На основании каких фонетических примет можно заключить что слова оиаио
Обновлено: 27.11.2024
Ответ: аз - а, буки – б, ер – твёрдый знак, еры – ы, мыслите – м.
За каждую букву – 1 б. Всего - 5б.
По+….+и+ть+ся – глагол: погрузиться
…+ ?+ нибудь – местоимение: чей – нибудь
….+ян+ист+ый – прилагательное: водянистый
под+ …+к+а – существительное: подготовка
….+ер+о – числительное: семеро
на+ … - наречие: навсегда
№3. Перифраза(перифраз) широко используется не только в художественной, но и в публицистической речи:
корабль пустыни (верблюд), царь зверей (лев).
Раскройте смысл перифраз, употребленных в газетных заголовках.
Северная столица встречает гостей (Петербург)
Турнир откроем в стране тюльпанов (Голландия)
Первый хлеб поможет второму (картофель)
Подарок от четвероногого друга (собака)
Гран-при из рук первой леди (жена президента)
Вторую грамотность – в массы (компьютерная)
За каждый правильный ответ 1 б. Всего- 6б.
Никого в подлунной нет, только я да Бог. (Да - сочинительный союз, соединяет однородные члены предложения)
Собиралась рыдать и молиться, да на миг на постель прилегла и заснула.(Да – противительный союз, связывает однородные члены).
Да, уж не будет, нет возврата к тому, чем жили мы когда-то. (Да – частица, является словом предложением).
Да будет миру весть, что день мой догорел, но след мой в мире - есть.( Да – формообразующая частица, образует форму повелительного наклонения)
Я рад тому, что ложью зыбкою не будет ваше «нет» и «да». (Да – выступает в значении существительного, является подлежащим).
Но что – нибудь да есть же в нас, что жаждет света, чему вся ложь противна эта, что рвётся в Вечность проглянуть… (Да – усилительная частица)
№5. В книге Б.Ю. Нормана «Русский язык в задачах и ответах» есть такая задача: «Нередко школьники и не слишком грамотные взрослые пишут «копитал» вместо капитал, «спортакиада» вместо спартакиада, «трильяж» вместо трельяж. Как следует объяснить такие написания?
Эти ошибки связаны с тем, что слова, написание которых является непроверяемым и определяется традиционно-историческим принципом орфографии, пытаются проверить в соответствии с морфемным принципом правописания (копит, спорт, три).
За правильный ответ – 1 б. Всего – 1б.
№6. Русский язык, как и любой другой, существует по определённым законам и нормам. Они регулируют произношение, образование слов, сочетание их друг с другом. Языковые законы и нормы отражаются в написании слов. Как вы думаете, на основании каких фонетических примет можно заключить, что слова ОИАИО, ЫРЫСПАЙ, ШЮЮНИ, ДЬОЛДУ являются иноязычными?
Об иноязычном характере приведённых слов свидетельствует:
ОИАИО - русское слово не может состоять только из гласных звуков;
ЫРЫСПАЙ – в русском языке начальным гласным в слове не может являться звук [ ы ].
ШЮЮНИ – после согласного ш буква ю в русском языке не употребляется.
ДЬОЛДУ- в русском языке в корне слова перед гласным О буква Ь в функции разделительного знака не употребляется.
За каждый правильный ответ – 1б. Всего – 4б.
№7. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от этих существительных:
Ботинки - ботинок, туфли - туфель, сапоги - сапог,
Чулки - чулок, помидоры- помидоров, татары - татар,
Солдаты - солдат, сапожки - сапожек, очки - очков,
Устье - устьев, спальня – спален, простыня – простынь.
За каждый правильный ответ- 1б. Всего - 12б.
№8. Образуйте формы 1 –го лица единственного числа от глагола:
победить- (употребляются описательные конструкции, например, сумею победить),
убедить- ( употребляется описательная конструкция, например, хочу убедить),
За каждый правильный ответ – 1б. Всего – 5б.
№9. Исправьте ошибки в предложениях.
Цены подорожали. (Выросли).
Он поднял тост за дружбу.(Поднял бокал, произнёс тост).
Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков.(На искоренение недостатков).
В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. (В Петербурге)
Ведущий лидер этой партии выступил с заявлением. (Лидер – тот, кто руководит, ведёт за собой).
Надо взглянуть глазами будущего потомка. (Потомок – тот, кто сменяет кого-то, т.е. может быть только в будущем)
Храбрая мысль. (Смелая )
Следует отметить следующие особенности. (Необходимо отметить; такие особенности)
№10. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.
Прекрасный дар моллюсков человечеству – это… (перламутр)
Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы назовём … (филантропом)
Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного …( сибарит).
О литературном, музыкальном и ином творческом воровстве говорят… (плагиат).
О постепенном, но неуклонном ухудшении, разрушении говорят… (деградация).
Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют…. (девальвация).
Порочить кого-нибудь, выставлять в неблаговидном свете – значит…
Человеконенавистник – это тот же …. (мизантроп).
Каждое правильно названное слово – 1 б, орфографические ошибки – минус 1 б за каждую ошибку.
№11. Придумайте текст рекламы орфоэпического словаря русского языка.
Всего 4 балла: 1- за соответствие жанру, 1- за композиционную стройность, 1 – за отсутствие речевых ошибок, 1 – за содержание.
№12. Произведите комплексный анализ текста по предложенному плану:
Определите тему и основную мысль текста.
К какому типу речи относится данный текст? Что описывает автор в тексте?
В каком стиле написан текст?
Сколько подтем и какие выбрал автор для раскрытия темы?
Определите виды связи предложений в подтемах и подтем в единый текст.
Назовите языковые средства, которые использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста?
Какие выразительные средства использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста?
Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой, остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между ними углубление, зиявшее, как темная пасть, оно все было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиной вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины. (Н.В.Гоголь)
Примерный образец анализа
/. Определите тему и основную мысль текста.
Тема текста (1б) - старый сад, основная мысль (1б) - живописный сад в "своем картинном опустении" (Всего 2 б.)
2. К какому типу речи относится данный текст? Что описывает автор в тексте?
Данный текст является описанием (1б) природы - дикого, стихийно разросшегося сада, уже больше похожего на лес, который предстает перед читателями как могучий богатырь - в нем все величественно и мощно. Всего 1б.
3. В каком стиле написан текст?
Стиль текста (1б) - художественный, его задача: поэтическое описание старого, заброшенного сада. Стилевые черты (1б): образное описание сада как живого существа, которое борется за жизнь. Всего- 2б.
4. Сколько подтем и какие выбрал автор для раскрытия темы?
Для раскрытия темы и основной мысли текста использованы 7 подтем: 1) описание вершин деревьев; 2) описание ствола березы; 3) описание хмеля; 4) описание зеленой чащи; 5) описание глубины сада и его предметов; 6) описание молодой ветви клена; 7) описание осин на краю сада. За каждую названную подтему – 1б. Всего – 7б
5. Определите виды связи предложений в подтемах и подтем в единый текст.
Все части (подтемы) текста объединяются с помощью параллельной связи (1б.), а предложения в подтемах - с помощью цепной (1б.). Всего - 2 б.
6. Назовите языковые средства, которые использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста.
В описании сада Н.В.Гоголь использует глаголы(1б), деепричастия(1б), причастия(1б). Больше всего причастий, их в тексте двадцать пять: тянущийся, выходивший, пропадавший, заросший, глушивший, пробежавший, вытыкавший, протянувшая и др. Благодаря использованию причастий показано угасание, старение одних деревьев и движение к свету, к солнцу других: седой чапыжник, вытыкавший из-за ивы сучья, и . молодая ветвь клена, протянувшая . лапы-листы; белый ствол березы, лишенный верхушки и зеленые облака соединенных в воздухе вершин деревьев.
Глагольные признаки причастий помогают представить картину сада в движении.
Разные причастия автор употребляет не только для того, чтобы не повторяться. Листья и сучья чапыжника - сухие, колючие, и это впечатление усиливается словом вытыкавший. Иссохший от страшной глушимы чапыжник уже не имеет сил, чтобы расти, и поэтому в последнем отчаянном рывке он пытается пробиться к свету, но сил недостаточно. И он только вытыкается. А ветвь клена - молодая, гибкая, она дружелюбно протянула свои листы, и не просто листы - лапы. Форма кленового листа напоминает ладонь, и поэтому ветвь клена воспринимается как приветливо протянутая навстречу идущему рука.
В этом тексте много причастных оборотов: сад, тянущийся позади дома; ствол березы, лишенный верхушки; хмель, глушивший внизу кусты бузины, и т.д.
Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии. (За указание, для чего используется каждая часть речи – по 1 б.) Всего – 6 б.
7. Какие выразительные средства использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста?
В тексте представлены эпитеты(1б за каждый названный, за 2 и более – 2б.) обширный сад, трепетолистные купола, колоссальный ствол, озаренные солнцем чащи, прозрачный и огненный лист клена, которые подчеркивают жизнь развернувшейся перед нами картины.
Больше всего в тексте олицетворений (1б за каждый названный, за 2 и более – 2б ), показывающих, что сад - это живое существо, которое борется за жизнь. Такое восприятие сада рождает ассоциацию: сад представляется огромным оркестром - у каждого дерева, у каждой травинки есть свой голос, как у музыкального инструмента. И звучит могучая музыка сада как музыка жизни. Всего за 7 пункт – 4 б.
Это вопрос из олимпиады
Русский язык, как и любой другой, существует по определённым законам и нормам. Они регулируют произношение, образование слов, сочетание их друг с другом. Языковые законы и нормы отражаются в написании слов. Как вы думаете, на основании каких фонетических примет можно заключить, что слова ОИАИО, ЫРЫСПАЙ, ШЮЮНИ, ДЬОЛДУ являются иноязычными?
Об иноязычном характере приведённых слов свидетельствует:
ОИАИО - русское слово не может состоять только из гласных звуков;
ЫРЫСПАЙ – в русском языке начальным гласным в слове не может являться звук [ ы ].
ШЮЮНИ – после согласного ш буква ю в русском языке не употребляется.
ДЬОЛДУ- в русском языке в корне слова перед гласным О буква Ь в функции разделительного знака не употребляется.
К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.
Редукция — это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] — [д^ма] — [дъь^вои].
Оглушение — процесс, при котором звонкие согласны* перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка — кни[ш]ка; дуб — ду[п].
Озвончение — процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з']делать; отбор — о[д]бор.
Смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.
Уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий ( например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш'], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш']ина, [т']астъе, ичи[ц]а.
Упрощение групп согласных — процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце — [с'э'рцъ], солнце — [сонцъ].
№3. Перифраза (перифраз) широко используется не только в художественной, но и в публицистической речи:
корабль пустыни (верблюд), царь зверей (лев).
Раскройте смысл перифраз, употребленных в газетных заголовках.
Северная столица встречает гостей
Турнир откроем в стране тюльпанов
Первый хлеб поможет второму
Подарок от четвероногого друга
Гран-при из рук первой леди
Вторую грамотность – в массы
№4. Определите, какой частью речи являются выделенные слова и какую синтаксическую функцию выполняют.
Никого в подлунной нет, только я да Бог.
Собиралась рыдать и молиться, да на миг на постель прилегла и заснула.
Да, уж не будет, нет возврата к тому, чем жили мы когда-то.
Да будет миру весть , что день мой догорел, но след мой в мире - есть.
Я рад тому, что ложью зыбкою не будет ваше «нет» и «да».
Но что – нибудь да есть же в нас, что жаждет света, чему вся ложь противна эта, что рвётся в Вечность проглянуть…
№5. В книге Б.Ю. Нормана «Русский язык в задачах и ответах» есть такая задача: «Нередко школьники и не слишком грамотные взрослые пишут «копитал» вместо капитал, «спортакиада» вместо спартакиада, «трильяж» вместо трельяж. Как следует объяснить такие написания?
№6. Русский язык, как и любой другой, существует по определённым законам и нормам. Они регулируют произношение, образование слов, сочетание их друг с другом. Языковые законы и нормы отражаются в написании слов. Как вы думаете, на основании каких фонетических примет можно заключить, что слова ОИАИО, ЫРЫСПАЙ, ШЮЮНИ, ДЬОЛДУ являются иноязычными?
№7. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от этих существительных:
Ботинки, туфли, сапоги, чулки, помидоры, татары, солдаты, сапожки, очки, устье, спальня, простыня .
№8. Образуйте формы 1 –го лица единственного числа от глагола:
Молотить, победить, красить , убедить, роптать
№9. Исправьте ошибки в предложениях.
Цены подорожали.
Он поднял тост за дружбу.
Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков.
В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.
Ведущий лидер этой партии выступил с заявлением.
Надо взглянуть глазами будущего потомка.
Храбрая мысль.
Следует отметить следующие особенности.
№10. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.
Прекрасный дар моллюсков человечеству – это…
Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы назовём …
Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного …
О литературном, музыкальном и ином творческом воровстве говорят…
О постепенном, но неуклонном ухудшении, разрушении говорят…
Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют….
Порочить кого-нибудь, выставлять в неблаговидном свете – значит…
Человеконенавистник – это тот же ….
М_з_нтроп, к_мпр_м_тировать, пл_г_ат, с_б_рит, д_в_львация, л_в_лас, экв_в_лент, д_гр_дация, п_рл_мутр, ф_л_нтроп.
№11. Придумайте текст рекламы орфоэпического словаря русского языка. Не забудьте, что реклама не должна быть большой!
№12. Произведите комплексный анализ текста по предложенному плану:
Читайте также: