Притча про соль земли

Обновлено: 04.05.2024

Представьте, что ставлю я перед вами солонку и свечу как символ соли и света. Соль и свет — две самые привычные вещи на земле. В какой бы уголок мира вас ни занесло, вы там найдете соль и свет.

Точно так же было и в дни Иисуса. В детстве Иисус каждый день мог видеть, как Его мать солила еду, а вечером зажигала светильник. Несмотря на обыденность соли и света, Иисус использовал их в качестве самого большого комплимента христианам — и в качестве самого великого требования к ним:

«Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13-16).

Эти стихи составляют второй раздел Нагорной проповеди . Иисус только что дал заповеди блаженства, назвав качества, которыми должны обладать Его ученики. И теперь Он говорит о следствии обладания этими качествами: “Вы соль земли”; “Вы свет мира”. Это, пожалуй, самые яркие стихи в Библии о христианском влиянии .

Вы можете считать, что не представляете собой ничего важного, но послушайте, что я вам скажу: соль и свет всегда были и будут чрезвычайно важны. Без соли и света не может быть жизни. Для поддержания жизнедеятельности нашего тела требуется соль (кровь в своей основе является солевым раствором), и все живое на земле не может существовать без света. Если бы вдруг погасло солнце, наша планета в считанные часы покрылась бы льдом. Назвав христиан солью и светом, Иисус подчеркнул их исключительную важность — и главную роль в осуществлении Своих замыслов.

Мы все оказываем влияние друг на друга. Как самый тоненький волосок отбрасывает тень, как самый маленький камушек, брошенный в воду, вызывает рябь, так и вы оказываете влияние на людей, и Иисус хочет, чтобы это влияние было употреблено для Него.

А теперь давайте вернемся к нашему тексту и посмотрим, насколько вы важны для Господа. В этой проповеди мы поговорим о том, что значит быть солью земли.

Сказав о христианах, что они “соль земли”, Иисус, прежде всего, сделал им комплимент. Отсюда произошло выражение “Он соль земли”.

Свою похвалу Иисус адресовал не иудейским религиозным вождям и не римским сенаторам или афинским философам, а собравшимся вокруг Него людям: земледельцам, рыбакам, торговцам, их женам и детям. Он воздал честь тем, кого мир называет “простыми людьми”.

Выражение “вы соль земли” говорит что-то о земле, но оно также говорит кое-что и о последователях Христа. Чтобы оценить всю значимость этих слов, мы должны понять, какую роль играла соль в библейские времена.

Соль ценилась очень высоко

Во времена Иисуса соль представляла собой большую ценность. Часто ее использовали в товарообмене, ею платили заработную плату.

Иисус сказал: “Вы соль земли” — а соль это ценность. Что это говорит о земле? Что земля не имеет настоящей ценности. А что это говорит о христианах? Христиане как раз имеют ценность, и этот мир приобретает важность только благодаря присутствию в нем христиан.

Если вы христианин, то для Бога вы представляете очень большую ценность. Не занижайте свою цену.

Соль придавала вкус

В те времена, как и сегодня, соль использовали, чтобы придать пище вкус. Иов спрашивал: “Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?” (Иов 6:6). Патриарх назвал пищу без соли “отвратительной” (ст. 7).

Следующая история служит ярким примером большой ценности соли:

«Однажды царь спросил трех своих дочерей, как сильно они его любят. Две дочери ответили, что он им дороже всего золота и серебра мира. Младшая дочь сказала, что любит отца больше, чем соль. Царю не понравился такой ответ, потому что он считал соль неприятной на вкус. Повар же, услышав замечание царя, на следующее утро не посолил блюда на завтрак, и еда получилась такой безвкусной, что царь не мог ее есть. Тогда он увидел силу слов младшей дочери. Для нее ничто не было мило без отца — так сильно она его любила» .

Живущие на “бессолевой” диете всячески стараются придать вкус блюдам без добавления в них соли. В какой-то степени помогают солезаменители, но ни один из них не сравнится со щепоткой настоящей соли.

“Вы соль земли” — а соль придает вкус. Что же это говорит о земле? Она безвкусна, и все, что может предложить этот мир, также рано или поздно окажется безвкусным. Что это говорит о вас как о христианине? Что без вас жизнь была бы пресной. Не занижайте свою цену.

Соль имела различное применение

Многое еще можно сказать о ценности соли. Например, соль вызывает жажду. Вы, вероятно, слышали поговорку “Можно отвести лошадь на водопой, но нельзя заставить ее пить”. Здесь необходимо сделать дополнение: “…но можно дать ей соли”. Именно так я и делал, когда в детстве показывал животных на ярмарке. Если они казались худыми, я добавлял соль в их корм. Из-за этого они пили больше воды и выглядели полнее. Это же можно применить и к нам: мы, христиане, можем у тех, кто видит нашу жизнь, вызывать желание пить “воду живую” (Ин. 4:10-15).

В дни Иисуса соль считалась символом чистоты. Более того, иудеи добавляли соль в жертвоприношения (Лев. 2:13). Все это говорит о ценности христиан.

Соль использовали как консервант

Пожалуй, самым важным применением соли, за что она больше всего ценилась в библейские времена, было ее использование в качестве консервирующего средства. В те дни не было холодильников, а мясо — скоропортящийся продукт, такое уж у него свойство.

Помню, как однажды наша семья отправилась в настоящий отпуск. (Мы иногда ездили навестить родственников, но я не считал это поездкой на отдых). Мы погрузились в машину и отправились. Дома же, пока мы отсутствовали, из-за ремонтных работ отключили газ, — а у нас был холодильник, работавший на газе. Когда мы вернулись из поездки, все мясо в холодильнике испортилось. Мама делала все, что могла, чтобы избавиться от тухлого запаха в нем. Несколько недель холодильник простоял во дворе с открытой дверцей. Но запах в нем так и остался.

Как-то раз сын моих друзей, оставшись дома один, решил сделать себе бутерброд с рыбными консервами. Открывая банку, он уронил ее, и рыба вместе с маслом оказалась на ковре. Чтобы родители ничего не узнали, он взял пылесос, все почистил, а затем спрятал пылесос обратно в кладовку. Через некоторое время по дому стал распространяться странный, отвратительный запах, пока родители, наконец, не обнаружили его источник.

В общем, вы поняли, что я имею в виду, когда говорю, что мясо скоропортящийся продукт. Без специальной обработки оно просто не сохраняется.

Как же сохраняли мясо в библейские времена? В него втирали соль. Рыбаки засыпали солью пойманную рыбу. Делали это не потому, что так сильно любили вкус соли; мясо приходилось солить, чтобы оно не испортилось. Некоторым из вас, возможно, самим приходилось выращивать свиней, и вы знаете, как заготавливать сало или соленый окорок, консервируя свинину с помощью соли.

“Вы соль земли” — а соль сохраняет. Что это говорит о земле? Что она портится, разлагается, загнивает. Это первое, что мы должны понять о мире. Несмотря на свою кажущуюся привлекательность, он на самом деле умирает и распадается у нас на глазах. Мир надевает маску, которая кажется красивым лицом, но присмотритесь поближе, и вы увидите, что все это — только грим. За яркими красками скрывается блеклая, сморщенная действительность.

Это очевидно всякому, хоть чуть-чуть знакомому с библейским учением. Нет нужды приводить статистику. Возьмите падение нравов, дефицит честности и искренности, отсутствие интереса к духовному. Ничто не может привлечь в этом мире человека, смотрящего вглубь.

А что это говорит о христианах? То, что христиане — это сила, сохраняющая землю.

За свою жизнь я неоднократно слышал, как надеждой и спасением мира называли то науку, то образование, то психологию и психиатрию, то технический прогресс, то улучшение условий жизни, то лучшее законодательство, то социальные реформы, то военную мощь. Во всех этих областях человечество достигло успеха, порой значительного, и, тем не менее, мир становится все хуже. Иисус сказал, что единственная надежда для мира — верные христиане.

Как малое количество соли может сохранить большой кусок мяса, так и небольшая группа верных христиан может сохранить общество. Вспомните историю об Аврааме и о разрушении Содома и Гоморры (Быт. 18). Даже десять праведников смогли бы спасти эти города (ст. 32). Представьте, что кто-то приходит в администрацию Содома и Гоморры со словами: “Вы многого добились, но чтобы ваши великие города уцелели, вы должны поселить у себя хотя бы десять таких, как старик Авраам, живущий вон на том холме”. Что бы на это там сказали? Каким бы ни был ответ, но десять праведников, подобных Аврааму, могли бы сохранить Содом и Гоморру.

Давайте проведем сравнение. Свет влияет своим действием, тогда как соль оказывает влияние тем, чем она является. Вы хоть немного, но должны были сталкиваться со свойством соли сохранять от порчи. Предположим, что вы — верное чадо Божье (надеюсь, что так оно и есть). Вы не выставляете напоказ свою принадлежность к христианам, но люди знают о вашей вере и убеждениях. Когда вы входите в комнату, там нередко стихают непристойные разговоры и сальные шутки. Люди могут попытаться смутить вас: “Нельзя такое рассказывать. К нам пришел, как там его?” Ваше присутствие — просто сам факт вашего присутствия — все меняет. Соль оказывает влияние тем, чем она является.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что слова Иисуса были адресованы тем, кого называют “простыми” людьми. В тексте оригинала слово “вы” выделено: Иисус сказал: “Вы соль земли”. (В греческом языке подлежащее [в данном случае местоимение “вы”], как правило, опускается, если и так понятно, о ком идет речь. То, что в Мф. 15:13 в греческом оригинале в начале предложения добавлено местоимение “вы”, подчеркивает важность этого слова). Таким образом Иисус включил в это число Своих последователей и исключил всех остальных. Запомните: Иисус сказал это не религиозным, финансовым, общественным или политическим деятелям того времени, а “простым” людям, являющимся солью земли и готовым следовать за Ним.

Не занижайте свою цену. Если вы христианин, вы очень и очень важны!

Слова Иисуса “Вы соль земли” содержат в себе не только похвалу, но и призыв. Соль ценна и может предотвращать разложение благодаря особому свойству. Нам, христианам, тоже нужно обладать особым свойством. Мы выразим это свойство, если скажем, что мы должны отличаться от остального мира.

«. не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).
«Прелюбодействующие! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4).
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15).

Если бы соль по своему составу не отличалась от мяса, она бы не могла сохранять его от порчи. Если мы похожи на остальной мир, у нас не может быть свойства сохранять. Это не означает, что мы должны вести себя странно, но это значит, что мы должны отличаться.

Могут ли люди понять, что мы христиане, по тому, что мы делаем, как разговариваем, какие темы обсуждаем, как одеваемся, как встречаем трудности? Принадлежность к христианам должна повлиять на то, как мы ведем себя в семье, как разговариваем с продавцами, как проводим свой досуг.

Заметьте, что Иисус не сказал: “Вы соль церкви”. Он сказал: “Вы соль земли”. Проводимые опросы показывают, что деятельность членов церкви не выходит за пределы их общины. Нам нужно быть “солью” среди других: на рынке, в школе, на работе. Иисус был другом грешникам (Мф. 11:19). Книга Ребекки Пипперт “Из солонки в мир” призывает христиан участвовать в жизни общества, оказывая на него положительное влияние.

Куда бы вы ни шли, где бы ни находились, вы являете собой хранящую силу Божью. Возможно, вы посещаете друзей, бываете в различных местах и общаетесь так, как свойственно только чаду Божьему. Туда направил вас Бог — оказывать свое благотворное влияние. Всегда помните о призыве быть “солью земли”.

Далее в стихе 13 Иисус подчеркивает серьезность поставленной Им задачи: “Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям” . В Славянском Евангельском Обществе переведено: “Если соль станет пресной”, в Слове Жизни — “Если соль потеряет свой вкус, то что сделает ее соленой?”

Многим из нас, возможно, трудно понять, как соль может потерять вкус и стать пресной, поскольку мы покупаем чистую белую соль в упаковке. Такая соль никогда не потеряет вкус. Даже если останется хоть один кристаллик, он все равно будет соленым. В библейские времена соль выпаривали из морской воды. Такая соль, естественно, содержала примеси. Когда ее соскабливали с земли, в нее неизбежно попадали песок или грязь. А если полученная таким образом соленая масса подвергалась воздействию солнца и дождя, большая часть хлорида натрия высолаживалась. Оставшееся вещество содержало достаточно соли, чтобы стерилизовать землю, но ценности оно не имело. Такая “соль” теряла свое отличительное свойство.

В Палестине было недостаточно плодородной земли, поэтому там использовалась каждая пядь пригодной для посева почвы. Поля пересекали лишь узкие тропинки, по которым ходили земледельцы. Никто не осмелился бы бросить на поле “потерявшую свою силу” соль, так как это бы сделало почву бесплодной. (Я убедился в этом на своем горьком опыте, когда вылил на лужайку соленую воду со льдом, оставшуюся после приготовления самодельного мороженого). Чтобы соленая масса не могла причинить вред почве, ее высыпали на тропинки “на попрание людям”.

Это пояснение является печальной иллюстрацией слов Иисуса о христианине, который не использует свой потенциал “соли земли”. Его вывод суров: такой человек “ни к чему не годен”.

Соль и свет — эти обыденные понятия Иисус использовал, чтобы преподать нам бесценный урок. О том, что христиане — “свет”, мы поговорим в другой раз. А пока, надеюсь, слова “вы соль земли” заставили вас задуматься. Иисус сделал нам большой комплимент, когда их произнес. Для Господа мы отличаемся особой важностью, Он высоко ценит нас. Давайте никогда не будем занижать свою цену.

Иисус также бросил нам вызов. Нет ничего хуже, чем услышать о себе, что ты “ни к чему не годен”. Я не хочу быть духовно “ни к чему не годным”, а вы? Давайте твердо решим жить не так, как остальной мир. Пусть Бог поможет всем нам быть “солью земли”!

Похожая притча

Вы - соль земли и свет миру. О чем говорил Иисус и что это значит?

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Евангелие от Матфея 5:13

Похожая притча

В Евангелии от Матфея эти слова помещены сразу же после заповедей блаженства. Выражение «соль земли» стало в русском языке даже своего рода поговоркой или фразеологизмом, выражаясь научным языком. В 1978 году в СССР вышел в свет многосерийный фильм с названием «Соль земли», который повествует о партизанском движении в Сибири во время революции и до 40-х годов XX века. Таким образом Евангельское изречение вошло в русский язык, и приобрело новые смыслы.
Однако нам необходимо понять первоначальный смысл этого выражения, который был вложен в него Христом. К кому обращается Господь, произнося «Вы - соль земли»? Поскольку это выражение является частью нагорной проповеди, то и это выражение, как и вся проповедь обращена к народу, собравшемуся около Иисуса, и к ученикам. То есть это выражение относится ко всем слушающим проповедь Христа, ко всем, кто принимает ее. Итак, все мы, христиане, являемся солью земли.
Почему Христос называет нас солью? Обычно толкователи обращаются к тому значению, которое имеет соль в жизни человека. Соль используется для предохранения продуктов от гниения, для подсаливания пищи. Отсюда первое значение этого выражения — Христос называет христиан солью, то есть тем, что должно предохранить мир от разложения греховного. В данном случае «земля» означает все человечество. Итак Господь ставит как бы перед нами задачу быть «солью», таким, как бы сейчас сказали, консервантом человечества. Христиане должны останавливать греховное гниение человеческого общества. Каким образом мы должны это делать? Самый простой ответ — своим собственным нравственным примером, словом и делом.
Однако, в Евангелии от Марка мы видим это выражение в несколько ином варианте:

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль - добрая [вещь]; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк.9:50).

В этой фразе Господа соль уже связана с использованием ее в жертвоприношениях. Действительно, согласно Закону Моисееву все жертвоприношения должны были быть с солью: «Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль» (Лев.2:13) . В Ветхом Завете соль означает нерасторжимость завета с Богом, т.к. она не распадается при нагреве. Что же она значит в словах Христовых? «Всякий огнем осолится» - То есть каждый человек очищается через жизненные испытания. Здесь соль означает чистоту. Отсюда блаженный Феофилакт делает такой нравственный вывод: «Итак, надобно нам осолить свои жертвы солью Божиею, то есть приносить жертвы не чахлые и слабые, но крепкие и здоровые».
«Но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?» - Возможно этими словами Христос хотел прикровенно сказать о Ветхом Завете, о том, что он потерял свое значение и теперь наступило время Нового Завета. В Евангелии же от Матфея эта же фраза означает скорее, что если христиане перестанут предохранять человечество от разложения, то окажутся негодными пред Богом, и уже ничего не сделает их лучше.
И далее, если в Евангелии от Матфея и Луки Господь называет всех христиан солью, то в Евангелии от Марка Он советует иметь соль в себе. Блаженный Феофилакт понимает здесь под солью благодать Святого Духа. И если по отношению к себе Христос советует иметь благодать внутри себя, то по отношению к ближним Он советует жить с ними в мире: «и мир имейте между собою».
Образ соли используется также и апостолом Павлом: «Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4:6). Слово наше должно быть приятно для людей, поскольку без соли пища неприятна для человека. Поэтому если мы говорим с людьми дерзко, то это говорит только о нашем тщеславии, а не о смелости.
Вот казалось бы какая простая вещь соль, но как много символического смысла она приобретает на страницах Священного Писания. Не соль для нас конечно важна, а наиболее как раз тот смысл, который пытаются донести до нас писатели Нового Завета. Последуем же советам Господа и апостола Павла.
Священник Валерий Варнашов

Соль в организме человека

Ежедневно организм расходует определенное количество соли и, чтобы здоровые процессы нашего тела продолжались, необходимо восполнять его. Издревле соль использовали для консервации продуктов питания, вкусовых качеств различных блюд и в качестве антисептика для заживления ран. На протяжении всей истории, соль играет важную роль в хозяйстве, отношениях и медицине. Конечно, в настоящее время все больше для обработки продуктов соль используют в промышленных масштабах и этот факт не в пользу её полезности. Но и животные, и люди помнят ее важность. Множество троп были сделаны вначале животными, которые ходили по ним, чтобы добраться до источников соли, и, буквально, добывали её слизыванием. И только потом по этим маршрутам прошел человек. До сих пор не ясно, как животные осознают потребность своего организма в соли. Если мы проголодались, то по опыту мы знаем, что нужно сделать, а если возникает дефицит соли в организме, то желание поесть соли не появляется, хотя будут её признаки: головная боль и головокружение.

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям. Евангелие от Матфея 5:13

Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. Послание к Колоссянам 4:6

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Похожая притча

Это прямое предупреждение всем христианам, особенно ставшим на путь священства, учительства, монашества, миссионерства и другого церковного служения. Вон выброшены будут они на позор всем людям, если вместо верного слова Евангелия и проповеди Христа своей жизнью покажут пример «сластолюбия, сребролюбия, славолюбия». Господь сказал: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6: 24).

5: 14–15. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме .

Христиане, и прежде всего их руководители, находятся как город на верху горы или как зажженная свеча – под особенно пристальным вниманием окружающего мира. Они своей жизнью и словом могут быть яркой свечой любви в доме всего человеческого общества, к чему и призывает Господь: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16). Но, ведя недостойную жизнь, которая непременно обнаруживается, могут стать и соблазном для мира. О них Христос сказал: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18: 6).

5: 17–18. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет, пока не исполнится все .

Господь говорит здесь не об исполнении Им всех обрядовых и подчас грубых нравственных предписаний Ветхого Завета, о чем свидетельствуют и Его прямые слова: Вы слышали, что сказано древним… а Я говорю вам… (Мф. 5: 21–28), а также многие поступки (в отношении соблюдения субботы и других правил ветхозаветного закона).

Ядро этого закона – откровение о грядущем Спасителе-Мессии. Поэтому данные слова Христа являются Откровением и утверждением, что Он и есть исполнение закона и пророков. Об этом писал апостол Павел: конец закона – Христос (Рим. 10: 4). И пока существует этот мир ( доколе не прейдет небо и земля ), все ( ни одна йота или ни одна черта ), относящееся к Его спасительной миссии, совершится ( не прейдет ) .

Пока не исполнится все. Употребляемый здесь в греческом тексте глагол πληρωσαι – «исполнить» означает также «восполнить, наполнить» . В данном случае речь идет, с одной стороны, об исполнении на Христе всех ветхозаветных пророчеств, с другой – о восполнении Им несовершенств Ветхого Завета, о котором святитель Иоанн Златоуст сказал: «ветхозаветное. так отстоит от новозаветного, как земля от неба» (Толкование на пророка Исаию. Гл. 7. 4).

5: 19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном .

Иудейские законники разделили все заповеди на два класса: больши́е заповеди – обязательные, и малые, нарушение которых не греховно. При этом к малым были отнесены подчас самые важные нравственные предписания. Так, Христос обличает фарисеев: А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное (Мк. 7: 11–13).

Господь осуждает лукавство книжников, то, как они обманывают народ, и говорит, что так делающий малейшим наречется в Царстве Небесном. Малейшим , «по свойству греческого выражения означает, что таковой не войдет в Царство Небесное, или будет удален из него навсегда».

Читайте также: