На основании каких фонетических примет можно заключить что слова оиаио

Обновлено: 23.04.2024

Ответ: аз - а, буки – б, ер – твёрдый знак, еры – ы, мыслите – м.

За каждую букву – 1 б. Всего - 5б.


  1. По+….+и+ть+ся – глагол: погрузиться

  2. …+ ?+ нибудь – местоимение: чей – нибудь

  3. ….+ян+ист+ый – прилагательное: водянистый

  4. под+ …+к+а – существительное: подготовка

  5. ….+ер+о – числительное: семеро

  6. на+ … - наречие: навсегда

№3. Перифраза(перифраз) широко используется не только в художественной, но и в публицистической речи:

корабль пустыни (верблюд), царь зверей (лев).

Раскройте смысл перифраз, употребленных в газетных заголовках.

Северная столица встречает гостей (Петербург)

Турнир откроем в стране тюльпанов (Голландия)

Первый хлеб поможет второму (картофель)

Подарок от четвероногого друга (собака)

Гран-при из рук первой леди (жена президента)

Вторую грамотность – в массы (компьютерная)

За каждый правильный ответ 1 б. Всего- 6б.


  1. Никого в подлунной нет, только я да Бог. (Да - сочинительный союз, соединяет однородные члены предложения)

  2. Собиралась рыдать и молиться, да на миг на постель прилегла и заснула.(Да – противительный союз, связывает однородные члены).

  3. Да, уж не будет, нет возврата к тому, чем жили мы когда-то. (Да – частица, является словом предложением).

  4. Да будет миру весть, что день мой догорел, но след мой в мире - есть.( Да – формообразующая частица, образует форму повелительного наклонения)

  5. Я рад тому, что ложью зыбкою не будет ваше «нет» и «да». (Да – выступает в значении существительного, является подлежащим).

  6. Но что – нибудь да есть же в нас, что жаждет света, чему вся ложь противна эта, что рвётся в Вечность проглянуть… (Да – усилительная частица)

№5. В книге Б.Ю. Нормана «Русский язык в задачах и ответах» есть такая задача: «Нередко школьники и не слишком грамотные взрослые пишут «копитал» вместо капитал, «спортакиада» вместо спартакиада, «трильяж» вместо трельяж. Как следует объяснить такие написания?

Эти ошибки связаны с тем, что слова, написание которых является непроверяемым и определяется традиционно-историческим принципом орфографии, пытаются проверить в соответствии с морфемным принципом правописания (копит, спорт, три).

За правильный ответ – 1 б. Всего – 1б.

№6. Русский язык, как и любой другой, существует по определённым законам и нормам. Они регулируют произношение, образование слов, сочетание их друг с другом. Языковые законы и нормы отражаются в написании слов. Как вы думаете, на основании каких фонетических примет можно заключить, что слова ОИАИО, ЫРЫСПАЙ, ШЮЮНИ, ДЬОЛДУ являются иноязычными?

Об иноязычном характере приведённых слов свидетельствует:

ОИАИО - русское слово не может состоять только из гласных звуков;

ЫРЫСПАЙ – в русском языке начальным гласным в слове не может являться звук [ ы ].

ШЮЮНИ – после согласного ш буква ю в русском языке не употребляется.

ДЬОЛДУ- в русском языке в корне слова перед гласным О буква Ь в функции разделительного знака не употребляется.

За каждый правильный ответ – 1б. Всего – 4б.

№7. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от этих существительных:

Ботинки - ботинок, туфли - туфель, сапоги - сапог,

Чулки - чулок, помидоры- помидоров, татары - татар,

Солдаты - солдат, сапожки - сапожек, очки - очков,

Устье - устьев, спальня – спален, простыня – простынь.

За каждый правильный ответ- 1б. Всего - 12б.

№8. Образуйте формы 1 –го лица единственного числа от глагола:

победить- (употребляются описательные конструкции, например, сумею победить),

убедить- ( употребляется описательная конструкция, например, хочу убедить),

За каждый правильный ответ – 1б. Всего – 5б.

№9. Исправьте ошибки в предложениях.


  1. Цены подорожали. (Выросли).

  2. Он поднял тост за дружбу.(Поднял бокал, произнёс тост).

  3. Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков.(На искоренение недостатков).

  4. В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. (В Петербурге)

  5. Ведущий лидер этой партии выступил с заявлением. (Лидер – тот, кто руководит, ведёт за собой).

  6. Надо взглянуть глазами будущего потомка. (Потомок – тот, кто сменяет кого-то, т.е. может быть только в будущем)

  7. Храбрая мысль. (Смелая )

  8. Следует отметить следующие особенности. (Необходимо отметить; такие особенности)

№10. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.


  1. Прекрасный дар моллюсков человечеству – это… (перламутр)

  2. Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы назовём … (филантропом)

  3. Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного …( сибарит).

  4. О литературном, музыкальном и ином творческом воровстве говорят… (плагиат).

  5. О постепенном, но неуклонном ухудшении, разрушении говорят… (деградация).

  6. Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют…. (девальвация).

  7. Порочить кого-нибудь, выставлять в неблаговидном свете – значит…

  1. Человеконенавистник – это тот же …. (мизантроп).

Каждое правильно названное слово – 1 б, орфографические ошибки – минус 1 б за каждую ошибку.

№11. Придумайте текст рекламы орфоэпического словаря русского языка.

Всего 4 балла: 1- за соответствие жанру, 1- за композиционную стройность, 1 – за отсутствие речевых ошибок, 1 – за содержание.

№12. Произведите комплексный анализ текста по предложенному плану:


  1. Определите тему и основную мысль текста.

  2. К какому типу речи относится данный текст? Что опи­сывает автор в тексте?

  3. В каком стиле написан текст?

  4. Сколько подтем и какие выбрал автор для раскрытия темы?

  5. Определите виды связи предложений в подтемах и подтем в единый текст.

  6. Назовите языковые средства, которые использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста?

  7. Какие выразительные средства использует автор для рас­крытия темы и основной мысли текста?


Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, ка­залось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отлом­ленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой, остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вме­сто капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или чер­ная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего час­токола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломлен­ную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воз­духе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко ко­леблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, оза­ренные солнцем, и показывали неосвещенное между ними углуб­ление, зиявшее, как темная пасть, оно все было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его бежавшая узкая дорож­ка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиной вытыкав­ший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из кото­рых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины. (Н.В.Гоголь)

Примерный образец анализа

/. Определите тему и основную мысль текста.

Тема текста (1б) - старый сад, основная мысль (1б) - живописный сад в "своем картинном опустении" (Всего 2 б.)

2. К какому типу речи относится данный текст? Что опи­сывает автор в тексте?

Данный текст является описанием (1б) природы - дикого, стихий­но разросшегося сада, уже больше похожего на лес, который предстает перед читателями как могучий богатырь - в нем все величественно и мощно. Всего 1б.

3. В каком стиле написан текст?

Стиль текста (1б) - художественный, его задача: поэтическое опи­сание старого, заброшенного сада. Стилевые черты (1б): образное описание сада как живого существа, которое борется за жизнь. Всего- 2б.

4. Сколько подтем и какие выбрал автор для раскрытия темы?

Для раскрытия темы и основной мысли текста использованы 7 подтем: 1) описание вершин деревьев; 2) описание ствола бере­зы; 3) описание хмеля; 4) описание зеленой чащи; 5) описание глубины сада и его предметов; 6) описание молодой ветви клена; 7) описание осин на краю сада. За каждую названную подтему – 1б. Всего – 7б

5. Определите виды связи предложений в подтемах и подтем в единый текст.

Все части (подтемы) текста объединяются с помощью парал­лельной связи (1б.), а предложения в подтемах - с помощью цепной (1б.). Всего - 2 б.

6. Назовите языковые средства, которые использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста.

В описании сада Н.В.Гоголь использует глаголы(1б), дееприча­стия(1б), причастия(1б). Больше всего причастий, их в тексте двадцать пять: тянущийся, выходивший, пропадавший, заросший, глушив­ший, пробежавший, вытыкавший, протянувшая и др. Благодаря использованию причастий показано угасание, старение одних деревьев и движение к свету, к солнцу других: седой чапыжник, вытыкавший из-за ивы сучья, и . молодая ветвь клена, протя­нувшая . лапы-листы; белый ствол березы, лишенный верхушки и зеленые облака соединенных в воздухе вершин деревьев.

Глагольные признаки причастий помогают представить кар­тину сада в движении.

Разные причастия автор употребляет не только для того, что­бы не повторяться. Листья и сучья чапыжника - сухие, колючие, и это впечатление усиливается словом вытыкавший. Иссохший от страшной глушимы чапыжник уже не имеет сил, чтобы расти, и поэтому в последнем отчаянном рывке он пытается пробиться к свету, но сил недостаточно. И он только вытыкается. А ветвь клена - молодая, гибкая, она дружелюбно протянула свои листы, и не просто листы - лапы. Форма кленового листа напоминает ладонь, и поэтому ветвь клена воспринимается как приветливо протянутая навстречу идущему рука.

В этом тексте много причастных оборотов: сад, тянущийся позади дома; ствол березы, лишенный верхушки; хмель, глушив­ший внизу кусты бузины, и т.д.

Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии. (За указание, для чего используется каждая часть речи – по 1 б.) Всего – 6 б.

7. Какие выразительные средства использует автор для рас­крытия темы и основной мысли текста?

В тексте представлены эпитеты(1б за каждый названный, за 2 и более – 2б.) обширный сад, трепетолистные купола, колоссальный ствол, озаренные солнцем чащи, прозрачный и огненный лист клена, которые подчеркивают жизнь развернувшейся перед нами картины.

Больше всего в тексте олицетворений (1б за каждый названный, за 2 и более – 2б ), показывающих, что сад - это живое существо, которое борется за жизнь. Такое восприятие сада рождает ассоциацию: сад представляется огромным оркестром - у каждого дерева, у каждой травинки есть свой го­лос, как у музыкального инструмента. И звучит могучая музыка сада как музыка жизни. Всего за 7 пункт – 4 б.

Это вопрос из олимпиады
Русский язык, как и любой другой, существует по определённым законам и нормам. Они регулируют произношение, образование слов, сочетание их друг с другом. Языковые законы и нормы отражаются в написании слов. Как вы думаете, на основании каких фонетических примет можно заключить, что слова ОИАИО, ЫРЫСПАЙ, ШЮЮНИ, ДЬОЛДУ являются иноязычными?

Об иноязычном характере приведённых слов свидетельствует:

ОИАИО - русское слово не может состоять только из гласных звуков;

ЫРЫСПАЙ – в русском языке начальным гласным в слове не может являться звук [ ы ].

ШЮЮНИ – после согласного ш буква ю в русском языке не употребляется.

ДЬОЛДУ- в русском языке в корне слова перед гласным О буква Ь в функции разделительного знака не употребляется.

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.

Редукция — это ослабление произношения гласных зву­ков в безударной позиции: [дом] — [д^ма] — [дъь^вои].

Оглушение — процесс, при котором звонкие согласны* перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка — кни[ш]ка; дуб — ду[п].

Озвончение — процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з']делать; отбор — о[д]бор.

Смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.

Уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий ( например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш'], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш']ина, [т']астъе, ичи[ц]а.

Упрощение групп согласных — процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других про­исходит выпадение звука, хотя на письме употребляется бук­ва, обозначающая этот звук: сердце — [с'э'рцъ], солнце — [сонцъ].

№3. Перифраза (перифраз) широко используется не только в художественной, но и в публицистической речи:

корабль пустыни (верблюд), царь зверей (лев).

Раскройте смысл перифраз, употребленных в газетных заголовках.

Северная столица встречает гостей

Турнир откроем в стране тюльпанов

Первый хлеб поможет второму

Подарок от четвероногого друга

Гран-при из рук первой леди

Вторую грамотность – в массы

№4. Определите, какой частью речи являются выделенные слова и какую синтаксическую функцию выполняют.


  1. Никого в подлунной нет, только я да Бог.

  2. Собиралась рыдать и молиться, да на миг на постель прилегла и заснула.

  3. Да, уж не будет, нет возврата к тому, чем жили мы когда-то.

  4. Да будет миру весть , что день мой догорел, но след мой в мире - есть.

  5. Я рад тому, что ложью зыбкою не будет ваше «нет» и «да».

  6. Но что – нибудь да есть же в нас, что жаждет света, чему вся ложь противна эта, что рвётся в Вечность проглянуть…

№5. В книге Б.Ю. Нормана «Русский язык в задачах и ответах» есть такая задача: «Нередко школьники и не слишком грамотные взрослые пишут «копитал» вместо капитал, «спортакиада» вместо спартакиада, «трильяж» вместо трельяж. Как следует объяснить такие написания?

№6. Русский язык, как и любой другой, существует по определённым законам и нормам. Они регулируют произношение, образование слов, сочетание их друг с другом. Языковые законы и нормы отражаются в написании слов. Как вы думаете, на основании каких фонетических примет можно заключить, что слова ОИАИО, ЫРЫСПАЙ, ШЮЮНИ, ДЬОЛДУ являются иноязычными?

№7. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от этих существительных:

Ботинки, туфли, сапоги, чулки, помидоры, татары, солдаты, сапожки, очки, устье, спальня, простыня .

№8. Образуйте формы 1 –го лица единственного числа от глагола:

Молотить, победить, красить , убедить, роптать

№9. Исправьте ошибки в предложениях.


  1. Цены подорожали.

  2. Он поднял тост за дружбу.

  3. Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков.

  4. В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.

  5. Ведущий лидер этой партии выступил с заявлением.

  6. Надо взглянуть глазами будущего потомка.

  7. Храбрая мысль.

  8. Следует отметить следующие особенности.

№10. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.


  1. Прекрасный дар моллюсков человечеству – это…

  2. Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы назовём …

  3. Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного …

  4. О литературном, музыкальном и ином творческом воровстве говорят…

  5. О постепенном, но неуклонном ухудшении, разрушении говорят…

  6. Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют….

  7. Порочить кого-нибудь, выставлять в неблаговидном свете – значит…

  8. Человеконенавистник – это тот же ….

М_з_нтроп, к_мпр_м_тировать, пл_г_ат, с_б_рит, д_в_львация, л_в_лас, экв_в_лент, д_гр_дация, п_рл_мутр, ф_л_нтроп.

№11. Придумайте текст рекламы орфоэпического словаря русского языка. Не забудьте, что реклама не должна быть большой!

№12. Произведите комплексный анализ текста по предложенному плану:

Читайте также: