Девиз положенный д дьюи в основу метода проектов

Обновлено: 03.05.2024

В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной системе, как дошкольное образование.

На современном этапе подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения програмно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Образовательный процесс в дошкольных учреждениях направляется на раскрытие потенциальных возможностей детей, развитие самостоятельности, инициативности, коммуникативной активности. Для этого необходимо общение детей в совместной деятельности при непосредственном участии и руководстве взрослого.

Для современной практики дошкольного образования актуальной задачей является поиск эффективных педагогических технологий обогащения и развития опыта сотрудничества и дружеского взаимодействия старших дошкольников в совместной деятельности.

С этих позиций особого внимания заслуживает проектная деятельность дошкольников в образовательном пространстве детского сада. Метод проектов не является новым для отечественной педагогики. Долгое время он по ряду причин, в том числе идеологического характера, не был востребован. В настоящее время он начал активно использоваться в практике школьного образования (В. А. Болотов, В. В. Краевский, А. В. Хуторской).

Технология проектированияориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог-дети, ребенок- ребенок. В процессе проектирования дошкольники участвуют в исследовании и экспериментировании (О. В. Дыбина, О. В. Киреева, О. Афанасьева, в театрализованной и изобразительной деятельности (О. В. Акулова, Н. Н. Вершинина, Д. И. Воробьева). Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых) побуждают детей к новому поиску знаний, к проверке уже имеющихся.

Из истории проектного метода

Проектая деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово "projectus", оно означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достиженим реального практического (материального) результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», то есть его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какой-либо практической или теоретической проблемы, который можно увидеть, осмыслить, реализовать.

Более трех сот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность учащихся исследовательского стимула для успешности обучения.Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо, автор знаменитого педагогического романа «Эмиль, или о воспитании», провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему возможность самостоятельно решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее». «Мы должны, наткнувшись на опыт как бы случайно, мало – помалу создавать инструмент для проверки его». Настаивая на самостоятельности воспитанника в выработке понятий и рождения идей, Руссо считал необходимым использование игрового стимула для возникновения стимула познавательного.

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и развитыми его последователями и прежде всего, его учеником В. Х Килпатриком. Традиционно метод проектов рассматривался как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических и исследовательских заданий - проектов. Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы, метод проектов получил распространение в первой трети 20 века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского подхода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.

Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные проблемы.

В широкий педагогический контекст проектный метод был введен последователем Дж. Дьюи В. Х. Килпатриком, который обозначил его как «целесообразную деятельность учащихся, проявляющуюся в известных общественных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода». В. Х. Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы, основанной на методе проектов:

- учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся;

- целесообразная самостоятельная деятельность учащихся;

- обучение, как непрерывная перестройка жизни учеников и подъем ее на высшие ступени.

В работах А. Дистервега получил обоснование близкий к методу проектов эвристический метод обучения. А. Дистервег подчеркивал, что «всякая метода хороша, если возбуждает самостоятельность». В качестве характерных черт эвристического метода Дистерверг выделял:

- возбуждение самостоятельности ученика;

-стремление со стороны ученика самостоятельно получить ответ на возникающие у него вопросы;

- исследование учеником явления;

-отыскание истины путем собственного размышления, расследования и рассмотрения;

Один из исследователей эвристического метода Г. Амстронг (1898г.) характеризовал его следующим образом. Эвристический метод ставит учащегося в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них. Учащийся должен быть поставлен в положение первого исследователя. Когда дети вместе занимаются открытием для себя научных истин, у них естественно возникает потребность вместе обсуждать свое дело, обмениваться мнениями, спрашивать друг у друга совета.

Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. С. Т. Шацкий придерживался положений Дьюи в понимании школы как места, где обрабатываются, систематизируются результаты личного опыта ребенка. Школа, по его мнению, должна дать детям возможность «жить сейчас», содействовать явлениям роста индивидуального и группового.

Научно - психологическую основу новой концепции образования составили теории формирования личности, развиваемые в 20-годы Л. С. Выготским, и С. Л. Рубинштейном. Согласно принципу единства сознания и деятельности, сфомулированному С. Л. Рубинштейном, формирование сознания как специфически человеческой формы отражения объективной действительности происходит при освоении общественно выработанного социального опыта в формирующихся видах деятельности.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов 20- 30 х гг. : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. М. В. Крупенина справедливо полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных особенностей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогичеком процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

В качестве ведущих и прогрессивных идей в проекте выделялись: совместная проектировочная деятельность учеников с учителем; комплексный подход к реализации проекта, предусматривающий самостоятельное приобретение знаний и навыков непосредственно в процессе выполнения проекта.

Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток широко возродить этот метод в школьной практике.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность.

В настоящее время, в России постепенно возрождается метод проектов, его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е. С. Полат).

Вопросы применения в современных условиях метода проектов как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников получают отражение в трудах М. Ю. Бухаркиной, В. Гузеева, М. В. Моисеевой, А. П. Орешко, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др.

В дошкольном образовании метод проектов фактически сделал «первые шаги». Появились преимущественно методические работы, раскрывающие отдельные аспекты использования метода проектов в образовательном процессе ДОУ (Т. И. Бабаева, И. В. Гарифуллина, Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.)

Итак: остановимся на характеристике основных понятий, раскрывающих сущность метода проектов в истории педагогики и на современном этапе.

Проект – есть ряд опытов детей, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах (У. Х. Килпатрик).

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают и применяют знания и умения в процессе совместного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов (Российская педагогическая энциклопедия).

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной последующей презентацией этих результатов. (В. П. Щеглова).

Метод проектов – представляет собой такую организацию совместной деятельности участников педагогического процесса, в которой поставленные образовательные цели достигаются субъектами путем совместных действий, использования интегрированных знаний и самостоятельного приобретения новых (Т. С. Цыбикова).

Метод проектов – это комплексный метод, который дает возможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации, осуществлении и контроле своей коллективной деятельности (Т. С. Цыбикова).

Метод проектов - это способ достижения образовательной цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е. С. Полат).

Метод проектов – особая организация совместной деятельности субъектов, направленная на реализацию образовательной цели, путем объединения их усилий для решения общей задачи, использования и самостоятельного приобретения необходимых знаний и умений, завершаемая конкретным практическим результатом.

Таким образом, охарактеризовав различные позиции авторов в понимании сущности метода проектов, приведем определение детского проекта:

Детский совместный проект - объединение детей на основе единой, интересной проблемы, решения которой они добиваются общими усилиями с привлечением имеющихся знаний, определяя средства и способы получения результата в условиях совместного планирования, поиска необходимой информации, сотрудничества и последующей презентации полученного продукта. Это совместная, согласованная, увлекательная деятельность дошкольников по интересам, в которой они объединяются, для решения актуальной задачи в интересующей их области действительности, которая разворачивается во времени под гибким руководством педагога и имеет конкретные значимые для детей результаты (Бабаева Т. И.).

Общение и совместная деятельность старших дошкольников в группе сверстников - важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу и сотрудничества. Совместная деятельность объединяет старших дошкольников общей целью, радостями, огорчениями, переживаниями за результат совместной деятельности. В ней дети приобретают ценные умения распределения обязанностей, согласования действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие самостоятельной, творческой личности ребенка, что соответствует задачам новых федеральных требований российского образования.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Понятие и история проектного метода.

Основное требование Государственных Образовательных стандартов научить школьников учиться:

- самостоятельно добывать знания;

- уметь работать с информацией;

- эффективно использовать полученную информация.

Также ученик должен уметь:

- освоить навыки делового общения ;

- планировать свою деятельность;

Решить эти задачи поможет метод проектов. Так что же такое проект?

Проект (от лат. projectus – брошенный вперед)

- реалистичный замысел, план о желаемом будущем;

- совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.

Проект в образовании - любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

Метод проектов - инструмент непосредственной связи между приобретаемыми знаниями и умениями (исключительно в решении практических задач).

Проект в образовании - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.

Важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях.

Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные и новые знания.

Ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

Девиз и цель творческих поисков – «Помочь каждому ребенку развить свои личные и общественные склонности».

Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли «проекты» – конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен. Основная же идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся, как правило, реализовывалась. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем.

Подробнее метод проектов разработан в трудах последователя и ученика Джона Дьюи профессора педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильяма Херда Килпатрика, который писал, что при использовании метода проектов нет места заранее составленной методистами учебной программе, «только учитель в процессе работы вместе с учеником должен создавать программу учебных действий». У.Х. Килпатрик отрицал и классно- урочную схему. Процесс обучения он предлагал строить на основе расширения и обогащения индивидуального опыта учащегося, темы при этом следовало брать из окружающей действительности. Главная идея метода проектов у Килпатрика состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно и строится не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни - все для жизни». Проектом (по У.Х. Килпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

По мнению Килпатрика, проектом может быть постановка пьесы в школьном театре, обсуждение рассказа, картины, освоение какой-либо деятельности, например, приготовление какао для школьной столовой, т.е. все то, что построено на сиюминутном интересе учащихся. Но сегодня уже понятно, что без школьной программы, без структурирования изучаемого материала с учетом возрастных особенностей школьников сделать процесс обучения эффективным невозможно.

По его мнению, проект имел четыре фазы: замысел, планирование, исполнение и оценку. В идеале все части проекта ученики должны были выполнять без участия учителя. Только тогда, когда ученики могут демонстрировать свободу действий, они становятся действительно независимыми, могут самостоятельно судить о результатах. Именно такая деятельность, по мнению В. Килпатрика, давала ученикам возможность познать дух демократии. Эта концепция быстро распространилась среди учителей американских школ, однако очень скоро она вызвала критику как со стороны «консерваторов», так и «прогрессистов». Дж. Дьюи, учитель и друг В. Килпатрика, подверг его концепцию резкой критике. Главное возражение Дж. Дьюи было связано с односторонней ориентацией В. Килпатрика на интересы детей, на их полную самостоятельность. Ученики, по мнению Дж. Дьюи, не могут обходиться без помощи учителя. С точки зрения Дж. Дьюи, проект должен быть совместной деятельностью учителя и учащихся.

Дж. Дьюи критиковал и определение метода проектов, данное В. Килпатриком, обращая внимание на то, что замысел часто возникает импульсивно и не получает дальнейшего развития из-за сложности, недостатка знаний у учащихся. Только если учитель убеждает учеников в необходимости пройти полный цикл «думания» – от выявления противоречий, проблем, через разработку плана действий для решения проблем, они могут обогатить собственный опыт и получить нужные знания. По мнению Дж. Дьюи, все методы обучения базируются на научном знании и педагогическом опыте.

В отличие от В. Килпатрика, Дж. Дьюи подчёркивал роль учителя в организации и управлении всей познавательной деятельностью учащихся при использовании метода проектов, особенно на первых порах, пока они ещё не в полной мере освоили этот метод. Действительно, учащиеся иногда преувеличивают свои возможности и выбирают замысел проекта, который им не под силу. Но умению ограничивать свои импульсивные желания, объективно оценивать свои возможности тоже полезно учиться.

Таким образом, понимание Дж. Дьюи метода проектов принципиально отличалось от понимания В. Килпатрика. Дж. Дьюи не считал метод проектов универсальным методом, способным решить все педагогические проблемы. Он рассматривал метод проектов как один из возможных эффективных методов обучения. Критика возымела своё действие и, начиная с 30-х годов, популярность метода проектов стала несколько снижаться. Даже В. Килпатрик признал свои заблуждения.

Так же последователем Дж. Дьюи является американский педагог Елена. Паркхест. «Три кита» работы Елены Паркхест:

- свобода ребенка - возможность выбирать собственный темп обучения;

- взаимодействие его с группой детей - контакты в разновозрастных группах;

- гибкое распределение учебного времени - отсутствие жесткого контроля.

Проектная деятельность направлена на выработку следующих самостоятельных исследовательских умений:

- сбор и обработка информации

- анализ полученных результатов.

Метод проектов в 20-30 годы прошлого столетия привлек внимание советских педагогов, которые считали, что, критически переработанный, он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения, поможет найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применить эти знания на практике. Пропагандировалась активность ребенка на основе свободы, а роль учителя сводилась к руководству самостоятельной работой учащихся и пробуждению их пытливости.

Однако постоянных программ не было, учащимся давали лишь те знания, которые могли найти практическое применение в их жизни. Такая бессистемность изучения дисциплин, чрезмерная прагматичность подхода к обучению приводила к тому, что учащиеся не получали полноценных знаний.

Тем не менее современное переосмысление основных идей Дьюи можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к воспитанию, который предполагает:

— связь обучения с жизнью;

— развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

— развитие умения адаптироваться к действительности;

— умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Метод проектов тогда называли еще и методом проблем. Авторы предлагали строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Изначально предполагалось, что очень важно вызвать личную заинтересованность учеников в приобретении конкретных знаний, которые могут пригодиться им в жизни. Проблема, для решения которой необходимо было приложить знания или приобрести новые, была взята из реальной жизни, была значимой для ученика. Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носили характер проектной деятельности.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Сделать конспект лекционного материала.

Работа с новыми понятиями. Сравнить идею метода проекта Дж.Дьюи и У.Х.Килпатрика.

В начале ХХ в. гуманистические идеи эпохи Возрождения стали широко применяться и пропагандироваться в педагогике развитых стран. Идеи ценности человека как личности, уважения его права на свободу личностного развития и самоопределения меняли общественные отношения и взгляды на воспитание и образование детей. Основываясь на этих идеях, американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952) предложил прагматическое направление педагогики, которое сам называл инструментальной педагогикой.

Джон Дьюи (2859-1952)

Джон Дьюи (2859-1952)

Подлинным образованием Д. Дьюи считал все ценное, вынесенное учеником из конкретных ситуаций, из специально организованного опыта, из «делания» («learning by doing», дословно в переводе с английского — «обучение деланием») и пережитое им. Предметное содержание усваивается как побочный продукт в ходе исследования проблемной обучающей среды.

Школьное обучение, согласно Д. Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей общественное содержание и применение, того, что полезно всем, используя в первую очередь местное природное и хозяйственное окружение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления. Д. Дьюи на первый план выносил индивидуальный внутренний ценностный опыт ребенка. К сожалению, такой опыт неизмеряем, поэтому образование, основанное на личном опыте ребенка, оказывается неуправляемым.

Уильям Килпатрик (1871-1965)

Уильям Килпатрик (1871-1965)

Впоследствии педагогика прагматизма получила свое развитие в трудах ученика Д. Дьюи Уильяма Килпатрика (1871–1965). Он разработал метод проектов как основу обучения, вместо классно-урочной системы и предметного преподавания. Полностью отрицая внешнюю регламентацию содержания образования, У. Килпатрик предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. Учащиеся сами инициируют и планируют то, чем будут заниматься, определяют содержание учебной работы, учитель оказывает им консультационную помощь.

Разработка метода проектов фактически завершила становление педагогики прагматизма как дидактической модели.

Следует отметить, что у педагогики прагматизма и метода проектов имелся исторический аналог в техническом образовании в России во второй половине XIX в. Дмитрием Константиновичем Советкиным (1838–1912) была разработана модель поэтапной подготовки учащихся, которая предусматривала изучение технологических операций, а затем учащимся предлагалось самостоятельно сконструировать некий объект, технология изготовления которого ранее ими не изучалась.

По сути, учащиеся выполняли достаточно сложные творческие проекты, приобретая тем самым необходимый опыт. Эта педагогическая система была представлена в 1870 г. на Всероссийской выставке в Москве, отмечена наградой и получила рекомендации для реализации в учебных заведениях страны. В дальнейшем идеи Д. К. Советкина нашли свое отражение в «Основных положениях о промышленных училищах», которые действовали в России до 1917 г.

Рассмотрим теперь основные положения педагогики прагматизма и выделим ее положительные и отрицательные стороны.

ПЕДАГОГИКА ПРАГМАТИЗМА Д. ДЬЮИ И МЕТОД ПРОЕКТОВ, изображение №4

ПЕДАГОГИКА ПРАГМАТИЗМА Д. ДЬЮИ И МЕТОД ПРОЕКТОВ, изображение №5

Позитивные черты педагогики прагматизма, как видно из приведенных положений, казались особенно привлекательными в эпоху промышленной революции на рубеже ХIХ–XX вв., в то время как отрицательные стороны общество смогло осознать только в процессе своего дальнейшего развития.

В эпоху индустриального расцвета в США (начало ХХ в.) задачи получения актуальных для будущей жизни и профессии трудовых навыков были понятны и приняты обществом. Поэтому педагогика Д. Дьюи и основанный на ней метод проектов внедрялись в американские школы на протяжении нескольких десятилетий.

Прагматическое направление в педагогике оказало влияние на системы образования многих стран. В то же время идеи Д. Дьюи и его последователей подвергались критике современниками за противопоставление образовательных приоритетов (знания или «деланье», мышление или опыт), за отсутствие системности в получении образования, неконтролируемость результатов образования и субъективизм.

В период становления молодого советского государства идея Д. Дьюи «практического обучения детей», в отличие от дореволюционной «прусской схоластики» (так часто именовалась традиционная классно-урочная система), казалась особенно привлекательной (П. П. Блонский (1884– 1941), С. Т. Шацкий (1878–1934) и др.). В 1928 г. Д. Дьюи посетил СССР и был принят Н. К. Крупской, зам. наркома просвещения СССР. Целью визита было оказание помощи во внедрении «способа проектов» в советское образование. Совместное решение проблем, коллективизм, практическая польза для всех — именно эти позиции, а не формирование «внутреннего опыта ребенка» стали ключевыми целевыми ориентирами при использовании педагогики прагматизма в советской школе.

Работа в бригаде

Работа в бригаде

В стране были отменены единые программы по учебным предметам. Классно-урочная система и предметное преподавание были заменены на лабораторно-бригадный метод обучения — педагогическую модель организации учебной деятельности, в которой учащиеся работали в бригадах и самостоятельно выполняли учебно-лабораторные задания (проекты), связанные с производством, фиксируя ход и результаты в «рабочих книгах». Что именно изучать, определялось народно-хозяйственным и природным окружением школы. Подведение итогов учебной деятельности осуществлялось в форме зачетов — публичного представления и обсуждения результатов проектной деятельности бригады. От бригады мог выступить и ответить на вопросы даже один ученик, вся бригада при этом получала «зачет». Индивидуальные формы контроля отсутствовали.

Считалось, что в системе проектов учащиеся получат необходимые для жизни практико-ориентированные знания и опыт. Аналогичная система была распространена на техникумы и даже вузы, вместо классических лекций, семинаров и практикумов.

Политическая и экономическая ситуация в нашей стране быстро внесла свои коррективы. Двух учебных лет оказалось достаточно, чтобы понять, отмена классно-урочной системы и единых программ обучения в школе, традиционной модели обучения в среднем специальном и высшем образовании ведет к полному развалу образования в стране в то время, когда ей в условиях начинающейся индустриализации были остро необходимы квалифицированные кадры.

Постановлениями ЦК ВКП(б) 1931–1932 гг. в школы вернули единые учебные программы, предметное преподавание, индивидуальные формы контроля, была поставлена задача в кратчайший срок создать единые учебники по предметам, т. е. была в полном объеме восстановлена классно-урочная система. Техникумы и вузы также достаточно быстро вернулись к традиционной модели. Лабораторно-бригадный метод как основная форма организации обучения был запрещен на всей территории страны. О педагогике прагматизма и Д. Дьюи «официально» и надолго забыли. Конкуренцию с классно-урочной системой обучения педагогика прагматизма не выиграла, но метод проектов, имея, как уже было показано, несомненные положительные черты, постепенно интегрировался в нее там, где это было возможно и целесообразно. Поскольку деятельностная составляющая в методе проектов превалировала, проекты встраивались в практическую деятельность школьников наилучшим образом.

ПЕДАГОГИКА ПРАГМАТИЗМА Д. ДЬЮИ И МЕТОД ПРОЕКТОВ, изображение №7

В современной школе проектная деятельность заняла свое место, не разрушая фундаментальности системы образования, но способствуя достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Читайте также: