Девиз просвещения согласно и канту таков

Обновлено: 28.04.2024

Люди, которые бедствуют, уж не говоря про то, что происходит на востоке,- большинство из них считает, что это временное положение, которое пройдет, и все будет в порядке. Это нормальное состояние людей - жить в комфортном сообществе, жертвуя многими свободами для того, чтобы все было благополучно: семья, дети, школа, друзья, работа.

С другой стороны, эти ситуации, в которых от меня требуют осознать, в кантовском смысле - прийти в себя, у нас накапливаются. В экзистенциализме такие ситуации называются предельными, когда человек ставится перед вопросом, что собственно он такое и как ему с собой вести. Впервые возникает вопрос - я могу остаться человеком или могу не быть человеком. Но миллионы людей попадают в эти ситуации, и из них лишь 2-3 сообразят, что вообще-то речь идет не только о спасении жизни. Мы спасаем жизнь или что-то другое? Или надо пожертвовать жизнью, чтобы спасти человеческое? Или можно сохранить жизнь, а она не нужна, такой жизни мне не нужно?

Нам кажется, что этика – хорошее поведение и милое отношение друг с другом. Но этика существует вот здесь. Этика, как Кант говорил, - это долг, не кем-то мне приписанный, а приписанный мне, как он выражался, ноуменальным существом, который не связан ни с чем, в чем я существую, а только с одним – я есмь человек.

Я есть другое, чем я есть в качестве НН, живущим там-то по паспорту. Я есмь человек, и если этого ноуменального человека во мне не возникает, он куда-то девается, то ты можешь жить, но это будет существование или, говоря юношеским сленгом, жизнь овоща. Ну, да, живу, все в порядке, расту, - вон какая ботва выросла.

И можно жить так. Прожил и все нормально. Но есть вот это условие возможностей человека. Человек чреват этим. Даже если никто не убивает, и все нормально, этот зуд может присутствовать. Экзистенциалисты Камю, Сартр именно это обсуждали. Но это уже дело философии – понять это, озадачиться, как это происходит.

В 19-20 веке обнаружить эту функцию, когда человек озадачивается самим собой, во многом взяла на себя литература. Я просто сошлюсь на один рассказ Чехова, который называется «Скучная история». Вот вам описание ситуации: молодая девушка спрашивает пожилого человека, как жить, а он ей ответить не может. Он всю жизнь прожил, профессор, но никак нигде и никогда не был задет этим вопросом, то есть мудрость свою он туда не направил. А юная девушка каким-то образом попала в эту ситуацию, ей все эти благополучные жизни стали неинтересны – а он ей ответить не может. Чехов эту озадаченность, когда ответа нет, а озадаченность есть, изображал на разные лады.

Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.

Михаил Сапитон цитирует 6 лет назад

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения

Aleksandr Liuchevskii цитирует 3 года назад

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения. Леность и трусость — вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним!

Rushania цитирует 3 года назад

отказаться от просвещения для себя лично и тем более для будущих поколений означает нарушить и попрать священные права человечества.

ipat цитирует 4 года назад

Леность и трусость — вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним! Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, и т. п., то мне нечего и утруждать себя

Yulia Sobkina цитирует 4 года назад

через небольшую канаву, так как он не приучен к такого рода свободному движению. Вот почему лишь немногим удалось благодаря совершенствованию своего духа выбраться из состояния несовершеннолетия и сделать твердые шаги.

Uma Umrasha цитирует 5 лет назад

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения. Леность и трусость — вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним! Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, и т. п., то мне нечего и утруждать себя. Мне нет надобности мыслить, если я в состоянии платить; этим скучным делом займутся вместо меня другие

Читайте также: