Язык художественного произведения риторический вопрос восклицание афоризм инверсия повтор анафора

Обновлено: 27.11.2024

Для усиления восприятия в литературном произведении используются различные средства выразительности, в частности — тропы.

Речь персонажа

Чтобы автор мог передать речь другого человека (пусть и гипотетического — своего персонажа), нужно обогатить его высказывания приёмами и выражениями, предположительно характерными именно для данного человека.

Пример

Дед Щукарь из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» регулярно употребляет в речи афоризмы — как народные, так и выдуманные им самим.

Проблему составляет и необходимость передачи мыслей героев. Одним из средств решения этой сложности является риторический вопрос.

Пример

Когда Владимир Ленский («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) произносит: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?» — он, конечно, не предполагает ответа на этот вопрос, который, по сути, выражает скорбь в связи с уходящей молодостью.

Поэтический язык

Особенно остро необходимы выразительные средства языка в поэтической речи: лирика характеризуется повышенной эмоциональностью и высокими требованиями к ритму и созвучию. Именно поэтому мы легко находим анафоры, аллитерации и ассонансы в поэтических произведениях.

Пример

Наиболее распространёнными в лирике анафорами считаются те, в которых повторяется начало поэтической строки («Черноглазую девицу, / Черногривого коня!» из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник» — повтор «черно»).

Звукоимитацию событий жизни весьма эффективно можно осуществлять с помощью аллитерации (фраза «Задрожало зеркало затона» в стихотворении С. А. Есенина «С добрым утром!» имитирует дрожание с помощью повторения звуков «з» и «р»).

А придать поэтическому тексту напевность помогает ассонанс (например, повторение протяжного «а» — «О, весна без конца и без краю. » в одноимённом стихотворении А. А. Блока).

Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и гиперболы составляют преимущественную ткань поэтического текста. А если нужно подчеркнуть что-то из ряда вон выходящее, сочетающее в себе противоположности, применяется такой приём, как оксюморон.

Пример

Анна Ахматова в стихотворении «Царскосельская статуя» употребила выражение «ей весело грустить»: печальная статуя выглядит радостно благодаря солнцу и окружающему её Царскосельскому саду.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое гипербола?

Ответ. Поэтическое преувеличение.

Какой троп использован в названии поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

Ответ. Оксюморон. Существительное «души» предполагает одушевлённость, а в сочетании с прилагательным «мёртвые» представляет собой парадоксальное сочетание несочетаемого, то есть оксюморон.

Роль изобразительно-выразительных средств в тексте важна. Тропы и фигуры речи превращают скучный текст в художественное произведение. С помощью средств изобразительной выразительности автор рисует характеры героев, эпоху, быт, социальные устои и то, что определяет литературу как искусство.

Яркость, эмоциональность и образность – основные критерии изобразительно-выразительных средств.

Основные понятия, определения

Литература включает изобразительно-выразительные понятия, часто встречающиеся в текстах, как художественных, так и публицистических. Массовая и классическая литература, периодика, школьные сочинения, рекламные объявления – все эти области книжного искусства так или иначе сталкиваются с фигурами и тропами, помогающими воздействовать на читателя и потребителя эмоционально.

Здесь стоит выделить основные:

Эта фигура речи представляет собой предложение в вопросительной форме, на которое не ожидается ответ. Очень часто используется как вспомогательное начало для эссе, сочинений, когда автор задает риторический вопрос для обозначения какой-либо проблемы, чтобы в дальнейшем ее раскрыть.

  • Пример. Кто не любил в свои семнадцать лет?

Риторические вопросы активно используются в журналистике и юриспруденции. Грамотно составленная речь с использованием вспомогательных риторических вопросов, помогающих правильно выстроить монолог и воздействовать на чувства окружающих, часто составляет солидный процент успеха хорошего юриста.

Стилистическая фигура, представляющая восклицательное предложение, адресованное неодушевленному предмету, абстрактному понятию или отсутствующему лицу. Иногда такое предложение может состоять из одного слова.

Используется в художественном, публицистическом стилях литературы, в ораторском и театральном искусстве. Риторическое восклицание помогает выразить эмоции, воздействовать на чувства слушателя, погрузить читателя в соответствующую обстановку.

Это лаконичное, законченное краткое высказывание, остроумно выражающее определенную мысль. Афоризмы рождаются в литературе, истории, кинематографе, когда автор, историческая личность или любимый герой из кинофильма произносят емкую, остроумную мысль. Часто при этом используется юмор.

  • Пример. «Шел в комнату – попал в другую». (А.С. Грибоедов).Голод – лучшее лекарство. (А.Суворов).Жить – хорошо! А хорошо жить – еще лучше! (фильм Л. Гайдая «Кавказская пленница»)

Много афоризмов придумывает сам народ, иногда приписывая той или иной известной личности собственные суждения. Много безымянных афоризмов, передающихся из поколения в поколение. Многие стали пословицами:

Афоризмы передают менталитет народа, жизненный уклад и духовные ценности.

Инверсия часто используется в стихосложении для: выразительности, ритмики; в угоду рифме; для акцентирования внимания читателя на определенном слове или группе слов.

  • Пример. За Родину сражались герои-партизаны. (Инверсия – за Родину сражались. Правильный порядок слов: Герои-партизаны сражались за Родину). Не надеюсь я на его аккуратность. (Инверсия: не надеюсь я. Правильный порядок слов: Я не надеюсь на его аккуратность).

Лексический повтор служит для усиления признаков качеств, присущих тому или иному явлению, одушевленному существу, предмету. Также повтор указывает на многократность действий, обозначение большого количества чего-либо.

Стилистическая фигура – единоначатие – когда каждая строка стихотворения или последующей фразы начинается одинаково:

  • Пример: Железная правда – живой на зависть,Железный пестик, и железная завязь. (О. Мандельштам).

– это троп, в котором одно явление или предмет сопоставляется с другим. Сравнение бывает как выраженным, так и скрытым.

  • Пример выраженного сравнения: Как тень внезапных облаков морская гостья налетела… (О. Мандельштам).
  • Пример скрытого сравнения: Полетел он ясным соколом…(народная песня)

Скрытое сравнение чаще используется в фольклоре: народных песнях, сказках, былинах.

Самый распространенный троп, художественное, образное определение, передающее впечатления автора. Чаще, в качестве эпитетов выступают прилагательные, причастия

  • Пример: Распростерлось вперед поле чистое…(народная песня) Поле чистое – эпитет, показывающий широту и мощь русской земли.

Эпитеты, часто встречающиеся в фольклоре, называются постоянными:

Добрый молодец, солнце красное, красна девица.

Эпитетами могут быть не только прилагательные, но и существительные (приложения), наречие.

Метафора представляет собой яркое, образное выражение, употребленное в переносном значении на основании сходств при сопоставлении двух предметов.

Щетка лесов – метафора. То есть вдали виднелись верхушки деревьев, растущие вплотную, и издали напоминающие щетку.

Эх, тройка! Птица – тройка! (Н.В. Гоголь). Тройка лошадей названа птицей, поскольку мчит героя быстро, и это напоминает полет.

— это перенос признаков живого существа на неодушевленные объекты.

– это замена слова другим, заменяющим собой цельное понятие, но оставляющим смысл (часть целого):

  • Пример: Шипенье пенистых бокалов. (А.С. Пушкин).

Здесь читателю становится ясно, что автор описывает шипенье не самих бокалов, а игристого вина.

Туманный альбион (Англия)

– преувеличение действия, предмета, явления. Используется в литературе для образности и создания у читателя эмоционального настоя.

— это изображение отвлеченного понятия через предмет, образ.

– это стилистическая фигура, совмещающая два изначально взаимоисключающих понятия для усиления образности.

  • Пример: звонкая тишина, сладкая скорбь .Мертвые души

Тишина названа звонкой, так как настолько тихо вокруг, что «слышно» саму тишину.

Скорбь «сладкая», потому что человек сильно скорбит и упивается собственными чувствами, ничего вокруг не замечая.

Стилистический прием звукописи, основанный на повторении одинаковых согласных звуков и звукосочетаний для имитации явления:

  • Пример: Били копыта, пели будто: гриб. Граб. Гроб. Груб. (В.В. Маяковский).

Здесь присутствует звукопись – аллитерация - постоянные повторы сочетаний согласных «гр», «б», имитирующие грохот копыт лошади по мосту.

Стилистический прием звукописи, основанный на повторении одинаковых гласных звуков и звукосочетаний для имитации явления:

  • Пример: «Обернусь я, бедная, кукушкой, о Дунаю-речке полечу.И рукав с бобровою опу́шкой.Наклонясь, в Кая́ле омочу. («Слово о полку Игореве», плач Ярославны).

В тексте есть ассонанс – выраженные повторы гласных «о», «у», «а, имитирующие плач и стоны русской женщины, оплакивающей потерю мужа.

Средства изобразительной выразительности используются в художественных текстах, публицистике, периодике, ораторском красноречии. Тропы и фигуры речи помогают читателю и слушателю полнее понять текст, прочувствовать и проникнуться той атмосферой, какую автор воспроизводит в произведении.

Язык художественного произведения

Язык художественного произведения - основное средство изображения картин жизни, художественных характеров и образов, которые использует в своем творчестве писатель. К средствам языка художественной литературы относятся: поэтическая лексика, поэтический синтаксис и эвфония - особенность звучания; совокупность изобразительно-выразительных средств и приемов воплощения идейно-эстетического содержания в художественной литературе. Проявляет себя и в поэзии, и в прозе. Характеристика языка художественного произведения во многом определяется особенностями авторского отбора материала из общенационального языка; этот отбор формирует авторский язык и язык персонажей.

Риторический вопрос, восклицание - вопрос, не предполагающий ответа; он выступает в значении утверждения и усиливает эмоциональность высказывания.

Афоризм - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явления. Ничего не доказывает, а предлагает готовый вывод широкого уровня обобщения. К афоризмам часто относятся пословицы; вместе с тем афоризм имеет автора, в то время как пословицы - продукт народного творчества.

Инверсия - нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении. Часто встречается в стихах.

Повтор - это фигура, состоящая в повторении слов, выражений, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание.

Всяк дом мне чужд, всяк храм не пуст,

И все - равно и все - едино…

М. Цветаева

Анафора - единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

А.С. Пушкин

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями метафоры являются олицетворение - уподобление живому существу («. пробирается луна» А.С. Пушкина) и овеществление - уподобление предмету («Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей» Н. С. Тихонова).

Метонимия (от греч. переименовываю) - сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий: «стальной оратор дремлет в кобуре» - револьвер; «вел мечи на пир обильный» - вел воинов в бой; «смычок запел» - скрипач заиграл на своем инструменте.

Гипербола – художественное преувеличение.

Аллегория – перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.

Оксюморон – это фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления: горячий снег, скупой рыцарь, пышное природы увяданье.

Звукопись - прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению. В звукописи используются и аллитерации, и ассонансы, и звуковые повторы. Звукопись усиливает изображение определенного явления, действия, состояния.

Аллитерация - это повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

К.Д.Бальмонт

Ассонанс – это многократное повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) однородных гласных звуков. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Усиливает выразительность речи.

Стало в комнате темно.

Заслоняет склон окно.

Или это снится сон?

Дин-дон. Динь-дон.

И.П.Токмакова.

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Читайте также: