Девиз педагога по вокалу

Обновлено: 18.04.2024

Профессия "учитель" - одна из немногих, под названием которой не только должностные обязанности, но и глубокий философский смысл. Велик спектр понимания роли педагога: от распространителя ранее накопленных знаний до творца человеческих душ.

ВложениеРазмер
moe_pedagogicheskoe_kredo.doc 332.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Мое педагогическое кредо.

Преподаватель Высшей категории

Васюкова Татьяна Анатольевна

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Знаменская Детская школа искусств»,

Тамбовская область, п. Знаменка-1

«Музыкальное воспитание – это воспитание

не музыканта, а, прежде всего, человека».

Профессия «учитель» - одна из немногих, за названием которой не только должностные обязанности, но и глубокий философский смысл. Велик спектр понимания роли педагога: от распространителя ранее накопленных знаний до творца человеческих душ.

Чтобы затронуть каждую составляющую этой темы понадобится немало времени. Мне же хочется остановиться на наиболее значимых аспектах этой темы.

Философия современной музыкальной педагогики многогранна, во многом проблематична, вызывает жаркие полемики. Что же должен уметь педагог? Каким ему следует быть? Повторю вслед за Г. Нейгаузом: он должен быть учителем музыки, то есть её «разъяснителем и толкователем», и учителем игры на фортепиано, способным обучить непростому пианистическому «ремеслу». А ещё, по выражению А. Казеллы, «учителем жизни», которому доверено воспитание формирующейся личности. Только в триединстве этих ипостасей деятельность педагога-музыканта бывает по-настоящему плодотворной.

Каждая мать верит в то, что её ребёнок талантлив. Задача педагога разбудить этот талант, для чего надо неустанно побуждать мыслить, анализировать, творить и приходить к самостоятельным выводам. Сложность нашего труда заключается в том, чтобы найти этот путь к любому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.

Самое главное для меня – это помочь ребёнку осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, воспитать чувство человеческого достоинства, составляющая которого – осознание ответственности за свои поступки перед собой и обществом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения придти на помощь зависят успехи его воспитанников на трудном пути познания.

Реально очень редко педагог может взять себе такого ученика, какого он хочет. Зачастую большинство в классе – это обычные дети со средними музыкальными данными. Взяв учеников в класс, я объединяю их положительным знаком отношения, не выделяя никого. Настоящий творческий педагог не действует по принципу «разделяй и властвуй». В индивидуальном классе как в семье, где ученики – мои дети. Индивидуальный класс – это творческое объединение, которое строится по необходимости и по цели. Всегда присутствует искренность и стремление развить уникальность каждого. Взяв ученика в класс, я беру его в свою жизнь, в круг своих поисков, идей, в круг своих достижений. Ученики становятся частью личности своего педагога.

В классе яркого творческого педагога, интенсивно работающего и показывающего примеры и способы отношения к музыке, отношения учеников между собой всегда дружеские и искренние. Их отношения связывает фигура педагога. Интересы каждого ученика преломляются через его своеобразие, и завидовать друг другу нет никаких оснований, ибо ощущение и осознание своей индивидуальности есть лучшее средство от зависти. Ученики это понимают, когда педагог приучает их работать профессионально и творчески.

В наши дни уже стало ясно, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обучению пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов такого подхода является поиск таких форм и методов работы, которые позволяют не только вкладывать в головы учащихся знания, но и пробуждать интерес к предмету, организовать деятельность ребёнка по добыче знаний. Основы и проблематика такого обучения должны быть отражены в программах, отвечающих новым требованиям современной школы.

В своей педагогической работе я опираюсь на методику, которая сочетает в себе принципы комплексного музыкального воспитания и интенсивного творческого развития. Эта методика и определила моё педагогическое кредо, так как она применима к учащимся разной степени одарённости, разница лишь в том, что одни из них в итоге станут профессионалами, другие же музыкантами-любителями и компетентными слушателями музыки.

В моей методике нашли отражение достижения прогрессивной музыкальной педагогики 20 века и креативный подход к современным детям. В России ещё в 20-е годы двадцатого века Борис Владимирович Асафьев и Болеслав Леопольдович Яворский заложили основы музыкального воспитания, неотъемлемой частью которого явилось детское творчество как путь к наиболее естественному овладению музыкальной речью.

Комплексность методики обеспечивает разностороннее гармоничное развитие ребёнка, охватывая все направления обучения: исполнительство, теорию, творчество. Причем, фундаментом этих направлений является слуховое восприятие.

В области исполнительства приобретается умение не только выучить и сыграть пьесу, но и самостоятельно разобраться в ней, понять её строение, все особенности сочинения и подобрать нужные подготовительные упражнения. Львиная доля произведений из репертуара ученика приходится на аккомпанемент, игру в ансамбле, подбор по слуху и т.д. Надо заметить, что о совместном музицировании М.Н. Баринова писала ещё в 40-х годах прошлого века. Она говорит об ансамбле как средстве преодоления возникающих психологических сложностей в работе ученика, о преодолении застоя в работе у подростков музыкальных школ.

Если ребёнок не принадлежит к типу эстрадно-виртуозных натур, его лучше переключать на аккомпанемент, соответственно увеличивая долю ансамблевой игры в его учебном репертуаре. Ансамблевая игра закладывает основы для восприятия слухового внимания, развития гармонического слуха, ритмической дисциплины и способствует развитию чувства ответственности за партнёра. Исходя из практики, я знаю, что ансамблевая игра и аккомпанемент доставляют истинное удовольствие ученику, а также приносит неоспоримую пользу в преодолении «эстрадобоязни». В области теории обеспечивается комплекс знаний, необходимых на данном этапе обучения, которые даются в единстве с исполнительской и творческой практикой.

Творческое развитие подразумевает прежде всего творчество самого педагога. Большинство педагогов сами учились по традиционной, узкой методике и не могут опереться на собственный опыт, а искать и придумывать что-то новое не хотят. Но ведь творческое начало и фантазия органически присуща детям. Задача педагога – поддержать и развить эти задатки. Вне зависимости от того, насколько одарён ребёнок, обстановка поиска и открытий на каждом уроке искренне и непринужденно вызовет у него желание действовать. Всё вышесказанное значительно повышает эффективность обучения, которое становится более разносторонним и продвигается значительно быстрее. В то же время их игра отличается большей эмоциональностью и самобытностью. Такие дети даже слушают музыку совершенно иначе – активно и заинтересованно.

Что же касается интенсивного творческого развития, то это, прежде всего, эффективность общения учителя и ученика, насыщенность каждого мгновения урока, творческий характер педагогического воздействия, учитывающие все тонкости индивидуальности ребёнка. Таким образом, кажущаяся потеря времени всегда оборачивается выигрышем.

В любых методических изысканиях должна учитываться особенность детской психики: ребёнку противопоказано монотонное однообразие заданий. Из этого следует, что игра соло должна чередоваться с ансамблевым музицированием, а отработка технического приёма – с импровизацией и фантазией. В итоге ученик естественно, без напряжения приобретает широкий комплекс знаний, получает разносторонне музыкальное развитие.

Разумеется, никакая методика сама по себе не служит гарантией успеха. Цели достигнет педагог, убеждённый в правильности избранного пути, ощущающий радость от общения с учеником, умеющий найти к нему индивидуальный подход. Очень много зависит от эмоциональной атмосферы, царящей на уроке. Ребёнка надо больше хвалить, малейший успех должен быть отмечен. Чувствуя, что ученик не справляется с поставленной задачей, лучше облегчить задание, нежели обрекать ребёнка на неудачу. Такая ситуация впоследствии послужит хорошей почвой для преодоления неуверенности в собственных силах.

Огромную роль играет моральный облик педагога. Учить играть на фортепиано – это не механическое дело. Музыка тесно связана со всеми душевными переживаниями человека, в ней поневоле сказывается его духовный мир. В обучении музыке есть элементы воспитания человека, а воспитывать другого можно, только воспитывая самого себя.

Если маленький пианист с нетерпением ждёт урока музыки, а дома его не надо усаживать силой за инструмент, значит, удалось найти те методы, которые ему подходят. Я всегда помню, что именно в первые годы обучения закладывается фундамент всех знаний и навыков, любви и нелюбви к инструменту, уверенности и неуверенности в собственных силах. Упущенное на начальном этапе очень трудно наверстать потом.

Я считаю, что педагогика должна быть, прежде всего, позитивной и радостной, творческой и ищущей новые формы и способы.

Подводя итог ещё раз хочется остановиться на том, что наблюдательность, умение убеждать, уважение к мнению ученика, пусть иногда ошибочному, гибкость педагога становятся ведущими профессиональными качествами и основами любого творчества.

Достижению всех этих целей способствует ежедневная, кропотливая работа учителя. Возможно, конечный результат мы увидим гораздо позже, когда наши ученики вырастут и станут хорошими порядочными людьми. Приходя в школу, дети ждут от нас, учителей, душевной щедрости, мудрости, и мы не вправе обманывать их в этих ожиданиях. Доброжелательная улыбка, понятные замечания, не вызывающие обиды, тонкий диалог – всё это способствует созданию положительных эмоций и результативности урока. За время своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что вести себя нужно так, чтобы ребёнок был уверен, что педагог его уважает, понимает и любит.

По-настоящему учитель открыт только детям. Их оценка моей работы – самое главное, она важнее любых авторитетных мнений. Но самая большая награда – увидеть в ребёнке семена любви и доброты, которые дали всходы. Как научить и воспитать ребёнка? Его надо просто любить!

Моё педагогическое кредо: «Учитель без любви к ребенку - все равно, что певец.

Моё педагогическое кредо: «Учитель без любви к ребенку - все равно, что певец

1 слайд Описание слайда:

Моё педагогическое кредо: «Учитель без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

Меня зовут Хурен-оол Байлак Валерьевна. Я работаю в МБОУ Ээрбекской СОШ, Кызы

2 слайд Описание слайда:

Меня зовут Хурен-оол Байлак Валерьевна. Я работаю в МБОУ Ээрбекской СОШ, Кызылского кожууна Республики Тыва, учителем музыки. Несколько лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Закончила в 2011 году музыкальный колледж искусств имени А.Б. Чыргал-оола . В сентябре в 2015 года я стала учителем музыки. И сегодня еще больше понимаю, что надо многое сделать. Нужно много знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание воспитанников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде…

Я – учитель музыки в школе. Среди учителей, учащихся и родителей часто бытует

3 слайд Описание слайда:

Я – учитель музыки в школе. Среди учителей, учащихся и родителей часто бытует мнение, что музыка – предмет второстепенный, в некотором роде развлекательный, где дети могут отдохнуть: песню спел, пятерку получил – и никаких забот. Но мало кто задумывается, что урок музыки помимо воспитания музыкального вкуса и развития музыкальных способностей, может решать огромные по своему значению, сложнейшие задачи – формирование мировоззрения человека, его убеждений, взглядов.

Каждый человек талантлив по своему, но обнаружить этот талант не просто. Кем

4 слайд Описание слайда:

Каждый человек талантлив по своему, но обнаружить этот талант не просто. Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Один становится поэтом или музыкантом, другой – физиком, третий – геологом, четвертый – хирургом, а кто-то хочет стать педагогом. Педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим педагогом. Мне кажется, что я смогу стать хорошим педагогом, потому что мои родные, они все педагоги. Моя мама – учитель начальных классов и уже много лет работает в школе, мой брат тоже работает тренером в школе, сестра по специальности учительница родного языка и литературы и я беру с них пример.

Профессия педагога привлекает меня своей гуманностью и благородством. Чтобы с

5 слайд Описание слайда:

Профессия педагога привлекает меня своей гуманностью и благородством. Чтобы стать педагогом, надо много работать над собой, самосовершенствоваться. Человек жестокий, властный, эгоистичный не может быть педагогом. Но им не может быть и сухой, пассивный, замкнутый только на себе, на своих интересах человек. Быть педагогом значит быть человеком творческим, индивидуальным, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией, человеком, постоянно стремящимся к контакту с учениками. Любимым педагогом может быть только педагог любящий!

Учитель, как строитель строит, но строит, самое сложное, и самое ценное на св

6 слайд Описание слайда:

Учитель, как строитель строит, но строит, самое сложное, и самое ценное на свете - внутренний мир человека. Именно музыка помогает человеку стать лучше, добрее, чище. Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Мир Музыки открыт лишь для тех, у кого «музыка в душе». «Тот, у кого нет музыки в душе, Кого не тронут сладкие созвучья, Способен на грабёж, измену, подлость. Не верь такому!», - говорил Шекспир.

 Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в эмоциональ

7 слайд Описание слайда:

Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в эмоциональной мир ребят, как это доступно - музыке. С помощью музыки в детях можно воспитать мудрость и мужество, гуманность и справедливость, любовь и милосердие. К. Ушинский в свое время заметил: « Запоет школа – запоет весь мир!» Главная моя задача в мотивации; пробудить творческую активность учащихся, ведь не зря учеными доказано, что музыкой можно влиять на работоспособность. ( Бетховен), интеллектуальное развитие (Моцарт, Григ), эмоциональное состояние (Штраус).

Мои сегодняшние педагогические взгляды держатся на трех китах: «Любовь к детя

8 слайд Описание слайда:

Мои сегодняшние педагогические взгляды держатся на трех китах: «Любовь к детям», «Любовь к музыке», «Вера в себя». Эти три грани я вижу в своем уроке, в каждом слове, обращенном к ребенку, что помогает мне дальше развиваться и придумывать что-то новое..

Моя задача, как учителя – выявить, учесть, развить творческие способности дет

9 слайд Описание слайда:

Моя задача, как учителя – выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности; сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка. Чтобы достичь результатов, решая данные задачи, я использую технологию проблемного обучения. Целью проблемной технологии является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания. Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.

Проблемные задания на уроке составляются мною с учетом всех видов деятельност

10 слайд Описание слайда:

Проблемные задания на уроке составляются мною с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданий. Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.

Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровом

11 слайд Описание слайда:

Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения. Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.

На своих уроках я стараюсь научить детей верить в свои силы, испытывать волне

12 слайд Описание слайда:

На своих уроках я стараюсь научить детей верить в свои силы, испытывать волнение и восторг от прослушивания произведений. Стремлюсь, чтобы каждый урок нёс радость и добро, стал открытием для учеников своих возможностей. Пытаюсь, чтобы на моих учеников никогда не ложился груз комплекса неполноценности, чтобы было адекватное отношение не только к личным качествам, своим возможностям, но и к чужим успехам и неудачам.

Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию творческ

13 слайд Описание слайда:

Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию творческих способностей на уроках музыки придерживаюсь следующих взглядов: Любовь к детям через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребёнка. Признание права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу. Личностно –ориентированный подход в обучении и воспитании ребёнка. Развитие первоначального успеха ребёнка.

Мои педагогические взгляды: Спустится с высот своих знаний до незнания ученик

14 слайд Описание слайда:

Мои педагогические взгляды: Спустится с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Быть честным и искренним. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Уметь увлечь учеников своим предметом. Формировать стойкую мотивацию у ребенка к развитию.

 Музыка способна вылечить душу ребёнка. Приветливая улыбка, доброе слово учит

15 слайд Описание слайда:

Музыка способна вылечить душу ребёнка. Приветливая улыбка, доброе слово учителя и прекрасная мелодия настраивают ребят на иной лад восприятия жизни, более возвышенный, поэтичный, благородный. Здесь сбываются мечты о чистой любви, о подвигах, доблести и славе, торжестве добра над злом. Ведь именно к этому, пусть подсознательно, тянется светлая детская душа.

Учитель музыки – прекрасная работа Ей отдаюсь вся без остатка я. Концерты, ра

16 слайд Описание слайда:

Учитель музыки – прекрасная работа Ей отдаюсь вся без остатка я. Концерты, развлечения, отчеты - И это не работа - жизнь моя!

Педагог – хормейстер… Это не только моя профессия, это моё большое увлечение, это моё хобби. Это моя жизнь…..

Я пою, когда весело и когда грустно. Когда вокруг вдруг потускнеет, то песня помогает поднять настроение. Я хочу научить этому многих людей вокруг. Особенно это нужно ребёнку. Медики давно обратили внимание на удивительное влияние музыки и пения на здоровье человека, а ребёнка особенно….

Я - руководитель хора, и вся моя жизнь связана с песней, семью нотами музыкальной грамоты. Ноты в музыке называются ступенями. Они как ступени моей жизни всегда стремятся вверх-это ступени развития и совершенствования. Кажется, я вместе с ними родилась, конечно же с ними я училась, развивалась, теперь работаю и, хочется верить, я научилась это не только любить, но и понимать всей своей душой.

Итак, нота « ДО » - начало гаммы, основа гаммы, основа моей судьбы. Правильно говорят, «любое завтра начинается немного позавчера». Я родилась в семье репрессированного калмыка и русской женщины из раскулаченного рода. Как важно в раннем детстве участие в воспитании ребенка и мамы, и папы. Родители мои очень любили петь и научили этому меня. Всегда с благодарностью вспоминаю их….

Следующая ступень гаммы - нота «РЕ» Наверно, это самая запоминающая ступень всей гаммы моей судьбы; она немного неустойчивая по теории музыки, но такая яркая в моей жизни. Из художественной самодеятельности я оказалась в хоре Государственного ансамбля песни и танца «Тюльпан», затем учеба в ЭУИ им. П. О. Чонкушова (тогда еще муз. училище) - дирижерско-хоровое отделение и диплом с отличием; Саратовский Госуниверситет, музыкально - педагогическое отделение по двум специальностям : учитель музыки и МХК и тоже с отличием. Учеба в Саратове – это встречи с известными музыкантами, творческими коллективами - это настоящая школа становления музыканта-хормейстера.

Нота «МИ» …Для меня - это мир эстетического воспитания учащихся. Пение ребенка всегда захватывает. Секрет - в обаянии детства, в его непосредственности и эмоциональности. Моя же задача заключается в том, чтобы помочь ребенку поддержать интерес к пению, воспитать эстетический вкус, прочно овладеть вокально - певческими навыками. Так, постепенно начали формироваться мои педагогические принципы.

Когда звучат первые ноты, звуки мелодии нарастают, дети вместе с песней, забывают о времени, души их стремятся ввысь. «И столько миру явится простора, где каждая тропинка хороша, и раздвигает стены пенье хора, и замирает слушая душа…» (В. Семернин)

«ФА». Считаю, что это нота, означает для меня - совершенствование, поиск новых подходов в обучении моих пытливых малышей. Одна из составляющих моего педагогического кредо – индивидуализация обучения. В общении с детьми я стараюсь раскрыть их способности, прикоснуться к тонким струнам их души. Вместе с детьми расту и я; расту и развиваюсь - этот творческий процесс доставляет нам всем огромное наслаждение. В эти минуты я и артист, и постановщик, и психолог, и художник, и вдохновитель. Когда вокруг дети, и они увлечены общим делом - чувствуешь, что ты счастлив, что все не зря!

Поднимаемся на ступеньку « СОЛЬ». Любой человек, связанный с музыкой, вам скажет: «В этой гамме «соль» - доминанта. Доминанта моего пути – семья; ведь творческое вдохновение, любовь к профессии - это всё благодаря ей. Жизнь моей семьи тесно связана с музыкой: муж покорил меня когда-то своим голосом, старшая дочь играет на скрипке, сын - на народных инструментах, а младшая обучалась по классу фортепиано. В редкие часы, когда вся семья в сборе, и мы с удовольствием поем и музицируем, - в доме царит удивительная атмосфера праздника и единения.

Нота «ЛЯ» ассоциируется с успехами моих учеников. Дети в нашей студии очень любят выступать на концертах, конкурсах, различных фестивалях. Радость творчества, признание своего труда, результаты конкурсов, успех-для ребёнка это море положительных эмоций.

За все эти годы я с уверенностью могу сказать, что став педагогом в области музыкального искусства - я сделала правильный выбор. Музыка в семье искусств занимает особое место, благодаря ее комплексному воздействию на человека. Развитие мышления, воображения, внимания, памяти, а также эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно–эстетических потребностей – вот далеко не полный перечень результатов специальных исследований и многовекового опыта музыкального обучения. Поэтому считаю важным утверждение о том, что музыкальное воспитание, а хоровое пение является неотъемлемой частью этого воспитания, необходимо всем детям без исключения!

Все это создает необходимую базу для развития гармоничной и всесторонне развитой личности. Исходя из этого, девизом своего педагогического труда, своим кредо, считаю слова: «Музыкальное воспитание, и именно хоровое пение – необходимый элемент успешной образовательной деятельности учащихся».

Шаг за шагом веду учеников от первых еще поверхностных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки, когда искусство из приятного препровождения времени превращается в жизненную потребность. Не скрою, процесс это сложный и очень длительный, порой продолжающийся долгие годы, но доставляющий огромное моральное удовлетворение.

Нота «СИ»….Силы свои я черпаю в том, что чувствую обратную связь со своими учениками, их родителями, коллегами.

И вот завершение нашей гаммы - нота «ДО» следующей октавы. Далее ступени по названиям повторяются, но звучат они уже совсем иначе. Так и в нашей жизни, - она продолжается: впереди новые взлеты и падения, успехи и неудачи - мы продолжаем свой путь.

В заключении позволю себе сказать: найти рецепт учительского успеха - мечта любого педагога. Вариант моего рецепта - это доброта, честь, искренность, справедливость, достоинство, профессионализм.

Пусть музыка согревает моих учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества- выстоять и победить. Пусть в душе каждого ребенка живет гармония и красота!

Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры. Музыка - моя госпожа!

ВложениеРазмер
Мое педагогическое кредо 563.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Муравленко .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Учителя музыки Рагимовой Я.Э.

Моя педагогическая философия

его не надо переводить, на нем душа

говорит с душою».

В мире есть много множественных явлений, связанных с духовным миром человека. Но кто объяснит их свойства, особенности, отличительные признаки? Как же они находят путь к детскому сознанию?

К этим невидимым явлениям относиться – музыка. Что такое музыка? И где ее границы?

Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры. Музыка - моя госпожа!

Волна фантазий уносит меня и моих учеников в волшебную страну, в которой под лучами солнца разливаются хрустальные сосульки, а в брызгах нотных переливов искрятся капли солнечного света.

Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в эмоциональной мир ребят, как это доступно - музыке. С помощью музыки в детях можно воспитать мудрость и мужество, гуманность и справедливость, любовь и милосердие.

К. Ушинский в свое время заметил: « Запоет школа – запоет весь мир!»

Каждый мой урок- это полет творческой мысли, фантазии, таланта и духовного совершенства. Главная моя задача в мотивации; пробудить творческую активность учащихся, ведь не зря учеными доказано, что музыкой можно влиять на работоспособность. ( Бетховен), интеллектуальное развитие (Моцарт, Григ), эмоциональное состояние (Штраус).

Упражнения вокала развивают голосовые возможности и творческий потенциал личности.

Мои сегодняшние педагогические взгляды держатся на трех китах: «Любовь к детям», «Любовь к музыке», «Вера в себя». Эти три грани я вижу в своем уроке, в каждом слове, обращенном к ребенку, что помогает мне вечно изобретать, развиваться.

Музыка- синоним красоты, той высшей красоты, которой наделен человек от природы. «Одна красота, - отмечал Шуберт, - должна вдохновлять человека в течение всей его жизни».

Музыка - это особенное стихийное явление контролирующие состояние ума души ребенка, уподобляя его психики, настроения эмоций, фантазий впечатлений, ведь ничто не может выразить эго и сущность слушателя, так, как музыка . В этом мне помогают великие музыканты джаза, пианисты, представители свинга как Дюк Элингтон. Кристина Мария Агилера, Элла Джейн Фицджеральд.

Да, здравствует Музыка!

Описание педагогического опыта.

Любовь к большой музыке, как известно, не врожденное чувство, его нужно воспитывать. Когда ученик подготовлен к восприятию музыки, к пению, игре на музыкальном инструменте, когда деятельность в музыкальной сфере становится привычной, она перерастает в потребность. Личность ребенка с точки зрения музыкального воспитания содержит в себе грани, отвечающие за развитие духовного мира и зависящее от социального и мировоззренческого положения музыкального искусства.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Урок музыки ориентирован на активную музыкальную деятельность школьников – на музицирование в доступной детям форме, которое представляет широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению. Моя задача, как учителя – выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности; сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.

Чтобы достичь результатов, решая данные задачи, я использую технологию проблемного обучения.

Целью проблемной технологии является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Существует две основные функции проблемной технологии:

1. Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.

2. Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.

Без использования технологий проблемного обучения не могут быть глубоко осмыслены вопросы модернизации образования. На сегодняшний день данная проблема достаточно подробно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы, в частности на уроках музыки, должного внимания она не получила и требует дальнейшего изучения, научного обоснования, разработки фундаментальной методической базы.

Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности.

Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Сократ, Руссо, Дистерверг, Дьюи, Ушинский. В настоящее время многими вопросами проблемного обучения занимаются М.И.Махмудов, Т.В.Кудрявцев, Г.К.Селевко.

Методическими основами проблемного обучения на уроках музыки являются:

1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.

2. Открытие неизвестного, нового.

Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.

Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.

Для реализации целей и задач данной технологии использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.

Проблемные задания на уроке составляются мною с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданий.

Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу. На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы такие как: наглядный, словесный, практический; наглядно-зрительный; проблемный; моделирования художественного процесса; сравнения и сопоставления; восприятия и анализа художественных произведений с последующим моделированием новых версий; выражение эмоционального состояния через музыкально сценическое произведение; сопоставление художественных продуктов упражнения, основанные на играх.

Использование комплекса методов должно быть обусловлено содержанием уроков, а так же степенью их эффективности на различных этапах работы.

Используемые мною методы способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении.

Одной из проблем музыкального воспитания школьников является формирование слушательской компетенции , которая объединяет личностные качества и способствует развитию гармонически сочетающихся музыкальных способностей, потребностей, творческого воображения, вкуса, эмоционально-эстетического опыта через диалог с произведением искусства. Моя задача научить слышать. Слышать звуки, ритмы, мелодию. Слышать и мыслить, слышать и перерабатывать информацию; слышать и создавать новый мир, свою философию жизни в мире людей и природы.

Именно умение слышать и слушать, и являются музыкальной компетенцией уроков музыки. А технологии являются средством развития данной компетенции.

культурологические – компетенции в области содержания и особенностей функционирования музыкальной культуры в современном обществе;

эстетические – компетенции в области восприятия и оценки прекрасного в действительности и музыкальном искусстве;

музыкологические – компетенции в области основ теории и истории музыки, а также в области практического музицирования;

педагогические – компетенции в области современных тенденций и наиболее эффективных

Интеграция различных видов искусства также очень важна на уроках эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Вызывают интерес учащихся и активизируют их деятельность задания следующего типа: «Музыкальная живопись», глядя на картину художника, анализируя событие изображенное на ней, краски, использованные при написании картины, услышать музыку и описать ее; «Живописная музыка» - изображение музыкального образа в рисунке.

Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.

Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.

Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию учащихся.

Практический опыт преподавания в области музыкального искусства в школе, позволяет мне утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету «Музыка» - важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях. Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.

Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой.

Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает мне корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.

Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому моя главная задача как современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.

Использование на практике проблемного обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.

Организация такой технологии проблемного обучения действительно способствует развитию творческого мышления учащихся. Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую в ребенке, способность логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях.

Мой урок, как предмет эстетического цикла позволяет наиболее полно раскрыть творческие возможности каждого ученика.

Читайте также: