Следование девизу восточная мораль западная техника

Обновлено: 21.12.2024

Имеется ввиду, что японцы живут по своим восточным ценностям, образ жизни остается японским, несмотря на развитую инфраструктуру и технологии изначально "скопированные" с Запада. Одновременно наблюдается такой момент: современные технологии, которые несут, как правило, массовую культуру - не поглощают традиционное общество.

1 слайд Описание слайда:

Япония на пути модернизации: «восточная мораль- западная техника» Подготовила А.В.Епихина учитель истории и обществознания Березовской сош Карачевского района Брянской области

2 слайд Описание слайда:

План урока 1.Насильственное «открытие» Японии 2.Начало эры «просвещенного правления» 3. Реформы Мейдзи 4. Новые черты экономического развития 5. Внешняя политика

3 слайд Описание слайда:

Задание Что позволило Японии за короткий срок стать динамично развивающимся индустриальным государством?

4 слайд Описание слайда:

Насильственное «открытие» Японии 16в.- правители Японии запретили народу исповедовать христианство Считалось, что христианство разрушает традиции народа. С 17в. в стране установилась власть сегунов (военных правителей) .Япония «закрыта» от европейцев.

5 слайд Описание слайда:

Насильственное «открытие» Японии 1854г.- насильственное «открытие» Японии американцами. 1855 г. – договор с Россией (Курильские острова признавались российской территорией). Закончился период политической и экономической изоляции страны.

6 слайд Описание слайда:

Начало эры «просвещенного правления» Самостоятельная работа с текстом учебника П.27 с 240 п.2 Задание: Прочитайте и ответьте. 1. Какие факты свидетельствуют о том, что стране нужны были реформы ? 2. Какое событие в истории Японии связывают с 1868г.? Найдите суждение, выражающее значение этого события

7 слайд Описание слайда:

Начало эры «просвещенного правления» 1868г- «революция Мэйдзи»(к власти в результате переворота пришел император Мацухито, коронованый Мэйдзи) Мацухито провозгласил девиз своего правления- «Мэйдзи» Мэйдзи- «просвещенное правление»

8 слайд Описание слайда:

Реформы Мейдзи Заполните таблицу «Реформы Мэйдзи».Учебник с. 241-242

9 слайд Описание слайда:

Реформы Мейдзи Заполните таблицу «Реформы Мэйдзи».Учебник с.241-242

10 слайд Описание слайда:

Реформы Мейдзи Заполните таблицу «Реформы Мэйдзи». Учебник с.241-242.

11 слайд Описание слайда:

Реформы Мейдзи Заполните таблицу «Реформы Мэйдзи». Учебник с. 241-242.

12 слайд Описание слайда:

13 слайд Описание слайда:

Реформы Мейдзи Однако, при всем этом чиновниками в Японии стали самураи, а основу идеологической подготовки армии по –прежнему составляли самурайский кодекс чести «бусидо» и синтоизм.

14 слайд Описание слайда:

Реформы Мейдзи Процесс модернизации разрушил традиционное общество. Реформы открыли широкий простор для частно- предпринимательской деятельности, юридически защищенной и поддержанной властями.

15 слайд Описание слайда:

Новые черты экономического развития Прочитайте документы и ответьте на вопросы. Как вы думаете, кто выступал в качестве «народа», которому передавались заводы? Укажите особенности экономического развития страны в начале 20в.? «Закон о передаче заводов, изданный в 1880г. гласил: «Заводы, созданные для поощрения промышленности, в настоящее время хорошо организованы и работают на полную мощность, поэтому правительство отказывается от своих прав собственности на заводы, которые должны управляться народом». «Один иностранец- путешественник, побывавший в Японии до Первой мировой войны, отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи и отапливаемый углем из копий Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенной все тем же Мицуи, и лежа на кровати, купленной у Мицуи, читать изданную Мицуи книгу при свете лампочки, изготовленной на мицуевском заводе.»

16 слайд Описание слайда:

Новые черты экономического развития Правительство покровительствовало развитию промышленности и торговли.

17 слайд Описание слайда:

Новые черты экономического развития Частного капитала в Японии было мало, не было и опыта предпринимательской деятельности, поэтому государство за счет казны строило образцовые заводы и продавало или сдавало в аренду на льготных условиях в частные руки- фирмам. Большие дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси»

18 слайд Описание слайда:

Новые черты экономического развития Возникли новые отрасли промышленности: машиностроение, электротехника, др. Предприниматели активно использовали западные технологии и технику.

19 слайд Описание слайда:

Новые черты экономического развития Финансовая реформа. Введена единая денежная единица- иена

20 слайд Описание слайда:

Новые черты экономического развития Государство строило железные дороги. К 1905г. они протянулись почти на 5тыс. км. В1869г. появилась первая телеграфная линия, а в 1870г. заработала почта по европейскому образцу

21 слайд Описание слайда:

Внешняя политика Рассказ учащегося . Работа с контурной картой. Задание классу: Слушая рассказ учащегося о внешней политике Японии, отметьте на контурной карте направления ее агрессии.

22 слайд

Японцы очень активно перенимали любые технические новинки Западной цивилизации. Собственно, и сейчас перенимают, просто сейчас они уже и сами многое разрабатывают. При этом они всегда подчеркивают, что перенимают только технику, без идеологии. Активно поддерживают старые традиции, собственную культуру, национальные особенности японской цивилизации.

Остальные ответы

Азиатский, восточный менталитет. Пожизненный найм на работу. Хозяин почитается как глава большой семьи. Добросовестность, пунктуальность, грамотность рабочих позволяет выпускать самую сложную продукцию. После войны 1945 года, в Японии были приняты законы направленные на развитие новых и новейших технологий того времени. США активно поддерживало развитие экономики Японии. Ведь СССР и социалистический Китай создавали для "янки" серьёзную конкуренцию на востоке.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Традиционные общества в 19в: новый этап колонизации». В разделе речь пойдет о странах Востока. Напомню, что еще в 16в. начались колониальные захваты государств Востока. Европейцы хотели получить пряности, драгоценные металлы, рабов, Занимались неравноправной торговлей.

19 в.- это время колониальных захватов промышленного капитализма, когда европейские фабричные товары стали превращать колонии и зависимые страны Востока в рынки сбыта и источники сырья. Почти все страны Востока попали в зависимость от индустриального Запада, вмешивавшихся во все сферы их жизни. Исключением стала Япония. Об этом государстве и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Мы раскроем причины модернизации страны, узнаем какие реформы проводились, их итоги.

( Запись темы урока ) (Слайд 1)

План урока (Слайд2)

1.Насильственное «открытие» Японии

2.Начало эры «просвещенного правления»

3. Реформы Мейдзи

4. Новые черты экономического развития

5. Внешняя политика

Задача на урок: Выяснить, что позволило Японии за короткий срок стать динамично развивающимся индустриальным государством? (Слайд3)

Насильственное «открытие» Японии

- В 16в. правители Японии запретили народу исповедовать христианство. Считалось, что христианство разрушает традиции народа.

В 17 в. установилась власть сегунов (военных правителей) . Япония «закрыта» от европейцев.

Сегуны- военные правители.

Прошли десятилетия и в 1854г. американская эскадра под угрозой оружия вынудила правительство сегуна «открыть» страну.

Был заключен договор «О мире и дружбе» и открыты 2 порта. Вслед за этим, похожие договора были подписаны и с европейскими государствами, в том числе и с Россией (1855г.). По выгодному для России договору Курильские острова признавались за российской территорией, но Сахалин в совместном ведении. Позже последовала серия договоров с США и европейцами по которым Япония предоставляла им льготы в торговле.

Так произошло насильственное открытие Японии. Закончился период политической и экономической изоляции страны.

(запись даты и понятия в тетрадь)

Начало эры «просвещенного правления»

Самостоятельная работа с текстом учебника П.27, с 240 п.2

Задание: Прочитайте и ответьте.1. Какие факты свидетельствуют о том,

стране нужны были реформы ?

2. Какое событие в истории Японии связывают с 1868г.?

Найдите суждение, выражающее значение этого события

(ответы на вопросы)

-Что такое Мэйдзи?

Мэйдзи- «просвещенное правление»

(запись даты и понятия)

2)Реформы Мэйдзи.

Учитель: Итак, с приходом к власти императора Мэйдзи начался период

реформ. Страна вступила в эпоху модернизации.

- Что такое модернизация? (изменения в соответствии с

Япония вступила в эпоху модернизации. Сложная задача встала перед правительством: провести модернизацию по западному образцу и не потерять свою национальную самобытность. Выясним, как это было сделано. (Слайд 8)

Самостоятельная работа по заполнению таблицы «Реформы Мейдзи» Учебник с.241-242.

Изменения, которые внесли реформы в жизнь общества

Административная

Гос. Управление

устанавливалась частная собственность на землю, разрешалась ее купля-продажа

уничтожена власть князей

введена всеобщая воинская повинность

Конституция избрание двухпалатного парламента

введение единой денежной единицы-йены

Крестьяне стали собственниками наделов; рост богатства у крупных землевладельцев, обнищание части крестьян

Деление страны на губернии и префектуры, во главе с назначенными чиновниками

Самураи лишились привилегий быть замкнутой кастой; армия по европейскому образцу

У императора почти неограниченные права, избрание двухпалатного парламента избирательное право у 1% населения. Чиновники- самураи

(проверка выполнения задания) (Слайды 9,10,11.12 )

Однако, при всем этом чиновниками в Японии стали самураи, а основу идеологической подготовки армии по –прежнему составляли самурайский кодекс чести «бусидо» и синтоизм

Вывод: Процесс модернизации разрушил традиционное общество.

Реформы открыли широкий простор для частно- предпринимательской деятельности, юридически защищенной и поддержанной властями.

4) Новые черты экономического развития.

. 1. Работа с документом ( Слайд 15)

Задание: Прочитайте документы и на основе их анализа ответьте на вопросы:

Кто выступал в качестве «народа», которому передавались заводы?

Укажите особенности экономического развития страны в начале 20в.?

«Закон о передаче заводов, изданный в 1880г. гласил: «Заводы, созданные для поощрения промышленности, в настоящее время хорошо организованы и работают на полную мощность, поэтому правительство отказывается от своих прав собственности на заводы, которые должны управляться народом».

«Один иностранец- путешественник, побывавший в Японии до Первой мировой войны, отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи и отапливаемый углем из копий Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенной все тем же Мицуи, и лежа на кровати, купленной у Мицуи, читать изданную Мицуи книгу при свете лампочки, изготовленной на мицуевском заводе.»

( в роли народа-фирмы; появлялись крупные корпорации, превращавшиеся в монополии; появление разных отраслей промышленности)

2. Учитель

- Действительно, правительство покровительствовало развитию промышленности и торговли. (

Частного капитала в Японии было мало, не было и опыта предпринимательской деятельности, поэтому государство за счет казны строило образцовые заводы и продавало или сдавало в аренду на льготных условиях в частные руки- фирмам. Большие дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси»

Возникли новые отрасли промышленности: машиностроение,электротехника, др.

Предприниматели активно использовали западные технологии и технику.

Введена единая денежная единица- иена

Государство строило железные дороги. К 1905г. они протянулись почти на 5тыс. км. В1869г. появилась первая телеграфная линия, а в 1870г. заработала почта по европейскому образцу

Изменения в быту. Разрешались учеба за границей, приглашение иностранных специалистов, европейские прически , одежда и календарь. Появилось газовое освещение., стали есть мясо.

На смену сегунату (полит.режим со слабой властью императора и сильной военных правителей) пришло государство , перенимавшее у Запада то, что могло сделать Японию сильным индустриально развитым государством. Распространились националистические идеи. Внушалось , что государство возникло по воле богини солнца- Аматерасу. Власть императора- вечна. Страны Востока должны объединиться против Запада.

5). Внешняя политика

1.Рассказ учащегося. Работа с контурной картой. (Слайды 21,22)

Задание классу: Слушая рассказ учащегося о внешней политике Японии, отметьте на контурной карте направления ее агрессии.

- Как вы считаете, есть ли связь между проводимой модернизацией и победой над Китаем?

Возвращаемся к проблемному вопросу

-Что позволило Японии за короткий срок стать динамично развивающимся индустриальным государством?

(без резкой ломки традиционных устоев Япония перенимала достижения Запада, опыт. технику, технологии; решительные реформы Муцухито; черты нац. характера: готовность к переменам ,трудолюбие)

3. Закрепление пройденного.

(Слайд 25, 26)

К причинам модернизации Японии относятся:

А) техническая отсталость от европейских стран;

Б) широкий внутренний рынок;

В) иностранные товары хлынувшие в страну подрывали национальное производство;

Г) ухудшение жизни населения;

Д) отмена сословий

Ответы: 1) АВД 2) АВГ 3)БВГ 4) ВГД

Каковы характерные черты экономического развития Японии в 70-80гг.19 в.?

А) наличие опыта предпринимательской деятельности

Б) использование западных технологий

В) создание новых отраслей промышленности6 машинной, электротехнической, др.

Читайте также: