Афоризмы древней индии 5

Обновлено: 14.11.2024

Индийская традиция придает первостепенную важность воспитательной роли литературы, видя в этом ее основную ценность. Отсюда — явственная этико-практическая направленность самых различных литературных памятников древней Индии. Не только конкретные заповеди, но и отвлеченные рассуждения и увлекательные сказки рассматриваются прежде всего как средство нравственного совершенствования, как проповедь определенных норм поведения. В духе древнеиндийских методов описания эти нормы подвергнуты четкой систематизации.

Здесь представлены основополагающие понятия, помогающие индийцам осмысливать и упорядочивать собственную деятельность. Это четыре принципа, четыре жизненные цели, образующие каркас человеческого поведения:

  1. Дхарма (закон, долг, добродетель) — исполнение семейных, общественных, религиозных обязанностей;
  2. Артха (суть, польза, выгода) — дела, направленные на приобретение материальных благ, в более общем смысле — вся стратегия житейского поведения;
  3. Кама (любовь) — удовлетворение чувственных побуждений;
  4. Мокша (освобождение) — избавление от мирских страстей и заблуждений, познание высшей правды.

Первые три: долг, польза, любовь — с разных сторон охватывают все, что делает человек, активно взаимодействуя с окружающим его миром. Традиция призывает разумно сочетать эти принципы в поступках, отдавая долг каждому и ничем не злоупотребляя.

Четвертый принцип — освобождение — дополняет их, создавая противовес; он исходит не из активного приятия жизни, а из стремления преодолеть жизненные противоречия в пассивном размышлении и созерцании. Имеется в виду освобождение от цепи существований, через которые проходят смертные, воплощаясь во все новых образах, в зависимости от поступков, совершенных в предыдущих рождениях (закон кармы).

Четыре принципа помогают описывать не только поведение, но и литературные памятники согласно преобладающей в них тенденции: как специально дидактические произведения (например, наставления в дхарме — дхармашастры, в артхе — Артхашастра и т. д.); так и повествовательные.

Если кто-то предал тебя один раз, это его вина. Если кто-то предает тебя дважды, это твоя вина. Учись на ошибках других. Невозможно прожить так долго, чтобы испытать их все на себе.

Индия — великая страна с многовековой историей и богатой культурой. Наверно, ни в одной другой стране не родилось столько мудрецов, философов и просветителей…

В отличие от западных стран, где на первое место ставятся внешние достижения, жители Индии направили всю свою силу и энергию на познание себя. Это настоящая духовная лаборатория, где веками изучаются загадка жизни, внутренний мир и тонкая человеческая душа.

Мы собрали для вас 29 вдохновляющих высказываний мудрого индийского народа. Есть, над чем задуматься!

Если кто-то предал тебя один раз, это его вина. Если кто-то предает тебя дважды, это твоя вина.

Учись на ошибках других. Невозможно прожить так долго, чтобы испытать их все на себе.

Великие умы обсуждают идеи. Средние — обсуждают события. Мелкие — людей.

Будь внимателен к гостю — пусть он твой враг. Даже лесорубу с топором дерево не отказывает в тени.

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы.

Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой.

Давать советы глупцу — только злить его.

У человека, живущего ради других, даже очень короткая жизнь исполнена счастьем.

Безутешный утешается прошедшим, слабоумный — будущим, умный — настоящим.

Счастье само находит дорогу к сильному духом.

Ребенок — гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти.

Не хвались, собравшись идти, а хвались на обратном пути.

Женщины — ученые от природы, мужчины — от книг.

Победить самого себя — это лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным.

Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения.

Если нельзя избежать опасности, что толку в трусости, которая все равно не защитит тебя?

Правда — это то, во что люди верят.

Если ты мудр, не противоречь богачу, правителю, ребенку, старику, аскету, мудрецу, женщине, дураку и учителю.

Чтобы управлять собой, используй свою голову. Чтобы обращаться с другими, используй свое сердце.

Женщина сияет — весь дом сияет, женщина мрачна — весь дом погружен во мрак.

Можно поймать тигра в чаще, птицу в небесах, рыбу в пучине вод, но нельзя поймать непостоянное сердце женщины.

Когда надо давать советы другим, каждый — кладезь премудрости. Когда надо самому следовать этим советам, то и мудрец не умнее дурака.

Не видно следа птицы в воздухе и рыбы в воде — таков и путь добродетельных.

Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость.

Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве.

Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе.

Самое сложное в том, чтобы подняться на верхнюю ступеньку лестницы, — это пробраться через толпу у ее основания.

Это Вам будет интересно:

Вселенной всё равно – боишься ты или мечтаешь.

10 признаков, что вы счастливы в одиночестве

Глупец суетится вовсю, затеяв пустяк; умный же сохраняет спокойствие, берясь за великие дела.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Ненасилие, правдивость, чистота, отсутствие зависти, доброта, мягкость — вот всеобщий долг.

Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать ближним добро — это делать для них то, чего желал бы самому себе.

Думай при каждом пробуждении: "Какое добро совершить мне сегодня? Зайдет солнце и унесет с собой часть моей жизни."

Глупец лишь грешит ради злосчастного тела — вместилища всех нечистот, неблагодарного и бренного.

Жизнью, достоянием, мыслью и словом непрестанно творить добро ближним — вот смысл существования.

Ничто не трудно тому, кому пища нужна лишь для поддержания жизни, совокупление — для продолжения рода, слова — для правдивой речи.

Без устали нести бремя, не бояться ни зноя, ни холода, всегда быть довольным — трем этим достоинствам следует учиться у осла.

Что такое добродетель? — Сострадание к ближним. Что такое счастье? — Здоровье. Что такое любовь? — Доброе настроение. Что такое ученость? —Правильное решение.

Прекрасны тонко отшлифованная драгоценность; победитель, раненный в бою; слон во время течки; река, высыхающая зимой; луна на исходе; юная женщина, изнуренная наслаждением, и даятель, отдавший все нищим.

Не видно следа птицы в воздухе и рыбы в воде— таков и путь добродетельных.

Скупой на злые речи, щедрый на добрые, удовлетворенный своей женой, остерегающийся порицать ближних — вот редкое украшение земли.

Воздержание от зла, дружелюбная речь, правдивость, чистота, сострадание, терпеливость — вот всеобщий долг.

Тот велик, кто становится слепым перед чужими женами, хромым в погоне за чужим богатством, немым, слыша хулу на ближних.

Суть миллионов книг — в одном стихе: заслуга — в добре ближнему, грех — в зле ближнему.

С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно — так же влекут нас вверх добродетели и вниз — пороки.

Поборов гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым. Поборов страсть, он становится преуспевающим. Поборов алчность, он становится счастливым.

Вот тройные врата преисподней, ведущие человека к гибели: похоть, гнев, алчность.

Шестеро не помнят тех, кто помогал им раньше: ученик — учителя, женатый сын — мать, разлюбивший муж — жену, достигший цели — помощника, выбравшийся из чащи — проводника, больной — врача.

Пьяный, опрометчивый, безумный, утомленный, разгневанный, голодный, жадный, робкий, торопливый и влюбленный — все не знают закона.

Не сердись на рассерженного, отвечай мягкостью на грубость, не говори суетного и лживого.

Лучшие гневаются мгновенье, средние — полдня, низкие — день и ночь, худшие никогда не свободны от гнева.

Высшей власти достигает тот, кто видит во всех существах себя и все существа — в себе.

Тот мудр, кто глядит на чужую жену, как на мать, на чужое добро — как на ком земли, на себя — как на всех других.

Велика ли заслуга быть добрым к тому, кто сам добр к тебе? Быть добрым к тому, кто вредит тебе, — вот истинная доброта.

Лучший дает без просьбы, средний — по просьбе, низкий не дает, несмотря на просьбы.

Дело стоит рядом со стоящим, идет за идущим, творит с творящим. Оно следует за ними подобно тени.

Престарелых родителей, верную жену и малого сына следует кормить, пусть они совершили злых дел без числа.

Ничто так не сокращает жизни, как близость с чужой женой.

Та настоящая жена, которая разумно ведет хозяйство; та настоящая жена, которая приносит потомство; та настоящая жена, жизнь которой — в муже; та настоящая жена, которая верна мужу.

Женщина сияет — весь дом сияет, женщина мрачна — весь дом погружен во мрак.

Нет родственника, равного мужу; нет друга, равного мужу; нет защитника, равного мужу; нет убежища, равного мужу.

Пусть мудрый печется о знании и пользе так, словно он неподвластен старости и смерти. Пусть творит он добро так, словно смерть уже схватила его за волосы.

Лишь усилиями достигаем мы цели, а не желаниями. Не полезет газель в пасть спящего льва.

Никто так не ухаживает за нашим телом, как мать; ничто так не украшает его, как ученость; никто так не услаждает его, как жена; ничто так не иссушает его, как заботы.

Богатство и постоянное здоровье, друг и сладкоречивая жена, послушный сын и полезное знание — вот шесть благ в этом мире.

Друг познается в беде, герой — в битве, честный — в уплате долга, жена — в бедности, родственники — в невзгодах.

Пропадает знание без дела, пропадает человек без знания, пропадает войско без полководца, пропадают женщины без мужчин.

Тело старится от странствий, гора — от воды, женщина — от неудовлетворенных желаний, сердце — от злых речей.

Если ты мудр, не противоречь богачу, правителю, ребенку, старику, аскету, мудрецу, женщине, дураку и учителю.

Мудрые отдают время поэзии и наукам, глупцы — порокам, сну и ссорам.

Можно ли домогаться дружбы предательством, добродетели — обманом, благополучия — оскорблениями, знаний — бездельем, женщины — грубостью? Лишь явный глупец способен на это.

Бойся переправы через большую реку, вражды с могущественным человеком и спора с толпой.

Не вмешивайся в дела мужа с женой, не вмешивайся в дела отца с сыном.

Не торопись в приобретении богатств, в изучении наук, при подъеме на гору, в добрых делах, в любви и во всех усилиях.

Хвали пищу, когда она переварена; женщину — когда прошла ее молодость; героя — когда он вернулся с битвы; урожай — когда он собран.

Остатки долга, огня и болезни способны снова возрастать — уничтожайте их до конца.

Возраст, состояние, щель в стене, заклинание, лекарство, позор, любовную связь, дар, оказанную тебе почесть — девять этих вещей всегда следует скрывать.

Еда, сон, страх и совокупление уподобляют людей скоту; лишь знание возвышает их. Лишенный знания— словно скотина.

Женщины учены от природы, мужчины—от книг.

Легко удовлетворить невежду, легко удовлетворить просвещенного, но испорченного поверхностным знанием не удовлетворит сам творец.

Чье сердце не трогают ни прекрасные изречения, ни пение, ни игры юных жен, тот либо аскет, либо скотина.

Тот, чье сердце не стремится ни к наукам, ни к битвам, ни к женщинам, напрасно родился на свет, похитив юность матери.

Нет преграды, равной преграде невежества.

Нет добродетели у распутниц, нет постоянства у удачи, нет рассудка у дураков, нет конца у дел.

Творят добро мудрые и верные, а их ненавидят; другие на глазах творят зло, а их любят Удивительно, удивительно разноречивое поведение владык! Самому аскету не постичь всех премудростей службы.

Лишь к тому благоволит владыка, кто оказывается вблизи, — пусть тот невежествен, неблагороден, не подходит ему. Сходны меж собою цари, женщины и лианы — все они льнут к тому, кто рядом.

Герой, ученый и красавица, куда бы ни пошли, везде найдут приют.

Лучше всего деньги, добытые собственным трудом, хуже — добытые по наследству, еще хуже — от брата, хуже всего — от женщины.

От жадности приходит гнев, от жадности — похоть, от жадности — ослепление и смерть. Жадность — источник зла.

Пятеро всюду последуют за тобой: друг, враг, равнодушный, тот за чей счет ты живешь, и тот, кто живет за твой счет.

Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение — вот шесть признаков дружбы.

Глупцам ненавистны умные, бедным — богатые, порочным - добродетельные, распутницам — верные жены.

Никогда вражда не уничтожается враждой — лишь отсутствием вражды уничтожается она.

Побеждай врага уговорами, дарами, двуличием или всем этим вместе, но никогда не прибегай к войне.

Когда случается упасть, достойный человек па- дает как мяч, ничтожный — как ком глины.

Лучшее у царя — царство, в царстве — столица, в столице — дворец, во дворце — ложе, на ложе — любовь красавицы.

Томимый страстью не уснет и на мягком ложе; удовлетворивший страсть сладко уснет и на шипах.

Девочка подобна виноградному соку, молодая женщина — сахару, женщина средних лет — соку мангового плода, старуха — кокосовому ореху.

Кто сотворил лебедей белыми, попугаев — зелеными, павлинов — пестрыми, тот и тебе доставит средства к жизни.

Чти счастье, выпавшее тебе; чти несчастье, выпавшее тебе. Вращению колеса подобна смена радостей и горестей.

Одиноким приходит человек в мир, одиноким уходит из мира, один вкушает он плоды своих добрых и злых дел.

Подобно актеру, человек какой-то миг играет ребенка; какой-то миг — юношу, погруженного в удовольствия; затем он играет то бедняка, то богача; а под конец, одряхлевший и покрытый морщинами, уходит за занавес бога смерти.

Не поддавайся похоти при виде женщины с нежной кожей и пышным телом. На деле перед тобой лишь неприглядное мясо да жир. Помни эту истину и сохраняй равнодушие.

Наслаждения, рожденные прикосновением, — источник зла, они имеют начало и конец. Мудрый не станет радоваться им.

Читайте также: