Дворец пионеров на воробьевых горах ссср афоризмы

Обновлено: 28.04.2024

Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах пережил войну, распад СССР, лихие 90-е, а теперь еще и пандемию — и тоже прошел это испытание с честью. Директор ГБПОУ «Воробьевы горы» Елена Мельвиль рассказала в эфире «Радиошколы», что будет с Дворцом пионеров после реставрации и как он вернется к офлайн-работе.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Почти каждый ребенок посещает по 2–3 кружка

Дворец пионеров сегодня — это не только культовое место для многих московских семей, куда наши бывшие выпускники теперь приводят своих детей и даже внуков. Это еще и часть образовательного комплекса «Воробьевы горы» — 5 школьных и 3 дошкольных отделения, колледж. , Причем 2 подразделения имеют по 2 адреса реализации программ, а также образовательный центр Команда, расположенный в Истринском районе. Однако главным тут остается именно внутреннее содержание с крепкими традициями и устоями.

Нам хочется и совершенствовать, развивать новые направления, но при этом сохранять и уникальные, традиционные. Сейчас у нас занимаются около 17,5 тысяч детей, которые получают приблизительно 46 тысяч услуг — практически каждый ребенок посещает по 2–3 кружка.


Запрос на метапредметность

Мы видим, как со временем меняется интерес к различным направлениям дополнительного образования. Например, 3–4 года назад дети в городе в основном выбирали театральные и музыкальные кружки.

За ними следовало художественное творчество, а вот запрос на научно-технические направления по результатам опроса на портале «Активный гражданин» составлял в 2014 г. всего около 9%, в 2016 г. он был уже 15% Сейчас же у нас в учреждении примерно 37% детей выбирают именно научно-техническое творчество.

Нужно понимать, что мы не говорим только о робототехнике. У нас к обычному моделированию добавилось проектирование беспилотников, занятия по дизайну расширились до технического и промышленного направлений, а обычная аналоговая фотография преобразовалась в компьютерную. Также у нас есть 3D- и 4D- моделирование, прототипирование. Это все тоже научно-техническое творчество.

При этом высокий спрос на художественное образование все же сохраняется

Просто ребята, которые ходят на технические кружки, как правило, посещают еще и художественные. Традиционные направления также остаются популярными, например шахматная школа или школа гандбола.


Мы начали развивать медиацентр Дворца пионеров, возродили киношколу для подростков, и это невероятно интересно. Более того, сейчас думаем над развитием киноклуба, чтобы дать подросткам пространство для коммуникации. У нас продолжает работать и школа комиксов, которая изначально создавалась на 1 месяц в прошлом году. Это психолого-художественный кружок, потому что дети, переживая подростковые трудности, не только переносят их в пространство комикса, но и находят тех, кого волнуют те же проблемы.


Пермская «Точка»: как устроена единственная госшкола в России, где изучают дизайн

В целом же мы наблюдаем у родителей запрос на метапредметность, так что предлагаем детям как основной модуль, так и дополнительные. Программистам, например, мы предлагаем и курсы по коммуникации, чтобы ребенок успешно социализировался, развивал навыки общения.

А еще наши педагоги спустя 2–3 месяца работы с ребенком видят его сильные и слабые стороны, а значит, могут посоветовать что-то родителям, подобрать нужное для каждого конкретного ученика, чтобы помочь ему максимально раскрыть свои таланты.

Без родителей мы бы не справились

До пандемии у нас уже был небольшой опыт работы в онлайн-формате: нашей шахматной школе удалось предвосхитить массовый переход в интернет, потому что у родителей был запрос, ведь к нам на занятия ездили даже дети из Подмосковья. Именно поэтому еще до введения режима повышенной готовности шахматы у нас начали проводить в онлайн-формате.

Во время пандемии перенести такую большую структуру в формат дистанционного обучения было действительно сложно. Сначала мы провели обучение педагогов, у нас было на это целых две недели. За это время мы изучили цифровые платформы, их преимущества и недостатки, разобрали алгоритм работы с ними, а также рассказали, как работать со светом и звуком.

Более того, с преподавателями работали психологи, они объясняли им психологические основы дистанционного образования, принципы самопрезентации и другие детали, которые помогали выстраивать качественную коммуникацию с учениками, ведь даже жестикуляция в таком деле имеет значение.


Конечно, идеальная картинка вначале не складывалась: для многих преподавателей такой формат действительно был очень сложным из-за технических особенностей. Но проведя пару занятий, они начали привыкать и поняли, что это гораздо эффективнее, чем просто отправка готовых документов студентам. А потом педагоги стали и сами связываться между собой в Zoom, чтобы поделиться лайфхаками и результатами работы.

Коммуникация во время пандемии не только не прервалась, но стала интенсивнее

Стоит отметить, что без родителей во время пандемии мы бы не справились — им удалось совместно с преподавателями наладить процесс общения с детьми, именно это помогло освоить учебные программы до конца года.

Казалось, невозможно перевести спортивные кружки в онлайн-формат, но есть множество различных тренажеров. Например, футболисты изучали различные расстановки игроков, вместе с тренерами смотрели матчи. А также выполняли разминки и зарядки, к которым подключались и родители. Удивительный опыт был на онлайн-занятиях музыкального ансамбля имени В. С. Локтева. К нашим занятиям подключались и бабушки с дедушками, и родители, загоревшиеся желанием тоже освоить игру на каком-либо музыкальном инструменте. Так получился формат группового занятия с ребенком.


«В конечном счёте всё упирается в порядок». 12 мыслей о креативности от Дэвида Линча, Бьорк и Квентина Тарантино

Опыт работы во время карантина оказался бесценным, мы решили, что его нельзя терять. Сейчас у нас на сайте есть целый раздел, где собраны материалы для дистанционного обучения, мастер-классы от педагогов. Также там много полезной информации для преподавателей. Думаю, мы будем использовать такой формат и дальше, ведь в декабре–январе стабильно есть неделя, когда дети начинают массово болеть. Кроме того, педагоги иногда тоже заболевают, и теперь у них даже в таком случае есть возможность просто выйти в эфир и провести занятие по расписанию. Теперь в школах есть технологии, чтобы ребенок, когда он на больничном, мог подключиться к уроку и не пропустить ничего важного.

Только научная реставрация

Дворец пионеров — это не только памятник советского модернизма, у здания есть официальный статус охраняемого объекта архитектуры. Именно поэтому реставрация помещения ведется под строгим контролем Мосгорнаследия. В обществе много волнений, потому что у нас пока нет опыта восстановления таких объектов: памятники советского времени только сейчас приходят в то состояние, когда им необходимо проведение подобных работ.

Но мы изначально собрали рабочую группу, в которую вошли выпускники Дворца пионеров, муниципальные чиновники, депутаты Мосгордумы. Все они работают под тщательным контролем управляющего совета, каждый этап обсуждается вместе с детьми и взрослыми. Студенты, например, проводили у нас «форсайт-сессию» про будущее Дворца, дети помладше писали эссе на тему «Что должно быть во Дворце?», а педагоги вместе с проектировщиками ходили по зданию и рассказывали им, что и где было раньше, ведь не все чертежи сохранились, а множество перепланировок изменили логику и композицию здания.

Абсолютно уверенно можно сказать, что это исключительно научная реставрация, то есть восстановление оригинальной идеи архитекторов. Более того, наше здание — памятник культурного наследия, а значит, новое строительство на объекте не допускается на основании федерального закона.

Полную запись интервью с Еленой Мельвиль слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».

Юрий Болотов — о том, почему Дворец пионеров — лучшее место Москвы

Про Дворец пионеров на Воробьёвых горах можно сказать ровно одну вещь: это лучшее место Москвы, и в то же время — место совсем не московское. Непонятно, как оно существует в этом городе, непонятно, как оно существует в это время. Асимметричная зелёная площадь косо рассечена регулярной сеткой асфальтовых дорожек. С одной стороны — пятидесятиметровый флагшток из нержавеющей стали. С другой — лёгкое вытянутое здание с куполом обсерватории и козырьком на исчезающих колоннах. По центру — словно стекляшка типового советского кинотеатра. На фасадах модернистские панно, и всё очень буквально: пионеры, костры, трубы, Ленин — куда без него. За соединёнными в один комплекс зданиями растут ясени и орехи. Тихо, нет машин, по дорожкам гуляют школьники, — даже поздней осенью 2014 года здесь царят наполненные надеждой 1960-е.

Дворец пионеров стали строить сразу после VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года, а открывали 1 июня 1962 года — до публикации «Одного дня Ивана Денисовича» оставалось полгода, а до танков в Праге — вечность. На параде пионеров красную ленточку нового здания перерезал сам Никита Хрущёв. Дворец пионеров — это физическое воплощение оттепели и всего лучшего, что было в Советском Союзе. В стране росло первое послевоенное поколение, которому не нужно было бороться за своё существование. И чтобы удовлетворить их потребности в творчестве, впервые в советской истории для детей было создано место вечного праздника.

Дворец пионеров
на Воробьёвых горах

Шедевр советского модернизма, коллектив авторов удостоен Государственной премии РСФСР
в области архитектуры 1967 года

Архитекторы: Игорь Покровский (руководитель), Феликс Новиков, Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Борис Палуй, Михаил Хажакян, Юрий Ионов (инженер)

Годы создания: 1958–1962

Площадь комплекса: 48 га

Число учащихся: 15 500 школьников





Строительство комплекса стало событием в архитектурной жизни СССР: в одном протяжённом здании были объединены несколько концертных и театральных залов, бассейны, зимний сад, обсерватория и пространства для выставок. Конкурс выиграли молодые и неизвестные архитекторы под руководством Игоря Александровича Покровского (будущего автора застройки Зеленограда) — всем в команде из семи человек не было и 35 лет. Проект стал их путёвкой в жизнь: когда в 1967 году была учреждена Государственная премия РСФСР в области архитектуры, первыми её получили именно создатели Дворца пионеров.

Решение команды Покровского радикально отличалось от всего, что было прежде: это очень лёгкие, изящные и удачно вписанные в природное окружение здания, объединённые общим лаконичным и ясным стилем, — полная противоположность избыточной позднесталинской неоклассики. Несмотря на полувековой юбилей и необходимость ремонта, они и сейчас выглядят свежо, современно и разнообразно. Правда, архитекторам так и не удалось довести всё задуманное до конца: уже в 1963 году финансирование продолжения строительства свернули.











Дворец пионеров на Воробьёвых горах не сводится к одной лишь площади или выполненному с неоспоримым вкусом модернистскому ансамблю. Он куда масштабнее своих составляющих, и, попадая в это пространство, можно ощутить прикосновение к сакральному. Архитектура — это не только кирпичи, стекло и железобетон. Архитектура всегда выражает идеологию и настроение общества: по разнице между просторным Новым Арбатом и громоздким проспектом Академика Сахарова легко представить разницу между началом и концом брежневской эпохи. Дворец пионеров — живая утопия из того времени, когда люди верили, что скоро подчинят себе термоядерный синтез, создадут справедливое общество и на блестящей ракете полетят к далёким планетам. И в этом его парадокс.

Этот комплекс живёт в параллельной реальности — к концу XX века человечество испытало кризис веры в прогресс. Никому больше не интересно светлое будущее: зачем осваивать настоящий космос, если можно в социальных сетях обсудить космические приключения в новом фильме Кристофера Нолана? И даже больше — надежда на то, что дальше будет лучше, сменилась страхом перемен и желанием отгородиться от будущего, забыть о его существовании и вернуться в прошлое или хотя бы оставить всё так, как есть. Но, находясь на Воробьёвых горах, ты не чувствуешь этой мороки: прогресс — это здорово, а будущее не может не быть прекрасным. Потому что если оно не прекрасно, то зачем вообще жить?

На площади у Дворца пионеров несложно поверить, что всё будет хорошо. Хотя бы поэтому поздней осенью 2014 года это лучшее место Москвы.

Москвичи выберут новый вид Дворца пионеров на Воробьевых горах. Голосование стартовало на портале «Активный гражданин».

В конце прошлого года свою концепцию реставрации зданий и парка представило бюро Kleinewelt Architekten, однако проект раскритиковал один из соавторов дворца Феликс Новиков. Власти решили спросить горожан, какой из трех вариантов реставрации им нравится больше.

Дворец! Как много в этом звуке
Для сердца детского слилось!
Ни капли горечи иль скуки
Здесь не найдёшь, ведь собралось
Созвездье педагогов ярких
Со всей Москвы, со всей страны.
Педагогической помарки
Нет у дворцовской белизны.
Девиц и отроков хоралы
Звучат, согрев небесный свод.
Здесь творчество их воссияло,
Собрав на праздник хоровод.
Грядёт иное поколенье,
Грядут иные времена,
Возьмут они судьбы стремленья,
Подняв себе на рамена.
И вспомнят Воробьёвы горы,
Дубравы зеленость ветвей,
Да и помянут добрым словом
Дворец для творчества детей.

(написано в ходе творческого конкурса педагогов МГДД(Ю)Т, 2004)

© Copyright: Александр Колосков, 2004
Свидетельство о публикации №104101500023 Рецензии

<Ни капли горечи иль скуки>

Эта строчка напомнила мне Детский сектор ДК ЗИЛ'а. Тогда ваш Дворец ещё не был построен и я ходил в различные кружки. Педагоги там работали с увлечением. Похоже, что и у вас такая же обстановка.

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: