Девиз на пряжках солдат вермахта

Обновлено: 12.05.2024

На фотографиях немецких военнослужащих времен Великой Отечественной, да и в некоторых добросовестных фильмах встречается этот странный предмет.

Металлическая бляха в виде треугольника со скругленными краями и слабо вогнутой верхней стороной. На вид довольно массивная такая штуковина. Носилась такая бляха на шейной цепи, а дабы она не болталась, с обратной стороны у нее имелся держатель для пуговицы.

Подобные "украшения", кстати говоря, характерны не только для немецкой армии. Вот, для сравнения, парадные мундиры российской лейб-гвардии начала XX века, к которым прилагаются очень похожие бляхи:

Так что же оно такое? И правильно ли суют в фильмы эту штуковину режиссеры?

Посовещавшись с нашим новым историческим экспертом Анджеем Ларнавским, мы пришли к следующему выводу.

Появление на экранах немецких пехотинцев с такими бляхами, в общем-то вещь, говорящая об определенной добросовестности сценариста. Правда, есть один нюанс. Маленький такой, но тем не менее.

Но начнем с исторического экскурса. Что есть эта бляха и откуда она вообще взялась.

С исторической точки зрения это недовымершая часть латного доспеха под названием "горжет" или "ожерелье".

И тут надо сразу в две науки: историю и анатомию.

Речь пойдет о тех давних временах, когда один человек лишал другого жизни путем тыкания в него различными металлическими предметами.

У человека между грудиной и горлом располагается небольшая треугольная впадина – так называемая яремная вырезка грудины. Чрезвычайно уязвимое место: толстая кость его не закрывает, и любое колотое ранение в эту область, штыком или шпагой, стопроцентно не совместимо с жизнью.

А жить даже в те времена ой как хотелось, потому это слабое место организма в латных доспехах закрывал особый элемент — стальной горжет. Его же иногда называют ожерельем. Если совсем уж четко, то горжет — он со стальным воротником, а без него — ожерелье.

Первые латные горжеты прикрывали еще и ключицы. Ну так, сразу, ладно, половиной килограмма металла больше, половиной меньше…

Но с течением лет (а особенно с развитием стрелкового оружия), необходимость в доспехах падала, и стальные ожерелья начали уменьшаться в размерах. Сначала они прикрывали только верхнюю часть грудины, а потом и вовсе превратились всего лишь в знаки отличия, либо элемент парадной формы. Точно так же, как латные наплечники редуцировались в эполеты, а те — в привычные нам погоны.

Но у нас речь идет о полевой жандармерии.

После франко-прусской войны 1870 года в составе гражданской жандармерии было сформировано первое подразделение военных жандармов, или фельджандармерии, к которой постепенно и перешел контроль за поддержанием дисциплины и порядка в немецкой армии.

В Первую мировую войну немецкая военная полиция насчитывала свыше 2 тысяч солдат и офицеров. К 1918 г. она насчитывала уже свыше 6,5 тыс. солдат и унтер-офицеров в более чем 120 формированиях. Поражение в Первой мировой войне привело к расформированию немецкой военной полиции и передаче ее функций армейской патрульной службе в гарнизонах вплоть до 1939 г.

После прихода к власти нацистов в 1933 г. произошло слияние патрульной службы СС, фельдъегерей СА и немецкой полиции в единый полицейский аппарат под руководством рейхсфюрера СС Гиммлера. Одна из его новых структур, а именно моторизированная жандармерия, укомплектованная опытными офицерами гражданской полиции, стала платформой для формирования полевой военной жандармерии после мобилизации в 1939 г. Общий состав фельджандармского корпуса к этому времени был 8 тысяч военнослужащих.

Это что касалось военной полиции, сиречь, фельджандармерии. А горжет… А горжет остался, пусть и не во всех армиях. С исчезновением лат горжет сохранился как символ повышенного статуса его обладателя, то есть, если доспехи в ранние времена носили благородные рыцари, то и горжет стал офицерским знаком отличия.

Погоны появились не сразу и не у всех.

Но по мере того, как погоны и знаки различия на петлицах завоевывали мир, горжет/ожерелье фактически сошел со сцены, то есть исчез с мундиров офицеров.

А "ожерелья" носили в армии Третьего Рейха отнюдь не простые солдаты.

Итого, горжет/ожерелье в середине 20 века остался только в Третьем Рейхе, в фельджандармских подразделениях Вермахта, Люфтваффе, Кригсмарине, СС и обычной военной полиции.

Кроме того, такие же бляхи, но с другими надписями, носили фельдъегеря, солдаты и офицеры железнодорожной охраны и патрульные гарнизонной службы.

1. Стандартная бляха фельджандармерии.
2. Бляха жандармов люфтваффе, конкретно дивизии «Герман Геринг».
3. Бляха Feldjagerkorps, корпус был создан в 1943 году для контрпартизанской борьбы.
4. Бляха службы охраны железнодорожных поездов.
5. Бляха гарнизонного патруля.
6. Бляха охраны железнодорожных станций.

И еще о нашем нюансе. У нас, то есть, на Восточном фронте, запросто встретить фельджандарма (или патруль) было очень даже просто до определенного момента. Где-то начиная с весны 1942 года бляхи начали исчезать, медленно, но неотвратимо.

Что же случилось с бравыми фельджандармами, наводившими страх на всех, и на своих, и тем более на чужих (особенно из числа мирного населения)?

А сдулись «рыцари». Причем весьма позорно и массово сдулись. Убирание блях приняло повальный характер, и, если на дорогах видели патруль военной полиции в бляхах, значит, тут совершенно тихо и спокойно.

Очень быстро наша разведка вместе с партизанами сообразила, что откормленные индюки с бляхами не только ценный мех, но и источник просто превосходных сведений.

Жандарм, который перемещается запросто и повсюду, принимает участие в контрпартизанских облавах, равно как и охранник крупного железнодорожного узла, могут рассказать много интересного.

И начался планомерный отлов жандармов… Точнее, отстрел и отбор тех, кто выиграл в этой лотерее. Обычно это был начальник тройки, остальным везло меньше.

На плакате написано: «Партизанская угроза впереди. Единичный транспорт СТОП!». Собственно, для июля-августа 1941 года — весьма неплохая иллюстрация.

Поэтому в полевых условиях такие бляхи жандармы обычно снимали, демонстративно нося их лишь тогда, когда чувствовали себя в безопасности.

Так что рыцарский элемент рыцарским элементом, а жить хотелось. Даже жандарму. Тем более в условиях Восточного фронта и не менее горячего тыла на русской земле.

«Gott mit uns (Бог с нами)». Эта старая поговорка была отпечатана на каждой стандартной пряжке ремня немецкой армии и флота, произведенной во время Второй мировой войны.

На всех пряжках, зачисленных в армию и флот, была надпись Gott mit Uns. На всех пряжках, зачисленных в армию и флот, была надпись Gott mit Uns.

Эти три слова веры произошли от обычая 17-го века, когда солдаты использовали эту «полевую» фразу в качестве пароля часового. Лидеры Вермахта (немецкие вооруженные силы) сохранили использование этих слов наряду со многими другими давними военными традициями, сложившимися за столетия имперского правления. Но даже несмотря на то, что эту эмблему веры должны были носить в битвах миллионы немецких комбатантов, организованные религии, включая господствующее христианство, прямо противоречили официальной позиции Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei. (НСДАП - нацистская партия). Под железной рукой Адольфа Гитлера, пришедшего к власти в 1933 году, исповедание веры во время Третьего рейха приобрело новое значение, по сравнению с прошлой имперской эпохой.

Конкордат с Ватиканом. Конкордат с Ватиканом.

В июле 1933 года нацисты подписали Конкордат с Ватиканом, договорились, что нацисты не будут вмешиваться в католическую церковь. В ответ Ватикан дипломатически признал бы нацистский режим. Вскоре нацисты разорвали свой конкордат с Ватиканом и в 1935 году создали министерство по делам церкви, приняв ряд антирелигиозных политик, направленных на подрыв влияния религии на немецкий народ. Этот плакат конца 1930-х годов призывал мальчиков и девочек-католиков покинуть свои религиозные молодежные клубы и присоединиться к Гитлерюгенд.

Гитлер не был атеистом. Во многих случаях он заявлял о своей личной вере в Высшее Существо, в то же время критикуя сталинских большевиков и других за их полный атеизм. Однако он вел постоянную, но осторожную кампанию против религиозных конфессий, исходя из двух основных проблем: сильной ненависти к иудео-христианским религиям, уходящим корнями в еврейский корень, и его восприятию исторической политической власти, которой обладают различные церковные группы в Германии и Восточная Европа.

Полевая повязка капеллана указала на то, что он не участвует в боевых действиях. Полевая повязка капеллана указала на то, что он не участвует в боевых действиях.

Как непревзойденный политик, Гитлер шел по тонкой грани. Он позволил большинству населения Германии сохранять и практиковать свои убеждения, в то же время планируя изменить (а позже и полностью исключить) религиозные обычаи, чтобы они лучше соответствовали идеологиям его диктатуры.

Дневные значки, посвященные католическим и лютеранским событиям, были популярны, когда Гитлер медленно пришел к власти. Дневные значки, посвященные католическим и лютеранским событиям, были популярны, когда Гитлер медленно пришел к власти.

Ежедневно народ Германии переваривал постоянный поток нацистской философской пропаганды. Эти философии подчеркивали определенные концепции, такие как (духовное объединение германских, расово приемлемых людей в одну «душу» сообщества, а не заботу о личности человека). Кроме того, дарвиновское отношение «выживания наиболее приспособленных» определяло сострадание к скромным как признак слабости. Обе эти идеи вступили в прямой конфликт с христианскими, еврейскими и другими верованиями, которые традиционно выражали индивидуальное равенство всех людей и оказание помощи менее удачливым в обществе.

На образцах значков сторонников группы Deutsche Christen были кресты и буква «D C.» На образцах значков сторонников группы Deutsche Christen были кресты и буква «D C.»

В 1933 году 99% территории страны были определены как принадлежащие либо римско-католической, либо протестантской церкви. Представители иудейской религии, других конфессий и атеисты составили другой 1%. Из этой небольшой группы евреи - вечные нацистские козлы отпущения - подвергались суровым преследованиям, а затем были полностью убиты. Остальные представители этого меньшинства обычно подвергались насмешкам, жестокому обращению или, что еще хуже, за то, что они следовали своим собственным убеждениям.

Другой пример значка членства Deutsche Christen имеет дополнительное слово вверху: «Volkskirche» (народная церковь). Другой пример значка членства Deutsche Christen имеет дополнительное слово вверху: «Volkskirche» (народная церковь).

РЕЛИГИЯ УГРОЗА ГИТЛЕРА

На протяжении всей европейской истории многие из первых высокопоставленных священнослужителей поддерживали как религиозную, так и политическую, а иногда и военную власть. Гитлер рассматривал любую конкуренцию за его полный контроль над страной как личную угрозу. Как только представилась возможность, он попытался устранить каждого конкурента. В течение двенадцати лет Третьего Рейха священников регулярно убивали, в то время как многие другие были заключены в адские пределы концентрационных лагерей.

На эмалированном значке Deutsche Christen название группы было нанесено с богато украшенным золотым крестом на красно-белом поле. На эмалированном значке Deutsche Christen название группы было нанесено с богато украшенным золотым крестом на красно-белом поле.

Frauenshaft (фанатичное женское движение) и другие ретивые национал - социалистические группы способствовали антихристианского учения во многих своих публичных программ. Обычная церковная жизнь среднего гражданина стала объектом пристального внимания по мере того, как власть гитлеровского правительства становилась все сильнее.

В 1932 году Гитлер санкционировал создание Deutsche Christen (немецкая христианская группа), часть движения «позитивное христианство». Это движение отделилось от библейского Ветхого Завета, пропагандировало яростный антисемитизм и провозглашало Христа «арийцем», а не евреем.

Дневные значки, посвященные католическим и лютеранским событиям, были популярны, когда Гитлер медленно пришел к власти.

На образцах значков сторонников группы Deutsche Christen были кресты и буква «D C.»

Число христиан, присоединившихся к этой организации, в лучшем случае было невелико. Большинство немцев не верили в его нетрадиционные идеи. Членство продолжало неуклонно сокращаться до конца 1930-х годов.

В то же время католическая и протестантская церкви стали более внешне критиковать жестокое обращение Гитлера с теми людьми, которых он не считал настоящими «немцами». Но по мере роста социального и экономического влияния Национал-социалистической партии многие из ее членов добровольно покинули свои церкви, чтобы продвинуться в рамках нацистской организации.

Другой пример значка членства Deutsche Christen имеет дополнительное слово вверху: «Volkskirche» (народная церковь).

На эмалированном значке Deutsche Christen название группы было нанесено с богато украшенным золотым крестом на красно-белом поле.

Чтобы сохранить добрую волю своих солдат, немецкая армия и флот продолжали предлагать своим солдатам регулярные религиозные службы через тщательно проверенных христианских капелланов. Священнослужители Римско-католической и протестантской армии носили тунику, бриджи и экипировку в той же основной полевой форме, что и их боевые коллеги, но без погон.

Кроме того, капелланы носили христианские кресты над национальным кольцом на фуражках и несли распятие, часто подвешенное на шейной цепи. Находясь в поле, священник носил повязку с белым, пурпурным и красным крестом, чтобы обозначить его позицию и нейтралитет. Как указано в Женевской конвенции, военное духовенство считалось некомбатантами и не носило оружия.

На похоронной карте Бертла Хюрнера, датированной 1944 годом, было католическое изображение Девы Марии. На похоронной карте Бертла Хюрнера, датированной 1944 годом, было католическое изображение Девы Марии.

Военно-морские капелланы носили стандартную темно-синюю тунику «рефрижератора» с добавлением обведенных крестообразных петель воротника. К их фуражке был добавлен крест. Если капелланы требовались для других подразделений службы (таких как люфтваффе , у которых не было собственного военного духовенства), они были взяты взаймы с их соответствующих баз.

Первоначально организованный в соответствии с принципами иезуитского духовенства (следуя кодексу строгого и беспрекословного повиновения), Schutztaffel ( эскадрилья охраны - SS ) были поощрены отказаться от своих христианских связей. Во многих случаях церквям и религиозным организациям было полностью запрещено практиковать в учреждениях СС. Хотя некоторые сохранили свою веру в противоречие доктрине СС, многие другие члены СС предпочли покинуть свои церкви. К ужасу Гитлера (который хотел свести к минимуму публичную религиозную нетерпимость своего приспешника из-за страха публичной критики), Генрих Гиммлер активно продвигал культ в рамках своего «нового германского строя». В этом он подчеркивал почитание мифологических богов и тевтонских героев. В сложных обрядах отмечались языческие ритуалы, тогда как языческие праздники заменили христианские праздники.

Прежде чем унтер-офицер Франц Курц умер в России в 1943 году, он учился на священника во Фрайзинге. На изображениях на его похоронной карте он изображен в форме унтер-офицера (слева), а также в рясе, в котором он ходил во время религиозных занятий (справа) Прежде чем унтер-офицер Франц Курц умер в России в 1943 году, он учился на священника во Фрайзинге. На изображениях на его похоронной карте он изображен в форме унтер-офицера (слева), а также в рясе, в котором он ходил во время религиозных занятий (справа)

Несмотря на постоянный поток нацисткой пропаганды , большая часть нееврейского населения Германии открыто сохраняла свои личные религиозные убеждения на протяжении всего периода окончательного разрушения Третьего рейха. Удержание их веры было возможным по трем причинам: большая роль, которую многие церкви сыграли в обеспечении благ для своих общин на протяжении веков, сильная целостная вера населения и, отчасти, Гитлер, который нуждался в сохранении доброй воли своего народа. Хотя он временно сдерживал свои действия против церквей, он и национал-социалисты постепенно ослабляли влияние оставшихся церквей. В конце концов, смертоносные убеждения нацистского режима заменили все оставшиеся остатки веры и терпимости.

Во что верили нацисты



Сама идеология нацизма была не нова для Германии, ещё в начале XX века была выработана государственная идеология, которая была основана на трёх базовых принципах:

- пангерманизм;
- культ кайзера, преобразован в культ вождя;
- культ армии.

Культ германского императора - кайзера - был заменён на культ фюрера (вождя). Интересен тот факт, что Гитлер, как и Троцкий, умел, не готовя заранее речей, вводить толпу в «транс». Оказывая на неё магическое воздействие не своими словами, а непосредственным воздействием – движениями тела, жестикуляцией, тональностью речи. Воздействие шло на подсознательном уровне.

Культ армии, «воинов», «силы» (теории Ницше) также не был нов для немцев. Он шёл ещё от первобытной древности, в средние века сохранялся в идее рыцарства. Гитлер и его сподвижники и те, кто стоял за ними, всего лишь вдохнули в них новую жизнь. Причём христианские оболочки были во многом отброшены – тот же Ницше протестовал против христианской морали. Воспевалась жестокость, воля к власти, лидерские качества. Никакой пощады врагам. Работы Фридриха Ницше были весьма популярны в Германии, да и не только, ещё в Первую мировую войну. Культ силы и жестокости был впитан и нацизмом. Причём сами лидеры были не все близки этим идеалам, так, Геринг был наркоманом, Лей и Кальтенбруннер были алкоголиками, Геббельс был развратником и т. д.

Вошли в идеологию нацизма и оккультные теории – о «высших неизвестных», о «полой луне», теория «четырёх лун», «Льда и пламени». Кроме того, нацисты активно разрабатывали темы предыдущих цивилизаций, «Ордена Зелёного дракона» и т. д.


В итоге нацизм стал новой религией, так Геринг говорил: «Неправда, что нацизм создает новую религию. Он и есть новая религия». Во многом – это было неоязычество, но искажённое, основанное на поклонении «Чёрному солнцу». Получилась в итоге смесь неоязычества и сатанизма, прорыв в инферно. Так, сам Гитлер верил, что его «ведёт провидение», что он получает силы и идеи «из Вальгаллы», потустороннего мира мёртвых, древних скандинавских народов.

Созданием «арийской церкви» занимался Гиммлер, её ядром должны были стать подразделения СС. Это были не только элитные части Вооруженных сил, охранными подразделениями и карательными частями, но и неким рыцарским орденом, в которых входила элита Рейха – офицеры, чиновники, аристократы, партийные деятели, деятели науки и культуры, промышленники, финансисты. Были разработаны свои символы, ритуалы, обряды, законы. Одним из центров нового культа стал замок Вевельсбург.


Мощнейшим институтом новой идеологии и религии стало общество «Аненэрбе» («Наследие предков»), которое проводило как научные, так и оккультные поиски. В итоге «Наследие предков» стало включать в себя целую систему из 50 институтов и исследовательских центров. Даже создание концлагерей было поставлено на оккультную основу: вычислялись места, где такие сооружения не принесут вреда Рейху и народу в энергетическом плане, а даже наоборот, пойдут на пользу. В итоге концлагеря становились гигантскими жертвенниками во славу «Чёрного солнца». Отсюда и максимальная жестокость на Востоке, шла зачистка территории для «высшей расы».

Причём христианские конфессии в Германии не были запрещены, даже поход на Восток провозгласили «крестовым», против «безбожных» большевиков. Военные имели право исповедовать католическую или протестантскую веру. Но элита Рейха от христианства подчёркнуто держала дистанцию. В армии и на флоте были запрещены коллективные богослужения. Члены СС не имели право праздновать Рождество, Пасху и другие христианские праздники. Они отмечали свои даты – черномагические, хотя и наложенные на обычные природные циклы, которые праздновали все народы Евразии.

В целом проект подразумевал «перестройку» сознания всего народа: тот же культ «силы», насилия» был характерен не только подразделениям СС. Армейские части также участвовали в карательных мероприятиях, от них остались значительные коллекции кино- и фотохроники, где солдаты и офицеры вермахта хвастались своими «подвигами». Кстати похоже на современные «подвиги» американцев во Вьетнаме, натовцев в Ираке, Афганистане и так далее.

Немецкие промышленники использовали рабский труд угнанных с Востока, не считая их за людей. Данцигский технологический институт занимался проблемами использования трупов – составлялись методики обработки человеческой кожи, рецепты приготовления мыла из жира людей. Сотни докторов, не только СС, их ассистентов, медперсонала участвовали в опытах над людьми – заражение малярией, тифом, гепатитом, провоцировали гангрену, пересаживали кости, замораживали людей и т. д.

Земледельцы покупали пепел из концлагерей для удобрения полей, получали в своё распоряжение рабов и рабынь, при их побегах устраивали «охоту». Не смущало немцев использование купленных по сниженным ценам снятых с людей в концлагерях вещей. А сколько посылок получили с Востока с награбленым барахлом. Не смущало банки получать вещи казненных: золотые и серебряные изделия, включая коронки зубов, вырванные из ушей серьги. Этот поток награбленного серебра и золота потом из германских банков потёк в швейцарские банки.

То есть получается, что богом немцев и элиты Рейха, как и кукловодов, стоящих за этим проектом, в тот период сделали «тёмного властелина» инферно, «Чёрное солнце», не зря Люцифер, одно из имён дьявола, означает с латинского языка «светоносный».


Слова «С нами Бог!» звучащие на русском языке, являлись девизом и Российской империи.

Содержание

История

С 1962 года в бундесвере данный девиз был заменён словами Einigkeit, Recht, Freiheit (нем. Единство, Право, Свобода). Полиция ФРГ продолжала использовать девиз Gott mit uns на пряжках своих ремней до 70-х годов XX века.

Читайте также: