Примет ли россия беженцев
Обновлено: 27.11.2024
"Мы руководствуемся исключительно своими международными обязательствами по международному гуманитарному праву", - сказал Лавров журналистам, отвечая на вопрос, будет ли Россия принимать беженцев из Афганистана.
Конфликт в Афганистане обострился после заявления президента США Джо Байдена о выводе американских войск с территории государства. Из-за этого талибы* начали вести активные боевые действия с афганскими военнослужащими.
15 августа «Талибану»* удалось захватить большую часть страны, в том числе столицу — Кабул. После этого президент Ашраф Гани подал в отставку и бежал из Афганистана в ОАЭ.
Проблема беженцев в России, практически неизвестная в советский период, оказалась в центре внимания журналистов и ученых в 1990-е годы. Затем, в начале этого столетия, интерес к ней значительно ослаб. Однако в последние месяцы, по мере нарастания потока беженцев с востока Украины, эта проблема вновь широко обсуждается.
Проблема беженцев в России, практически неизвестная в советский период, оказалась в центре внимания журналистов и ученых в 1990-е годы. Затем, в начале этого столетия, интерес к ней значительно ослаб. Однако в последние месяцы, по мере нарастания потока беженцев с востока Украины, эта проблема вновь широко обсуждается.
На протяжении столетий Россия оставалась страной с закрытыми границами и жестким государственным контролем над миграцией населения, прежде всего внешней. Одновременно происходило интенсивное перемещение людей, в первую очередь этнических русских, из центральных регионов на периферию. Эти процессы, усилившиеся в советский период, продолжались почти до начала перестройки. Так, в 1959-1974 гг. миграционные потери России в пользу других советских республик составили 2,1 млн человек [1].
Однако начиная с середины 1970-х годов ситуация в корне изменилась: уже в 1976-1990 гг. прирост российского населения за счет межреспубликанской миграции превысил 2,5 млн человек [2]. С распадом Советского Союза Россия превратилась во второй по величине иммиграционной центр мира после США (12,3 млн жителей РФ были рождены за ее пределами, а соответствующий показатель в Соединенных Штатах составляет 40,5 млн) [3]. В рамках этого процесса уже в 1980-е годы возникло новое и весьма болезненное явление – потоки беженцев, которые начали формироваться еще на заключительной стадии существования Советского Союза.
С распадом Советского Союза Россия превратилась во второй по величине иммиграционной центр мира после США.
Это явление потребовало как быстрого создания законодательной базы, так и формирования новых структур миграционной службы. Ведь в советское время не только внешняя миграция имела ограниченный масштаб и жестко контролировалась государством, но и сами беженцы были достаточно редким явлением [4]. Таким образом, признавались только политические и идеологические мотивы иммиграции, которые могли служить основанием для подачи прошения о предоставлении убежища.
С распадом Советского Союза резко возросли не только масштабы иммиграции в Россию. Впервые со времен Гражданской войны возникла и довольно внушительная легальная эмиграция – с 1991 г. около 1,3 млн российских граждан получили официальное разрешение для выезда на постоянное жительство за пределы бывшего Советского Союза [5]. Помимо этого, после снятия «железного занавеса» возник поток людей, стремящихся попасть через территорию России на Запад. Таким образом, РФ стала играть в мировой миграционной цепочке сразу три различные роли: как страна, принимающая иммигрантов, страна эмиграции, преимущественно в государства «старого зарубежья», а также пункт транзита для тех, кто пытается попасть на Запад. Две последние роли оказались принципиально важными в плане формирования потоков беженцев на территории страны.
Европа и проблемы мигрантов и беженцев
Немаловажно и то, что после окончания холодной войны на Западе стало быстро меняться отношение к проблемам мигрантов и беженцев. Свобода выезда из коммунистических стран была одним из главных западных лозунгов в условиях блокового противостояния, и получить статус беженца в тот период было относительно легко. Когда же с распадом коммунистического блока этот вопрос потерял свое политическое значение и двери для выезда открылись, Запад утратил интерес к данной проблеме и к судьбе большинства мигрантов, рассматривая их все чаще как обузу. Теперь стали закрываться двери для въезда. С усилением экономических трудностей и нарастанием этнической напряженности во многих европейских странах речь зашла о жестком ограничении иммиграции и переориентации миграционной политики на прием высококвалифицированных специалистов в ущерб остальным категориям мигрантов, включая и беженцев. Бывший президент Франции Николя Саркози, в частности, говорил о необходимости перехода от «выстраданной» к «избранной» иммиграции [6].
Сегодня доля приезжающих в Европу по линии воссоединения семей составляет от 40 до 60 % потока легальной иммиграции, достигая 70% во Франции [7]. Таким образом, резкое увеличение доли «желательных» мигрантов может привести к серьезным структурным изменениям в миграционных потоках, негативно влияя и на положение беженцев.
Европейский союз все более ориентируется на параллельное формирование двух четко очерченных европейских миграционных режимов. Это гарантия свободы передвижения и создание единого рынка труда в рамках ЕС.
С началом формирования Шенгенской зоны в 1990 г., подписанием в 1997 г. Амстердамского договора и провозглашением в Тампере в 1999 г. цели создания зоны «свободы, безопасности и справедливости» Европейский союз все более ориентируется на параллельное формирование двух четко очерченных европейских миграционных режимов. Это гарантия свободы передвижения и создание единого рынка труда в рамках ЕС при одновременном возведении высоких заграждений вокруг Евросоюза, отсекающих нежелательных мигрантов и усложняющих въезд в ЕС для многих ранее приветствовавшихся категорий беженцев. Эти режимы описывают как ориентированные на гарантирование прав (внутриевропейский) и обеспечение безопасности (внешний, запретительный). Иными словами, создается «Европа без границ» и «Европейская крепость». Среди новых ограничений, непосредственно касающихся беженцев, – требование направлять запрос на статус беженца в стране въезда, а также отсрочка присоединения к Шенгену для новых членов ЕС и реформа миграционного законодательства, включая введение жесткого пограничного режима с соседними странами, не входящими в Евросоюз, подписание с соседями ЕС договоров об обязательном приеме обратно мигрантов с их территории, не получивших легальный статус в странах Шенгенской зоны, ужесточение критериев для предоставления статуса беженца, сокращение льгот и т.п.
Для России эти изменения весьма неприятны, поскольку они усиливают вероятность того, что переселенцы, использующие ее территорию для транзита на Запад, могут вынужденно осесть в РФ. Между тем Россия имеет протяженные границы, которые не всегда охраняются должным образом, а кроме того, она заключила договоры о безвизовом обмене со многими странами как на постсоветском пространстве, так и за его пределами [8]. При этом ряд стран, с которыми были подписаны такие соглашения, включая Казахстан и государства Центральной Азии, сами сталкиваются с проблемой охраны границ и имеют аналогичные договоры с третьими странами, что усиливает потенциальную нагрузку на российскую миграционную систему.
Феномен беженцев сегодня
Владимир Малахов:
Интеграция мигрантов: европейский опыт
и перспективы России
Для российской действительности беженцы – достаточно новое явление. Первые беженцы появились в РФ еще до распада Советского Союза. Это были граждане, пострадавшие от конфликтов в Армении, Азербайджане, Грузии, Узбекистане. К ним вскоре добавились и те, кто бежал от боевых действий на территории самой России – сначала осетино-ингушского конфликта, а потом и двух чеченских войн [9].
Несмотря на тяжелый экономический кризис и неразбериху в миграционном законодательстве и правительственных структурах, Россия быстро присоединилась к важнейшим международным договорам, гарантирующим права мигрантов и беженцев. При этом в Москве не всегда уделяли должное внимание финансовым и организационным издержкам этого решения. Так, в ноябре 1992 г., после создания Федеральной миграционной службы и еще до принятия соответствующего федерального законодательства, РФ присоединилась к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и протоколу к ней от 1967 г. Помимо этого, Россия уже в начале 1990-х стала активно сотрудничать с европейским управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, что было очень важно в отсутствие эффективной национальной законодательной и организационной базы. В феврале 1993 г. был принят закон РФ «О беженцах». Толкование понятия беженца было очень близко к формулировке, принятой в Конвенции ООН 1951 г. [10]
Несмотря на тяжелый экономический кризис и неразбериху в миграционном законодательстве и правительственных структурах, Россия быстро присоединилась к важнейшим международным договорам, гарантирующим права мигрантов и беженцев. При этом в Москве не всегда уделяли должное внимание финансовым и организационным издержкам этого решения.
Однако специфика постсоветской ситуации наложила отпечаток на юридический и практический подход к проблеме беженцев в России. С одной стороны, на ее территории стали возникать этнические конфликты, порождая вынужденные потоки российских граждан между регионами РФ. Эти люди относятся к категории перемещенных лиц. Кроме того, значительная часть граждан СССР – более 54 млн только представителей титульных наций 15 советских республик (из 289 млн человек, проживавших в СССР в 1989 г.), – находилась за пределами этих республик. В частности, более 25 млн русских и 9 млн членов титульных наций российских регионов жили за пределами России [11]. Кровавые этнические конфликты, дискриминация в ряде новых государств, стремление вернуться на историческую родину, а также боязнь утраты гражданства «своих» стран привели в первые постсоветские годы к формированию значительных потоков возвратной миграции [12], в том числе и российских граждан в Россию. Эти лица классифицируются как вынужденные переселенцы.
В соответствии с международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией, признание мигранта принадлежащим к одной из этих трех групп предоставляет ему ряд важных социально-экономических и политических прав. Помимо этого, российское законодательство признает еще две категории мигрантов. Получающие временное убежище могут легально находиться на территории страны, но практически лишены права на содействие со стороны государства. Наконец, существует возможность получения политического убежища. Парадокс состоит в том, что это единственная категория, признававшаяся еще в советское время, однако число политических беженцев в РФ ничтожно мало.
ИТАР-ТАСС
Как получить статус-беженца в России
Помимо особенностей классификации вынужденных мигрантов, российская ситуация, прежде всего в 1990-е годы, имела еще ряд отличий. Поспешное принятие Россией международных обязательств в условиях неразвитости миграционного законодательства, экономического развала и взрывного нарастания иммиграционного потока сделали практически невозможным предоставление вынужденным мигрантам требуемых льгот [13]. Кроме того, при предоставлении льготного статуса и распределении имеющихся ресурсов акцент делался на первоочередное содействие гражданам РФ и этническим русским, а граждане стран, не входивших ранее в состав СССР, оказались в неблагоприятном положении [14].
Вынужденная миграция в России достигла максимальных значений в 1993-1995 гг., когда число людей, признаваемых беженцами и вынужденными мигрантами, превышало 230 тыс. человек в год, а их доля в общей численности новых мигрантов достигла пика в 1995 г. – 28,2%. Совокупная численность лиц этих двух категорий была максимальной в 1996-1997 гг. - более 997 тыс. человек. После этого началось быстрое сокращение как абсолютных, так и относительных показателей вынужденной миграции. Доля беженцев и вынужденных переселенцев среди регистрируемых мигрантов упала до 10,9% в 2002 г., 2,5% в 2004 г. и 0,1% в 2009 г., а их общее число в 2009 г. составило лишь 46030, т.е. сократилось по сравнению с серединой 1990-х более чем в 20 раз [15].
Причины подобного обвального снижения были связаны как со стабилизацией политической обстановки и постепенным затуханием вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве, так и с осознанием мигрантами того факта, что Россия не имела ни особого желания, ни возможностей предоставить им эффективную помощь. Помимо этого, правительственные органы РФ взяли курс на сокращение числа вынужденных мигрантов и беженцев как путем изменения их статуса, так и сужения возможностей для вновь прибывающих мигрантов. К выше перечисленным проблемам, которые лежали преимущественно в социально-экономической сфере (отсутствие жилья [16], работы, адекватного медицинского обеспечения и социального обслуживания) прибавились новые, связанные прежде всего с трудностями эффективной интеграции в российское общество, социальной исключенностью многих мигрантов и беженцев.
Правительственные органы РФ взяли курс на сокращение числа вынужденных мигрантов и беженцев как путем изменения их статуса, так и сужения возможностей для вновь прибывающих мигрантов.
Ожидалось, что политика жесткого контроля будет продолжена. Согласно планам ФМС, в 2014-2015 гг. численность лиц, получающих временное убежище на территории РФ, должна была составить 800-900 человек в год, статус беженца – 180-200, а политическое убежище – 1 [19]. Поток беженцев с Украины может значительно увеличить эти цифры и потребовать экстренного бюджетного финансирования. По данным Федеральной миграционной службы РФ от 29 июля 2014 г., «c начала конфликта более 730 тыс. граждан Украины вынужденно покинули территорию Украины и находятся на территории РФ» [20].
Таким образом, ФМС оценивает число граждан, прибывших с Украины и стремящихся получить временное убежище или статус беженца, почти в 50 тысяч человек. В свою очередь, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев 24 июня 2014 г. сообщило, что с начала года в Россию прибыли около 110 000 украинцев, из которых порядка 9600 обратились на тот момент с ходатайством о предоставлении убежища. Как заявила пресс-секретарь УВКБ Мелисса Флеминг, «большинство прибегают к другим формам легализации своего пребывания, часто объясняя это опасениями возможных проблем или репрессий в случае возвращения в Украину» [21].
ИТАР-ТАСС
Беженцы с Украины
При этом трудно ожидать, что изменение ситуации и политики в отношении беженцев с Украины может положительно повлиять на положение переселенцев из других стран.
Беженцы в России: политические аспекты
Нынешнюю ситуацию осложняет положение неправительственных организаций в России, которые во всем мире играют важнейшую роль в оказании помощи мигрантам и беженцам. Хотя российские НПО (например, Форум переселенческих организаций) оказывают серьезное содействие мигрантам, ряд зарубежных и международных НПО в последние годы столкнулись с ограничениями, а российские организации, получающие иностранное финансирование, теперь должны регистрироваться в качестве «иностранных агентов». Невелика в этой сфере и роль церковных организаций. Между тем в США, например, церкви, играют ключевую роль в оказании помощи мигрантам и беженцам.
Это не только сокращает спектр услуг, предоставляемых этим категориям граждан, но и создает дополнительную нагрузку на бюджет и государственные структуры. Поэтому изучение и применение зарубежного опыта было бы весьма важно. В условиях резкого сокращения потока беженцев важна и переориентация с этнических критериев предоставления этого статуса на гуманитарные.
Пока же российские правительственные структуры на всех уровнях и население в принимающих районах весьма скептически относятся к проблемам мигрантов и беженцев. Слабость гражданского общества и ксенофобия, широко распространенная среди населения, в государственном аппарате и в прессе, препятствуют пониманию серьезности и важности миграционной тематики, затмевают человеческую составляющую проблемы беженцев.
Таким образом, необходима целенаправленная работа общественных организаций и средств массовой информации, направленная на широкое освещение этой проблемы, донесение ее важности до представителей власти и широких слоев населения. Немаловажно вовлечение в работу с беженцами новых российских и международных акторов – как государственных, так и неправительственных, включая религиозные организации. Международный опыт показывает, что без создания широкой коалиции участников данного процесса и последовательного обучения в духе терпимости и сострадания к вынужденным мигрантам как политических элит, так и населения в целом, проблемы беженцев в принимающих странах не только не будут решены, но и могут привести к росту ксенофобии и нарастанию социальной и политической напряженности.
По данным ООН, количество беженцев в мире достигло рекордных со времен Второй мировой войны 25,9 млн человек. Между тем число принятых Россией беженцев упало до исторического минимума.
Ситуацию с беженцами в РФ эксперты называют «печальной, если не трагической», утверждая, что статус беженца или временное убежище власти предоставляют, опираясь на негласные политические установки.
Почему Россия не дает убежище
По закону, на бессрочный статус беженца в России могут претендовать иностранцы, обоснованно опасающиеся преследований на родине, что соответствует Женевской конвенции. Однако каждые полтора года беженец должен проходить переучет, в ходе которого решается вопрос о сохранении статуса или его лишении.
Кроме того, в РФ существует институт временного убежища, который, по сути, означает отложенную высылку. Пользующиеся им люди не считаются беженцами, но во многих случаях не высылаются из страны «по гуманным причинам». Временное убежище дают на срок до года, после чего продлевают на 12 месяцев или отказывают в продлении.
Всего в России 572 беженца (в основном, граждане Афганистана и Украины) и 76,8 тыс. человек, получивших временное убежище (75 тыс. которых приходится на украинцев), сообщает Росстат. В 2018 году статус беженца получили 30 человек, временное убежище — 6 тыс. человек.
Число беженцев в России с 1998 по 2004 год сократилось с 235 тыс. до 8,7 тыс. (ими были граждане Азербайджана, Грузии, Кахахстана, Таджикистана, Узбекистана), после чего в 2004-2019 годах уже не превышало 1 тыс. Численность получивших временное убежище выросла к 2016 году до 313,7 тыс. человек, после чего сократилось к 2019-му до 76,8 тыс.
На сто тысяч россиян (при населении 146 млн человек) приходится 53 иностранца, пользующихся статусом беженца или временным убежищем, что совсем немного по мировым меркам. Для сравнения, в Нидерландах 101,8 тыс. беженцев (598 человек на 100 тыс. при населении около 17 млн). В Турции, принявшей основной поток сирийских беженцев, получили убежище 3,6 млн человек (4,4 тыс. на 100 тыс. при населении 81 млн).
Как свидетельствуют цифры, приведенные в докладе помогающего беженцам Комитета «Гражданское содействие», в России не только все реже дают, но и ищут убежище. При этом, как отмечают эксперты, официальная статистика крайне скудная и не детализированная, например потому, что она учитывает лишь иностранцев, сумевших подать прошение в органы МВД (а это далеко не все).
Сколько иностранцев де-факто являются претендентами на статус беженца или временное убежище, не знает никто. Из-за политических установок (кого принимать, в каком количестве, кому отказывать и т. д.) ситуацию с беженцами в стране комитет называет «печальной, если не трагической».
Почему беженцев так мало
Формальных ограничений на прием беженцев в России не существует. Вместо этого действуют негласные установки, как в отношении искателей убежища в целом, так и беженцев из конкретных стран, отмечает член правления «Гражданского содействия» Елена Буртина.
Первое препятствие на пути беженцев — отсутствие информации о том, как обратиться за убежищем. В аэропортах и на вокзалах получить ее нельзя, а официальная справка на сайте МВД не объясняет конкретных действий. В результате, говорится в докладе правозащитников, «африканцы, сойдя с самолета… бросаются на улице к чернокожим, франкофоны пытаются заговорить по-французски с москвичами». Поиск информации нередко занимает месяцы. Если до момента подачи ходатайства у мигранта истекает срок действия визы, его ждет выдворение из страны.
Подаче ходатайства предшествует многочасовое собеседование, попасть на которое сложно из-за огромных очередей и бюрократической волокиты. При этом просителей стараются разубедить подавать документы или запугать. Дополнительным препятствием становится коррупция, утверждают эксперты.
Если ходатайство все-таки подано, иностранцу могут отказать в убежище, не объясняя причин. Решения об отказе представляет собой стандартные отписки, из которых иногда даже забывают убрать анкетные данные предыдущего просителя.
Несмотря на то, что после расформирования Федеральной миграционной службы в 2016 году с беженцами работают структуры МВД, порядки в этой сфере не изменились, утверждает Буртина.
Ситуацию усугубляют пробелы в законодательстве. Так, перечень «гуманных причин» для предоставления временного убежища в соответствующем постановлении правительства отсутствует (указано лишь «состояние здоровья»).
«Если человек прибыл из Афганистана, где [существует] только первичная медицинская помощь, и ему необходима, скажем, операция на сердце, выдворить его — значит обречь на смерть», — поясняет Буртина.
Иногда миграционные службы принимают во внимание такие факторы, как вооруженный конфликт, природная или техногенная катастрофы в стране происхождения, угроза пыток или смертной казни. Однако так происходит не всегда.
Как беженцы, так и получившие временное убежище, могут лишиться своего статуса. В первом случае переучет проходит раз в полтора года и теоретически не означает отмены ранее принятого решения. Однако на практике беженцы иногда теряют право на пребывание в России. Так произошло, в частности, с переводчиком Комитета «Гражданское содействие» афганцем Мохаммадом Насером.
Временное убежище могут не продлить, если сочтут, что «гуманные причины» больше не актуальны. В 2018 году такие проблемы возникли у украинцев из Донецкой и Луганской областей, из-за войны бежавших в Белгородскую область России, писал «Коммерсантъ». По данным издания, миграционные власти требовали от людей «справки об обстрелах».
Но из-за фрагментарности публикуемой статистики неясно, какой вклад в убыль беженцев приходится на каждую из этих возможных причин, отмечает Елена Буртина.
Негласные установки
Выходцы из Украины составляют около 97% получивших временное убежище или статус беженца в РФ, по 1% приходится на сирийцев и афганцев, и еще 1% — на остальные страны. Правозащитники уверены, что в отношении некоторых групп беженцев существуют неформальные установки на прием или отказ (власти этого не признают).
Так, по данным «Гражданского содействия», в 2014-2015 годах временное убежище в РФ получили 397 тыс. украинцев — 95,8% обратившихся. При этом статус беженца предоставили лишь 325 из 5,8 тыс. соискателей. Эксперты объясняют это тем, что органы МВД получили указание помогать украинцам в получении временного убежища, но не постоянного статуса беженца.
Еще более показательны данные о сирийских беженцах. Если в 2013 году временное убежище в РФ получили 67% из 1,8 тыс. просителей из этой страны, то в 2014–м, на фоне подготовки к российской военной операции в Сирии, доля положительных решений достигла 95% из 1,4 тыс. В то время российские проправительственные СМИ много писали о дружбе русских с сирийцами.
Почему Россия не принимает беженцев с Ближнего Востока
В 2015 году Дмитрий Песков возложил ответственность за прием беженцев из Сирии на страны, «причастные к дестабилизации в этом регионе», и заявил, что среди сирийских беженцев есть террористы. Террористов под маской беженцев боятся и многие граждане России (77%, по данным компании Ipsos за 2016 год).
Историк и политический аналитик Илья Будрайтскис объясняет нежелание России разделить ответственность за судьбу беженцев идеологией российской элиты.
В недавнем интервью Financial Times президент РФ Владимир Путин завил, что массовый поток беженцев в Европу нарушает интересы ее коренного населения. При этом, по оценке Будрайтскиса, президент представил это в гипертрофированной форме, — мигрантам-де позволено все, а коренным европейцам — ничего.
«Эта позиция вписывается в официальные представления о международной политике как realpolitik [когда прагматизм превосходит морально-этические мотивы], где ни у кого нет никаких гуманитарных обязательств», — считает он.
На рубежах России снова возникла угроза, пусть пока еще и очень отдаленная. Связана она со сменой власти в Афганистане, где фактически к руководству страны пришел «Талибан» (запрещенная в РФ организация). В этой связи президент Владимир Путин подчеркнул, что Россия не будет втянута в военные действия на территории Афганистана и предупредил о несбыточности планов ряда стран Запада, руководство которых настойчиво ставит вопрос о том, чтобы разместить беженцев из Афганистана в странах Центральной Азии.
В конце прошлой недели Владимир Путин заявил, что резко обострившаяся ситуация в Афганистане имеет "прямое отношение" к безопасности РФ.
Европейский "план" и ответ Путина
Президент России, в свою очередь, в минувшее воскресенье весьма недвусмысленно отверг эти планы – ведь под видом беженцев в Россию могут проникнуть боевики и вновь повторить те ужасы, которые страна уже испытывала в 1990-х и начале 2000-х.
"Наши, скажем, западные партнеры настойчиво ставят вопрос о том, чтобы разместить беженцев в странах Центральной Азии до получения виз США или других стран. Значит в эти страны, к нашим соседям, можно направлять без виз, а к себе брать без виз не хотят? Это что за такой унизительный какой-то подход к решению этого вопроса", - сказал Путин в воскресенье на встрече с представителями партии "Единая Россия".
Президент добавил, что этот вопрос будет обсуждаться на саммите ОДКБ и на других площадках, а Россия находится в постоянном контакте с партнерами из среднеазиатских республик.
"Они так или иначе являются нашими ближайшими партнерами и союзниками. У нас с ними есть общие границы, но нет визовых ограничений. Представьте себе: в любую из этих стран въехали беженцы, кто среди этих беженцев, откуда мы знаем? Их могут быть тысячи, а то и сотни тысяч, а, может быть, и миллионы. А у нас с этими ближайшими союзниками даже нет никаких визовых ограничений", - цитирует ТАСС президента РФ.
"Да граница-то какая? Тысячи километров! Сел на что угодно, хоть на машину, хоть на осла, и поехал по степи. И что мы будем с этим делать?" - обратил внимание Путин.
"Путин не позволит втянуть Россию в войну"
"У нас должна быть сугубо прагматичная политика, защита собственных национальных интересов, - убежден главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. - Тем более ситуация в Афганистане — это следствие американских провалов".
Очевидно, что заявления Путина свидетельствуют о том, что Россия не будет втянута в боевые действия. Характерно, что на этом фоне, например, КПРФ до сих пор чуть ли не оправдывает ввод советских войск в Афганистан, что конечно ставит вопрос о том, что бы они делали, окажись у власти сегодня.
"Россия точно не полезет в Афганистан. Мы никогда не повторим ошибок, допущенных коммунистами во времена Советского Союза, когда было принято ошибочное решение о вводе в эту страну ограниченного контингента наших войск. Это была огромная ошибка, которая слишком дорого нам обошлась", — заявил в интервью ФАН депутат Госдумы Сергей Вострецов.
В свою очередь лидер общероссийской общественной организации "Российский Союз ветеранов Афганистана" Франц Клинцевич напомнил, что Владимир Путин имеет огромный опыт борьбы с терроризмом, который в частности накоплен в борьбе с террористической угрозой на Северном Кавказе.
Профессор Финансового университета при правительстве РФ Олег Матвейчев рассказал, что у Москвы уже налажен механизм взаимодействия с республиками Средней Азии по вопросам борьбы с угрозой международного терроризма.
"Они же сами кровно заинтересованы в том, чтобы такой миграции не было, потому что именно они первыми и пострадают, - говорит эксперт. - Поэтому сейчас их спецслужбы с нашими спецслужбами совместно уже работают по предотвращению возможных любых и миграционных, и террористических миграций с Афганистана. Механизм есть накатанный, и опыт у нас есть такой, которого не занимать. Его нет ни у кого больше. Поэтому обстановка в регионе спокойная, мы с этой ситуацией абсолютно точно справимся".
Читайте также: