В чем смысл притчи каратаева

Обновлено: 14.11.2024

формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Прогнозируемый результат:

знать художественный текст ; страницы истории по теме занятия;

уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование: тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В "Войне и мире" Толстой, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. Под словом «народ» Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

На страницах романа Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне 1812 года, по мнению Толстого, столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли.

«Я старался писать историю народа»,- говорил Толстой.

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа.

Когда впервые Толстой изобразил массовый патриотизм русского народа?

Расскажите сцену оставления Смоленска. (Просмотр эпизода из фильма).

Сцена оставления Смоленска отражает реакцию народа на происходившие события. Толстой показывает проявление «скрытой теплоты патриотизма» русских людей. Купец Феропонтов, который жалел сначала трех рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! Решилась Рассея. Сам запалю. Решилась. ». Наряду с Феропонтовым автор рисует единодушие двух солдат, поджигавших дом купца, людей из толпы, с изумленно - радостными лицами смотревшими на пожар. Толстой напишет, что партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Кутузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам». Толстой же к этому добавил: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей». Толстой славит «дубину народной войны», прославляет народ, поднявший ее на врага. «Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Жители Москвы и Смоленска сжигали свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вложил огромные средства в формирование полка, который взял на свое обеспечение, а сам остался в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.

Почему жители покидали Москву?

«Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».

В чем своеобразие войны, которую вел Наполеон в России?

Раньше во всех войнах победа одного войска над другим автоматически влекла за собой порабощение народа побежденного войска.

В России же «французами одержана победа под Москвой, Москва взята, но Россия не перестала существовать, а перестала существовать 600-тысячная армия, потом наполеоновская Франция». Этот факт доказывает, «что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом».

Почему, несмотря на выигранное сражение, перестала существовать армия-победительница?

Враждебность населения армии завоевателей, нежелание подчиниться ей решают, по мысли Толстого, участь войны.

Толстой пишет: «. дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой. не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». В этих словах – гордость Толстого и преклонение его перед народной силой, которую он любил именно как силу стихийную .

Как относится Толстой к такому способу ведения войны?

«И благо тому народу, – писал Лев Николаевич – который … в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Он воспевает «дубину народной войны», считает партизанскую войну выражением справедливой народной ненависти к врагу.

Какова была, по мнению Толстого, историческая роль партизан?

«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались из иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево», - пишет автор. Толстой рассказывает о дерзости русских партизан, особенно мужиков, «лазивших между французами» и считавших, «что теперь уже все было возможно».

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

«Были партии. мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.

Когда был учрежден первый партизанский отряд?

22 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова.

Кто особенно выделяется в партизанском отряде?

Крестьянин Тихон Щербатый - самый полезный и храбрый человек в отряде.

Просмотр эпизода «Первая встреча с Тихоном».

Зачитайте описание внешности героя.

Знакомо ли ему чувство жалости к французам?

Нет, когда он рассказывает о том, как убил француза, «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку». Многие критики видят в Тихоне Щербатом олицетворение мысли Толстого о дубине народной войны, которая тоже «с глупой простотой» гвоздила французов. Глупый у Толстого не всегда антоним к слову умный, — нам уже приходилось об этом говорить. Глупый — не рассуждающий, а действующий. Таким и является перед нами Тихон.

Как он попал к партизанам?

Он еще до того, как вступил в отряд Денисова, убивал французов.

Чувствует ли он ненависть к французам, понимает ли патриотический характер своих действий?

«Мы французам худого не делаем. Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали. » Он убивает лишь мародеров, видя в них что-то общее с мироедами. Сознательного патриотизма у него нет. Но, как утверждает Толстой в своих философских отступлениях, бессознательные поступки и приносили наибольшую пользу. «Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии», — пишет Толстой. Так что, действительно, в Тихоне Щербатом — олицетворение мысли о «глупой простоте» дубины народной войны. .

С кем Толстой сравнивает Тихона?

С волком. Оружие Тихона «составляли мушкетон. пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выдирая им и блох из шерсти и перекусывая толстые кости».

Как называют Тихона партизаны?

«. Меринина здоровенный». Ему поручалось «сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день 50 верст». Итак, все, что не под силу человеку или что человеку гадко, противно, поручается Тихону, «волку», «мерину».

В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым он «владел, как владеет волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.

Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева?

В нем «Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое».

Что же так подействовало на Пьера?

«Круглые, спорые, без замедления следовавшие одно за другим движения», «запах даже этого человека». Самое важное здесь — занятость Платона, завершенность всех его движений, слаженность этих движений («пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу»).

Какова манера речи Каратаева?

Язык его — народный. «Э, соколик, не тужи, — сказал он с тою нежно-певучею лаской, с которою говорят старые русские бабы»; «ну, буде, буде»; «картошки важнеющие»; «не думали — гадали»; «сам-сем косить выходил»; «христиане» (вместо крестьяне); «думали горе, ан радость». Другая особенность его речи — насыщенность ее пословицами и поговорками: «Где суд, там и неправда»; «Москва — она городам мать»; «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае»; «Не нашим умом, а божьим судом»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки»; «Рок головы ищет»; «Лег — свернулся, встал — встряхнулся». И третья очень важная особенность — его манеры общения с собеседником: он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Перед началом разговора с Пьером он «прямо уставился на него». Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые кто-то заинтересовался не пленным, «отказавшимся назвать свое имя», а человеком, Пьером Безуховым. В голосе у Платона — ласка.

Зачитайте описание внешности Каратаева.

«. Вся фигура Платона, в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая. Голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие глаза были круглые».

В чем же суть «круглого» каратаевского отношения к действительности?

«. Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого. ». Отсутствие всего личного, осознание себя только как частицы целого — это уже было сказано о Кутузове. Кутузов и Каратаев в одинаковой степени выражают толстовскую мысль о том, что правда — в отказе от своего «я» и в полном подчинении его «общему».

Как он попал в солдаты?

Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья: «Братцу бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят. ». Все пословицы Каратаева сводятся к вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное — лучшее. Да, «червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае». Это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадет раньше капусты. Это — вера в неизбежность совершения божьего суда. Сразу в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит «червь капусту гложе. », Платон отвечает: «Я говорю: не нашим умом, а божьим судом». В этой поговорке — основа каратаевщины и ядро той философии, которую хотел проповедовать Толстой-мыслитель в «Войне и мире». Чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по божьей воле. Если признать истинной эту философию (она называется квиетизмом), тогда можно не страдать оттого, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире. Толстой хочет доказать это, но, как мы видели раньше и как увидим из дальнейшего, жизнь опровергает эту философию и Толстой сам не может оставаться последовательно верным своей теории.

Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера?

Он чувствовал, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых незыблемых основах двигался в душе его».

Как относился Платон Каратаев к людям?

«. Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом. » Так выразил Толстой основы своего миросозерцания.

В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года).

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

- Петя Ростов в партизанском отряде.

- Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Петя и французский барабанщик».

Похожая притча

ГРЕШНИКИ А мы - в чем мы виновны? \ Он согрешил, пусть он и умирает. \ Ада\ Нехорошо сказал ты; это мысли\ Того, кто был с тобой, а не твои. \ Я умереть готова - лишь бы жили\ Отец и мать. Джордж Гордон Байрон 1821 Перевод И. Бунина 1905 КАИН\Мистерия
ГРЕШНИКИ Ведь кто наполнить должен царство смерти? \ Ты и твой род. Оно еще так пусто\ В сравненье с тем, чем будет. \ Каин\ Облака\ Все шире расступаются пред нами, \ Кругами обвивая нас. Джордж Гордон Байрон 1821 Перевод И. Бунина 1905 КАИН\Мистерия
ГРЕШНИКИ Так зачем же ответ мой вам надобен? \ Неужели так трудно понять? \ Не к святым я явился, не к праведным, \ Только грешных пришел я призвать. \ Все они и похожи, и разные, \ Но всем хватит им мест у огня, \ Чтоб со мной веселиться и праздновать, \ А поститься уже без меня. Игорь Бойков Из сборника “Дворовое Евангелие” Христос\Что за радость вам, в прошлое веруя,
ГРЕШНИКИ Не послушал Господь Богородицы, \ Не помиловал Он грешников, \ И опять взмолилась Пречистая: \ "Где вы, пророки, апостолы, \ Где ты, Моисей Боговидец, \ Даниил с тремя отроки, \ Иван Богословец, Христов возлюбленник, \ Где ты, Никола угодник, \ Пятница, красота христианская? \ Припадите вы ко Господу, \ Да помилует Он грешников! " Михаил Кузмин 1901 ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ
ГРЕШНИКИ Заартачившись у сковородки, \ Завоплю я, ругнувшись зело: \ - Отпустите - катнуться на лодке\ На денек только - в наше село! Александр Ширяевец 1924 АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГЛАС
ГРЕШНИКИ Но грешных племя и язык\ Да истребит десница строга! \ Хвали, душа моя, ты Бога: \ Сколь Он премудр и сколь велик! Гавриил Державин 1789 ВЕЛИЧЕСТВО БОЖИЕ
ГРЕШНИКИ Собрался умирать, \ Параличом разбитый; \ На ветхую кровать\ Садится поп маститый\ И бедному сулит\ \ Чертей и ад кромешный. \ А он-то, многогрешный, \ "Да ну их. " - говорит, \ "Да ну их. " - говорит, \ \ "Вот, - говорит, - потеха! \ Ей-ей, умру. \ Ей-ей, умру. \ Ей-ей, умру от смеха! Пьер-Жан Беранже. Перевод В. Курочкина КАК ЯБЛОЧКО, РУМЯН
ГРЕШНИКИ жизнь грешника\ Для бога дорога; меня судьей\ Над ним не ставил он, тем больше -\ Кровавым мстителем и палачом. \ Он всех любил и нам врагов любить\ Велел; разбойником - и тем Христос\ Спаситель не гнушался на кресте, \ А пригласил к Отцу в обитель света. \ Не меч вручил нам бог, а слово, \ Оно - врожденное, святое право, \ И мощь его обширна, велика. Александр Герцен 1839 ВИЛЬЯМ ПЕН\Сцены в стихах
ГРЕШНИКИ Здесь, в Англии, его озолотят вдвойне, \ Будь грешен он втройне; здесь, в Англии, найдет он\ Занятье, власть, почет, затем, что Генрих Пятый\ Сорвет намордник с буйства, и зубами, \ Как лютый пес, оно вопьется в неповинных. \

Похожая притча

В чем смысл рассказанной им истории?
Почему она произвела столь глубокое впечатление на Пьера?

Лучший ответ

Среди большого числа героев романа “Война и мир” скромный солдат Апшеронского полка, о котором рассказывается в нескольких главах четвертого тома книги, выглядит эпизодическим персонажем. Появление Платона Каратаева традиционно связывается с одним из этапов духовных исканий Пьера. Встреча с крестьянином в солдатской шинели означала для Безухова приобщение к народной мудрости, сближение с простыми людьми, обретение “спокойствия и довольства собой, к которым он тщетно стремился прежде”, душевной свободы и умиротворения. Однако Платон Каратаев не только сыграл важную роль в судьбе любимого героя Толстого, но и помог самому автору ответить на вопрос о природе русского характера.
В образе человека из народа писатель показал носителя “роевого сознания”. Платон принадлежит к миру крестьянской общины. Его облик не индивидуализирован, подчеркнуто лишен каких бы то ни было личностных характеристик, потому что Каратаев живет в полком согласии со всем миром. Он чувствует себя частицей единого и слаженного природного организма, “частицей целого”: “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”. Герой Толстого лишен эгоистических желаний, подчинен некоему высшему разуму, все создавшему и за все отвечавшему. Платон Каратаев живет легко и радостно. Ему чуждо стремление изменить окружающую действительность, переделать ее в соответствии с какими-то абстрактными идеалами. Такова, по мнению Толстого, идея свободы, рожденная “роевым сознанием”.
Смысл бытия для Платона Каратаева — радостное ощущение слияния с миром. Его отношение к жизни выражается единственным словом — любовь. Каратаев не имел “привязанности, дружбы, любви, как понимал их Пьер”, но “любил и любовно жил со всем, с чем сводила его жизнь”. Это глубокое христианское чувство составляло суть души Платона, суть народной души. Оно помогало герою, проходя через испытания, не утрачивать веры в жизнь, основанной на бескорыстной и всепоглощающей любви к земному миру. Каратаев безропотно принимает все, что ниспослано свыше. Он рассказывает пленным историю невинно осужденного купца, смирившегося, готового пострадать “за свои да за людские грехи”. Смысл этой притчи в том, что “на все Господня воля”. Как бы ни сложилась судьба, Бог знает, куда ведет раба своего. Каратаев не смеет ничего требовать от жизни. Толстовский “Божий человек” кроток и счастлив тем малым, что имеет. Даже предчувствуя приближение смерти, он не утрачивает ощущения “восторженной радости”.
С момента появления героя любое его описание сопровождается эпитетом “круглый”. Пьер почувствовал “что-то приятное, успокоительное и круглое в . спорых движениях маленького человека”, случайно замеченного им в “противоположном углу балагана”. Рассмотрев незнакомца повнимательнее, Безухов отмечает, что “первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкой французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые”. В памяти Пьера Каратаев навсегда остался “олицетворением русского, доброго, круглого”. Такое настойчивое повторение одного и того же слова было необходимо писателю, чтобы подчеркнуть бесконечность и самодостаточность каратаевского мира. Круг — символ завершенности, гармонии5 вечности. Определяющая черта в портрете Платона невольно связывается с образом жизни-шара из сна Пьера. Толстой, используя различные художественные средства, стремился объяснить читателям заинтересовавшее его представление о целостности и неделимости земного существования.
В главах романа, воспроизводящих историю знакомства Пьера с Каратаевым, Толстой использует прием антитезы, на котором построен весь роман: идее неизменности, предопределенности и целостности существования противопоставлена мысль о непрекращающемся самосовершенствовании человека и совершенствовании мира.

Похожая притча

Литература 10 класс вернуться к странице

Литература 10 класс запись закреплена

Учение Толстого о непротивлении злу насилием

-В чём смысл притчи, рассказанной Платоном?

В том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь. Страдание очищает душу и делает человека лучше

-Действенны ли кротость, смирение, любовь ко всем Платона Каратаева, приносит ли его непротивление злу насилием плоды?
Когда Платона высекли за порубку леса и отправили в солдаты вместо брата, Каратаев даже радуется, что так получилось, так как у брата пятеро детей; когда французу стало стыдно за свою неблагодарность и он вернул лоскутки, которые Платон собирался использовать на портянки; возможно, французы, расстрелявшие его, почувствовали угрызения совести, так как Платон был лучше всех солдат.

-Могли бы русские победить в войне с Наполеоном, если бы исповедовали философию непротивления зла насилием?
Вряд ли. Солдаты, не задумываясь, бьют врага, например, Тихон Щербатый. В то же время без умения терпеть и верить нельзя не только выиграть трудную войну, но и вообще жить. Во время войны нужны такие, как Тихон Щербатый. Но войны не длятся вечно. Для мирной жизни, жизни в ладу важны такие, как Платон Каратаев

-Как вы понимаете смысл сна Пьера Безухова?
Мысль Толстого: как без капли воды невозможен океан, так и без спаянности добрых людей невозможен мир добра и справедливости.
Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа. Этот высокий моральный облик, умение преодолевать эгоистические инстинкты, ограничиваясь скромным минимумом для удовлетворения личных потребностей, никогда не терять самообладания, сохранять оптимизм и приветливость к окружающим Толстой считал с полным основанием чертой народной и, как образец, противопоставлял ее порочным явлениям дворянской жизни и захватнической войны. Каратаев появляется в романе не сам по себе, а именно как контраст после сцены расстрела, которая окончательно лишила Пьера моральной точки опоры, и Каратаев оказался необходим в качестве антитезы, дающей ориентир, противоположный миру порока и злодеяния и ведущий героя в крестьянскую среду в поисках моральной нормы.

-Можно ли считать, что второстепенный герой Платон Каратаев оказал важную роль в перемене мировоззрения Пьера Безухова, что в дальнейшем и привело его в стан декабристов?
Да, именно Каратаев коренным образом изменил путь Пьера к истине: Безухов понял, что надо любить людей, жизнь и что необходимо людям доброй воли объединяться, чтобы сообща противоборствовать злу. Пьер всю свою дальнейшую жизнь сверяет по Платону. Не случайно в «Эпилоге», когда Наташа, вспоминая Платона Каратаева как человека, которого более всех уважал Пьер, спрашивает его, одобрил ли бы он теперь его деятельность, Пьер ответил, подумав: «Нет, не одобрил бы. Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью бы показал ему нас».

Читайте также: