Кто примет пророка во имя пророка

Обновлено: 14.11.2024

Сказал Господь Своим ученикам: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня», – говорит Христос. Какие суровые слова! Бесчеловечные слова – кто может понять их, особенно в наше время, столь тяжелое для родителей в их трудных отношениях с детьми. Кажется просто невероятным, чтобы Господь советовал детям перестать любить своих родителей! Нет, пятая заповедь Божия – священное Божие установление: «Чти отца и мать твою». Сам Христос дал пример послушания и верности Своей Матери (Лк. 2, 51; Ин. 19, 26–28). Он напоминает также, что конкретная забота о родителях идет даже впереди «жертвы на Храм» (Мф. 15, 3–6). Что же хочет сказать Господь этими суровыми словами?

Здесь Христос касается самого священного нашего долга, чтобы сказать с предельной ясностью, что мы должны предпочитать Его самым любимым, тем, кого мы должны любить больше всех. Следовать за Христом, быть верующим в Него, может иногда вызывать противостояние наших самых близких. Но Господь требует от нас быть способными предпочесть Его всему. И мы знаем, особенно в наше время, как часто это бывает. Слово Божие предлагает решительный выбор, в котором вся наша жизнь. Вследствие требования радикальных перемен, Христос часто может быть причиной разделений даже внутри семей, соединенных самой большой естественной привязанностью. Через две тысячи лет после того, как эти слова были впервые произнесены, это противостояние – не такое новое, как может кому-то показаться. Все заключается в том, как обрести нам мужество остаться верными Христу даже ценой крови нашего сердца.

«Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», – утверждает Господь. Эти слова абсолютно созвучны предыдущим. После отношения детей к родителям следуют отношения родителей к детям. Христос требует, чтобы Ему было отдано первое место в нашей любви к кому бы то ни было. Кто может иметь право на такое неприемлемое, непостижимое требование, кроме Бога? Из всех великих основателей мировых религий Христос – единственный, кто так говорит. Во всех других религиях Бог ставится превыше всего. А здесь Христос не перестает повторять тем, кто «не достоин Меня». Кто же Он?

Обычно мы говорим, что, только любя друг друга, мы любим Бога. И это так. Бог хочет, чтобы наши отношения были основаны на любви. Было бы ужасно, если бы мы стали употреблять эти слова Спасителя для оправдания нашей нелюбви, нашей эгоистической неспособности заботиться о близких, нашей сосредоточенности на личных интересах.

Любить отца своего и мать. Любить сына своего или дочь. Это касается не только узкого семейного круга. Здесь – основание наших наследственных, культурных, общечеловеческих связей. Хотим ли мы этого или нет, мы зависим друг от друга, и мы создаем эту зависимость. Мы – часть «среды», того целого, что составляет нашу жизнь. Но это единство, сколь бы ни было оно важным, не может быть для нас извинением, что мы не идем вслед Христу. Кто любит свою среду больше Меня, говорит Христос, не достоин Меня. Кто любит своих друзей больше Меня, говорит Христос, не достоин Меня. Кто любит то, что с ним происходит, дело своей жизни, больше Меня, не достоин Меня!

«И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня. Это третья ступень отвержения. Следует отвергнуться также и прежде всего – самого себя. Это слово о Кресте напоминает, что Христос не предлагает нам ничего, что Он Сам бы не исполнил. Всякий крест, который нам дается, всякая скорбь – приглашение следовать за Христом. Во времена земной жизни Христа Крест не был ни святыней, ни украшением – распятие на кресте было весьма распространенной, совершаемой на глазах любопытных толп жестокой казнью, предназначенной для рабов.

«Сберегший душу свою – говорит Христос, – потеряет ее. А потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Как это противоречит тому, что более всего ценит современный мир: сегодня высшая цель человека – «реализовать себя», раскрыть себя в полноте. А Христос предлагает потерять себя и погубить себя!

Однако если мы немного задумаемся, мы увидим в этой заповеди Христа один из основополагающих законов нашей жизни. Человеческое существо, не способное отвергнуться себя ради другого, неспособно любить. Наша жизнь каждый день убеждает нас, что необходимо жертвовать собой, чтобы подлинно осуществить себя в любви другого. Парадокс, который раскрывается по-настоящему только в свете пасхальной тайны Христовой. Потерять свою жизнь – чтобы обрести ее! Слово Христа твердо и радостно. Речь идет о бесценном приобретении. Господь предлагает нам умереть для себя, чтобы жить подлинной жизнью. «Я пришел, чтобы имели жизнь, и жизнь с избытком», – говорит Он (Ин. 10, 10). Здесь не может быть ничего общего с тем нигилистическим героизмом, с тем самоубийственным помутнением разума, который насаждается ныне. Господь говорит о каждодневном подвиге любви, требующей от нас самоотречения ради других, – это и есть высший расцвет человеческой личности.

Не разрушение человека, а созидание его! Достаточно вспомнить нам о преподобном Серафиме Саровском, святом праведном Иоанне Кронштадтском, святой преподобномученице великой княгине Елисавете и других бесчисленных наших святых. А уход в себя, в свой мелочный эгоизм, в свои амбиции – самый надежный способ, как говорит Христос, погубить свою жизнь. Быть крещеным, по слову Апостола, – быть распятым со Христом, чтобы жить с Ним. И каждая литургия напоминает нам, что Господь предал Себя за нас.

«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня», – говорит Христос. Что бы с нами ни происходило, речь всегда идет о любви, и о любви в самом простом ее выражении – принять другого. Принимая Христовых служителей, иные, сами того не зная, принимали не ангелов только, но Самого Христа: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим?» Как бы ни были малы у нас возможности делания добра, Господь приемлет даже чашу холодной воды, поданную кому-то из малых сих. Добрые наши дела определяются не ценой дара, но любовью дарующего. По этой причине медная монета вдовы была не только принята, но поставлена выше всех других приношений.

Мы должны творить добро, взирая на Христа, ради Него. Пророк должен быть принят во имя пророка, праведник – во имя праведника, и один из малых сих – во имя ученика, потому что все они несут в себе святость и образ Христа. Доброта, явленная по отношению к тем, кто Христов, не только будет принята, но получит великое вознаграждение. Награды могут быть различны: есть награда пророка, есть награда праведника и есть награда одного из малых сих. Но все они заключаются в единственном, неповторимом и бесконечном нашем приобщении в вечности Христу.

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Выше угрожал наказанием не принимающим, а здесь назначает награду принимающим. И чтобы ты знал, что об этих последних Господь более печется, не просто сказал: приемлющий пророка, или: приемлющий праведника; но присовокупил: во имя пророка и во имя праведника.

То есть, если примет кого не по мирскому гостеприимству, или не по другим каким-либо мирским расчетам, но потому, что он пророк, или праведник, мзду пророка, мзду праведника приимет, – или какую достоин получить принявший пророка, или праведника, или какую получит сам пророк, или праведник, как и Павел говорит: Ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка (2 Кор. 8:14).

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

См. Толкование на Мф. 10:40

Свт. Григорий Палама

Ст. 41-42 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Каким образом восприимется награда пророческая и награда праведническая? – Так, как Апостол говорит: «Ваше избыточествие во онех лишение: да и онех избыток будет в ваше лишение» (2Кор.8:14); так во имя Божие принимающий и упокоевающий праведника, как – праведника, если это делает и не в больших масштабах, но и нечто малое даст, великую получит пользу; ибо Христос говорит, что «И иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея». В этих словах и побуждениях Он выражает заботу не только о праведниках и учениках, но гораздо более – о принимающих их; потому что если бы Он заботился только о них, то ограничился бы только тем, что увещевал бы и требовал бы принимать их и упокоевать, и указал бы каким образом это делать; а так, прибавляя: во имя Пророка и Ученика и Праведника, – Он выражает большую заботу о принимающих их, направляя их мысль к лучшему, дабы награда следовала за ними вместе с добродетелью.

Омилия 25, произнесенная в Неделю всех Святых.

Прп. Варсонофий Великий

Если бы ты принял пророка во имя пророка, то и мзду пророчу получил бы, то есть: если бы и не от меня был тот первый ответ, а ты принял бы его как бы от меня, то получил бы пользу по вере твоей, ибо верен Сказавший: даст ти Господь по сердцу твоему (Пс. 19, 5).

Руководство к духовной жизни. Вопрос 223.

Прп. Исидор Пелусиот

приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведничо, мзду праведничу приимет

Смысл слов: приемляй Пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет, - говоря кратко, наилучший, таков: кто по другой какой потребности или по другой причине, удостаивает чести доброе, тот не будет еще участвовать в славе доброго; но тот прославится вместе с добрым, кто почтил доброе ради самого добра. Ибо многие чтут Пророков или праведников или по причине славы человеческой, или по причине житейской выгоды. Иные заняты этим, тратят на сие деньги, и никто о них не скажет, что приимут мзду пророчу. Но кто, без таких прикровений, откровенною душою взирая на доброе, почтит святых, тот справедливо прославится вместе со святыми.

Письма. Книга III.

Блаж. Иероним Стридонский

Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

Кто принимает пророка как пророка и понимает то, что он говорит о будущем, тот примет награду пророка. Поэтому иудеи, по-плотски понимающие пророков, не получат награды пророков. Иначе: в каждом исповедании негодная трава смешана с пшеницей. Он прежде сказал: Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня (Мф. 10:40). Он призвал учеников к принятию учителей. Со стороны верующих мог быть скрыто выражен [такой] ответ: значит, мы должны принимать и лжепророков, и Иуду предателя, и им подавать пропитание? Этот ответ Господь и предупредил, говоря, что принимать нужно не личности, а достоинство, обозначаемое именем (nomina), и что принимающие не лишатся награды, хотя бы принятый был и недостоин.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

См. Толкование на Мф. 10:40

Ориген

кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

[Это следует понимать] возвышенно. Кто верно понял замысел апостольского писания и не извращает его, тот принимает апостола и говорящего и живущего в нем Христа, учение Которого он проповедует. А поскольку в Сыне есть Отчий божественный ум, то принимающий слово мудрости все, что есть Христос, принимает Отца всяческих - Бога. Первую [часть толкуемого изречения] возводи к Новому Завету, а вторую - к Ветхому. Ибо мыслящий о пророках не как о тех, кто от своего ума разумно говорит, а как о движимых божественным Духом, воспринимая присущий им ум и обладая пророческим духом, справедливо получает награду пророка. А тот, кто отличает праведного от неправедного, сам [при этом избегая] неправедной жизни, тот, принимая праведника, оказывается не только гостеприимным, но и праведным, [и] получает награду праведника.

Фрагменты.

Евфимий Зигабен

Приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет

И это сказал по той же причине. Вообще, прежде всего разумеет Он просто пророка и просто праведника, – а затем переносит это и на апостолов. Он говорит, что принимающий с гостеприимством пророка или праведника не напоказ, или другим каким-либо притворным образом, но во имя пророка или праведника, т.е. потому, что они называются один пророком, другой праведником, – получит награду пророка и праведника. Эти слова имеют двоякое толкование. Или: что он будет удостоен равных с ними почестей, так как великое дело – гостеприимство, и в особенности по отношению к служителям Божиим. Или: что получит награду именем пророка и праведника. Говоря о пророке и праведнике, показал, что ученики будут и пророками, и праведными. Но чтобы кто-либо не ссылался на бедность, смотри, куда низводит речь.

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

Под именем пророка Он хотел указать на всех провозвестников Христа, а под именем праведника - на всякого христианина. Ибо не только учители могут переходить из города в город по причине гонений, но и каждый христианин, истинно верующий во Христа. Во имя пророка, то есть как пророка Христова. Во имя праведника, то есть как праведного раба Христова. Таким образом, чтобы доброе дело имело награду, они должны стремиться не только принимать христианина, но и принимать его именно как христианина, будь то священник или мирянин. Если же кто-нибудь не примет христианина или примет его не как христианина, то не получит христианской награды. И что означает: Кто принимает пророка, во имя пророка, получает награду пророка? и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника? Это значит, что, какую награду имеет странствующий, такую получит и принимающий странника ради Бога. И они оба становятся равны - и кто трудится ради Бога, и кто предоставляет трудящемуся покой ради Бога.

Лопухин А.П.

кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

Общий смысл этого выражения довольно ясен. Кто входит в общение с пророками, тот получает такую же награду, какую получают пророки; и кто входит в общение с праведниками, тот получает такую же награду, какую получают праведники. Награда здесь подразумевается, конечно, та, которая дается от Бога. Не материальная какая-нибудь награда, а духовная. Затруднительным здесь является только выражение “во имя пророка” и “ во имя праведника”. Почему не сказано просто: пророка и праведника, а во имя? Греческое выражение εις όνομα допускает такой перевод: кто принимает пророка за пророка, и праведника за праведника и проч. Неправильная греческая форма, обязанная своим происхождением евр. бешем (Блясс).

Иероним перефразирует это выражение так: кто пророка принимает, как пророка, и разумеет его, как говорящего о будущем, тот получает награду пророка. Иудеи, понимавшие пророков в точном смысле, не получат награды пророков. Иначе сказать, во всякой профессии плевелы смешаны с пшеницей. Объясняя тот же стих, Иероним далее спрашивает: “следовательно и ложных пророков и Иуду мы должны принимать и им предоставлять содержание? Предупреждая об этом, Господь сказал раньше, что нужно принимать не лица, а имена; и награды не будут лишены принимающие, хотя бы тот, кого они принимают, и не был достоин”. Принимающие показывают, что повинуются Богу, как пророк. Подобно этому и принимающие разбойников получали возмездие, назначенное разбойникам, становясь с ними в близкую связь. Так делается по обычному праву.

Толковая Библия.

Троицкие листки

кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 10:40 / Мф 10:40

Евангелие от Матфея 10 стих 40 — синодальный текст: Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;

Иоанн Златоуст (

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня

Итак, достаточно было и этого для убеждения людей принимать тех, которые послужат к их спасению. В самом деле, кто бы не принял со всем усердием мужей столь доблестных и неустрашимых, которые как львы обтекали вселенную, и небрегли о всем, только бы спаслись другие?

И однако, Господь предлагает и другую награду, показывая, что Он в этом случае более печется о принимающих, нежели о принимаемых. Хотя Он и отдает последним первую честь, говоря: Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня, — что может сравниться с честью принять Отца и Сына?

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Иларий Пиктавийский (

Ст. 40−41 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка (Мф. 10:41). Кто принимает пророка, принимает обитающего в пророке и становится достойным награды пророка, принимая пророка во имя пророка. Также равная награда воздается за принятие праведника, и [таковой] становится праведником в награду за праведность. Таким образом, праведность достигается верой и исполнение долга доставляет награду, поскольку Бог дарует множество возможностей для достижения вечности, когда, принимая праведника и пророка, сам [принимающий] пользуется уважением и принимает почести праведника и пророка.

Источник: Комментарий на Евангелие от Матфея.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня

Если вы принимаете нас, то это все равно, что принимаете Господа нашего, а принимая Господа, вы принимаете Отца Его. Но беда, если не принимаете. Каково не принимать своего Творца и Искупителя!

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Иероним Стридонский (

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня

Удивительное распоряжение! Он посылает на проповедь, учить, что не надо бояться опасностей, и душевные движения подчиняет вере (religion!). Он отверг золото и изгнал медь из поясов. Но тогда откуда получать пропитание? Откуда взять необходимые средства к жизни? И вот Он строгость заповедей смягчает надеждой на обетования, говоря: Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня, так что пусть каждый из верующих знает, что в лице принятых апостолов он принял Христа.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (

Ст. 40−41 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

Побуждает нас, чтобы мы принимали тех, которые со Христом, ибо кто чтит учеников Его, тот чтит Его, а чрез Него и Отца. Должно принимать праведников и пророков во имя праведника и пророка, то есть потому что они праведники и пророки, а не из-за какого-либо предстательства или заступления у царей. Но если кто-либо носит только вид пророка, на деле же оказывается не таковым, ты и его прими, как пророка, и Бог воздаст тебе так же, как будто ты действительно принял праведника. Ибо это означают слова «приимет награду праведника». Можешь понимать их и иначе: праведным будет признан и тот, кто примет праведника; и он получит ту же награду, что и праведники.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (

Иже вас приемлет, Мене приемлет: и иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя

Сказал это, открывая ученикам дома верующих. Кто с радостью не примет их, имея чрез них принять Сына, а чрез Сына — Отца?

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня

Общий смысл этих заключительных стихов: при всех таковых бедствиях и гонениях между верующими должна быть взаимная искренняя поддержка, за что получат в Царствии Христовом награду все те, кто окажет такую поддержку и помощь. «Сказал Господь сие (слова: 40−42 ), отверзая ученикам жилища верующих» (Евф. Зиг.).

Источник: Толковое Евангелие.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня

Мысль, выраженная в этом стихе, указывает на божественное самосознание Христа, потому что под “Пославшим” нельзя понимать никого, кроме Бога. Она повторяется в различных вариантах у Матфея и в других Евангелиях (Мф. 18:5; Мк. 9:37; Лк. 9:48; 10:16; Ин. 13:20).

Читайте также: