Не думай о белой обезьяне притча

Обновлено: 21.12.2024

Поможете ли вы незнакомому человеку на улице? Что может повлиять на ваше решение? Психологи Джон Дарли и Дэниел Бэтсон задумались над этим вопросом и решили провести эксперимент. О нем расскажет Полина Кривых – психофизиолог, приглашённый преподаватель НИУ ВШЭ, лектор культурной платформы "Синхронизация", куратор школы лекторов фонда "Эволюция" , ведущая рубрики об экспериментах "Не думай о белой обезьяне" .

Благодарим за предоставленное помещение библиотеку "Научка" .

Благодарим за поддержку на Patreon
Andrey Kravtsov
Евгений Цыкало
Olga Petrukovich
DemetriusXXI
Vladimir Kondratenko
Mustard_Lolipop
Руслан dag05
Alexey Buzmakov
Владимир
Timofei
Alexander Chebukin

Всем привет! Меня зовут Полина Кривых, я психофизиолог, и мы с вами на канале SciTeam продолжаем говорить про разные забавные психологические эксперименты.

Социальных психологов довольно давно интересовал такой вопрос: почему, если человеку становится плохо в общественном месте, иногда ему помогают, а иногда ему не помогают. Психологи Дарли и Бэтсон решили проверить следующую гипотезу. Они вспомнили притчу о добром самаритянине и предположили. “Может, когда люди торопятся, у них просто нет времени, чтобы остановиться и помочь?” Для того, чтобы проверить эту версию, в 1973 году Дарли и Бэтсон пошли в Принстонскую теологическую семинарию. В чём была их задумка? Всех студентов, которые участвовали в эксперименте, они сначала позвали в одно здание на кампусе университета. В этом здании экспериментатор дал им инструкцию: задача студентов была подготовить небольшую проповедь, как раз вдохновляясь притчей о добром самаритянине, то есть пытаясь максимально подчеркнуть важность помощи ближнему и что нужно обращать внимание, если человек в беде. Ну, и вообще-то, нужно ему, по-хорошему, помочь.

После этого студентам сказали, что сама запись их проповеди будет не в том здании, где они сейчас находятся, а им нужно будет перейти в другое здание. Дальше студентам давали немного разные инструкции. Половине студентов сказали примерно следующее: “Вас уже заждались в студии, поэтому, пожалуйста, как можно быстрее, время уже заканчивается совершенно, бегите скорее в то здание, сейчас вашу проповедь будут записывать”.

Второй группе студентов сказали примерно следующее: “Для того, чтобы записать проповедь, вам нужно будет перейти в другое здание, где находится студия. В принципе, скорее всего, они вас даже ещё не ждут. Вы можете прийти немного заранее, чтобы как-то сориентироваться на местности и в студии.” Что произошло дальше?

На пути между двумя зданиями на кампусе на тропинке сидел специальный подставной актёр, который довольно громко кашлял и всячески делал вид, что ему плохо, как только он видел, что кто-то из участников эксперимента идёт по тропинке от одного здания к другому. Дарли и Бэтсон решили просто подсчитать, какое количество участников эксперимента из каждой группы остановится и поможет актёру, который делает вид, что ему плохо. Ведь, казалось бы, их задача была подготовить проповедь, опираясь на притчу о добром самаритянине. То есть, если они видят человека, который в беде, вроде бы логично остановиться и помочь. Цифры говорят сами за себя. Среди студентов, которым сказали “идите как можно быстрее, вот вас уже ждут в другой студии”, всего десять процентов остановилось и помогло человеку, которому явно было плохо. А в той группе студентов, которым сказали, что они могут особенно не торопиться и придут в студию несколько заранее, целых две трети остановилось и помогло человеку, которому было плохо. Так что результаты получились следующие: если вы куда-то спешите, вероятность того, что вы остановитесь и поможете человеку, который попал в беду, становится меньше. И наоборот, если вы никуда не торопитесь, скорее всего, вы остановитесь и поможете. Какой тут может быть практический вывод? Старайтесь не опаздывать и не бежать никуда. Потому что тогда, если на вашем пути действительно кто-то будет нуждаться в помощи, вы остановитесь и поможете.

Похожая притча

Однажды к Ходже Насреддину пришёл жадный и жестокий ростовщик Джафар. Он был горбат и уродлив, поэтому, наслушавшись рассказов о мудрости Насреддина, хотел, чтобы тот превратил его в красавца. Само собой разумеется, Насреддин не имел ничего общего с колдовством. К тому же, у Ходжи не было ни малейшего желания помогать злому ростовщику. Однако он выслушал просьбу Джафара и пообещал помочь. Насреддин потребовал, чтобы Джафар и вся его родня явились к нему в определённый час, и, когда все собрались, начал замысловатый обряд.
— Разденься, Джафар, и трижды обойди вокруг костра, — сказал Ходжа Насреддин. Он всё ещё не придумал достойного способа и выигрывал время. Лицо его было озабоченным.
Родственники наблюдали в безмолвии. Ростовщик ходил вокруг костра, словно обезьяна на цепи, болтая руками, свисавшими почти до колен. Лицо Ходжи Насреддина вдруг прояснилось. Он облегчённо вздохнул и, откинувшись, расправил плечи.
— Дайте мне одеяло! — сказал он звучным голосом. — Джафар и все остальные, подойдите ко мне!
Он выстроил родственников кольцом, а ростовщика посадил в середине на землю. Потом он обратился к ним со следующими словами:
— Сейчас я накрою Джафара этим одеялом и прочту молитву. А все вы, и Джафар в том числе, должны, закрыв глаза, повторять эту молитву за мной. И когда я сниму одеяло, Джафар будет уже исцелён. Но я должен предупредить вас об одном необычайно важном условии, и если кто-нибудь нарушит это условие, то Джафар останется неисцелённым. Слушайте внимательно и запоминайте.
Родственники молчали, готовые слушать и запоминать.
— Когда вы будете повторять за мною слова молитвы, — раздельно и громко сказал Ходжа Насреддин, — ни один из вас, ни тем более сам Джафар, НЕ должен думать о белой обезьяне! Если кто-нибудь из вас начнёт думать о ней или, что ещё хуже, представлять её себе в своём воображении — с хвостом, красным задом, отвратительной мордой и жёлтыми клыками — тогда, конечно, никакого исцеления не будет и не может быть, ибо свершение благочестивого дела несовместимо с мыслями о столь гнусном существе, как обезьяна. Вы поняли меня?
— Поняли! — ответили родственники.
— Готовься, Джафар, закрой глаза! — торжественно сказал Ходжа Насреддин, накрывая ростовщика одеялом. — Теперь вы закройте глаза, — обратился он к родственникам. — И помните моё условие; НЕ думать о белой обезьяне.
Он произнёс нараспев первые слова молитвы:
— Мудрый аллах и всеведущий, силою священных знаков Алиф, Лам, Мим и Ра ниспошли исцеление ничтожному рабу твоему Джафару.
— Мудрый аллах и всеведущий, — вторил разноголосый хор родственников.
И вот на лице одного Ходжа Насреддин заметил тревогу и смущение; второй родственник начал кашлять, третий — путать слова, а четвёртый — трясти головой, точно бы стараясь отогнать навязчивое видение. А через минуту и сам Джафар беспокойно заворочался под одеялом: белая обезьяна, отвратительная и невыразимо гнусная, с длинным хвостом и жёлтыми клыками, неотступно стояла перед его умственным взором и даже дразнилась, показывая ему попеременно то язык, то круглый красный зад, то есть места наиболее неприличные для созерцания мусульманина.
Ходжа Насреддин продолжал громко читать молитву, и вдруг остановился, как бы прислушиваясь. За ним умолкли родственники, некоторые попятились. Джафар заскрипел под одеялом зубами, ибо его обезьяна начала проделывать совсем уж непристойные штуки.
— Как! — громовым голосом воскликнул Ходжа Насреддин. — О нечестивцы и богохульники! Вы нарушили мой запрет, вы осмелились, читая молитву, думать о том, о чём я запретил вам думать! — Он сорвал одеяло и напустился на ростовщика: — Зачем ты позвал меня! Теперь я понимаю, что ты не хотел исцелиться! Ты хотел унизить мою мудрость, тебя подучили мои враги! Но берегись, Джафар! Завтра же обо всём будет известно эмиру! Я расскажу ему, что ты, читая молитву, нарочно с богохульными целями всё время думал о белой обезьяне! Берегись, Джафар, и вы все берегитесь: это вам не пройдёт даром, вы знаете, какое полагается наказание за богохульство!
А так как за богохульство действительно полагалось очень тяжёлое наказание, то все родственники оцепенели от ужала, а ростовщик начал что-то лепетать, стараясь оправдаться. Но Ходжа Насреддин не слушал; он резко повернулся и ушёл, хлопнув калиткой…
Вскоре взошла луна, залила всю Бухару мягким и тёплым светом. А в доме ростовщика до поздней ночи слышались крики и брань: там разбирались, кто первый подумал о белой обезьяне…
**************************************** **

Однажды у Насреддина спросили: «О. мудрейший, научи, как достичь бессмертия?»«Это легко. Не думай о белой обезьяне, и станешь бессмертным!» - ответил мудрец.
Эта притча всегда казалась мне очень глубокой. И если сначала ее можно принять за анекдот, то, размышляя о ней, как о своего рода коане, начинаешь понимать, что это -действительно самый настоящий рецепт бессмертия.В притче заложен парадокс. Кажется невозможным не думать о чем-то. Как же так?Раньше вы ничего не знали о Белой Обезьяне, и совершенно о ней не думали. Отчего же вы не были тогда бессмертны? И как можно не думать о чем-то, если приказ об этом не думать, уже содержит название запретной темы?Так уж мы устроены, что для достижения желаемого эффекта, бывает необходимо действовать абсурдно и в прямо противоположном направлении. Лучшим способом прославить пиромана Герострата в веках, оказался категорический приказ гражданам Эфеса забыть Герострата!Не думать о Белой Обезьяне – неразрешимая задача, пока мы пытаемся найти ее решение в плоскости внутреннего диалога. Но если увидеть свое внутреннее пространство как небеса, по которым плывут облака различных форм и размеров, и каждое облако – суть информационное поле, содержащее всю информацию по каждой конкретной теме,постепенно становится ясно, что интеллект, привычный нам способ мышления, – это переходное состояние от неосознанного мышления, и не рассуждения, свойственного большинству животных, к абсолютному всезнанию, атрибуту божественного бытия.Обычно человек не приучен мыслить таким образом. Нас учат мыслить линейно,последовательно, обоснованно. На практике это почти невозможно, оттого что мысль человека постоянно перескакивает с темы на тему, с облака на облако. Упорным трудом можно заставить себя часто возвращаться к какому-либо облачку, чтобы решить конкретную задачу. Но если совершить внутренний отказ от насилия над интеллектом, и заняться просто созерцанием внутренних небес и проплывающих по ним облаков, вы скоро заметите, что не думать о чем-либо, вполне возможно. Главное – не отождествлять
себя с мыслью, но быть неизменно небом-наблюдателем. Какие бы процессы не происходили в облаках, небо остается прежним. И даже в очень пасмурный день, мы знаем, что там, за облаками – небо! Отождествив себя с небом, мы уже не зависим от каждой отдельной тучки.Постепенно можно научиться влиять на появление и движение тех или иных облаков и их групп, создавать из них все более гармоничные композиции, устранять нежелательные и вводить новые, более позитивные.Статус Белой Обезьяны вы сами, собственным решением, присваиваете любой мысли или программной установке, разрушающей ваш организм. Это, прежде всего разного рода размышления (информационные массивы) о старости и различных болезнях, о вредных привычках, плохой экологии, отягощенной наследственности и так далее. Следует четко понимать, что просто «не думать» о чем-то недостаточно. Этому состоянию должен предшествовать период усиленного размышления, иначе негативная программа не будет осознанна и отключена.К примеру, человек страдает аллергией на что-либо. Если он просто перестанет об этом думать, аллергия никуда не денется. Можно по методу аутотренинга думать, что «нет у меня никакой аллергии». Но это вряд ли его исцелит. Только возвращение к первичным приоритетам, признание их за таковые, и последовательное рассмотрение всего комплекса связанных с аллергией мыслей, приведение их в соответствие с этими приоритетами,устранит информационный конфликт, и избавит организм от аллергических реакций. По-сути, любая болезнь – это проекция некоего внутреннего информационного конфликта на физическое тело человека.Причина любой болезни находится на тонком, информационном плане бытия. И болезнь,это не некая объективная и не зависящая от нас реальность, а реализация «во плоти»наших страхов, мыслей и эмоций. И стоит только изменить строй мыслей, изжить страхи и болезнь исчезнет.Скажите себе: «Все, что со мной происходит, зависит от моего сознания!». Вспомните,что вы сами определяете предназначение всего, что вас окружает. Отмените навязанное вам отношение к возбудителям болезней. Не существует ничего вредного для нашего богоподобного организма. Мы сами решаем, что для него вредно. Мы сами выбираем себе факторы страха. И только мы сами можем изменить это.Можно знать теоретически, что собака не укусит того, кто ее не боится. Но нелегко сохранить бесстрашие при виде злобного пса! А как убедить уже укушенного человека?Так увязает человек все глубже в болото собственных страхов.Есть единственный способ избавиться от страха. Нужно пойти навстречу тому, чего боишься. Если страх внутренний, еще не материализованный в реальности, мысленно, в воображении представьте, что ваш страх материализовался. Пройдите по всем возможным путям негативного развития этого события. Поймите, что и с таким горем можно достойно жить. Не сопротивляйтесь и примите с благодарностью все, что посылает вам Небо. Человек склонен создавать себе кумиров, и поклоняться им, забывая о Боге. Именно тогда и происходят потери, когда невозможно по-другому помочь нам вернуться к Богу

Похожая притча

Эта притча знакома многим. Но я о белой обезьяне узнала не совсем через притчу. Лет 12 назад, когда некоторые мои знакомые занимались разными духовными практиками, всякой там эзотерикой, самосовершенствованием, от одного из них прилетело мне странное предложение в ICQ (тогда был популярен именно этот мессенджер). Постараюсь воспроизвести этот диалог:

– Привет! Представь в своем воображении белую обезьяну.
– Привет. Представила.
– Теперь не думай о белой обезьяне!
– Не думаешь?
– Уже забыла о ней.
– Круто! Ты одна из немногих, кому удается не думать о белой обезьяне.

Такое заявление сразу породило во мне зерно недоверия. Не могу я поверить в подобное! Купиться на лесть довольно просто, ведь она приятна, к тому же повышает чувство собственной значимости. Но какой в этом толк? Что мне это даст, если я поведусь на лесть? Ничего, кроме опасности провалиться в иллюзии.

Стала ли я думать о белой обезьяне? Можно сказать, что да, мне захотелось разобраться, откуда тут ноги растут. Позже я ознакомилась с этой притчей. Оказалось, что у нее множество вариаций, но суть везде одинаковая. Вместо того, чтобы сосредоточиться на выполнении какого-то дела, люди начинали отвлекаться на воображаемую белую обезьяну, из-за чего добиться желаемого у них не получалось.

Задумавшись над тем, чем же в действительности может являться эта белая обезьяна, ведь ее образ как таковой способен засесть в мыслях далеко не каждого человека, я вспомнила кое-что из детства.

Однажды я спешила рано утром в школу, так как почти опаздывала, я что-то не успела до конца выучить и вообще не особо была собой довольна. Я знала, что могла накануне уделить больше времени учебе, но не сделала этого, занявшись чем-то совсем другим. Также я знала, что в моих силах было проснуться пораньше, но я предпочла поспать подольше. И так постоянно. Я часто была недовольна собой, но при этом не прикладывала каких-то дополнительных усилий для того, чтобы добиться лучшего результата. К чему это я? А к тому, что подобные знания есть у всех нас. То есть опция под названием «великий мудрец» в нас встроена изначально.

Знаем ли мы, как наилучшим образом поступить в той или иной ситуации, как добиться успеха, стать богатым и независимым? Знаем и даже можем построить план для достижения этих и разных других целей. Мы знаем, что надо делать и как это надо делать, а если не знаем, то можем узнать.

Но будут ли эти планы выполнены, приведут ли они нас действительно к желаемому результату? Вот этого мы знать наверняка не можем. Лишь практика покажет, были наши знания верны или они оказались ложными. Но шансы-то есть! И тут в наши планы вкрадывается та самая «белая обезьяна», которая нас отвлекает, не давая сконцентрироваться на достижении поставленных целей. Как она нас отвлекает? По-разному. Через лень, через сомнения и неуверенность в себе, витание в облаках и так далее. Мы чувствуем свой потенциал, но фокусируемся совершенно не на тех вещах.

В предыдущей публикации я описывала фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти» (третий в подборке), там главный герой в самом начале был целиком и полностью во власти «белой обезьяны», то есть каких-то собственных нереальных фантазий.

Так что для меня «белая обезьяна» – это иллюзия, уловка разума, не желающего работать по-настоящему. Это притворство, обман и самообман.

Ну и как же не думать о «белой обезьяне»? Я нашла такой способ – через тренировки. То есть банально прокачиваем собственную силу воли, концентрацию, повышаем контроль над собственными мыслями.

Как это сделать? Например, есть у вас привычка частенько думать негативно, заниматься самобичеванием. В этом случае тренировка будет заключаться в том, чтобы таких мыслей не допускать, заменять их чем-то рациональным и позитивным. Постепенно мышление с негативного перестроится на позитивный лад, станет более продуктивным.

Еще довольно часто мы попадаем в ловушку, когда начинаем слишком много думать, планировать, фантазировать, что-то себе надумывать и придумывать, но при этом мало или совсем ничего не делать. Мне часто приходилось слышать, что я слишком много думаю. Я не знала как с этим бороться. Выключать внутренний диалог? Медитировать? Какой тут выход? Опять тренировка. Какая? Меньше думать, больше делать. Пусть и не сразу, но со временем получится прийти к балансу между мыслями и делами, а реализовывать задуманное будет удаваться гораздо быстрее и чаще, чем раньше.

Подробнее об этом я написала в публикации «Про веру в силу мысли и святой сортир» . Там есть хороший пример на тему того, как лучше не думать и как думать. Очень просто и очень наглядно. И с юмором. сортирным. Ну вы, думаю, поняли по названию. 😆

А если ваша «белая обезьяна» – это различные психотренинги, практика аффирмаций и прочее в этом духе, то вот вам еще пища для размышлений: «Эффект дырявого мячика» . В этой публикации я описала свои наблюдения, как я это вижу.

Подытоживая написанное выше, скажу, что зациклиться на «белой обезьяне» можно по любому поводу. Даже такое хорошее дело, как любовь, способно подкинуть в мысли не только очередную обезьяну-альбиноса, но и дружную кучку тараканов. Потому умение контролировать собственные мысли является важным повседневным навыком. И чем раньше получится его приобрести, тем оно лучше. Это сродни чистке зубов и любой другой полезной привычке.

Похожая притча

Отрок спросил у мудреца о мысли, которая помогла бы ему жить.

Никогда не думай о белой как снег обезьяне, ответил мудрец!
Но я никогда не думал о ней, ответил юноша.
Вот и продолжай так же не думать!
Обиженный юноша удалился, но он никогда в жизни уже
не смог не думать о белых как снег обезьянах.
Смех смехом, но ворох ассоциаций включил поток мыслей.
_ Никогда не спрашивай совета как тебе жить?
_ Никогда не надейся, что чужая мудрость будет тебе "по размеру"
_ Не сотвори себе кумира
_ Не спрашивай совета, если ты не готов ему следовать
_ Твоя жизнь, устроенная для тебя всевышним, уже хороша,
чтобы вносить в нее чужую мудрость.
_ Обида застилает разум и смысл полученной мудрости улетучивается,
не достигнув цели

И еще много много всего и одновременно!
Какая чудная притча.

© Copyright: Евдиния Юршина, 2015
Свидетельство о публикации №115041701110 Рецензии

Вот, тоже никогда не думал вообще об обезьянах, но мысль о том , что нам внушали, что от них мы произошли закладывали с детства:-) Спасибо , Дина, замечательная притча!
Доброго вечера и новых вдохновений!
С улыбкой, Серж:-)

Спасибо, Серж, обожаю эту притчу, впрочем, как вообще притчи!
И спасибо, что читаешь, забегаешь!))))

На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: