Проповедь о притчах соломона

Обновлено: 25.04.2024

В этом разделе приведены проповеди в Притчах Соломона, посвященные взаимоотношениям между мужем и женой, мужчиной и женщиной. Читайте, думайте и делайте самостоятельные выводы из советов ветхозаветного мудреца. Наставления для мужчин полезно воспринимать женщинам, а наставления женщинам, полезно воспринимать мужчинам.

Притчи, которые будут приведены ниже, в основном касаются прелюбодейства, что есть грех. В притчах на первом месте упоминается женщина, но это в равной мере относится и к мужчинам.

Именно к мужчинам обращено гневное пророчество Иисуса Христа в Евангелии от Матфея:
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердцем своем.» ( Матф.6.27-28) .

Этим пророчеством Иисус провозгласил связь времен и пророчеств древних мудрецов Ветхого Завета и еще раз объявил прелюбодейство грехом:
«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.» (Матф. 29-30) .

Если первая часть пророчества Иисуса напрямую касается мужчин, то последующая часть Его пророчества относится как к мужчинам, так и к женщинам.
Проповеди в Притчах Соломона помогают в понимании этой греховности людей обоего пола в интимных взаимоотношениях:

1.9.1. Вот притча с наставлениями об избежании греховности соблазнения:
«Дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.»(Притч. 2. 16-20) .

1.9.2. Вот притча с наставлениями об избежании супружеской измены:
«Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезной ланью и прекрасною серною: грудь ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее наслаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?» (Притч. 5. 18 – 20) .

Сюда же относится и цитата из книги премудрости Иисуса , сына Сирахова по Ветхому Завету :
«Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути через красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель.» (Сир. 9.6-11) .
1.9.3. Вот притча с проповедью необходимости остерегаться соблазнения женатых мужчин и замужних женщин:

«…чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, да не уловлен будешь очами твоими, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. Кто же прелюбодействует с женщиной, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это : побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.» (Притч. 7. 24-35) .

В Послании Апостола Павла из Нового Завета говорится так:
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.» (Евр. 13.4)

1.9.5. Вот притча, предупреждающая мужчин и женщин, что внешность бывает обманчива:
«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.» (Притч. 11.22) .

«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее» (Притч.31.31) .
1.9.9. Вот притча с проповедью об избежании супружеских ссор:
«Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась он .» (Притч. 17.14) .

1.9.10. Вот притча с проповедью об избежании излишних алкогольных возлияний, что может привести к греху прелюбодеяния, случающееся в нетрезвом виде:
«Вино – глумливо…всякий увлекающийся ими неразумен.»( Притч. 20.1)

1.9.11. Вот притчи с проповедью о необходимости установления высокодуховных отношениях в семье:
«Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его.» (Притч. 12.4) .

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притч. 14.1) .
«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.» (Притч. 19.23) .

«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей…с охотою работает своими руками,…она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем… Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью…Длань свою она открывает бедному , и руку свою подает нуждающемуся…Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои раскрывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их»(Притч. 31.10-29) .

В сущности, в проповедях притчей Соломона мужчинам и женщинам говорится о добродетели верности. Добродетель верности – никогда не нарушать свое слово, не изменяет своей любви.
Пример этому дает Сам Бог Отец. Он совершенно верен Своему слову. Дав это слово в форме завета, Он его соблюдал несмотря на то, что люди Его отвергали. Люди могут быть лживы и неверны, но Бог пребывает верным.

«…если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.» (2 Тим.2.13) .
Этот же пример верности явил собой Иисус Христос, который до конца выполнил порученное Ему Отцом.
Различия в признаках полов, накладывают на людей большие обязательства и ответственность в своих взаимоотношениях.

В Десяти Заповедях Закона Божия, последняя десятая Заповедь говорит именно об этом:
«Не пожелай жены искреннего твоего …».
В этой заповеди запрещаются нечистые мысли против чести ближнего, как мужчины, так и женщины. Нарушение этой заповеди может быть и зависть во всех видах, в том числе благополучию чьей-то семьи, той любви и гармонии, которая там царит.

Тот, кто пытается соблазнением супруга или супруги, разрушить гармонию в такой семье, совершает грех. Обычно тот, кто соблазняет, старается себя оправдать влюбленностью. На самом деле, чаще всего за этим стоит совсем другое чувство – зависть к чувствам испытываемые другими: «А чем я хуже?».
Именно об избежании греха зависти и говорится в Заповеди Закона Божия - не пожелай жены (или мужа) искреннего твоего!

Похожая притча

1:1 Соломон, сын Давидов был мудрейшим, самым богатым и почитаемым из всех царей Израильских (3 Царств 3:12, 13; 4:30, 31). Он произнес три тысячи притч, но лишь некоторые из них сохранились в этой книге. Они записаны с 1:1 по 29:27.

1:2, 3 В стихах 2-6 объясняется, Почему Соломон написал эти притчи. Вкратце, его слова представляют собой практическую мудрость для жизни и принятия решений.

Здесь люди могут научиться проницательности и получить наставление, которое дарует им знания. Здесь они могут познать и понять изречения разума, научиться различать добро и зло, ценное и ничего не стоящее, полезное и вредное. Здесь читающие наставляются в том, что мудро, праведно, что есть добродетель и достойно похвалы.

1:4 Прислушиваясь к этим притчам, простые развивают смышленость или "благоразумие и смекалку", и молодые люди обретают рассудительность и освященный здравый смысл.

1:5 Мудрые станут еще мудрее, прислушавшись к словам притч, и человек разумный научится принимать правильные решения для себя и наставлять других. Разве не важно то, что книга, адресованная по большей части молодым, с первых же строк объявляет: "Послушает мудрый. "? Именно такой человек называется мудрым в книге Притч — не невыносимый всезнайка, а тот, кто открыт для научения и готов слушать, а не только говорить.

1:6 Книга создана для того, чтобы помочь человеку разуметь притчу и загадки, то есть, те уроки, которые скрыты под поверхностью. Она помогает постичь значение мудрых советов и скрытые истины, содержащиеся в них.

1:7 Мы подошли к ключевому стиху этой книги (см. также 9:10). Страх Господень есть начало, или важнейшая составляющая мудрости. Человек, желающий стать мудрым, должен сначала научиться почитать Бога, и доверять, и повиноваться Ему. Есть ли что-либо разумнее того, чтобы творение доверяло своему Творцу? С другой стороны, есть ли что-то более абсурдное и нелогичное, чем попытки человека отвергнуть Божье Слово и жить по своему собственному разумению? Самое мудрое, что может сделать человек, — это раскаяться в своих грехах, довериться Иисусу Христу как своему Господу и Спасителю, и жить всем сердцем и душою для Него.

Глупцы только презирают мудрость и наставление. Так же, как мудрецом книга называет того, кто желает и жаждет учиться, глупец — тот, который не желает слушать других. Он высокомерен, неподатлив, самоуверен и учится только на своих собственных ошибках, если вообще учится.

II. ПРИТЧИ СОЛОМОНА О МУДРОСТИ И ГЛУПОСТИ (1:8 — 9:18)

1:8 Первые семь глав книги, по большей части, адресованы "сын мой" — это выражение встречается около 15 раз. В этих главах мы слышим биение сердца родителя, который желает для своего дитя самого лучшего в жизни. Прислушавшись к этому родительскому наставлению, молодой человек избежит многих ловушек в своей жизни, и приобретет компетентность в практических каждодневных проблемах.

Сколь многим мы обязаны влиянию благочестивых родителей, и особенно благочестивых матерей! Генри Бош напоминает нам:

"Для многих великих мужей прошлого стало драгоценным благословением то, чему они научились на коленях своих матерей. Вспомните Моисея, Самуила и Тимофея. Материнская забота и благочестивое влияние, которое испытали на себе эти духовные лидеры, принесли обильные плоды в их жизни. Вспомните также об Августине, Иоанне Ньютоне и ревностных братьях Уэсли. Их имена, возможно, никогда не озарили бы страницы истории, если бы не любящие Бога женщины, которые вырастили их в семьях, где закон любви и христианское свидетельство были для них ежедневным наставлением и вдохновением".

1:9 Когда дитя следует родительскому совету, это становится прекрасным венком для его головы и нарядным украшением для шеи. Таким поэтическим образом автор указывает на то, что послушание приносит честь и моральную красоту в жизнь мудрого сына.

1:10 Зачастую, когда молодой человек разрушает свою жизнь, это объясняется тем, что он связался "с неправильной компанией". Это процесс ярко описывается в стихах 10-19.

Однако, прежде всего, раздаются слова предостережения. Жизнь полна искушений. Мы должны обладать достаточной смелостью и твердостью характера, чтобы говорить "нет" этим искушениям сотни раз в неделю.

1:11 Здесь уличная компания приглашает нашего молодого друга принять участие в вооруженном ограблении. Если это будет необходимо, они готовы пойти на убийство своей жертвы. Нашему герою, возможно, лестно, что такие "крутые парни" готовы принять его в свою компанию. Они говорят ему: "Иди с нами". И он, возможно, готов поддаться соблазну такого отчаянного риска.

1:12-14 Возможно, ему наскучила безмятежная жизнь без тревог и забот, и ему хочется совершить что-то просто из озорства. И вот ему предоставляется такая возможность! Совершенное преступление! Внезапная и жестокая смерть, и быстрое устранение всех улик. Конечно же, за всем этим стоит великое желание в мгновение ока обрести огромное богатство. Их добычи хватит, чтобы наполнить дома всех соучастников. Поэтому уговоры: "Присоединяйся к нам, и ты тоже получишь щедрый кусок. Мы все поделим поровну. Ты ничего не теряешь".

1:15, 16 Но мудрый голос говорит: "Сын мой, не делай этого! Держись от них как можно дальше. Не участвуй в их замыслах, не ищи мгновенного обогащения. Ничего хорошего из этого не выйдет".

"Тебе необходимо осознать, что эти люди посвятили свою жизнь преступности и не замедлят спустить курок. Они совершают одно убийство за другим все быстрее и быстрее".

1:17, 18 У птицы хватает разумения избежать сети и ловушки, которые она видит. Но эти люди расставляют ловушки для своей собственной души, и сами попадают в них.

1:19 В этой истории есть своя мораль. Те, кто ищет быстрого обогащения, быстро расплачиваются за свою жадность своей собственной жизнью. "Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им".

Этот отрывок говорит о попытках обогатиться посредством насилия. Но его применение намного шире. Оно включает в себя любые махинации, направленные на мгновенное обогащение, будь то азартные игры, тотализатор или биржевые спекуляции.

Далее мы слышим два голоса, взывающие к проходящим мужчинам. Один из них — голос Мудрости, другой — чужой женщины. Мудрость, хотя и представлена здесь как женщина, символизирует собой Господа Иисуса Христа. Чужая женщина символизирует грешное искушение и нечестивый мир.

В стихах 20-33 Мудрость умоляет тех, кто неразумно считает, что может обойтись в жизни без нее.

1:20 Обратите внимание, что Мудрость стоит и возглашает в людных местах, чтобы каждый мог услышать ее призыв. На городских площадях она возвышает голос свой.

1:21 Теперь она стоит на шумных перекрестках, и у входа в городские ворота. Так же и наш Господь обращается к человечеству, к каждому, кто проходит мимо:

На перекрестках людных жизненных путей,
Где звуки плача всех племен и наций,
Превыше гула собственных амбиций,
Мы слышим голос Твой, Сын Человеческий!
Франк Мэйсон Норт

1:22 Мудрость взывает к невеждам, буйным и глупцам. Невежды, или "неразумные" — наивные, впечатлительные люди, подверженные любого рода влиянию, как хорошему, так и плохому; в данном случае такая нестабильность ведет их в неправильном направлении. Буйные, или точнее "насмешники" — те, кто относятся к мудрым советам с презрением; для них нет ничего серьезного или святого. Глупцы бессмысленно отвергают наставление; они высокомерны и самоуверенны в своем невежестве.

1:23 Для этого стиха возможны два истолкования. Во-первых, он может означать:

Поскольку вы не хотите прислушаться к моему приглашению, теперь обратитесь и выслушайте мое обличение. Я изолью на вас дух мой в словах осуждения, и расскажу вам, что ожидает вас впереди. Согласно этому истолкованию стихи 24-27 являются словами, описывающими их дальнейшую судьбу.

Вторым возможным истолкованием может быть следующее:

Обратитесь и раскайтесь, когда я обличаю вас. Если вы покаетесь, тогда я изолью на вас дух мой в благословение для вас, и возвещу вам слова мудрости.

Слово "дух" здесь, вероятно, означает "мысли" или "помышления". В то время, как Христос действительно изливает Свой Дух Святой на тех, кто ответил на Его призыв, в Ветхом Завете эта истина не раскрывается так явно, как в Новом.

1:24 Одной из величайших трагедий жизни является полное отвержение благодатных призывов Мудрости. Она взывала, оплакивая утерянную возможность на горе Елеонской: "Я звала, и вы не послушались".

1:25 Мудрость скорбит о людях, которые отбросили в сторону все ее советы, и тех, кто не желает прислушаться к ее конструктивной критике.

Такой упрямый отказ человека оказывается еще более неразумным и нелогичным в свете того, что Божьи заповеди и предостережения даны для блага человека, а не Бога. Это иллюстрирует история, рассказанная Д. Г. Барнхаузом. Маленький ребенок протиснулся сквозь металлические прутья ограждения, которое удерживало посетителей в двух метрах от клетки со львами в Вашингтонском зоопарке. Поджидавший лев схватил девочку, втащил в клетку и нанес смертельные увечья. Барнхауз указывает на урок, содержавшийся в этой истории:

"Бог дал нам заповеди и установления для нашего блага; Бог никогда не дает заповедей просто ради Своего удовольствия или потому что Ему нравится ограничивать нас в том, что доставляет нам радость. Бог говорит: "Ты не должен иметь других богов, кроме Меня", не потому, что Он так ревностно относится к Своему положению или Своим привилегиям, но потому, что Он знает, что если мы поместим кого-либо или что-либо превыше Него, это причинит нам огромный вред. Если мы поймем принцип, стоящий за этим фактом, мы также сможем понять, почему Бог наказывает нас. "Господь, кого любит, того наказывает" (Евр. 12:6). Он не хочет, чтобы мы стали добычей льва, ибо этот лев, сатана, бродит вокруг, ища, кого поглотить".

1:26 Если человек настойчив в своем упрямстве, тогда его отказ прислушаться к Божьим наставлениям неминуемо приведет к крушению и катастрофе. Тогда очередь смеяться будет за Мудростью. "За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас". Значит ли это, что Господь будет на самом деле смеяться, когда бедствия падут на нечестивых, как предполагается здесь и в Псалме 2:4? Если мы подразумеваем под этим смехом какую-либо долю жестокости, злобы или мстительности, тогда ответом будет однозначное "нет". Скорее, мы должны рассматривать этот смех в переносном смысле. Скорее, это выражает то, как нелепо и абсурдно простому человеку противостоять Всемогущему Властителю, как если бы мошка могла противостоять доменной печи. И еще одна возможная точка зрения: человек может насмехаться над заповедями Мудрости или вообще игнорировать их существование, но когда этот человек будет пожинать плоды своей глупости, заповеди по прежнему будут оставаться непоколебимыми и неизменными, и насмешнику может показаться, что они словно смеются над ним — смехом поэтического правосудия.

1:27 День расплаты, несомненно, придет. Суд, которого боятся люди, сойдет на них как буря. Бедствие разразится как ураган. Скорбь, теснота, шок и отчаяние скуют их.

1:28 Тогда люди будут взывать к Мудрости, но бесполезно. Они отчаянно будут пытаться найти ее, но не смогут. Они осознают, но слишком поздно, что, отвергнув свет, они навсегда лишились его. Тогда они не хотели видеть, теперь они не могут видеть. Божий Дух не вечно будет пренебрегаем людьми (Быт. 6:3). Именно это придает такую срочность обращению Евангелия:

Приходи вовремя! Приходи вовремя!
Пока глас Христа зовет тебя,
Приходи вовремя!
Во грехе коль будешь ждать,
Можешь дверь найти закрытой,
Звать и плакать будет слишком поздно.
Приходи вовремя!
Автор неизвестен, 19 век

1:29 Осуждение таких насмешников в том, что они возненавидели наставления Мудрости, и упрямо отказывались почитать Иегову. Возможно, они смеялись, утверждая, что Евангелие — для женщин и детей, но не для них. "Называя себя мудрыми, обезумели" (Рим. 1:22). О ненависти к мудрости также говорится в Иоанна 3:19-21.

1:30 Они не оставили в своей жизни места благому совету, содержащемуся в Слове Божьем, и смеялись, когда Писание осуждало их нечестивые слова и дела. Они не боялись Бога или Его обличений.

1:31 Теперь они вынуждены заплатить за свое непокорство ошеломляющую цену, и давиться отвратительными плодами своих злых умыслов. В этом вина не Мудрости, а их самих. Они просто не желали ее слушать.

1:32 "Люди, не прислушивающиеся к советам, погибают от своего собственного упрямства, глупцов уничтожает их равнодушие" (Моффат). Каждый человек обладает свободой выбора в жизни, но никто не имеет свободы выбирать последствия своего выбора. Бог установил в этом мире определенные моральные принципы. Эти принципы определяют последствия каждого выбора. Никто не может разъединить то, что Бог соединил таким образом.

1:33 С другой стороны, прислушивающийся к наставлениям Мудрости будет жить в безопасности, свободный от страха. Ученики Мудрости наслаждаются благами жизни, избегая страданий, горя и стыда, которые преследуют упрямых и нечестивых.

Похожая притча

Царь Соломон – сын второго царя Израиля, правителя израильского народа, царя Давида.

Он был сыном любимой, но незаконной жены царя бывшей за Урею Вирсавии.

Царь Соломон был мудрым и добрым правителем.

Время его правления было мирным временем.

К его словам прислушивались царицы других государств.

Царица Савская прослушав его проповедь, была поражена его мудростью и широтой взглядов.

Убедившись в его созидательном мышлении, она велела своим людям передать ему золото и другие драгоценности для построения храма – дома Господня.

Царь почитал свою мать и следовал путём исполнения заповеди, которую оставил ему и которой велел придерживаться ему его отец, царь и псалмопевец, бывший пастух и доблестный воин Давид.

Соломон исполнил обещание, данное отцу. При этом он ни разу не обидел свей матери, с почтением относясь к ней как к царице и женщине.

Он построил храм. Был правителем крупного государства и судьёй, защищающим детей и их матерей.

В наследие от царя Соломона остался сборник его притч, написанных в поэтичном ключе.

В притчах царь пишет об отношении отца к сыну и сына к отцу, делится мудростью и опытом управленца и рассказывает о том, как сохранить внутренний мир в чистоте, живя в изобилии и достатке.

Похожая притча

«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги быстро бегающие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.»(Притч. 6.16-19) .

ГОРДОСТЬ особо «ненавидима Господом».

В притчах так об этом сказано:

«Есть род – о! как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его!» (Притч. 30. 13).

Каждый человек должен помнить об этой проповеди в заповеди и знать, что нарушая её совершает большой грех.

Лживость и лжесвидетельство будет наказано:

«Лжесвидетель не останется ненаказанным, а кто говорит ложь, не спасется»(Притч. 19.5).

Для верующего человека очень важно в страхе перед Господом – ненавидеть зло, гордость и высокомерие, злой путь и коварные уста. (Притч. 8.13)

Проповеди в Притчах Соломона по этому разделу:

«От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.» (Притч. 9.18)

Фото с просторов интернета Фото с просторов интернета

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость.» (Притч.. 11.2) .

«Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.» (Притч. 11.4-5) .

«Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.»(Притч. 11.12) .

«Кто стремится к добру, тот ищет благоволения, а кто ищет зла, к тому оно и приходит. Надеющийся на богатство свое упадет, а праведник, как лист будет зеленеть.» (Притч. 11.27-28) .

«Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.» (Притч.15.16-17) .

Читайте также: