Как в вы восприняли в монологах сатина афоризм противопоставляющий понятия уважать жалеть
Обновлено: 14.11.2024
В последнем акте пьесы «На дне» Сатин произносит короткий монолог, который стал хрестоматийным. В нем этот герой прославляет Человека: «Существует только человек, все же остальное -дело его рук и его мозга!»
В понимании этого героя человек – основа всего, центр мироздания. На нем замыкаются все важнейшие процессы: жизнь, смерть, величайшие свершения и открытия. Но Сатин говорит не о каждом конкретном индивидууме, а о человеке как виде живых существ:«Это не ты, не я, не они. нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. в одном!»
Мы видим, что этого героя восхищают возможности человека, его мощь и потенциал. Именно поэтому он считает, что жалость является унижением. Такая «глыба», как человек, достоин лишь правды, которую он способен выдержать, какой бы жестокой она ни была, и уважения: «Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо!»
Исходя из «высокой» природы человека, Сатин делает вывод о его жизненном предназначении. По мнению этого героя, «человек выше сытости». Это значит, что заботиться лишь о пропитании, об обеспечении «телесных нужд» недостойно настоящего Человека. Думать и вершить высокое, глобальное, революционное – вот в чем смысл человеческой жизни, по Сатину.
Свобода, творчество, порыв – это должно вдохновлять и питать каждого. Так говорит в пьесе Сатин, и за его словами мы отчетливо слышим голос самого Горького.
Монолог Сатина – это спор с противоположной ему позицией странника Луки. Этот герой видит человека не как некий собирательный образ, а как отдельные существа, которые нуждаются в поддержке, внимании, душевной теплоте.
Позиции Сатина и Луки принципиальны и очень значимы для всей пьесы в целом. Они обозначают два идейных полюса, между которыми, как некая «золотая середина», и находится истина.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Для чего живет человек, каково его предназначение на земле – этот вопрос волновал и волнует многих писателей и публицистов. В пьесе "На дне" А. М. Горький пытается найти ответ на этот вопрос. Его герои, обитатели человеческого "дна", бессмысленно прожигающие жизнь в нищете и пьянстве, еще окончательно не потеряли человеческого достоинства, не утратили своей индивидуальности.
Спор о месте человека в обществе возникает между героями пьесы в начале четвертого действия, после ухода Луки. Лука, одинокий странник, так же внезапно исчезает из ночлежки, как и появляется. Ему отведена значительная роль в пьесе. Лука пытается "помочь" обитателям ночлежки: Анне обещает счастливую жизнь в загробном мире, Актеру – излечение от алкоголизма, Ваське Пеплу – счастливую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Но не все верят его сладким речам. Сатин, Барон, Бубнов лишь подсмеиваются над стариком. И вот странник уходит, а вместе с ним – и мечты, надежда на лучшую жизнь.
В четвертом действии меняется атмосфера общения в ночлежке. Если раньше каждый из героев существовал сам по себе, не обращая внимания на окружающих, то теперь обитатели ночлежки слушают друг друга, пытаются думать сообща.
Вместо отдельных реплик звучат целые монологи-размышления. Что-то произошло в душах героев после знакомства со стариком. И все трагедии, произошедшие в пьесе, наложили на каждого из них свой отпечаток. О Луке ночлежники отзываются с теплотой: "Он вообще … для многих был … как мякиш для беззубых …" (Сатин) , "… Как пластырь для нарывов" (Барон) , "Он …он жалостливый был … у вас вот … жалости нет …" (Клещ) . Даже Сатин, несмотря на все свои усмешки, с сочувствием относится к старику, называл его "умницей".
И все же герои понимают, что его слова – лишь сладкая ложь. А ложью ни спасти, ни вылечить человека нельзя. "Он врал … но это лишь из жалости к нам … Есть ложь утешительная, ложь примиряющая … Ложь-религия рабов и хозяев … Правда – бог свободного человека", – так рассуждает Сатин.
По мнению Луки, люди должны жить для лучшего, "потому-то всякого человека и уважать надо". Для этого Лука и появился в ночлежке, чтобы внушить ее обитателям веру в лучшее. Но его слова – лишь иллюзия. Подражая ему, и другие герои начинают врать. Например, Барон вновь вспоминает о былой жизни: "Старая фамилия … времен Екатерины… При Николае Первом дед мой, Густав Дебиль… занимал высокий пост… богатство… сотни крепостных… лошади… повара… ". И он наслаждается своими "воспоминаниями", не обращая внимания на окрики Насти: "Врешь! Не было этого! " И все же, как говорит Сатин, "в карете прошлого далеко не уедешь". Нужно жить настоящим.
Сатин – главный герой четвертого действия. Если в начале пьесы он лишь пытается философствовать, то здесь герой произносит целые монологи о смысле человеческой жизни, о назначении человека. Сатин лишь в одном согласен с Лукой, что "человек рождается для лучшего". Для лучшей жизни, чем та, которая окружает обитателей ночлежки. В своем монологе герой отстаивает свою концепцию: "Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью … уважать надо! " Не случайно Сатин акцентирует внимание на слове "человек". Это высшее творение природы. Человеку дан разум, чтобы мыслить, и руки, чтобы работать. Необходимо лишь найти свое место в жизни, реализовать себя.
Сатин не согласен с Лукой, он считает, что жалость не может быть спасением от проблем, а лишь унижает его. И мы видим, что пьяница Сатин, живущий в сыром подвале, все же еще окончательно не погиб, не превратился в животное. Он личность, и мечтает о том, чтобы окружающие эту личность уважали, несмотря на все ее пороки и недостатки. И Барон – личность, и Настя, и Актер. Но не каждый из обитателей ночлежки верит в это.
Например, Актера после исчезновения Луки преследует мысль о самоубийстве: "Яма эта… будет мне мо
Сатин – картежник, шулер, жулик. В минуту душевного подъема он произносит гимн Человеку. Жалости Луки Сатин противопоставляет уважение к человеку, заявив о том, что ложь нужна только тем, “кто слаб душой… и кто живет чужими соками”.Впрочем, в пьесе представлена и еще одна точка зрения, “правда Бубнова”: “По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться? ” Он не выражает свою философию в развернутых репликах и речах. На первый взгляд, там и философии-то никакой нет. Но за его циничными репликами (это он напоминает Насте, которая мечтает о чистой и светлой любви, что в ее жизни ее никогда не было и не будет, он говорит об умирающей Анне “кашлять перестанет” и т. д. ) стоят определенные убеждения. Для Бубнова имеет ценность одна правда – правда факта. Это правда вне человека. И Настя для Бубнова только проститутка, а Пепел – только вор. Заглянуть в человека, разглядеть его мечты, дать ему надежды он не стремится. Эта правда прибивает человека к земле, не дает ему взлететь. И именно точка зрения Бубнова, на мой взгляд, прежде всего противопоставлена “правде” Луки и Сатина, между которыми больше точек соприкосновения, чем различий.
Не случайно именно Сатин понял старика лучше других героев: “Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет! ” “Человек – вот правда”, - это основа взглядов и того, и другого героя. Очень часто в связи с пьесой “На дне” поднимается вопрос о гуманизме. Мы привыкли говорить, что гуманизм – это любовь к человеку. О любви к человеку говорят оба героя, а вот понятие “человек” раскрывают по-разному.
Что такое “человек” для Луки? Это Анна, Клещ, Настя, Сатин. Это люди, которые находятся в данный момент рядом и нуждаются в помощи и сочувствии. Что такое “человек” для Сатина? “Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! ” - при этих словах Сатин очерчивает фигуру человека в воздухе. Человек для него – некая абстракция. Он подменяет живых, страдающих людей символической фигурой всего человечества.
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой! –
звучат в пьесе строки П. – Ж. Беранже. Кто тот безумец, что “навеет человечеству сон золотой”? На первый взгляд, это Лука с его красивой утешающей ложью, “сном золотым” о лечебнице для больных алкоголизмом и сказками о земле праведной. Но в той же мере это можно отнести и к Сатину. Стихотворение Беранже посвящено утопистам, нарисовавшим в своих мечтах идеальный тип устройства общества, где все люди счастливы, где “все в человеке, все для человека” Сатин, как Фурье и Сен-Симон когда-то, сам не осознает, что говорит красивую и вдохновенную неправду. Но не случайно он обрисовывает фигуру человека в пустом пространстве. Он преклоняется перед абстракцией, забывая в этот момент о людях, которые находятся рядом и о себе в том числе. А это едва ли не большая ложь, чем утешающая ложь Луки. Но и ее можно назвать святой.
Гимн Человеку, который произносит Сатин, не одно поколение детей заучивало в школах наизусть. Это давало смысл жизни обществу, как сказка о бесплатной лечебнице – смысл жизни Актеру. Правда, пьеса заканчивается самоубийством Актера. И трудно сказать, что его убило – ложь Луки или жестокая правда жизни.
Горький ставит в своей пьесе серьезные философские вопросы, но он не дает на них однозначного ответа. Иногда кажется, что авторскую точку зрения выражает Сатин. Но образ Луки невольно вызывает симпатию. Поэтому каждый читатель делает свои выводы, прочитав пьесу.
Олег Блинов
Каково ваше мнение о монологе Сатина ( "На Дне" ) о человеке? человек мнение день монолог сатин
8 лет
Ответы
Лена Барбу
Когда я пьян. мне все нравится. Н-да. Он - молится?
Прекрасно! Человек может верить и не верить. это его дело! Человек -
свободен. он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум -
человек за все платит сам, и потому он - свободен. Человек - вот правда!
Что такое человек. Это не ты, не я, не они. нет! - это ты, я, они,
старик, Наполеон, Магомет. в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру
человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы. Всь - в
человеке, всь для человека! Существует только человек, все же остальное -
дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит. гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью.
уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это. чувствовать
себя человеком. Я - арестант, убийца, шулер. ну, да! Когда я иду по
улице, люди смотрят на меня как на жулика. и сторонятся и оглядываются.
и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего?
Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком
заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело, Барон! Не в этом дело!
Человек - выше! Человек - выше сытости.
Читайте также: