Андрей ткачев притча о милосердном самарянине

Обновлено: 14.11.2024

Дорогое мои, други наши! Ныне чаще, чем когда-либо за все время жизни моей, а это не мало лет, приходится слышать вопрос: «Как жить, чтобы не погибнуть?» «Как жить, чтобы спастись?» — спрашивают верующие. «Как жить?» — спрашивают и те, чьи по­нятия о жизни не простираются дальше завтрашнего дня. Этот вопрос задают и молодые, только начинающие жить, и пожилые, уже завершающие свой жизненный путь, в конце кото­рого они сделали страшное открытие, что жизнь уже прожита, но не в радость созидания, и все труды, все усилия вложены во все пожирающую разруху и гибель.

Да, вопрос — «как жить?» — совсем не праздный. И как созвуч­ны эти вопрошения современников наших с вопросом, который некогда был задан Начальнику Жизни — Христу Его современни­ком, и не просто современником, а хранителем закона, данного Богом. Он спросил: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И «словеса Господня — словеса чиста» звучат в от­вет законнику, а с ним и нам, открывая единственно правильный путь решения всех вопросов, недоразумений и недоумений — все­гда надо нам обращаться к слову Божию, говорит Господь. «В законе что писано есть; како чтеши?» (Лк. 10, 26). Закон Божий! Он дан на все времена всему человечеству. Он дан в Боже­ственном Писании, он дан в законе совести каждого живущего, он дан в законах Богозданной природы. И мы с вами сегодня не отвергаемся того, что знаем этот вели­кий закон Господень, закон, в котором кроется земное счастье наше и которым простираемся мы в вечность блаженного пребывания с Господом и со всеми Его святыми.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею ду­шою твоею, и всем разумением твоим. возлюби ближнего твое­го, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40). Да, да, мы знаем этот закон и требования его, мы знаем и как исполнить его жизнью своей. Ибо кто из нас не знает, что для нас хорошо и желательно, а что плохо, чего мы всеми возможными средствами должны стремиться избежать. Господом дана заповедь: «не делай другому того, чего не жела­ешь себе» — эта заповедь тоже всегда с нами, всегда при нас, как неусыпный и беспристрастный страж, она выявляет, дна обличает одновременно и наше знание, и наше лукавство. Если законника евангельского Господь заставляет признать, что тому известно все необходимое для спасения, то и мы не оправдаемся наивным воп­росом, будто не зная пути спасения для сегодняшнего дня. Божий закон один, и две заповеди остаются непреложными на все време­на, пока стоит мир. Это два якоря жизни.

Люби Бога всем сердцем, всей душой. Люби ближнего, как са­мого себя. О любви к Богу мы не ставим вопрос, ибо это кажется нам, верующим, само собой разумеющимся. Но вот ближний? Кто же мой ближний? И уже не законник вопрошает ныне Христа и об­личается Господом, а мы с вами, дорогие наши,, становясь совопросниками века сего, но не исполнителями ясного к жизненного слова Божия. Мы прикрываем вопросами своими свое малодушие, свою духовную леность, свое нежелание трудиться, свое нежелание любить. Мы забываем, что «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2,13).

Мы с вами, пожалуй, даже не задали бы Господу вопрос: «Кто же ближний наш?» Ибо теперь почти повсеместно и откровенно все для нас стали дальними даже кровные родные, даже родители и те отстранены непомерно разросшимся нашим «я». «Я» и «мое» — вот наш новый жизненный закон. По нему и самые близкие, те, кто вложил в нас свою жизнь, израненные многими тяготами родов, болезнями и скорбями, из­раненные нами же, напрасно будут ждать от нас помощи.

И вчерашние друзья сегодня уже перестанут быть ближними на­шими, впав в беду, потеряв возможность быть нам полезными на празднике жизни, в погоне за счастьем. Тут мы даем полную сво­боду самооценке всего и всех. Так незаметно никого близкого не оказывается» рядом с нами, не находим мы того, кто был бы дос­тоин нашей любви: один грешник и недостоин любви, другой ино­верный или инакомыслящий; третий сам ископал себе яму, в кото­рую впал, значит, достоин наказания. Широка и глубока заповедь Божия, а мы, став на путь высокомерного суждения, вместив в себя одновременно чувствования и священника, и левита, прошед­ших мимо бедствующего человека, тоже проходим мимо всякого, кто оказывается рядом, кто нуждается в нашем внимании, кто про­сит нашей помощи, уже не говоря о тех, кто просто безмолвно страдает рядом.

И вот мы уже не исполнители закона, а судьи. И вопрос «как спастись?» звучит праздно, Попранный отвержением Богом данной заповеди о любви к ближнему. У нас нет ближнего. И услышим ли мы с вами сегодняшнюю притчу — назидание о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизнен­ном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви? Услышим ли мы определение Господне для законника, для нас, знающих закон: «Иди и ты твори такожде».

Забудь себя и свое «я», поставь в средоточие жизни своей того человека, которому нужна твоя помощь, материальная ли, духов­ная ли. Поставь в средоточие жизни того, кому нужен ближний, и стань им ты.

Вот, дорогие наши, мера нашего духовного возраста, где кро­ется ответ на вопрос о спасении. «Иди и ты твори такожде». Иди и ты поступай, как учит Господь. Иди и ты твори добро всякому нуждающемуся в нем, невзирая ни на происхождение чело­века, ни на общественное положение его, невзирая ни на что. Иди и твори добро, и ты исполнишь заповедь любви. Делай добро. де­лай добро от сердца, делай его во имя Бога всем братьям твоим в Боге, делай добро и врагам, делай добро ненавидящим и обидящим тебя и ты исполнишь заповедь любви. И любовь к ближним сделает тебя близким к Богу, и ты исполнишь закон Христов и спасешься.

Но вот теперь, когда опьянение нахлынувшей на нас так назы­ваемой «духовной свободой» проходит, рассеивается туман самооб­мана и обольщения и видим мы, что церкви открылись или еще во множестве открываются, монастыри принимают только вчера кре­стившуюся молодежь, и из мест заключения пишут письма, желая тюремную камеру или барак заменить на монастырскую келью, то именно теперь становится очевидным, что творить дела любви, исполняющие закон Христов, не так-то просто. Да, этому надо учиться, этого надо хотеть. Надо только в делах любви к ближнему увидеть и почувствовать возможность преображения души своей, возможность спасения. Но ничего этого нет.

Пока этого нет, и главное, что даже стремления к этому не видно. И не задумаемся ли мы с вами над совершенно новыми явлени­ями в жизни нашей.

Сегодня, когда поток неведомых ранее соблазнов захлестнул Россию, когда блуд, насилие, сребролюбие, пьянство, наркома­ния стали явными и уже привычными пороками, а тяга к святыне и кощунство над ней одновременно борют и владеют человеком, вопрос о милосердии, о любви вырастает в первостепеннейший, главнейший вопрос жизни. Ибо только милосердием и любовью можно стяжать Святой Дух Божий, Которым только и можно против стать страшным духам злобы, овладевшим людьми и миром. И не случайно, дорогие мои, в это страшное апокалиптическое время последнего срока существования мира милость Божия опять протягивает руку погибающему человеку. На улицах, среди живущих рядом с нами все более и более появляется людей, просящих милости нашей, тех, кого раньше назы­вали нищими. И пожилые люди, которыми всегда держалась Церковь, теперь опять вышли на улицы, чтобы принести Церкви пользу — вернуть ей погибающих, давая людям возможность проявить в себе дух хри­стианского милосердия, чтобы отпавших грехом от Бога вернуть милосердием к Нему. И те, кто просит сейчас помощи нашей, виновато и испуганно глядя на нас, зарабатывают нам свои нелегким нищенским трудом Царство Небесное.

Так не пройдем же мимо протянутых к нам рук; мимо страждущих, болью и горем исполненных глаз; мимо ближнею нашего; не пройдем, дорогие мои, мимо своего спасения; не пройдем мимо Самого Христа, Который в образе каждого нуждающегося в нашей помощи призывает нас на вечерю Любви.

При дверех нелицеприятный суд Божий и благостна речь Сына Человеческого — Христа к одним: «принципе, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам. ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 34—36).

Но не замедлит для других грозный, решительный приговор: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. »

Спасайтесь, други наши, спасайтесь! Спасайтесь делом, прохо­дя нелегкий, особенно ныне, для всех путь жизни во спасение. «Ты Сам, Милосердый Господи, вдохни в нас чувство Своей любви и удостой вечных радостей в стране живых». Аминь.

Похожая притча

Притча о мило­серд­ном сама­ря­нине, хорошо зна­ко­мая каж­дому хри­сти­а­нину, каж­дый год, каж­дое деся­ти­ле­тие, навер­ное, каж­дый век при­об­ре­тает для всего хри­сти­ан­ского чело­ве­че­ства осо­бый смысл. Ибо каж­дый год, каж­дое деся­ти­ле­тие и каж­дый век при­бли­жает нас к тем послед­ним вре­ме­нам, когда в мире оску­деет любовь.

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа.

Притча о мило­серд­ном сама­ря­нине, хорошо зна­ко­мая каж­дому хри­сти­а­нину, каж­дый год, каж­дое деся­ти­ле­тие, навер­ное, каж­дый век при­об­ре­тает для всего хри­сти­ан­ского чело­ве­че­ства осо­бый смысл. Ибо каж­дый год, каж­дое деся­ти­ле­тие и каж­дый век при­бли­жает нас к тем послед­ним вре­ме­нам, когда в мире оску­деет любовь.

И мы сей­час, доро­гие бра­тья и сестры, живем в одно из тех вре­мен, когда дей­стви­тельно кажется, что любви ста­но­вится все меньше и меньше. Тем зна­чи­мее для всех нас заду­маться над этой прит­чей. Ибо она про­из­но­си­лась только для тех, кто был тогда рядом со Хри­стом, кто испы­ты­вал Его, иску­шал Его, но про­из­но­си­лась она, прежде всего для нас с вами.

Итак, ко Хри­сту при­хо­дит закон­ник, фари­сей, чело­век, навер­няка, глу­боко веру­ю­щий. Веру­ю­щий в вет­хо­за­вет­ный закон, но не веру­ю­щий еще во Хри­ста, сомне­ва­ю­щийся в том, что этот скром­ный Плот­ник, дерз­но­венно поуча­ю­щий учи­те­лей народа, знает истину. И подойдя, с таким заве­до­мым жела­нием уни­чи­жить Спа­си­теля, пока­зать перед всеми Его незна­ние, он задает Ему, иску­шая Его, как ска­зано в Еван­ге­лии, в общем-то, про­стой вопрос, ответ на кото­рый должны были знать все. Вопрос о том, что есть пер­вая заповедь.

И Хри­стос, зная, что этот чело­век иску­шает Его, отве­чает про­сто и безыс­кусно. Так, как дол­жен отве­тить любой, сми­ренно испо­ве­ду­ю­щий веру в Бога вет­хо­за­вет­ный иудей. Он гово­рит о любви к Богу и о любви к ближ­нему. И все.

Эта двой­ная запо­ведь о любви к Богу и о любви к ближ­нему, Вет­хим Заве­том дан­ная, должна была быть известна всем. Но, видимо, Хри­стос так про­из­но­сит эти про­стые слова, что закон­нику, иску­шав­шему Его, ста­но­вится очень неудобно, очень стыдно. И, желая оправ­даться и перед Хри­стом и перед сто­я­щими вокруг людьми, он задает Ему дру­гой вопрос, на кото­рый сам-то он знает ответ. Вопрос о том, а кто есть ближний.

Но Спа­си­телю известны мысли каж­дого чело­века. Он знает и все то, что про­ис­хо­дит в душе закон­ника. Он уже почув­ство­вал, что гор­де­ливо при­шед­ший уни­чи­жить Его про­стым вопро­сом закон­ник, ока­зался не только посрам­лен сей­час перед лицом мно­гих, Он знает, что и в сердце самого закон­ника про­изо­шло какое-то серьез­ное изме­не­ние: что он сам вдруг усты­дился сво­его дерз­кого вопроса.

И опять, как будто не заме­чая, что этот вопрос, обра­щен­ный к Нему, имеет какой-то скры­тый смысл, Спа­си­тель про­сто рас­ска­зы­вает притчу, всем нам с вами хорошо извест­ную. Но, навер­ное, не до конца, не в пол­ной мере осо­зна­ва­е­мую и пони­ма­е­мую. Ведь перед нами не про­сто рас­сказ о доб­ром человеке.

Некто, ехав­ший по дороге и попав­ший в серьез­ные испы­та­ния, под­верг­шийся напа­де­нию раз­бой­ни­ков, лежит, и воз­можно даже исте­кает кро­вью. Этот чело­век, может быть, даже уми­рает на дороге. Навер­ное, он из бла­го­че­сти­вых иудеев, кото­рые в этот момент, когда он ока­зался избит, изму­чен и бро­шен на дороге, молился Богу о помощи. И вот он видит на дороге свя­щен­ника, затем левита, пред­ста­ви­те­лей того самого вет­хо­за­вет­ного духо­вен­ства, к кото­рому вет­хо­за­вет­ные иудеи отно­си­лись с боль­шим почте­нием, с боль­шим почи­та­нием. Кто, как не они, каза­лось бы, должны были прийти ему на помощь? Но они про­хо­дят мимо.

Эта тема всем нам, хри­сти­а­нам, увы, хорошо известна. Навер­ное, каж­дый из нас имел слу­чай, воз­можно, даже не один раз, убе­диться в том, что под­час и свя­щен­ник, и дья­кон, слу­жа­щие хри­сти­ан­ской ново­за­вет­ной церкви, тоже могут отли­чаться по своей чело­ве­че­ской немощи таким же бес­сер­де­чием и бес­чув­ствием, каким отли­ча­лись их вет­хо­за­вет­ные пред­ше­ствен­ники. И тоже, навер­ное, не раз мимо нас про­хо­дили свя­щен­но­слу­жи­тели, к кото­рым мы, воз­можно, не в столь дра­ма­тич­ной ситу­а­ции обра­щали свои взоры. Это веч­ная тема и веч­ный укор всем нам, хри­сти­а­нам, и в осо­бен­но­сти нам, священнослужителям.

Навер­няка, испол­нив­шийся уны­ния и отча­я­ния чело­век, только что отверг­ну­тый свя­щен­ни­ком и леви­том, уви­дел на дороге сама­ря­нина, уви­дел неожиданно.

Надо пред­став­лять себе, как иудеи отно­си­лись к сама­ря­нам. Ведь сама­ряне это был народ, кото­рый неко­гда был еди­ным с иудей­ским наро­дом. Это были те же самые иудеи, кото­рые за несколько веков до опи­сы­ва­е­мых в Еван­ге­лии собы­тий, стали всту­пать в брак с языч­ни­ками, и стали испо­ве­до­вать вет­хий закон совсем не так, как это пола­га­лось делать в соот­вет­ствии с зако­ном Мои­сея. Иудеи отно­си­лись к сама­ря­нам даже ХУЖЕ, чем к языч­ни­кам. Сама­ря­нин вос­при­ни­мался иудеем, как ВРАГ.

И надо думать, что сама­ряне к иудеям отно­си­лись не луч­шим обра­зом. И вот когда несчаст­ный иудей, видя перед собой заве­до­мого врага, кото­рого его научили нена­ви­деть, пре­зи­рать с самого дет­ства, про­ис­хо­дит вели­кое чудо. Этот враг, этот чужой ему чело­век, не только не про­хо­дит мимо него, но спа­сает его, навер­ное, от неми­ну­е­мой гибели. Про­яв­ляет к нему доб­роту, мило­сер­дие, состра­да­ние, про­яв­ляет то, что все­гда ока­зы­ва­лось ред­ким в этом отпад­шем от Бога мире. И после того, как мило­серд­ный сама­ря­нин при­во­зит ране­ного иудея в гости­ницу и остав­ляет его там, обес­пе­чи­вая всем необ­хо­ди­мым, он про­яв­ляет еще и даль­ней­шую заботу, обе­щая хозя­ину гости­ницы опла­тить все те рас­ходы, кото­рые тот будет иметь, уха­жи­вая за немощ­ным человеком.

Рас­ска­зав эту, про­стую на пер­вый взгляд, исто­рию, Спа­си­тель задает закон­нику очень серьез­ный вопрос: кто же в таком слу­чае есть ближ­ний его? а ведь закон­ник был подобно всем вет­хо­за­вет­ным иудеям вос­пи­тан в убеж­де­нии, что ближ­ним иудею может быть только иудей, испо­ве­ду­ю­щий закон. Не языч­ник и не сама­ря­нин, потому что они-то закона не знают, они закон не исповедуют.

И здесь закон­ник вынуж­ден про­из­не­сти слова, за кото­рые его же собра­тья, закон­ники и фари­сеи, могли бы осу­дить. Он гово­рит о том, что ближ­ний это сама­ря­нин. И в этих сло­вах по суще­ству может быть про­ис­хо­дит пер­вое испо­ве­да­ние этим самым закон­ни­ком, фари­сеем, веры во Хри­ста Иисуса. Ибо он при­шел иску­шать Спа­си­теля, а Спа­си­тель открыл ему вели­кую истину, что любовь Божия рас­про­стра­ня­ется на всех людей, что ближ­ние для него это все люди, неза­ви­симо от того, какой рели­ги­оз­ный закон они исповедуют.

И далее, Хри­стос, зная всю ту внут­рен­нюю борьбу, кото­рая про­ис­хо­дила в душе этого иудея, гово­рит о том, что тот дол­жен идти и тво­рить такожде. Посту­пать точно так же, как самарянин.

Однако эти слова обра­щены и ко всем нам. Мы ведь очень хорошо все это, вроде бы знаем, но очень плохо все это испол­няем. Осо­бенно мы, хри­сти­ане, кото­рые лучше дру­гих знают о том, что без любви к ближ­нему НЕТ спа­се­ния, именно мы очень часто иску­шаем ближ­них своих, и очень часто пыта­емся раз­де­лить ближ­них своих на тех, кто наш, хри­сти­а­нин, и на тех, кто НЕ наш, НЕ христианин.

И мы не думаем, что мы забы­ваем при этом Новый Завет и воз­вра­ща­емся в Вет­хий Завет. Как будто не было Гос­пода Иисуса Хри­ста, но был и оста­ется лишь вет­хо­за­вет­ный Закон, кото­рый делит людей на своих и чужих. И так посту­паем мы не потому, что глу­бока и истова наша вера, и мы так хотим любить пра­во­слав­ных хри­стиан. Мы так посту­паем про­сто потому, что мы вообще мало кого спо­собны любить, мало кого хотим любить. Потому что это очень трудно любить НЕ только хри­стиан, но и НЕ-хри­стиан. И, как пра­вило, НЕ любя почти никого, мы убеж­даем себя в том, что мы любим-то тех, кто достоин любви; ближ­ние наши это те, кто с нами. Кто с нами молится, постится, но отнюдь НЕ те, кто НЕ раз­де­ляет с нами труда хри­сти­ан­ской жизни.

А между тем, боль­шин­ство из нас при­над­ле­жит к тем семьям, кото­рые про­шли за преды­ду­щие деся­ти­ле­тия очень слож­ный путь. Слу­чи­лось так, что бого­бор­че­ская власть в нашей стране РАЗДЕЛИЛА семьи на хри­стиан и НЕ-хри­стиан, на пра­во­слав­ных и без­бож­ни­ков. И много было вражды в этих семьях. Но часто НЕ потому, что хри­сти­ане рев­но­вали о своей вере, а потому что они с лег­ко­стью шли по пути без­бож­ни­ков и учи­лись НЕНАВИДЕТЬ.

Много суще­ствует дья­воль­ских уло­вок в лука­вом сердце чело­века, чтобы НЕ быть мило­серд­ным сама­ря­ни­ном, а быть жесто­ко­сер­дым фари­сеем. И очень часто мы изыс­ки­ваем самые раз­лич­ные осно­ва­ния для того, чтобы изба­вить себя от труда мило­сер­дия и состра­да­ния. И вся­кий раз, когда мы пыта­емся себя убе­дить в том, что мы бедны, мы заняты, мы устали, поэтому мы НЕ можем помочь сво­ему ближ­нему, когда мы НЕ отзы­ва­емся на его скорбь, мы должны вспо­ми­нать притчу о мило­серд­ном самарянине.

Да, к сча­стью, не каж­дый день и не всем нам при­хо­дится стал­ки­ваться с ситу­а­цией, о кото­рой повест­вует нам сего­дняш­нее Еван­ге­лие. К сча­стью, очень редко при­хо­дится стал­ки­ваться нам с тем, что перед нами лежит уми­ра­ю­щий чело­век и некому, кроме нас ему помочь. Но ведь в гораздо более про­стых ситу­а­циях, когда от нас НЕ тре­бу­ется такое вни­ма­ние, такая сер­деч­ная забота, какая потре­бо­ва­лась от сама­ря­нина по отно­ше­нию к ране­ному иудею, очень часто в более про­стых ситу­а­циях мы НЕ делаем прак­ти­че­ски ничего. Когда от нас тре­бу­ется даже не какая-то внеш­няя мате­ри­аль­ная жертва, а душев­ное уча­стие, сочув­ствие чело­веку, мы про­хо­дим МИМО. Потому что мы устали, потому что нам трудно, потому что мы пре­бы­ваем в житей­ской суете. И таким обра­зом, мы ПРЕДАЁМ Христа.

Ибо гораздо изви­ни­тель­ней было вет­хо­за­вет­ному свя­щен­нику и левиту пройти мимо их уми­рав­шего пасо­мого, нежели нам, хри­сти­а­нам, кото­рым Хри­стос открыл во всей пол­ноте истину, пытаться НЕ заме­тить скорби, несча­стья нашего ближ­него, каким бы он ни был, что бы с ним ни случилось.

Будем пом­нить об этом, доро­гие бра­тья и сестры. И пусть притча о мило­серд­ном сама­ря­нине сде­лает нас, хри­стиан, достой­ными того при­зва­ния, кото­рое обра­тил к нам Спа­си­тель. Пусть в каж­дом из нас, не обя­за­тельно в такой тяже­лый момент, о кото­ром повест­во­ва­лось в сего­дняш­нем Еван­ге­лии, но пусть в каж­дом из нас каж­дый день хотя бы ино­гда про­сту­пает тот самый мило­серд­ный сама­ря­нин, кото­рого Бог поста­вил перед всеми хри­сти­а­нами при­ме­ром состра­да­ния и мило­сер­дия. Аминь.

Похожая притча

Сегодня мы поговорим об одной из самых известных притч Христовых, о притче, в которой начертываются основы христианской этики… Вы все, конечно, знаете эту притчу. И все же, сперва прочитаем ее:

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Евангелие от Луки. 10, 25-37).

Прежде чем мы перейдем к комментированию притчи, сделаем несколько интересных уточнений, которые помогут нам глубже понять смысл притчи.

1. Каждый из героев этой притчи представляет широкий круг людей, или класс, к которому они принадлежат:
Человек, на которого напали разбойники, – представляет обычного человека.
Священник и левит – представители духовных вождей иудеев.
Самарянин – символизирует человека-врага. (Напомню, что самаряне воспринимались евреями как еретики, религиозные предатели и, по сути, как враги.)
Поэтому ни в коем случае нельзя рассматривать притчу как частный эпизод, касающийся только нескольких людей, которые в ней приводятся. Эта притча – универсальна, то есть она описывает, как вообще человек должен строить отношения с другими.

2. Современные ученые убедительно доказывают, что по логике развития событий, которой ожидали слушатели Иисуса, помочь несчастному должен был бы обычный израильтянин. Многие простые труженики были настроены антиклерикально и с иронией относились к храмовому священству. Развитие сюжета, в котором мимо несчастного израненного проходят священник и левит, было, в общем, ожидаемым. Следующим должен был появиться простой человек… То, что появляется отрицательный персонаж, для сознания обычного иудея, скорее, враг, полностью сбивало слушателей с толку. Это, как если бы в современном варианте притчи мы сказали, что все прошли мимо и вдруг появился… иеговист (или кришнаит) и помог несчастному.
Нежданное появление самарянина шокировало слушателей. Но именно в этом и содержится поразительная сила притчи. Тот, кого ты воспринимаешь врагом, тебе протягивает руку…

3. Обратим внимание на указание конкретного места, на котором произошли драматические события, описанные в притче. Это дорога из Иерусалима в Иерихон. В те времена эта 27-километровая дорога печально славилась криминальными историями[1]. Но не только поэтому приводит конкретную дорогу Иисус. Дело в том, что, если бы происшествие случилось на дороге в Иерусалим, то священник и левит имели бы извинение своему равнодушию. Это бы даже в глазах слушателей характеризовало их как благочестивых людей: они шли в святой город и не хотели нарушать закон ритуальной чистоты. А вот на дороге из Иерусалима в Иерихон они такого оправдания не имеют. Никакой чистоты они бы не нарушили.
В Иерихоне жило много священников, и приведенные персонажи возвращались домой, отслужив свою череду в храме. Возможно, с гостинцами для семьи, возможно, спешили. Но разве окровавленный человек на дороге не побудил бы нас остановиться и оказать помощь?

Здесь я бы обратил внимание еще на одну деталь. В нашем переводе сказано: По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Выражение прошел мимо (греч. антипарилфен) правильнее перевести прошел по противоположной стороне дороги.
Перешел на другую сторону, чтобы не соприкасаться с человеческим горем, болью. Как это характерно для многих людей – избегать соприкосновения с чужим горем, прятаться от чужих проблем.

4. А вот самарянин ведет себя прямо противоположным образом. Он возливает на раны несчастного человека оливковое масло и вино – так советовала медицина того времени, то есть, заботится о нем самым старательным образом.
Он дает хозяину гостиницы 2 динария. В те времена суточное содержание в гостинице стоило 1/12 динария, то есть, по сути, он платит за 24 дня пребывания. Более того, обещает, если это потребуется, восполнить на обратном пути потраченную на больного сумму.

5. Обратим внимание и вот на что. В конце этой шокирующей притчи Спаситель спрашивает законника: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Законнику (то есть, специалисту по изучению Закона и обрядовых предписаний) непросто произнести слово самарянин. Он выходит из положения таким ответом: Он сказал: оказавший ему милость.
Но Христос понимает, что к радикализму христианской этики надо еще привыкнуть. Хорошо, что человек уже сделал правильные выводы, хотя они ему нелегко даются. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

6. Наконец, еще один момент: наша помощь ближнему должна быть конкретной.
…Однажды я был в числе большой группы людей на встрече с одним американцем. Это был крупный бизнесмен, который одновременно был протестантским проповедником. Прощаясь и раздавая визитки со своими координатами, он обратился к собравшимся со словами: «Если вы окажетесь в Америке и у вас не будет денег, вы не будете знать, куда идти и что делать, позвоните мне. И я помолюсь за вас!»
Конечно, это была шутка, и он расхохотался своей шутке первым. Но такой подход на самом деле нередко можно встретить у людей. Пока речь не идет о конкретной помощи, мы готовы сочувствовать и жалеть других. Но, когда вопрос ставится конкретно: как мы можем помочь бедняге, многие пытаются скрыться… В этой притче Христос говорит, что подлинная помощь, настоящее сочувствие требуют нашего конкретного участия в судьбе человека.
В притче достаточно настойчиво звучит мысль, что помощь эта может быть связана с тратами (возлил масло и вино, заплатил за гостиницу), связана с потерей нашего времени и затратой сил (положил раненого на осла, а сам пошел рядом и др.)… Но другого варианта не дано: встреча с любым несчастьем должна восприниматься нами как попущенная Богом, как происходящая по Его воле.

А теперь, наконец, о чем говорит нам притча?

О чем эта притча? Прежде всего, это ответ на вопрос о том, кто является ближним. Напомню, что именно этот вопрос и задал законник Иисусу.
Для иудея ближним считался единоверец. Нам, воспитанным на христианской культуре, странно будет представить, что заповедь Божию «не пожелай жены ближнего твоего» иудеи воспринимали, как заповедь не желать жены иудея, но спокойно желать жены иноверца. Но, тем не менее, это было так. Ближний – это иудей. К нему следует относиться более или менее порядочно, милосердно, приветливо. Все остальные – дальние, неверные[2].
Но притча, рассказанная Христом, опровергает эту модель. Твой ближний – всякий человек, оказавшийся рядом!

Так христиане понимали эту притчу всегда. И понимали, и применяли на практике. В те годы, когда большевики формировали новую нравственность, согласно которой твой друг – только человек, разделяющий большевистские взгляды, а все остальные – враги, христиане продолжали придерживаться евангельского принципа отношения к людям. В 1918 году в Екатеринбурге содержалась в заключении семья последнего русского Императора. С Императорской семьей, верный присяге, последовал их личный врач, лейб- медик Евгений Сергеевич Боткин. Ему было предложено покинуть царя, но Евгений Сергеевич сказал, что для него подобное предательство неприемлемо. Он был нужен и без того растерянным, униженным людям, на руках у которых был еще и страдающий гемофилией царевич.
Поразительно и для красноармейцев – тюремщиков Императора необъяснимо, что Евгений Сергеевич, кроме оказания врачебной помощи царской семье, лечил их самих и их близких. Казалось бы – они по разные стороны баррикады, но Боткин не отказывал в помощи никому, кто в ней нуждался. Когда царскую семью спустили в подвал для расстрела, Евгений Сергеевич взял царевича на руки и нежно прижал к себе. Он догадался, куда их повели. Когда раздались выстрелы, врач своим телом пытался заслонить Императора и царевича от пуль…

Итак, самый первый и важный смысл притчи в том, что ближним является всякий человек, оказавшийся рядом. К каждому ты должен проявлять любовь и заботу.

Есть и другие смыслы. Например, для израненного человека было откровением, что руку помощи ему протянул самарянин. Этот несчастный открыл для себя ту истину, что твоим другом может оказаться враг. Притча ненавязчиво подводит нас именно к этой идее: люди на самом деле сложней и… прекрасней, чем мы обычно думаем. Меняй свое представление о людях.
И разве жизнь наша, когда помощь приходила от совершенно нежданных людей, не учит нас тому же?

Еще один смысл притчи, о котором мы тоже не должны забывать: внешнее благочестие и религиозность отнюдь не спасают человека от нравственной нищеты и не гарантируют способность любить. Скольких мы видели внешне благочестивых людей, а то и служителей Церкви, в которых было мало любви, мало сострадания… Этой притчей Христос напоминает, что религия без любви – не имеет смысла. Богу не нужны наши посты, коленопреклонения, вычитывания длинных молитвословий, если мы не будем замечать человека, оказавшегося рядом с нами и нуждающегося в помощи.

P.S. У святых отцов мы можем встретить очень глубокие аллегорические токования на эту притчу. Согласно такому способу толкования каждый элемент этой притчи имеет сокровенный смысл. Человек, израненный разбойниками, – это любой потомок Адама, милосердный Самарянин – Христос, гостиница – Церковь, масло и вино – масло, которым помазываются при Таинстве Крещения, и вино Евхаристии и мн. др. Таким образом, вся эта притча говорит нам о подвиге Иисуса Христа, предпринятом им ради спасения человечества.

[2] Естественно, что Иисус не придумывает новый смысл слова ближний, а показывает исконное значение этого слова. Древнееврейское понятие ближний (реа) означало «товарищ, партнер, сосед». Сужение этого понятия до представителя только твоего народа и твоей религии произошло под влиянием учения раввинов. Фарисеи, например, пошли еще дальше. Под ближним они имели в виду только такого же, как они, ученого и благочестивого человека, преимущественно фарисея. В учении кумранитов ближним считался только член их общины, а остальные часто назывались «сынами тьмы».

Похожая притча

Однажды по пути учитель закона обратился к Иисусу: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь спросил Его: «А что сказано в законе Моисея?» Учитель закона ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумом твоим, и ближнего твоего, как самого себя». «Правильно ты ответил, — сказал Иисус, — так поступай, и будешь иметь жизнь». Учитель закона, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» В Ветхом Завете, толкуя эту заповедь Моисея о любви к ближним, под ближними понимались обычно только единоверцы и единоплеменники, то есть иудеи.

В ответ Господь рассказал следующую притчу: «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они раздели этого человека, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо проходил священник, а затем левит, но оба, увидев его, прошли мимо. Проезжал один самарянин, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, смазав их маслом и вином. Посадив раненого на своего осла, самарянин привез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину гостиницы и сказал ему: “Позаботься о нем; и все, что ты еще истратишь на него, я, когда возвращусь, отдам тебе”».

«Скажи, — обратился Господь к учителю закона, — кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» Он сказал: «Тот, кто оказал ему милость». Тогда Господь сказал ему: «иди, и ты поступай так же».

Читайте также: