Девиз царскосельского лицея в котором учился пушкин
Обновлено: 14.11.2024
О, матерь! Вняли мы призванью,
В груди кипит младая кровь,
Длань крепко съединилась с дланью,
Связала их к тебе любовь.
Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела – кровь и труд,
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо Правды в суд.. .
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте, сыны! »
Благословите положивших
В любви Отечеству обет!
И с детской нежностью любивших
Вас, други наших резвых лет!
Мы не забудем наставлений,
Плод ваших опытов и дум.
И мысль об них, как некий гений,
Неопытный поддержит ум.
Простимся, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку
Быть может, здесь сроднила нас!
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой!
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде – да, неправде – нет.
В несчастье – гордое терпенье
И в счастье всем равно привет!
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте, сыны! »
Прощайте, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку
Быть может, здесь сроднила нас.
автор гимна - Антон Иванович ДЕЛЬВИГ
В 1811 году был принят в Царскосельский лицей. Особенно близок был с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером – друзьями на всю жизнь. Ранние литературные опыты Дельвига были удачны: он первым из лицеистов начал публиковаться, он же впервые отдал в печать стихи Пушкина. Написанная Дельвигом "Прощальная песнь воспитанников императорского Царскосельского лицея" (1817 г. ) стала лицейским ГИМНОМ.
а музыку к гимну написал Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон (он преподавал пение в Царскосельском лицее).
Девизом Императорского Царскосельского лицея, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин, была следующая фраза:
Лицей задумывался как учебное учреждение, в котором будут готовить будущих чиновников для важных государственных постов.
С самого начала было ясно, что Императорский Царскосельский лицей станет особым учебным заведением, каких еще не было в России.
Это касалось всего: стратегии обучения, порядка пребывания учеников, выбора самих учеников и многого другого.
Здесь на лицеистов обрушилось огромное количество правил и запретов, которые нужны были для их воспитания.
Развитие общего духа
Главной целью работы лицея было развитие единого общего духа в учениках.
Все они набирались из семей дворянского происхождения, но разных по достатку (от 20 до 50 человек).
Здесь они должны были оторваться от своих родных и жить в единых условиях: одинаково одеваться, есть одно и то же и жить в равных условиях.
Надзор
За учениками круглосуточно велся надзор: во время обеда, на занятиях и даже ночью. Считалось, что память о постоянном надсмотре удержит юнцов от порочных поступков.
Отдельное жилье
Чтобы ученики не могли общаться в ночное время, для каждого из них была выделена отдельная комната.
Распорядок дня
В лицее действовал строгий порядок.
Лицеисты вставали в 6 утра, а отбой был в 10 вечера. Малая часть дня выделялась на свободные занятия, однако даже здесь за ними велся контроль.
Прогулки, кстати, были обязательными. Учащиеся выходили на прогулку строем.
Наказания
Телесных наказаний в лицее не применяли, хотя на стадии проекта рассматривались.
Вместо телесных применялись наказания нравственные. Ученики за непристойное поведение, громкий смех, невнимательность и прочие огрехи могли быть выгнаны из класса, посажены за позорную парту или одеты в свои старые вещи.
За нарушение дисциплины или нежелание учиться лицеиста могли лишить привычной еды, заменив ее хлебом и водой.
Особенности воспитания
В лицее готовили государственных служащих, чиновников высокого ранга для работы на самых разных должностях.
Было решено, что приоритетом станет воспитание общего духа, разума и достоинства.
Выпускники должны быть настроены на работу для общественного блага, и они не должны опираться на знатность своих предков, кем бы они ни были.
Отрыв от семьи
С самого начала предполагалось, что ученики должны быть полностью погружены в процесс обучения, без отвлечения на сторонние мысли. Это касалось также семей учеников.
Фактически воспитанников старались максимально оторвать от прежних привязанностей и мыслей о прошлой жизни. Теперь их новой семьей должны были стать лицеисты.
Так что родители лицеистов приезжали к ним в гости не часто.
Запрет на написание стихов
Многие из студентов помимо Пушкина занимались написанием стихов. Узнав об этом, надзиратели запретили заниматься стихотворством. По их мнению, это отвлекало от более важных занятий и способствовало вольнодумству.
Для осуществления задуманного, у учеников стали забирать бумагу и письменные принадлежности. Теперь всем этим можно было воспользоваться только на уроках.
Ситуация привела к тому, что Пушкин начал писать прямо во время лекций, не обращая никакого внимания на урок и преподавателя.
В результате запрет не сняли, но решили взять ситуацию под контроль, выпустив газету, в которой бы публиковались стихи молодых поэтов.
Запрет на книги
Некоторые ученики привезли в лицей свои книги (у Пушкина был Вольтер, Пирон). Позже их отобрали.
Обучение и предметы
Учащимся преподавались следующие предметы:
- ораторское мастерство,
- русский язык,
- каллиграфия,
- французский язык,
- латинский язык,
- немецкий язык,
- физика,
- математика,
- эстетика,
- музыка,
- политика,
- военное дело.
Может показаться, что условия воспитания мальчиков были слишком строгими. Однако порой они смягчались по причине смены директора и надзирателей.
Ученики взрослели, становились более мудрыми, развивали свои таланты. И цель создать единую лицейскую семью была достигнута.
200 лет Императорскому Царскосельскому лицею в 2011 году:
Императорский Царскосельский Лицей открылся 19 октября 1811 года. В его стенах выросли Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Александр Горчаков, Яков Грот, Михаил Салтыков-Щедрин и многие другие выдающиеся деятели России.
В воспитании молодого поколения важную роль всегда играли великие примеры.
День 19 октября вошел в нашу историю как день, знаменующий великие традиции русского Просвещения, русского Воспитания - воспитания свободной творческой личности, высокого общественного служения, бескорыстной самоотверженной дружбы - всего того, что символизирует поэтическое представление о легендарном Пушкинском лицее.
Лицей был учрежден Императором Александром I, о котором Пушкин сказал в памятном стихотворении «19 октября»:
«Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей».
Указ об основании Лицея был подписан в августе 1810 г., а первый набор состоялся в 1811 году.
Легендарное образовательное учреждение в дворцово-парковом пригороде Санкт-Петербурга выпустило блестящую плеяду ученых, писателей, дипломатов, военачальников, составивших славу Отечества. В их ряду выделяется имя Александра Пушкина, воспевшего в стихах «Лицея день заветный», посвятившего многие проникновенные строки друзьям отрочества и юности.
Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и преподаватели столицы во главе с директорами Василием Федоровичем Малиновским и Егором Антоновичем Энгельгардтом.
В стихотворении «19 октября» 1825 года А.С.Пушкин обращается к своим лицейским друзьям, он благословляет день открытия Лицея, он отдает дань уважения и своим лицейским наставникам:
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
А вот пушкинские строки, посвященные Александру Петровичу Куницыну, которого Пушкин ценил более всех преподавателей:
Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
строки из стихотворения из «Была пора…»(1836)
Строки признания его заслуг:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
О лекциях Куницына Пушкин «вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти сохранил неизменное уважение».
А на экземпляре книги «История пугачевского бунта», подаренном учителю, поэт сделал надпись: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности».
У каждого лицеиста, безусловно, были свои любимые преподаватели, в зависимости от личной предрасположенности к тому или иному предмету, но были и всеобщие любимцы. Секрет их популярности кроется в любви к своим подопечным, в атмосфере дружбы и доброжелательности, царившей на их уроках. Именно эти качества более других ценил Энгельгардт и в учениках, и в воспитателях. Он называл это «чувством Сердца», не уставая напоминать всем, что именно «в Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и по теории».
Феномен Лицея объясним: образовательный процесс в нем был направлен не на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы.
Прощаясь с первыми лицейским выпуском, Энгельгардт подвел итог шестилетнего обучения такими словами: «Идите, друзья, на новом вашем поприще. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас. » Спустя год родился ответ — знаменитые строки Пушкина:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Многие лицейские традиции появились благодаря второму директору Лицея Е.А.Энгельгардту.
Одна из самых известных — после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.
Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.
Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея (финал)
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде - да,
неправде - нет.
В несчастье - гордое терпенье.
И в счастье -
всем равно привет!
Шесть лет промчалось,
как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья,
руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может,
здесь сроднила нас!
первые числа июня 1817 года
Лицеисты первого выпуска, конечно, запомнили все стихотворение наизусть, и каждая строка из него звучала для них как пароль. Пушкин в дальнейшем несколько раз пользовался этим стихотворением Дельвига именно как паролем, позволяющим несколькими словами восстановить в сознании лицейских друзей атмосферу их юности.
Дерево узнается по плодам. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев — это только первый, пушкинский выпуск. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства — и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве. И при этом Лицей всегда — с самого первого выпуска — был под бдительным надзором властей, считаясь заведением опасным, распространявшим вольнодумство. В 1844 году, в разгар николаевской реакции, он был переведен в Санкт-Петербург и стал называться Александровским, просуществовав под этим именем до 1917 года.
«Для общей пользы» было написано на медали, которая вручалась каждому воспитаннику Царскосельского лицея.
Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».
Еще первые лицеисты говорили, что Лицей - это не стены, принципы обучения и близость к царским покоям. Лицей - это дух.
Идеалы, которые олицетворял Лицей, - служение Отечеству, честь и достоинство, бескорыстный труд , любовь к Пушкину и русской словесности, верность долгу, - все эти ценности продолжали жить. Живут они и сегодня - пусть и в немногих сердцах.
А ведь только идеалистами, этими "лицеистами без Лицея", мы все и живы. Что будет, если они уйдут? Вот тогда, очевидно, Лицей как явление русской жизни закроется навсегда, и будущие поколения будут лишь гадать о "тайне Лицея", им уже неподвластной.
Так в чем же загадка Царскосельского лицея?
В том, что там учились только дети дворян, уже получившие достаточное образование для учебы в этом учреждении? Или в том, что лицей был расположен в красивейшем предместье Петербурга и сама природа благотворно влияла на детские и юношеские души? Или в том, что их наставниками были умные и добрые люди, обладающие к тому же педагогическими талантами? Или в том, что мальчики были оторваны от дома, шумный класс заменил им тихую семью? А может, секрет «лицейского духа» крылся в том подъеме, который испытала русская нация после разгрома Наполеона? Или звали к служению Отечеству памятники, установленные в честь русской боевой доблести?
А может все это вместе и стало той загадкой, сподвигнувшей юного Пушкина на пронзительные искренние слова:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен.
Нынче лицеев в России не счесть. А останутся ли в памяти выпускников их лицейские годы, как остались они в памяти гениального поэта и его товарищей? Будут ли они столь трепетно и нежно вспоминать свои лицейские дни ? Пронесут ли дружбу через всю жизнь и столь же честно и безоглядно послужат Отечеству ?
Ежегодно в этот день, 19 октября, в гости к бронзовому лицеисту, сидящему на скамейке в Лицейском саду, приходят школьники, артисты, поэты, музыканты. Звучат стихи о золотой осенней поре, дружбе, верности, братстве и преданности идеалам юности.
Какая царская нынче осень в Царском Селе!
Какие красные листья тянутся к черной земле,
Какое синее небо и золотая трава,
Какие высокопарные хочется крикнуть слова.
«Пушкин-лицеист».
Памятник установлен в Лицейском садике
в 1900 году. Скульптор Р.Р.Бах.
Герб Лицея
Герб Александровского Лицея на обложке одного из юбилейных изданий, выпущенных к 100-летию со дня основания этого учебного заведения.
Герб Лицея на доме директора Лицея в Царском Селе.
Подтверждаю согласиеКонтакты
Муниципальное автономное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система»
города Пскова
Читайте также: