Как ни часто и много слышали оба о примете

Обновлено: 21.12.2024

Спишите тексты. Определите их стиль речи. Подтвердите свой вывод анализом текстов.

I. Как н.. странно но сегодня человек знает больше о далёком косм.. се чем о земных глубинах. Как Земля выгляд..т на глуб..не десятков кил..метров? Какие скрывает
с..креты? Ответы на эти вопросы очень важны. Они помо­гут открыть новые богатства недр дадут ключ к прогн..­зированию землетр..сений наконец подтвердят или напро­тив отвергнут существующие гипотезы о происх..ждении нашей планеты.

Выскажите (письменно) свои мысли о неисследованном или малоисследованном в окружающем нас мире.

II. Необх..димым признаком грамотной устной речи являет(?)ся не только прав..льное произн..шение звуков и соч..таний звуков в слове но и прав..льное выделение го­лосом ударного слога. И хотя ударение называют «душой речи» организу..щим её звеном ошибки в ударении встре­чаются очень часто. Кто из нас не слыш..л искаж..нные реж..щие слух слова «килóметр», «кáучук», «магáзин», «пóртфель»! Ошибки в ударении возн..кают (не)случайно. Главной причиной этих ошибок является само ударение его особенности в рус(?)ком языке. (Во)первых оно разно­местное (свободное). Это означает что оно мож..т падать и на начал.. слова — вóрот, и на середину — пехóта, и на последний слог — ст..диóн. (Во)вторых в русском языке ударение подвижное т. е. может в одном и том(же) слове переходить с одного слога на другой.

Вспомните и запишите слова, в которых вы некогда допускали или допускаете в настоящее время ошибки в ударении, обозначьте ударный слог.

III. Что означает выражен..е говорить с апломбом? В современном русском языке слово апломб обозначает явную самоуверен(?)ость в поведении (м..нерах) или в разговоре.
Надо сказать что исторически такая отрицательная оценка слова апломб возникла (не)сразу прежде оно было более н..йтральным.
Существительное апломб заимствован(?)о в середине прошлого (XIX) века из французского языка. Французское aplomb буквально значит «отвесное, прямое положение». Возникло оно из предлога а и существительного plomb — «свинец» (сравните: пломба, пломб..ровать и т. п.).
Во французском языке слово aplomb обозначало не толь­ко «отвес, вертикаль» но и «равн..весие» а также «сам..- уверен(?)ость» — от привычки держаться прямо уверен­но или надменно. В профес(?)иональной речи апломбом называли постав конечностей у лошади. «Она выступает с апломбом», — одобрительно говорилось о лошади на скачках или на спортивной выездке. От французского сло­ва aplomb в значении «равновес..е, верт..каль» появился хор..ографический термин апломб — «умение сохранять устойч..вость в танц..».
В театральной речи встречаем слово апломб в значении «подчёркнутая уверен(?)ость выступления артиста».
(З. Люстрова)

автор:

книга:

серия:

— Был ли когда-нибудь человек в таком ужасном дурацком положении! — говорил он.
— Да, глупо, — подтвердил Степан Аркадьич, смягчительно улыбаясь. — Но успокойся, сейчас привезут.
— Нет, как же! — со сдержанным бешенством говорил Левин. — И эти дурацкие открытые жилеты! Невозможно! — говорил он, глядя на измятый перед своей рубашки. — И что как вещи увезли уже на железную дорогу! — вскрикнул он с отчаянием.
— Тогда мою наденешь.
— И давно бы так надо.
— Нехорошо быть смешным… Погоди! образуется.
Дело было в том, что, когда Левин потребовал одеваться, Кузьма, старый слуга Левина, принес фрак, жилет и все, что нужно было.
— А рубашка! — вскрикнул Левин.
— Рубашка на вас, — с спокойною улыбкой ответил Кузьма.
Рубашки чистой Кузьма не догадался оставить, и, получив приказанье все уложить и свезти к Щербацким, от которых в нынешний же вечер уезжали молодые, он так и сделал, уложив все, кроме фрачной пары. Рубашка, надетая с утра, была измята и невозможна с открытой модой жилетов. Посылать к Щербацким было далеко. Послали купить рубашку. Лакей вернулся: все заперто — воскресенье. Послали к Степану Аркадьичу, привезли рубашку; она была невозможно широка и коротка. Послали, наконец, к Щербацким разложить вещи. Жениха ждали в церкви, а он, как запертый в клетке зверь, ходил по комнате, выглядывая в коридор и с ужасом и отчаянием вспоминая, что он наговорил Кити и что она может теперь думать.
Наконец виноватый Кузьма, насилу переводя дух, влетел в комнату с рубашкой.
— Только застал. Уж на ломового поднимали, — сказал Кузьма.
Через три минуты, не глядя на часы, чтобы не растравлять раны, Левин бегом бежал по коридору.
— Уж этим не поможешь, — говорил Степан Аркадьич с улыбкой, неторопливо поспешая за ним. — Образуется, образуется… — говорю тебе.

Вронский с Анною три месяца уже путешествовали вместе по Европе. Они объездили Венецию, Рим, Неаполь и только что приехали в небольшой итальянский город, где хотели поселиться на некоторое время.
Красавец обер-кельнер с начинавшимся от шеи пробором в густых напомаженных волосах, во фраке и с широкою белою батистовою грудью рубашки, со связкой брелок над округленным брюшком, заложив руки в карманы, презрительно прищурившись, строго отвечал что-то остановившемуся господину. Услыхав с другой стороны подъезда шаги, всходившие на лестницу, обер-кельнер обернулся и, увидав русского графа, занимавшего у них лучшие комнаты, почтительно вынул руки из карманов и, наклонившись, объяснил, что курьер был и что дело с наймом палаццо состоялось. Главный управляющий готов подписать условие.
— А! Я очень рад, — сказал Вронский. — А госпожа дома или нет?
— Они выходили гулять, но теперь вернулись, — отвечал кельнер.
Вронский снял с своей головы мягкую с большими полями шляпу и отер платком потный лоб и отпущенные до половины ушей волосы, зачесанные назад и закрывавшие его лысину. И, взглянув рассеянно на стоявшего еще и приглядывавшегося к нему господина, он хотел пройти.
— Господин этот русский и спрашивал про вас, — сказал обер-кельнер.
Со смешанным чувством досады, что никуда не уйдешь от знакомых, и желания найти хоть какое-нибудь развлечение от однообразия своей жизни, Вронский еще раз оглянулся на отошедшего и остановившегося господина; и в одно и то же время у обоих просветлели глаза.
— Голенищев!
— Вронский!
Действительно, это был Голенищев, товарищ Вронского по Пажескому корпусу. Голенищев в корпусе принадлежал к либеральной партии, из корпуса вышел гражданским чином и нигде не служил. Товарищи совсем разошлись по выходе из корпуса и встретились после только один раз.
При этой встрече Вронский понял, что Голенищев избрал какую-то высокоумную либеральную деятельность и вследствие этого хотел презирать деятельность и звание Вронского. Поэтому Вронский при встрече с Голенищевым дал ему тот холодный и гордый отпор, который он умел давать людям и смысл которого был таков: «Вам может нравиться или не нравиться мой образ жизни, но мне это совершенно все равно: вы должны уважать меня, если хотите меня знать». Голенищев же был презрительно равнодушен к тону Вронского. Эта встреча, казалось бы, еще больше должна была разобщить их. Теперь же они просияли и вскрикнули от радости, узнав друг друга. Вронский никак не ожидал, что он так обрадуется Голенищеву, но, вероятно, он сам не знал, как ему было скучно. Он забыл неприятное впечатление последней встречи и с открытым радостным лицом протянул руку бывшему товарищу. Такое же выражение радости заменило прежнее тревожное выражение лица Голенищева.
— Как я рад тебя встретить! — сказал Вронский, выставляя дружелюбною улыбкой свои крепкие белые зубы.
— А я слышу: Вронский, но который — не знал. Очень, очень рад!
— Войдем же. Ну, что ты делаешь?
— Я уже второй год живу здесь. Работаю.
— А! — с участием сказал Вронский, — Войдем же.
И по обычной привычке русских, вместо того чтоб именно по-русски сказать то, что он хотел скрыть от слуг, заговорил по-французски.
— Ты знаком с Карениной? Мы вместе путешествуем. Я к ней иду, — по-французски сказал он, внимательно вглядываясь в лицо Голенищева.
— А! Я и не знал (хотя он и знал), — равнодушно отвечал Голенищев. — Ты давно приехал? — прибавил он.
— Я? Четвертый день, — ответил Вронский, еще раз внимательно вглядываясь в лицо товарища.
«Да, он порядочный человек и смотрит на дело как должно, — сказал себе Вронский, поняв значение выражения лица Голенищева и перемены разговора. — Можно познакомить его с Анной, он смотрит как должно».
Вронский в эти три месяца, которые он провел с Анной за границей, сходясь с новыми людьми, всегда задавал себе вопрос о том, как это новое лицо посмотрит на его отношения к Анне, и большею частью встречал в мужчинах какое должнопонимание. Но если б его спросили и спросили тех, которые понимали «как должно», в чем состояло это понимание, и он и они были бы в большом затруднении.

Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на лоне природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали веселые игры.

Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней поговорка:

"Обручается, вокруг ракитового куста венчается". (Сопряжено это "вождение" было, вероятно, с тем, что боги и добрые духи, покровительству которых вручали молодых, обитали, по понятиям древних славян, в деревьях и травах.) Злых духов отгоняли от жениха и невесты шумом, водой, огнем и дымом.

В доме невесты родители с почетом встречали жениха и его свиту, жениха усаживали рядом с невестой, одетой в свадебный наряд. Подружки гребнем расчесывали ей волосы и вплетали венчик из цветов (позднее - тонкую золотистую или серебряную нить). Затем голову невесты покрывали фатой (прозрачной тканью), осыпали хмелем и раздавали поезжанам нарядные, богато украшенные вышивками полотенца (по В. Далю - поезд, еще и торжественная, обрядливая езда или проезд, процессия. "Свадебный поезд вообще всех поезжан, поезжаных, поезжатых или поезжих, должностных лиц и званых гостей свадьбы, с молодыми, как едут они в церковь и из церкви". Поговорка: В поезжанах был, так свой /т. е. родня/). Девушки пели свадебные песни. Эта часть обряда называлась одеванием невесты.

С приходом христианства народное венчание было заменено церковным -церемонией заключения брака по обряду Православной Церкви. Очень долго этот обычай соблюдался только среди высших слоев общества, распространившись среди всего населения лишь к концу XVII в. Со времен Петра I до марта 1917г. для всех православных жителей Российской империи считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Представители других конфессий (а в России исповедовались практически все крупнейшие религии мира - христианство (в т.ч. католицизм и протестантизм), ислам, иудаизм и буддизм), вступали в брак по законам своих религий. Справедливости ради следует отметить, что, хотя таинство вступления в брак существует во всех вероисповеданиях, православный обряд по сравнению с ритуалами других религий кажется наиболее величественным и пышным.

Венчание всегда проходит в храме (исключение допускается лишь с разрешения епархиального архиерея).

Озарен был сумрак мрачный

В старом храме, и сиял

Чистый образ новобрачной

При огнях, в фате прозрачной,

Под молитвенный хорал.

А из окон ночь синела;

Зимний вечер темен был,

Вьюга в сумраке шумела,

Грустно с колоколом пела,

Подымая снег с могил.

Сохрани убор венчальный,

Сохрани цветы твои:

В жизни краткой и печальной

ветит только безначальный,

Непорочный свет любви!

При венчании требуется непременное присутствие самих брачующихся. Венчание не может иметь место во время поста, накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Церковный чин венчания состоит из молитвословий и чтения отрывков из Деяний апостолов и Евангелия от Иоанна. Во время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты, священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем молодые обмениваются обручальными кольцами. В прошлом родители новобрачных в церкви при обряде венчания не присутствовали во избежание принужденных браков. А указ Петра I от 1724 г. даже запрещал им под страхом строгого наказания находиться в церкви. В наше время это разрешается.

Подробное, этнографически точное, описание обряда венчания присутствует в "Анне Каренине" у Л. Толстого. Венчание начинается с молебна: "Бла-го-сло-ви, вла-дыко!" - медленно один за другим, колебля волны воздуха, раздались торжественные звуки". После Великой ектении и молитв, обратившись "опять к аналою, священник с трудом поймал маленькое кольцо Кити и, потребовав руку Левина, надел на первый сустав его пальца. "Обручается раб божий Константин рабе божией Екатерине". И, надев большое кольцо на розовый, маленький, жалкий своею слабостью палец Кити, священник проговорил то же.

Несколько раз обручаемые хотели догадаться, что надо сделать, и каждый раз ошибались, и священник шопотом поправлял их".

"Когда обряд обручения окончился, церковнослужитель постлал пред аналоем в середине церкви кусок розовой шелковой ткани, хор запел искусный и сложный псалом. и священник, оборотившись, указал обрученным на разостланный розовый кусок ткани. Как ни часто и много слышали оба о примете, что кто первый ступит на ковер, тот будет главой в семье, ни Левин, ни Кити не могли об этом вспомнить, когда они сделали эти несколько шагов".

При венчании двух вдовцов венцы не возлагаются на голову, а держатся на плечах. Третий по счету брак заключается без возложения венцов. Церковный обряд состоит лишь из краткого молитвословия. Третий брак вообще Церковью не одобряется. "Первый брак - закон, второй - понуже прощение слабости ради человеческия, третий - законо-преступление, четвертый - нечестье, понеже свинское есть житие". (Григорий Богослов. IV в.). Тем не менее, дети даже четвертого брака, которые редко, но случались, пользовались всеми правами законных детей при разделе наследства. Это имело особенно важное значение для владетельных особ - великих князей и царей.

Царская свадьба, имея в наличии все три описанных выше этапа, была все же отмечена некоторыми особенностями. Венчание членов царствующего дома в более поздние времена обставлялось с невероятной торжественностью, блеском роскоши и в убранстве самой церкви, и в одеяниях священнослужителей, членов царской фамилии, придворных и т. д. Воистину, казалось, царская роскошь соперничала с величием Бога. "Воздействие музыки, сопровождаемой пушечными выстрелами, звоном колоколов и отдаленными криками народа, не поддается описанию. Мне казалось, что я слышу издали биение сердец 60 миллионов подданных", - свидетельствует современник, описывая бракосочетание дочери Николая I.

Добавим, что особы Императорского дома по закону могли заключать браки через поверенных. Брак через поверенных был распространен и в европейских дворах, причем дело иногда доходило до курьезов. Так, император австрийский Максимилиан женился по доверенности на Анне, герцогине Бретонской. И через несколько недель состоялась довольно комичная церемония: герцогиня лежала в постели, а посол и доверенное лицо императора с доверенностью в руках приблизился к постели, обнажил правую ногу и на мгновение сунул ее под простыни, а затем с важным видом удалился. Теперь брак считался свершенным.

До венчания в городах российских принято было рассылать приглашения, но никого из любопытных, сумевших "просочиться" в церковь, не прогоняли, как и любого, явившегося в свадебный день в дом непрошеным гостем. Путь от церкви до свадебного поезда устилался цветами, которые покупались у цветочниц и предприимчивых мальчишек, доставлявших к церкви огромные пуки полевых цветов.

Пока шло венчание, свадебный поезд (уже единый) украшали лентами, цветами и колокольчиками. Согласно поверью, лошади поезда обязательно должны были быть чужими, а число экипажей - нечетным. (В начале XX в. сделалось модно приезжать на свадьбу в автомобилях).

Свадебный поезд, звеня колокольчиками и усыпая мостовые лепестками, сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу, и только после этого направлялся в дом, где должен был состояться бал или вечеринка со свадебным столом. В каком бы помещении ни происходило свадебное торжество, возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать - каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании церемонии раздавалась музыка. У богатых - оркестр, на окраинах - граммофоны. Гостей угощали "игристым" вином и пряником (огромный печатный пряник, на котором изображалось либо солнце, либо двуглавый орел - герб Российской империи). А гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На поднос ставили три сосуда - с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.

Как полагалось, после окончания поздравительной церемонии свекровь отводила новобрачную в отдельную комнату, где она недолго отдыхала. В этот момент на колени к новобрачной сажали ее младшего брата или другого мальчика-родственника, чтобы у нее первым родился сын.

Свадебный пир корнями уходит в глубокую древность. В прошлом веке его называли "балом". А открывалось свадебное веселье обычно вальсом. Соотносительно сословию свадебный ужин устраивался с разной степенью пышности. Начинал застолье самый почетный гость - "свадебный генерал", который должен был поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: "Горько!". Приступали к пиру с холодных закусок, среди которых непременно присутствовал зеленый горошек. Подавалось также несколько видов рыбы и мясного заливного, особую роль играло заливное из куриных потрошков. Этим блюдом прежде всех угощали новобрачных, а потом передавали другим участникам свадебного застолья. По народным поверьям, курица так же, как яйцо, заключает в себе скрытые силы, способные влиять на чадородие. В числе горячих блюд обязательно подавалась куриная лапша, у дворян - раковый суп, подовые пирожки и слоеный паштет. В конце свадебного ужина по обыкновению подавали большой круглый яблочный пирог (в богатых семьях - со взбитыми сливками). Законченным ужин считался после того, как вносили свадебный, колоссальных размеров пряник; позднее его заменил свадебный торт. Подавалось и обрядовое печенье: каравай, который пекся из ржаного или пшеничного теста, и курник - из пресного. Иногда внутрь курника запекали яйца в скорлупе, а сверху украшали куриной головкой из теста (отсюда и название).

На дворянские и купеческие свадьбы хозяева приглашали артистов для устройства концерта, на свадьбах у представителей среднего сословия пели под гитару, а простонародье отдавало дань жизнерадостным частушкам, порою весьма рискованного содержания.

На старые, богатые купеческие свадьбы по традиции приглашался одетый в белоснежную косоворотку и в широкие, навыпуск, плисовые шаровары банщик. Роль его сводилась к стоянию с полотенцем в руках во время общего пира при рукомойнике и в подаче молодому, наутро после брачной ночи, воды для умывания. Называли их "рукомойный фициант". На эту роль выбирался тот, чьими услугами регулярно пользовался до свадьбы женившийся. За "фициантом" старательно ухаживали, оказывали ему всяческое внимание, одаривали и обязательно напаивали вином до отказа. Для последней цели его иногда выводили на показ гостям, заставляя произнести громкое поздравление новобрачным, выпить полный стакан и капли, оставшиеся на дне, вылить себе на голову - в знак особого почтения к торжеству и пожелания молодым счастья.

На второй день после свадьбы горожане звали только близких родственников, и на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки. Существовал также обычай посещать в этот день с "именинным тортом" мать молодой жены. Именинным он звался потому, что на него наносились имена молодых и их родителей.

Разошедшимся по домам гостям свадьба напоминала о себе еще раз на следующий день, когда им приносили корзинку с угощением и наилучшими пожеланиями от молодой семьи.

После свадьбы начиналась так называемая визитная неделя (которая могла длиться и дольше). В эту неделю этикет предписывал молодоженам ездить к родным и знакомым с официальными 15-минутными визитами, а также каждодневно принимать поздравителей. По такому поводу устраивалось традиционное угощение - чай со всевозможными сладостями и десерт. Принимали поздравителей не менее двух часов - знакомились с новыми родственниками. Открывали визитную неделю крестная мать и крестный отец жениха. Всю визитную неделю молодые обязательно рассылали "рекомендательные" письма новым родственникам и друзьям. Этим письмам придавали серьезное значение, поскольку по ним обычно составляли первое представление об уме, образованности и воспитании молодых супругов. Визитной неделей заканчивался цикл городской свадьбы.

Иногда, для того чтобы избежать обременительного обычая, молодые уезжали сразу же после венчания по выходу из церкви в коляске за границу. Другой, требовавший меньших расходов и потому значительно более распространенный вариант, - отъезд в деревню. Он не исключал ритуального праздника, но можно было, особенно если свадьба оказалась нерадостной, начинать путешествие тотчас после церкви. Совсем как у Пушкина:

Спишите предложения, найдите фразеологизмы и подчеркните их как члены предложения. Сделайте вывод об их грамматической функции в предложении. При затруднениях обращайтесь к фразеологическому словарю.
Выполните лексико-фразеологический разбор шести предложений (по вы­бору).

1. Один Бог разве мог сказать какой был характер М..нилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе ни то ни сё, ни в городе Б..гдан ни в селе Сел..- фан. (Н. Гоголь) 2. «Кирпич ни с того ни с сего, — вну­шительно перебил неизвес(?)ный, — никому и никогда на голову не свалит(?)ся». (М. Булгаков) 3. Светить всегда светить везде до дней последних донца светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца! (В. Маяковский) 4. Потерял б..ец кисет заискался, — нет и нет. Посмотрел (с)тоской вокруг: — Без кисета как без рук. (А. Твар­довский) 5. Вот уж третий год заключил он как живу я без Дуни и как об ней ни слуху ни духу. Жива ли, нет ли, Бог её ведает. (А. Пушкин) 6. Марья Кириловна сидела как на иголках. (А. Пушкин) 7. Каштанка брос..­лась (в)перёд потом назад ещё раз перебежала дорогу но столяр точно сквозь землю провалился. (А. Чехов) 8. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. (А. Пушкин) 9. [Лиза:] и Чацкий как бельмо в глазу; вишь, пок..зался ей он где(то) здесь (в)низу. (А. Грибоедов) 10. Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квар­тира была на втором этаже. (Н. Гоголь) 11. Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь». (А. Пушкин) 12. «За­чем вечор так рано скрылись?» — был первый Оленькин вопрос. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос. (А. Пушкин)

Читайте также: