Слово и дело притча
Обновлено: 21.12.2024
Притчи о жизни помогают переосмыслить свое поведение и происходящее вокруг. Для того чтобы по-другому посмотреть на мир, советуем вам прочесть эти истории.
Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.
Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.
Самотерапия притчами. Мудрые притчи о моралиНизкие и достойные
Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.
Измени голос
Голубка увидела в роще сову и спросила:
– Откуда ты, сова?
– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.
Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:
– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?
– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.
– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.
О родителях
Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить.
Постоянная актуальность темы «родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.
Кормушка
Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта.
Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.
– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.
– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.
Орёл и орлёнок
Старый орёл летел над пропастью. На спине он нёс своего сына. Орлёнок был ещё слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал:
– Отец! Сейчас ты несёшь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу.
– Нет, сынок, – печально ответил старый орёл. – Когда ты вырастешь, ты понесёшь своего сына.
Подвесной мост
На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост. По его деревянным дощечкам ходили люди, а два троса служили перилами. Люди так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам.
Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к мосту, но никто не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без них мост оказался неприступным.
Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.
Житейские притчи
Житейские притчи – это особая категория текстов. В жизни человека каждый момент возникает ситуация выбора. Какую роль в судьбе могут сыграть незначительные, казалось бы, мелочи, незаметные маленькие подлости, глупые провокации, нелепые сомнения? Притчи отвечают на этот вопрос однозначно: огромную.
Для притчи нет ничего несущественного и неважного. Она крепко помнит, что «трепетание крыла бабочки отзывается громом в дальних мирах». Но притча не бросает человека наедине с неумолимым законом воздаяния. Она всегда оставляет возможность упавшему подняться и продолжить путь.
Самотерапия притчами. Мудрые притчи о моралиЛетучая мышь
Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами. Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Но потом она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц. В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала.
Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда старая Летучая Мышь сказала:
– Нет! Я останусь посредине.
– Хорошо! – сказали обе стороны.
Битва началась, и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла.
Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, всегда окажется на самой гнилой части верёвки, что висит над пастью смерти.
О любви с моралью
Любовь движет мирами и человеческими душами. Было бы странно, если бы притчи обошли вниманием проблемы отношений мужчины и женщины. И здесь авторы притч поднимают великое множество вопросов: «Что такое любовь? Можно ли дать ей определение? Откуда она приходит, и что её губит? Как её обрести?»
Притчи затрагивают и более узкие аспекты. Бытовые отношения мужа и жены – казалось бы, что может быть банальней? Но и здесь притча находит пищу для размышления. Ведь это лишь в сказках брачным венцом дело заканчивается. А притча знает: с этого всё только начинается. И сохранить любовь не менее важно, чем её найти.
Всё или ничего
Один человек пришел к мудрецу и спросил: «Что такое любовь?» Мудрец сказал: «Ничего».
Человек очень удивился и начал рассказывать ему, что читал много книг, в которых описывается, что любовь бывает разной, грустной и счастливой, вечной и быстротечной.
Тогда мудрец ответил: «Всё».
Человек опять ничего не понял и спросил: «Как же тебя понять? Всё или ничего?»
Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты сам только что ответил на свой вопрос: ничего или всё. Середины быть не может!»
Разум и сердце
Один человек утверждал, что разум на улице любви – слеп, и что главное в любви – сердце. В доказательство этому он приводил рассказ о влюблённом, который много раз переплывал через реку Тигр, храбро борясь с течением, чтобы увидеться со своей возлюбленной.
Но однажды он вдруг заметил у неё на лице пятнышко. После этого, переплывая Тигр, он подумал: «Моя любимая несовершенна». И в тот же миг любовь, которая держала его на волнах, ослабела, посреди реки силы покинули его, и он утонул.
Чинить, не выбрасывать
Пожилую пару, прожившую более 50 лет вместе, спросили:
– Наверное, вы ни разу за полвека не поругались?
– Ругались, – ответили муж и жена.
– Может быть, у вас никогда не было нужды, были идеальные родственники и дом – полная чаша?
– Да нет, всё как у всех.
– Но вы никогда не хотели разойтись?
– Бывали и такие мысли.
– Как же вам удалось так долго прожить вместе?
– Видимо, мы родились и выросли в те времена, когда сломанные вещи было принято чинить, а не выбрасывать.
С уважением, Раиса Мишарина, ученица Школы Гивина
Ставьте 👍 лайк, если нашли что-то полезное для себя и подписывайтесь на наш канал !
Похожая притча
Старый мудрый отец учил своих повзрослевших сыновей жить дружно. Для наглядности урока он взял большую метлу, вынул черенок и попросил сыновей переломить её пополам. Они долго пытались сломать метлу, но не смогли. Тогда отец развязал её, раздал сыновьям прутья и они легко ломали их.
— Вы — как эти прутья. — сказал отец. — Пока будете жить в единстве и дружбе между собою, вы будете сильными и вас никто не сломит, а если будете ссориться, то по одному и погибнете.
Для победы над любым врагом нам тоже нужна сила, и эта сила — в нашем объединении!
Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растёкся и пропал.
Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться:
– Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой!
Услышав это, река всплеснула волнами:
– Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растёкся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать большой могучей рекой — силёнок не хватит.
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК.
(Басня И.А.Крылова.)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
_________
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Возвращение к единству.
(Даосская притча)
У соседа учителя пропал баран. Чтобы его найти, сосед поднял на ноги всю общину и ещё попросил учителя дать для поиска барана учеников.
— Зачем так много людей для поисков одного барана? — спросил учитель.
— На дороге много развилок, — ответил сосед.
— Отыскали барана? — спросил учитель учеников, когда они вернулись.
— Нет! Пропал!
— Как пропал, он не мог далеко уйти!
— После каждой развилки на дорогах ещё развилки. Мы не знаем, по какой баран ушёл, поэтому все вернулись.
Учитель очень огорчился, стал задумчивым и рассеянным, а один из учеников поведал обо всём судье. Судья заинтересовался сильным огорчением учителя и на другой день вместе с этим учеником пришёл к учителю.
— Осмелюсь задать вам вопрос, — сказал судья. — Некогда три брата учились у одного наставника. Постигнув учение о милосердии и долге, они вернулись домой. «Каково же учение о милосердии и долге?» — спросил их отец. Старший брат ответил: «Милосердие и долг велят мне беречь самого себя, а затем уж свою славу». Средний брат ответил: «Милосердие и долг велят мне стремиться к славе, не жалея при этом себя». А младший брат сказал: «Милосердие и долг велят мне сохранить и жизнь, и славу». Кто из трёх братьев прав, а кто — не прав?
— А где долг и милосердие в этой истории? — спросил Учитель. — Перевозчик, который жил на берегу реки, привык к воде, он хорошо плавал сам и умело управлял лодкой. На переправе он зарабатывал столько, что ему хватало прокормить всю свою семью. И вот к нему пришли ученики учиться его мастерству. И чуть ли не половина учеников в процессе обучения утонули. Какой вред причинило многим то, что одному приносит такую пользу?
Судья встал и молча вышел, а ученик, который его привёл, стал его укорять:
— Зачем вы задали такой далёкий от темы вопрос? Учитель ответил так туманно, что в результате я ещё больше запутался.
— Увы! — сказал судья. — Ты жил вблизи учителя, упражняясь в его учении, и так плохо его понимаешь! Если баран пропал оттого, что на дороге много развилок, то философы сильно огорчаются оттого, что жизнь стала очень непредсказуема и неразумна. Это не означает, что жизнь у всех в корне различна, но это показывает, как далеко расходятся ветви нашей жизни. Чтобы обрести утраченное или не погибнуть, необходимо возвращение к общему корню, необходимо возвращение к единству в понимании мудрости, мастерства, долга и милосердия.
Один мальчик очень любил цирк. Как-то раз в их город приехал цирк с животными, и мальчик упросил отца повести его на представление.
На арене появился слон. Он выделывал чудеса: поднимал тяжести, жонглировал, ходил на задних лапах.
После представления мальчик заглянул за забор и увидел, что слон привязан цепью за одну ногу, а колышек с цепью вбит в землю.
Для слона ничего не стоило вырвать колышек и уйти.
— Папа! А почему слон не уходит в джунгли, ведь он может это сделать? — спросил мальчик у отца. — Он же такой сильный!
— Потому что он дрессированный и он привык. А еще потому, что когда его маленьким поймали и привязали, то действительно приковали к цепи очень крепко. Он каждый день, будучи маленьким и одиноким, старался освободиться от цепи, бил ногой о землю, старался оторвать цепь другой ногой, уставал, выбивался из сил.
И, наконец, наступил тот день, когда он признал собственное бессилие и смирился со своей судьбой и тем, что никогда не сможет вырваться.
А сейчас, когда он вырос в большого и могучего слона, он все еще думает, что не сможет освободиться.
Он помнит, что не может, и, хуже всего, что после этого он никогда больше не пробовал, не проверял еще раз.
И мы живем, как этот слон, веря в то, что никогда не сможем освободиться, только потому, что когда-то попробовали и у нас не получилось.
Притчи из сборника - "Большая книга лучших притч".
А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.
Похожая притча
В одной небольшой деревне жил крестьянин. Вечером, после трудового дня он сидел на крыльце своего дома, наслаждаясь тишиной и прохладой.
Мимо его дома проходила дорога в город, по которой перемещалось множество людей.
Сначала мимо прошел старичок и подумал: "Какой бездельник. Сидит на крыльце и ничего не делает. Нет чтобы делом каким заняться". Поворчал он про себя, да и дальше пошел.
Следом за ним шла молодая женщина. Посмотрев на человека у дома, она подумала: "Чего это он в дом не идет. Видно высматривает что-то. Потом всем расскажет, кого увидит, станет сплетни распускать, кто куда мимо его дома шел". Фыркнула и ускорила шаг.
Еще позже, по дороге прошел дровосек, который подумал: "Должно быть этот человек много трудился и теперь заслуженно отдыхает. Ведь так приятно после тяжелого рабочего дня просто сидеть и наслаждаться природой". После этого он заторопился к себе домой, за своим заслуженным отдыхом.
Кем же на самом деле был тот крестьянин? Да кто его знает. Мало ли какая причина может быть у человека для того, чтобы вечером сидеть на крыльце у своего дома, и наслаждаться спокойствием. О нем мы ничего не можем сказать.
Зато, можно сказать кем были люди, проходившие мимо.
Пожилой мужчина, первый заметивший крестьянина, сам является лентяем и бездельником. К тому же любящим поворчать.
Женщина, идущая по дорого после него, только и занимается тем, что глазеет на окружающих и сплетничает.
Дровосек же является работягой, и умет ценить чужой труд.
Наши слова и мысли говорят о нас очень много. Человек видит в других то, чем наполнен он сам. Каждый из нас делает внешний мир отражением внутреннего.
Не судите других, и следите за своими словами.
Пусть ваш мир будет наполнен добром и мудростью.
Больше мудрости можно найти на канале Мудрый Ёж . Подписывайтесь и читайте ещё .
Если вам нравится Мудрый Ёж , вы можете поддержать канал чеканной монетой. Ёжик будет благодарен любой помощи
Похожая притча
Господь наш Иисус Христос, будучи на земле среди людей, много учил. И часто говорил притчами. Предлагаю разобрать притчу о десяти девах со светильниками. Что может значить данная притча по мнению святых? Насколько притча применима к нам, живущим сегодня? Какой намек на дату второго пришествия дает она нам?
Притча о десяти девах со светильниками
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. (Мф. 25: 1-13)
В греческом оригинале последняя фраза звучит лаконичнее: «Бодрствуйте, потому что ни знаете ни дня ни часа»
Эту короткую фразу можно толковать и как указание на приход Сына Человеческого, и как на смерть, которая ожидает любого, и дня и часа которой никто не знает.
Действующие лица:
Десять дев (использовано слово парфенис - девственница, или дева), причем пять названы мудрыми, а пять - неразумными. Потому что у одних был запас масла (елея) к светильникам а у других - нет.
Жених, которого ожидали, чтобы войти на брачный пир.
Жених медлит прийти, наступает ночь, и все десять дев засыпают. Многие из толкователей (например, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феофилакт Болгарский) под сном понимают смерть. Мол, все заснули, но с приходом Жениха все проснутся - оживут.
Однако, другие обращают внимание на то, что Христос говорит: "бодрствуйте" Поэтому-де сон значит не столько смерть физическую, сколько некое духовное засыпание, охлаждение в вере, беспечность, которая наступает у всех, даже у мудрых.
Что обозначает елей для светильников
Нет однозначного мнения, что понимается под маслом для светильников. Так Феофилакт Болгарский предполагает, что под елеем нужно понимать милостыню. Аверкий Таушев пишет, что это добрые дела (добродетели)
«все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей)», а неразумные — «христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей» [1]
По мысли Феофана Затворника, отсутствие елея означает сердце, которое должно быть храмом, но из-за запустения превратившееся в жилище диких зверей, поросшее тернием.
По мысли Серафима Саровского, елей в светильниках - это благодать Всесвятого Духа Божия. Причем не за все добрые дела можно получить елей (благодать Духа Божия). «Творя добродетели, девы эти, по духовному своем неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель, и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было» [2]
У Серафима мысль следующая. В человеке действуют три воли: божественная, человеческая и бесовская. Самые низшие воли заставляют нас делать добродетели или из тщеславия, или гордости, или ради самого добра, но не ради Христа. Такие действия не позволяют стяжать Дух Святой, называемый в притче елеем, и только добрые дела творимые ради Христа дают тот самый елей.
Актуальность притчи для нашего времени
Обратите внимание, что речь идет о тех, кто ждет приход Жениха - то есть, о христианах, о Церкви, и возможно более широко - о всех ожидающих приход Христа. И среди ожидающих произойдет разделение: некоторая часть (согласно притчи - половина) услышит ужасные слова: " истинно говорю вам: не знаю вас"
И это будет сказано не атеистам, не язычникам, не мусульманам. Кто-то из нас войдет, а кто-то останется снаружи. Потому что не окажется готов, не будет иметь нечто важное, то что нужно накопить еще до прихода Жениха, еще при жизни (образно названное елеем для светильника). Добрые ли это дела, или Дух Святой или очищение от страстей ( "брачная одежда" (Мф 22:11) ) , или еще что-то . В любом случае, опасно считать себя спасенным только одним фактом причастности к Церкви, принятием Христа Спасителем. Так как не все христиане (или считающие себя таковыми) войдут в Царство Небесное
Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мф 7: 21-23)
Христос в притче наставляет нас не расслабляться, не считать себя спасенными, но бодрствовать, следить за тем, чтобы сердце было храмом живущего в нем Духа Святого, чтобы ум, слова и дела наши не расходились с тем, чего ждет от нас Христос (А Бог ждет от нас милости и любви Мф 7:12 Мф 9:13 1Кор 13:3).
И что будут стоит все подвиги, все добродетели, сделанные не ради Бога, если в сердце нет любви и сострадания к ближним? Не это ли есть елей?
Намек на дату второго пришествия.
Бог не называет дату Второго пришествия, но иногда говорит об этом иносказательно, как в данном случае, где Второе пришествие (приход Жениха) - случается среди ночи.
В русском переводе "в полночь" (в греческом месос / μέσης / на середине, посреди ночи). Середину ночи можно трактовать как ночь греха, позднее или последнее время суток, когда уже совершенно темно и все спят (нет веры в людях (Лк 18:8)). Люди перестанут верить в Христа.
А можно предположить, что это указание на 24 век, подобно 24 часу в суточном круге, - полночное время. Впрочем, времени того никто не знает, и нам нужно прежде всего следить за собой, бодрствовать, потому что не знаешь ни дня ни часа, когда "заснешь". И дай Бог, проснувшись от возгласа: " вот, Жених идет, выходите навстречу Ему ", иметь нужный запас елея для светильника своего.
Помочь монастырю в Архангельской области / Поддержать канал Мефодий+
1 Притча о десяти девах (Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета)
Читайте также: