Глоссарий словарь категорий этики в афоризмах
Обновлено: 29.12.2024
В статьях словаря раскрываются основные этические понятия, моральные проблемы, нравственные нормы и принципы, многообразие этических и моральных традиций, проблемы нравственного воспитания, характеризуются важнейшие моменты истории этической мысли, взгляды мыслителей прошлого и современности. 6-е издание словаря (предыдущее выходило в 1983 г.) переработано в духе нового мышления и дополнено новыми статьями и материалами. Рассчитан на широкий круг читателей.
А.
АВРЕЛИЙ (Aurelius) Марк (121—180)—римский император, философ стоической школы (Стоицизм). Единственное его соч. «Размышления» (в др. русском переводе «Наедине с собой») содержит изложенные в афористической форме размышления о нравственности, к-рую А. не отделяет от религии. Основа нравственного поведения человека заключена, по мнению А., в его разуме («внутреннем гении»), являющемся порождением и частью мирового божественного разума. Последний обусловливает гармоничный, справедливый порядок во вселенной, в к-рый и должен включиться человек, следующий своему разумному «руководящему началу». Хотя все люди, независимо от национальной и классовой принадлежности, являются членами некоего вселенского «высшего града», каждый из них по-своему распоряжается разумом. По мнению А., ничто из того, что обычно вызывает наслаждение и страдание у людей (богатство и бедность, слава и бесчестье, жизнь и смерть), не может оцениваться в категориях добра и зла, поскольку они падают на долю как достойных, так и недостойных. Истинно разумно и, следовательно, нравственно поступает, с его т. зр., лишь тот, кто отбрасывает суетные стремления к внешним благам, стоит выше страстей и рассматривает все происходящее как проявление мирового космического закона.
Всякая попытка изменить ч.-л. в мире, нарушить «план целого» подлежит осуждению, ибо направлена на совершение несправедливости по отношению к природе и об-ву. Хотя А. мн. говорит о социальных обязанностях человека, о необходимости быть преданным общему благу («не приносящее пользы улью не принесет ее и пчеле»), его этика глубоко индивидуалистична: счастье и несчастье человека не зависят от др. Достигнуть нравственного совершенства помогают только углубление в самого себя, постижение природы целого и осознание быстротечности человеческой жизни, мысли о неотвратимости смерти. Проникнутое пессимистическими мотивами, призывающее к покорности и терпению, этическое учение А. оказало влияние на этику христианства.
О бщеизвестно, что перед каждым мыслящим человеком рано или поздно встают, так называемые, вечные вопросы: в чем высший смысл жизни, как правильно жить, что есть добро, зло? Их рассмотрением занимается древнейшая философская наука этика. В научной традиции этику принято считать и практической философией, поскольку эта наука не ограничивается теоретическим анализом нравственности, а характеризуется рекомендациями человеку к предпочтению тех или иных образцов поведения, помогает ориентироваться между добром и злом.
И сторически сложившимся способом выражения этических рекомендаций является определение понятия (дефиниция), устанавливающее существенные признаки предмета (явления) из сферы нравственности. За многовековую историю существования в этике накоплено большое число общезначимых определений, суждений о доллжном для человека. По своей сути они отражают живую мысль величайших умов человечества; эмоциональный, профессиональный и духовный опыт мыслителей, мудрецов, философов, реально применимый для разрешения большинства этическим проблем.
В этике до сих пор отсутствуют устойчивые формулировки определений понятий. Это объясняется чрезвычайным многообразием человеческих чувств и отношений, полноту характеристик которых не может вместить краткое философское или богословское определение. В известной мере, это преодолевается сводом определений этики и толкований к ним по тематическим рубрикам, позволяющим наиболее полно отразить существенные признаки того или иного понятия.
П оэтому Словарь ставит задачу познакомить читателя с воззрениями на добродетели и пороки не только создателей философских энциклопедических систем, но отразить нравственно-религиозное видение бытия со стороны христианских подвижников, а также евангельские нормы жизни в их библейском и богословском освещении с позиций христианской этики. Подобный подход определил принцип составления Словаря и структуру раскрытия, входящих в него понятий. В этом его существенное отличие от многочисленных сборников афоризмов, словарей изречений, имеющихся в настоящее время на книжном рынке.
В связи с этим Словарь опирается на этико-богословскую традицию в определении понятий в свете истин Божественного Откровения, получившую свое отражение в Добротолюбии, творениях отцов Церкви, содержащих изречения и рассуждения христианских подвижников об опыте духовной жизни (преподобных Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Тихона Задонского, Феофана Затворника и многих других), составляющих золотой фонд святоотеческой литературы, а также на большое число тематических и энциклопедических сборников афоризмов, философских произведений, содержащих взгляды на нравственность мыслителей прошлого и современности.
Структура тематических подборок Словаря включает:
обобщенное определение понятия, составленное на основе святоотеческого наследия в области нравственности, а также теоретических разработок, содержащихся в работах отечественных и зарубежных специалистов по этике, философии, психологии, педагогике;
филологическое описание понятия (по словарям В.И. Даля и С.И. Ожегова);
философское и богословское определение понятия, его толкование с позиций христианской этики;
библейское изречение о смысле понятия (из книг Ветхого и Нового Завета), ориентирующее читателя на высшие нравственные и духовные ценности.
Кандидат исторических наук, книговед Н.М. Саввичева
Читайте также: