Афоризмы это фольклор или нет

Обновлено: 03.05.2024


Фольклор каждого народа уникален и своеобразен. Русское творчество – это культурное наследие страны, которое передается от старшего поколения к младшему. Произведения, относящиеся к фольклору, не имеют конкретного автора. Сочиняли сказки, песни, поговорки и танцы все славяне. Творчество русского народа имело общие черты и одновременно обладало региональными отличиями.

Что такое фольклор?


Это одна из разновидностей искусства, которое выражается в сказках, потешках, частушках и т.п. Отличительная черта творчества отсутствие автора. Русский народный фольклор формируется путем передачи знаний и умений от старшего поколения к младшему. В итоге получается полноценное творчество либо зачатки для его дальнейшего развития.

Слово «фольклор» в переводе обозначает «этническое знание». На протяжении тысячелетий он являлся единой формой самовыражения для славян.

Характерной особенностью подобного искусства считается коллективность. Иными словами, над созданием песни, поговорки и танца трудится не один человек, а сразу несколько. Многие эпические вещи зарождались во время народных гуляний и ярмарок.

Термин объединил в себе несколько разновидностей творчества:

  • Трудовые песнопения. Формировались в процессе работы (посев, вспахивание полей, сенокос). Представляют собой выкрики, напевы, сигналы.
  • Календарный фольклор (многочисленные заговоры и приметы).
  • Свадебное творчество.
  • Рекрутские причеты и поминальные причитания.
  • Необрядовое направление. Это небольшие жанры – пословицы, поговорки, приметы.
  • Устная проза – легенды, былины.
  • Фольклорный театр (кукольные представления, вертеп).
  • Детское творчество (потешки и колыбельные песенки).
  • Героический эпос: стихи, былины.
  • Художественное направление – сказки, романсы, баллады.

Жанры фольклора


Чтобы лучше разобраться с искусством российского народа стоит поближе познакомиться с его разновидностями, которых огромное множество.

Пословицы и поговорки

Широко используются в обиходе и в наши дни. Это один из самых интересных жанров. Доподлинно неизвестно, когда впервые появились пословицы и поговорки. Неоспоримым фактом является то, насколько точно лаконичное и образное выражение отражает ум славян и их опыт, накопленный за десятилетия.

Многие ошибочно считают, что эти два определения идентичны. Это не так! Пословица является законченным выражением, содержащим мудрость народа. Пишется простым и доступным языком. Например, «Мал золотник, да дорог» или «Копейка рубль бережет».

Поговорка – это устоявшаяся веками фраза или сочетание слов. Их используют для украшения речи.

Приметы

Еще одна разновидность фольклора, которая за время своего существования претерпела немало изменений. Однако они не растеряли народной мудрости и порой актуальны в наши дни. Корни примет находятся в глубокой древности, когда славяне ощущали максимальное единение с природой. Они внимательно следили за событиями, происходившими в окружающей среде и связывали их между собой.

Спустя время свои наблюдения наши предки оформили словесно. Таким образом и появились приметы, которые через века перенесли знания, собранные в древности.

Несколько поверий, связанных с погодными явлениями:

  • Жаворонки летят – будет тепло, зяблики – холодно.
  • Из березы выделятся много сока грядет дождливое лето.

До современности дошло ряд примет, связанных с жилищем и бытом. Самая распространённая «Рассыпанная соль – к слезам». Существует мнение, что примета сформировалась в середине семнадцатого столетия, когда Русь накрыла волна бунтов и восстаний. В то тяжелое для страны время, соль была на вес золота.

Отсюда и появилось подобное выражение, просыпание дорогостояще приправы означало горькие слезы и ссору. Также существует еще ряд бытовых примет, которые известны каждому россиянину.

  • «Одежда наизнанку – грядет в доме перебранка».
  • «На себе шить – память зашить».
  • «В хате свистишь – деньги проглядишь».

Сказки


С древних времен сохранились и элементы детского фольклора. Позднее жанр сильно изменился под влиянием эстетических и педагогических функций, но своего существования сказки не прекратили.

Некоторые разновидности фольклора со временем отмирают и люди забывают о них. Это естественный процесс, никак не свидетельствующий об упадке русской культуры. Наоборот, «отмирание» является признаком изменения условий быта людей в результате развития коллективного творчества народа. Как итог, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

Ранее их называли старины. Это русские героические песни, в основе сюжета исторические события или подвиги богатырей. Жанр зародился в Древней Руси и просуществовал вплоть до средних веков.
Однако, к девятнадцатому столетию утратил свою актуальность.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Еще один забытый жанр народного творчества. Он возник в связи с потребностью отслеживать сельскохозяйственный цикл и изменения в природе. Огромное количество пословиц, поговорок и примет сложилось именно в календарном фольклоре. Например, «Март и снегом сеет, и солнцем греет».

Множество песен народ сложил для годового цикла. На Масленицу люди пекли блины, выполняли обряды для проводов зимы и пели особые песни. Некоторые из этих традиций живы и в наши дни.

Семейный фольклор

Включает в себя малые жанры, такие как потешки, колыбельные, свадебные песни и поминальные причитания. Наименование раздела говорит само за себя. Данный фольклор существует с незапамятных времен. Причем его формирование происходит обособленно, в рамках одной семьи или близкого окружения.

Отличительная черта жанра – создание уникальных выражений, которые понятны только тем, кто присутствовал на их «рождении». Например, в семействе Толстых в обиходе была фраза «архитектор виноват».

Хотите знать, как появилось это выражение? Тогда слушайте! Когда будущему классику исполнилось пять лет, на Новый год ему презентовали чашку, которую парнишка просил в течение долгого времени. Обрадованный малыш поспешил рассказать всем о полученном презенте.

Перебегая через порог, будущий граф споткнулся и упал. Чашка разлетелась вдребезги. Маленький Илюша оправдывался, утверждая, что он ни причем, вина лежит на архитекторе, который спроектировал злосчастный порог. С тех пор в семье Толстых постоянно использовали данное выражение, которое было равноценно крылатой фразе «стрелочник виноват».

Колыбельные песни


Еще один интересный жанр семейного фольклора. Во времена наших предков умение красиво петь считали особым талантом. Играя, мама всегда обучала дочку правильно «баюкать» малышей. Эта способность требовалась для того, чтобы старшие дети с шести лет могли присматривать за младшенькими, исполняя роль нянечки.

Колыбельная использовалась не только для успокоения дитя, но и для его защиты. Многие песни были своеобразными «заговорами». Они оберегали кроху от неприятностей, которые подстерегали его в будущем. Часто колыбельная обращалась к духам и волшебным существам, носителям сновидений – Дреме и Сну.

Мифических созданий призывали для убаюкивания малышей. В наши дни это искусство практически забыто.

Пестушки и потешки

Коротенькие напевы, помогающие ребенку в развитии и познании окружающей природы. Помните, как мама вас учила «Сорока-ворона…».

Пестушки и потешки побуждали малышей к действиям, приучали к гигиеническим процедурам, развивали мелкую моторику рук и рефлексы.
Вернуться к оглавлению

Свадебные песни

Данная разновидность фольклора разительно отличалась от остальных жанров. Причем исполняли их исключительно на свадебном торжестве. С функциональной точки зрения, песнопения были необычайно важны, выполняя «юридическую роль» в процедуре.

Также большое значение уделяли причитаниям. Они стали неотъемлемой частью праздника и представляли собой лирические повествования, описывающие переживания невесты, родителей и её подружек.

Немалую роль играли величания. В них гости свадебного мероприятия восхваляли виновников торжества, желали им долгих лет счастья и благосостояния. Ни один праздник не обходился без корильных песенок в шутливом тоне. Чаще всего их арестовывали сватам, которые стали «причиной» того, что девушка покинула отчий дом и утратила волю.

Причитания и плачи в день похорон еще одно направление фольклора. Когда он зародился до сих пор неизвестно. Жанр до наших дней дошел «обрывочно», но из названий можно разобрать, о чем идет речь.

Характерная черта данного творчества – наличие строгой последовательности, которую плакальщик «украшал» собственными оригинальными элементами. Например, рассказывал о жизни или любви усопшего. Очень ярко обряд отражен в картине «Вий» (1967 года).

Окказиональный фольклор

Не соответствует классическим понятиям о народном творчестве. Носит индивидуальный характер, обусловленный специфическим поводом.

Заклички


Небольшие песенки, часто наполнены юмором и сопровождаются игровыми действиями. Фольклор русского народа богат на заклички. Сюжеты жанра разнообразны: о природе, погодных явлениях, магических существах, животных.

Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке.
На людей по плошке.
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!

Считалки


Еще одна разновидность словесного творчества. Зародился много веков назад, но практически изжил себя в наши дни. Вам покажется удивительным и странным, но ранее считалки активно использовали взрослые. Таким образом они распределяли обязанности.

И не надо смеяться! Ведь в давние времена, многие работы были непросто тяжелыми, а опасными для жизни. Мало кто по собственной воле хотел браться за подобную деятельность. Поэтому на помощь приходили считалки. В итоге работа по-честному распределялась между всеми.

Сейчас эта «важная» роль утрачена, но детвора до сих пор иногда использует их для игр.

Заговор

Самый удивительный и одновременно сложный по структуре вид фольклора. Он актуален и в наши дни, причем его функциональное предназначение не изменилось. Заговор считается «магическим орудием», помогающим выполнить желание человека.

Заключение

Народный фольклор – это тема, на которую можно рассуждать бесконечно долго, поскольку каждое направление уникально и интересно. Наши прадеды обладали колоссальными знаниями. Задача современников не растерять опыт, накопленный годами и по возможности возродить забытые традиции.


Устное народное творчество – это огромный пласт русской культуры, который формировался на протяжении нескольких веков. В произведениях, относящихся к фольклору, ярко отражены чувства людей, история страны, серьезные размышления о жизни. Основная часть сказаний имеет стихотворную форму, поэтому их легко запоминать и передавать потомкам.

Особенности русского фольклора


Если внимательно вчитаться в народные произведения, то не составит труда отметить тот факт, что в них заключено невероятно много: творчество людей, история Руси, веселье. Ведь не зря в переводе с английского языка слово «фольклор» означает «народная мудрость».

Слушая древние былины, сказки и песни, человек невольно начинает задумываться над серьезными вопросами: как бороться за счастье, каким образом улучшить собственную жизнь, что нужно высмеять или порицать.

Жанры устного народного творчества

Разновидности фольклора включают в себя: сказки, песни, загадки, поговорки. Иными словами, всё, что существовало на протяжении многих веков и передавалось от старшего поколения к младшему.

Порой рассказчики дополняли повествованием что-то от себя, корректируя образы или детали. Таким незаметным способом творчество совершенствовалось и оттачивалось до идеала.

Песни

Уникальный словесно-музыкальный жанр. Это небольшое лирическое или повествовательное, созданное исключительно для пения. Они классифицировались на несколько разновидностей: романтические, плясовые, обрядовые и исторические. В произведениях выражаются чувства и эмоции одного человека, который олицетворяет собой весь народ.

В них можно отыскать и любовные трагедии, семейные или бытовые события, размышления о жизни. В музыкальных произведениях часто применяют параллелизм. Это литературный прием, когда на природу переносят настроение лирического героя.

Исторические песни посвящены популярным личностям и событиям, например, покорение Ермаком Сибири или Полтавская битва со шведами.

Былины

Впервые данный термин появился в девятнадцатом веке. Ввел его русский археолог Иван Петрович Сахаров. Это устное народное творчество, выраженное в форме героической или эпической песни. Подобные сказания зародились в девятом столетии, с их помощью славяне выражали исторические события страны.

Главные персонажи былин – богатыри. Они являлись воплощением мужества, мощи и любви к Родине. Самые популярные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко и т.д.

В основе сюжета – реальные события, дополненные фантазийным вымыслом. В былинах богатыри в гордом одиночестве легко справляются с ордой татар, Змеем Горынычем и прочей нечистью. В старинные времена данное творчество пользовалось невероятной популярностью.

Сказки


Их важно отличать от былин. Поскольку произведения полностью основаны на выдуманных событиях. Сказки могут иметь бытовой характер (люди изображены в повседневной жизни) или волшебный (с участием магических существ).

Главное отличие от других форм фольклора заключается в оптимистическом сюжете. Добро всегда побеждает зло.

Легенды

Еще одни произведения устного народного творчества. В основе сказаний лежат чудесные битвы, фантастические твари или невероятное волшебство. Причем слушатели воспринимают подобный рассказ как события, происходившие в реальной жизни. Существуют легенды о происхождении народностей, подвигах настоящих или вымышленных героев.

Загадки

Это иносказательное описание определенного предмета или события, которое основано на метаморфическом сходстве. Отличаются небольшим объемом, ритмической структурой, часто рифмованы.

Главное предназначение загадок – развитие сообразительности. Имеют разнообразное содержания и тематику. Об одном природном явлении или животном может быть большое количество вариантов. Причем каждая загадка характеризует объект с разных сторон.

Пословицы и поговорки

В первом случае речь идет о ритмическом и кратком высказывании. Чаще всего имеет двухчастную структуру, подкрепленную рифмами и ассонансами.

Поговорка является образным выражением, оценивающим некоторые жизненные события. В отличие от пословицы она не представляет собой цельное предложение. Это лишь кусочек определенного высказывания, которое является частью народного творчества.

Колыбельные песни

Относится к малым жанрам устного творчества. Славяне называли их байками. Наименование фольклора произошло от слова «баять» – «говорить». Старинное обозначение колыбельных звучит, как «шептать».

Подобное название «приклеилось» к ним неспроста. Самые древние произведения имеют прямое отношение к заговорной поэзии. Например, крестьяне, который боролись со сном, непрерывно твердили: «Дрёма, уйди от меня».

Пестушки и потешки


В центре сюжета маленький ребёнок. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить». Это коротенькие приговоры, с помощью которых в первые месяцы жизни малыша, близкие комментировали каждое его новое движение.

Пестушки плавно переходят в потешки. Забавные песенки, сопровождающие игры с крохой с пальчиками и ручками. Данное направление фольклора весьма разнообразно. Самые популярные потешки – «Ладушки» и «Сорока». Часто в них отражается нравоучение. Например, в «Сороке» птичка всех детей накормила кашей, кроме маленького лентяя (мизинчика).

Прибаутки

В первые года жизни крохи нянечки и мамы пели песенки, не связанные с забавами и играми. По содержанию напоминают зарифмованную сказку. Например, о петушке-золотом гребешке, который летал на Куликово поле за овсом.

Обычно в прибаутках отражается яркое событие либо стремительное действие, которое соответствует активной натуре малыша. Обладают сюжетом, но кроха в столь юном возрасте не может его запомнить, поэтому родители стараются ограничиться одним эпизодом.

Игровые приговоры и припевы

Используются для связи некоторых элементов игр или для ее начала. Иногда выполняют роль концовки, определяя последствия, которые неминуемо настигнут нарушителя правил.

Причем забавы имели невероятное сходство с повседневными занятиями крестьян: жатва, охота, посевная. Воспроизведение подобных дел в четкой последовательности с помощью частого повторения с малых лет прививало ребёнку уважением к традициям и порядку.

Небылицы

Сказочные истории небольшого объема с ярко выраженной юмористической составляющей. События преподносятся с необычной стороны. В произведениях описывают сюжеты, которые никогда не произойдут в реальной жизни.

Основное предназначение небылиц – произвести комический эффект, иными словами, рассмешить аудиторию, слегка пофантазировать и повеселиться.

Скороговорки


Коротенькая шуточная фраза, выстроенная на сочетании труднопроизносимых звуков. Были придуманы в древности, чтобы развлекать молодежь. В наши дни широко используется для коррекции дефектов речи.

Произведения из категории потешного жанра. Их нужно произносить очень быстро. Главная задача говорящего не споткнуться и без запинки произнести всю фразу. Скороговорки могут быть с рифмой или без неё.

Частушки

Народный юмор. Песни и пляски под простенькие и задорные стишки, которые придуманы на ходу. Состоят из четырех рифмованных строчек. Это уникальный вид русского фольклора. Подобные напевы чаще всего придумывала молодежь во время народных гуляний или домашних посиделок.

Как правило, их исполняют под гармонь или балалайку, иногда капельно. Веселые стишки приходятся по душе не только ребятне, но и взрослым. Они дарят заряд позитива и хорошего настроения.
Вернуться к оглавлению

Приметы

Русское устное народное творчество сложно представить без этого жанра. Он практически не изменился с древних времен, сохранив мудрость, которую заложили наши предки.

Зарождение примет объяснялось тесной связью людей с природой. Славяне чутко относились к любым изменениям в окружающей среде и находили тонкую связь между происходившими явлениями.

Постепенно наши предки облекли наблюдения в слова. Так и появились на Руси приметы, которые на протяжении веков несут знания предков. Основная часть высказываний затрагивает повседневную жизнь и дом.

Заклички

Одно из главных богатств русского фольклора. Это маленькие песенки, часто с юмористическим наклоном. Сопровождаются игровыми действиями. Сюжеты закличек разнообразны. Они могут затрагивать природные явления, животных, магических существ.

Считалки

Малый жанр словесного искусства. Зародился много веков назад, но до сих пор не потерял актуальности. Правда, в наши дни считалки используют крайне редко. Если только ребятня в процессе игр, да и то в исключительных случаях.

В давние времена к подобному творчеству часто обращались взрослые люди. Считалки помогали распределить трудовые обязанности. Ведь в старину многие направления деятельности несли в себе угрозу для жизни и здоровья. Поэтому браться по собственной воле за них люди не желали.

А считалки по-честному распределяли обязанности, чтобы никто не «обижался». Конечно, в современности, подобная «важная функция» считалок не нашла применение.

Заговор


Одно из удивительных направлений народного фольклора. Древний жанр отличается сложной структурой и продолжает существовать и в наше время. Сейчас функции заговора слегка изменились, но он по-прежнему выполняет роль «магического орудия». Его используют, чтобы помочь заговаривающему добиться желаемого.

Заключение

В устном народном творчестве отражены не менее яркие образы, чем в художественных произведениях. Своеобразные и точные рифмы, причудливые и красивые звучания, удивительные сюжеты – это сплетается в единое кружево, которое выражается в частушках, потешках, загадках. Подобные шедевры могли создать только великие мастера слова – славяне.

Афоризмы — это лако­нич­ные изре­че­ния, содер­жа­щие глу­бо­кую мысль, осно­ван­ную на житей­ском опыте.

Узнаем, что такое афо­риз­мы в речи, их виды и осо­бен­но­сти. Приведем при­ме­ры афоризмов.

Наша речь состо­ит не толь­ко из эпи­те­тов, мета­фор и оли­це­тво­ре­ний как худо­же­ствен­ных средств, слу­жа­щих для при­да­ния ей осо­бой выра­зи­тель­но­сти. В сво­ей речи мы опе­ри­ру­ем как отдель­ны­ми сло­ва­ми и сло­во­со­че­та­ни­я­ми, свя­зан­ны­ми в пред­ло­же­ние, так и гото­вы­ми язы­ко­вы­ми стро­е­вы­ми еди­ни­ца­ми — фра­зео­ло­гиз­ма­ми и язы­ко­вы­ми афоризмами.

В зави­си­мо­сти от про­ис­хож­де­ния язы­ко­вые афо­риз­мы делят­ся на посло­ви­цы и пого­вор­ки и на кры­ла­тые выра­же­ния. Рассмотрим виды афо­риз­мов в рус­ском язы­ке, выяс­ним их отли­чия друг от друга.

Афоризм это

Пословицы и поговорки — это языковые афоризмы

Пословицы и пого­вор­ки явля­ют­ся выра­же­ни­ем дли­тель­но­го обще­ствен­но­го опы­та людей. Они фор­ми­ро­ва­лись и шли­фо­ва­лись, как алма­зы, в тече­ние веков, акку­му­ли­ро­ва­ли кол­лек­тив­ный чело­ве­че­ский опыт, пере­да­ва­лись от поко­ле­ния к поко­ле­нию. Эти язы­ко­вые еди­ни­цы слу­жат источ­ни­ком изу­че­ния исто­рии и куль­ту­ры носи­те­лей язы­ка. В крат­кой фор­ме в посло­ви­це или пого­вор­ке выра­жа­ет­ся веко­вая житей­ская муд­рость народа.

Пословицы и пого­вор­ки — это язы­ко­вые афо­риз­мы, вос­хо­дя­щие к фольклору.

К при­ме­ру, при­ве­дем обще­из­вест­ную пословицу:

Готовь сани летом, а теле­гу зимой.

Эта посло­ви­ца исполь­зу­ет­ся в виде жиз­нен­но­го сове­та: преду­смот­реть всё надо зара­нее, что будет необ­хо­ди­мо в будущем.

Определение Пословица — это крат­кое народ­ное изре­че­ние, име­ю­щее одно­вре­мен­но пря­мое и пере­нос­ное зна­че­ние или толь­ко переносное.

Например, посло­ви­ца «Не плюй в коло­дец, при­го­дит­ся воды напить­ся» име­ет как бук­валь­ный смысл, так и ино­ска­за­тель­ный: «не делай зла нико­му, не вре­ди, так как в буду­щем можешь лишить себя помо­щи или под­держ­ки».

Пословица пред­став­ля­ет собой не поня­тие, а связ­ное опре­де­лен­ное суж­де­ние. Как язы­ко­вой афо­ризм, она в лако­нич­ной фор­ме харак­те­ри­зу­ет явле­ния, кон­ста­ти­ру­ет свой­ства людей, даёт им оцен­ку или пред­пи­сы­ва­ет образ действия:

Старый конь бороз­ды не испортит.

Этим посло­ви­цам харак­тер­на своя син­так­си­че­ская фор­ма — повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние.

Другие посло­ви­цы име­ют вид сове­та, предо­сте­ре­же­ния, поэто­му они оформ­ле­ны как побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния:

На Бога надей­ся, а сам не плошай.

Поговорками явля­ют­ся язы­ко­вые афо­риз­мы, отли­ча­ю­щи­е­ся осо­бой крат­ко­стью и име­ю­щие толь­ко бук­валь­ное содержание.

Как уже выяс­не­но, у посло­виц и пого­во­рок нет кон­крет­но­го авто­ра. С этой точ­ки зре­ния посло­ви­цы и пого­вор­ки как фольк­лор­ное насле­дие отра­жа­ют бога­тую куль­тур­ную исто­рию наро­да. Известный фольк­ло­рист В. П. Аникин так пишет о позна­ва­тель­ной цен­но­сти посло­виц и поговорок:

Историк ищет в посло­ви­цах и пого­вор­ках сви­де­тельств о далё­кой ста­рине и памят­ных собы­ти­ях древ­но­сти. Юрист ценит посло­ви­цы и пого­вор­ки как непи­сан­ные зако­ны народ­ной жиз­ни. Этнограф усмат­ри­ва­ет в народ­ных изре­че­ни­ях и мет­ких образ­ных опре­де­ле­ни­ях и харак­те­ри­сти­ках отра­же­ние уже исчез­нув­ших обы­ча­ев и поряд­ков. Философ через посло­ви­цы и пого­вор­ки пыта­ет­ся понять строй народ­но­го мышления.

Эти язы­ко­вые стро­е­вые еди­ни­цы харак­те­ри­зу­ют­ся посто­ян­ством фор­мы и обла­да­ют свой­ством вос­про­из­ве­де­ния. К при­ме­ру, если в раз­го­во­ре при­ве­сти нача­ло посло­ви­цы «Чему быть…», то ваш собе­сед­ник вполне пой­мет, о чем идет речь, и даже может под­хва­тить вашу мысль и закон­чить её сам: «…того не мино­вать».

Пословицы и пого­вор­ки явля­ют­ся мас­со­вы­ми афо­риз­ма­ми в отли­чие от инди­ви­ду­аль­ных афо­риз­мов, кото­рые часто назы­ва­ют кры­ла­ты­ми выражениями.

Афоризмы — это крылатые выражения

Индивидуальные афо­риз­мы, или кры­ла­тые выра­же­ния, обя­за­тель­но име­ют сво­е­го авто­ра. Эта груп­па афо­риз­мов объ­еди­ня­ет кры­ла­тые выра­же­ния, вошед­шие в нашу речь из лите­ра­ту­ры, изре­че­ния исто­ри­че­ских лиц, крат­кие цита­ты, образ­ные выра­же­ния. Человечество на про­тя­же­нии всей сво­ей исто­рии отби­ра­ло, филь­тро­ва­ло и усва­и­ва­ло ори­ги­наль­ные мыс­ли луч­ших сво­их представителей.

Крылатые выра­же­ния широ­ко исполь­зу­ют­ся в речи, но в отли­чие от посло­виц и пого­во­рок у них обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ет­ся или суще­ству­ет кон­крет­ный автор:

Есть еще порох в поро­хов­ни­цах (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»).

Какая смесь одежд и лиц (А. С. Пушкин «Братья-разбойники»).

Кричали жен­щи­ны: ура!
И в воз­дух чеп­чи­ки бро­са­ли (А. С. Грибоедов «Горе от ума»).

Определение Итак, афо­ризм — это ори­ги­наль­ное автор­ское изре­че­ние в лако­нич­ной фор­ме, кото­рое запо­ми­на­ет­ся и вос­про­из­во­дит­ся дру­ги­ми людьми.

Афоризмы исполь­зу­ют­ся в речи для дости­же­ния эффек­та инфор­ма­тив­но­сти, точ­но­сти и образ­но­сти. Крылатые выра­же­ния вно­сят струю эмо­ци­о­наль­но­сти в любую речь, текст или выступ­ле­ние. А ещё афо­риз­мы под­креп­ля­ют мне­ние гово­ря­ще­го, исполь­зу­ют­ся для боль­шей убе­ди­тель­но­сти его слов.

Истина — это то, что выдер­жи­ва­ет про­вер­ку опы­том (А. Эйнштейн).

Человек есть не что иное, как ряд его поступ­ков (Г. Гегель).

Надежда живёт даже у самых могил (И. Гёте).

Примеры афоризмов

Опираясь на народ­ный опыт или фило­соф­скую мысль извест­но­го чело­ве­ка, ора­тор дости­га­ет наи­боль­шей убе­ди­тель­но­сти и выра­зи­тель­но­сти сво­ей речи. В каче­стве при­ме­ров при­ве­дем кры­ла­тые выра­же­ния вели­ких людей о смыс­ле жиз­ни и жиз­нен­ных ценностях.

Афоризмы о смысле жизни

Жить — это бороть­ся; бороть­ся — это жить (П. Бомарше).

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

Чтобы дой­ти до цели, надо преж­де все­го идти (О. Бальзак).

В жиз­ни нуж­но стре­мить­ся обго­нять не дру­гих, а само­го себя (М. Бабкок).

Кто хочет мно­го достиг­нуть, дол­жен ста­вить высо­кие тре­бо­ва­ния (И. Гёте).

Истинное назна­че­ние чело­ве­ка — жить, а не суще­ство­вать (Джек Лондон).

Человек живет на зем­ле не для того, что­бы стать бога­тым, но для того, что­бы стать счаст­ли­вым (Стендаль).

Никакая цель не высо­ка настоль­ко, что­бы оправ­ды­вать недо­стой­ные сред­ства для её дости­же­ния (А. Эйнштейн).

Читая кни­гу или ста­тью, мы раду­ем­ся вер­ной и глу­бо­кой мыс­ли, мет­ко­му выра­же­нию, умно­му и ярко­му срав­не­нию авто­ра, обле­чен­но­му в лако­нич­ную фор­му. Такие корот­кие фра­зы лег­ко усва­и­ва­ют­ся и запо­ми­на­ют­ся и впо­след­ствии поки­да­ют стра­ни­цы печат­но­го изда­ния и ста­но­вят­ся кры­ла­ты­ми выражениями.

Вспомним сло­ва Л. Н. Толстого, кото­рый считал:

Настоящая муд­рость немногословна.

Итак, афо­риз­мы — это муд­рость чело­ве­че­ства, про­се­ян­ная сквозь сито времени.

Особенно часто цити­ру­ет­ся Иван Андреевич Крылов, кото­рый в сво­их нра­во­учи­тель­ных бас­нях сочи­нил мно­же­ство выра­же­ний, полу­чив­ших вто­рую жизнь вне тек­ста его про­из­ве­де­ний и став­ших впо­след­ствии афоризмами.

Афоризмы И. А. Крылова

А вы, дру­зья, как ни сади­тесь, всё в музы­кан­ты не годитесь.

Беда, коль пиро­ги нач­нёт печи сапож­ник, а сапо­ги тачать пирожник.

Из даль­них стран­ствий возвратясь.

Кукушка хва­лит пету­ха за то, что хва­лит он Кукушку.

Наделала сини­ца сла­вы, а моря не зажгла.

От радо­сти в зобу дыха­ние спёрло.

Чем куму­шек счи­тать тру­дить­ся, не луч­ше ль на себя, кума, оборотиться?

Устное народное творчество

Развитие детей Содержание

Устное народное творчество

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Хозяйственные приметы

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Февраль бокогрей, воду подпустит, а март подберет.

Ни в марте воды, ни в апреле травы.

Илья жниво зачинает, лето кончает.

Коли журавли полетят, то будет на Покров мороз, а нет, то позже.

Без воды зима не встанет.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

Народные приметы по звездам

Когда Млечный Путь светит, то будет хорошая погода.

Мало звезд видно- к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длиннее, оттуда будет ветер.

Народные приметы по воздушным явлениям

Народные приметы по животным

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Поверье

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

Скороговорки

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

  • Сшит колпак, везен колпак, да не по колпаковски.
  • Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
  • Тур туп, тупогуб.
  • У быка губа тупа.
  • Сыворотка из-под простокваши.

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке.

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

Читайте также: