Притча о слепце и хромце краткое содержание

Обновлено: 14.11.2024

Былъ нѣкій домовитый человѣкъ; онъ насадилъ вертоградъ, оградилъ оплотомъ, ископалъ точило, оставилъ входъ, — устроилъ и ворота, но не затворилъ входа. Возвращаясь домой, онъ сказалъ: кого оставлю я сторожемъ моего вертограда? Если оставлю кого-либо изъ служащихъ мнѣ рабовъ, то, зная мою снисходительность, расточатъ они мое добро. Вотъ что сдѣлаю: приставлю къ воротамъ слѣпца и хромца, — такъ что, если кто изъ враговъ моихъ захочетъ окрасть мой вертоградъ, то хромецъ увидитъ, а слѣпецъ услышитъ. Если же кто-нибудь изъ нихъ двоихъ захочетъ войти въ вертоградъ, то хромецъ, не имѣя ногъ, не можетъ проникнуть внутрь; а слѣпецъ если и пойдетъ, то попадетъ въ пропасть и расшибется. И посадивъ ихъ у воротъ, далъ имъ власть надъ всѣмъ, что внѣ вертограда, и пищу и одѣяніе приготовилъ неоскудно, только сказалъ: того, что внутри вертограда, не касайтесь безъ моего повелѣнія. И послѣ того ушелъ, сказавъ, что возвратится со временемъ.

Послѣ того какъ они сидѣли нѣкоторое время, сказалъ слѣпецъ хромцу: — что это за благоуханіе изъ воротъ вертограда? — Отвѣчалъ хромецъ: «внутри вертограда есть у господина нашего много добраго и несказанно пріятнаго на вкусъ. Но такъ какъ господинъ нашъ премудръ, то онъ посадилъ тебя слѣпаго и меня хромаго, такъ что не можемъ достигнуть и насытиться тѣхъ добрыхъ плодовъ». А слѣпецъ сказалъ въ отвѣтъ: «что же ты давно не сказалъ мнѣ этого, чтобы мы не оставались при одномъ желаніи, но пошли и завладѣли тѣмъ, что у насъ подъ руками. Хотя я и слѣпъ, но имѣю ноги и силенъ, могу посить и тебя и бремя. (Дóлжно разумѣть, что грѣхъ есть душевное бремя, какъ говоритъ пророкъ: яко бремя тяжкое отяютѣша на мнѣ — Псал. 37, 5). И сказалъ слѣпецъ: «бери корзину и садись на меня; я тебя буду носить, а ты показывай мнѣ путь, и оберемъ всѣ блага господина нашего».

«Если же, — прибавилъ хромецъ, — придетъ сюда господинъ нашъ, то укроется отъ него наше дѣло. Если онъ меня спроситъ о воровствѣ, то я скажу: — ты знаешь, господине, что я слѣпъ. — Если же спроситъ тебя, то скажи: я хромъ и не могу дойти внутрь вертограда. Такъ мы перехитримъ своего господина и сами возмемъ себѣ награду за сторожевую службу».

И вотъ возсѣлъ хромецъ на слѣпца и, достигши внутрь вертограда, обокрали всѣ бывшія тамъ блага господина своего.

Видѣвъ же человѣкъ оный, что его вертоградъ обокраденъ, счелъ нужнымъ разлучить слѣпца отъ хромца и повелѣлъ сначала привести хромца, чтобы его допросить. Когда же приведенъ былъ слѣпецъ, то послѣдовалъ допросъ. «Не поставилъ ли я тебя, —сказалъ господинъ, — какъ добраго сторожа моему вертограду; зачѣмъ же ты его обокралъ!» — «Господи! — отвѣчалъ слѣпецъ — ты знаешь, что я слѣпъ и безъ водящаго меня не вижу, куда идти; я не видѣлъ никого, и не слыхалъ, чтобы кто-нибудь шелъ мимо меня въ ворота, въ слѣдъ за которымъ я сталъ бы крѣпко кричать. Но я думаю, Господи, что воровалъ хромецъ».

Тогда повелѣлъ господинъ блюсти слѣпца въ укромномъ мѣстѣ, — гдѣ самъ зналъ, — пока не придетъ къ вертограду, призоветъ хромца и будетъ судить обоихъ. Затѣмъ пришедши къ вертограду для собиранія плодовъ и видя все разкраденнымъ, господинъ призвалъ хромца и поставилъ его на очную ставку со слѣпцемъ, и начали они обличать другъ друга. Хромецъ говорилъ слѣпцу: «если бы ты меня не носилъ, никакъ бы я не могъ при своей хромотѣ добраться туда». — А слѣпецъ говорилъ: «если бы ты не показывалъ мнѣ путь, то никакъ бы я не могъ добраться туда». — Тогда господинъ, сѣвши на судейскомъ престолѣ, сказалъ: «какъ вы крали, такъ и теперь, пусть всядетъ хромецъ на слѣпца». И когда хромецъ всѣлъ на слѣпца, то господинъ приказалъ предъ всѣми рабами своими немилостиво казнить ихъ и мучить въ кромѣшней темницѣ; тамъ будетъ плачь и скрежетъ зубовъ.

Примѣчаніе:
[1] Св. Кириллъ разумѣетъ конечно своихъ образцевъ и учителей въ проповѣдничествѣ.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Кѵрілла, епископа Туровскаго съ предварительнымъ очеркомъ исторіи Турова и туровской іерархіи до XIII вѣка. — Изданіе Преосвященнаго Евгенія, епископа Минскаго и Туровскаго. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіево-Печерской Лавры, 1880. — С. 69-72.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Похожая притча

Оратор и проповедник Кирилл Туровский (XII в.) использует в своей притче известный сюжет о душе и теле, которые выступают здесь в образах слепца и хромца. В этом произведении интерес представляет не сам сюжет, так как он традиционный, а его толкование (тоже традиционное по сути, но написанное на высоком художественном уровне).

Продолжение после рекламы:

Некий домовитый человек, под которым автор подразумевает Бога Вседержителя, насадил виноградник. Пища — это слово Божие, а незатворенные врата, которые оставил домовитый человек, — устроение Божьей твари. Далее автор объясняет, что хромец есть тело человеческое, а слепец — душа. Домовитый человек нанимает их обоих сторожить виноградник, думая, что они не смогут украсть сами и поэтому будут хорошими сторожами. Но хромец и слепец договариваются, что слепец понесёт хромца на руках, а тот будет указывать дорогу. Таким образом сторожа обкрадывают своего хозяина. Домовитый человек повелевает прогнать их со службы, а они, обвиняя во всём друг друга, пытаются оправдаться.

Эта притча завершается также толкованием, но уже сконцен­три­рованном в одномабзаце: если преступает человек заповеди Божии (вданной притче — ограду виноградника), за что его осуждают на смерть, то сначала к Богу приходит душа. Она пытается отпираться и говорит: «Не я, но тело все эти грехи совершило». Поэтому жеблюдёт Бог души до второго пришествия. А когда придёт время Страшного Суда, душивойдут в тела и примут то, что каждому положено.

Пересказала Е. Б. Рогачевская. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Похожая притча

Среди слов и поучений святителя Кирилла Туровского одна из самых оригинальных и интересных — притча о слепом и хромом (о слепце и хромце — в славянском оригинале). Прототип этого произведения — евангельская притча Спасителя о хозяине виноградника и злых работниках (Мф. 21, 33-46), однако евангельский сюжет — лишь отправная точка для святителя.

Был некий хозяйственный человек; он посадил виноградник, оградил его забором, выкопал колодец, сделал вход и ворота, но не закрыл вход. Возвращаясь домой, он сказал себе: кого я оставлю сторожем моего виноградника? Если оставлю кого-либо из служащих мне, то, зная мою снисходительность, они расточат мое добро. Вот что сделаю: приставлю к воротам слепого и хромого, — так что, если кто из моих врагов захочет обокрасть мой виноградник, то хромец увидит, а слепец услышит. Если же кто-нибудь из них двоих захочет войти в виноградник, то хромой, не имея ног, не сможет проникнуть внутрь; а слепец если и пойдет, то попадет в пропасть и разобьется. И посадив их у ворот, дал им власть над всем, что вне виноградника, дал им достаточно пищи, обеспечил одеждой и сказал: того, что находится внутри виноградника, не касайтесь без моего разрешения. После этого он ушел, сказав, что возвратится через некоторое время.

После того, как они посидели некоторое время, слепой сказал хромому: «Что это за приятный запах из ворот виноградника?» Хромой ответил: «Внутри виноградника у нашего господина есть много хорошего и несказанно приятного на вкус. Но так как наш господин премудр, то он посадил тебя слепого и меня хромого, так что не можем мы достичь и насытиться тех хороших плодов». А слепой сказал в ответ: «Что же ты раньше не сказал мне этого? Хотя я и слеп, но имею ноги и силен, могу носить и тебя, и бремя» (под бременем необходимо понимать грех — душевное бремя). И сказал слепец: «Бери корзину и садись на меня; я тебя буду носить, а ты показывай мне путь, и соберем все блага нашего господина. Если же придет сюда наш господин, то укроется от него наше дело. Если он меня спросит о воровстве, то я скажу: ты знаешь, господин, что я слеп. Если же спросит тебя, ты скажи: я хром и не могу дойти внутрь вертограда».

И вот сел хромой на слепого, и, войдя внутрь виноградника, обокрали все находившиеся там блага своего господина.

Видев же тот человек, что его виноградник обокраден, счел нужным разлучить слепого от хромого и повелел сначала привести хромого, чтобы его допросить. Когда же был приведен слепой, последовал допрос. «Не поставил ли я тебя, — сказал господин, — как доброго сторожа моему винограднику; зачем же ты его обокрал?» «Господин, — отвечал тот, — ты знаешь, что я слеп и без водящего меня не вижу, куда идти; я не видел никого, и не слыхал, чтобы кто-нибудь шел мимо меня в ворота, вслед которому я стал бы громко кричать. Но я думаю, господин, что воровал хромой».

Тогда господин приказал охранять слепого в укромном месте, где сам знал, пока не придет к винограднику, призовет хромого и будет судить обоих. Затем, придя к винограднику для собирания плодов и видя все раскраденным, господин призвал хромого и поставил его на очную ставку со слепым, и начали они обличать друг друга. Хромой говорил слепому: «Если бы ты меня не носил, никак бы я не мог при своей хромоте добраться туда». А слепой говорил: «Если бы ты не показывал мне путь, то никак бы я не мог добраться туда». Тогда господин, севши на судейском месте, сказал: «Как вы крали, так и теперь пусть сядет хромой на слепца». И когда хромой сел на слепого, то господин приказал всем рабам своим немилостиво казнить их и мучить в темнице; там будет плач и скрежет зубов.

Разумейте же, братие, толкование этой притчи. Человек домовитый — Бог Отец, Творец всего; Его Сын — доброго рода — Господь наш Иисус Христос. А виноградник — это земля и этот мир. Забор виноградника — закон Божий и заповеди. А слуги, бывшие с господином, — ангелы. Хромой — это тело человека, а слепой — его душа. А то, что господин посадил их у ворот — это значит, что Он отдал во власть человека всю землю, дав ему закон и заповеди. Когда же человек преступил заповедь Божию и за это осужден на смерть, то сначала душа его приводится к Богу и оправдывается: не я, Господи, но тело согрешило. Поэтому и нет мучения душам до второго пришествия, но они блюдутся Бог знает где. Но когда Господь придет обновить землю и воскресить всех умерших, тогда души наши внидут в вечную жизнь, а грешники — в бесконечную и бессмертную муку.

Перевод на русский язык епископа Минского и Туровского Евгения (Шерешилова).
Текст с незначительными изменениями приводится по изданию:
Творения поучительные святого Кирилла, епископа Туровского.
Памятник литературы XII столетия. Переиздание с издания 1880 года.

Похожая притча

Былъ нѣкій домовитый человѣкъ; онъ насадилъ вертоградъ, оградилъ оплотомъ, ископалъ точило, оставилъ входъ, — устроилъ и ворота, но не затворилъ входа. Возвращаясь домой, онъ сказалъ: кого оставлю я сторожемъ моего вертограда? Если оставлю кого-либо изъ служащихъ мнѣ рабовъ, то, зная мою снисходительность, расточатъ они мое добро. Вотъ что сдѣлаю: приставлю къ воротамъ слѣпца и хромца, — такъ что, если кто изъ враговъ моихъ захочетъ окрасть мой вертоградъ, то хромецъ увидитъ, а слѣпецъ услышитъ. Если же кто-нибудь изъ нихъ двоихъ захочетъ войти въ вертоградъ, то хромецъ, не имѣя ногъ, не можетъ проникнуть внутрь; а слѣпецъ если и пойдетъ, то попадетъ въ пропасть и расшибется. И посадивъ ихъ у воротъ, далъ имъ власть надъ всѣмъ, что внѣ вертограда, и пищу и одѣяніе приготовилъ неоскудно, только сказалъ: того, что внутри вертограда, не касайтесь безъ моего повелѣнія. И послѣ того ушелъ, сказавъ, что возвратится со временемъ.

Послѣ того какъ они сидѣли нѣкоторое время, сказалъ слѣпецъ хромцу: — что это за благоуханіе изъ воротъ вертограда? — Отвѣчалъ хромецъ: «внутри вертограда есть у господина нашего много добраго и несказанно пріятнаго на вкусъ. Но такъ какъ господинъ нашъ премудръ, то онъ посадилъ тебя слѣпаго и меня хромаго, такъ что не можемъ достигнуть и насытиться тѣхъ добрыхъ плодовъ». А слѣпецъ сказалъ въ отвѣтъ: «что же ты давно не сказалъ мнѣ этого, чтобы мы не оставались при одномъ желаніи, но пошли и завладѣли тѣмъ, что у насъ подъ руками. Хотя я и слѣпъ, но имѣю ноги и силенъ, могу посить и тебя и бремя. (Дóлжно разумѣть, что грѣхъ есть душевное бремя, какъ говоритъ пророкъ: яко бремя тяжкое отяютѣша на мнѣ — Псал. 37, 5). И сказалъ слѣпецъ: «бери корзину и садись на меня; я тебя буду носить, а ты показывай мнѣ путь, и оберемъ всѣ блага господина нашего».

«Если же, — прибавилъ хромецъ, — придетъ сюда господинъ нашъ, то укроется отъ него наше дѣло. Если онъ меня спроситъ о воровствѣ, то я скажу: — ты знаешь, господине, что я слѣпъ. — Если же спроситъ тебя, то скажи: я хромъ и не могу дойти внутрь вертограда. Такъ мы перехитримъ своего господина и сами возмемъ себѣ награду за сторожевую службу».

И вотъ возсѣлъ хромецъ на слѣпца и, достигши внутрь вертограда, обокрали всѣ бывшія тамъ блага господина своего.

Видѣвъ же человѣкъ оный, что его вертоградъ обокраденъ, счелъ нужнымъ разлучить слѣпца отъ хромца и повелѣлъ сначала привести хромца, чтобы его допросить. Когда же приведенъ былъ слѣпецъ, то послѣдовалъ допросъ. «Не поставилъ ли я тебя, —сказалъ господинъ, — какъ добраго сторожа моему вертограду; зачѣмъ же ты его обокралъ!» — «Господи! — отвѣчалъ слѣпецъ — ты знаешь, что я слѣпъ и безъ водящаго меня не вижу, куда идти; я не видѣлъ никого, и не слыхалъ, чтобы кто-нибудь шелъ мимо меня въ ворота, въ слѣдъ за которымъ я сталъ бы крѣпко кричать. Но я думаю, Господи, что воровалъ хромецъ».

Тогда повелѣлъ господинъ блюсти слѣпца въ укромномъ мѣстѣ, — гдѣ самъ зналъ, — пока не придетъ къ вертограду, призоветъ хромца и будетъ судить обоихъ. Затѣмъ пришедши къ вертограду для собиранія плодовъ и видя все разкраденнымъ, господинъ призвалъ хромца и поставилъ его на очную ставку со слѣпцемъ, и начали они обличать другъ друга. Хромецъ говорилъ слѣпцу: «если бы ты меня не носилъ, никакъ бы я не могъ при своей хромотѣ добраться туда». — А слѣпецъ говорилъ: «если бы ты не показывалъ мнѣ путь, то никакъ бы я не могъ добраться туда». — Тогда господинъ, сѣвши на судейскомъ престолѣ, сказалъ: «какъ вы крали, такъ и теперь, пусть всядетъ хромецъ на слѣпца». И когда хромецъ всѣлъ на слѣпца, то господинъ приказалъ предъ всѣми рабами своими немилостиво казнить ихъ и мучить въ кромѣшней темницѣ; тамъ будетъ плачь и скрежетъ зубовъ.

Примѣчаніе:
[1] Св. Кириллъ разумѣетъ конечно своихъ образцевъ и учителей въ проповѣдничествѣ.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Кѵрілла, епископа Туровскаго съ предварительнымъ очеркомъ исторіи Турова и туровской іерархіи до XIII вѣка. — Изданіе Преосвященнаго Евгенія, епископа Минскаго и Туровскаго. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіево-Печерской Лавры, 1880. — С. 69-72.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Читайте также: