Афоризмы из басни волк и ягненок

Обновлено: 21.12.2024

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат:

b1451670503 цитирует 6 месяцев назад

И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.

b1451670503 цитирует 6 месяцев назад

Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так:

b1451670503 цитирует 6 месяцев назад

Тут ловчий перервал в ответ,-

b1451670503 цитирует 6 месяцев назад

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

b8145234325 цитирует в прошлом году

волчьей клятвой утверждаю,

Abdurakhman Emat цитирует 5 лет назад

волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,

Загрузите в
App Store

Загрузите в
Google Play

Букмейт — это онлайн-библиотека с книгами, аудиокнигами и комиксами. 70 000 книг можно читать бесплатно, а еще 1 000 000 — по подписке. Это выгоднее, чем скачивать книги по одной! Делитесь с друзьями отзывами, впечатлениями и цитатами, а также загружайте свои книги в формате EPUB и FB2.

Не попусту в народе говорится: не плюй в колодезь, пригодится воды напиться.

Лев и мышь

Что как бывает жить ни тошно, а умирать еще тошней.

Крестьянин и смерть

С разбором выбирай друзей. Когда корысть себя личиной дружбы кроет — она тебе лишь яму роет.

Роща и огонь

Кто посмирней, так тот и виноват

Мор зверей Подробнее…

Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку

Две бочки Подробнее…

Человек, пока живет, Всё хочет более: таков уж здешний свет

Откупщик и Сапожник Подробнее…

Лучше верного держаться, Чем за обманчивой надеждою гоняться

Пастух и Море Подробнее…

Кто с пользою отечеству трудится, Тот с ним легко не разлучится

Пчела и Мухи Подробнее…

Кто самолюбием чрез-меру поражен, Тот мил себе и в том, чем он другим смешон

Апеллес и Осленок Подробнее…

Хоть я и гнусь, но не ломаюсь

Дуб и Трость Подробнее…

Сам себя вини: что ты посеял — то и жни.

Волк и кот

Дарование без пользы свету вянет, слабея всякий день, когда им овладеет лень

Пруд и река Подробнее…

Как много из пустого На свете делают преступного и злого

Разбойник и Извозчик Подробнее…

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про неё свой толк все к худу клонит

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
  • У сильного всегда бессильный виноват
  • Делу дать хотя законный вид и толк

АНАЛИЗ БАСЕН «КВАРТЕТ» И «ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА»

Иван Андреевич Крылов —великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне «Квартет» поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).


Проказница-мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка ;
Затеяли сыграть квартет»
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
И споры
Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работы Государственного совета — профессионализм:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей.

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

«А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь».

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей. говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.

Эту же тему Крылов продолжает в басне «Лебедь, Рак и Щука». По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич. Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину. Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.

В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством— в этом секрет их долголетия.

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) - автор самых известных в русской литературе басен. Многие цитаты из его стихотворений стали крылатыми выражениями, вошли в пословицу.

Басня - это нравоучительный аллегорический рассказ. В баснях обычно действуют животные, растения и неодушевленные предметы - автор наделяет их человеческими чертами, высмеивает людские пороки и недостатки.

Первые басни Крылова появились в 1806 году: поэт начинал, переводя с французского языка произведений Лафонтена. Тот, в свою очередь, брал многие сюжеты у древнегреческого баснописца Эзопа - в его честь аллегорию до сих пор называют «эзоповым языком».

Всего Крылов написал 236 басен, которые вошли в девять изданных при его жизни сборников.

Названия басен Крылова, ставшие крылатыми выражениями

Названия некоторых басен И.А. Крылова сами по себе вошли в поговорку:

«Слон и Моська» - о попытках самоутвердиться за счет нападок на авторитеты.

«Мартышка и очки» - о невежественном человеке, ругающем что-то непонятное.

«Тришкин кафтан» - о попытке решать старые проблемы, создавая при этом новые.

«Свинья под дубом» - о недальновидности и неблагодарности, неумении ценить источник своей удачи.

«Лебедь, щука и рак» - о неумении работать вместе, эгоизме.

«Демьянова уха» - о назойливости, попытках навязать что-то, что человеку уже не нужно.

5 крылатых выражений из басен Крылова

Да только воз и ныне там («Лебедь, Щука и Рак»)

Из дальних странствий возвратясь («Лжец»)

Мартышка к старости слаба глазами стала («Мартышка и очки»)

Ужимки и прыжки («Зеркало и Обезьяна»)

Уж сколько раз твердили миру («Ворона и Лисица»)

10 крылатых выражений из басен Крылова

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет («Лебедь, Щука и Рак»)

Кто в лес, кто по дрова («Музыканты»)

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет»)

Услужливый дурак опаснее врага («Пустынник и медведь»)

Медвежья услуга («Пустынник и медведь»)

Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку («Кукушка и Петух»)

У сильного всегда бессильный виноват («Волк и Ягненок»)

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и Ягненок»)

Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона («Слон и Моська»)

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)

Читайте также: