Лошадка русская народная присказка презентация

Обновлено: 18.04.2024

Пояснительная записка

“Обычай является способом отбора и сохранения нравственных ценностей и передачи их последующим поколениям”.
(Владимир Зыбковец)

Занятие “Традиционная русская народная игрушка “Конь” разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования детей “Кукольный мир”, для обучающихся 7-11 лет. Данная разработка направлена на формирование интереса к символике и традициям народного творчества.

Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная цель традиционной русской народной куклы.

Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

Значение многих древних символов затерялось во времени, забылось, отошло в прошлое. Но символ коня на протяжении всей истории человечества остаётся одним из самых значимых символов. Сегодня образ коня ассоциируется, с одной стороны, с силой, благородством и стремительностью, с другой – с преданностью и верностью.

У многих народов мира конь был символом добра и счастья. Он всегда был связан с культом поклонения Солнцу, дающему тепло и свет всему живому.

  • Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
  • Данная методическая разработка состоит из плана-конспекта занятия, учебно-методического комплекса (презентация темы “Образ коня в традиционной русской народной кукле”, наглядных таблиц по технологии).
  • Обучить технологии создания традиционной русской народной куклы “Конь”.
  • Прививать любовь и уважение к обычаям предков.
  • Развитие трудолюбия, художественного вкуса.
  • Развитие внимания, образного мышления, творческого воображения, обогащения нравственного опыта, развитие моторики рук.

Теоретическое обоснование темы:

Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Создание нового искусства не возможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталон красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Народное искусство выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса.

Сегодня рукотворные куклы и игрушки выполняют новую коммуникативную функцию: они стали живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам много созвучно.

Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребёнку знаний о материальном мире.

Народная кукла способствует передаче ребёнку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.

План-конспект занятия

Группа: 2-й год обучения кружка “Кукольный мир”, 7- 9 лет.

Тема занятия: “Традиционная русская народная игрушка “Конь”.

Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: творческая мастерская.

Цель: Создание творческой композиции в технике традиционной русской народной куклы.

  • Научить создавать традиционную русскую народную игрушку “Конь”.
  • Познакомить со значением образа коня в народной культуре.
  • Развивать образное и конструктивное мышление.
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.
  1. Подготовка к занятию. Организация внимания. 3 мин.
  2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия . 2 мин.
  3. Презентация темы “Образ коня в народном творчестве” 12 мин.
  4. Практическая часть занятия - выполнение творческой работы традиционной русской народной игрушки “Конь” 23 мин.
  5. Подведение итогов и анализ занятия. 5 мин.

Ход занятия

1. Подготовка к занятию. Организация внимания.

Приветствие педагога, концентрация внимания.

Педагог объявляет тему занятия: Традиционная русская народная игрушка “Конь”.

2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия.

Педагог называет цели и этапы занятия.

3. Презентация темы: “Образ коня в народном творчестве”.

1 слайд - заголовок “Образ коня в народном творчестве”

2 слайд – Животные, как древний образ символизируют жизнь, плодородие и изобилие; инстинктивные и эмоциональные порывы, которые необходимо обуздать, прежде чем вступать в сферу духовного; пассивное участие и животную природу людей. Невозможно найти животное, которое не имело бы хоть какого-то сходства с человеком.

Конь, с точки зрения символики, — олицетворение мощи и жизненной силы. Ещё в пещерном искусстве ледникового периода важнейшими мотивами живописи были дикие лошади и быки.

3 слайд - Конь у славян — священное животное, связующее звено между смертными людьми и богами.

Это конь-огонь - солярная сила. Белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами солнца, впряженные в их колесницы. Лунная сила (элемент влаги, море и хаос) - это боевые кони океанических богов. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть, а также быстрый бег времени. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветры, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

4 слайд - Считалось, что Утренняя Заря (Денница) ведет под узды сияющих белых коней (рассветные облака), отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днём кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми (тёмно-серыми) и Вечерняя Заря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной (чёрный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звёзды и созвездия тоже сравнивали с конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой – целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает - её выпивают небесные кони.

5 слайд - Русь с древнейших времен отождествляла себя с образом коня, что нашло воплощение в архитектуре Русского Севера. Верхний контур двускатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце, а соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.

6 слайд - Нагруженный конь выступает, с одной стороны, символом человеческого тела, несущего духовную ношу, с другой — наоборот, символизирует духовную природу человека, несущего бремя материального тела. Легенды приписывают коню свойства, присущие бессознательному в человеке. Эта связь наглядно выражена в образе Полкана, кентавра: туловище человека — его сознание, а круп и ноги лошади — бессознательное.

7 слайд – В сказках боевой конь славян — это, скорее, боевой товарищ витязя. Выступая в роли волшебного помощника, он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу или муху. Конь указывает герою на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях и помогает преодолевать их, воскрешает богатыря живой водой.

В сказках они часто выступают как ясновидящие, волшебные существа, говорящие человеческими голосами и дающие доверенных им людям добрые советы, как Сивка-Бурка, Конек-горбунок и др.

8 слайд – Природная мощь коня трудноукротима, поддаётся только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

9 слайд - Конь символизирует также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту и неутомимость, бесстрашие и воинскую славу. Как знак войны и победы полководца, он демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне — значит одержать победу.

10 слайд - Небесный воин Георгий Победоносец всегда изображался на белом коне, Архангел Михаил – на красном. Многие парады открывал в Москве Главнокомандующий на белом коне. Военачальники-победители также изображались руководящими битвой, сидя верхом на коне.

11 слайд - В культуре казаков дореволюционного периода одним из важнейших объектов был конь. Значимость его проистекала из хозяйственной важности, из особой роли, которую он играл. Влияние военизированного образа жизни на мифологические представления о коне было значительным. Конь считался атрибутом общественных сил, помогающим казаку в борьбе с врагами. Конь почитался как сакральный защитник и помощник воина – казака. Зачастую в самых опасных ситуациях казаки спасали своих коней, рискуя жизнью. Конь занимал в системе ценностей казаков место защитника, помощника и друга.

Конь неразрывно ассоциируется с казачьим, воинским статусом его владельца. Конь для казака – символ воинского ремесла и, неразрывно связанных с ним силы, свободы, аристократизма. Конь непременный символический атрибут принадлежности к казачеству.

12 слайд – Образ коня нашёл отражение в фольклоре.

  • “Сильный, как конь”.
  • “Добрый конь — это доброе оружие”.
  • “Как будто на ста конях ездил”.
  • “Дарёному коню в зубы не смотрят”.
  • “У кого не было белого коня, тот не знает истинного добра”.
  • “Царство без грозы, как конь без узды”.
  • “Счастье - на коне, безсчастье - под конем”.
  • “Белая и черная шерсть выше всех прочих мастей конских” — о жизни и смерти.
  • “Конь о четырех ногах, а спотыкается”.
  • “Не в коня корм”.
  • “Свинья коню рылом и по хвост не вышла”.
  • “И на ста конях не догонишь”.
  • “Кто в кони пошёл – тому и воду везти”.
  • “Каждый может проводить коня на водопой, но не каждый сможет заставить его пить”.
  • “Ведал бы конь о своей силе, никто бы на нем не ездил”.

13 слайд - С конями связано множество примет:

- Конь споткнулся на пороге – к беде.

- Конь воина нюхает – к гибели.

- Больной бредит о конях – скоро умрёт.

- Ржание коня – к добру; но при расставании – к долгой разлуке.

Тот, кто носит оберег в форме миниатюрной фигурки коня, находится под защитой Хорса — покровителя солнца. Конь, как символ солнца — доброго начала, обеспечивает богатство и защищает от злоумышленников, ибо несет на себе божественный свет. Обладатель оберега Коник будет всегда счастливым и широко известным среди людей.

Следы конских копыт в древности нередко были знаками, дарующими благодать. В более поздние времена эту функцию стали исполнять подковы, которые подвешивали над дверью.

14 и 15 слайды – Образ коня вдохновлял мастеров и художников во все времена. Их делали из различных материалов: глины, дерева, фарфора, расписывали узорами.

16 слайд - Самые древние воплощения образа коня выполняли из травы, сена, лыка, ткани. Они имели обереговую и игровую функции.

Один из них – Солнечный конь из лыка.

17- 23 слайды – Схема изготовления традиционной русской народной игрушки “Конь”.

24 слайд – завершение.

4. Практическая работа.

Традиционную русскую народную игрушку “Конь” можно сделать из лыка, соломы, пряжи, джутового шпагата или ткани (красного ситца). Принцип изготовления одинаков. Для закрепления потребуется красная нить “Ирис”. Закрепление – это выполнение трёх тугих оборотов и трёх крепких узлов. Кончики ниток отрезаются, оставив 2мм., чтобы узел не развязался.

Заламывание пучка лыка.Длинный пучок лыка (около 40 см.) перетянуть нитью у одного конца, отступив около 2 см. от края (рис. 1а).

Затем пучок заломить в противоположную сторону, равномерно распределив волокна по окружности (рис. 1б).

Пучок перетянуть дважды красной нитью: сначала отступив от места перегиба 3 см., затем ещё раз, отступив около 2 см. (рис 1в).


Голова и передние ноги. Завязанный таким образом пучок изогнуть под прямым углом. Для этого волокна внутри пучка натянуть, а снаружи слегка приспустить (рис 2а).

Пучок перетянуть нитью посередине, а затем разделить на две равные части. Концы пучков закрепить нитью (рис 2 б).



Туловище. Взять 2-й пучок, перегнуть его пополам и обернуть вокруг детали головы посередине, на уровне груди. Концы пучка закрепить нитью., плотно прижав друг к другу в месте соединения. Затем перетянуть нитью этот пучок приблизительно в его середине (рис. 3)


Задние ноги. Взять 3-й пучок, перетянуть нитью в четырёх местах (отступив около 2 см. по краям – уровень копыт и чуть выше на уровне колен) (рис. 4).

Связанный пучок перегнуть пополам, навесить на деталь туловища и закрепить нитью, плотно прижав к туловищу (рис. 5). Оставшиеся волокна подровнять – получится хвост.



Грива. Небольшой пучок длинной около 10 см. перегнуть пополам, огибая шею конька, закрепить нитью, плотно прижав к голове (рис. 6).

Чуть ниже привязать ещё 4-6 таких же пучков.



Попона. Из лоскута ткани вырезать попону размером примерно 5х12 см. Края ткани оформить бахромой, выдернув по несколько нитей. (рис. 7).

5. Подведение итогов и анализ занятия.

Выставка работ учащихся.

Наглядные материалы: Мультимедийная презентация по теме “Образ коня в народном творчестве”.

Мария Кривополенова, Орина Федосова, Александра Королькова , Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.

ВложениеРазмер
сказки 978.14 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СКАЗКА КАК ВИД НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. А.С. Пушкин

Русские сказительницы Орина Федосова Мария Кривополенова До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.

Сказка как вид народной прозы Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

В волшебных сказках героям помогают волшебные силы: Волшебная палочка; Ковёр-самолёт; - Шапка-невидимка; Волшебный клубок Скатерть-самобранка и другие (например: «Марья-Моревна», «Царевна-лягушка») Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет. Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.

Признаки волшебных сказок Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы Чудесные превращения «Сказочный» язык Добро побеждает зло

Бытовые сказки – это сказки о жизни, о быте сельского или городского жителя, это смешные, порой даже нелепые истории, которые могут произойти с человеком (с людьми). Например: «Каша из топора», «Как мужик гуся делил», «Дурак и берёза» и другие.

В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража. Самый любимый герой сказки - солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий. Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы (поэтому он всегда старый солдат!). По дороге с ним приключаются удивительные истории. Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник - над попом, солдат - над генералом, а младший, обиженный в семье - над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость. В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой – положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Бытовые сказки

В сказках о животных героями могут быть не только люди, но и животные, которые умеют разговаривать, одеваются, как люди. Например: «Лисичка со скалочкой», «Лиса и собаки», «Петушок – золотой гребешок » и др.

Герои их - лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка. Лиса и мужика обманула, притворилась мертвой, а потом перекидала из саней на дорогу всю рыбу. Сказки о животных В сказках о животных говорится о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Сказочные композиционные элементы присказки зачины концовки Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Герои волшебных сказок Положительные герои: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи, королевичи, царевна-лягушка и т.д. Враги положительных героев: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

Тест . 1. Сказка (жанровое определение ) а) сказание о богатырях. б) краткое изречение, содержание правила житейской мудрости. в) небольшая история фантастического характера. 2. Виды народных сказок : а) волшебные, бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе. б) волшебные, реалистические, сентиментальные в) волшебные, бытовые, о животных 3 .Композиция народной сказки : а) зачин, основная часть, концовка. б) зачин, основные события, присказка, концовка. в) зачин, присказка, концовка 4.Особенности сказок о животных: а) волшебные силы, помогающие героям. б) главные герои похожи на людей ( разговаривают, одеты, как люди) в) герои ведут себя естественно как в природе. 5. Укажите постоянный эпитет : а) красна девица; б) зеленая трава; в) серое небо .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе.

Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».

Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий.


Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав.

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск.

В данной разработке рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка "Спящая царевна", даются характеристики героев.


Консультация "Сказки. Сказки? Сказки!"

Наглядный материал "Сказки. Сказки? Сказки!"- о роли сказок в воспитании детей, о их пользе и благотворном влиянии на ребенка - дошкольника.

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк.

Образ коня в устном народном творчестве Консультант :учитель русского языка.

Образ коня в устном народном творчестве Консультант :учитель русского языка

1 слайд Описание слайда:

Образ коня в устном народном творчестве Консультант :учитель русского языка и литературы Шашерина В.Л.

 Наступивший год ,по восточному календарю, — Год Лошади. В мифологии фигур

2 слайд Описание слайда:

Наступивший год ,по восточному календарю, — Год Лошади. В мифологии фигура лошади или коня — одна из наиболее ёмких по смысловой наполненности Мифологическим сознанием конь одновременно воспринимался как существо, связанное с потусторонним миром, и как посредник между «тем» и «этим» светом, как покровитель. Эти и другие смыслы реализуются в традиционной культуре: в народных верованиях, обрядах и жанрах фольклорах.


3 слайд Описание слайда:


4 слайд Описание слайда:

Прежде чем превратиться в верховое животное, лошадь сделалась ценнейшим дост

5 слайд Описание слайда:

Прежде чем превратиться в верховое животное, лошадь сделалась ценнейшим достоянием человека. История сохранила клички коней Александра Македонского, Бонапарта и Фридриха Великого: Буцефал, Маренго, Конде. Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.

Каких лошадей мы встречаем в сказках? Самым ярким и колоритным конем в русски

6 слайд Описание слайда:

Каких лошадей мы встречаем в сказках? Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко. В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая - серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны.

Народная СКАЗКА Сивка-БУРКА Жил-был старик; у него было три сына… Третий сын

7 слайд Описание слайда:

Народная СКАЗКА Сивка-БУРКА Жил-был старик; у него было три сына… Третий сын Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел… Старик свистнул - гайкнул богатырским посвистом: - Сивка-Бурка, вещая каурка! Встань передо мной как лист перед травой! Сивка бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом. - Вот тебе, сын мой, добрый конь; а ты, конь, служи ему, как мне служил. Иван-дурак … поехал в чисто поле, в широко раздолье… … сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом: - Сивка-Бурка, вещая каурка! Встань передо мной как лист перед травой! Сивка-Бурка бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез - напился-наелся, в друго вылез - молодцом оделся, сел на коня и поехал. Сивая масть - темно серая или вороная с проседью. Бурая - коричневая масть. Каурая — «дикая» масть. Окраска - рыжевато-коричневая, грива и хвост темнее корпуса. Значит, можно предположить, что Сивка-Бурка – это серо – коричневая лошадь с темной гривой и хвостом

Народная сказка. Конь Ветерок Жил-был в Волшебной Стране конь Ветерок. Почем

8 слайд Описание слайда:

Народная сказка. Конь Ветерок Жил-был в Волшебной Стране конь Ветерок. Почему его так называли? А как иначе? Ведь с самого раннего детства, когда Ветерок был еще жеребенком, никто и никогда не мог его обогнать. Как игривый ласковый ветерок он летел над землей, едва касаясь ее копытцами. Радуясь собственной удали, Ветерок гордо вскидывал тонкую шею: «И-оо»; и белоснежная грива развевалась, как волосы Морской Владычицы, парящей во время бури над океаном. Когда же Ветерок переходил на галоп, то казалось, что его копыта выстукивают барабанную дробь, и никто в эти моменты, кроме зорких эльфов, не мог различить мелькавших в бешеном темпе стройных ног жеребенка.Народная сказка . Светло-игреневая лошадь Игреневая масть — рыжая или бурая всегда с белыми или дымчатыми гривой и хвостом. Длинная светлая грива имеет один и тот же цвет в течение всего года.

Слепая лошадь. Сказка. Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наш

9 слайд Описание слайда:

Слепая лошадь. Сказка. Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом… В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра – так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади… …Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня? \ Эти длиннющие вьющиеся грива и хвост: казалось, такое бывает только на картинках в детских книжках сказок, а вот оно - на самом деле! Таких самобытных, ни на кого не похожих пород, как фриз, очень мало. Масть у фриза бывает только вороной.

Лошадь – животное необыкновенное. Красивое и умное. С древних времён она нер

10 слайд Описание слайда:

Лошадь – животное необыкновенное. Красивое и умное. С древних времён она неразлучна с человеком. Издавна на лошадях пахали, боронили, возили зерно и разные грузы. Почтовые лошади перевозили пассажиров и письма. Боевая конница была главной силой в военных сражениях. Верхом на лошади путешественники исследовали и осваивали неизведанные земли. Трудно даже представить, как бы развивалась наша история без верного друга – лошади. Благодаря силе, выносливости, понятливости, резвости она оказывала неоценимую помощь людям. Без преувеличения можно утверждать, что человек завоевал мир верхом на коне! Забота о лошадях, дружба с ними воспитывают в нас доброту и отзывчивость.

Находим слова в славянской народной мудрости, которая гласит: «Конь, мой кон

11 слайд Описание слайда:

Находим слова в славянской народной мудрости, которая гласит: «Конь, мой конь, ты мой верный друг. Конь мой, вся моя надежда», «Добрый конь подо мною, господь надо мною», «Помилуй (вынеси), господи, коня и меня!». Наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои — былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

Поэтому читаем в былинах, что сели богатыри на “добрых коней”. Вот и у Ильи

12 слайд Описание слайда:

Поэтому читаем в былинах, что сели богатыри на “добрых коней”. Вот и у Ильи Муромца, по совету странников, появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым у них происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья просит служить ему “верой-правдою”, конь же предлагает ему испытание — готов ли богатырь владеть им. Илья садится на него, и тот сразу признаёт в нём своего хозяина. Есть и другая причина, по которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребёнка. А корми его пшеницей да белояровой, А ещё пои его. да ключевой водой, ..Ещё будет тебе конь да лошадь добрая Ещё добра-де лошадь богатырская. С этого момента, как Илья обрёл ещё и сильного коня, у него начинается богатырская жизнь.

. С этого момента, как Илья обрёл ещё и сильного коня, у него начинается бога

13 слайд Описание слайда:

. С этого момента, как Илья обрёл ещё и сильного коня, у него начинается богатырская жизнь. Самое страшное для воина — разлучение с конём, и поэтому когда задумали разбойнички ограбить Илью, то подстрекали друг друга: “Мы убьём его, пограбим-ко, Со конём его разлучим-ко!” А богатырь-то. всех до одного В одночасье погубил подряд. Много добра сделал Илья для народа. Самый главный его подвиг — это разгром татарского нашествия: . припускал он коня богатырского На эту рать — силу великую. За землю российскую Да за вдов, за сирот, за бедных людей.


14 слайд

Цель: познакомить учащихся с русской народной присказкой.

Задачи урока: Образовательные: совершенствование навыка слогового чтения, развитие умения работать с текстом ;

Коррекционно-развивающие: развивать память, речь, мышление, соблюдая индивидуальный подход; развитие словарного запаса детей; умение слушать и слышать своих товарищей;

Воспитательные: воспитывать любовь к лошадям, интерес к чтению, положительные черты характера.

Формировать БУД:

Личностные: проявлять интерес к чтению текста, воспитывать положительные черты характера.

Метапредметные:

Регулятивные БУД: умение самостоятельно организовывать свое рабочее место, следовать режиму организации учебной деятельности; определять план выполнения заданий под руководством учителя.

Познавательные БУД: по вопросам учителя и по иллюстрации рассказать, о чем читали, читать сказку по ролям.

Коммуникативные БУД : излагать основное содержание текста, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Оборудование: картинки с изображением пород лошадей .

I . Организация начала урока.

2. Артикуляционная гимнастика.

3.Повторение правил поведения на уроке.

II . Проверка домашнего задания.

1. Уточнение временных понятий.

2. Составление рассказа о погоде.

3. Проверка домашнего задания:

1. чтение учащимися рассказа Э.Шима «Я домой пришла».

- Беседа по содержанию:

- Откуда возвращаются коровы?

- Кто их встречает у калиток?

- Какие клички у коров?

- Как коровы откликаются на зов?

- Что они хотят сказать хозяйкам?

2. Пересказ рассказа.

III. Постановка цели и задач урока.

Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет поутру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?…
(лошадка)

IV. Объяснение нового материала.

1. Вводная беседа о лошади.

Считается, что лошадь древнее животное. Она была впервые приручена в Центральной Азии около пяти тысяч лет назад. За долгую историю существования было выведено множество пород лошадей. Сейчас их по всему миру насчитывается около 427 (показ слайдов с лошадьми).

– Посмотрите внимательно на этих лошадей. Вы видите, что среди них нет одинаковых. Одни – небольшие, коренастые, другие – высокие, стройные. Каждая из них обладает определенными характеристиками. Например, английские чистокровные верховые знамениты своими скоростными качествами: 1 километр в минуту (Они развивают среднюю скорость около 60 км/ч.), голландские ломовые лошади – своей силой, арабы – своей грацией и красотой.

– Как вы уже убедились пород лошадей в мире множество. Но все они имеют общие признаки. Как вы думаете, какие? Назовите их. (Разные породы лошадей имеют следующие общие признаки: форма тела, ноги, хвост, форма головы, глаза, чёлка, грива, копыта.)
– Общие признаки лошади хорошо описаны в стихотворении.

Стихотворение про лошадь.

Крутая холка, ясный, полный глаз,
Сухие ноги, круглые копыта,
Густые щётки, кожа, как атлас,
А ноздри ветру широко открыты.
Грудь широка, а голова мала, –
Таким его природа создала.

– Вы видите, у лошади обычно голова вытянутая, сухая с большими живыми глазами, широкими ноздрями и заострёнными, подвижными ушами умеренной величины (гораздо меньше половины головы). Она имеет длинную мускулистую шею, округленное туловище, высокие и стройные ноги, умеренной толщины. Обратите внимание у неё грива длинная, свешивающаяся, хвост покрыт длинными волосами от основания. Вы видите, что лошади по цвету все разные. У них цвет волос на теле определяет масть. Она различна. Бывает чёрной, бурой, рыжей, белой, серой, часто с белыми пятнами на голове и ногах. В виде исключения встречаются полосы на плечах, спине и ногах. К старости лошади, как и люди, седеют. Зимой они становятся светлее, чем летом.

– Лошадь травоядное животное. На пастбище она летом съедает от 25 до 100 кг травы в сутки. А зимой они едят сухую траву – сено, которое готовят для них люди. Для пропитания лошади надо около 2 гектаров земли. Корм лошади состоит в основном из овса и сена. Иногда сено заменяется соломой. В сутки лошади хватает в количестве 6-10 кг сена и 4-6 кг овса. Количество овса необходимо делить на 2-3 раза: на утро, обед и вечер. Лошади можно давать ещё ячмень, отруби, льняное семя, кусочки сахара, морковь, капусту, яблоки. Лошадь нужно кормить в одно и тоже время. Давать ей корм в неограниченном количестве нельзя, потому что она может переесть. В зависимости от возраста и живой массы лошадь выпивает в среднем 30-60 литров чистой воды в сутки летом и 20-25 литров зимой. Запомните, что разгорячённую лошадь поить водой сразу нельзя. У неё может переохладиться организм, и она может умереть. Поэтому прежде чем напоить после того как лошадь быстро и долго бежала нужно подождать 20-30 минут.

Назови маму, папу, детей изучаемого нами домашнего животного. (Мама – лошадь, папа – конь, дети – жеребята.)

Как называется много лошадей? (Много лошадей называют табун.)

Где живёт домашнее животное лошадь? (Домашнее животное лошадь живёт в конюшне.)

Кто ухаживает за лошадью? (За лошадью ухаживает конюх.)

Кто объезжает лошадь, учит возить наездника? (Лошадь объезжает жокей.)

Кто такой наездник? (Наездник – это тот человек, который ездит на лошадях верхом.)

Кто лечит лошадь? (Лошадь лечит ветеринар.)

Кто пасёт лошадь? (Лошадь пасёт пастух.)

Как спит лошадь? (Спит лошадь, стоя, просто закрыв глаза).

Сколько лет живёт лошадь? (Лошадь живёт 25-30 лет.)

Как бегает лошадь? (Лошади очень быстро бегают.)

Когда рождаются жеребята? (Жеребята рождаются весной.)

2. Подготовка к чтению текста – «Читай правильно» - стр.62.

3. Чтение русской народной присказки «Лошадка» - учителем.

4. Словарная работа: хлестни.

На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)

До угла доехали. Сели намашину, (Бег на месте.)

Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали. (Приседания.)

Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)

На реке - пароход. Хлопаем в ладоши.)

Пароходом ехали, До горы доехали. (Шагаем на месте.)

Пароход не везет, Надо сесть на самолет.

Самолет летит, В нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели») -У-у-ф.

5. Самостоятельное чтение текста учащимися.

6. Беседа по содержанию:

- О чем хозяин лошади просит деда? Почему?

- В чем упрекает дед хозяина лошади?

- Какой совет он дает, чтобы лошадка весело побежала без кнута?

- Нравится ли вам хозяин лошади? Почему?

7. Работа над развитием навыков чтения:

V . Закрепление и повторение изученного материала. 1. Выборочное чтение:

- Прочитайте слова хозяина лошади и слова соседа.

2 .Беседа по иллюстрации

- Что изображено на картинке?

- Как нужно относится к лошади?

- У кого дома есть лошадь?

- Как вы за ней ухаживаете?

V I . Подведение итогов урока и оценка знаний.

Читайте также: