Притчи соломона 24 глава читать
Обновлено: 21.12.2024
1–2. Предостережение от подражания людям нечестивым. 3–6. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. 7–10. Против глупости, коварства и под. 11–12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13–14. Увещание стремиться к мудрости. 15–18. Против коварства и злорадства. 19–22. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. 23–29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. 30–34. Изображение гибельности, лености и ее последствий.
Притч.24:1 . Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
Притч.24:2 . потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
Мысль этих стихов представляет раскрытие Притч 23.17 .
Притч.24:3 . Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
Притч.24:4 . и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
Притч.24:5 . Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.
Притч.24:6 . Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.
В противоположность нечестию мудрость благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами – в быту домашнем (ст. 3–4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5–6).
Притч.24:7 . Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
Притч.24:8 . Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.
Притч.24:9 . Помысл глупости – грех, и кощунник – мерзость для людей.
Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).
Притч.24:10 . Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
Притч.24:11 . Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?
Притч.24:12 . Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердцá разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.
Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других, даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца «я не знаю такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему» – указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна, Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам, но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям смертной опасности ближних. h5 Притч.24:13 . Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:
Притч.24:14 . таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. Притч 23.18 ).
Притч.24:15 . Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,
Притч.24:16 . ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.
Притч.24:17 . Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
Притч.24:18 . Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17–18, сн. Притч 18.5 ).
Притч.24:19 . Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,
Притч.24:20 . потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.
Притч.24:21 . Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,
Притч.24:22 . потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?
Повторяется (ср. ст. 1) наставление – не завидовать нечестивым (см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн. Притч 13.9 ). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21–23, сн. 1Пет 2.17 ; Рим 13.2 ).
Притч.24:23 . Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде – нехорошо.
Притч.24:24 . Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
Притч.24:25 . а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.
Притч.24:26 . В уста целует, кто отвечает словами верными.
Притч.24:27 . Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.
Притч.24:28 . Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?
Притч.24:29 . Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».
Новая группа изречении "мудры х» начинается осуждением лицеприятия (ст. 23–24), за которое угрожается проклятием народов: извращение правды и справедливости на суде всюду служит источником гибели благосостояния народов. Напротив, высоко одобряется неподкупность и верность в словах, суждениях и делах (ст. 25–25, сн. 28). Два других наставления этого отдела – одно практического свойства: прежде внутреннего благоустройства дома и семьи необходимо устроить самую внешнюю сторону жизни – полевое и домашнее хозяйство (ст. 27), другие – чисто нравоучительного, и притом с характером евангельской чистоты и высоты: не должно воздавать злом за зло (ст. 29, сн. Притч 17.13 ).
Притч.24:30 . Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:
Притч.24:31 . и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.
Притч.24:32 . И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:
Притч.24:33 . «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, –
Притч.24:34 . и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный».
Пагубные последствия лености изображаются на примере состояния поля и виноградника ленивого. Это – не аллегория духовной распущенности, как полагали некоторые толкователи, а прямое изображение порока лености с гибельными ее следствиями – урок, почерпнутый Премудрыми из опытного наблюдения (ст. 32). Ст. 33–34 представляют воспроизведение Притч 6.10–11 .
Похожая притча
о насилии помышляет сердце их. Речь идет уже не о глупцах, у которых недостает ума на то, чтобы не попасть в беду, а о преднамеренно злых людях, которые употребляют свой ум и свою волю на то, чтобы причинить ущерб другим.
24:3-4 Мудростью. разумом. уменьем. Эти слова используются как синонимы. Почти в одних и тех же выражениях мудрость рассказывает об искусстве строителя (см. Исх. 36,1) скинии, используя слово "хокма" (мудрость), и о человеческих взаимоотношениях, равно как и о законном достижении благополучия.
драгоценным. имуществом. Либо эти слова являются метафорой прекрасных, добрых взаимоотношений в семье, либо здесь имеется в виду материальное достояние (напр., богатство Соломона).
24:5-6 См. 11,14; 21,22 и ком.
24:7 слишком высока. Глупец не может усвоить мудрость в силу своей невосприимчивости к ней. См. ком. к 22,15.
у ворот. По традиции, местом, где люди собирались для суда и совета, были городские ворота.
24:8 того называют злоумышленником. Упорядоченное общество обладает нравственными ценностями, существование которых благотворно сказывается на борьбе со злом.
24:9 Помысл глупости — грех. Глупость мыслится как устремленность ко злу.
мерзость для людей. Имеются в виду люди, верные завету.
24:10 Подлинная крепость человеческого духа проявляется только в суровых испытаниях.
24:11-12 Два стиха объединены общим смыслом, который заключается в том, что человек не имеет права под предлогом незнания уклоняться от обязанности помогать другому в нужде.
24:12 Испытующий сердца. Т.е. Бог. В данном стихе вечный смысл человеческих поступков преобладает над их временными, чисто общественными проявлениями.
24:15-16 В этих стихах высказана уверенность в том, что Господь не допустит бесконечного преуспевания нечестивого человека. В то же время праведник может испытать множество несчастий, покуда Бог, наконец, не защитит его.
24:17 Не радуйся, когда упадет. Ср. Мф. 5,44.
24:19 Не негодуй. Евр.: "не горячись", т.е. не впадай в гнев.
24:20 будущности. См. 23,18 и ком.
24:21 Бойся. Господа. См. 1,7 и ком.
24:22 внезапно придет погибель. Справедливое возмездие, исходящее от Бога и от царя, необходимо для сохранения порядка и истины.
24:23-25 В этих стихах правосудие рассматривается с точки зрения его общественного значения. В упорядоченном обществе правосудие не только совершается, но и рассматривается как обязательное явление.
24:26 В уста целует. Поцелуй является наиболее искренним проявлением дружеских чувств; именно этот смысл и подразумевается в данном стихе.
24:30-34 При чтении этого фрагмента необходимо иметь в виду его связь с 6,6-11 (см. ком.).
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enterкомментарии Женевской Библии на притчи Соломона, 24 глава
Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012
Похожая притча
11 Спаси обреченных на смерть,
не отворачивайся от ведомых на погибель!
12 Скажешь: «Этого я не знал…»
Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего?
Тот, Кто душу твою бережет, не ведает?
Не воздаст ли Он человеку по делам его?
13 Отведай, сын мой, меда, ведь он приятен,
сотового меда — он сладок на вкус.
14 Знай, такова для тебя и мудрость:
отыщешь ее — есть у тебя будущее,
и надежда твоя не погибнет. 7
15 Не подкрадывайся, как вор, к дому праведника, 8
не опустошай его жилище,
16 ибо праведник, даже если и семь раз упадет,
поднимется и дальше пойдет,
а нечестивец споткнется и не устоит в беде.
17 Не злорадствуй, когда враг твой упадет,
не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.
18 Не то увидит ГОСПОДЬ эту радость твою,
не понравится это Ему 9
и на врага твоего гневаться перестанет.
19 Не гневайся из-за злодеев,
не завидуй нечестивым,
20 ибо нет у злодеев будущего,
и светильник нечестивых погаснет. 10
21 Сын мой, пред ГОСПОДОМ и царем благоговей,
чтобы не навлечь на себя их гнева. 11
22 Беда ведь придет от них внезапно,
и кто знает, какое возмездие 12
последует от них обоих?
23 Вот еще слова мудрых.
Пристрастный суд несправедлив.
24 И кто скажет виновному: «Невиновен», —
проклянут того народы,
возненавидят его племена!
25 Но благо тому, кто виновного осудит,
будет он благословен и счастлив. 13
26 Удачный ответ
слаще поцелуя. 14
27 Сначала сделай то, что должен, вне дома,
позаботься о собственном поле,
а потом заводи себе семью. 15
28 Не становись понапрасну свидетелем
против ближнего своего, 16
не доводи уста свои до лжи.
29 Не говори: «Как он поступил со мной,
так и я поступлю с ним,
воздам ему по заслугам!»
30 Шел я как-то мимо поля лентяя,
мимо виноградника человека безрассудного:
31 всё заполонили колючки,
всё сорняками покрыто,
каменная ограда развалилась.
32 Посмотрел я,
подумал над тем, что увидел,
и такой урок извлек:
33 «Немного поспишь, немного подремлешь,
немного полежишь сложа руки —
34 и, как бродяга, придет к тебе бедность,
ворвется нищета, как разбойник». 17
Примечания:
5 [1] — Перевод по LXX; масоретский текст: мудрый человек силен, тот, у кого знание, обладает могуществом.
6 [2] — Или: при мудром попечении / совете.
6 [3] — Или: спасены будут. Эта часть стиха повторяет вторую часть 11:14.
7 [4] — Букв.: у ворот городских — см. примеч. «б» к 1:21, тут передана внутренняя рифма оригинала.
8 [5] — По-видимому, смысл стиха в том, что всем будет известно об истинных намерениях такого человека.
10 [6] — Букв.: бедна сила.
14 [7] — Эта часть стиха повторяет 23:18.
15 [8] — Друг. возм. пер.: не строй, нечестивец, козни против дома праведника.
18 [9] — Или: вознегодует на тебя.
20 [10] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 13:9.
21 [11] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: с изменчивыми не связывайся.
22 [12] — Букв.: несчастье / пагуба.
25 [13] — Букв.: придет на него благословение добра.
26 [14] — Букв.: кто отвечает словами верными, тот целует в уста.
27 [15] — Букв.: возводи свой дом.
28 [16] — Ср. с девятой заповедью (Исх 20:16; Втор 5:20).
34 [17] — Этот стих и предыдущий почти дословно повторяет 6:10, 11.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Притчи Соломона, 24 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Похожая притча
Содержание: 1–10 – мудрость полезна для хозяйства и войны, она доброжелательна, а зложелатели вредны и с позором гибнут; 11–20 – советы оказывать милость, удерживаться от злорадства и зависти и надеяться на всеведущего Бога; 21–22 – власть царя и ее проявление; 23–29 – богобоязненность предохраняет от неправды, лицеприятия и мести; 30–34 – леность глупого человека и ее следствия.
Притч.24:1 . Сын мой! Не ревнуй злым людям и не пожелай быть с ними,
Притч.24:2 . Потому что сердце их помышляет о лжи и вредное уста их говорят.
Притч.24:3 . С мудростию устрояется дом и с разумом укрепляется;
Притч.24:4 . С знанием наполняются кладовые всяким дорогим и прекрасным богатством.
Притч.24:5 . Мудрый лучше сильного, и разумный лучше искусного земледельца.
Притч.24:6 . При исполнении (предприятий) встречаются препятствия, а от доброжелательного совета – помощь.
Притч.24:7 . Мудрость и добрая мысль – во вратах мудрых. Мудрые не уклоняются от закона 170 Господня,
Притч.24:8 . Но рассуждают (о нем) в собраниях. Ненаученных встречает смерть.
Притч.24:9 . Неразумный умирает во грехах; человеку-губителю (свойственна) нечистота 171 .
Притч.24:10 . Он будет опозорен в день бедствия, в день скорби, пока не умрет. И. Избавь ведомых на смерть и выкупи убиваемых, не жалей (денег).
Притч.24:12 . А если скажешь: я не знал этого, то знай, что Господь знает сердца всех, и давший дыхание всем – Сам знает все, Он воздаст каждому по делам его.
Притч.24:13 . Ешь, сын мой, мед, ибо хорош сот, – да насладится гортань твоя.
Притч.24:14 . Таким же образом познавай 172 мудрость для души твоей; ибо если найдешь (ее) – хороша будет кончина твоя и надежда не оставит тебя 173 .
Притч.24:15 . Не приводи нечестивого на пажить 174 праведных и не прельщайся насыщением чрева 175 .
Притч.24:16 . Ибо семь раз падет праведник и встанет, а нечестивые изнемогут в бедствиях.
Притч.24:17 . Если падет враг твой, не радуйся и в преткновении его не гордись,
Притч.24:18 . Потому что увидит Господь, и не угодно будет Ему, и Он отвратит от него гнев Свой.
Притч.24:19 . Не радуйся злодеям и не завидуй грешным,
Притч.24:20 . Потому что у лукавых не будет внуков – светильник нечестивых угаснет.
Притч.24:21 . Бойся Бога, сын мой, и царя и никому из них не противься;
Притч.24:22 . Ибо внезапно (они) отомстят нечестивым, и бедствие от того и другого 176 кто предузнает? Сын, сохраняющий слово, с радостию приняв его, избавится от погибели. Ничего ложного пусть языком не говорят царю, и пусть никакая ложь не сходит с языка его. Язык царя – меч, а не плоть; кто будет предан (ему), погибнет. Если возгорится гнев его, погубит людей с жилами и кости человеческие пожрет, как пламя пожирает, так что и орлиным птенцам нечего будет есть. Моих слов, сын мой, бойся, прими их и покайся 177 .
Притч.24:23 . Это говорю я вам, мудрым, чтобы знали: иметь лицеприятие на суде – нехорошо.
Притч.24:24 . Кто говорит нечестивому: «Ты прав», – того будут проклинать люди и ненавидеть народы.
Притч.24:25 . А обличающие 178 явятся лучшими, и придет на них доброе благословение.
Притч.24:26 . Целуют уста, отвечающие добрые слова.
Притч.24:27 . Приготовь к окончанию дела твои и соверши (их) на поле; ходи по следам моим, и ты устроишь дом свой 179 .
Притч.24:28 . Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего и не величайся своими устами.
Притч.24:29 . Не говори: как он поступил со мною, так и я поступлю с ним: отплачу ему за его обиду мне.
Притч.24:30 . Человек неразумный подобен полю, и человек скудоумный подобен виноградному саду.
Притч.24:31 . Если оставишь его, запустеет и весь зарастет травою, будет брошен, и каменные ограды его обрушатся.
Притч.24:32 . Посему я раздумался, осмотрел (его) и извлек урок:
Притч.24:33 . «Немного дремлю, немного сплю и немного, сложивши, держу руки на груди».
Притч.24:34 . Если это делаешь – придет, как прохожий, бедность твоя и нужда твоя, как хороший скороход 180 .
В ват., [син.] и алекс. στόματος – уст. Следуем слав. пер., подтверждаемому (νόμου) 68, 109, 147, 238 и др., компл., альд. и арм.
Разумеется нравственная нечистота в делах и поступках (ср. 14:9; 30:12).
В ват. αἰσθηθήσει и αἰσθήσῃ в 68, 109, по-слав. уразумееши. В алекс. и син. αἴσθησις [по Тишендорфу и Свиту, αισθηση]. Следуем слав. и согласным с ним чтт.
Греч. νομή – букв. пастбище, послав. пажить, т. е. жилище, владение, участок.
Т. е. не пользуйся чужим добром и его избытками.
Т. е. от Бога и царя.
Выражения сын сохраняющий и до конца стиха в ват., по Тишендорфу, и в алекс., по Фильду, нет [по Свиту и Ральфсу, имеются во всех трех древнейших ркпп., хотя и с некоторыми разночтт.]; у Гольмеза и Свита они приводятся с цитатами из разных ркпп. В слав. и моск. – есть, а потому и мы помещаем. [Последнее предложение 22 ст. у Ральфса составляет первые две строки в 30:1 (прим. 1).]
Т. е. говорящие и обнаруживающие правду.
Приточник желает, чтобы хозяйственные работы не мешали духовному успеху человека, а равно и духовные занятия не мешали хозяйственным неизбежным трудам.
Упоминаемый в 32–34 стт. урок подробно изложен приточником в 6:9–11.
Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.
Читайте также: