Тема любви дружбы ответственности в философской сказке притче антуана экзюпери маленький принц
Обновлено: 14.11.2024
читательские компетенции учащихся; способствовать формированию духовных ценностей учащихся.
Оборудование: видеопрезентация «Антуан де Сент-Экзюпери»; А. де Сент-Экзюпери. «Молитва»; видеоклипы
"Энигма. «Космос»; фрагменты мультфильма «Маленький принц» (1979).
Грустная и насмешливая сказка эта,
конечно, больше для взрослых, чем для детей.
Над ней и улыбнешься, и погрустишь,
а главное-непременно задумаешься.
Сказка эта-мудрая, и человек,
и автор ее не только поэт, но и философ.
Нора Галь, переводчик
I. Организационный момент
II. Объявление темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Просмотр видеоряда " А. де Сент-Экзюпери. «Молитва»
- Кто же этот человек, что такими простыми и понятными словами обращался к Богу?
- Что мы знаем об Антуана де Сент-Экзюпери как о человеке и как о писателе?
Ознакомление с личностью А. де Сент-Экзюпери и его творческим вкладом в сокровищницу мировой
Просмотр видеопрезентации»Антуан де Сент - Экзюпери"
Задача. Создать словесные портреты Сент - Экзюпери-человека и Сент-Экзюпери-художника.
(И группа создает портрет Сент-Экзюпери-человека (для облегчения работы рекомендуем использовать
происхождение и среда, в которой прошло детство Антуана де Сент-Экзюпери; образование, жизненные
захват; факторы, повлиявшие на формирование мировоззрения важнейшие факты биографии; мировоззрение и
ведущие черты характера, отношение к людям).
II группа работает над созданием словесного художественного» портрета писателя, учитывая такие
отношение к искусству (литературе, литературные кумиры;
самые известные произведения;
ведущие темы произведений;
ведущие идеи произведений Антуана де Сент-Экзюпери).
На выполнение работы выделяется до 3 минут. Каждая группа выбирает спикера, который представляет результаты
совместной работы. Возможны дополнения и уточнения.
Аналитическая работа с содержанием сказки Антуана де Сент-Экзюпери " Маленький принц»
Просмотр видео "Разговор о книге".
Выяснение истории замысла и создание сказки " Маленький принц»
- Когда была написана сказка «Маленький принц»? Что стало толчком к ее созданию? (Замысел сказки
Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" вынашивался довольно долго. По-настоящему мотивы этого
произведения начали складываться с началом Второй мировой войны. В тот самый А. де Сент-Экзюпери часто
рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками и без них удивленно смотрит из-за туч
наземь. Этот удивительный мальчик все больше не давал покоя писателю, летчику, бойцу.
Сказка была написана пил время вынужденной эмиграции в Нью-Йорке в течение 1942 года и вышла в свет весной
1943 года. Это было последнее произведение А. де Сент-Экзюпери.)
- Кому посвятил Антуан де Сент-Экзюпери»Маленького принца"? Это ребенок или взрослый человек?
- Кто такой Леон Верт? Как вы оцениваете ценность такого подарка другу как книга, написанная собственноручно?
-Как сам Антуан де Сент-Экзюпери объяснил, чему он посвятил «Маленького принца» именно Леону Верту?
(Во-первых, «тот взрослый - мой лучший друг»; во-вторых, «то взрослый может понять все на
свете, даже детские книжки»; в-третьих, «взрослый живет во Франции, ему там голодно и холодно. Он
очень нуждается, чтобы утешили».)
- Какую роль играет Примечание " Леону Верту, когда он был маленьким»?
- Какой смысл имеет выражение»все взрослые когда-то были детьми, но мало кто из них об этом помнит"?
- То для кого же, по-вашему, предназначена сказка Сент-Экзюпери? Кого он видел своими читателями?
Выяснение первоначальных впечатлений учащихся от самостоятельного прочтения текста сказки " Маленький
-Как быстро вы прочли Сказку Антуана де Сент-Экзюпери?
- Что вам сказала название произведения до начала чтения? Какую историю вы ожидали? Оправдались ли ваши
- Приходилось ли вам раньше читать подобные сказки?
- Какие эпизоды вам запомнились больше всего? Чем?
- Можно ли события, изображенные в ней, назвать динамичными и увлекательными?
- Как вы думаете, эта сказка дает ответы на вопросы или, наоборот, порождает вопросы? Что в произведении, по вашему, требует размышлений и объяснений?
- Как вы думаете, зачем автор сам проиллюстрировал сказку «Маленький принц»?
Просмотр фрагмента мультфильма "Маленький принц" (1979), соответствующего содержанию его первого
раздела текста сказки
- От чьего имени ведется рассказ? (От имени первого лица, автора-рассказчика.)
- Это рассказ ребенка или взрослого человека? Докажите, опираясь на текст.
- Почему рассказчик обращается к событиям шестилетнего возраста в своей биографии? Перескажите близко к тексту
ситуацию со»слоном в удаве".
- В каком состоянии находился мальчик, когда взрослые вместо «слона в удаве» видели шляпу?
- Объясните, опираясь на текст, почему взрослые не понимали сущности рисунка мальчика? Какие советы и почему
они ему давали? ("Взрослые такие несмышленые, а дети просто не в состоянии разжевывать им все».)
- Как это повлияло на дальнейшую жизнь рассказчика? ("Так и случилось, что я в шесть лет отрекся от блестящей
малярной карьеры. Потерпев провал с рисунками № 1 и № 2, я напрочь разуверился в себе«, " когда я имел шесть
лет, взрослые отбили у меня охоту к тому, чтобы стать художником».)
- Почему, даже став взрослым, рассказчик не изменил свое мнение о взрослых? Прокомментируйте высказывание: "На
своему возрасту я встречал немало всяких почтенных людей и имел с ними отношения. Жил долго между взрослых.
Видел их совсем близко. И от этого мое мнение о них не улучшилось».
- Перестал ли рассказчик чувствовать себя одиноким, став взрослым?
- Как вы думаете, почему рассказчик выбрал именно профессию летчика, а не какую-то другую?
- Сделайте вывод, в каком соотношении предстают перед читателем мир ребенка и мир взрослых в первом
главе сочинения Антуана де Сент-Экзюпери?
- Как мнения о взрослых, высказанные в первой главе, перекликаются с позицией автора относительно взрослых
из посвящения к "Маленькому принцу"?
- На чьей стороне, по-вашему, взрослых или детей, сам рассказчик? Аргументируйте ответ.
- В каком состоянии в основном находился рассказчик, став взрослым человеком? ("Так жил я сам-один, не
имея никого, с кем мог поговорить-посоветоваться. »)
- Какое событие в жизни летчика коренным образом изменило его жизнь? (Авария, постигшая его " шесть лет назад
в Сахаре».) Почему герой чувствовал себя " одиноким, чем пострадавший на плоту посреди океана»? От кого
зависело его спасение?
- Что (или кто) вызвал недоумение пилота? (Среди абсолютного пустынного одиночества он услышал " чудной
голосочек».) Какой смысл имеет эпитет «чудной»?
- Что больше удивило пилота-появление мальчика среди пустыни или его просьба?
- Внятно прочитайте в лицах диалог между пилотом и мальчиком. Попробуйте передать интонационное недоумение
пилота и ярую настойчивость изумительного мальчика.
- Объясните, почему странного мальчика не удовлетворяли все нарисованные пилотом барашки. Для аргументации
используйте помимо цитат рисунки Антуана де Сент-Экзюпери.
- В чем заключался секрет рисунка ящика? Какой была реакция мальчика? ("Вот тебе ящик. А в нем тот
Баранец, который тебе по нраву«, " я был изрядно поражен, увидев, как заяснился мой юный судья. »)
- Определите, благодаря чему пилот и мальчик поняли друг друга. Можно ли считать, что рассказчик и в
взрослой жизни сохранил детское восприятие мира?
- Почему только в конце второй главы рассказчик сообщает, что так он познакомился с маленьким принцем,
а не сказал об этом с начала?
- Расскажите, как складывались взаимоотношения пилота с маленьким принцем. Как они узнавали друг друга?
- Почему герои по-разному понимали выражение «упасть с неба»?
- Почему именно рисунок пилота с баранцом в ящике стал отправной точкой к открытию пилота о
инопланетное происхождение маленького принца?
- Что узнал пилот о своем новом знакомом? (Пилот узнал о том, что маленький принц прибыл из
какой-то очень маленькой планеты.)
- Как вы понимаете выражение маленького принца: "Когда идти прямо перед собой, куда глаза светят, то далеко не
зайдешь»? (Возможно, герой говорит о том, что каждое путешествие должно иметь цель, иначе она лишена
- Узнали ли мы о том, как маленький принц оказался на Земле, в этой главе? Открылась ли читателю
цель межпланетного путешествия маленького принца?
- Как вы думаете, почему автор создает интригу таинственности вокруг появления и пребывания маленького принца
- Что узнал пилот о планете маленького принца? Какой смысл имеют рассуждения рассказчика о
открытие астероида В-612? Почему в текст снова входят рассуждения о том, как воспринимают мир взрослые?
(Вывод - взрослые воспринимают мир рационалистически.)
- Причисляет ли рассказчик себя к миру взрослых? Кого он имеет в виду, говоря: «А мы же понимаем друг друга
на жизни, и мы, конечно, не очень обращаем внимание на ту циферию»?
- Как пилот-рассказчик объясняет свое стремление написать книгу о маленьком принце? ("Уже прошло
шесть лет с тех пор, как он со своим баранцем покинул меня. И я стараюсь рассказать о нем, чтобы не
забыть его. Живое сожаление берет, когда забывают друзей».)
- Как изменилась жизнь пилота после знакомства с маленьким принцем, дружбы с ним и его потери?
- Почему рассказчик снова начал рисовать?
- Как меняется художественное время в пятой главе сказки? (Память переносит рассказчика на шесть лет
назад, в первые дни его знакомства с маленьким принцем.)
- Как пилот открывал для себя маленького принца? ("Каждый день я узнавал что - то о его планете, о том,
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Символ любви
В «Маленькой принце» Роза является символом настоящей любви. В детских глазах Маленького принца еще нет понимания любви, какой видят ее взрослые. Это чувство впервые зарождается в нем. Оно вызывает в нем удивление, он исследует и изучает его. Он тоскует по своей Розе по-настоящему, а не потому что так принято. Он ухаживает за ней из побуждений совести и чувств, а не потому, что так делает кто-то еще. Именно эта наивность наряду с огромной мудростью делает чувство настоящим, неподдельным, не основанным на специальном поиске возлюбленной. Роза однажды случайно появляется на планете Маленького принца и остается в его сердце навсегда.
Любовь в мире Маленького принца совсем не такая, как в мире взрослых. Она не заполнена стереотипами и умыслами, она чиста и наивна. Настоящее чувство, которое не окрашено негативным влиянием общества предстает перед читателем в новом свете. Любовь Маленького принца и Розы не такая, какой мы привыкли видеть ее в произведениях, но она является самым настоящим и вдохновляющим чувством.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Маленького принца».
«Маленький принц» написан в жанре философской сказки-притчи, в которой удивительным образом переплетена реальность и вымысел. За фантастичностью сказочной истории как нельзя лучше скрываются реальные человеческие отношения, эмоции, переживания.
Сказка в форме притчи является наиболее популярным скрещением литературных жанров. Традиционно сказка носит поучительный характер, однако воздействует на читателей в мягкой и ненавязчивой манере. По сути, сказка – это отражение реальной жизни, но только действительность передается через вымысел.
Жанр притчи также был выбран писателем неспроста. Благодаря ему он смог смело и просто выразить волновавшие его взгляды на нравственные проблемы современности. Притча становится своеобразным проводником размышлений автора в мир читателя. В своём произведении он рассуждает о смысле жизни, дружбе, любви, ответственности. Таким образом, сказка-притча приобретает глубокий философский подтекст.
Правдивое изображение реальной жизни, несмотря на фантастичность сюжета, указывает на то, что в произведении преобладает реализм, которому не чужды философские иносказания. Однако в сказке достаточно сильны и романтические традиции.
История создания
Необычная сказка, которая уже много лет находит отклик в миллионах сердец во всём мире, была написана французским писателем в самый разгар Второй мировой войны, в 1942 году.
В 1935 году, перелетая из Парижа в Сайгон, Сент-Экзюпери попал в авиакатастрофу. Авария произошла на территории Ливийской пустыни и оставила глубокий след в душе Сент-Экзюпери. Поздние воспоминания об этом инциденте, а также глубокие переживания о судьбе мира, оказавшегося во власти фашизма, вылились в повесть-сказку, главным героем которой стал маленький мальчик.
В этот период писатель на страницах своего дневника делился сокровенными мыслями о будущем человечества. Он переживал за поколение, получившее материальные блага, но утратившее духовное содержание. Сент-Экзюпери поставил перед собой непростую задачу – вернуть миру утраченное милосердие и напомнить людям об ответственности за Землю.
Впервые произведение было напечатано в 1943 году в США и было посвящено другу писателя – Леону Верту, известному еврейскому журналисту и литературному критику, терпевшему бесконечные преследования во время войны. Таким образом, Антуан де Сент-Экзюпери хотел поддержать своего товарища и высказать свою активную гражданскую позицию против антисемитизма и нацизма.
Примечательно, что все рисунки в повести сделаны собственноручно самим писателем, что ещё больше подчеркивает его идеи, изложенные в книге.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых нетерпеливых -
для самых компанейских -
для самых занятых -
В своём произведении писатель поднял множество глобальных тем, которые на протяжении столетий волновали и продолжают волновать всё человечество. Прежде всего это тема поиска смысла жизни. Этим и занимается Маленький принц, путешествуя от одной планеты к другой.
Автора печалит, что жители этих планет даже не пытаются выйти за пределы своих привычных мирков и найти ответ на извечный вопрос смысла бытия – их вполне устраивают привычные жизненные рамки. Но ведь только в поиске рождается истина, что и доказывает главный герой, вернувшись в финале повествования к любимой Розе.
Волнует писателя и проблематика дружбы и любви. Он не просто раскрывает эти животрепещущие темы, но и доносит до читателей всю необходимость ответственности за любимого человека и весь мир в целом. Маленький принц без устали трудится, ухаживая и защищая свою крошечную планету. Он всем сердцем любит свою Розу и заботится о ней, и она остаётся жива лишь благодаря его стараниям.
Всепоглощающее зло представлено в произведении с помощью баобабов, способных быстро поглотить всё живое на планете, если их регулярно не выкорчёвывать. Это яркий образ, вобравший в себя все человеческие пороки, с которыми нужно без устали бороться в течение всей жизни.
Основная мысль произведения заключается во фразе: « Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении ». Нужно учиться доверять людям, быть ответственным за любимых, не закрывать глаза на происходящее вокруг – вот чему учит знаменитая сказка.
Похожая притча
Данное произведение не потеряла своей актуальности и сегодня, так как поднимает вечные общечеловеческие проблемы: любовь и дружба, человеческие пороки и добродетели. Данная работа носит исследовательский характер: автор попытался изучить символическое значение образов сказки и раскрыть философский смысл выражений, ставших афоризмами.
Вложение | Размер |
---|---|
filosofskaya_osnova_skazki_malenkiy_prints.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-философская основа сказки «Маленький принц».
Цель проекта : выявить философскую направленность повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Для достижения цели поставлены следующие задачи :
- узнать символическое значение образов сказки;
- раскрыть философский смысл выражений, ставших афоризмами.
Антуан де Сент-Экзюпери - французский летчик-истребитель, который погиб, выполняя боевое задание. Но прославился он во всем мире как автор сказочной повести «Маленький принц», которая совсем недавно отметила свое 70-летие.
Похожая притча
Композиция
Анализ произведения «Маленький принц» построен не только на раскрытии основных тем, но и на описании композиционной структуры. В её основе лежит приём диалога и путешествия центральных персонажей – рассказчика и Маленького принца. В сказке раскрыты две сюжетные линии – это история лётчика-рассказчика и напрямую связанная с ним тема реальности «взрослых» людей и история жизни Маленького принца.
На протяжении 27 глав, из которых состоит книга, друзья путешествуют по планетам, знакомятся с разными героями, как положительными, так и откровенно отрицательными.
Время, проведённое вместе, открывает им ранее неизведанные горизонты. Их тесное общение позволяет соединить две совершенно разные вселенные: мир детей и мир взрослых.
Расставание не становится для них трагедией, ведь за это время они стали гораздо мудрее и смогли лучше понять друг друга, поделившись частичкой своей души, сделать важные выводы.
Воплощение женственности
Не секрет, что прототипом Розы стала жена автора. Она была капризной и вспыльчивой, но это не мешало ей любить и быть любимой. Автор заведомо прощает женщинам их капризы, оправдывает их. В словах Маленького принца выражается настоящая любовь и забота, он оправдывает капризы Розы тем, что шипы даны ей для защиты. Так бывает и в реальной жизни. На самом деле сердце Розы мягкое и нежное. Она отпускает Маленького принца в путешествие, потому что по-настоящему любит его.
Капризы Розы оправданы ее нежной душой. Без заботы она просто погибнет, ведь она не в силах ухаживать за собой сама. Она просит закрыть ее колпаком, поливать ее каждое утро и каждый вечер, но взамен она дарит свою красоту, запах, чувство настоящей любви.
Отношения Маленького принца и Розы – самые нежная и трогательная история любви в литературе. Через призму детских глаз, в философской сказке не только для детей, но и для взрослых, Экзюпери показывает это чувство с точки зрения искренности, незамутненности и даже некой наивности.
История Маленького принца и Розы
Читатель узнает о Розе лишь к середине произведения, когда Маленький принц уже доверяет пилоту настолько, чтобы открыть ему свое сердце. Роза является цветком, который оставил Маленький принц на своей далекой планете. Ее семя занесло на планету Маленького принца ветром. Роза стала украшением жизни героя. Он ухаживал и заботился о ней, несмотря на ее капризы. Оставив ее одну, Маленький принц тоскует по ней. Он понимает, что именно о своей Розе он готов заботиться, думать и вспоминать, что никакой другой цветок не способен заменить ее. В тоске по своей возлюбленной, герой соглашается на предложение Змеи и исчезает с Земли.
Похожая притча
Настоящей жемчужиной мировой литературы ХХ столетия по праву считается произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Невероятно трогательная история учит не только детей, но и взрослых любви, дружбе, ответственности, сопереживанию. В повести автор напоминает о вечных жизненных ценностях, показывает две картины восприятия мира – чувственную и разумную. Предлагаем познакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен при подготовке к ЕГЭ и урокам литературы в 6 классе.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1942 год.
История создания – Толчком к написанию произведения послужили воспоминания писателя об авиакатастрофе над Аравийской пустыней, а также трагические события Второй мировой войны. Книга посвящена Леону Верту.
Тема – Смысл жизни, любовь, верность, дружба, ответственность.
Композиция – Произведение состоит из 27 глав, на протяжении которых главные герои путешествуют по планетам и беседуют друг с другом, размышляя о жизни.
Жанр – Философская сказка-притча.
Направление – Реализм.
Похожая притча
Педагогическая мастерская создана по сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», помещённой в учебнике литературы для 6 класса («Литература. 6 класс» в 2-х частях, под редакцией В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной и др. М.: Просвещение,2012).
Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствует формированию умения анализировать произведение, а также способствует развитию воображения, логического и критического мышления, развитию речи.
Нравственная ценность мастерской – Дружба, Любовь, Доброта и Отзывчивость. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится наиболее актуальным. Ее актуальность возрастает в современном мире, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм и ценностей.
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_po_skazke_a._de_sent-ekzyuperi_malenkiy_prints_matueva_l.yu_.docx | 34.46 КБ |
Эта сказка считается одной из самых читаемых книг на свете. На сегодняшний день существует более 160 переводов сказки. О маленьком принце созданы мультфильмы, художественные фильмы, мюзиклы, многие художники посвятили свои работы этой книге…
Чем же объяснить такой всемирный успех этой книги?
В газетах и журналах в последнее время все чаще и чаще поднимается проблема взаимоотношений между людьми: в современном мире в отношениях людей исчезли доброта, искренность, забота о своей душе, о своей планете. Люди начинают войны, совершают террористические акты.
Если люди захотят, то смогут пересмотреть своё отношение к жизни: они научатся думать о тех, кто рядом, поймут, что надо утешить того, кто плачет на твоей планете, что нельзя забывать друзей и «тех, кого ты приручил». Человек должен научиться чувствовать свою ответственность за других, за все, что происходит в мире.
Таким образом, эта сказка не потеряла своей актуальности и по сей день, потому что она поднимает вечные общечеловеческие проблемы: смерть и жизнь, любовь и дружба, человеческие пороки и добродетели…
Это произведение относится к жанру философской сказки-притчи. То, что это сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Притча – потому что она учит человека жить.
Почему же сказку «Маленький принц» называют философской? Философия — это наука об общих законах развития человека и мира. Часто слово "философия" используют как синоним к слову "мудрость". В данной сказке звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человечества.
Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое. Почитав множество статей, где анализируется каждый персонаж этой сказки, я убедилась в этом.
Маленький принц — это символ ребёнка , символ человека, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.
У него есть «твердое правило»: «. встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому.
Баобабы – тоже символический образ . Каждый человек - это маленькая планета, и на этой планете могут прорасти страшные пороки - «баобабы». Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Вредные растения - это вредные привычки и черты, которые, если с ними не вести борьбу сразу, разрастутся и погубят человека, как разрывают в клочья корни баобабов маленькую планету. Чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала .
Маленький принц покидает свою планету, потому что ещё не умеет любить. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё. Он отправляется странствовать и оказывается на планетах, которые имеют общие черты: нет названия, очень маленькие, живёт один человек, и этот человек – взрослый.
Каждая планета (астероид) имеет свой номер, совсем как квартиры в многоэтажном доме. В этом - намёк писателя на разъединение людей, живущих в соседних квартирах, словно на разных планетах.
При помощи гиперболы Экзюпери показывает один, самый большой порок каждого из обитателей планет. Таким образом, путешествуя с Маленьким принцем по этим планетам, можно узнать, какие пороки-«баобабы» могут вырасти на человеческой планете. Это властолюбие, эгоизм, равнодушие, честолюбие, тщеславие, слабость, бесчеловечность,
Обитатели астероидов одиноки в своем мире, любят только себя. Взрослые обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть ещё и душа.
Из всех встреченных Маленький принц особо выделяет обитателя пятой планеты – фонарщика и даже хочет с ним подружиться. Почему? Фонарщик – единственный человек, который думал не о себе, он был верен слову, он умел работать не покладая рук, вопреки лени и трудностям освещать людям путь.
Конечным пунктом его путешествия была планета Земля. Не случайно Маленький принц попадает в пустыню. Пустыня - символом мира, в котором человек умирает от духовной жажды, от человеческой чёрствости. Также пустыня –это символ одиночества, хотя … «Земля – планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».
На его пути встречаются змея, цветок, Лис. Каждая встреча несёт ему что-то новое, но это уже не узнавание порока, а познание мудрости. Причём мудрые советы исходят не от людей.
Змея говорит: «Среди людей тоже может быть одиноко». Наверное, это значит, что взрослые живут не сердцем, а разумом. Они вечно спешат, не видят прекрасного вокруг себя, а замечают лишь цифры. Люди разучились дружить и любить.
Цветок, рассказавший, будто людей всего несколько человек. «Но где их искать - неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно». По философии Сент-Экзюпери, значит: где искать людей, способных прочувствовать, понять другого человека - неизвестно, так как люди стали, как перекати-поле, их ничто не держит, не связывает, они свободны, как ветер и в то же время одиноки. Нет корней – значит, нет истории, прошлого, дома, пристанища в этом мире.
Самой удивительной для Маленького принца стала встреча с Лисом. «Ты в ответе за тех, кого приручил» - говорит Лис, который является символом мудрости, знания жизни, дружбы. Приручить – значит полюбить. Без любви невозможно понимание этого мира, поскольку только это чувство позволяет расширить рамки своего мира, увидеть и понять то, что ранее казалось далеким и недоступным. Таким образом, Маленький принц нашел то, что искал, его дух стал свободным, потому что он научился любить. Любовь движет миром, она определяет поступки, помогает жить.
«. Знаешь, отчего хороша пустыня?» — спросил однажды Маленький принц у летчика. И сам отвечает: «Где-то в ней скрываются родники . ». Колодец в пустыне, вода — вот еще один важный для Сент-Экзюпери образ-символ , исполненный глубокого философского содержания. Вода — первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие.
Автор верит, что в каждом человеке «скрываются родники», нужно только уметь найти их и открыть.
Работа над данным проектом помогла мне по-иному посмотреть на окружающий мир и людей.
Каждый из нас пришел в этот мир, чтобы познать его, стать его частицей. Я желаю, чтобы каждый нашел в себе родник, чтобы научился видеть сердцем, слышать душу человека, идущего рядом с тобой, чтобы каждый осознал свою обязанность глубоко - так, как ощутил Маленький принц свою обязанность перед единственной и неповторимой розой. Пусть уроки Маленького принца станут для вас нравственными ориентирами! И пусть вас всегда сопровождает победа над страшными баобабами!
Предварительный просмотр:
Институт общего образования
Кафедра филологического образования
Курсовая работа по программе повышения квалификации
«Инновационные технологии в преподавании русского
языка и литературы в контексте ФГОС»
Тема: « Размышления о Добре и Любви в сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери»
Учитель русского языка и литературы
с углубленным изучением
физики и математики
Матуева Любовь Юрьевна
К.п.н., доцент кафедра
Орлова Ольга Васильевна
Педагогическая мастерская создана по сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», помещённой в учебнике литературы для 6 класса («Литература. 6 класс» в 2-х частях, под редакцией В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной и др. М.: Просвещение,2012).
Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствует формированию умения анализировать произведение, а также способствует развитию воображения, логического и критического мышления, развитию речи.
Нравственная ценность мастерской – Дружба, Любовь, Доброта и Отзывчивость. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится наиболее актуальным. Ее актуальность возрастает в современном мире, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм и ценностей.
Технологическая карта мастерской «Размышления о Добре и Любви» по сказке А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Цель: освоение понятий «дружба», « любовь», «доброта», «отзывчивость»; возможность выбора выбранной нравственной ценности.
1. Создать условия для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем, поднятых в сказке автором.
2. Развитие эмоционально - образного и аналитического мышления, монологической речи, умения сопоставлять и делать выводы.
3. Воспитание чувства ответственности за близких людей, доброты, чуткости.
Организация пространства: посадка по группам 5-6 человек
– Напишите, что вы считаете самой большой ценностью в этом мире.
– Поделитесь в группе, назовите ваши ценности и выберите 3 наиболее важные.
- Межгрупповая социализация с записью на доске.
- В группе:
– Каковы взаимоотношения героев данного отрывка? (см. Приложение 1).
- Межгрупповая социализация.
- В группе:
– Какие чувства испытывают герои при прощании? (см. Приложение 2).
- Межгрупповая социализация.
- В группе:
- Почему Маленький принц расстроился, когда попал в сад, полный роз? (см. Приложение 3).
- Межгрупповая социализация.
- В группе:
- И тут на помощь Маленькому принцу приходит Лис, что он называет «приручением»?
- Как вы понимаете суждение Лиса о том, что «слова только мешают понимать друг друга»? (см. Приложение 4)
- Межгрупповая социализация.
- В группе:
- Какой секрет-подарок преподнес Лис на прощание Маленькому принцу?
- Как вы считаете, та роза, что выросла на планете Маленького принца, была единственной или такой же, как тысячи других? (см. Приложение 5)
- Межгрупповая социализация.
- В группе:
- Согласны ли вы с тем, что «ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»?
- Социализация – озвучивание. (Методический комментарий: в дискуссии высказываются все и развивают тему «Дружба как главная ценность нашего времени»).
- Рефлексия:
Я задумался о том, …
Я понял, что…/ как…
Меня взволновало то…
Я захотел получить ответ на вопрос …
Мне было трудно …
Я хочу / не хочу прочитать сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Свой вариант ( начиная со слов Я или Мне)…
Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанная, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем. И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.
Маленький принц не мог сдержать восторга:
- Как вы прекрасны!
- Да, правда? - был тихий ответ. - И заметьте, я родилась вместе с солнцем.
Маленький принц, конечно, догадался, что удивительная гостья не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало!
А она вскоре заметила:
- Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне.
Маленький принц очень смутился, разыскал лейку и полил цветок ключевой водой.
Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с ней измучился. У нее было четыре шипа, и однажды она сказала ему:
- Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!
- На моей планете тигры не водятся, - возразил Маленький принц. - И потом, тигры не едят траву.
- Я не трава, - тихо заметил цветок.
- Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?
- Растение, а боится сквозняков. очень странно. - подумал Маленький принц. - Какой трудный характер у этого цветка.
- Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла.
Она не договорила. Ведь ее занесло сюда, когда она была еще зернышком. Она ничего не могла знать о других мирах. Глупо лгать, когда тебя так легко уличить! Красавица смутилась, потом кашлянула раз-другой, чтобы Маленький принц почувствовал, как он перед нею виноват:
- Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать!
Тогда она закашляла сильнее: пускай, его все-таки помучит совесть!
А когда он в последний раз полил чудесный цветок и собрался накрыть колпаком, ему даже захотелось плакать.
- Прощайте, - сказал он.
Красавица не ответила.
- Прощайте, - повторил Маленький принц.
Она кашлянула. Но не от простуды.
- Я была глупая, - сказала она, наконец. - Прости меня. И постарайся быть счастливым.
И ни слова упрека. Маленький принц очень удивился. Он застыл, растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?
- Да, да, я люблю тебя, - услышал он. - Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как я. Постарайся быть счастливым. Оставь колпак, он мне больше не нужен.
- Не так уж я простужена. Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я - цветок.
- Но звери, насекомые.
- Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, наверно, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.
И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:
- Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти - так уходи.
Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок.
- Добрый день, - сказал он.
Перед ним был сад, полный роз.
- Добрый день, - отозвались розы.
И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.
- Кто вы? - спросил он, пораженный.
- Мы - розы, - отвечали розы.
- Вот как. - промолвил Маленький принц.
И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!
"Как бы она рассердилась, если бы увидела их! - подумал Маленький принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, - ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня тоже. "
А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда. Какой же я после этого принц. "
Он лег в траву и заплакал…
- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.
- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Есть одна роза. Наверно, она меня приручила.
- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру.
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста. приручи меня!
- Я бы рад, - ответил Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе.
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце. Нужно соблюдать обряды.
- А что такое обряды? - спросил Маленький принц.
- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. - Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы, и я никогда не знал бы отдыха.
Так Маленький принц приручил Лиса.
И вот настал час прощанья.
- Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.
- Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил.
- Да, конечно, - сказал Лис.
- Но ты будешь плакать!
- Значит, тебе от этого плохо.
- Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
Он умолк. Потом прибавил:
- Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
- Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
- Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
- Прощай. - сказал он.
- Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
- Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.
- Потому что я отдавал ей все свои дни. - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
- Я в ответе за мою розу. - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
Читайте также: