Гуманистическая парадигма образования девиз

Обновлено: 13.05.2024

Проблемы кризиса современного образования, состояния средней и высшей школы и путей ее реформирования выдвинулись в последние годы в центр активных общественных и научных дискуссий. Лейтмотивом этих дискуссий является серьезная озабоченность ученых и педагогической общественности, вызванная деинтеллектуализацией общества, снижением качества образования, значительным падением уровня общекультурной подготовки учащихся, беспрецедентным распространением среди молодежи идеологии индивидуального успеха и материального потребления.

Специфика современной социокультурной ситуации характеризуется тенденцией, связывающей предназначение человека в мире с образованием. Образование рассматривается как один из системообразующих факторов современной цивилизации. Судьба каждого человека и человечества в целом во многом зависит от отношения в обществе к образованию и, прежде всего, от ценностной ориентации самого образования.

В современном мире существуют две ценностные ориентации образования, одна из которых базируется на парадигме инструментально-технологической рациональности, где человек — средство достижения рациональных целей; вторая — на парадигме гуманизма, в рамках которой личность и ее интересы рассматриваются как высшая ценность. Гуманистические ориентации берут начало еще в Древней Греции, развивая и интерпретируя как образовательные идеи софистов, направленные на необходимость воспитания «способного» и «сильного» человека, ищущего выгоду во всем, с чем ему приходится иметь дело, так и образовательные идеи Сократа, Платона и Аристотеля, основой которых является идеал калокагатии, самопознания и самосовершенствования личности.

Термин «гуманизм» представляет собой перевод латинского слова «humanitas» – человечность, в широком смысле означает мировоззрение, в центре которого находится идея человека как наивысшей ценности.

Гуманизм, как философское течение, возник в эпоху Возрождения. В тот период в его основе лежала гуманность, понимаемая как человеколюбие, человечность, уважение к достоинству человека, и данное значение сохранилось до нашего времени.

М.Хайдеггер обозначил гуманистическую концепцию следующим образом: «Гуманизм означает теперь, если мы только решимся сохранить это слово, только одно: существо человека существенно для истины бытия» .

В качестве формы жизненной практики гуманизм подразумевает отдельно взятые системы отношений добра и зла, гуманности и негуманности, свободы и насилия между социальными, этническими, политическими и иными субъектами. По сути, являясь формой жизненной практики гуманизм существует в форме ценностных установок, таких, как «забота», «человечность», «любовь», «уважение», «ответственность», «моральный закон», «долг».

Мировоззрение с позиции гуманизма базируется на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на полноценную и счастливую жизнь, независимо от его расовых, национальных, религиозных, возрастных, половых или социальных особенностей. На основании этого можно сказать, что по сути социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета.

В современных условиях образование должно базироваться на принципах гуманизма, который следует рассматривать как ценностную основу образования, и мера гуманизации образования должна расцениваться как критерий для оценки результатов педагогического процесса. Вместе с тем необходимо иметь в виду гуманизирующую функцию образования, при которой образование должно быть представлено как социокультурная ценность. Сопоставим эти две парадигмы и рассмотрим конкретнее установки гуманистической парадигмы.

С позиции инструментально-технологической рациональности основная задача образования — подготовка высококвалифицированного специалиста, достижение человеком высокой профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность предусматривает соответствие знаний, способностей и умений работника его профессиональным и должностным обязанностям и правам. Гуманистическая парадигма не отрицает в качестве одной из важнейших целей образования подготовку высококвалифицированного специалиста, профессионально компетентного человека. Однако она предполагает отказ от одномерной оценки обучающегося как будущего функционера общественного производства и рассматривает его как многогранную личность, способную к самопознанию, самоутверждению, саморазвитию, поиску призвания и смысла жизни, самореализации.

С позиций гуманистической парадигмы конечная цель образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания, общения, т. е. свободным самостоятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире, уникальной целостной личностью, стремящейся к самоактуализации, открытой для нового опыта, способной к сознательному, ответственному выбору. А это значит, что образование должно быть ориентировано не только на достижение профессиональной, но и социальной компетентности личности.

Образовательный процесс должен исходить из того, что выпускник профессионального учебного заведения за пределами своих профессиональных прав и обязанностей имеет и иные социальные статусы и роли. Поэтому цели образования, его средства, методы и организационные формы должны быть гуманистическими, то есть отвечающими интересам и потребностям личности. Образование является благом для человека не только в том смысле, что позволяет получать необходимые профессиональные знания и навыки, успешно адаптироваться к культурной среде и приобретать высокий социальный статус. Его основная задача состоит в развитии самой личности, в обретении индивидом «человеческого образа». Поэтому главным критерием гуманистичности становятся реальные возможности и условия, предоставляемые системой образования для становления каждого отдельного человека уникальным и индивидуально неповторимым существом.

Мера гуманистичности образования выражается в том, насколько гармонично целевые установки образовательной деятельности социума сочетаются с внутренней предрасположенностью человека к развитию личностных качеств или, другими словами, в соответствии нормативного образа личности внутренней природе человека.

Гуманистическая педагогика сегодня – это определённая идеология образования, образ мысли, стиль жизни и деятельности не только учителя, но и граждан, всех субъектов образовательного процесса, педагогической общественности. Гуманистическая идеология ориентирует на движение к новому качеству образования, к достижению субъектами социальной и педагогической реальности индивидуального прогресса через развитие у них ключевых социальных, личностных и профессиональных компетентностей. Обретение человеком вершины самого себя, смысла жизни, эффектов, путей и ресурсов самореализации в личной жизни и социальной деятельности – это оправданные результаты образования. Миссия образования состоит в оказании всестороннего содействия раскрытию внутреннего потенциала, данного человеку от природы, его полноценному развитию в обществе и культуре.

Гуманистическая парадигма делает акцент на единстве внутреннего и внешнего в развитии человека, отдавая приоритет внутреннему (самообучение, самовоспитание, саморазвитие, самореализация). Для этой модели образования принципиальны поддержка и организационное обеспечение условий свободной жизни и мысли человека.

Обретение человеком самого себя, смысла жизни, самореализация в деятельности – результаты, значимые для гуманистически ориентированной образовательной системы. Для неё является принципиальным не срок обучения или его содержание, а именно организация психолого-педагогической поддержки и организационного обеспечения свободной жизни и мысли человека.

В соответствии с идеалами гуманизма, образование представляется практикой создания комплекса психолого-педагогических условий, которые способствовали бы становлению и развитию целостного человека, психологически и социально зрелой личности, готовой к жизненному и профессиональному самоопределению и саморазвитию. Вместе с тем, представляется важным экспертно и содержательно удерживать исходную гуманистическую идею как методологический стержень образования. В каждой отдельной инновационной школе гуманизация осуществляется в особой форме, с учетом специфики состава учащихся и педагогов, микросоциального окружения школы

Гуманизация социальной и педагогической реальности сегодня – это признание человека в качестве субъекта собственной жизни и субъекта саморазвития, это ориентация на индивидуальность и уникальность человеческого образа, а не на следование социализирующей норме поведения. Мы видим, как сегодня на наших глазах зарождается образ российской школы будущего. Учителя-новаторы конструируют многообразную, самостоятельную и творческую образовательную деятельность учащихся. Современная школа начинает проектировать образовательную реальность «от ребёнка», а это значит, что государство будущего сможет проектировать социальную реальность «от человека», помогая ему реализовать в обществе свой потенциал.

Намного раньше технократической и бихевиористской начала складываться гуманистическая парадигма. Она ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т. п.

Итак, развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность - вот что в основе этой модели образования, а не субъект-объектные отношения (как у других моделей). Здесь партнерские отношения сотрудничества.

Категория развития ученика. Что это такое - развитие? Изменение качественного состояния, появление новых способностей? В образовании прежде всего должна идти речь об интеллектуальном развитии.

Развитие - переход учащихся на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач.

По мнению известного психолога Л. С. Выготского, развитие определяется той мерой помощи, которую надо оказать ребенку в его обучении.

зона актуального развития - те знания, умения и навыки, которыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно;

зона ближайшего развития - те знания, умения и навыки, которыми человек может пользоваться только с помощью взрослого (старшего).

- общее (универсальных способностей, в том числе физических);

- специальное (связанное со способностями, одаренностью);

- культурное развитие (мы снова обращаемся к культуре).

Высший уровень развития - саморазвитие.

Основной способ структурирования знаний - культурологический подход к образованию. Он основан на интеграции учебных дисциплин, создании целостного образа эпохи, культуры, на понимании соотношения культуры и цивилизации, понимании каждой области знаний в формировании культуры, и т. д.

Нам не хватает психологов, социологов, учителей начальных классов и других специалистов. Так что мы не приступили еще к гуманитаризации образования.

На международном семинаре «Права человека» в Азове в ноябре 1993 г. шел разговор о преподавании курса «Человек и общество» в школе. Профессора из Италии и Англии говорили, что его надо вводить во всех школах и вузах, чтобы реализовать 3-ю парадигму. Предмет этот надо изучать непрерывно:

• начальные школы - беседы о правах человека;

• подростки - преподавание «Граждановедения»;

• старшие школьники - «Права человека и основы демократии».

Западные ученые считают, что школа должна быть моделью правового общества, что трудно реализовать в авторитарной постсоветской школе.

В условиях реализации гуманистической парадигмы образования главное - нахождение каждым человеком истины, т. е. пути познания. Девиз этой парадигмы по внутреннему смыслу - «Познание - это сила!». Педагогический процесс строится по принципу диалога или полилога и богат импровизацией. Здесь не существует нормативной, однозначной истины, поэтому и результат общения, обмена духовными ценностями определяется в смысле «да-да».

Одна из основных ее установок - ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого не в смысле одинаковости или равноценности знаний и опыта, а в праве каждого познавать мир без ограничений. Отсюда знаменитое положение Я. А. Коменского «учить всех всему». Точкой отсчета в школе измерений качества педагогической деятельности становится человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя. В таком контексте педагогу интересна прежде всего динамика индивидуально-личностных свойств и проявлений, интересен каждый воспитанник. Опыт существования педагога в гуманистической парадигме давно и хорошо известен. Достаточно обратиться к деятельности Сократа, педагогов-мыслителей эпохи Возрождения, к идеям Ж.-Ж. Руссо, Дж. Дьюи и многих других.

Гуманистическая парадигма формирует отношения по типу «субъект-субъект». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели деятельности, ее содержание, выбирают формы и критерии оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Диагностические изменения состояния «объекта» педагогического влияния не служат средством отбора, селекции, образовательной дискриминации. Низкие учебные показатели не являются основанием для суждения о нормативных качествах человека, они - лишь точка отсчета для оценки перспектив и возможностей профессиональной работы. Пространство критериев оценки перемещается в плоскость межличностных отношений. Меняется этическая позиция учителя и ученика, которые берут на себя нравственную ответственность за свободный выбор той или иной позиции во взаимодействии.




Скорость обучения в гуманистической парадигме обусловливается индивидуальной способностью субъектов проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы. Для этого нужно как минимум уметь видеть и слышать другого. Педагог получает возможность все время обогащаться, профессионально взаимодействуя с учеником.

В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребенку - атрибут профессионализма, именно поэтому так подробно многими авторами книг, ставшими ныне классическими, обсуждается вопрос «Как любить и понимать ребенка?» Любовь порождает веру в творческие способности и возможности каждого, а терпимость дарует педагогическую мудрость. Примеры этому оставили в истории И. Г. Песталоцци, Я. Корчак, К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский.

Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воззрений. В ее рамках сосуществуют разнообразные модели образования. В единое направление их объединяет ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека, признание развития ребенка главной задачей школы. Каждая образовательная система, действующая в рамках гуманистической парадигмы, ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства обучения и воспитания. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.

Гуманистическая парадигма вошла в образовательное пространство России после 1991 г. не по приказу министерства, а по инициативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека - феномен культуры, образования и природы.

Считается, что эта парадигма является для нас временной, пока в обществе не сформируется адекватная самооценка, пока мы не усвоим главные ценности русской гуманистической философии конца XIX - начала XX в. и демократического общества. По всей вероятности, рано или поздно мы возвратимся к знаниевой парадигме, обеспечивающей высокий интеллектуальный потенциал выпускников школ. Но известна истина: нет ничего более постоянного, чем временное! И, судя по всему, гуманистическая парадигма будет у нас востребована еще не одно десятилетие.

Реализация прогрессивной тенденции в развитии образования связана с последовательным переосмыслением следующих традиционных функций образования: 1) трансляция и репродукция истины в виде готовых знаний, умений, навыков; 2) тотальный

контроль за ребенком; 3) видение в учителе субъекта педагогической деятельности, а в ученике - объекта его воздействия.

Альтернативной моделью сегодня становится гуманистическая, сотворческая модель образования, определяемая следующими функциями: 1) открытие проблемности и смыслов в окружающих человека реальностях; 2) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям; 3) создание условий сотворческого общения учителя и ученика для постановки и решения сущностно важных вопросов бытия; 4) культивирование всевозможных форм творческой активности и учителя и ученика.

Начиная с 1960-х гг. отечественная психология и педагогика обогатились идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, уважения личности. Переориентация педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций являются основой для качественного обновления образовательного процесса. Можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные противоречия;

- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования и развития социальной и природной сферы;

- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы и личной автономии;

- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

C.JI. Братченко предлагает следующие различия классической (когнитивно-ориентированной) и новой (личностно-ориентированной) образовательной парадигмы.

Когнитивно-ориентированная парадигма Личностно-ориентированная парадигма
1. Ценности и цели Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Главные цели: дать ребенку знания, умения и навыки и обеспечить его социализацию (подготовка к выполнению основных социальных функций, адаптации к требованиям общества, первичная профессиональная подготовка и др.). Ценности: нормативность (соответствие заданному стандарту), управляемость (послушность, дисциплинированность), однородность (одинаковость). Общая стратегия - стратегия формирования, активного вмешательства в жизнь ребенка, пренебрежение к ее внутренним законам. Основная миссия образования: обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Главная цель: способствовать личностному росту (всех участников образовательного процесса, включая ребенка). Ценности: личность и личностное достоинство каждого; свобода (свободный выбор и ответственность за него), творчество и индивидуальность в познании и самовыражении. Стратегия – Стратегия помощи, поддержки и уважения ребенка
2. Личная значимость и осмысленность Содержание и процесс образования не имеют прямого отношения к ребенку, не связаны с его реальными актуальными интересами и потребностями, не являются его личным выбором. Причем, эта отчужденность и бессмысленность характерна и для учителей, которые вынуждены ориентироваться на требования стандартов, методики. Как следствие, и учение, и преподавание превращаются в тяжкий труд. Содержание и процесс образования - максимально осмысленны и индивидуально значимы. За участниками образовательного процесса признается право на участие в определении направления образования, его содержания и форм организации
3. Ведущая активность Главная действующая сила -преподавание, т.е. активность учителя, который ведет за собой ученика. Задача ученика - успеть за учителем (отсюда - неуспеваемость), для чего необходимо приспособиться к темпу, индивидуальным особенностям и актуальному состоянию учителя. Главная действующая сила - учение, т.е. активность самих учащихся. Неученики приспосабливаются к учителю, а учительстарается максимально полно учесть интересы, особенности каждого ребенка
4. Модальность познания Основная форма предъявления изучаемого материала – вербальное объяснение, реже - демонстрация. Предлагаются знания как объективный готовый результат, полученный кем-то и когда-то. Усваивая эти знания, ученик должен ответить на множество вопросов, придуманных другими - учителем, автором учебника Главный способ познания – на собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки гипотез. Знания появляются у ребенка как ответы на собственные вопросы – и потому знания индивидуальны и ценны для самого человека. Акцент делается не на объективном знании, а на человеческом измерении. Такое познание - познание самого себя, открытие мира в себе и через себя
5. Роли участников образовательного процесса Жесткая фиксация резко ассиметричных функций учителя и ученика. Власть сосредоточена в руках учителя, выполняющего роли инструктора, руководителя, организатора, судьи, контролера. Ученик выполняет требования учителя Равноценность и равноправие взрослого и ребенка в учебном процессе.Учитель и ученик сотрудничают, совместно осуществляют определенную активность, направленную на общую цель - развитие и личностный рост каждого. Для того чтобы эти отношения формировались, важны три базовые условия личностного роста — конгруэнтность, принятие ребенка и эмпатия. Соответственно готовность к педагогической деятельности - не столько владение знаниями и методиками, сколько личностная зрелость

А.Б. Орлов обосновал новые принципы, основанные на гуманистически ориентированной парадигме образования. Принцип равенства - мир детства и мир взрослости — совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга. Принцип диалогизма - мир детства так же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием, взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс. Принцип сосуществования - мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались. Принцип Свободы - мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охранения жизни и здоровья), предоставить миру детства выбирать свой путь. Принцип соразвития - развитие мира детства - это процесс, параллельный развитию мира взрослости, цель развития человека - гармонизация внешнего и внутреннего «я» - цель развития. Принцип единства - мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода) миров, они составляют единый мир людей. Принцип принятия - человек должен приниматься другими людьми таким, каким он есть, безотносительно к нормам, оценкам взрослости и детскости.



Однако, как вполне правомерно предполагает И.А.Зимняя, реализация всех этих принципов должна осуществляться с учетом принципа реалистичности.

Проектирование урока по теме предметной дисциплины на основе гуманистической парадигмы образования.

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

Современные педагогические технологии разрабатываются в рамках гуманистической парадигмы.

В качестве базовых идей современной гуманистической парадигмы можно выделить следующие: стремление педагога превратить обучающегося в единомышленника, равноправного участника и соавтора собственного образования. Ведущая роль в педагогическом процессе отводится формированию социальных и профессиональных компетенций. Педагог создает условия для развития субъектных свойств личности, руководствуясь интересами учащихся и запросами общества.

Мой стаж более25 лет. Я никогда не была сторонником авторитарного воспитания. Поэтому мои уроки строятся на основе сотрудничества, доверия и взаимоуважения. На первый план выходят идеи «понимания» чужой точки зрения, диалога, совместного действия. Но все это невозможно без правильно сформированной самооценки. Для этого нужно. Чтобы ребенок видел образец. Умел сам правильно оценить свой труд. Поэтому в обучении и воспитании широко применяются интерактивные методы. Учащиеся принимают активное участие в разработке своего образовательного маршрута. Базовые характеристики современной парадигмы образования свидетельствуют о ее гуманистической направленности.

Сегодня уже мало кто из педагогов сомневается в необходимости реализации положений гуманной педагогики в педагогическом процессе. В целом, педагогическое сообщество признало идеею гуманизма в качестве образца при решении педагогических проблем.

Все большее количество педагогов начинают осознавать, что гуманизация школы это не просто красивый лозунг, но и достаточно трудная проблема, которую надо решать, опираясь на новые подходы и используя современные педагогические технологии. Помогает решить эту проблему реализация психолого-педагогических подходов, разработанных в рамках гуманистической парадигмы и деятельность обучающихся.

Алексей Николаевич Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия.

Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай – повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ученик должен стать субъектом учебной деятельности.

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Ребята моего класса охотно участвуют в разных конкурсах и олимпиадах. Являются победителями как городских, так и российских конкурсов. Активно участвуют в научно-исследовательских конференциях.

Итак, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В последнее десятилетие стало понятным, что для осмысления многих явлений, необходимо обращение к системным, интегративным качествам личности, которые, по мнению многих авторов, позволяют найти подходы к пониманию целостного человека, как субъекта деятельности и как автора собственной жизни.

Таким образом, создаются условия для становления и проявления индивидуальности, начиная с ранних возрастных этапов. Главная роль в этом процессе отводится педагогу, владеющему теоретическими и прикладными психологическими знаниями, который сможет создать наиболее оптимальные условия для выявления и развития индивидуальности субъекта обучения и воспитания, актуализации его внутренних гуманистических ценностей и тем самым обеспечить самореализацию и самоактуализацию личности.

Большую роль в становлении личностно-ориентированной парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы (Виктор Федорович Шаталов, Шалва Александрович Амонашвили, Софья Николаевна Лысенкова, Игорь Павлович Волков и др.). В своей практической педагогической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и другие. Разработанные ими практико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение и отличались определенностью и целостностью, они способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении. Системообразующим фактором их методов выступала уникальная и неповторимая личность учащегося.

В личностно-ориентированном обучении каждый ученик имеет свой вектор развития, который строится не от учителя к ученику, а наоборот, от ученика к учителю. Так давайте направим этот вектор развития в нужном направлении, чтобы ребенок не утонул в мире изобилия информаций и новых технологий.

Читайте также: