Афоризм познай самого себя принадлежит

Обновлено: 11.05.2024

— Благодарю Вас. А вот ещё вопрос: чтó даёт человеку познание самого себя ? То есть, чтó я буду иметь, познав самоё себя ?

— Об этом уже сказано, это тот же вопрос, только другими словами. Познание самого себя даёт нам возможность очистить, изменить и привести себя к тому порядку, который необходим нам для служения Общему Благу.

Если мы познаём свою телесную природу, например, свою телесную слабость, из-за которой не можем выполнять тяжёлую работу, и вовремя предупреждаем об этом связанных с нами людей, то тем самым мы спасаем всех от возможной опасности, потому что если бы люди на нас понадеялись, а мы не выдержали бы тяжести, то погубили бы и себя и их. Если же мы вовремя предупреждаем людей о своём положении или состоянии, то поступаем с ними Божественно, то есть поступаем с ними так, как поступил бы с ними Бог. А если мы поступаем так, как поступил бы Бог, то мы уже в какой-то степени слиты с Богом и можем служить Благу.

Точно так же, если мы, познавая своё духовное естество, замечаем, что оно несовершенно, что у нас есть какие-то духовные недостатки, слабости, пороки, болезни, недомогания, мешающие нашему служению, и сообщаем о них опять-таки вовремя, то мы также избавляем людей от ненужных страданий, вреда, опасности и страха. В таком случае мы тоже слиты с Богом, у нас такое же отношение к людям, как и у Бога. Ведь представьте себе, если бы Бог пришёл на Землю и не мог бы чего-то делать, Он бы, наверное, честно и прямо сказал об этом всем, так же ?

— Вóт кáк поступает Бог. Люди же почему-то думают, что Бог — это непременное всемогущество, сила, мудрость, богатство, красота и прочие достояния, а Бог — это только честность . Честность — это и есть истинное могущество, истинная сила, мудрость, богатство и красота, но нравственного , а не телесно-духовного мира. К такому могуществу, силе, мудрости, богатству и красоте должны стремиться все Божественные Души. Животные Души, конечно же, стремятся к материально-духовным вершинам, которых достичь можно только нечестностью — то ли относительно других, то ли относительно себя.

Поэтому, если мы познаём самоё себя, то только для того, чтобы, познав себя, честно признаваться себе и другим в том, чтó мы представляем собою то ли телесно , то ли духовно, помня при этом, что ложью и обманом мы ничего вечного не достигнем, ложью можно достичь только чего-то временного. Если же мы хотим вечного блага, то его можно достичь только правдивым, искренним, открытым поведением, а это значит, что о своём телесном и духовном положении, о состоянии своего телесного и духовного здоровья мы должны честно, незамедлительно и прямо сообщать тому, с кем связаны жизнью.

— Благодарю Вас. После того, чтó вы сказали сейчас, ко мне сразу пришло понимание того, зачем человек должен познавать самоё себя: во-1-х, для того, чтобы по-настоящему служить людям; а во-2-х, для того, чтобы действительно соединиться с Богом, ибо Богу угодно только честное и правдивое поведение.

— Да, совершенно верно. Ведь Бог служит людям, Он — Отец, а отец — это служитель, который служит, поддерживает, помогает, оберегает, защищает, спасает. Если же Он и требует служения Себе, то только ради самих же детей, а не ради Себя Самого. Поэтому, если Он — служитель, то и тот, кто мечтает слиться с Ним, также должен учиться быть служителем, но не каким угодно, а таким, который постоянно совершенствует себя, то есть следит за собой, удаляет из себя и не допускает в себя то, что́ может помешать служению или сделать его вообще невозможным. Если же он по возрасту вовремя не успевает очистить себя от негодных качеств и они остаются в нём на всю жизнь, но он сохраняет способность честно и вовремя объявлять об этом своим ближним, он также сливается с Богом, но уже только нравственно , то есть в желании , но не в возможности служить полноценно и безукоризненно. Ведь наш нрав — это наше желание; а наша духовность и телесность — это наши возможности. Тело и дух — орудия нашего нрава .

— Следующий вопрос: скажите пожалуйста, чтó можно делать, когда познáешь себя ?

— Человек, который узнал себя, то есть узнал свои возможности и свои немощи, исходя из этого, может идти и служить людям с уверенностью как познавший себя, ибо есть служение познающего себя, о котором мы скажем позже, а есть служение познавшего себя. Познавший , что может мало, идёт и уверенно делает мало, никого не боясь и ничем не стесняясь. Познавший , что может много, идёт и уверенно делает много, также никого не боясь и не стесняясь. И тот и другой видят пред собой Бога, угождают Ему , а не людям , а Бог никогда не осуждает их за то, что они могут мало, и не превозносит за то, что они могут много. Бог осуждает слабых только за то, что слабые, дабы их хвалили или не ругали, прикидываются сильными, скрывая свои слабости. А сильных осуждает за то, что они, ради сохранения ради продолжительности своей жизни, притворяются слабыми и не исполняют должного. Вóт за чтó Бог осуждает людей.

— Следующий вопрос: скажите пожалуйста, почему нельзя жить, не зная самого себя, ведь большинство людей всё-таки так и живёт ?

— Об этом уже сказано: потому что будешь вредить, стремясь делать то, чтó не можешь, и невольно уклоняясь от того, чтó можешь. Мало того, можно сказать, что жить, не зная себя — это преступление, преступление и против себя и против других. Ведь это то же самое, что оставить оголённый электрический провод, не зная и, главное, не желая знать, чтó он собою представляет, какую опасность в себе таит. Ведь когда вы входите в свою комнату и видите, что на полу валяется незнакомый вам предмет, то не познавать этот предмет — преступление, ведь вы можете погибнуть или покалечиться им, от него могут погибнуть и покалечиться другие люди, дети, животные. Да и вообще это ненормальное поведение, такого поведения нет в Природе. Любое животное и даже растения исследуют то, чтó встречается на их пути. Но ненормальное поведение наблюдается сплошь и рядом в духовно–нравственной жизни людей. Люди отказываются познавать себя , потому что познание себя связано с трудностями, лишениями, унижениями, даже позором, и потому они предпочитают затуманивать своё сознание всевозможными наркотиками, которые вообще лишают их возможности познавать что-либо. Не познавать — спокойнее. Познание чревато тревогами, неприятностями, смущением перед собой, перед другими, определённой степенью отстранённости от поверхностных людей. Это говорит о том, что люди боятся расти, боятся обретать Божественное сознание, Божественную ответственность перед жизнью и потому устанавливают для себя духовный потолок, своего рода предохранитель, который не даёт им соприкасаться с Верховным Сознанием и видеть себя Его Глазами. Они не хотят двигаться, потому что любое движение налагает новые обязательства: чем дальше идёшь, тем больше понимаешь, чем больше понимаешь, тем больше обязан, а чем больше обязан, тем большую тяжесть нужно нести, а чем большую тяжесть несёшь, тем скорее стираешься, разрушаешься в этом мире, исчезаешь из него.

Если зерно не умирает, оно не даёт плода; только умирая, оно приносит плод. Люди боятся разрушаться, бояться умирать, тратить себя, жертвовать собой, приносить плод вечной жизни. Вóт гдé причина страха перед познанием себя.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» (греч. gnothi seauton, лат. nosce te ipsum) – надпись на храме Аполлона в Дельфах, изречение мудреца Хилона (см. САМОПОЗНАНИЕ).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ" в других словарях:

«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» — (греч. ? , лат. nosce te ipsum), изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому входящему со стороны бога Аполлона. По преданию (см., напр., у Платона Протагор 343 а 8 bЗ), было принесено … Философская энциклопедия

Познай самого себя — (греч. «Gnothi seauton»), надпись в храме Аполлона в Дельфах. Это изречение приписывается Хилону, одному из Семи мудрецов … Словарь античности

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(греч. gnothi seauton, лат. nosce te ipsum)
надпись на храме Аполлона в Дельфах, изречение мудреца Хилона (см. Самопознание).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»" в других словарях:

Познай самого себя — (греч. «Gnothi seauton»), надпись в храме Аполлона в Дельфах. Это изречение приписывается Хилону, одному из Семи мудрецов … Словарь античности

Познай самого себя
С латинского: Nosce te ipsum (носцэ тэ ипсум). Древнегреческий оригинал: Gnothi se auton (гноти сэ аутон).
Ошибочно приписывается древнегреческому философу Сократу.
Надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ Платон в своем диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Пит-так, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э. ) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину — «познай самого себя» — они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса — «заповедь Дельфийского оракула».
Что же касается Сократа, то он сделал это выражение весьма популярным, разъясняя его своим ученикам, широко используя в своих беседах и выступлениях. Вышеупомянутый древнегреческий философ Хилон эту же мысль развивал так: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».
Употребляется: в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое "Познай самого себя" в других словарях:

«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» — (греч. ? , лат. nosce te ipsum), изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому входящему со стороны бога Аполлона. По преданию (см., напр., у Платона Протагор 343 а 8 bЗ), было принесено … Философская энциклопедия

Познай самого себя — (греч. «Gnothi seauton»), надпись в храме Аполлона в Дельфах. Это изречение приписывается Хилону, одному из Семи мудрецов … Словарь античности

«Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».

Философ Хилон из Спарты, живший в VIв.до.н.э. развил известную максиму: «Познай себя», написанную на стене храма Аполлона в Дельфах.

Познай себя - «Носцэ тэ ипсум» - (Nosce te ipsum), - так звучит это изречение на латыни, или: «Гноти сэ аутон» - в греческом оригинале.

Этот афоризм входил в Собрание из 147 Дельфийских максим, считался главным и стал самым популярным. Возможно, копилка мудрых мыслей была наполнена усилиями семи Греческих мудрецов, как и свидетельствовал Платон. Но скорее всего мудрые истины, открывавшиеся в разное время думающим людям, были собраны мудрецами в сборник для дальнейшего просвещения народа.

Заповедь Дельфийского оракула: «Познай себя» могла быть

начертана на стене Дельфийского храма неизвестным умником.

Граффити, как феномен культуры, существовал во все времена.

Сократ выпустил этот афоризм в жизнь, как выпускают на свободу птицу, которая, не зная благодарности к тому, кто распахнул окно устремляется в мир.

Сократ использовал эту мысль часто и широко, но наиболее наглядно она подается Платоном в Сократическом диалоге «Алкивиад Первый».

Собеседник Сократа - реальный исторический персонаж Vв до н.э.

Пелопоннесской войны (431-404 гг.до н.э.), и даже спасать друг другу жизнь.

Сократ начинает диалог с обличения: Алкивиад горд и высокомерен.

Он знатен, богат, его опекуном является сам Перикл.

«Все это время я примечал, как ты ведешь себя по отношению к твоим поклонникам… не было среди них ни одного, которого ты не отвадил бы своей высокомерной гордыней».

«Причину твоего высокомерного превосходства я тебе сейчас объясню. Ты утверждаешь, что тебе не нужен никто из людей: мол, присущее тебе величие – как телесное, так и душевное – таково, что ты ни в ком не нуждаешься. Ты считаешь, что ты – первый среди людей по красоте и росту, причем для каждого очевидно, что это правда». (104,b).

Уклониться от диалога, а по сути дела, от спора, Алкивиад не мог. Ораторское искусство в то время являлось важнейшим из искусств.

Алкивиад вступает в спор: «Говори же, почтеннейший; я готов тебя выслушать».

Метод Сократа: сохраняя инициативу вынуждать собеседника отвечать на поставленные вопросы. В ходе диалога собеседник волей-неволей должен признать свое невежество. Если собеседник недалек, на этом диалог мог быть закончен, но Алкивиад способен следить за мыслью Сократа, и увлекаемый мудрецом, приходит к принятию той максимы, которую философ изначально хотел донести до сознания юноши.

Сократ давно наблюдал за Алкивиадом, теперь он вырос, и душевное расположение Сократа к нему побуждает философа помочь юноше в поиске истины.

«Сократ: . ты намерен в самый короткий срок выступить перед афинянами со своими советами. Итак, если бы в тот миг, как ты собирался взойти на трибуну, я остановил бы тебя и спросил: “Алкивиад, о чем же… ты намерен давать им советы? Видимо, о вещах, известных тебе лучше, чем им?” – что бы ты мне ответил?

Алкивиад: Я конечно же сказал бы, что о вещах, более известных мне, чем им».

Сократ умело ведет диалог и доказывает юноше, что он не имеет ни малейшего представления о тех предметах, в которых собрался быть экспертом и советчиком.

«Государственные дела», «справедливость и несправедливость», «война и мир». Прежде чем наставлять других в этих вопросах, надо стать в них знатоком.

«Сократ: Ты ведь признаешь, что и относительно справедливого и несправедливого, прекрасного и безобразного, хорошего и дурного, полезного и бесполезного ты колеблешься в своих ответах? И не объясняются ли твои колебания тем, что всего этого ты не знаешь?

Алкивиад: Я с тобою согласен». (117,b).

«Вот ты и бросаешься очертя голову в политику раньше, чем успел этому обучиться. Но ты в этом не одинок; то же самое происходит со многими, берущимися за дела нашего государства, и можно назвать лишь несколько исключений, к которым, возможно, относится и твой опекун Перикл». (118,b).

Доказав Алкивиаду, что он еще не готов к роли лидера, Сократ дает юноше совет, как продвигаться на том поприще, которое он избрал:

“Послушай же, милый, меня и того, что начертано в Дельфах: познай самого себя”. (124,b).

С этой максимы начинается путь каждой личности.

Это важно знать, как тому, кто готовит себя к общественному служению, так и каждому человеку, вне зависимости от избранной им сферы деятельности, собственного темперамента и характера.

Успех, благоденствие, продуктивность - все проистекает из степени познания себя.

Даже для того, чтобы просто быть счастливым, человек должен понимать себя, иначе он обречен всю жизнь преследовать ложные цели и сталкиваться с разочарованием.

Тот, кто хотя бы раз приходил собеседование, скажет, что наименее приятным для соискателя может стать предложение: расскажите о себе. Для работодателя обычно готовят краткий перечень своих навыков, умений и положительных качеств.

А если поставить вопрос так: что ты о самом себе знаешь?

Ответ честный и обстоятельный займет немало времени. Ответ общий составится из нескольких предложений или характеристик.

Растерянность не удивительна. Человек многогранен. О какой грани его личности идет речь? В какой сфере искать характеристики: физической, духовной или общественной. В идеале эти сферы должны существовать в гармонии, но зачастую, они спорят с собой, заставляя человека пребывать в растерянности. У человека не всегда хватает сил собраться и отрегулировать забуксовавшую часть механизма, призванного работать в полном согласии.

Психология по сравнению с философией - наука-новичок. Но и она уже накопила опыт, разжилась множеством теорий, и для человека, ставшего на путь самопознания, готова предложить помощь.

У каждого человека к моменту взросления уже должен быть сформирован

образ «Я», т.е., совокупность знаний и представлений о самом себе, о своих внешних и внутренних качествах.

Свое внутреннее «Я» человек демонстрирует посредством внешних проявлений. А внешняя сфера может, в свою очередь оказывать воздействие и закрепление черт внутреннего «Я».

Когда речь заходит о счастье, многие имеют в виду счастливые мгновения редкие и кратковременные. Однако мы можем судить о счастливой и несчастливой жизни человека в целом.

Залогом счастливой жизни многие психологи считают избранный индивидом путь самореализации, стремление к саморазвитию.

Хорошая новость: никогда не поздно вступить на этот путь.

Залог успеха: познание себя. Познакомившись с сильными и слабыми сторонами своего «Я», остаётся приложить усилия к саморазвитию.

Прежде всего стоит обратить внимание на свое душевное состояние и духовную наполненность. Есть проблемы? Начинаем их решать.

Оцениваем разнообразие и достаточность своей эмоциональной сферы.

Почти у всех современных людей эмоциональная палитра не богата.

Почему так? Тема отдельной статьи и не одной. Насколько адекватно мы оцениваем мир и людей? Ну и конечно: совесть, нравственность, физическая чистота - эти категории никто не отменял. В результате все должно быть приведено в норму.

Читайте также: