Девиз университета профессором которого был данный ученый
Обновлено: 21.12.2024
На Гербе нашего университета — девизная лента с надписью «О горнем помышляйте.» Текст девиза заимствован из библейского послания Св. апостола Павла: «Ищите горнего,… о горнем помышляйте, а не о земном» (Колоссянам, 3:1,2) т.е. горнее — это высшее, духовное, неземное.
Девиз призван напоминать о том, что основатель Горного института Император Николай II канонизирован Русской Православной Церковью и в ранге Святого является Небесным Покровителем вуза.
Слово ГОРНЕЕ, созвучное с названием института, делает и девиз, и герб в целом гласными, геральдически «говорящими» («намекающими» на имя владельца герба).
Текст девиза в целом открыт самым широким толкованиям: как в возвышенном ключе, так и в самом обыденном (в т.ч. как призыв к студенческо-преподавательскому сообществу заботиться об alma mater вообще и об успешности учебного процесса в частности).
Проповедь
«О горнем помышляйте»
(Колл.3:2)
Сегодня я хочу говорить о заповеди или повелении апостола Павла — о горнем помышляйте, а не о земном.
О том как наши мысли влияют на нашу жизнь. Есть такое правило: когда человек думает о великом, он становится великим. Когда о мелком — он становится мелким. Бытует мнение, что великими люди становятся благодаря врожденным талантам, удачи, хорошо сложившимся обстоятельствам, хорошим связям и богатым родителям. Но это не обязательные условия. Если нет в голове великих мыслей, то это все не поможет, а если есть — то и без этого человек становится великим.
Главное условие стать великим, победителем, успешным — это думать о великом, о значимом (о горнем), как говорит апостол Павел.
Петр эту мысль хорошо развивает: «От Божественной силы… дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью»(2Петр.1:3. -4). И наоборот: «В ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.» ( 2Петр.1:9.).
Смотрите, как интересно. Великие Обетования, т.е. ОБЕЩАНИЯ, если о них помнить, думать о них постоянно — делают нас сопричастными Божественной природе. То есть, через мысли о Великом, в данном случае о ВЕЛИКИХ ОБЕЩАНИЯХ, мы становимся Богоподобными, ВЕЛИКИМИ. И растление похотью нас не коснется. По-современному — мы не начнем по чуть-чуть гнить, разлагаться. Потому что Божественная природа бессмертна. И человек разлагается, подгнивает только из-за мелких мыслей (суетных, по-библейски).
Представляете? Все дело в мыслях. Великие мысли делает людей настолько великими, что апостол Петр говорит — причастным Божественной сущности человек становится. А мелкие мысли делают людей настолько маленькими, что они, эти люди сгнивают.
У человека выбор: Быть подобным Богу — Всемогущему, Славному, Прекрасному или быть кормом для червей. Все решают мысли, которые роятся в голове. Мысли и только мысли. Ничто другое. Все зависит от того, о чем вы думаете в данный конкретный момент. И ВСЕ. Это решает вашу судьбу.
Ваши мысли на данный момент решают всю вашу жизнь! Если они великие — вы станете великим, если они мелкие — вы станете мелким. Мыслями человек программирует себя.
Конечно же, возникает вопрос, а что же делать с мыслями о еде, о деньгах, о том, как одеться, поспать, о парнях и девушках. Эти мысли достойны того, чтобы их думать. Еда, одежда и взаимоотношения, материальное благополучие — важная часть жизни. Но человек считается мелким, если это единственные мысли, которые его донимают: как хорошо выглядеть, как хорошо пообщаться, и как хорошо заработать, чтобы хорошо покушать. Мелким будет тот, кто кроме этого не будет думать о ВЕЛИКОМ! Не будет мечтать о больших свершениях и подвигах во имя великой идеи ДОБРА. Именно о великих свершениях и именно во имя ДОБРА.
О правильных и неправильных мечтах
(Быт.37:2-10)
Предлагаю исследовать историю Иосифа, и проверить сработал ли в его жизни принцип: ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕКА ВЕЛИКИМ.
Конечно, его немного занесло в его мечтах о великом, так что он начал доносить на своих братьев. Доносить — это признак, что ты не уважаешь того, о ком доносишь, презираешь или боишься. Если бы Иосиф уважал своих братьев — он бы сначала поговорил бы с ними, предупредил о своем несогласии с их поведении, а потом бы, если разговор не помог — он бы предупредил их, что расскажет отцу. Так учит Иисус. Но он доносил.
Это не правильно — доносить без того, чтобы другой знал об этом. Это признак или трусости или гордости. Я думаю, Иосиф труслив не был, он загордился. Но все-таки это событие, хоть и негативное, но доказательство того, что он думал о великом.
Отец его сильно любил. Очень важный момент — поддержка близких. Хотите стать великими, ищите тех, кто в вас верит. Не концентрируйтесь на плохих словах о вас, ищите среду, где в вас будут верить, ценить — давать вам возможность реализоваться. Но не отчаивайтесь, если нет поддержки — я говорил, это условие желательное — но не обязательное.
Отец выделял Иосифа из среды других братьев с помощью одежды. Это не правильно. Бог учит нас, что мыслить о ВЕЛИКОМ надо правильно. Мыслить о великом — это не значит презирать других, это не значит хотеть быть лучше, чем другие, пытаться как-то выделится.
Хотеть стать лучше, чем другие — это сатанинский способ мышления о великом. А Божий, слушайте внимательно, а Божий — иметь грандиозные цели во имя ДОБРА. Мыслить о великом по Божьему — это перестать себя сравнивать с другими, а просто быть целеустремленным. ИМЕТЬ ВЕЛИКИЕ ЦЕЛИ. И станешь великим. И великие себя не сравнивают друг с другом. Потому что цели настолько разные, что сравнить то невозможно. Как можно сравнить великого музыканта с великим пастухом? А великого пастуха с великим штукатуром? Или даже одного великого художника с другим? Все дело вкуса, у них разные стили, разные задумки. ВЕЛИКИЕ себя друг с другом не сравнивают. Они не думают: у меня туфли хуже, чем у него, а у него папа больше зарабатывает, чем мой, а него «мобильник» хуже, чем мой. Нет никаких сравнений. Каждому свое.
Итак, Иосиф — мыслил о великом, где-то он ошибался, в чем-то ошибался его отец — но суть такова — что из-за его мечтаний ему снится два сна, где он видит, что он становится ВЕЛИКИМ.
О не важности обстоятельств
(Быт.39:1-6)
Что же происходит дальше… Иосиф попадает в рабство. Знаете причину, да? Из зависти братья продали его работорговцам. Ну казалось бы — все, великим ему не быть. Все его мечты — вылетели в трубу. Быть почти самым младшим в семье из 12 братьев и 1 сестры, родится в семье кочевника и думать о великом — смешно, но более менее сносно. Кто не знает — цивилизованные люди того времени профессию пастуха считали самой низкой. Но в рабстве думать о великом — нет, это невозможно. Это глупо.
Рабство — это когда человек меньше ценится чем лошадь, это когда с людьми обращаются так же, как со стадами овец — они живут в загоне, им бросают пищу на землю, или в корыто, на них смотрят как на трудовую силу, не более. Условия в рабстве настолько жуткие и бесчеловечные, что как правило, человек, попадая туда, теряет все человеческое и превращается в безликое существо.
Но что происходит с Иосифом. Отца не было! Не было поддержки!
Был Господь с Иосифом. Как Он с ним был? Что Иосиф делал? Каким образом Иосифу повезло настолько, что Бог с ним был? С одним из миллионов рабов? Иосиф его оставил в своих мыслях.
Разве Бог выборочно пребывает с каждым, с тем быть, а с тем не быть? Нет. Бог хочет быть со всеми. Но если ты мыслишь о великом (а о чем самом великом можно мыслить — О БОГЕ и его мудрости, конечно же, о великих целях во имя Бога), итак — если ты мыслишь о великом Боге — он с тобой, если не мыслишь — Его нет.
И эти мысли настолько въелись в его плоть и кровь, что он был замечен его господином Потифаром, и господин берет его жить в свой ДОМ. Не в загон для рабов, а в свой дом. Более того, через время Потифар замечает, что Иосиф достоин большего доверия — и ставит его над всем, что у Потифара было. Более того, мысли о великом сделали Иосифа красивым станом и лицом. Я говорил в начале, что мысля о великом человек становится подобным Богу. О чем мыслишь, тем и становишься. А Бог красив, Бог прекрасен, Бог силен — таким и становится Иосиф. Вот формула красоты. Косметика, духи, помады, фитнес-клубы, — все это не сделают вас красивыми, если не будет великих мыслей в голове. Часто можно видеть — девушка вроде бы красивая, но из-за мелких мыслей — она превращается в смазливую дурнушку. Также и парень — силен, статен — но начнет говорить — и. только о мобилках и машинах.
Итак, формула красоты — мыслить о великом, формула успеха — мечтать о великом, формула борьбы с обстоятельствами — не терять духа, и мыслить о великом. Иосиф, попав в рабство — мог бы обидеться на весь мир, мог бы отчаяться и сказать: да что мне светит, я обречен. Мой отец — простой пастух, я младший в семье, я вообще уже никто, я в рабстве обстоятельств. Денег нет, образование тут не дадут, работу сменить не получиться, я малый и ничего не могущий юнец. Если бы Иосиф так думал — так бы и случилось. Если бы он поддался на эту уловку сатаны — считать обстоятельства критерием успеха- то обстоятельства и определили бы его судьбу. Но нет. Мысли Иосифа о великом преодолели все препятствия на пути к великому.
Легко думать о великом и считать себя предназначенным для великих свершений, считать Бога очень заинтересованным в себе, когда ты на вершине успеха. Но Иосиф думал о всем этом, когда был в глубине поражения. Это очень важно — выбирая величину своей цели и значимость своего предназначения не обращать внимания на обстоятельства!
Итак, Иосиф стал управителем дома начальника телохранителей — это примерно так, как быть помощником начальника ФСБ. Это великое достижение? Да… очень великое.
О цели и средствах
(Быт.39:7-9)
Что же случается дальше? Конец истории вы знаете. Жена Потифара обвинила Иосифа в попытке изнасилования и его посадили в тюрьму.
Это важный момент в биографии Иосифа. Именно здесь проверялись настоящие ценности Иосифа. Если бы Иосиф стремился к неправильному величию, к тому, чтобы быть лучше, чем другие — он бы удовлетворился должностью помощника начальника ФСБ. Он бы посмотрел на других рабов, и сказал бы: хм, я достиг большего, чем они. Классно. И конечно же, он бы не рисковал своим положением — отказывая жене Потифара. Ведь в то время в Египте — измена была обыденная вещь. Иметь связь с женой своего начальника — было хорошей гарантией закрепиться на своём посту.
Но Иосиф мечтал не о великих богатствах, не о великих должностях, не о великом положении, славе и почестях. Он мечтал о великих свершениях во имя великого Бога. О великих целях во имя добра он мечтал. И поэтому в его планы не входило держаться за посты и звания.
Здесь очень важно провести четкую, жирную линию между целью и средствами. Хорошее положение, хорошие деньги, хорошая должность — о них можно мечтать ТОЛЬКО как о средстве достижения ВЕЛИКОЙ ЦЕЛИ.
Если не иметь цели, а мечтать только о средствах, Бог спросит: для чего? Ты хочешь БМВ? Для чего? Ты хочешь стать президентом страны? Для чего? Ты хочешь иметь большую зарплату? Для чего?
Если у тебя нет великой цели во имя добра, а есть БОЛЬШАЯ ЗАРПЛАТА — ты тот, кто уже разлагается. Если у тебя есть большая должность, а нет цели — ты тот, кто гниешь. Если ты просто мечтаешь о власти — ты мелко мыслишь, потому что ты мечтаешь о средствах. А где же цель.
«Просите на добро и будет. И даже более — будет то, о чем даже не помышляете» (Иакова 4:3стих). Как правило, человек просит меньше, чем Бог дает. Я сомневаюсь, что при всей фантазии, Иосиф мечтал в 30 лет стать первым после фараона. Но об этом позже.
… Иосиф выдержал проверку. Он не держался за средства (связи, работу, авторитет) в ущерб цели. Потому что он знал — будут и другие средства, если ЦЕЛЬ ВЕЛИКАЯ!
Правильное отношение к проблемам
Итак, Иосиф распрощался со средством, остался верен ЦЕЛИ и оказался в тюрьме. В тюрьме тяжело. А каково тому, кто по справедливости жил, к великому добру стремился оказаться там? Сатана пытается подавить Иосифа. ПУТЕМ ВЕЛИКОЙ несправедливости заставить его отказаться от Великих идей и ценностей. Перевести на обидчивость, обозлённость, мстительность, завистливость, замкнутость.
Враг ополчается на тех, кто строит большие планы во имя Бога. Если думаете о великом, верите в то, что Бог призвал вас на великие дела для Него, то не удивляйтесь большим передрягам. Когда человек строит маленькие планы, он может ожидать маленькие проблемы. Но когда у вас есть сильное желание для Бога сделать, и вы строите большие планы, то можете ожидать большие проблемы. И с большей силой враг будет бороться против вас.
Проблемы не имеют ничего общего с тем, на каком вы духовном уровне. Проблемы это часть жизни, и каждый должен иметь с ними дело. Но у некоторых из-за этого появляется мания: они думают, что им просто не повезло в жизни.
Может кто-то из вас сегодня сталкивается с огромными трудностями, из-за обстоятельств, которые были вне вашего контроля. Вы не приложили к ним руку, и они произошли не по вашей вине. Я не знаю, что это может быть, но все из нас в жизни рано или поздно испытывают трудности.
Но не трудности, а наше отношение к ним, наша реакция — вот что главное, вот на что нужно обращать внимание. Правильная реакция на проблемы продвинет вас в ваших отношениях с Богом, и сделает ПОБЕЖДАЮЩИМ.
И размышляя над историей Иосифа, я думаю: а может, одного этого совета идостаточно. Может, это самая главная мудрость в жизни? Правильный взгляд на проблемы? Слово проблема пришло из греческого языка. Оно означает вести или выходить вперед.
Заключение
Итак, Иосиф и в тюрьме становится помощником начальника, и продолжает дальше думать только о великом. Он истолковывает сны двум царским служителям, попавшим в немилость. И, в конце концов, в его услугах нуждается уже и сам фараон, ему также нужно было растолковать сон.
И кульминация этой истории: Сон сбылся!
ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ СДЕЛАЛИ ЧЕЛОВЕКА ВЕЛИКИМ! Более того, его достижения помогли всему цивилизованному миру того времени спастись от голода.
Так всегда. Если человек стремится к великим целям — то его достижения делают богаче и других! Если же человек стремится к средствам, путая их с целью — то его достижения — всегда в ущерб другим людям. Его приобретения — это потери для других людей.
Помышляйте о горнем, а не о земном. Так советует нам апостол Павел.
Только мысли определяют будущее человека. Если мыслишь о великом, не путаешь средства с целью, не пытаешься быть лучше других, а просто стремишься к ВЕЛИКОЙ цели во имя Добра, то вопреки всему — обстоятельствам, проблемам, интригам, несправедливости — побеждаешь!
А если ошибешься в чем-то, то Бог милосерден и сострадателен — он исправит. И так, что ты даже и не думал.
Профессор Московской духовной академии и семинарии
Первым европейским университетом считается Университет Болоньи (Università di Bologna, UNIBO), основанный в 1088 году. Справедливости ради надо отметить, что, как и многое, в Европу "университеты" также пришли с востока, из арабского мира. В арабском мире конкурентом Болонского является университет Аль-Карауин, старейший непрерывно существующий университет в мире, однако в отличие от европейских, арабские религиозные школы не выдавали дипломов от имени самого учебного заведения.
И девиз старейшего университета Европы, Университета Болоньи:
"Alma mater studiorum - Petrus ubique pater legum Bononia mater"
(Alma mater studiorum - Мать-кормилица учения)
Хотя. Можно же сказать, что первым европейским учебным учереждением, научным сообществом была Школа Пифагорейцев. А первым университетом - Академия Платона, и её "девиз" мы знаем: «Не знающим геометрию вход воспрещен» или "Не знающий геометрию да не войдет" (Μηδείς αγεωμέτρητος εισίτω).
Первым отечественным университетом был, конечно, Московский Государственный Университет. Создание университета было предложено И. И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым. Первоначально открытие университета планировалось на 1754 год, однако, из-за подготовительных работ, связанных, в первую очередь, с ремонтом здания, открытие состоялось только в 1755 году. Указ о создании университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 (23) января 1755 года. В память о дне подписания указа ежегодно в университете отмечается Татьянин день (12 января по юлианскому календарю, по григорианскому календарю в XX—XXI веках — 25 января).
Девиз Московского Государственного Университета: "Наука есть ясное познание истины, просвещение разума"
Считается, что Физтех был основан в 1946 году. Датой рождения Физтеха считается 25 ноября 1946 года, когда вышло постановление Совета Министров СССР о создании физико-технического факультета (ФТФ) МГУ. Через пять лет, в 1951 году, ФТФ МГУ закрывается - но в этом же 1951 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление об организации на базе ФТФ МГУ нового вуза — Московского физико-технического института, который и начал свое существование с 1952 г. Первый ректор МФТИ - Иван Федорович Петров, советский военный и научный деятель, генерал-лейтенант авиации (!). Именно емй группа академиков, в которой были П.Л. Капица, С.А. Христианович, Н.Н. Семенов, обратилась с просьбой о помощи. Нужно было спасти идею, спасти будущее Страны Советов. Авторитетные советские ученые убедили генерала в преимуществе института нового типа, в правоте своего благородного дела. А он убедил высшее руководство страны (лично ходил на прием к председателю совета министров тов. Сталину).Больше о истории физтеха можно прочитать у drakon_moscow , начало, как я понял, здесь.
Девиз Московского Физико-Технического Университета:
"Sapere aude"
("Дерзай знать")
Иначе - "Осмелься быть мудрым!". Этот призыв содержится в одном из "Посланий" древнеримского поэта Квинта Горация Флакка. Он писал: "Тот уж полдела свершил, кто начал: осмелься быть мудрым и начинай!".
Девизы других отечественных университетов и институтов:
Московский Инженерно-Физический Институт
"Дорогу осилит идущий"
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
"Мужество, воля, труд и упорство!"
Санкт-Петербургский Государственный Университет
"Hic tuta perennat"
("Здесь в безопасности пребывает")
Уральский Государственный Экономический Университет
“The knowledge is the power, the science is the might”
Существует только в английском варианте, на русский можно перевести как "Знание - сила, наука - мощь"
Уральский горный университет
«О горнем помышляйте» (апостол Павел, Послание к Колоссянам Кол. 3:2)
Уральский Государственный Университет имени А. М. Горького
«Бойтесь человека одной книги!» (Фома Аквинский)
Московский государственный университет технологий и управления
«Быстрее в мысли, ярче в слове, сильнее в деле!»
Государственный Университет - Высшая Школа Экономики
"Non scholae, sed vitae discimus"
("Не для школы, а для жизни мы учимся")
Европейский университет в Санкт-Петербурге
"Собирая лучшее" ("Bringing the Best Together")
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
"Вековые традиции - современные технологии"
Российский университет дружбы народов (РУДН)
"Scientia unescamus"
("Знанием объединимся")
Новосибирский Государственный Университет
"Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать"
Иркутский государственный университет
"Интеллект.Гуманизм.Уникальность"
Амурский государственный университет
"Сохраняя традиции, устремлен в будущее"
Дальше - просто девизы различных известных университетов мира, которые (пока) удалось найти:
Лондонская школа экономики
«Rerum cognoscere causa»
(«To understand the causes of things» - "Понять причины вещей")
Имперский колледж Лондона
«Scientia imperii decus et tutamen»
(«Knowledge is the adornment and protection of the State» - "Знание - украшение и защита государства")
Кембриджский Университет
«Hinc lucem et pocula sacra»
(«From here, light and sacred draughts» - "Здесь [мы обретаем] свет и священные сосуды [знания]")
Университет Оксфорда
"Dominus Illuminatio Mea"
(«Господь — просвещение моё»)
Гарвардский университет
«Veritas»
(«Истина»)
Стенфордский университет
«Die Luft der Freiheit weht» (Девиз Стэнфорда, как ни странно, на немецком - это цитата из поэта-гуманиста Ульриха фон Гуттена)
(«Веет ветер свободы»)
Принстонский университет
«Dei sub numine viget»
(«Под Божьей властью процветает»)
Йельский университет
"Lux et Veritas"
(«Свет и истина»)
Надпись на книге - на иврите: УРИ́М И ТУММИ́М, что можно перевести как "орел или решка"
Массачусетский Технологический Институт
Mens et Manus
(«Головой и руками»)
Калифорнийский технологический институт
The truth shall make you free
(«Правда дает свободу»)
Университет Беркли, Калифорния
«Fiat Lux» (англ. «Let there be light»)
(«Да будет свет»)
Гейдельбергский университет
«Semper Apertus» (нем. «Immer offen»)
(«Книга знаний всегда открыта»)
Тюбингенский университет
"Attempto!"
(«Дерзаю!» или "Отваживаюсь!")
Университет Неймегена (Radboud Universiteit Nijmegen)
"In Dei nomine feliciter"
(К счастью во имя Бога)
Университет Страны Басков (Universidad del Pais Vasco)
“Eman ta zabal zazu” (Фраза взята из гимна басков)
(«Давайте знания и расширяйте их»)
Мадридский университет имени Карлоса III (Universidad Carlos III de Madrid)
"Homo homini sacra res"
(«Человек должен быть священным для человека»)
Университет Калгари
“Mo Shjile Togam Suas” (а это - на шотландском, хотя официальными языками Канады являются английский и французский)
(«Я подниму глаза»)
Технический Университет Эйндховена
"Mens Agitat Molem"
(«Дух движет материей»)
Эссекский Университет (University of Essex)
"Thought the harder, heart the keener."
(«Смелее мысль, и сердце чутче»)
Стелленбосский университет, Стелленбос, ЮАР (Stellenbosch university)
Pectora roborant cultus recti (лат. примерно "Хорошее образование укрепляет дух")
Федеральный университет Эспириту-Санту (Святого Духа), Бразилия (Universidade Federal do Espirito Santo)
"Docete Omnes Gentes"
(«Учите всех людей»)
Лиссабонский университет
"Ad lucem"
(«Солнце восходит для всех») (примерно)
Падуанский университет, Италия
"Universa Universis Patavina Libertas"
(«Свобода Падуи, всеобщая и для всех»)
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
"Utilitas, Honor et Gloria"
("Польза, Честь и Слава»)
Белорусский государственный университет
«Университет – твой шаг в будущее!»
Индийский технологический институт Мадраса
"Siddhirbhavati Karmaja" "Effort Yields Success"
(«Совершенство рождается из действий»)
Китайский университет Гонконга
博文約禮 "Through learning and temperance to virtue"
(«Расширить интеллектуальный горизонт и держаться в рамках благопристойности»)
Собственно, что удалось пока найти. Пост можно сделать обновляющимся - предлагайте, добавляйте!
Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg - старейший университет на территории современной Германии. Основан в 1386 по милости рейнского пфальцграфа Рупрехта I, получившего титул курфюрста, в составе 4-х традиционных средневековых факультетов (свободных искусств, богословского, медицинского и юридического; в 16 в. факультет свободных искусств был преобразован в философский). Девиз университета — Semper apertus (лат. «всегда открыт») — был выбран его первым ректором Марсилием фон Инген.
Поначалу университет испытывал острую нехватку в помещениях. Занятия проходили в помещениях монастырей августинцев и францисканцев. Большие удобства университет получил после того, как курфюрст Рупрехт II выгнал евреев из Гейдельберга и передал освободившиеся здания университету. Здание синагоги было переделано под Мариинскую капеллу и служило аудиторией.
В конце 15 — начале 16 вв. усилиями ученых, преподававших в университете (в частности, филолога-гуманиста И. Рейхлина), он был превращен в один из центров гуманизма. Во второй половине 16 в. университет становится оплотом кальвинистского учения.
Период расцвета длился до 1618 года, во время Тридцатилетней войны и разорения Гейдельберга католическими войсками (1622) университет сильно пострадал. Университетская библиотека, знаменитая Bibliotheca Palatina, крупнейшее книжное собрание в Германии, была увезена в Рим.
В XVIII веке в Гейдельберге царила интеллектуальная посредственность. Большинство профессоров было иезуитами, задерживающимися в городе лишь ненадолго. Остальные профессорские должности передавались по наследству, что не способствовало должному научному уровню. Переход Гейдельберга во владение Бадена в 1802 году привел к повторному созданию университета. Университет был реорганизован и стал государственно финансируемым учебным учреждением, добавил имя первого великого герцога Карла Фридриха Баденского к имени своего основателя и с тех пор именует себя Гейдельбергским университетом имени Руперта и Карла.
Во времена Веймарской республики Гейдельберг был известен как оплот демократического духа, а затем стал одним из первых университетов, приветствовавших национал-социализм. Это привело к увольнению многих доцентов еврейского происхождения и исключению студентов по политическим причинам. Кроме того, Университетская площадь Гейдельберга печально прославилась в 1933 году акциями массового сожжения "неправильных" книг из библиотеки. Во время Второй мировой войны университет почти не пострадал, но требовал духовного обновления. Под руководством философа Карла Ясперса был разработан новый устав, в котором университет обязался "служить живущему духу правды, справедливости и человеколюбия".
Со временем количество факультетов расширилось до двенадцати – добавились медицинский, лингвистический, экономический, химический, физико-астрономический, биологический, социологический факультеты, а также факультет математики и информатики. Профилирующим считается медицинский факультет: университетские клиники и лаборатории давно приобрели мировое значение. А обучение на юридическом факультете приравнивается к лучшим в мире школам – Итону и Оксфорду.
Старый университет
(Alte Universität)
Первое, что мы видим, включив 5 эпизод Монстра под названием "Девушка из Гейдельберга" - это западное крыло Старого университета, расположенное на Университетской площади, в самом сердце города. Именно сюда так поспешно влетела Нина, опаздывая на лекцию.
Здание это строилось в течение 23-х лет (с 1712 по 1735 гг.) по указанию курфюрста И.Вильгельма. Отсюда и второе расхожее название - Domus Wilhelmiana. В 1886 году к 500-летию Гейдельбергского университета актовый зал в западном крыле здания был перестроен в стиле неоренессанс.
Главная достопримечательность Старого университета - Карцер для студентов, куда ранее помещали лиц, уличенных в нарушении дисциплины. Стены и потолки трех "дворцов" (камер) и "тронного зала" (туалета) расписаны автографами и рисунками. Тогда же первыми студентами Гейдельберга был сочинен знаменитый студенческий гимн Gaudeamus, первая строчка которого призывает: "Итак, будем веселиться, пока мы молоды!".
Фонтан, увенчанный львом, который вы можете видеть перед входом как на кадре из аниме, так и на фотографии, исторически являлся важной частью водоснабжения города Гейдельберга.
Historisches Seminar Department
Поскольку половина здания в настоящее время является музеем, не будет ошибкой предположить, что Урасава Наоки побывал внутри и взял увиденный интерьер за некую основу.
Но позвольте, - скажет внимательный зритель - на кадрах из аниме Нина с друзьями всегда появляются на фоне зеленых лужаек, когда как на фото сверху видна лишь каменная мостовая.
На самом деле все просто. Взглянем на карту.
Кругом отмечен внутренний двор еще одного корпуса Гейдельбергского университета. Урасава просто объединил их в ансамбль, слегка погрешив против истинного положения вещей.
Последние сомнения развеяла верхушка Иезуитской церкви (Kath. Pfarramt Heilig Geist Jesuitenkirche) показавшаяся в один из моментов. На карте упомянутая церковь расположена чуть правее самого сквера.
Новый университет
(Neue Universität)
Так выглядит двор изнутри. Здания, окружающие его, однотипны. Это Новый университет, здесь учатся в основном студенты с юридического факультета.
Я задался целью найти вход с колоннами, у которого Нина впервые увидела Йохана после почти десяти лет разлуки, но ничего похожего во внутренней части комплекса не наблюдается. Между тем, это определенно то же самое здание. В результате я остановил свой выбор на его парадных воротах, ведущих на мощеную Университетскую площадь.
Остается только представить, что перед ними есть ряд колонн, а сам парадный вход смотрит вглубь двора.
Neue Universität был основан в 1930 году на деньги спонсоров, в основном зарубежных.
Над входом расположена скульптура Афины Паллады - богини мудрости, традиционно считающейся покровительницей наук и искусства, а также надпись-посвящение Фридриха Гундольфа (ректора): «Духу живущему» (Dem Lebendigen Geist). В 1934, когда университет стал исповедовать откровенно фашистские настроения, она была переделана в «Духу немецкому», а на месте Афины возник орел. Сейчас все вернулось на круги своя.
Во второй части заметки, посвященной городу на берегах реки Неккар, я расскажу о том, где находится редакция газеты "Гейдельберг пост", дом четы Фортнер, проделаю вместе с Тэнмой путь к Гейдельбергскому замку, в общем поделюсь всей добытой на данный момент информацией.
Читайте также: