Девиз кружка художественное слово

Обновлено: 18.05.2024

Одной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры человека, приобщения его к духовному богатству современной цивилизации. Особенно актуальной представляется работа с учениками над литературными текстами, которая открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, развитие творческих способностей, самореализации личности ребёнка. Среди инструментов этого процесса может быть классный театр. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению. Участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл. Психологи особо подчёркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учёт этого фактора позволяет педагогам, использовать синтетическое воздействие театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов. Образная сила художественного слова литературного произведения при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене благодаря звучащему слову и действию, проявляется с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, может способствовать развитию у детей интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «Художественное слово». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы

ВложениеРазмер
programma_hudozhestvennoe_slovo_17-18.doc 113 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Школа №2092 им. И.Н. Кожедуба

(ГБОУ Школа №2092 )

На заседании педагогического совета

«___»_____ 2017 г.

Заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию

«___»_____ 2017 г.

Директор ГБОУ Школы №2092

«___»_____ 2017 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направленность программы: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5- 7 лет

Срок реализации программы: 8 месяцев

Анохина Марина Николаевна

Направленность программы - художественная

Одной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры человека, приобщения его к духовному богатству современной цивилизации. Особенно актуальной представляется работа с учениками над литературными текстами, которая открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, развитие творческих способностей, самореализации личности ребёнка. Среди инструментов этого процесса может быть классный театр. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению. Участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл. Психологи особо подчёркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учёт этого фактора позволяет педагогам, использовать синтетическое воздействие театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов. Образная сила художественного слова литературного произведения при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене благодаря звучащему слову и действию, проявляется с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, может способствовать развитию у детей интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «Художественное слово». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы

Данная программа для детей является новой, знакомит со средствами выразительности речи, учит красиво и толково говорить, декламировать, играть на сцене.

Цель: приобщение детей к поэтическому творчеству отечественных и зарубежных писателей; формирование художественного вкуса

  • развивать интерес к таким видам искусства, как выразительное чтение, театр, музыка
  • формировать умения и навыки самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
  • воспитывать общую культуру ребёнка средствами театральной деятельности;
  • создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития.
  • ознакомление с жанрами художественной литературы

Процесс кружковых занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А. Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребёнка - способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Материал постепенно усложняется, происходит знакомство с понятиями как темп, тембр, дикция и др. Происходит знакомство, как с авторскими произведениями так и с произведениями фольклора. Выразительное чтение стихов, рассказов, постановка сценок - миниатюр. Использование в сценках кукол, костюмов, музыки.

Формы и режим занятий.

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют воспитанник 5-7 лет.

Сроки реализации программы: 8 месяцев

Занятия будут проводиться 2 раза в неделю в виде бесед, инсценировок, выразительного чтения, изготовление реквизитов.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Повышение уровня общей культуры учащихся.

Приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности учащихся. Развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как выразительное чтение, театр, музыка.

Дети лучше будут понимать текст произведений, владеть средствами художественной выразительности. Дети будут более раскрепощенные, научаться без стеснения выразительно читать произведения.

Будут принимать активное участие в жизни детского сада.

Будут организованы выступления перед воспитанниками садика, родителями.

Формы подведения итогов

Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие занятия, открытые просмотры, премьерные показы спектаклей, где дети демонстрируют своё театральное мастерство.

Подведение итогов реализации программы осуществляется путём организации выставок работ воспитанников (куклы, декорации, маски, костюмы), показа спектаклей, участия в конкурсах чтецов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как развить у детей память? Как обучить ребенка правильному произношению, выдерживать темп, ритм речи? Как сделать его речь яркой, выразительной, грамотной? Ответы на эти вопросы волнуют, как педагогов, так и родителей.

Пройдя дошкольную ступень, ребенок попадает в школу. С первых же уроков становится ясно, что не у всех детей образная и эмоциональная речь, грамматически правильная и выразительная. Конечно главная ступень по развитию речи - это семья. К сожалению, многие семьи не уделяют этому вопросу должного внимания. Многие родители не имеют времени, а также не хватает знаний и умений, да и часто у взрослых нет желания заниматься развитием речи своих детей. В первую очередь, нужно как можно больше обогащать речь детей, давать дошкольнику грамотное объяснение. Это можно сделать только при постоянном общении. Эмоционально окрашенное слово – важный элемент общения. Значение выразительной речи в жизни человека очень важно. «Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» -писал

Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Роль художественного слова в развитии грамматически правильной речи В наше время проблемы с речевым развитием у детей дошкольного возраста возросли. Есть очень много приемов, методов и форм работы с детьми по этому направлению. Но детская художественная литература несомненно играет большую роль. В работе с детьми дошкольного возраста художественное слово занимает большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. И в то же самое время она оказывает на детей своё воспитательное воздействие. В.Г. Белинский писал о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело, им решается участь человека». Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для ребёнка одной из форм познания окружающего мира, учат мыслить, чувствовать, понимать. В дошкольном возрасте важно научить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Несомненно, очень важна поэзия в процессе воспитания, обучения и развитии детей дошкольного возраста. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.

Заучивание стихотворения- одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Данный вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. Стихи встречают ребенка на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они отражают его интересы от самых, казалось бы, простых до таких, которые связаны с основными жизненными понятиями и формируют человека (это и умственное развитие, и эстетическое воспитание, и доброта, честность, смелость и т.д.).Именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что «поэзия

первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается голове» (В. Г. Белинский).
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.
В дошкольном возрасте важно научить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребенка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекают мир звуков. Стихи – это условная форма выражения мысли, имеющая ритм и рифму. Именно благодаря этому стихи запоминаются быстрее прозы.

Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Стихотворная речь имеет свои специфические особенности, на которые чтец должен обратить серьезное внимание Стихотворная речь музыкальна, в ней чувствуется ритмически организованное сочетание слов Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому подбираем такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.
Дети чувствуют ритм стихов, понимают, что в них есть рифма, поэтому используем игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов.

Многие литературные произведения для детей написаны в стихотворной форме. Это либо короткие подписи к картинкам в таких книгах, как «Игрушки» А.Л. Барто, «Детки в клетке» С.Я. Маршака, либо лирические стихи – «Наши цветы» Е.В. Серовой и т.д.


Содержание поэтических произведений для детей по своему характеру разнообразно. Наши дети имеют достаточное количество лирических и героических стихов, народных песенок, басен и т.д. Для воспитания ребенка очень важно, чтобы стихотворение запомнилось ему в правильном художественном исполнении. При чтении стихов педагог передает не только смысловое содержание, но и их форму и стиховую музыку.
Когда мы разговариваем, наша речь является результатом работы наших мыслей. А когда мы читаем стихотворение, то должны передавать мысли автора, и значит, надо сначала понять, что он хотел сказать своим произведением. Следовательно, начиная с детьми работать над стихотворением, надо вчитываться в текст, прочитав его несколько раз ребенку и каждый раз углубляя объяснение и находя что-то новое. Вместе с ребёнком вспомнить всех действующих лиц. Чтобы ребёнок ярче представил их себе. Надо выяснить, как действующие лица относятся друг к другу, как ребенок относится к ним, кто нравится ему, а кто нет и почему. При чтении стихотворений желательно использовать иллюстрации.


Привить детям любовь к художественному слову к заучиванию стихотворений, уважение к книге.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей? Таким средством является школьный кружок «Художественное слово». Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Художественное слово"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосёлковская средняя общеобразовательная школа

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

творческого объединения

«Художественное слово»

учитель русского

языка и литературы

Евстигнеева В.Б.

Статус документа:

Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 - 1844)

КРУЖОК «Художественное слово»

В основе концепции кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства – сценической деятельности и литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы обусловлена следующими факторами.

В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.

Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.

Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).

Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный кружок «Художественное слово» Кружок существует с года.

Одаренные дети - это звездочки на школьном небосклоне. Задача учителя – помочь им засиять ярче.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Цели кружка «Художественное слово»: формирование у детей духовно-нравственной культуры, воспитание добра, любви к ближним, своей родине, развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков,обучение детей умению владеть устным и письменным словом.

1. Развивать творческие возможности детей

2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения

3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел

4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.

5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Научить школьников пользоваться всем богатством языковых средств (способствовать постоянному пополнению словарного запаса, развитию и совершенствованию грамматического строя их речи).

Обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка; сформировать у школьников умение и навыки оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.

Создавать условия для литературного творчества.

Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Вовлекать одаренных детей в серьезную творческую работу

Организация деятельности кружка «Художественное слово»

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Основные направления:

- тематические беседы, о подвижниках, календарных праздниках , обрядах, устные журналы, презентации о писателях, литераторах, исторических событиях.

- посещение святых мест, музеев.

- концерты, праздники, скаски, инсценировки, посещение театров, просмотр кинофильмов

4. Сценическое мастерство.

- театральная игра, ритмопластика, культура речи.

- выступление на различных конкурсах, исследовательская деятельность, написание сочинений, стиотворчество, выпуск газеты «Русское слово»

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

- Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

- Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть

- Читать выразительно стихи, басни. Знать 2-3 стихотворения наизусть.

- Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений

- еть работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

- Учиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.

Содержание программы

Данная программа рассчитана на 2012- 2015 учебный год. С последующим ее развитием на три учебных года. Программа дает возможность принимать участие в работе кружка детям любого школьного возраста (от10 до 16 лет) и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций. Программа литературного кружка «Художественное слово» рассчитана на 70 часов в год, и включает в себя работу

- по восприятию чужой речи;

- по воспроизводству готового текста;

- по созданию собственных высказываний

Заянятия проводятся 1раз в неделю по два часа и состоят из двух основных блоков: теории и практики, где теории отводится 40 мин., практическим навыкам – 1 час 20 мин. На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, лекции, даётся прослушивание образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов. На практических занятиях обучающиеся ведут исследовательскую работу, работают над техникой выразительного чтения, анализируют художественные тексты, выступают на общешкольных и районных мероприятиях и конкурсах.

Краткие сведения о коллективе.

Посещают кружок «Художественное слово» обучающиеся разных возрастов от 10 до 16 лет, с 5 по 11 класс. Они составляют две группы, которые занимаются по 1 часу. Младшие учатся у старших, осуществляется принцип преемственности. Кружок посещают в основном дети эмоциональные, творческие, увлекающиеся литературой, поэзией театром, музыкой. Все члены кружка учатся на «4» и «5», инициативные, активные, заинтересованные.

Количество человек: -14 – 27 ( деление на 2 группы)

Выход результатов:

Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках. Участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Проведение творческих литературных вечеров, КОНКУРСОВ ЧТЕЦОВ. Участие в школьных и районных конкурсах чтецов, сочинений, исследовательских работ, посещение театров, ДК, литературных музеев, тематические экскурсии, поездки по святым местам.

Достижения в работе кружка.

Учащиеся кружка принимают участие во всех общешкольных и районных конкурсах чтецов, конкурсах исследовательских работ, других районных конкурсах

2007 – 2008 учебный год – 3 место в районе (6 класс)

2008 – 2009 учебный год – 2 место в районе (11 класс)

2009 – 2010 учебный год – 1,3 место (10 класс),

2 место в конкурсе исследовательских работ (10 класс)

2 место (8 класс)

2010 – 2011 учебный год – 2 место (6 класс), 2 место в районном конкурсе театральных гостиных «Читая классику»

2 место в конкурсе исследовательских работ – 11 класс

2011 – 2012 учебный год – 1,2,3 и места в общешкольном конкурсе, 1 место в районном конкурсе «Родники», 2 место в районном конкурсе исследовательских работ (10 класс)

Как известно, современный ребенок, с чуть ли не с младенчества погруженный в виртуальное пространство компьютера, не любит и не всегда умеет читать обычные книги. Небольшое количество часов, отводимое учебной программой на изучение литературы в 5 - 6 классах (2 часа в неделю), не позволяет учителю в полной мере сформировать у ребенка интерес к чтению, любовь к слову, понимание красоты художественного текста. Внеклассная работа по литературе позволяет восполнить этот пробел, а кроме того, решает проблему индивидуального подхода, дифференциации заданий в зависимости от склонностей конкретного ребенка.

Кружок «Художественное слово» имеет своей целью как развитие практических навыков выразительного чтения учащихся, так и ознакомление их с определенными теоретическими сведениями. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Интонация при чтении художественных произведений является естественным следствием глубокого проникновения в замысел автора, верного и яркого представления изображаемой в произведении жизни, эмоционального к ней отношения и активного желания вызвать у слушателей соответствующие мысли, чувства и образы.

На занятиях кружка учитель имеет возможность привлекать интересные, но не входящие в школьную программу тексты незнакомых детям авторов. Кружок по литературе – это возможность прослушать и обсудить аудиозаписи, сравнить свое чтение с актерским исполнением, посмотреть фрагменты фильмов о писателях, провести занятие не за партой, а в музее или в библиотеке, попробовать свои силы в различных конкурсах.

Результатом общения с литературой становится желание некоторых ребят попробовать себя в роли юного поэта, сказочника, журналиста.

Выразительное чтение - одна из форм художественного воспитания, которая способствует приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, творческой самореализации личности ребенка. Оно обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, способствует профилактике асоциального поведения. Занимаясь художественным чтением, каждый ребёнок получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

В системе дополнительного образования существует ряд образовательных программ по художественному чтению. Программа «Художественное чтение», вышедшая в 1981 году и одобренная Министерством просвещения СССР, является примерной типовой программой. Она носит обобщённый характер работы с группой. Особенность данной программы - индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных и психофизических особенностей.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 год.
Возраст обучающихся - 11 -13лет (6-7 классы).

Количество детей в группе - 12 человек.
Количество часов в год - 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ СТАРТОВЫХ ЗНАНИЙ

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Младший подросток стремится разобраться в своих качествах и поступках, занять достойное место в коллективе, заслужить авторитет среди сверстников, и здесь неоценимую роль играет процесс сопоставления себя с героем детской книги. Подростку-читателю еще свойствен наивный реализм: все происходящее с героем произведения он воспринимает как реальность, а не как художественную концепцию автора, но именно эта особенность читательского восприятия позволяет педагогу добиваться большого воспитательного эффекта от общения ребенка с книгой.

Для начального этапа освоения Программы кружка «Художественное слово обучающиеся, дети должны:

-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

-определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Формирование устойчивого интереса и любви к чтению художественной литературы, обучение восприятию и воспроизведению художественного слова.

- учить школьников «медленному» - глубокому и вдумчивому - чтению художественных текстов;

- учить основам бытовой и сценической культуры;

- учить приёмам сосредоточения внимания;

- учить основам владения артикуляцией и внятной речью;

- учить приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического выступления;

- развивать выразительность речи, творческий потенциал детей для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове;

- способствовать развитию у школьников гибкости голоса, умения пользоваться силой и высотой звука, темпом речи, изменением тембра;

- развивать чувство ритма, фонематический и речевой слух ребёнка;

- развивать кругозор ребёнка в области словообразования, литературы, искусства;

- развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка;

-развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, способность к образному мышлению;

воспитательные:
- прививать любовь к книге;

- воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного;

-способствовать творческой самореализации, раскрепощению личности младшего подростка;

-способствовать социализации и формированию адекватной самооценки, уверенности в себе,

Занятия кружка «Художественное слово» состоят из нескольких РАЗДЕЛОВ:

1. Практические упражнения по технике и логике речи.

2. Индивидуальная работа учащихся над созданием собственных рассказов, стихов, сказок, очерков.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Каждое занятие содержит темы из разных разделов:

- Техника речи (упражнения на подготовку голосового аппарата, постановку речевого дыхания и т.п.).

- Эмоционально - образная выразительность речи (отработка умения нотировать текст, составлять партитуру чтения, выделять логическое ударение, выстраивать ритмический рисунок фразы).

- Собственное исполнительское литературное и исследовательское творчество.

В работе кружка «Художественное слово» находят применение следующие ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: проектная, проблемного преподавания, педагогических мастерских, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология «Образ и мысль», технология ценностно-смыслового диалога, информационные технологии.

Основу занятия составляет обязательное практическое воспроизведение заданий педагога каждым обучающимся.

Для реализации программы используются следующие ФОРМЫ РАБОТЫ: - практические и теоретические занятия,

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В конце курса обучения проходит отчетный период в форме конкурса чтецов или литературно-музыкального концерта.

При реализации программы используются:

-фонохрестоматии и видеотеки с записями исполнения текстов профессиональными мастерами художественного чтения, бардами, певцами музыкантами для учебных и концертных целей;

- специально подобранные по теме и распечатанные по количеству обучающихся литературные тексты;

- публицистические издания по развитию кругозора «Читайка», «Детское чтение для сердца и разума», «Путеводная звезда» («Роман-газета» для детей), «Кукумбер», «Филиппок», «Литературная газета»; «Фома», «Непоседа»;

Читайте также: