Девиз альберта анатольевича лиханова
Обновлено: 14.11.2024
Учительница из Воткинска прислала письмо Председателю Российского детского фонда.
В 2015 году проект библиотеки «Зовущие к Памяти книги» получил диплом Всероссийского конкурса «Читаем Альберта Лиханова». Был в нашем проекте блок, который мы назвали «Военная школа Альберта Лиханова» и который больше всего заинтересовал наших читателей.
Через год, 22 июня 2016 года, библиотека провела урок Памяти в «Военной школе Альберта Лиханова». Удивительно, как Альберт Анатольевич, при его огромной занятости, смог не только увидеть наш пост в ФБ об этом мероприятии, но и найти время, чтобы прислать ПРАВИТЕЛЬСТВЕННУЮ ТЕЛЕГРАММУ с благодарностью «ЗА УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ВОЕННАЯ ШКОЛА АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА…», за воспитание патриотизма и любви к Родине. Спасибо Вам, уважаемый Альберт Анатольевич, еще раз за столь высокую оценку нашей работы!
С тех пор, в июне у нас всегда проходят занятия в этой школе. Но мы не считали тогда «школу» проектом.
А вот в 2020 году мы решили представить на конкурс ПРОЕКТ «ВОЕННАЯ ШКОЛА АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА».
Обдумывала проект, и очень хотела, чтобы он получился «лихановским», то есть сочетал и слово, и дело.
Жизнь внесла коррективы и, к сожалению, не все задуманное удастся сделать. Но будем к этому стремиться!
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Проект «Военная школа Альберта Лиханова» мы посвящаем 75-летию Великой Победы и 85-летию со дня рождения известного общественного деятеля и писателя Альберта Лиханова, который во многих своих произведениях пишет о своем детстве, а значит – о детях войны. Особо ценно для нас, что Киров, где прошло детство писателя, и Воткинск – тыловые города, и судьбы их схожи.
«В СОДРУЖЕСТВЕ И СОТВОРЧЕСТВЕ – К СОПРИЧАСТНОСТИ» - девиз, под которым мы реализуем наш проект.
От судеб героев книг Лиханова – к судьбам воткинских детей войны. Предполагались не только чтение и обсуждение книг Альберта Анатольевича, но и поисково-исследовательская работа, сотрудничество с организацией «Дети войны» Воткинска, краеведческим музеем.
В фокусе проекта — история Россия, история Воткинска и уникальная возможность для взрослеющей души ещё лично поговорить с детьми Великой Отечественной войны.
«ВОЕННАЯ ШКОЛА АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА» - это - УРОКИ ДУХОВНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА.
Это - воссоздание духа того (военного) времени.
Долго искали подходящее название проекту: «Военная школа» ассоциируется с военными училищами, чего не хотелось бы. Но не придумали ничего другого…
Важной составляющей проекта предполагали приобщение подростков к сбору воспоминаний воткинских «детей войны». В городе пока нет книги об этом удивительном поколении.
Результатом должно стать создание альбома «О ДЕТЯХ ВОЙНЫ ПИШЕМ ВМЕСТЕ». Мечталось создать и аудио-видео фонд «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА – УСТАМИ ДЕТЕЙ ВОЙНЫ» воспоминаний детей войны города Воткинска.
Будет ли наш альбом большим или окажется скромным – не суть важно.
Главное – проект, в основе которого «СЛОВА И ДЕЛА» нашего «ЧАСОВОГО ДЕТСТВА», поможет юным воткинцам ощутить себя необходимой частицей в цепи поколений, определить ориентиры, воссоздать шкалу ценностей, которые были, есть и остаются на все времена.
Что мы уже сделали:
«ЧАСОВОЙ ДЕТСТВА»: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРИМЕР
СЮЖЕТЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ: РЕЙД В ПРОШЛОЕ ВОТКИНСКА
18 февраля в «Военной школе Альберта Лиханова» состоялась вторая встреча.
Рейд в прошлое нашего города, который в годы войны в чем-то был похож на город детства Альберта Анатольевича, ученики школы совершили под руководством библиотекаря Елены Анатольевны Шардаковой.
Война через воспоминания маленьких детей, жителей города военной поры. А воспоминания эти собирали и записывали дети нашего времени.
«Жила – была девочка» - книга вышла 15 лет назад в 2005году. В ней маленькие жители Воткинска рассказали о том, как проходило их военное детство.
Большинство воспоминаний в книге - девочки с редким именем Аида (Аида Алексеевна Миролюбова). На начало войны ей было 4 года, брату Вове - 9 лет - обычная воткинская семья. Что запомнили и рассказали они современным детям через небольшие рассказы книги? Об этом узнали ученики нашей школы.
Ребята выполняют «домашние задания», участвовали в акциях, посвященных Дню Победы, пишут отзывы о прочитанных книгах.
Вика Косачева записала видео воспоминания своей прабабушки.
Диана Глазырина свой отзыв о повести «Мой генерал» представила в виде рисунка:
Альберт Анатольевич Лиханов – известный общественный деятель, публицист, автор книг для юношества, член Союза писателей России, академик РАО, Президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства.
Родился в Кирове в 1935 году, окончил Уральский государственный университет по специальности «журналистика». Впоследствии работал в родном городе литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а затем главным редактором молодежной газеты «Комсомольское племя». Впоследствии два года - собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» по Западной Сибири. Позже его приглашают на работу в Москву. Он становится сначала ответственным секретарём, а затем, тринадцать с лишним лет — главным редактором популярного молодёжного журнала «Смена».
Ещё в Кирове он пробует себя в литературе, и ему сопутствует удача. В 1962 году журнал «Юность», выходивший тогда двухмиллионным тиражом, печатает его первый рассказ «Шагреневая кожа». Почти одновременно он становится участником IV Всесоюзного совещания молодых писателей в семинаре классика детской литературы Льва Кассиля.
Именно во времена работы в журнале «Смена» к Альберту Лиханову приходит литературная известность. Одну за другой его повести публикуют в журнале «Юность», а в 1976 году в издательстве «Молодая гвардия» выходит «Избранное» в 2-х томах, позже – первое собрание сочинений в 4-х томах (1986-1987гг.).
Главная тема творчества Альберта Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых – прослеживается в таких произведениях, как: повести «Звёзды в сентябре» (1967), «Тёплый дождь» (1968), трилогия «Семейные обстоятельства» (роман «Лабиринт», 1970, повести «Чистые камушки», 1967, «Обман», 1973), роман для детей младшего возраста «Мой генерал» (1975), повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» (1982), книга публицистических работ «Драматическая педагогика» (1983), дилогия романов в повестях «Русские мальчики» и «Мужская школа», повести последнего времени «Никто», «Сломанная кукла», «Слётки» и «парный портрет» трагического детства — повести «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой всё равно» (2009).
Произведения Альберта Лиханова изданы общим тиражом 30 млн. экземпляров, 110 книг переведены на 37 языков мира. Его произведения пользуются популярностью в Японии, США, Германии, Китае, Испании, Италии, Франции, Болгарии, Польше, Эстонии и т.д.
Альберт Анатольевич Лиханов учредил и возглавил Научно-исследовательский институт детства, создал литературный клуб «Молодость» для начинающих авторов, создал издательство «Дом», журналы «Мы» для подростков и «Трамвай» для малышей, а впоследствии — журналы «Путеводная звезда. Школьное чтение», «Божий мир», «Дитя человеческое», «Зарубежный роман». Открыл издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность». По его инициативе в Подмосковье создан реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов. В райцентре Ровеньки Белгородской области существует детский дом, построенный при финансовом участие Российского детского фонда и также получивший его имя. В Кирове есть библиотека для детей и юношества имени Альберта Лиханова. Детская библиотека имени Альберта Лиханова работает в городе Крымске Краснодарского края, и Белгороде.
За свою творческую и общественную деятельность Альберт Лиханов удостоен многочисленных отечественных и международных наград: ордена Трудового Красного Знамени, орденами За заслуги перед Отечеством III степени и IV степеней, Ордена Почёта, Ордена Дружбы и Ордена преподобного Андрея Иконописца l степени, Ордена Чести (Грузия), ордена Святые Кирилл и Мефодий I степени (Болгария), ордена Франциска Скорины (Белоруссия). И это далеко не все награды Альберта Лиханова. Также он отмечен Премией Президента РФ в области образования, Премией правительства в области культуры, Государственной премией РСФСР, международной премией им. М.Горького (Берлин), международной премией им. Виктора Гюго (Франция), Международной премией им. Я Корчака (Польша), премия «Сакура» (Япония) и т.д.
Альберт Лиханов внесён в список 2 000 выдающихся европейцев XXI века (Кембриджский университет, Великобритания), он - почётный доктор пяти российских университетов и японского университета «Сакура» (Токио).
С чего все началось?Наверное, именно случай, произошедший с Альбертом Анатольевичем в 1960 году, повлиял на его дальнейшую общественную деятельность, Именно тогда он, еще молодой журналист, столкнулся с необычным жизненным случаем: воспитательница детского дома раздала на выходные сирот по семьям, на минуточку подобревшим, в то время как истиной была любовь, требуемая навсегда. Вот тогда впервые и задумался Альберт Лиханов о проблеме сиротства и защите детей. Он начал посещать не только детские дома, но и дома ребёнка, школы-интернаты, глубоко и щепетильно изучать положение детей в СССР.
Работа в журнале «Смена» обогатила писателя необходимым опытом, познакомила с проблемами, заставила «влезть в гущу событий», которыми живут дети и подростки в нашей стране. Обратившись однажды к этой теме, Лиханов остается верен ей на протяжении всей своей творческой жизни.
Активность и понимание детского мира позволили Альберту Анатольевичу Лиханову дважды добиться поразительного успеха: по его письмам к властям в 1985 и 1987 годах были приняты Постановления Правительства СССР о помощи детям-сиротам. В 1987 году по его инициативе создан Советский детский фонд имени В. И. Ленина, который в 1991 году был преобразован в Российский детский фонд и Международную Ассоциацию детских фондов.
Именно Альберт Лиханов активно готовил подписание Конвенции о правах ребёнка, а вскоре вместе с тогдашним Министром иностранных дел Э.А. Шеварднадзе подписывал её от имени СССР на Генеральной Ассамблее ООН в 1989 году. Как член Верховного Совета СССР добился скорейшей ратификации Конвенции и 25 лет спустя, в 2014 году, именно делегация Фонда – единственная из всех общественных организаций России – приняла участие в юбилейном заседании Генеральной Ассамблеи ООН на высшем уровне. Помимо этого, Российский детский фонд - единственный в нашей стране благотворительный фонд помощи детям с консультативным статусом экономического и социального совета ООН (ECOSOC UN). В 2014 и 2016 годах Фонд подписал соглашения с самыми крупными благотворительными организациями мира – CCTF (КНР) и BRAC (Бангладеш), выводя таким образом работу Фонда на самый высокий международный уровень.
И вот уже практически 33 года Альберт Анатольевич Лиханов является бессменным, избираемым руководителем Российского детского фонда. За это время под его руководством и по его инициативе в 69 регионах России созданы и работают отделения Фонда, осуществляющие разработанные им общероссийские долгосрочные благотворительные программы.
Фонд всегда приходит на помощь детям, которые попали в беду. Так было с детьми Армении и Сахалина, пережившими страшные землетрясения. Так было Кубани, Амурской области, Хабаровского края, которые пострадали от наводнения. По инициативе Альберта Лиханова Фонд создал Детский реабилитационный центр, в котором проходили лечение дети из Чечни, Беслана и Южной Осетии.
Идеология основателя«Ни дня без доброго дела».
Эта фраза стала главным слоганом Российского детского фонда, которому следует Альберт Анатольевич и все сотрудники РДФ.
Не зря говорят, что у каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. И это верно. 33 года – большой срок: сменилось несколько поколений людей, политический строй, социальные парадигмы, но служение детству остаётся неизменным для А.А. Лиханова.
Помощь глухим и тяжело больным детям, детям с туберкулёзом и сахарным диабетом, детям с ДЦП, детям-сиротам – это те, на кого, в первую очередь, направлена помощь Фонда. Задача РДФ – подарить ребёнку счастливое и здоровое детство, защитить его права. И получается! Тысячи детей начинают слышать голос мамы, видеть отцов, да и просто получают возможность полноценно жить благодаря проведённым усилиям старейшей благотворительной организации страны
Все программы Фонда, разработанные Альбертом Лихановым вместе с коллегами, направлены на укрепление института семьи и семейных ценностей, защиту прав ребёнка, поддержку детей, попавших в трудную ситуацию. Идея создания Детского фонда идёт от желания окружить ребёнка заботой и любовью, сделать так, чтобы он рос здоровым и счастливым, чтобы мог раскрывать свои таланты и способности, защитить его права
Ни дня без доброго дела – под этим девизом Российский детский фонд работает с 1987 года!
Он приехал в Свердловск, чтобы встретиться со студентами на факультете, который сам в свое время закончил. Вот тогда я и услышал слова, которые навсегда дали мне понимание того, что есть наша профессия в ее идеальном измерении: "Журналист должен всегда чувствовать на себе невидимый белый халат. Он - как врач и девиз у него должен быть тот же: не навреди".
Мы помним, как суровая реальность расправилась потом с идеалами (а подчас и с теми, кто им пытался следовать). Но были и остаются в нашей жизни люди, которые так и не сняли с себя невидимый белый халат.
13 сентября Альберту Анатольевичу Лиханову исполняется 80 лет. Сегодня писатель и публицист, президент Международной ассоциации Детских фондов, председатель Российского детского фонда - наш собеседник.
Альберт Анатольевич, что Вам острее помнится - начало войны или День Победы?
Альберт Лиханов: Конечно, Победа. Когда началась война, я не очень понял, что это будет значить. Но что взять с мальчугана, когда и взрослые-то не все сразу поняли. Это горькое понимание приходило с похоронками, с горестными сводками Совинформбюро, скорбно прочитываемые Левитаном. А День Победы выстрадали все - старые, и малые. И я помню, как летел в школу, как нас построили на линейку и директор школы Фаина Васильевна Лютина поздравила нас дрожащим голосом. И как горячо мы орали "Ура" - ученики 1-4 классов Кировской начальной школы № 9…
Если бы была возможность вернуться в какой-то из минувших дней, то какой бы день Вы счастливы были бы пережить снова?
Альберт Лиханов: Два дня. Первый - в ноябре 1941 года, когда отца привезли раненым из-под Москвы в наш городской госпиталь, где лаборантом работала мама. Понятно, что я прибежал к отцу. Теперь в этом здании областная детская библиотека имени А. Грина, я время от времени бываю там и всегда подхожу к месту, где стояла койка отца - прямо у входа в зал, тогда - в огромную палату. Стою, смотрю и не верю себе, что все это вообще было. В декабре отец выздоровел и снова уехал на фронт. Судьбе было угодно распорядиться так, что его ранит еще раз, и его снова привезут в наш госпиталь. Увидеть и обнять отца в войну - это было неописуемое счастье.
Дети войны чаще всего говорят, что детства у них не было…
Альберт Лиханов: Было замечательное детство. Но замечательное - не значит благостное. Тяготы, слезы, потери отцов, голод… Никто о таких вещах не скажет хорошо, но все эти бедствия приучили к осознанию того, что есть совесть, есть стыд, есть чувство благодарности. Как забыть доброго человека, добрый поступок, как забыть учительницу? Жизнь воспитывала в нас, по-моему, особенные качества: надежность, товарищество, чувство локтя. Когда у тебя есть кусочек хлеба, а рядом два твоих голодных товарища, то понятно - ты с ними поделишься.
Может быть, я идеализирую наше поколение… Оно, к несчастью, уже сильно вымерло именно потому, что в войну нам многого не доставало. Никогда не забуду, как мама брала меня с собой на донорский пункт, в прихожей оставляла мне пальто, заходила в кабинет с нормальным лицом, а выходила зеленая, круги под глазами. Потом мы медленно шли к донорскому магазину, там на талончик продавали то, что нигде не достанешь - топленое масло, что-то сладкое… Мама тут же в магазине давала мне этот кусочек масла в рот, чтобы я проглотил скорей. Разве это забудешь?
Кто и сегодня остается для Вас нравственным авторитетом, человеком, с которым Вы сверяете компас своей жизни?
Альберт Лиханов: В живых этих людей почти не осталось. Но осталось нечто иное: книги. Василь Быков, Виктор Астафьев, Евгений Носов… Это целая - и великая плеяда - писателей, рожденных войной. Не устаю удивляться: Юрий Васильевич Бондарев в 23 года уже закончил войну и отправился в литературу. Полагаю, понятно, почему к нему так быстро - с высоты времени - пришло высокое мастерство. Война, протащив этих солдат и лейтенантов через свои чистилища, поручила исполнить долг за ушедших.
Поиск смысла жизни всегда был главной темой и русской, и советской литературы. Современная отечественная литература бросила эти мучительные поиски, желая стать легче, привлекательнее, но тут же потеряла и читателя…
Альберт Лиханов: Литература не нравиться должна, а сострадать и спасать. "Нравиться" - это участь иных материй.
Альберт Лиханов: Подросткам, к сожалению, сейчас предоставлено море разливанное сомнительных удовольствий и "практик". Выстоять в этой смуте нелегко и взрослой душе с крепким иммунитетом к мерзостям жизни. Что говорить о поре, когда поиск истины должен бы происходить в доброжелательных обстоятельствах? Наша экзаменационная система сбила с панталыку целые поколения, сломали систему рабочего образования (ПТУ), исчезает инженерия… Кто будет конструировать нашу жизнь, обращенную в будущее? Я вот сейчас по воле энтузиастов погружаюсь в тему авиамодельных, судомодельных, автомодельных кружков. И ужасаюсь. Вместо десятков тысяч авиамодельных кружков в системе внешкольного образования прошлых лет осталось несколько десятков, производство отечественных бензиновых моторчиков для детей прекращено, а их изобретатели и конструкторы живут в России. Сейчас в моде словечко "импортозамещение". Вот где оно требуется в первую очередь, ведь возрождение этой, можно сказать, отрасли бытия - обучение детей, воспитания в них творческого начала инженерного, технического свойства. Производство тех же собственных моторчиков для авиамоделей - это же крепкий ресурс для производства отечественных беспилотников. Таких печалей - великое множество, увы!
Альберт Лиханов: Это одна из самых чувствительных бед - так называемая оптимизация, будь она неладна, экономит мнимые рубли, теряя реальные миллиарды. Возвращение нации из малограмотности дорого обойдется последующим поколениям.
Вот если бы в моем детстве не было библиотек, то не знаю, чтобы со мной было. Я начитался в детстве так, что мне до сих пор хватает. Помню, в читальном зале городской библиотеки было две книжки "Трех мушкетеров", одна "Десять лет спустя" и одна "Двадцать лет спустя". После уроков ребята из разных школ бежали наперегонки в библиотеку, чтобы захватить любимую книжку. И работницы читального зала говорили: вот ты час читаешь, а потом отдаешь другому, а тот - третьему. Целая очередь была на чтение…
Вот президент во время книжной ярмарки на Красной площади откликнулся на тревогу директора Российской государственной детской библиотеки Марии Александровны Веденяпиной - в детские сельские библиотеки книги вообще сейчас почти не доходят, поручил выделить из своего резерва 50 миллионов. Но что-то не очень заметно, чтобы регионы обрадовались и последовали примеру президента. Напротив, детские библиотеки едва ли не повсюду сливают и переливают - из пустого в порожнее.
Есть, конечно, как всегда, счастливые исключения. Например, я был вместе с Белгородским губернатором Е.С. Савченко на строительстве новой районной детской библиотеки в поселке Борисовка, только что вернулся из Рыбинска, где меня сводили в блистательную по масштабам библиотечную систему "Радуга" там действуют самостоятельно и детская, и взрослая библиотеки с шикарным читальным залом. Мы - Российский детский фонд - тоже помогаем в меру наших возможностей - пополнили новыми книгами 19 библиотек для детей, залитых Дальневосточным наводнением, поддержали десять школьных библиотек в Крымском районе Краснодарского края, послали новинки в шестьдесят библиотек Крыма и Севастополя. Сейчас вот пошлем серьезный груз в Хакассию, где год назад полностью сгорела одна из сельских библиотек.
Почти тридцать лет назад Вам удалось мобилизовать общество для помощи детским домам. Именно в те годы уходит история волонтерского движения в нашей стране. Как Вы думаете: кому было труднее - тем первым волонтерам или нынешним?
Альберт Лиханов: Мне кажется, не волонтерство, а доброделание, желательство добрых дел тех лет носило истинно массовый характер. Это было народное донорство - миллионы людей слали нам свои деньги, и на эти средства нам удавалось осуществить истинно государственные проекты. Вместе с государством, кстати. Мы снизили младенческую смертность в СССР на 16%, а смертность детей второго года жизни - есть такой учет - на 55%, посылая вместе с Минздравом, но за деньги фонда по 2500 -2700 медиков в регион Средней Азии и Казахстан на 90 самых жарких дней, создали там же систему специальных доверенных врачей - главных специалистов Минздрава СССР, которые работали там три года. 880 детей с нашей помощью были отправлены в США на операции на открытом сердце. 10 000 детей-чернобыльцев отдыхали и лечились в 30 странах мира. Мы помогали детям во время Спитакского землетрясения, чеченских столкновений, Беслана, наводнений и землетрясений, стараясь быть там, где трудно. И никогда никто нам не отказывал.
Я полагаю добровольчеством именно такую модель, а специально создаваемые отряды волонтеров? Есть что-то в этом разделяющее людей: вот ты волонтер какой-то особенный, ну и помогай, а у меня своих забот хватает. Но желание помочь - не делимое достояние. Словом, когда мы что-то задумали и исполняем - детям должны бы помогать все, без исключения.
Если бы в 1980-е годы вы знали, что созидательный период перестройки оборвется очень скоро и трагично, то что бы Вы поспешили сделать, что предпринять?
В общественном сознании проблемы сиротства и вообще охраны детства давно уже заслонены другими проблемами. Вот сейчас многим кажется, что важнее цены за баррель нефти для нас нет ничего на свете. И это кажется мне наваждением, страшной близорукостью. А что думаете Вы?
Альберт Лиханов: Совершенно солидарен. Наш главный капитал - люди. Лично я должен сказать - дети. Детство требует инвестиций. Вложение в детство - любви, осторожности, средств - это самые сущностные вложения в главный ресурс страны. В будущее. На нем не экономят.
В нынешний кризисный год множество семей просто упали на социальное дно, люди часто экономят на самом необходимом, многие дети и старики просто недоедают. А по телевизору нам все лето показывали, как сжигают или закапывают в землю продукты только потому, что они оказались у нас в стране в нарушение правил.
Альберт Лиханов: У меня есть повесть "Последние холода" - это про голод в тылу. Про нашу столовую дополнительного питания, устроенную в Кирове для детей страдающих малокровием, для дистрофиков. И я туда ходил. А рядом на улице паслись местные ребята, у них не было талонов, которые нам выдавали по школам. Эти мальчики и девочки, несмотря на бдительность гардеробщицы, проникали в столовую. Вот ты ешь, а они ходят перед тобой, смотрят голодными глазами и просят: "Мальчик, оставь. " и оставляешь, конечно. Иногда эти ребята были настолько голодны, что отнимали у кого-то еду. Эти слова "мальчик, оставь" врубились в меня навеки.
Поэтому не хочу говорить о закопках. Но меня вот интересует, почему мы по 1 миллиарду долларов отдавали за польские яблоки. У нас своих нет? Кто это делает? Почему нет контроля за нашими импортерами? Если же говорить о финансовой смуте, мрачным покрывалом павшей на нашу страну, то думаю что уподобление России "заречным" порядкам до добра не доведет ни власть, ни народ. Очень сожалею, что страна никак не найдет своего пути.
Я познакомился с Вами уже больше тридцати лет назад. Хорошо помню тот день, когда осенью 1983 года Вы пригласили меня в Москву, Меня встретили, разместили, накормили и нянчились со мной несколько дней - до тех пор, пока мой первый очерк не встал в номер. Сегодня студентов из провинции уже не встретишь в коридорах столичных редакций. И это ведь касается не только журналистики, но и бизнеса, науки, искусства, театра… Почему то, что называлось наставничеством, почти совершенно исчезло из нашей жизни?
Альберт Лиханов: Так же как и Вы, мучаюсь безответным вопросом: что с нами случилось? Или мы сами случились с собой. Но излом очевиден. И очень хочется надежды, улучшения отношений людей друг к другу, духовного подъема. Вот такой вопрос: кто первым откликнулся на начало войны с фашизмом? Оказывается, поэты, публицисты и композиторы. Чего стоит только одна песня "Вставай, страна огромная…"
А сейчас нет такой профессии - писатель, поэт… Творческие союзы - просто общественные объединения: хошь - объединяйся, хошь - разъединяйся, потребности в них почему-то - никакой. Иногда включаешь телевизор по выходным, а там по трем каналам одновременно хохочут. Но ведь еще Экклезиаст сказал: "Сердце мудрых - в доме печали, сердце глупых - в доме радости".
И кто тогда поддержит державу, если ухнет, не дай Бог? А ведь ухает уже неподалеку - аль не слыхать.
Только что был в Рыбинске, дореволюционной столице волжских бурлаков. Пришла в голову, по-моему, очень современная мысль. А ведь все мы, всяк в своем деле - бурлак. И дай нам Бог оставаться бурлаками Отечества своего. Нету дела честнее этого.
В газете «Озерский Вестник» за 25 ноября 2015 года опубликована статья Г. Ждановой, заведующей отделом комплектования Центральной городской детской библиотеки, посвященная творчеству Альберта Лиханова.
С 5 по 30 ноября на территории Озерского городского округа проходит межведомственная профилактическая акция «Защита». Ее главные цели – выявление причин, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, правовое просвещение, реабилитационная помощь каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств. К этой акции подключились и учреждения культуры округа.
Каждый ребенок имеет право на немедленное счастье.
Альберт Лиханов.
«Последняя надежда обездоленных» – так часто называют Альберта Анатольевича Лиханова, которому 13 сентября этого года исполнилось 80 лет. А еще он – «самый многодетный отец России», «адвокат детства», «полпред сирот». Известный писатель, журналист, ученый, общественный деятель Альберт Лиханов всю жизнь живет по принципу: «Ни дня без доброго дела».
Благие намерения
Сфера интересов А.Лиханова – права ребенка, защита отечественного обездоленного детства. Любить детей и говорить о любви к ним – не одно и то же. «Любим ли мы детей так, чтобы измерять свою взрослую совесть мерой ответственности перед ними? Чтобы отмерять свою жизнь и поступки… правдой детства, его чистотой?» – задает вопрос Альберт Анатольевич. Писатель призывает мировое сообщество, озабоченное глобальными финансовыми и экономическими осложнениями, остановиться и поглядеть в детские глаза.
Альберт Лиханов – академик Российской академии образования, президент Международной ассоциации детских фондов и председатель Российского детского фонда. Детский фонд, как думает сам писатель, вырос из его повести «Благие намерения», где доброе дело рассыпалось, «забытые» дети ожесточились, благое намерение принесло страдания многим. Девизом детского фонда стали среди прочих строки Марины Цветаевой: «Два на миру у меня врага, два близнеца, неразрывно слитых: голод голодных и сытость сытых!»
Драматическая педагогика
Более чем за четверть века детским фондом сделано немало полезного и доброго. Он участвовал во всех гуманитарных акциях. Во время землетрясения в Армении в декабре 1988 года найдено и возвращено родителям 543 малыша; авария на Чернобыльской АЭС – реабилитация и отдых за рубежом 10 000 детей; боевые действия в Чечне – открыты счета и оказана помощь 72 ребятишкам, получившим огнестрельные ранения. Покупались квартиры и дома, проводилось лечение и протезирование. Теракт в Беслане – 26 детей, выживших, но оставшихся сиротами, находятся под патронажем фонда; война в Южной Осетии – оказание массовой гуманитарной помощи всем детям республики. В стране была серьезная проблема с младенческой смертностью. Три года подряд – с 1989-го по 1991-й – детский фонд с Минздравом посылали в Среднюю Азию и Казахстан от 2500 до 2000 врачей на самые жаркие 90 дней и снизили младенческую смертность всего СССР на 16 процентов – небывалая статистика! А смертность детей второго года жизни – на 55 процентов. Сражаться за ребятишек ехали доктора со всей страны! Детский фонд серьезно занимался особыми видами детской инвалидности. В Москву был приглашен выдающийся американский черепно-лицевой хирург, который начал делать операции в Республиканской детской клинической больнице. Его опыт перенимали отечественные врачи. Так в стране зародилась углубленная черепно-лицевая хирургия для детей, рожденных с уродствами, так называемых детей-квазимодо. Теперь эта хирургия у нас в России успешно развивается.
В настоящее время деятельность фонда сосредоточена на реализации 30 благотворительных программ, среди которых «Семейный детский дом», «Детский диабет», «Детский туберкулез», «Юному таланту» и многие другие. В 2014 году стартовал очень сложный, интересный проект под названием «Звуки жизни». Речь идет о ребятишках, которые рождаются абсолютно глухими. До пяти лет таким малышам нужно сделать сложную операцию: в голову монтируется специальный чип, потом к нему добавляется дорогостоящая аппаратура. Операция стоит около 2 млн рублей. После нее необходимо подогнать аппарат и самое главное – адаптировать ребенка к вдруг «зазвучавшей» жизни. Смысл этой программы в том, чтобы оказать социальное сопровождение такой семье – родителям и малышу. В нынешнем году получили помощь 80 пар из самых разных уголков страны. С каждым ребенком в течение недели ежедневно работали до семи докторов, специалистов высочайшего класса. Некоторые малыши, которые не произносили ни звука, заговорили прямо в Реабилитационном центре. Сейчас начинается второй этап, который поможет еще одной большой группе детей. Этого не делает ни одна общественная организация.
За малых сих
В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребенка. 20 ноября
1959 года она приняла Декларацию прав ребенка, а в 1989 году – Конвенцию о правах ребенка. 20 ноября
1979 года был учрежден Всемирный день ребенка. Мир взрослых дал детям обещание делать все возможное для защиты и продвижения их прав на выживание и процветание, образование и развитие, полное раскрытие потенциала, а также на то, чтобы детские голоса были услышаны. СССР одним из первых ратифицировал Конвенцию. Такой оперативной готовности государства взять на себя серьезные обязательства во многом способствовали энергия и авторитет основателя и главы Советского (впоследствии – Российского) детского фонда Альберта Лиханова. Документ стал для страны своеобразной «навигационной картой» в море детских проблем и базой для создания программ, направленных на их решение. За прошедшие годы у нас действительно принято множество самых разных документов. Наверное, нет темы, на которую законодательство не откликнулось бы. Альберт Анатольевич считает, что по числу документов и законов на душу населения наша страна превзошла большинство стран мира. Но единого документа, который бы устанавливал или был отечественным законом о правах ребенка, так и не появилось.
Надо отметить и другой факт: законодательные акты последнего времени иногда носят «пожелательный», а не правоустанавливающий характер. Альберту Лиханову, например, непонятны новые термины вроде «медицина, доброжелательная к детству». Хочется спросить представителей законотворчества: а что, есть медицина, недоброжелательная к детству? Что это за медицина такая? Иными словами, думает Альберт Анатольевич, фронт работ для законодателей еще огромный, сделано далеко не все. Всем ясно, что «право зафиксированное – это высокое благо, но благо реализованное – благо втройне». «Это стало философией нашего детского фонда», – поведал в одном из интервью А.Лиханов. Он рассказывает: «Могу привести такой пример – в советское время операции на открытом сердце для детей носили ограниченный по объему характер. Очередь превосходила возможности медицины. Детский фонд вместе с Институтом кардиохирургии и теперь прославленным Лео Антоновичем Бокерия стал отбирать наиболее нуждающихся ребят и отправлять их на операции в США. За несколько лет было прооперировано 880 детей! Семьи при этом не платили ни копейки! Сейчас Институт Бокерия развернулся в полную мощь, все операции делаются у нас, что тоже чрезвычайно важно. Я считаю, это один из реальных фактов того, что Конвенция реально помогла страждущим детям».
Эх вы!
Есть у писателя пронзительная повесть «Эх вы. » о мальчишке, покончившем с собой… Это произведение-эпитафия в память о Гене Черданцеве из села Карпово Алтайского края. Конкретная судьба сельского мальчугана. Родители пьют по-черному. Сломались душевно, но детей плодят. Сын уговаривает их бросить пить. Помогает сестрам и братишкам из последних сил, но не выдерживает… Однажды Альберт Анатольевич в разговоре с журналистами озвучил цифры: в России 500-700 (!) мальчишек и девчонок в год кончают жизнь самоубийством. В основном в возрасте 10-12 лет. Причины – кошмарные условия в семье, тяжелые отношения в школе, вражда во дворе… «Я дитя войны, – говорит писатель, – но в наше время детский суицид и представить себе было невозможно. Учителя на нас не дышали, чтобы с нами ничего не случилось. В детском фонде сегодня на меня обрушиваются вал негативной информации, просьб приехать и разобраться, мольбы о помощи. Меня упрекают в том, что мои книги в последнее время стали более угрюмыми, безысходными. Но это совпадение с жизнью, и упрекать меня в этом не стоит. Не хочу ничего лакировать».
Разве прибавляет оптимизма тот факт, что в России сейчас порядка 700 000 сирот?! Еще страшнее осознавать, что эта цифра больше, чем количество детей, осиротевших после Великой Отечественной войны. А.Лиханов убежден, что семейный детский дом – единственная реальная альтернатива системе государственных детдомов, которых в состоятельных странах нет или почти нет: там даже тяжелобольных ребятишек семья не бросает. В одной из своих последних повестей – «Фулюган с большой дороги» писатель дал такое определение детского дома – это «академия повышения квалификации несчастья».
На вопрос одного из журналистов о том, какое самое слабое место в политике государства применительно к детству, Альберт Анатольевич ответил: «Я считаю, что у нас существует огромная прореха в духовной защите детства. Понятие «воспитание» почти исчезло. То, что произошло в Украине, объединило поколения украинских подростков ненавистью к «москалям», к русскому. Увы, лучше всего объединяет ненависть. А наш подростковый мир рассыпается, потому что главная духовная идея в том, чтобы быть успешным. Успешный – это индивидуалистический термин, он толкает ребенка к тому, чтобы добиться успеха любой ценой, даже наступая на головы друзей. Что такое мальчишество без товарищества? Это просто нонсенс, такого не бывает. Тема духовной защиты, духовного и вообще воспитания, раскололась, стала тоже классовой. Для бедных у нас нет средств, а богатые сегодня воспитываются в основном на иноземной культуре. Я считаю, что это одно из крупнейших и фундаментальных бедствий. Оно вроде детское, но оно совершенно взрослое».
Детская библиотека
На вопрос: «Что бы вы сделали, если бы выстраивание духовной защиты детства зависело лично от вас?» – известный писатель ответил: «Мгновенно бы отменил ЕГЭ и вернул наше образование к лучшим образцам советского прошлого. Я бы вернул детям все Станции юных техников и натуралистов, все Дома пионеров, чтобы они были всегда открыты, как прежде, чтобы ребятам было куда деться. Я не закрыл бы
400 детских библиотек, как это было сделано за последние годы, а открыл бы 1400 новых. Несмотря на то, что наступает Интернет, я бы сделал все возможное, чтобы ребята читали. Нам и нашим детям нужны не Год литературы и даже не Век литературы, а Жизнь литературы. Вечность литературы. Жизнь без литературы невозможна. Литература – величайший «оселок» жизни. У каждого свои любимые авторы, но отношения с литературой, с книгой у всех всегда позитивные».
На какую бы тему ни размышлял Альберт Лиханов, будь то ювенальная юстиция или усыновление российских ребятишек иностранцами, отсутствие внятной государственной детской политики или проблемы современной детской литературы, каждое его слово пронизано вселенской любовью к детям, огромной тревогой за их будущее и стремлением сделать все возможное для их счастья. В 2014 году писатель был награжден премией Людвига Нобиле. Есть три основных критерия (в дополнение к выдающимся профессиональным достижениям соискателя), согласно которым Почетный совет Премии рассматривает представленные кандидатуры, – это ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И СОЗИДАТЕЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РОССИИ.
Г.Жданова, заведующая отделом комплектования Центральной городской детской библиотеки.
Список книг Альберта Лиханова, которые вы можете найти в Центральной городской детской библиотеке Озерска:
Лиханов Альберт Анатольевич. Благие намерения: Повести/А.А.Лиханов. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 206 с. – (Не забудь!).
Лиханов Альберт Анатольевич. Высшая мера/А.А.Лиханов. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 142 с.: фото. – (Не забудь!).
Лиханов Альберт Анатольевич. Голгофа/ А.А.Лиханов. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 176 с. – (Не забудь!).
Лиханов Альберт Анатольевич. День твоего рождения/А.А.Лиханов; худож. Ю.В.Иванов. – М.: Дет. лит., 1980. – 540 с.: ил. – (Золотая библиотека).
Лиханов Альберт Анатольевич. Детская библиотека: Повесть/А.А.Лиханов; худож. С.Остров. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2014. – 120 с.: ил. – (Альберт Лиханов. Русские мальчики. Роман в повестях).
Лиханов Альберт Анатольевич. Жизнь перед жизнью, или Преддетство/А.А.Лиханов. – М.: Дом РДФ, 2007. – 134 с.: ил., фото.
Лиханов Альберт Анатольевич. Лабиринт: Мальчишечий роман/А.А.Лиханов. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 319 с. – (Уже не дети).
Лиханов Альберт Анатольевич. Магазин ненаглядных пособий: Повести/А.А.Лиханов; худож. Ю.Иванов. – М.: Дет. лит., 1984. – 192 с.: ил.
Лиханов Альберт Анатольевич. Мой генерал/А.А.Лиханов; худож. Ю.Иванов. – М., 2002. – 186 с.: ил. – (Золотая библиотека).
Лиханов Альберт Анатольевич. Музыка/А.А.Лиханов; худож. Ю.Иванов. – М.: Дет. лит., 1987. – 208 с.: ил.
Лиханов Альберт Анатольевич. Невинные тайны: Роман/А.А.Лиханов. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 287 с. – (Уже не дети).
Лиханов Альберт Анатольевич. Никто: Роман/А.А.Лиханов. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 287 с. – (Уже не дети).
Лиханов Альберт Анатольевич. Обман /А.А.Лиханов; худож. Г.Новожилов. – М.: Современник, 1981. – 96 с.: ил, портр. – (Отрочество).
Лиханов Альберт Анатольевич. Последние холода/А.А.Лиханов; предисл. И.Мотяшова; худож. Ю.В.Иванов. – М.: Дет. лит., 2000. – 265 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Лиханов Альберт Анатольевич. Слетки/А.А.Лиханов; худож. Г.А.Мазурин. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2009. – 320 с.: ил.
Лиханов Альберт Анатольевич. Сломанная кукла/А.А.Лиханов. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 271 с. – (Уже не дети).
Лиханов Альберт Анатольевич. Солнечное затмение/А.А.Лиханов. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 159 с. – (Уже не дети).
Лиханов Альберт Анатольевич. Чистые камушки; Мой генерал/А.А.Лиханов; худож. Ю.В.Иванов. – М.: Дет. лит., 1981. – 320 с.: ил. – (Библиотека «Мужество»)
Читайте также: