Честь никому девиз русских офицеров

Обновлено: 14.11.2024

Дорогой мой читатель, найдите немного времени и прочтите «Кодекс чести русского офицера 1804 года», следуя этим правилам, вы избежите многих жизненных ошибок.

Мы сегодня находимся в другом времени, от 1804 года нас отделяют более 200 лет и целая советская эпоха. Но слово «честь», будет актуально всегда. «Честь может быть потеряна только однажды.» Э.М. Капиев

Кодекс чести русского офицера

  • 1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
  • 2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
  • 3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.
  • 4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.
  • 5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой!
  • 6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
  • 7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
  • 8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги портят отношения.
  • 9. Не принимай на свой счёт обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Будь выше этого.
  • 10. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое.
  • 11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай.
  • 12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
  • 13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.
  • 14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
  • 15. Тайна, сообщённая тобой хотя бы только одному человеку, перестаёт быть тайной.
  • 16. Будь всегда начеку и не распускайся.
  • 17. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.
  • 18. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.
  • 19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.
  • 20. Если вошёл в общество, в среде которого человек, с которым ты в ссоре. То, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему.
  • 21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
  • 22. Когда два человека ссорятся — всегда оба виноваты.
  • 23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчинённые уважали тебя, а не боялись. Где страх — там нет любви, а есть затаённое недоброжелательство.
  • 24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие.
  • 25. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!

Что такое честь офицера

Кодекс чести русского офицера — «честь является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности».

В толковом словаре Даля объяснение: «Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека. Доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

Офицеров русской армии называли «белая кость», подразумевая чистую совесть и незапятнанную честь, которые были для офицера превыше всего.

О том, насколько честен (или бесчестен) человек, судят главным образом окружающие, формируется общественное мнение. Обычно люди высоко ценят тех, кто является «человеком чести».

«Честь — святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь — его награда в счастье и утешение в горе, она не терпит и не выносит никакого пятна» М.С. Галкин
Чувство собственного достоинства ничего общего не имело с чванством, заносчивостью или чувством превосходства над гражданским населением.

«Напротив, офицер должен оказывать уважение всякому званию и вести себя с одинаковым достоинством со всеми классами общества. Причем в отношении людей, стоящих ниже его по образованию. Он не должен опускаться до уровня их нравов, а напротив, стараться поднять их до собственной высоты».

Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.

С переходом, преимущественно на контрактную основу, снизились требования по соблюдению военнослужащими правил, относящихся к понятиям воинской чести и достоинства. И тому есть объяснение.

Раньше для офицерского состава служба в армии являлась смыслом всей жизни и не ограничивалась сроком контракта. Сегодня военнослужащие лишь исполняют конституционный долг и реализуют свое право на труд посредством прохождения военной службы.

Обязательств о соблюдении морально-нравственных принципов, относящихся к воинской чести военнослужащих, контракт не содержит. Я думаю, что приказов иметь совесть или честь не может быть в природе. Это воспитывают в себе с детства. «Береги честь смолоду, а платье снову».

Наполеон перед своим нападением на Россию несколько лет внимательно изучал русскую армию. Он приказал доставить ему данные английского военного писателя Роберта Вильсона, который находился в русской армии в качестве британского представителя при штабе Кутузова и занимался составлением подробного отчета о боевых качествах Российской армии.

Что же писал автор о русской армии?

«. Пехота вообще составлена из людей атлетического (самого крепкого) сложения от 18 до 40 лет, одаренных великой силой, но ростом невысоких. Они привычны ко всем переменам погоды и нуждам, к самой худой и скудной пище, к походам днем и ночью, к трудным работам и тягостям. Они свирепы, но покорны; упорно храбры, но легко возбуждаются к славным подвигам; преданы своему государю, начальникам и отечеству; набожны, но не помрачены суеверием; терпеливы и сговорчивы.

Недостатки, приписываемые российскому войску, суть только последствия несовершенной военной системы, а не личной неспособности воинов. Сила их требует только направления, а храбрость – опыта. Природа одарила их самыми лучшими существенными способностями к военным действиям. Для устройства сего войска не нужен творческий гений, но нужен порядок в управлении и искусство в начальстве.

Штык есть истинное оружие русских. Одни англичане могут спорить с ними об исключительном праве на сие оружие, но поскольку русский солдат выбирается из большого числа народа с великим вниманием к его телесным качествам, то и полки их должны иметь гораздо большее превосходство. Храбрость русских в поле беспримерна. Русский, приученный с самых молодых лет считать русских за народ – первый в свете, почитает самого себя членом, необходимо нужным в составе непреоборимого государства. Суворов знал сей образ мыслей и, пользуясь оным, достигал самыми малыми способами блистательнейших успехов; и хотя он менее дорожил человеческой кровью, чем его предшественники, но солдатами был любим, как отец, и народная гордость, равно и личное к нему удивление, столь много его возвеличили, что Суворов и поныне признается божеством, присутствующим при их сражениях. Известный состав его армии, малозначащее число солдат ее, внутренние препятствия, всегда ему встречавшиеся, в самом деле возвышают достоинство подвигов его, дают ему все право на имя первейшего военачальника, какой когда-либо существовал на свете.

Русский солдат вообще чрезвычайно соблюдает повиновение и привязан к своему офицеру, а офицер обходится с ним весьма ласково и не так, как с машиной, но как с разумным существом, привязанность которого он должен приобретать. Наказания у русских не столь часты и не так жестоки, как в армиях других народов. Русские имели случай удивляться как обращению, так и частому употреблению наказаний в войсках их союзников.

Русские офицеры весьма ласковы к солдатам и с веселым духом разделяют с ними всякую нужду. Они пользуются удовольствиями жизни, если встречают их, но не ропщут, если их лишены. С удивлением иностранцы должны взирать на то их равнодушие к покою, неге и даже к необходимым нуждам в общежитии, с каковым самые бояре, привыкшие к роскоши в столицах, владельцы огромных домов и доходов, равных царским, выдерживают трудности самых тяжелых походов. Храбрость их достойна русского воина. В душе их всегда горит любовь к отечеству и непреодолимое желание славы, беспрестанно побуждающее их к подвигам и заслуге отличий. Самая искренняя дружба, самое доброхотное хлебосольство соединяет офицеров и составляет из них некоторый вид братства. Их бескорыстие так велико, что собственность каждого почитается собственностью всех его приятелей и даже каждого иностранца. Как богатый пир, так и насущный хлеб разделяют они равно между званым и незваным гостем. Обычаи Москвы и Петербурга сохраняются и в стане, а дух щедрого хлебосольства не изменяется ни скудостью средств, ни тягостью обстоятельств.

Высоко ценить свою землю свойственно русскому офицеру, как и солдату. Он досадует, если на счет оной делается какое-либо замечание или рассказывается происшествие, которое, по его мнению, уменьшает достоинство его отечества.

Между нынешними русскими офицерами нет недостатка в людях способных. Много есть также превосходных бригадных и дивизионных генералов, но беспрерывного появления Суворовых ожидать нельзя.

Воинские достоинства казаков так же отличительны, как и всего русского народа, но наследственный навык к войне, а может быть, и врожденное дарование к оной, умножает и изощряет их понятия и способности. По течению звезд, по направлению ветров, посредством соображения самых остроумных наблюдений казак проходит через незнакомые ему земли и через непроходимые леса, достигает своего назначения, преследуя неприятеля с такой же точностью и упорством, как гончий пес преследует зайца. Ничто не может избежать его деятельности, сокрыться от его проницательности и обмануть его бдительность. Неумолимый гнев начальства и вечное бесчестие навлекает на себя казак, который небрежностью своей способствовал успеху неприятеля. Вооруженный копьем, пистолетом и саблей казак никогда не боится соперника в единоборстве, а в последнюю войну нападение казаков на всякую конницу даже в чистом поле было непреодолимо. Страх предшествовал их натиску (атаке). Напрасно военное искусство старается противопоставить направляемым их копьям какую-либо преграду.

Хотя казаки в некоторых случаях своим натиском разбивали регулярную конницу, не должно, однако, думать, что они назначены были вообще действовать в строю. Казаки сражаются врассыпную. А если они когда соберутся ударить по неприятелю соединенными силами, то сие нападение делается без системного порядка, а только толпой. Но и в сем случае оно производится не иначе, как по приказанию тех из их офицеров, которые всегда лучше знают их дух и силы, или же оно должно быть (как сие часто и случается) действием добровольного побуждения, которое воспламеняет к бою весь корпус и обнаруживается криком, гораздо страшнейшим и ужаснейшим, нежели вопль диких ратников Канады. Умея ловко владеть лошадью, которой ловко управляют одной уздечкой, они на всем скаку могут изворачиваться во все стороны в самых непроходимых и трудных местоположениях.

. Казаков и их лошадей по крепости сложения можно назвать железными: никакой труд, никакая погода, никакие неудачи не останавливают их деятельности, не ослабляют их службу. Между простыми казаками часто встречаются люди рыцарского духа и исполненные чувства чести. Многие из них могли бы быть украшением даже рыцарского века и были бы достойны памяти в потомстве по их знаменитым подвигам верности и мужества».
Не менее лестные отзывы получили русские воины от французов во время Первой мировой войны. Следуя своему долгу и обязанностям перед союзниками по Антанте, во Францию был направлен Русский экспедиционный корпус. Он насчитывал 45 тысяч воинов (из них 750 офицеров). Организационно РЭК был сведен в четыре бригады (две сражались во Франции, две – в греческих Салониках). Наши союзники высоко отозвались о боевой подготовке русских бригад.
В частности, маршал Франции Фош писал в своих мемуарах: «В первые годы войны развитие наших успехов было достигнуто благодаря содействию со стороны русской армии, ее преданности нашему общему делу. Если французы не были стерты с карты Европы, то этим мы обязаны прежде всего России.

. Русский солдат дисциплинирован, самоотвержен, обладает любознательным духом и цепким умом: вместе они производят захватывающее впечатление. Русское соединение – ударная боевая единица. При хорошей подготовке оно будет непобедимо.

. Бригады не могли изменить ход войны на Западном фронте в пользу союза, но роль русских бригад заключалась в другом – поднять дух населения, и эту задачу они выполнили».

Таковы впечатления английского генерала и маршала Франции о наших бойцах и командирах.

Кодекс чести русского офицера. Составлен в 1804 году, актуален навсегда.

1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.
4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.
5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой.
6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Что часто бывает на улицах и в общественных местах.
10. Если о ком-то не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое.
11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, остается за тобой.
12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.
14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы одному человеку, перестает быть тайной.
16. Будь всегда начеку и не распускайся.
17. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.
18. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.
19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не повышай голос.
20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать. Не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не подает повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.
21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.
22. Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.
23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчиненные не боялись тебя, а уважали.
24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие.
25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.
26. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!

Ч то такое честь, откуда появилось это понятие у наших предков и почему она считается стержневым качеством офицера?

Святыня ратного сословия

Еще в эпоху Древней Руси сложилось сословие ратников-профессионалов – княжеских и боярских дружинников, для которых являлось правилом наряду с боевым мастерством гордиться соблюдением правил воинской чести. Киевский князь Святослав Игоревич (IX век), собираясь на битву с превосходящими силами противника, обратился к своему войску со словами: «Не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми. Мертвые бо сраму не имут. У нас нет обычая бегством спасаться. Станем крепко». Вдохновленные этими словами, дружинники выстояли под натиском врага и непобежденными вернулись в родные края.

Так, очевидно, впервые в отечественной истории была четко сформулирована и документально зафиксирована в русских летописях одна из важнейших для избравшего ратную стезю человека аксиом. Не будешь ее соблюдать – и какая тогда у тебя воинская честь. Заметьте, что Святослав ведет речь о сраме (стыде). Это не случайно. Наши предки больше всего стремились не поступаться совестью, потеря которой рождала срам, после чего и сама жизнь теряла смысл. Ибо честь и совесть не существуют раздельно и всегда ставились на самое высокое место в перечне обязательных для русского воина добродетелей.

Об офицерской, воинской чести много писали наши знаменитые полководцы XVIII–XIX веков, военные деятели, ученые, публицисты и писатели того времени. Вот как удивительно проникновенно сказал о ней, например, полковник Генерального штаба М. С. Галкин: «Честь – святыня офицера… она высшее благо… честь – награда в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь не знает ни тягостей, ни опасностей… честь не терпит и не выносит никакого пятна».

Петр Великий, создатель русской регулярной армии, требовал от офицеров «блюдения чести», прекрасно понимая, что без нее нет как такового и офицера.

Честь человека в погонах, как лакмусовая бумажка, прежде всего должна проявиться в бою, при выполнении боевой задачи. По мнению А. В. Суворова, который, на мой взгляд, был эталоном офицера, именно чувство чести подвигало воинов на ратные дела. В боевых условиях честь в первую очередь выражается через личное мужество, храбрость, стойкость, самообладание, готовность к самопожертвованию. Во имя успеха боя русские офицеры, увлекая своим примером солдат, преодолевали, казалось бы, непреодолимые преграды (вспомним потрясающий пример перехода суворовских чудо-богатырей через Альпы). И чем труднее складывалась обстановка, тем тверже было стремление офицера выполнить приказ любой ценой – ведь на кону стояла честь! Честь личная, честь полка, честь всей армии.

Коллаж Андрея Седых

Запаниковавшему в сложных климатических условиях австрийскому генералу Меласу Суворов шлет такое исполненное едва скрытого презрения письмо: «За хорошей погодой гоняются женщины, щеголи и ленивцы. Большой говорун, который жалуется на службу, будет, как эгоист, отрешен от должности… Италия должна быть освобождена от ига безбожников и французов: всякий честный офицер должен жертвовать собой для этой цели…» Заметьте, по Суворову, честный офицер – это и есть носитель офицерской чести.

Военный обязан быть честным, хранить свою незапятнанную репутацию, где бы он ни находился: на поле боя, в компании сослуживцев, в быту, где никто из товарищей его не видит, и даже… оказавшись в плену. Здесь можно вспомнить подвиг генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева, будучи контуженным, в бессознательном состоянии был пленен немцами. Ничто не смогло поколебать мужественного военачальника, заставить его пойти на компромисс с совестью, нарушить присягу, чтобы согласиться служить врагу! Он был зверски замучен, но не стал предателем, сохранил офицерскую честь.

Нет права на сделку с совестью

Хотя в мирное время военнослужащий не стоит перед выбором – честь или измена Родине и нарушение присяги. Однако даже в современных условиях, чтобы сохранить свою честь, требуется мужество. Потому что проявляться «блюдение чести» прежде всего должно в неукоснительном выполнении человеком в погонах служебных обязанностей, приказов и распоряжений начальства. А это нелегко!

Но недаром существует такое определение: выполнение поставленной задачи – дело чести! Данное требование вызвано особым статусом офицера, который не имеет права отказаться, уклониться от порученного дела, потому что он – государев человек, не принадлежащий сам себе. С таким утверждением трудно согласиться: как так – не принадлежать себе?! Однако в этом тоже есть особое проявление чести, своего рода привилегия – если не мы, то кто? А вспомните известный девиз русского офицерства: «Душу – Богу, жизнь – Отечеству, честь – никому!». Не каждому по зубам такие жесткие требования, вот почему офицер – это не просто профессия, как врач или учитель. Офицер – становой хребет армии – щит Отечества, а щит должен быть без изъяна.

Об этом ему напоминали форма, которую он не имел права снимать, погоны, а также находящееся при нем личное оружие (все вместе ко многому обязывало), славная история полка, его традиции, знамя и сами сослуживцы – боевые товарищи. А способствовали формированию чувства гордости корпоративность, сословность (уже первый офицерский чин вплоть до середины XIX века давал право на потомственное дворянство), осознание себя «благородием» (принадлежность к благому – доброму роду защитников Отечества), сложившаяся система обучения и воспитания. К сожалению, многие из этих принципов были разрушены и со временем утрачены, и нынешних офицеров, на первый взгляд, трудно сравнить с блистательными кавалергардами прошлого. Однако преемственность поколений, единая цель и наличие офицерской чести, безусловно, объединяют и роднят их, ставят в один ряд.

Именно от офицеров общество ждет подвига, готовности на самопожертвование. Почему? Ответ один – они не имеют права отказаться, увильнуть в сторону, спрятаться за чью-то спину, потому что честь имеют! При этом неважно, что у военнослужащего низкий оклад, нет квартиры, куча других нерешенных проблем, что, конечно, само по себе отвратительно. Парадокс в том, что виноваты в этом государство (но не Родина, не Отечество), чиновники, которых он же защищает, может быть, даже его старшие начальники. Но даже это не дает права настоящему человеку в погонах идти на сделки с совестью, подличать, пятнать свою честь недостойными поступками.

Увы, в последнее время появился режущий слух термин – «офицерская преступность». По данным Главной военной прокуратуры, ныне каждое третье преступление в армии, большинство из которых имеет корыстную направленность, совершается офицерами. Этот страшный бич, поразивший наши Вооруженные Силы и Внутренние войска, безусловно, связан с потерей военнослужащими чувства чести. Ведь совершая подобное преступление, офицер одновременно лишается чести, бесчестит свое имя. Почему же он не задумывается над этим, не дорожит своим добрым именем?

Скорее всего такой человек изначально не имел чувства обладания честью и не испытывал по этому поводу никакого внутреннего дискомфорта. Ведь честь не вручается автоматически вместе с лейтенантскими погонами. Такое чувство вырабатывается только вследствие достойно пережитых им различных ситуаций в период службы или в бою. И если офицер не перемог их, не сдал столь важного экзамена, то гипотетическая потеря незапятнанной репутации его волнует мало. Для него честь – то, что правильнее назвать воинским приветствием. Отдал – и пошел дальше по своим делам.

«…Не жирные оклады, а идейное служение»

Именно наличием в строю определенного числа военнослужащих с атрофированным и невостребованным понятием чувства чести и объясняется безрадостная картина роста офицерской преступности. Поэтому остановить этот процесс, помимо принимаемых военной прокуратурой и командованием мер, можно только возвращением, а в большинстве случаев укреплением у людей в погонах этого чувства.

Почему в прежние времена о таких позорных явлениях было практически не слышно? Думаете, потому, что офицеры лучше жили? Может быть, отчасти это и так, но разве служить шли только из-за выгоды и корысти? К счастью, отечественная история, в которой огромную роль сыграли люди ратного труда, опровергает этот довод. Офицерами были почти все мореплаватели и землепроходцы, полярные исследователи и космонавты, многие писатели, поэты, художники, композиторы. Я уже не говорю о государственных деятелях. Престиж офицерской профессии прежде всего держался на праве обладать особым статусом, правами и честью. Иметь честь – это привилегия только офицера, что закреплено и в нынешних уставах. И настоящие офицеры дорожили этим исключительным правом. К чему это обязывает?

Честь недаром называют святыней офицера. Понятием святыни для человека, воспитанного в традиционной вере, семье и школе, было то, что нельзя нарушить, переступить, потому что это являлось грехом и влекло за собой неминуемое наказание – гибель души. «Начало премудрости – страх Господень!» – написано в Библии. Потеря страха перед Богом, устранение идеи греха и свободное толкование стыда, отрицание души как самостоятельной бессмертной субстанции закономерно облегчили компромиссы с совестью, а значит, и с честью. «Если Бога нет, то все дозволено», – заметил по этому поводу Ф. М. Достоевский, тоже, кстати, офицер запаса.

Человеку с подобным мировоззрением трудно понять, что такое святость. Если нет Бога, значит, нет и святости. А если ничего не свято, то честь – это всего лишь эфемерное понятие. Каждый сам себе бог, сам себе судья и законодатель. Поэтому со временем понятие святости лишилось смысла и в дальнейшем полностью обесценилось, стало поминаться всуе. В этом причина того, что большинство офицеров, которым говорят о святости, долге и чести, остаются невосприимчивыми к призывам. Они по большому счету не понимают, о чем идет речь, видят за этим понятием пустоту.

И таким офицерам трудно объяснить, что желание обладать, например, более престижной маркой сотового телефона или автомобиля называется страстью. Что готовность ради удовлетворения этой страсти нарушить закон для офицера не только преступление, но и позор, бесчестие. Какие-либо оправдания таким поступкам можно принять от гражданского человека, ведь он не давал присягу, не носит погоны, не обязан блюсти честь. Для офицера же они становятся неприемлемыми. Почему? Да все потому же – он имеет честь, и это обязывает его быть честным всегда и во всем!

Мотивация службы офицера, по мнению известного дореволюционного военного теоретика полковника В. Райковского, исключительно одна: «Не жирные оклады и личные благополучия материального характера… а идейное служение делу». А оно без высочайшего понятия чести невозможно. Отсюда традиции беззаветного служения. Кому? Не Иван Ивановичу, не своему командиру, а Отечеству! Что может быть выше на земле? Именно от осознания этой высоты сердце Суворова было переполнено чувствами, когда он писал в своей «Науке побеждать»: «Господа офицеры, какой восторг!». Офицер от своей причастности к святому и ответственному делу – защите Родины исполнялся чувством гордости. Да, именно он – тот человек, который готов выполнить свой долг до конца – отдать жизнь за Родину. За это он себя и уважает, и имеет честь!

Понятие чести, неотделимое от честности и совести, нужно воспитывать с детства, взращивать его, как терпеливый садовник растит фруктовое деревце, тогда оно вырастет и принесет плоды. Процесс воспитания офицера – человека чести, конечно, должен быть налажен и поставлен на поток. Где? Разумеется, в военных институтах. Но еще в начале ХХ века, накануне потрясших страну революционных событий полковник Генерального штаба М. С. Галкин сетовал по этому поводу: «В военно-учебных заведениях подготовка нравственной стороны обязанностей офицера занимает очень мало места. Все внимание обращено на ремесло, на техническую сторону, на науку…» Извлекая уроки из ошибок прошлого, сегодня необходимо создавать для этого все условия.

Огромную воспитательную роль играет личность курсового офицера, преподавателя, а непосредственно в войсках – наставника, начальника. Если у него слова не расходятся с делом, он сдержан в разборе ошибок подчиненных, всегда подтянут, корректен и бодр духом – все это вкупе с личностью носителя данных качеств рождает прекрасный образец для подражания.

А когда сам начальник не является хозяином своего слова, чванлив, в разговоре с подчиненными постоянно срывается на крик, не сдерживает себя в крепких выражениях даже в присутствии женщин, публично унижает человеческое достоинство подчиненных, пускает в ход кулаки – каким он может быть примером офицерской чести? Только отрицательным.

Вопрос воспитания офицера как человека чести – ключевой для Вооруженных Сил. Армия, управляемая бесчестными офицерами, обречена на потерю доверия у народа и авторитета в обществе и как следствие этого – на поражение в любой грядущей войне. Не нужно ждать указаний сверху и соответствующих приказов. Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих. Спасение престижа армии, войск – дело самих военнослужащих.

У армии, государства в целом нет будущего, если его офицеры не будут иметь чувство чести. Товарищи офицеры, задумаемся об этом! Честь имею!

Читайте также: