230 фз о коллекторской деятельности количество звонков и смс в день

Обновлено: 21.10.2024

В понимании большинства граждан коллектор — это человек, который занимается «выбиванием» долгов. Заголовки СМИ пестрят случаями, что коллектор избил должника либо превратил его жизнь в кошмар. Какими полномочиями наделены коллекторы и как защититься от их произвола?

Что должен знать должник?

Если судьба распорядилась так, что вам пришлось общаться с коллектором, первым делом необходимо проверить его полномочия.

При личной встрече с коллектором либо при телефонном разговоре, должнику должны быть сообщены:

Должник должен не просто на веру принять информацию от коллектора, но и запросить документ, удостоверяющий личность коллектора, доверенность от коллекторской организации на подтверждение соответствующих полномочий и копию свидетельства о внесении сведений о его организации в государственный реестр.

Важно!

Должнику будет не лишним ознакомиться с общими требованиями к действиям кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

1) применять к должнику и иным лицам физическую силу либо угрожать ее применения, угрожать убийством или причинением вреда здоровью;

2) уничтожать или повреждать имущество либо угрожать таким уничтожением или повреждением;

3) применять методы, опасные для жизни и здоровья людей;

4) оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц;

5) вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно:

-правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

-передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

-принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) не допускается причинение вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

К сожалению, на практике, коллекторы не всегда следуют этим заповедям.

Время общения коллектора с должником ограниченно!

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;

2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;

3) посредством телефонных переговоров:

— более одного раза в сутки;

— более двух раз в неделю;

— более восьми раз в месяц.

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;

— более двух раз в сутки;

— более четырех раз в неделю;

— более шестнадцати раз в месяц.

-ФИО либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;

— сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе могут указываться ее размер и структура;

— номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

Как защититься должнику от произвола коллекторов?

Действия коллекторов могут повлечь административную, а в ряде случаев и уголовную ответственность.

-в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

-в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

-в Федеральную службу судебных приставов (ФССП);

-в Центральный банк;

-в правоохранительные органы;

Важно!

Незаконные действия коллекторов можно обжаловать и в суде (ст.22 ГПК РФ).

Если же коллекторы будут досаждать звонками в адрес работодателя должника, рассказывая о размере долга, условиях выданного кредита (займа) и т.п., то его действия подпадают под ст.137 УК РФ — нарушение неприкосновенности частной жизни.

Данный документ применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 20.07.2020 N 215-ФЗ.

Статья 7. Условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 7

- Уполномоченный орган хочет привлечь организацию к ответственности за незаконные действия при возврате просроченного долга

1. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (непосредственное взаимодействие):

1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;

2) с должником с момента получения документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что он:

а) является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;

в) является инвалидом первой группы;

г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).

2. В случае непредставления документов, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 настоящей статьи, их наличие считается неподтвержденным.

3. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;

3) посредством телефонных переговоров:

а) более одного раза в сутки;

б) более двух раз в неделю;

в) более восьми раз в месяц.

4. В начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, должнику должны быть сообщены:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, осуществляющего такое взаимодействие;

2) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

2) общим числом:

а) более двух раз в сутки;

б) более четырех раз в неделю;

в) более шестнадцати раз в месяц.

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;

2) сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе могут указываться ее размер и структура;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.11.2018 N 416-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

3) номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

1) информация о кредиторе, а также лице, действующем от его имени и (или) в его интересах:

а) наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и отчество (при наличии) (для физического лица), основной государственный регистрационный номер (для индивидуального предпринимателя);

б) почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

в) сведения о договорах и об иных документах, подтверждающих полномочия кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;

3) сведения о договорах и об иных документах, являющихся основанием возникновения права требования к должнику;

4) сведения о размере и структуре просроченной задолженности, сроках и порядке ее погашения (в случае, если к новому кредитору перешли права требования прежнего кредитора в части, указывается объем перешедших к кредитору прав требования);

5) реквизиты банковского счета, на который могут быть зачислены денежные средства, направленные на погашение просроченной задолженности.

10. Взаимодействие с должником должно осуществляться на русском языке или на языке, на котором составлен договор или иной документ, на основании которого возникла просроченная задолженность.

11. Положения, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи, устанавливающие ограничения частоты взаимодействия с должником, применяются кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в отношении каждого самостоятельного обязательства должника.

12. Положения, предусмотренные пунктом 2 части 5 настоящей статьи, устанавливающие ограничения частоты взаимодействия с должником, применяются кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в отношении каждого самостоятельного обязательства должника.

13. Должник и кредитор вправе, в том числе при проведении переговоров о реструктуризации просроченной задолженности, заключить соглашение, предусматривающее частоту взаимодействия с должником по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, отличную от предусмотренной частями 3 и 5 настоящей статьи. К порядку заключения соглашения и отказа от него применяются части 2 - 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Условия такого соглашения не могут умалять человеческое достоинство должника.

Данный документ применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 20.07.2020 N 215-ФЗ.

КонсультантПлюс: примечание.

В отношении кредиторов, являющихся кредитными организациями, ст. 4 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 254-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим из договоров, заключенных после 01.07.2021.

Статья 4. Способы взаимодействия с должником

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 4

- Уполномоченный орган хочет привлечь организацию к ответственности за незаконные действия при возврате просроченного долга

1. При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:

1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);

3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

2. Иные, за исключением указанных в части 1 настоящей статьи, способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.

3. Предусмотренное частью 2 настоящей статьи соглашение должно содержать указание на конкретные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с учетом требований, предусмотренных частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

4. Должник вправе в любой момент отказаться от исполнения указанного в части 2 настоящей статьи соглашения, сообщив об этом кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, путем направления соответствующего уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными соглашением.

5. Направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;

2) имеется согласие третьего лица на осуществление с ним взаимодействия.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

6. Согласия, указанные в пунктах 1 и 2 части 5 настоящей статьи, содержащие в том числе согласие должника и (или) третьего лица на обработку его персональных данных, должны быть даны в письменной форме в виде отдельных документов.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

6.1. Согласие, указанное в пункте 2 части 5 настоящей статьи, содержащее в том числе согласие третьего лица на обработку его персональных данных, может быть предоставлено в кредитную организацию в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 254-ФЗ)

7. Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, сообщив об этом кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, которому дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку уполномоченному лицу кредитора или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с третьим лицом.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 254-ФЗ)

8. Положения частей 5 - 6 настоящей статьи не применяются к случаям, предусмотренным частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, касающимся взаимодействия:

1) кредитора (цедента) с другим лицом (цессионарием) при переходе к такому лицу права требования и в ходе переговоров об уступке права требования;

2) кредитора с другим лицом (агентом) при заключении с ним договора, предусматривающего осуществление действий, направленных на возврат просроченной задолженности, или наделении его соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности, а также в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности.

9. Предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 5 - 10 настоящего Федерального закона правила осуществления действий, направленных на возврат просроченной задолженности, применяются при осуществлении взаимодействия с любым третьим лицом.

10. Требования к организации взаимодействия между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, установленные настоящей статьей, а также статьями 5 - 10 настоящего Федерального закона, подлежат применению при взаимодействии кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с физическим лицом, предоставившим обеспечение исполнения денежного обязательства должника.

Вокруг работы коллекторов в России сломано много копий. Но теперь они работают в жестких рамках закона и наложенных этим документом норм и ограничений. Новый закон о коллекторах в 2020 году (№230-ФЗ) строго регламентирует деятельность агентств, занимающихся взысканием.

Но, к сожалению, людям до сих пор звонят и пугают должников, зачастую прибегая к криминальными методам. Давайте разберемся, что могут, а чего не имеют права делать коллекторы, и что делать, если человек говорит, что он — коллектор, но при этом вам угрожает.

Что могут делать коллекторы по отношению к должнику?

Федеральный закон №230 ФЗ четко прописывает права и обязанности сотрудников коллекторских агентств.

Напомним, что органом, который лицензирует, регулирует и соблюдает законность работы коллекторских агентств, является не Центробанк (как в случае с банками и МФО), а Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

Коллекторы имеют право звонить должнику, строго с 8 до 22 по будням и с 9 до 20 в выходные дни. В день можно сделать 1 звонок и всего 2 звонка в неделю. Им позволено 1 раз в неделю посетить должника лично.

Вас не имеют права беспокоить по одному и тому же долгу более одного коллекторского агентства в одно и то же время (а вот через месяц — это уже может быть и другое агентство). Телефонные звонки не могут совершаться со скрытых номеров. При звонке оператор должен четко назвать свои данные — имя, фамилию и отчество и компанию, которую он представляет.

Все разговоры коллектора и должника, по закону, должны обязательно записываться. Это тоже норма закона. Как следствие запись беседы — это и материал для суда и ФССП, если должник решит жаловаться на грубость, хамство или угрозы со стороны звонящих ему лиц, которые представляются сотрудниками коллекторских компаний.

Коллекторские агентства могут работать:

  • по агентским договорам с кредитором;
  • выкупив долг у кредитора.

В первом случае кредитная организация или МФО привлекают коллекторов к взысканию, то есть сам долг остается у кредитора. Во втором — банк или МФО продают им просроченный кредит или займ, и этот долг становится собственностью коллектора.

Иногда у должника возникает вопрос о том, как коллекторы получили доступ к его персональным данным. Ответ прост — эти данные содержатся в кредитных договорах, и абсолютно все банки и МФО в этих договорах требуют согласия заемщика на передачу данных третьим лицам. Подписав договор, вы соглашаетесь на передачу своих данных коллекторам — в том случае, если допускаете просрочку и сваливаетесь в «безнадежные» долги.

Если в отношении физического лица применяются недопустимые и противозаконные меры, человек может их обжаловать и рассчитывать на следующее:

  • коллекторское агентство будет оштрафовано;
  • агентство может лишиться свидетельства о праве на работу, и его исключат из реестра, которое ведет ФССП.
Коллекторы не имеют права вам угрожать, запугивать или хамить Сотрудники взыскания имеют право напоминать вам о задолженности, ее сумме, вежливо требовать погасить долг, предоставлять реквизиты для его погашения и предлагать варианты: рассрочку, реструктуризацию, списание части.

Если я бросил трубку после того,
как коллектор представился — считать ли это
за один разрешенный звонок?

Коллекторы не имеют права:

  • применять к должникам физическую силу, даже схватить за руку;
  • применять психологическое насилие, такое как шантаж, угрозы, хамский тон;
  • портить, вредить имущество должника, например, рисовать на его двери надписи «должник»;
  • проводить принудительное изъятие чужой собственности;
  • обманывать и вводить человека в заблуждение;
  • применять меры, которые могут навредить здоровью и жизни человека.

Что коллекторы имеют право делать:

Коллекторы выкупают долги приблизительно за 5% или даже дешевле от суммы просроченного кредита. Они могут позволить себе списать пени и набежавшие проценты, и даже часть долга, не потеряв при этом вложенных в покупку просроченного кредита денег, и даже получить доход.

Также они могут начать полноценное судебное взыскание через подачу иска. Подача документов в суды у большинства крупных коллекторских агентств давно автоматизирована и поставлена на поток.

Часто ли коллекторы обращаются в суд
с исками к должникам? Задайте вопрос юристу

Запреты и ограничения, которые наложил на коллекторов закон

Законодательством в равной степени регулируются и полномочия, и ограничения в коллекторской деятельности. Запретов достаточно, и они вполне конкретные. С 1 января 2019 года взыскателям грозит уголовная ответственность, если не будут соблюдаться следующие требования:

Также законом предусматривается и ответственность коллекторов — если они причиняют вред имуществу, моральному и физическому здоровью должника (или его семьи), они обязаны его возмещать.

Устали от звонков коллекторов?
Закажите звонок юриста

Взыскатели не вправе звонить некоторым категориям должников. Долг не взыскивается:

  • с беременных женщин;
  • с матерей грудных детей возрастом до 1,5 года;
  • с граждан, которые находятся в стационаре на лечении;
  • с инвалидов 1 группы.

Представленные категории лиц могут защитить свои права, обратившись в территориальное отделение ФССП, регулирующее деятельность коллекторских агентств.

Подают ли коллекторы в суд?

У кредиторов есть 3 года, чтобы возбудить производство по принудительному взысканию задолженности. Это касается:

  • банков;
  • микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов;
  • коллекторских агентств;

Почему именно 3 года? Такой срок установлен по нормам ст. 196 ГК РФ — это срок исковой давности по долгам. Если кредитор не успеет заявить о просроченном кредите, и сделает это позже установленного срока, у должника есть право подать возражение, ссылаясь на истекшие сроки. Суд обязан вернуть кредитору заявление и закрыть дело.

Но автоматически дело о долге не закроют. Заемщик должен сам заявить про истечение срока давности по делу.

Получив долг по переуступке права требования, коллекторы пытаются выжать из человека все возможное. В суд взыскатели спешат лишь после того, как получат судебный приказ, который должник может опротестовать.

Как работает судебный приказ:

  • через 10 дней приказ переходит из суда в ФССП;
  • открывается исполнительное производство, которое ведется определенным приставом;
  • судебный пристав имеет достаточно высокую нагрузку, и зачастую не спешит проводить взыскание.

Могу ли я отменить судебный приказ,
вынесенный мировым судьей?
Спросите юриста

Но даже если пристав серьезно возьмется за должника, все равно он обязан действовать строго в рамках № 229-ФЗ. Его полномочия включают:

    Запрет на выезд за границу. У людей, которые не могут оплатить кредит, обычно нет денег на зарубежные путешествия, поэтому для многих это ограничение является чисто формальным. Но если появляется сильное желание посетить турецкие курорты — должники едут в Беларусь, и уже из Минска спокойно выезжают на свидание к морю. — снятие 50% заработной платы. Способ не сработает, если должник не трудоустроен или работает неофициально. Поэтому многие должники стараются трудиться по серым схемам — получать по 2-НДФЛ минимальную сумму дохода, а остальное — в конверте, до которого пристав добраться не может. , опись и изъятие имущества. Применяется как крайняя мера. Учитывая, что коллекторские агентства — это не дети, чьи матери требуют алиментов с непутевого отца, приставы в отношении кредитных долгов очень редко применяют эту меру.

Но даже если кредитор окажется особо рьяным, на практике взыскать какое-то имущество сложно — у большинства должников ничего нет. А то, что есть, нельзя забрать по нормам ст. 446 ГПК РФ: единственную квартиру, мебель, технику, продукты.

Учитывая вышеизложенные реалии, коллекторы в суд идут, когда исчерпаны другие методы воздействия на должника. До этого взыскатели пытаются своими силами вернуть просроченный кредит. Но если с должника нечего взять, коллектор (как и любой другой кредитор) может много раз возвращать приставу исполнительный лист — например, если должник получит наследство или устроится на официальную работу. То есть нервы трепать чисто юридическими методами коллектор может должнику очень долго.

Устали от звонков коллекторов?
Закажите звонок юриста

Как и куда пожаловаться на коллекторов?

К счастью, есть контролирующий орган, надзорные ведомства и правоохранительные органы. При любых нарушениях следует обращаться в ФССП, которая на официальном сайте ведет реестр взыскателей.

Если действия коллекторов (или тех людей, кто представляется ими) по возврату просроченной задолженности переходят рамки разумного и законного, обязательно обратитесь:

  1. В правоохранительные органы. Следует обратиться с заявлением, если вы начали получать письма с угрозами, листовки от коллекторов, если вам испортили окна, входную дверь или были совершены другие аналогичные действия.
  2. В Следственный комитет РФ, если у вас вымогают деньги. Несмотря на договор цессии, коллекторы могут лишь напоминать о долге, выслать претензии, вести подсчеты роста суммы задолженности: накопление процентов, пеней и других начислений, которые прописаны согласно кредитному договору. Однако они не могут заниматься вымогательством. Такие действия являются уголовно наказуемыми.
  3. В прокуратуру. Если вам открыто угрожают физической расправой и убийством, если вас грозятся «сделать инвалидом», такие действия нужно пресекать. Они преследуются по закону, и подпадают под юрисдикцию УК РФ. Если вы обращаетесь в прокуратуру, обязательно подготовьте копии заявлений, которые были направлены в другие учреждения и ведомства.
  4. Если коллекторы и те, кто так представляются, вам хамили или угрожали, то обязательно для обращения в суд и правоохранительные органы иметь доказательства — например, запись разговора.

Куда можно пожаловаться на коллекторов?
Закажите звонок юриста

Вы можете воспользоваться доказательствами, приложить их к заявлениям. В качестве базы могут выступать:

Права коллекторов по новому закону существенно ограничены.

В целом ответственность коллекторов может быть выражена:

  • в административной ответственности, к которой привлекаются отдельные сотрудники;
  • в уголовной ответственности, к которой привлекаются отдельные взыскатели;
  • в штрафах в отношении агентства;
  • в лишении свидетельства на право работы по сбору просроченной задолженности.

Нужна помощь профессиональных юристов ? Обращайтесь, мы защитим вас от притязаний коллекторов, поможем ограничить с ними общение, отстоять законные интересы и избавиться от долгов на 100%. Все услуги предоставляются по гарантии.


Фото Василия Смирного, Кублог

Госдума 21 июня 2016 года приняла в третьем чтении Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»» № 230-ФЗ. Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Данный закон устанавливает ограничения на деятельность коллекторских организаций. Одновременно в июне 2016 года был принят пакет законопроектов, которыми внесены поправки в Налоговый кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях.

Новый закон не будет действовать в отношении физических лиц – индивидуальных предпринимателей, если денежные обязательства возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности, а также не будет регулировать вопросы возврата долга одного физического лица другому, если сумма задолженности составляет менее 50 тыс. рублей. Действие документа также не будет распространяться на задолженности за услуги ЖКХ – такие отношения документ сможет регулировать только в случае, если долг будет продан банку или непосредственно взыскателю долгов. Кроме того, запрещается взыскивать просроченную задолженность с гражданина, признанного банкротом.

Помимо прочего, законопроект вводит реестр профессиональных взыскателей и устанавливает требования к ним: профвзыскателями будут считаться исключительно юридические лица в форме хозяйственного общества, чистые активы которого составляют не менее 10 млн рублей. Лицам, исключенным из госреестра, запретят руководить коллекторскими агентствами, а сотрудникам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, государственной власти или в сфере экономики, запретят взаимодействовать с должниками.

Ночью – не беспокоить

Документ, в частности, прямо запрещает коллекторам применять физическую силу и угрожать ее применением, причинять вред здоровью и имуществу, оказывать психологическое давление и вводить в заблуждение. При взаимодействии с должником запрещается использовать устройства, скрывающие номер звонящего и адрес электронной почты.

Закон запрещает коллекторам работать с несовершеннолетними, инвалидами первой группы и недееспособными лицами. Штраф за нарушение регламента взаимодействия с должником увеличен в 10 раз – до 2 млн рублей.

Со вступлением закона в силу запрещается сообщать о наличии у гражданина долга третьим лицам, в том числе родственникам и сослуживцам, а также не допускается размещение сведений о должнике в интернете, в (на) здании, жилом доме для неограниченного круга лиц.

У должников появляется право вообще отказаться от личного взаимодействия с коллектором или кредитором и привлечь для этого своего представителя, которым может выступать только адвокат. Как решили депутаты в ходе работы над документом ко второму чтению, прервать общение с кредитором должник сможет через четыре месяца после возникновения просроченной задолженности. Однако в случае принятия судебного акта о взыскании с гражданина просроченной задолженности заявление об отказе от взаимодействия не будет действовать в течение двух месяцев и коллекторы смогут общаться с заемщиком-­должником.

Чтобы не превратить закон в профанацию

Следует отметить, что перед принятием антиколлекторский закон был значительно смягчен. Ключевые пункты, которые фактически запрещали деятельность коллекторских агентств, было решено изъять.

Изначально законопроект запрещал передавать персональные данные должника без его письменного согласия коллекторам после неуплаты в срок задолженности, а разрешения, которые были даны ранее, при заключении договоров с банками, становились недействительными. Понятно, что ни один должник не дал бы такого разрешения, и тогда деятельность коллекторов превратилась бы в профанацию. Поэтому данный пункт решили не включать в итоговый текст.

Напомним, что почва к принятию «антиколлекторского» закона была подготовлена чередой громких скандалов вокруг неправомерных действий коллекторов. Следует отметить, что само ожидание этого закона отра­зилось на поведении потенциальных «жертв» коллекторов – должники стали отказываться оплачивать свои кредиты. Однако, по мнению экспертов, надежды должников напрасны: принятый закон не отменяет существование коллекторов, а регламентирует их деятельность и приводит ее в некие законные рамки, регулирующие взаимодействие коллекторов и должников.

Эксперты считают, что новый законопроект призван урегулировать деятельность по взысканию просроченной задолженности как со стороны банков, так и со стороны коллекторских агентств. Но он не содержит ни одной статьи, которая освобождает должника от ранее принятых обязательств по возврату средств банку.

Непонятный и непрозрачный

Коллекторским агентствам данный законопроект, естественно, не понравился. Национальная ассоциация ­профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) заявила, что документ непонятен и непрозрачен, а при вступлении закона в силу, скорее всего, возросшие расходы на взыскание будут переложены на заемщиков.

«Значительная часть его формулировок и механизмов правоприменения остается непрозрачной для участников рынка. Например, до сих пор непонятно, как будут на практике реализованы количественные ограничения на взаимодействие с должниками, кем и как будет определяться, состоялся контакт или нет и т.д.», – заявили в НАПКА.

В ассоциации опасаются, что вступление закона в силу приведет к росту издержек на взыскание. Эти расходы могут переложить на заемщиков, что снизит спрос на заемные ресурсы.
Впрочем, в НАПКА увидели и положительные стороны принятого закона. Так, представители ассоциации считают, что нормативный акт может способствовать очищению рынка от непрофессиональных участников. «Начнется нормальный учет, контроль и разработка государственных стандартов. Это пойдет на пользу репутации и стабильности рынка», – подчеркнули в коллекторской ассоциации.

Действительно, с 1 января 2017 года требования для коллекторских компаний станут более жесткими. Скорее всего, это приведет к тому, что на рынке останутся только серьезные крупные игроки. В частности, коллекторское агентство будет обязано, во-первых, иметь чистые активы в размере не менее 10 млн рублей. Во-вторых, закон обяжет коллекторов заключать договор обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату долгов, при этом страховая сумма должна составлять не менее 10 млн рублей в год. В-третьих, профвзыскатель будет обязан владеть сайтом, электронный адрес которого включает доменное имя, а права на имя должны будут принадлежать этому юридическому лицу. Кроме того, коллекторское агентство обязано быть включенным в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

В начале ноября 2016 года прошла конференция Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств «Как кредиторам и коллекторам сохранить эффективность взыскания при новом законе». Судя по слогану мероприятия – «2017: приказано выжить», коллекторы довольно пессимистично смотрят на собственные перспективы со вступлением в действие нового закона. Но, так или иначе, уже ясно, что серьезных корректив в текст данного нормативного документа вноситься не будет – значит, коллекторскому рынку придется учиться жить по-новому. А какие результаты это принесет отдельным его игрокам, покажет время.

Читайте также: