1. Стихотворение соответствует возрасту ребёнка. 2. Подбирайте стихи, которые интересны детям.

Мнемотаблица для заучивания стихотворения

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Заучивание стихотворения С. А. Есенина с использованием мнемотаблицы. Мнемотаблицы -это схема, в которой заложена определенная информация.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возраста (Часть 2)

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возраста (Часть 2) При заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста использую Мнемотехнику. Эта технология помогает ребенку быстро запомнить.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возраста

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возраста Некоторые дети 3 – 4 лет не могут выучить стихотворение наизусть. Принуждать не стоит, так как это может негативно отразится на обучении.

Стенгазета «С Международным женским днем 8 Марта!» и стихотворения для заучивания с детьми

Стенгазета «С Международным женским днем 8 Марта!» и стихотворения для заучивания с детьми Для всех женщин (мам, бабушек, сестер и всех женщин - сотрудниц нашего детского сада) мы с детьми изготовили стенгазету, которую назвали.

Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование

Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование Осень! Удивительное время года! Оно радует нас своей щедростью, незабываемой красотой окружающей природы, вдохновляет и вдохновляло художников.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

2-я младшая группа

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия.

В младшем дошкольном возрасте требования подбора стиховдля занятий следующие:

1)простота и четкость ритма;

2)краткость самого стишка и отдельных строк;

3)простота и ясность знакомых детям образов;

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 г.) отличается «предметностью», то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами.

Слушая такие произведения, дети могут мысленно "нарисовать" себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, А. Барто "Игрушки"; Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик", стихи С. Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети.

По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Также не стоит забывать и материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

В среднем дошкольном возрасте

Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик"есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

Старший дошкольный возраст

В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (2-4 четверостишия) с эпитетами и метафорами.

Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; Е. Серова "Незабудки"; С. Есенин "Белая береза").

В подготовительной к школе группе вводятся для заучивания басни И. А. Крылова ("Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука"). Детям еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.

Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов.

Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка.

- Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые,

- Спокойным - размеренные, плавные.

- Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию).

- Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

- Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Ребенку необходимо понять технику запоминания.

Методика заучивания стихов

1. Заучиваниеобычно строится по плану:

Вступительная небольшая беседа воспитателя;

Чтение воспитателем всего текста,

Смысловой разбор по частям-четверостишиям.

Словарная работа. Пояснение или объяснение незнакомых, непонятных слов, речевых оборотов (Горит (как может гореть флажок, почему так говорят) на солнышке флажок)

Чтение по частям (в случае, если больше 2 четверостиший) и повтор 2-3 ребёнка с постепенным увеличением объёма.

Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,

Повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

2. Заучивание стихов на разных возрастных этапах

2-я младшая группа

- Моменты игрового действия облегчают процесс заучивания стихотворения.

небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

- У детей еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, не ставится задача запомнить стихотворение - стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети.

- Продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

- Заучивание стихов проводится как часть НОД по развитию речи или в совместной, деятельности, где ставится задача запомнить произведение.

Старший дошкольный возраст

- Совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.

3. Не рекомендуется заучивать стихи хором!т. к. :

- искажается или пропадает смысл стихотворения,

- пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными,

- хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести,

- часто искажаются окончания слов,

- у детей быстрое утомление от шума.

- дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого, бессмысленного чтения.

- Не следует требовать полного запоминания стихотворения сразу. Для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

- Для упрощения заучивания стихотворного текста удобно в любом возрастной группе пользоваться приёмом сопровождения или подсказки жестом, действием, мимикой.

4. Приемы обучения выразительному чтению стихов

1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа, музыка, иллюстрации);

2. Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем (таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности);

3. Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы, раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;

4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;

5. Воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.

6. Досказывание детьми рифмующегося слова;

7. Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме

8. Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.

9. Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

10. Воспроизведение игровых стихов методом игры-драматизации ("Телефон" К. Чуковского, "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака)

11. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.

Примерный список произведений для заучивания

2-я младшая группа

. «Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…» — рус. нар. песенки;

А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); а. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.).

«Дед хотел уху сварить.», «ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки;

А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; а. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики.»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук.», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой

«По дубочку постучишь.», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

Подготовительная к школе группа

Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой.»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»

Публикации по теме:

«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста

«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Аппликация в детском саду

Аппликация в детском саду Представление о красивом складывается у каждого с детства постепенно. Труд, нравственность и красота неразрывно. Начиная со старшей группы.

Зимний сад в детском саду

Зимний сад в детском саду Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для развития и воспитания экологической культуры ребенка. В детском саду «Улыбка» взрослые.

Скалодром в детском саду

Скалодром в детском саду Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Городок, в котором мы живём, лежит среди лесов и гор. Природа сама подсказывает, чем.

Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование

Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование Осень! Удивительное время года! Оно радует нас своей щедростью, незабываемой красотой окружающей природы, вдохновляет и вдохновляло художников.

Туризм в детском саду

Туризм в детском саду От души поздравляю с Днём России всех, кто ко мне заглянул! Пусть цветёт наша Родина! Пусть под мирным голубым небом растут наши дети!.

Уголок ПДД в детском саду

Уголок ПДД в детском саду Всем известно,что самой уязвимой категорией участников дорожного движения являются дети. Максимально защитит их от возможной беды.

Примерный список стихотворений для заучивания наизусть поможет родителям и педагогам в развитии литературной речи и приобщить детей к словесному искусству.

ВложениеРазмер
stihi.docx 15.36 КБ

Предварительный просмотр:

для заучивания наизусть

в старшей группе

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

«По дубочку постучишь»

По дубочку постучишь – вылетает сизый чиж.

У чижа, у чижика хохолочек рыженький.

Чижик по лесу летал, правой ноженькой стучал.

Скив-скив, не зевай, себе пару выбирай.

И.Белоусов «Весенняя гостья»

К нам домой вернулась

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою».

И.Суриков «Вот моя деревня»

Вот моя деревня, вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках по горе крутой.

Вот свернули санки и я на бок хлоп,

Кубарем качуся под гору в сугроб.

Все лицо и шею залепил мне снег

Мне в сугробе горе,

М.Исаковский «Поезжай за моря - океаны»

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля.

И гремят несмолкая заводы

И шумят, расцветая поля…

Е.Благинина «Посидим в тишине»

Мама спит, она устала,

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

а уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки

Тихо в комнате пустой…

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

и сказала я лучу:

- Я тоже двигаться хочу,

Я бы многого хотела –

Вслух читать и мяч катать

Я бы песенку пропела,

я б могла похохотать.

Да мало я чего хочу!

Но мама спит и я молчу.

Луч метнулся по стене

А потом скользнул ко мне:

- Ничего, - шепнул он будто, -

Посидим и в тишине.

Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день»

Вот подснежник на поляне

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Что раскрылся мой подснежник

М.Карем перевод В.Берестова «Мирная считалка»

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

А война пусть выйдет вон!

А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

и днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит,

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей.

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит.

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой.

Там царь Кощей над златом чахнет

Там русский дух, там Русью пахнет.

И я там был, и мед я пил.

У моря видел дуб зеленый,

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Стихотворения для заучивания наизусть в подготовительной группе по программе "От рождения до школы".

Для заучивания наизусть в подготовительной группе.


СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ в средней группе по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Данный материал поможет педагогам работающим по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" подготовиться к НОД по образовательной области "Чтение художественной литературы".


Стихотворения для заучивания наизусть в старшей группе по программе "От рождения до школы".

Вы никогда не задумывались, для чего в детском саду нужно учить стихи? Казалось бы, простой вопрос, да и ответ. Как нужно учить стихи? Нужно ли давать домой, чтобы родители выучили со своим ребёнком?И.


Стихотворения для заучивания наизусть в младшей группе по программе "От рождения до школы".

Потешки, стихи для заучивания наизусть.


Стихотворения для заучивания наизусть в средней группе по программе "От рождения до школы".

Потешки, стихи для заучивания наизусть.


Картотека стихотворений для заучивания наизусть в подготовительной группе

Читайте также: