Микротекст может состоять из одного предложения например афоризм

Обновлено: 27.11.2024

Цитатой называется дословное воспроизведение чужого текста на письме или в речи. Цитата может быть как частью предложения, так и целым предложением.

1. Если цитата является частью предложения , то она выделяется только кавычками.

Пример:

В своих манифестах футуристы призывали «сломать старый язык, бессильный догнать скач жизни».

2. Если цитата представляет собой целое предложение , то она выделяется теми же знаками, что и прямая речь.

Пример:

Л. Н. Толстой так говорил о точности речи: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

3. Цитата, которая включает несколько абзацев , выделяется кавычками только в начале и в конце. Кавычки не дублируются для каждого абзаца.

4. При точном цитировании стихотворного текста кавычки не ставятся; при этом если дальше текст продолжается, то перед ним в конце стихотворной цитаты ставится тире.

Пример:

в строках стихотворения :
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась. —
Э. Асадов говорит о миролюбивом характере русского народа .

Обрати внимание!

Если строфика стихотворного текста нарушается, то для отделения строк друг от друга между ними ставят одинарную или двойную косую черту, либо одинарную или двойную вертикальную линию. При этом знак препинания и прописная буква в начале строки после знака сохраняются.

Пример:

Крылатыми стали строки Ф. И. Тютчева: «Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить. ».

5. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом , образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты всегда пишется со строчной буквы.

Пример:

Н. А. Добролюбов писал, что «лень и апатия Обломова — единственная пружина действия во всей его истории».

6. Если цитата приводится не целиком , то на месте пропуска ставится многоточие.
Если многоточие стоит в начале цитаты, то в зависимости от позиции по отношению к авторским словам она может начинаться с прописной или строчной буквы.

Пример:

А. И. Куприн говорил, что русский язык «. в умелых руках и опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

И. Ф. Анненский так характеризовал пьесу Максима Горького «На дне»: «. Пьеса похожа на степную реку, которая незаметно рождается где-то в болоте, чтобы замереть в песке».

«Лень и апатия Обломова — единственная пружина действия во всей его истории. » — считает критик Н. А. Добролюбов.

7. Если указание на автора цитаты находится непосредственно за цитатой, то имя автора заключается в скобки, а точка, завершающая цитату, выносится за скобки.

Пример:

«Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх» (В. Белинский).

8. При оформлении э пиграфы кавычки обычно не ставятся. Чаще всего эпиграф располагается в правом верхнем углу, а ссылка на автора даётся без скобок и пишется ниже самого эпиграфа.

Цель: повысить уровень осмысления языковых единиц практического применения знаний о тексте как произведения речи, формировать навыки работы с текстом; развивать языковую и коммуникативную компетентности обучаемых, их аналитических и творческих способностей и интеллектуальную сферу личности.

- что такое «текст», каковы его признаки;

- композиционные элементы текста;

- средства связи предложений в тексте;

- определять тему и идею текста;

- понимать текст, находить его отличительные признаки и текстообразующие элементы;

- находить выразительные средства языка в предложенном тексте;

- определять тип и стиль текста;

-уметь вступать в диалог, решать проблемы, участвовать в коллективном обсуждении текста;

-развивать речевые умения с опорой на изучаемый материал, совершенствовать письменную и устную речь;

- воспитывать любовь к русскому языку, речи.

Оборудование: раздаточный материал (текст для лингвистического анализа, карточки с планом анализа текста, памятки, таблицы для заполнения при работе с текстом).

Конспект занятия

Актуализация знаний.

Представим, что перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

Как вы думаете, что общего между этими предметами?

( В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое).

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.

Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

Текст – это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.

Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, несколько абзацев, глав и даже нескольких книг.

2. Признаки, структура текста

Важнейшими признаками текста являются :

Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, то есть того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, то есть основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).

Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?». Тема текста может быть заложена в его названии: «отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.д.

Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?»

Упражнение 1. Прочитаете текст. Определите тему и идею текста.

Как рождается замысел?

… Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…

Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.

… Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это все медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.

Тема этого текста заключена уже в первом предложении текста – рождение замысла. Основная идея – показать путем сравнения, как в сознании писателя появляется замысел. Тема раскрывается с помощью ключевых слов и словосочетаний: замысел, возникновение замысла, внутреннее состояние писателя, сравнение, молния, сознание человека.

Структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).

Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).

Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).

3. Способы связи предложений в тексте

Основными видами (способами) связи предложений в тексте являются: цепная и параллельная.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.

Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным . Но это спокойстви е было обманчивым.

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, то есть одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера- это лучшее время суток.

Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова ( во-первых, наконец ), наречия места и времени ( справа, слева, там, сначала и т.п .).

Упражнение 2. Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите тему и идею текста. Найдите в тексте ключевые слова и словосочетания, которые раскрывают тему.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечно зеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.

Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.

Тема текста – глубокая осень Идея – показать изменения в природе в это время года.

Упражнение 3. Прочитайте. Определите, какой тип связи (параллельная или цепная) представлен в тексте. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Ковалев выступил поближе, высунул батистовый воротничек манишки, поправил висевшие на золотой цепочке свои печатки и, улыбаясь по сторонам, обратил внимание на легонькую даму которая, как весенний цветочек, слегка наклонялась и подносила ко лбу свою беленькую ручку с полупрозрачными пальцами. Улыбка на лице Ковалева раздвинулась еще далее когда он увидел из-под шляпки ее кругленький, яркой белизны подбородок и часть щеки, осененной цветом первой весенней розы. Но вдруг он отскочил, как будто бы обжёгшись. Он вспомнил что у него вместо носа совершенно нет ничего и слезы выдавились из глаз его. Он оборотился с тем чтобы напрямик сказать господину в мундире что он только прикинулся статским советником что он плут и подлец. Но носа уже не было: он успел ускакать, вероятно, опять к кому-нибудь с визитом.

Ковалев выступил поближе, высунул батистовый воротничек манишки, поправил висевшие на золотой цепочке свои печатки и, улыбаясь по сторонам, обратил внимание на легонькую даму, которая, как весенний цветочек, слегка наклонялась и подносила ко лбу свою беленькую ручку с полупрозрачными пальцами. Улыбка на лице Ковалева раздвинулась еще далее, когда он увидел из-под шляпки ее кругленький, яркой белизны подбородок и часть щеки, осененной цветом первой весенней розы. Но вдруг он отскочил, как будто бы обжёгшись. Он вспомнил, что у него вместо носа совершенно нет ничего, и слезы выдавились из глаз его. Он оборотился с тем, чтобы напрямик сказать господину в мундире, что он только прикинулся статским советником, что он плут и подлец. Но носа уже не было: он успел ускакать, вероятно, опять к кому-нибудь с визитом.

Упражнение 4. Прочитайте. Охарактеризуйте тип связи в тексте. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Вожак показал брод и авангард конницы а вслед за ним и генерал со свитою стали переправляться. Вода была лошадям по груди, с необыкновенной силой рвалась между белых камней которые в иных местах виднелись на уровне воды и образовывала около ног лошадей пенящиеся, шумящие струи. Лошади удивлялись шуму воды подымали головы, настороживали уши но мерно и осторожно шагали против течения по неровному дну. Седоки подбирали ноги и оружие. Пехотные солдаты, буквально в одних рубахах, поднимая над водою ружья на которые надеты были узлы с одеждой, схватясь человек по двадцати рука с рукою, с заметным по их напряженным лицам, усилием старались противостоять течению. Артиллерийские ездовые с громким криком рысью пускали лошадей в воду. Орудия и зеленые ящики через которые изредка хлестала вода звенели о каменное дно; но добрые черноморки дружно натягивали уносы пенили воду и с мокрым хвостом и гривой выбирались на другой берег.

Вожак показал брод, и авангард конницы, а вслед за ним и генерал со свитою стали переправляться. Вода была лошадям по груди, с необыкновенной силой рвалась между белых камней, которые в иных местах виднелись на уровне воды, и образовывала около ног лошадей пенящиеся, шумящие струи. Лошади удивлялись шуму воды, подымали головы, настороживали уши, но мерно и осторожно шагали против течения по неровному дну. Седоки подбирали ноги и оружие. Пехотные солдаты, буквально в одних рубахах, поднимая над водою ружья, на которые надеты были узлы с одеждой, схватясь человек по двадцати рука с рукою, с заметным, по их напряженным лицам, усилием старались противостоять течению. Артиллерийские ездовые с громким криком рысью пускали лошадей в воду. Орудия и зеленые ящики, через которые изредка хлестала вода, звенели о каменное дно; но добрые черноморки дружно натягивали уносы, пенили воду и с мокрым хвостом и гривой выбирались на другой берег.

Цели: сформулировать определение текста , повторить основные признаки текста; развивать умение строить текст, пунктуационные навыки; формировать умение выполнять языковые и композиционные особенности текста.

Задачи: Знать, что такое текст, каковы его признаки; определять тему, основную мысль текста; знать композиционные элементы текста ( вступление, основная часть, заключение); устанавливать принадлежность текста к определённому типу и стилю речи, находить изобразительно-выразительные средства языка; учиться создавать собственные тексты типа с учётом требований к построению связного текста на примере авторского.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться определять признаки текста, составлять собственные тексты.

Метапредметные:

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Личностные результаты: Формирование познавательного интереса.

Оборудование: раздаточный материал, учебники.

Ход занятия

1.Организационный момент

2.Определение цели и задачи урока

Цели и задачи урока.

(Прежде чем начать работу с текстом, определим, что мы должны знать и уметь. Попробуйте сформулировать цели и задачи вашей предстоящей работы).

Ответы студентов:

1) Знать, что такое текст, каковы его признаки;

2) определять тему, основную мысль текста;

3) знать композиционные элементы текста ( вступление, основная часть, заключение);

4) устанавливать принадлежность текста к определённому типу и стилю речи, находить изобразительно-выразительные средства языка;

5) учиться создавать собственные тексты типа с учётом требований к построению связного текста на примере авторского.

3. Проверка домашнего задания

Составить план рассказа по теме: «"Моя будущая профессия - юрист".

Чтение наработок студентов.

4. Изучение нового материала

1.Что такое текст?

Запишем несколько предложений.

1.Не место красит человека, а человек место.

2.Красноярск лучший город на планете Земля! Потому что это город, в котором я живу и учусь. Здесь я родился и вырос. Я люблю этот город ещё и за свою красоту.

3.Наш Красноярск богат своей природой. Быстро пролетает короткое северное лето. Енисей – самая красивая река.

Какие предложения нужно объединить, чтобы получился текст? Аргументируйте свой ответ. (1 и 3)

Запись теоретического материала в тетради:

Текст – это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.

Текст может составлять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, несколько абзацев, глав и даже нескольких книг.

2. Признаки, структура текста

Важнейшими признаками текста являются:

1.Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, то есть того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, то есть основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).

Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?». Тема текста может быть заложена в его названии: «отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.д. Тема текста часто может заключаться в первом предложении:

Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?»

структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).

Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).

Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).

3. Способы связи предложений в тексте

Основными видами (способами) связи предложений в тексте являются: цепная и параллельная.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.

Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным . Но это спокойстви е было обманчивым.

Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации .

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, то есть одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).

Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».

Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова ( во-первых, наконец ), наречия места и времени ( справа, слева, там, сначала и т.п .).

5. Закрепление материала. Работа с текстами

Упражнение 1. Прочитаете текст. Определите тему и идею текста.

Как рождается замысел?

… Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…

Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.

… Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это все медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.

Тема этого текста заключена уже в первом предложении текста – рождение замысла. Основная идея – показать путем сравнения, как в сознании писателя появляется замысел. Тема раскрывается с помощью ключевых слов и словосочетаний: замысел, возникновение замысла, внутреннее состояние писателя, сравнение, молния, сознание человека.

Упражнение 2 . Озаглавьте текст. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы. К какому типу речи можно отнести данный текст и почему?

1)В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын тёмного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает всё и пешком идёт в Москву учиться. Всё так и не так.

2) Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублён самыми злыми северными ветрами.

3) Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного тёмного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью.

4) И наконец, в Москву пришёл вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду.

Основная тема текста-мифы о переезде Ломоносова из родного села в Москву.

Идея этого текста в том, чтобы развеять эти мифы и предоставить читателям объективную картину происходящего.

Этот текст следует отнести к рассуждению, потому что его главной задачей является опровержение мысли и доказательство авторского тезиса.

Упражнение 3. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты.

Определите к какому стилю речи можно отнести данный текст? Назовите эпитеты, использованные в данных текстах. В каких целях они используются в художественной речи?

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.

5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

Ответ: 7,2,6,3,1,8,4,5

Данные тексты можно отнести к художественному стилю речи.

Изобразительно-выразительные средства: эпитеты (зимняя белизна, одинокая и гордая фигура, двойная пылающая синева и т.д.

Упр.4 Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

Существуют два способа связи предложений в тексте: цепная и параллельная. Цепная связь характеризуется тем, что одно высказывание последовательно вытекает от другого. Конец одного предложения служит началом следующего. Предложения с цепной связью ведут к постепенному развитию мысли в тексте, продолжают мысль, начатую в предыдущем предложении. А тексты с параллельной связью не имеют последовательного развития мысли от предложения к предложению. В них каждое предложение вытекает из первого. То есть первое предложение содержит какой-то тезис, который раскрывается во всех остальных предложениях. При этом все они относительно независимы друг от друга и связаны только с первым предложением.

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. (указательное местоимение и синоним) Более того (вводное словосочетание), словарь (повтор слова) стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник (указательное местоимение, синоним), созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)

2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем (наречие времени) в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами (слова одной тематической группы, синоним), было воспринято греками. Считается, что древние греки (повтор слова) позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом (указательное местоимение) если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)

В данных текстах цепная связь, так как одно предложение является продолжением другого, наблюдается постепенное развитие мысли.

Самостоятельная работа

Пользуясь наработками, составленными дома, составить рассказ на тему :«"Моя будущая профессия - юрист". Докажите, что это текст. Определите стиль и тип вашего текста.

Чтение рассказов студентами.

Подведение итогов. Выводы.

Что такое текст?

Каковы его признаки?

Назовите способы связи предложений в тексте

Домашнее задание

выучить лекцию, доработать рассказ.

Самоанализ урока:

Тема урока : Текст как речевое произведение

Тема урока соответствует программе и месту урока в системе уроков по разделу.

Цели урока: сформулировать определение текста, повторить основные признаки текста; развивать умение строить текст, пунктуационные навыки; формировать умение выполнять языковые и композиционные особенности текста.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН

Цели, задачи, структура урока, организация учебной деятельности учащихся ориентированы на требования ФГОС.

Структура урока соответствует требованиям ФГОС: На этапе целеполагания были созданы условия для мотивации к учебной деятельности, а именно дети выдвигали предположение о теме предстоящего урока.

Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.

В процессе урока стремилась активизировать мыслительную и творческую деятельность каждого ребёнка, используя следующие приёмы и методы: беседа, рассказ, наглядность, частично-поисковый метод, работа с учебником и метод самостоятельной работы.

Цель урока была достигнута. Задачи выполнены. Этому способствовало применение различных форм работы. Все учащиеся активно участвовали в процессе изучения материала.

На завершающем этапе мною был подведен итог урока, поставлены оценки, а также прокомментировано домашнее задание.

Упражнение 1. Прочитаете текст. Определите тему и идею текста.

Как рождается замысел?

… Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи…

Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.

… Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это все медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.

Упражнение 2 . Озаглавьте текст. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы. К
какому типу речи можно отнести данный текст и почему?
В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться. Все так и не так. Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью. И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. Таким образом, явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером. (Я. К. Голованов)

Упражнение 3. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Определите к какому стилю речи можно отнести данный текст? Назовите эпитеты, использованные в данных текстах. В каких целях они используются в художественной речи?

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.

5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

Упражнение 4. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)

2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: указательное местоимение, повтор слова, синоним, слова одной тематической группы, наречие времени, вводное словосочетание

Синтаксис — от греч. syntaxis — составление — раздел языкознания, изучающий словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Слово — основная единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, их признаков и отношений.

Синтаксис изучает и слова, но для него важны не их лексические значения или принадлежность к каким-либо частям речи, а их синтаксическая функция , то есть роль в предложения.

Более крупная синтаксическая единица — словосочетание . В синтаксисе изучаются типы словосочетаний и различные виды связи между словами.

Словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть называет, обозначает предметы, явления, качества, действия.

Текст и предложение — коммуникативные синтаксические единицы, они служат для общения, обмена информацией, мыслями и чувствами.

Текст как единица синтаксиса

Текст — (от лат. textus — «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») — это высказывание, состоящее из ряда предложений, связанных по смыслу, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы и основной мысли.

Текст отражает конкретный фрагмент окружающей действительности.

Тема — это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его тексте (часто тема отражается в заглавии).

Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Основные признаки текста — смысловая целостность и связность.

Пример:

Основная мысль текста : посещение тренажёрного зала — путь к новой жизни.

Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление, словарная статья).

Пример:

«Горячее солнце так ласково греет,
Так мирно горит голубой небосвод,
Что сердце невольно в груди молодеет
И любит, как прежде, и верит и ждёт».

С. Я. Надсон

Типы речи

В зависимости от содержания тексты относятся к разным типам речи.

Одни тексты содержат описание , другие — повествование , третьи — рассуждение . В одном тексте может быть представлено несколько типов речи.

Цель текста- описания — указать признаки изображаемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: «Каков предмет описания?», «Как он выглядит?», «Какие признаки для него характерны?» и т. д.

Пример:

«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армянок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские».

«Бежин луг» И. С. Тургенев

Цель текста- повествования — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: «Какова последовательность действий (событий)?», «Что происходило сначала и что происходило потом?»

Пример:

«Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки»… (по А. Толстому).

Цель текста- рассуждения — обосновать тезис (выдвигаемое положение), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: «Почему?», «В чём причина данного явления?», «Что из этого следует?», «Каковы последствия данного явления?», «Что оно значит?» Рассуждение обычно состоит из двух основных частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать. В другой части приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Пример:

«Большинство учёных, исследуя действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение — опасный враг для здоровья и жизни человека.

В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Особенно опасно курение для детей. В дыме сигарет содержится синильная кислота, которая вызывает болезни сердца, лёгких, сосудов. У курящих детей начинают портиться зубы, ухудшается зрение, появляется утомляемость.

Поэтому, если ты не хочешь быть больным, то не кури. Ведь курить — здоровью вредить».

Читайте также: