Девизом философии нового времени становится изречение квинта
Обновлено: 21.12.2024
2.2.1. Возрождение античной натурфилософии происходит на основе … – учения, согласно которому Христианский Бог утрачивает свой неприродный, трансцендентный характер, сливается с природой, а природа обожествляется, т.е. понимается как божественная сила, открытая в вещах.
2.2.2. Термин «гуманизм» происходит от лат. «Humanus», что означает:
2.2.3. Пико делла Мирандола (1463-1495) в своих знаменитых 900 тезисах утверждал:
мир возник самопроизвольно, из «ничего»;
мир возник из высшего бестелесного начала – «хаоса»;
мир создан Богом из ничего;
мир был создан Богом в «уме».
2.2.4. Согласно символике Николая Кузанского (1401-1464) мир представляет собой:
изолированный шар в лоне абсолюта;
бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля;
бесконечный шар с центром везде и нигде;
бесконечный шар без центра.
2.2.5. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
2.2.6. Николай Коперник (1473-1543) обосновал гелиоцентрическую картину мира, в основе которой –
астрономическая модель с Солнцем в качестве центра планетарной системы;
представление о том, что Земля является центром вселенной, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё;
представление о том, что Солнце является центром вселенной, а Земля стоит на трёх китах;
астрономическая модель, согласно которой вселенная имеет два центра – Солнце и Землю.
2.2.7. Защищая коперниканскую систему мира, Джордано Бруно отстаивал идею:
множества миров и бесконечности вселенной;
конечности вселенной в пространстве и во времени;
качественного различия между Землёй и другими планетами;
наличия у вселенной множества центров.
2.2.8. Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация, которая привела к расколу римской церкви и созданию нового типа христианского вероучения –
2.2.9. По своей социальной сущности философия Нового времени выразила интересы:
утвердившегося класса буржуазии;
доминиканских и францисканских монастырей.
2.2.10. Девизом философии Нового времени становится изречение:
Квинта Тертуллиана – «верую, ибо абсурдно»;
И.Ньютона, выразившее стремление учёных-естественников и философов выработать научную картину мира в противовес церковной – «ничего со слов»;
Ансельма Кентерберийского – «вера ищет разум», выразившее стремление учёных-теологов научно обосновать церковную картину мира;
Протагора – «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют».
2.2.11. Френсис Бэкон (1561 – 1636) призывает руководствоваться в познании методом:
2.2.12. Чтобы объяснить происхождение теоретического знания, французский математик и философ Рене Декарт (1596 – 1650) выдвигает:
концепцию предопределения, согласно которой всё в мире, вплоть до явлений человеческой психики, предопределено или волей бога, или строгой механической необходимостью;
концепцию априоризма, согласно которой всё, что познаёт человек, он познаёт в формах пространства и времени;
концепцию врождённых идей, согласно которой основные идеи человеческого ума содержатся в нём изначально, т.е. до опыта (априорно);
концепцию предустановленной гармонии, согласно которой причинно-следственная связь между душой и телом отсутствует, но каждое желание души и соответствующее движение тела параллельно и независимо предустановленны, предопределены богом.
2.2.13. Поиски «универсального» метода познания мыслителями XVII—XVIII вв. привели к разделению философов на сторонников:
эмпиризма и рационализма;
рационализма и эмпириокритицизма;
материализма и идеализма;
номинализма и реализма.
2.2.14. По мнению Джона Локка (1632 – 1704), душа человека – это:
частица мирового духа, познающая путём интуиций и откровений;
вместилище «врождённых идей», которые определяют направление и содержание познания;
человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта;
совокупность «врождённых принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.
2.2.15. С точки зрения Бенедикта Спинозы (1632 – 1677):
бог и субстанция (природа) – это одно понятие;
бог находится вне субстанции, но не является ее творцом;
бог находится в природе, являясь ее творцом;
бог находится в природе, являясь ее субстанцией.
2.2.16. Немецкий философ, математик Г. В. Лейбниц (1646 – 1716) развивает учение о множественности субстанций (монад), лежащих в основе мира (монадология). Согласно его учению:
идея не может быть субстанцией, т.к. она есть чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов;
материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой;
субстанцией является движущаяся и вечно развивающаяся материя;
в основе мира не может существовать какой-либо неизменной, единообразной, однородной материальной субстанции.
2.2.17. Английский философ Джордж Беркли (1685 – 1753) обосновывал положение о том, что «быть» означает:
существовать независимо от нашего сознания;
определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;
быть воспринимаемым ощущениями;
существовать в человеческом представлении.
2.2.18. Скептицизм Дэвида Юма (1711 – 1776) заключается в том, что:
он признавал духовное непознаваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи – источнику «зла»;
действительность есть лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы, а потому вопрос о том, существует объективный мир или нет, является неразрешимым;
мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания;
в основе всех чувственно воспринимаемых и мысленных предметов, всего нашего чувственного и интеллектуального опыта лежит неведомая, непознаваемая, объективно существующая «вещь в себе».
2.1.1. Основной проблемой древнегреческой философии является:
а) доказательство бытия Божия;
б) метод познания;
в) устройство космоса и место в нем человека;
г) развитие мировой цивилизации и её типов.
2.1.2. Материю древние греки понимали как общую основу (субстанцию) всего существующего. Уходя от конкретизации материального начала мира, некоторые античные философы вводили абстрактные понятия, полагая, что в основе всего:
а) вода (Фалес), огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен);
б) монада (Лейбниц), субстанция (Спиноза), абсолют (Шеллинг);
в) гомеомерии (Анаксагор), апейрон (Анаксимандр), атом (Демокрит);
г) варианты а и в верны.
2.1.3. Наиболее известным из софистов был Протагориз Абдер. Ему принадлежит знаменитая формула « … есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»:
2.1.4. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»
а) знать всё и невозможно;
б) знания увеличивают скорбь;
в) знать что-то вовсе и не нужно;
г) другие не знают и этого.
2.1.5. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:
в) множества конкретных предметов и вещей;
2.1.6. С точки зрения Аристотеля, платоновские идеи – это:
а) традиция рассмотрения человека как существа морально-политического;
б) связь материи и формы в их взаимодействии, которая приводит к образованию все более высокоорганизованных явлений (существ);
в) не самостоятельные сущности, а «общее», находящееся в самих вещах («чистые формы вещей»);
г) достижение общего блага, т.е. справедливости.
2.1.7. Философская система стоицизма построена на:
а) признании множественности факторов, определяющих развитие мира;
б) признании единства мира и существования его первоначала – безликого бога – логоса;
в) признании единства двух начал: духовного и материального, сознания и материи;
г) отрицании возможности однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир».
2.1.8. В эпикуреизме философия рассматривается как:
а) компетентное мнение;
б) любовь к мудрости;
в) искусство жить счастливо;
г) процесс познания мира.
2.1.9. Основу философии неоплатонизма составляли:
а) учение о Боге как первосущем, о природе которого невозможно никакое утвердительное суждение;
б) учение, берущее за основу принцип удовольствия (гедонизм);
в) признание мистического пути познания Бога через переживание его в человеческой душе;
г) верны варианты а и в.
2.1.10. В эпоху упадка античной философской мысли основные её мировоззренческие итоги были подведены в доктрине:
2.1.11. Средневековая философия включает в себя следующие исторические этапы:
а) античность, возрождение, новое время;
б) апологетика, патристика, схоластика;
в) возрождение, просвещение, неклассическая философия;
г) варианты а и б верны.
2.1.12. Средневековая философия (III – XV вв.) синтезирует основные идеи нарождающегося христианства с философскими идеями античности. Её идейно-теоретическими корнями стали:
а) гедонизм, атомизм, этический рационализм;
б) платонизм, неоплатонизми аристотелизм;
в) пифагореизм, эпикуреизм, натурфилософия;
г) варианты а и б верны.
2.1.13. Существовавшая в Средние века картина мира получила название:
г) варианты б и в верны.
2.1.14. Согласно Аврелию Августину разумом постигается:
а) сотворенное, конечное бытие, хотя и не до конца;
б) вечное, абсолютная истина;
в) знание о божественном (нетварном) бытии;
г) как тварное (сотворённое), так и нетварное (вечное) бытие.
2.1.15. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
в) найти рациональные доказательства веры;
г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.
2.1.16. Учение Фомы Аквинского(1221-1274) и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
2.1.17. Реализм(в пер. с лат. – вещественный), представителями которого были Августин, Ансельм Кентерберийский, видит существование общего (общих понятий, универсалий, напр., Бога) вне и до вещей. Это означает, что:
а) существует лишь общее, которое носит идеальный характер, реальные вещи – только проявление общего как идеального;
б) реально существуют только единичные, конкретно-чувственные вещи;
в) общее вне вещей реально не существует, оно существует в самих вещахи выделяется нашим умом;
г) общее неотделимо от единичных вещей, оно существует в них, и только абстрагирующее мышление человека рассматривает общее вне единичного.
2.1.18. Крайности номинализма и реализма преодолел … , выдвинувший концепцию умеренного реализма.
а) Августин Блаженный;
б) Фома Аквинский;
в) Ансельм Кентерберийский;
г) Климент Александрийский.
Возрождение и Новое время
2.2.1. Возрождение античной натурфилософии происходит на основе … – учения, согласно которому Христианский Бог утрачивает свой неприродный, трансцендентный характер, сливается с природой, а природа обожествляется, т.е. понимается как божественная сила, открытая в вещах.
2.2.2. Термин «гуманизм» происходит от лат. «Humanus», что означает:
б) человеческий (человечный);
2.2.3. Пико делла Мирандола (1463-1495) в своих знаменитых 900 тезисах утверждал:
а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»;
б) мир возник из высшего бестелесного начала – «хаоса»;
в) мир создан Богом из ничего;
г) мир был создан Богом в «уме».
2.2.4. Согласно символике Николая Кузанского (1401-1464) мир представляет собой:
а) изолированный шар в лоне абсолюта;
б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля;
в) бесконечный шар с центром везде и нигде;
г) бесконечный шар без центра.
2.2.5. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
а) космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
б) бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
г) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
2.2.6. Николай Коперник (1473-1543) обосновал гелиоцентрическую картину мира, в основе которой –
а) астрономическая модель с Солнцем в качестве центра планетарной системы;
б) представление о том, что Земля является центром вселенной, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё;
в) представление о том, что Солнце является центром вселенной, а Земля стоит на трёх китах;
г) астрономическая модель, согласно которой вселенная имеет два центра – Солнце и Землю.
2.2.7. Защищая коперниканскую систему мира, Джордано Бруно отстаивал идею:
а) множества миров и бесконечности вселенной;
б) конечности вселенной в пространстве и во времени;
в) качественного различия между Землёй и другими планетами;
г) наличия у вселенной множества центров.
2.2.8. Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация, которая привела к расколу римской церкви и созданию нового типа христианского вероучения –
2.2.9. По своей социальной сущности философия Нового времени выразила интересы:
а) феодальной аристократии;
б) католического духовенства;
в) утвердившегося класса буржуазии;
г) доминиканских и францисканских монастырей.
2.2.10. Девизом философии Нового времени становится изречение:
а) Квинта Тертуллиана – «верую, ибо абсурдно»;
б) И.Ньютона, выразившее стремление учёных-естественников и философов выработать научную картину мира в противовес церковной – «ничего со слов»;
в) Ансельма Кентерберийского – «вера ищет разум», выразившее стремление учёных-теологов научно обосновать церковную картину мира;
г) Протагора – «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют».
2.2.11. Френсис Бэкон (1561 – 1636) призывает руководствоваться в познании методом:
2.2.12. Чтобы объяснить происхождение теоретического знания, французский математик и философ Рене Декарт (1596 – 1650) выдвигает:
а) концепцию предопределения, согласно которой всё в мире, вплоть до явлений человеческой психики, предопределено или волей бога, или строгой механической необходимостью;
б) концепцию априоризма, согласно которой всё, что познаёт человек, он познаёт в формах пространства и времени;
в) концепцию врождённых идей, согласно которой основные идеи человеческого ума содержатся в нём изначально, т.е. до опыта (априорно);
г) концепцию предустановленной гармонии, согласно которой причинно-следственная связь между душой и телом отсутствует, но каждое желание души и соответствующее движение тела параллельно и независимо предустановленны, предопределены богом.
2.2.13. Поиски «универсального» метода познания мыслителями XVII—XVIII вв. привели к разделению философов на сторонников:
а) эмпиризма и рационализма;
б) рационализма и эмпириокритицизма;
в) материализма и идеализма;
г) номинализма и реализма.
2.2.14. По мнению Джона Локка (1632 – 1704), душа человека – это:
а) частица мирового духа, познающая путём интуиций и откровений;
б) вместилище «врождённых идей», которые определяют направление и содержание познания;
в) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта;
г) совокупность «врождённых принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.
2.2.15. С точки зрения Бенедикта Спинозы (1632 – 1677):
а) бог и субстанция (природа) – это одно понятие;
б) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом;
в) бог находится в природе, являясь ее творцом;
г) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.
2.2.16. Немецкий философ, математик Г. В. Лейбниц (1646 – 1716) развивает учение о множественности субстанций (монад), лежащих в основе мира (монадология). Согласно его учению:
а) идея не может быть субстанцией, т.к. она есть чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов;
б) материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой;
в) субстанцией является движущаяся и вечно развивающаяся материя;
г) в основе мира не может существовать какой-либо неизменной, единообразной, однородной материальной субстанции.
2.2.17. Английский философ Джордж Беркли (1685 – 1753) обосновывал положение о том, что «быть» означает:
а) существовать независимо от нашего сознания;
б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;
в) быть воспринимаемым ощущениями;
г) существовать в человеческом представлении.
2.2.18. Скептицизм Дэвида Юма (1711 – 1776) заключается в том, что:
а) он признавал духовное непознаваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи – источнику «зла»;
б) действительность есть лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы, а потому вопрос о том, существует объективный мир или нет, является неразрешимым;
в) мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания;
г) в основе всех чувственно воспринимаемых и мысленных предметов, всего нашего чувственного и интеллектуального опыта лежит неведомая, непознаваемая, объективно существующая «вещь в себе».
Философия Просвещения
2.3.1. XVIII век принято называть веком Просвещения, поскольку мыслители этого времени полагали, что путём образования, просвещения, воспитания можно существенно улучшить:
а) абсолютную монархию;
б) нравы и образ жизни людей, само общественное устройство;
в) феодально-аристократические устои общества;
г) устои католической церкви.
2.3.2. В основу представлений Гольбаха, Гельвеция, Ламетри о мире, человеке и познании легла … картина мира.
г) варианты а и б верны.
2.3.3. Упрощённые представления просветителей о детерминизме в природе, о понятии закономерности, а также о сущности человеческого познания, которое сводилось к пассивному отражению внешнего мира, были вызваны тем, что:
а) они абсолютизировали роль географического фактора в развитии общества;
б) движение сводилось ими к простому механическому перемещению;
в) движение понималось ими как развитие;
г) варианты а и в верны.
2.3.4. Представление о «духе законов» Монтескье положило начало направлению:
а) духовного монизма;
б) географического детерминизма;
в) европейского гуманизма;
г) социального фатализма.
2.3.5. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство:
2.3.6. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей – это равенство:
2.3.7. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном:
а) просвещённого монарха;
б) избранного президента;
в) объединённый народ;
2.3.8. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает:
В истории человечества Новым временем называют XVII – XVIII вв., характерными чертами которых были:
· зарождение и развитие капитализма на основе перехода к машинному производству.
Эти события привели не только к прогрессу в экономике, технике, производительности труда, но и большим переменам в сфере политики в социальных отношениях; менялось сознание людей и мировоззрение в целом. В чем это выражалось?
Во-первых,произошли первые буржуазные революции – в Нидерландах, Англии и Франции, которые создали условия для развития буржуазной демократии.
Во-вторых, ослабло влияние церкви на социальные институты и общество в целом.
В-третьих, стала бурно развиваться наука, особенно ее естественно-математическое направление: физика, химия, астрономия, математика. Произошла научная революция, при которой;
· Вселенная начинает рассматриваться как относительно независимый от Бога объект познания, а человек приобретает статус наблюдателя, исследующего Вселенную как бы извне;
· наука была провозглашена наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий.
Главным девизом эпохи Нового времени был такой: расширить власть человека над природой с помощью науки и совершенствование самого человека.
Рассмотрим, как в этих условиях развивалась философия, и какие вопросы были в центре ее внимания.
Философы Нового времени должны были определить свои позиции по отношении к Богу и степени его участия в создании Вселенной. Известно, что в эпоху Средневековья философия была теоцентричной, т.к. она объявляла Бога творцом мира, но находящегося вне его, т.е. Бог трансцендентен миру, но при этом он управляет каждой вещью. В эпоху Возрождения появился пантеизм, представители которого отождествляли Бога и мир. В Новое время появляются атеизм и деизм. Атеисты вообще отрицают Бога и объясняют весь мир как природу, существующую и развивающуюся по своим собственным законам. Деизм отвергает идею личностного Бога и его повседневное вмешательство в жизнь природы и общества. Деизм рассматривает Бога лишь как первопричину, как творца мира, т.е. безличное начало, давшее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Деизм, основателем которого был Вольтер, давал возможность рассматривать закономерности природы и общества вне Божественной предопределенности.
В центре внимания философов Нового времени была гносеология – учение о познании. Философия освобождалась от опеки теологии (богословия) и утверждала себя в качестве самостоятельной отрасли знания. Она должна была учесть достижения естествознания и в то же время содействовать его развитию. В этих условиях на первый план вышли вопросы метода и средств познания, вопросы о роли опыта, чувств, разума в познавательном процессе. В европейской философии сложилось два течения, по-разному трактовавшие источники, методы и природу человеческого знания:
· Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк). Его сторонники утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются чувственные ощущения и опыт (эксперимент). Наиболее обстоятельно эта позиция изложена Френсисом Бэконом – английским философом, литератором, политиком, автором очень известного афоризма: «Знание – сила». По мнению Ф. Бэкона, эта сила выражается в том, чтобы стимулировать человека к действию. Бэкон стремился к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности человека. Получается, что знание замыкается на действии, а действие на знании. Знания нет без науки, а действия нет без эксперимента, т.е. опыта. Таким образом, Бэкон указывает на связь знания с экспериментом, утверждая при этом, что научное знание следует за экспериментом и выводится из него. Бэкон считал, что знание не возникает в голове само по себе, его нужно получить в результате осмысления данных эксперимента, следовательно, эксперимент индуцирует знание, т.е. «наводит» на него. Латинское слово «индукцио» означает выведение, наведение. Но Бэкон имеет в виду не просто наведение на новое знание, а конкретный философский метод индукции, т.е. логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.Таким образом, Ф. Бэконом был разработан индуктивный метод познания, в чем и заключается его главная заслуга.
· Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц). Его сторонники утверждали, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, что достоверное знание выводится только из разума, который является главной познавательной способностью человека. Эта позиция наиболее полно была разработана выдающимся философом, математиком, физиком и физиологом из Франции Рене Декартом, которого считают самым выдающимся мыслителем XVII века, родоначальником философии Нового времени. Декарт является автором нового метода познания, который получил название как метод картезианского сомнения (от латинизированного имени Декарта – Картезий). Суть метода в том, чтобы сомневаться во всем, что считается готовыми и неизменными истинами, даже в том, что существует мир и свое собственное тело. Но есть ли предел сомнению? Декарт считал, что есть. Ведь что такое сомнение? Это мысль. Значит, сомневаясь во всем, я не могу сомневаться только в том, что я сомневаюсь, т.е. мыслю. Отсюда самый известный афоризм Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» («cjqito ergo sum» - лат.). Но как я существую? Из сказанного вытекает, что я существую как мыслящая субстанция (или размышляющий субъект). Из этого главного вывода следует, что основанием достоверности знания является ум, при этом ум ясный, отчетливый и внимательный, умеющий проходить все ступени непрерывной дедукции (от лат. deduction – выведение) – логического пути от общего к частному. Для дедукции необходим исходный путь, с которого начинается цепь логических рассуждений. По мнению Декарта началом дедукции является интеллектуальная интуиция, которая выражается в теоретических идеях, получаемых человеком от рождения и которые нельзя обнаружить в эксперименте. Эксперимент выступает лишь как последнее звено в цепи дедукций в качестве доказательства истинности, достоверности той идеи, которая была выдвинута как исходный пункт. Сама дедукция состоит в том, чтобы выделить изучаемое явление на составные, мельчайшие части, переходя от более простого к более сложному. Таким образом, главной заслугой Рене Декарта была разработка нового научного метода познания – метода картезианского сомнения, в основе которого лежит интеллектуальная интуиция и следующая за ней дедукция, а критерием истинности знаний является ум человека, его разум, ведь чувственные восприятия недостоверны и противоречивы.
В XVII веке широкое распространение получило «юридическое» мировоззрение. В его рамках развивалась теория «общественного договора», авторами которой были английские философы Томас Гоббс и Джон Локк. Они объясняли происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности и провозгласили идею естественных прав человека на свободу и собственность. «Юридическое» мировоззрение выражало интересы и настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.
Особое место в Новом времени занимает XVIIIвек, который называли веком Просвещения. Такое название он получил за то, что германские, английские и, особенно, французские просветители считали, что общественный прогресс возможен только при помощи разума, науки, образования и права. Они называли человека природно-социальным существом, способным к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика. Эти идеи подготовили Великую французскую буржуазную революцию 1789 года, на заменах которой были начертаны слова:Свобода, Равенство, Братство и Счастье.Французские просветители: Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье и другие подвергали резкой критике церковь, называя ее символом невежества и мракобесия, тормозящим развитие общества, поэтому девиз Вольтера: «Раздавите гадину!», стал лозунгом эпохи, подготовив почву для выдвижения требования об отделении церкви от государства.
Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, о путях его воспитания внесли французские материалисты: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек – продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить условия и обстоятельства их жизни. Эта идея просветителей явилась источником возникновения марксисткой философии.
Подводя итоги рассмотрению философии Нового времени, можно определить ее следующие характерные особенности:
· философия отделилась от богословия и превратилась в самостоятельную науку, в которой появились деизм и атеизм;
· центральной темой философии была гносеология (учение о познании), в рамках которой провозглашалась главным условием прогресса человека и общества, поэтому возникла задача: разработать научные методы постижения мира и получения достоверных знаний о нем;
· были разработаны два противоположных метода познания: эмпиризм и рационализм
· зародилось «юридическое» мировоззрение;
· возникла социальная философия как философия исторического оптимизма;
· по своему характеру философия Нового времени была антропоцентричной, т.к. в центре ее внимания был человек с такими характеристиками как: разумный, мыслящий, познающий, рациональный, разумеющий, стремящийся к расширению своей власти над природой, к совершенствованию себя и общества.
Контрольные вопросы:
1.Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения и объясните ее название
2.Какие темы были в центре внимания философов этой эпохи?
3. Что такое «гуманизм» и в чем конкретно он проявлялся в эпоху Возрождения?
4. Назовите крупнейших представителей эпохи. Чем знаменит каждый из них?
5. Каковы основные черты философии эпохи Возрождения?
6. Какой период в истории называют Новым временем? Дайте ему краткую характеристику
7. Дайте определения атеизму, деизму, пантеизму и сделайте вывод о том, чем они отличаются друг от друга
8. К чему был главный интерес в философии Нового времени и в чем он выражался?
9. Назовите крупнейших представителей философии Нового времени. В чем их заслуга?
Читайте также: