Притчи по профилактике суицидального поведения
Обновлено: 21.12.2024
Участники делятся по парам, и каждый рассказывает о себе другому участнику. Затем они представляют друг друга, но обязательно надо назвать девиз и цель жизни.
Все люди разные. Эмоциональные и спокойные. Часто это зависит от человека, от его умения управлять своими эмоциями, от особенностей нервной системы, от темперамента. Люди делятся по видам темперамента:
- сангвиник – человек веселого нрава, оптимист, полный надежд, шутник.
- флегматик – хладнокровный человек, медленно приходит в состояние возбуждения.
- холерик – вспыльчивый, не сдержанный человек.
- меланхолик – для него характерен мрачный настрой, сложная напряженная внутренняя жизнь. Меланхолик придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.
Ребята, а вы себя знаете? Например, геометрические фигуры могут многое рассказать о человеке.
Тест психогеометрический.
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на листе бумаге. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это я. Запишите ее название под № 1, затем проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения.
Если основной формой оказался:
Квадрат - упорный, усердный, неутомимый труженик, выносливый, терпеливый, это коллекционеры. Квадрат очень внимателен к деталям, подробностям. Эмоциональная сухость, холодность мешает квадрату быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат относится к левополушарным мыслителям.
Треугольник – сильная личность, энергичный, тяга к лидерству, импульсивность, склонность к риску, бывает категоричным и в большинстве случаев поступает по своему. Является левополушарным мыслителем.
Круг – высокая потребность в общении. Щедрость, способность к сопереживанию, спокойствие, хорошая интуиция, доверчивость, эмоциональная чувствительность. Круг относиться к правополушарным мыслителям.
Прямоугольник – непоследовательность и непредсказуемость в поступках, изменчивость, доверчивость, наивность, имитация поведения других людей, занижена самооценка. Прямоугольность – всего лишь стадия. Она пройдет.
Зигзаг – непоследовательность, непостоянство настроения, стремление работать в одиночку, независимость, одержимость новыми идеями, наивность. Зигзаг относится к правополушарным мыслителям.
Предлагается учаcтникам ответить на личностный опросник ИСН
( исследование суицидной направленности поведения )
Так как мы разные, то каждый по-своему поступает и реагирует на поступки и слова.
Упражнение: «Пять хороших дел».
Участники делятся по парам и по очереди друг другу называют хорошие дела, и хвалят «Молодец», «Хорошо».
Вопрос: Что было легче называть хорошие дела или слушать похвалу?
Упражнение: «Хорошие и плохие дела».
Участники делятся на две команды. Первая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше.
Вторая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется.
Затем идет обсуждение, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками. Но каждый раз, выбирая то или иное поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Одни люди предпочитают делиться своими эмоциями легко и свободно, получая разрядку и облегчения. Другие – глубоко скрывают свои чувства и эмоции по разным причинам:
- стыдно казаться слабым;
- неудобно обременять других своими проблемами;
- боязнь быть непонятыми;
- вдруг будут смеяться.
Упражнение : «Волшебная рука».
Участникам тренинга предлагается обвести контур своей руки. На каждом контуре пальца написать свои хорошие качества, а на ладони плохие.
Ребята, назовите, какие могут быть глупые и необдуманные поступки?
( участники тренинга называют поступки )
Самый глупый и нелепый поступок это самоубийство (суицид).
Когда совершается самоубийство, что этим хотят выразить,
отомстить, заставить страдать кого-либо или привлечь внимания к себе?
А если подумать, то этим наказывают тех, кто любит, кто переживает.
Опросник «Мое мнение».
1. Знакома ли Вам проблема суицида? Да, Нет
2. Сталкивались ли Вы лично с этой проблемой? Да, Нет
3. Что, по Вашему мнению, способно толкнуть человека на самоубийство:
- равнодушие со стороны окружающих;
4. Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь?
Да, Нет, Не совсем
5. С каким чувством вы смотрите в будущее?
- с чувством надежды и оптимизма;
- особых перемен для себя не жду;
- с тревогой и неуверенностью;
- скорее со страхом и отчаянием.
6. Уверены ли Вы в осуществлении своих планов?
Да, Нет, Затрудняюсь ответить
7. Что в окружающей жизни Вас больше беспокоит?
«Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».
Упражнение: «Прекрасный сад».
Ведущий под спокойную музыку, предлагает участникам тренинга закрыть глаза, спокойно посидеть и представить себя цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы. Яркий или не очень.
Затем ребятам предлагается нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на общий плакат – поляну.
Вывод: Предлагается всем полюбоваться на «прекрасный сад». Замете, всем хватило место, и каждый занял только свое место, которое выбрал сам. Всем цветам нужно солнце и внимание.
Все мы разные, но нам всем хватит места под солнцем, для того, чтобы учиться, получить специальность, работать, любить, создать семью, воспитать детей, заботиться о внуках и т.д. но для этого нужна цель и ваше желание.
Притча:
Потерпел корабль кораблекрушение. Человек выныривает и обращается к Господу за помощью, что бы тот его спас. Смотрит, рядом проплывает обломок доски, он ухватился за нее и держится. И снова стал просить Господа о том, чтобы показалась земля. Человек смотрит, вдали показалась земля. Тогда человек стал просить господа о том, чтобы тот помог добраться ему до земли. Вдруг небеса раздвинулись, Господь и говорит ему: «Ты хоть руками греби».
Смысл притчи, в том, чтобы добиться в жизни того чего ты хочешь, надо и самому двигаться, потрудиться, а не надеяться на кого-то.
Иногда на пути к цели встречаются и препятствия, но чтобы найти свое место в жизни, надо учиться их преодолевать.
Упражнение: «Найди свое место».
Участники тренинга получают карточки с названием животных. Не показывая карточку другим, а, только имитируя голос животного, надо встать в одну шеренгу по росту, данного животного.
Вывод: Вот так и в жизни бывает, что разговариваем на одном языке, а
Похожая притча
Задачи:диагностика и коррекция самопринятия учащихся; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения;расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.
1. Психотерапевтическая сказка «Коряга».
Цели: Диагностика и коррекция самопринятия учащихся; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения.
Задание: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой конец.
Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая - ни красоты, ни проку… Как ей было обидно! (Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)
Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики. », - думала Коряга, завидуя этим деревьям, - «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радоватьлюдей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании. ». (Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)
Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут. Но, не смотря на это, она была счастлива! (Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем»)
В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств … (Бессознательные процессы)
В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, чтоже с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю. но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза). (Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)
Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» - думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью. Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец. Но вот шторм начал потихоньку стихать… на небе показалось солнышко. Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны. Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать. Здесь она была одна такая. единственная. И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза) (Метафора: Вода и шторм - метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение; кризис меняет человека шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее - именно кризис принес оздоровление. Чем больше мы в своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем «здоровее», сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)
Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность - так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики… (Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)
Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью. (Пауза). и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес. (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком. (Метафора: признание индивидуальности; придача «товарного вида»)
Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью. (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.
«Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизньобрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно». (Метафора: торжество)
Анализ впечатлений учащихся. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.
Ведущий: «Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы учащихся с последующим обобщением психолога).
Похожая притча
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе и слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности и возникновению чувства неуверенности в себе.
Данный тренинг направлен на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья подростков, нормализацию межличностных отношений, развитие чувства собственного достоинства и преодоление жизненных трудностей, на формирование жизнеутверждающих установок и позитивного отношения к жизни, на релаксацию и включение механизмов саморегуляции.
Программа тренинга предназначена для подростков 10-12 лет и включает в себя 5 занятий.
Занятия проводились с учащимися 5-6 классов, относящихся к группе суицидального риска, в 2019-2020 учебном году.
На первом и заключительном занятиях дети заполняли одинаковые анкеты о своем отношении к жизни. Разница между ответами участников до и после тренинга очевидна: у всех детей заметны позитивные изменения в настроении, высказываниях о жизни и повышение уверенности в себе и самооценки.
Цели тренинга:
· создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка
· самопознание внутренних психических процессов и состояний
- формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения
- создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса
- создание психологического настроя на дальнейшую деятельность
· формирование позитивного отношения к жизни и каждому человеку
- развитие познавательного интереса, формирование активной жизненной позиции;
- преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков
- формирование жизнеутверждающих установок и позитивного отношения к жизни
Задачи тренинга:
· повышать доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику
· развивать умение сотрудничать и действовать сообща
· уметь согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи
· разрешать конфликтные ситуации
· формировать позитивное отношение к каждому человеку
- развивать познавательный интерес, способствовать формированию активной жизненной позиции;
- преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков
Ожидаемые результаты:
· Формирование жизнеутверждающих установок и позитивного отношения к жизни
· Поиск методов решения сложных жизненных ситуаций и разрешение конфликтов
· Повышение самооценки и развитие уверенности в себе у подростка
· Релаксация и снятие стресса у детей группы риска
· Создание безопасного психологического пространства в образовательной организации формирование устойчивых доброжелательных отношений в группе подростков
· Приобретение навыков конструктивного реагирования в конфликте, снижение агрессии, изменение представлений о самом себе
· Улучшение социального самочувствия
Оборудование:
· анкеты по количеству участников тренинга (приложение 1)
· ручки, фломастеры, маркеры
· доска или ватман
· ноутбук и проектор
· презентация (приложение 2)
· памятки (приложение 6)
· чистые листы фотмата А 4
· плакат с изображением фейерверка
· яркие звёздочки из бумаги (приложение 7)
· красное сердечко из плотной бумаги (приложение 8)
Продолжительность занятий: 35-45 минут
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем цикл тренинговых занятий «Я люблю…». На наших встречах мы с вами научимся преодолевать трудности, находить позитивные моменты в самых сложных ситуациях, поднимать себе настроение, ценить жизнь и лучше узнаем друг друга.
Ч тобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно, давайте договоримся с вами соблюдать следующие правила (можно записать на доске или ватмане):
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга и не давать оценочных суждений
4. Активно участвовать во всех упражнениях.
5. Правило «стоп» - если что-то пошло не так, ведущий поднимает вверх правую руку и говорит: «Стоп».
Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение.
Поднимите руку те, кто сегодня выспался, а кто не выспался.
Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будет делать.
Итак, когда мы немного размялись, я попрошу вас заполнить небольшие анкеты, там всего 5 вопросов. У всех есть ручка?
Раздаем анкеты (Приложение 1)
Ведущий бросает мяч и формулирует ситуацию, а ребенок отвечает, предлагая позитивные выходы из ситуации.
Если ребенок затрудняется предложить позитивный ответ, к поиску ответа подключается вся группа, пока не определится позитивный способ разрешения проблемы.
• родители не соглашаются покупать вещь, о которой мечтал;
• хочет на дискотеку, но надо сидеть с младшим братом (сестрой);
• конфликтует с учителем;
• поссорился с лучшим другом (подругой);
• проблемы со здоровьем;
• конфликты с одноклассниками (ребятами старшего возраста);
• потеря большой суммы денег (или дорогой вещи) и т.д.
Ведущий делает вывод: не нужно бояться трудностей! У каждого человека всегда есть выбор: делать то, что легко или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только знать, что вы можете изменить себя, стать лучше.
Теперь, когда мы с вами потренировались в решении сложных ситуаций, предлагаю немного отдохнуть на своих местах и узнать что-то новое друг о друге
Каждому из участников предлагается продолжить фразу «Я люблю», передавая сердечко по цепочке друг другу (приложение 8)
3. «Позитивный настрой» презентация (Приложение 2)
Существует притча о человеке, который отправился в кругосветное путешествие. За время круиза он ни разу не зашел в ресторан поесть, и когда путешествие окончилось, капитан спросил у него:
- Почему Вы никогда не обедали у нас?
- Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, - ответил пассажир.
- Но ведь еда входила в стоимость вашего билета. - сказал ему капитан».
О чем эта притча? (ответы учащихся).
Каждый из вас увидел в ней свой смысл, но один из них таков: в «стоимость» нашей жизни уже входят радость и любовь, самореализация и свобода выбора, и только личные ограничения мешают нам это понять и жить счастливо». Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте и взять из этого опыта лучшее для развития. Искусство мудреца — это искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления. Даже, если вас проглотили, у вас есть два выхода
Учащиеся высказывают свое мнение о занятии, делятся впечатлениями.
Анонс следующего занятие и прощание.
Приветствие и повторение правил.
« Карлики и великаны»
Все встают в круг. На команду «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников: приседает на команду «Великаны!»
Упражнения
1. «Ни печали без радости, ни радости без печали».
Притча «О трудностях».
Ведущий предлагает послушать притчу «О трудностях» (Приложение 3)
Вопросы учащимся:
Понравилась ли вам притча? Чем?
В чем, по-вашему, смысл притчи?
Согласны ли вы с выводами автора?
2. «Паутина проблем»
Участников делим на несколько команд, вручив участникам каждой команды ватман и фломастеры.
Каждая команда выбирает свою проблему, над которой она будет работать, пишет ее в центре листа ватмана.
Затем ведущий спрашивает, почему данная проблема существует.
Команды отвечают по очереди, исходя из сути своей проблемы.
Задание выполняется в течение 10–20 минут. По истечении времени каждая команда представляет свою «паутину» проблемы, показывая, что следует предпринять человеку, чтобы избежать неприятностей.
3. « Ресурсы для позитивного отношения к жизни» презентация (приложение 4)
Участники рассказывают о своих чувствах после выполнения упражнения, что ценного они вынесут для себя с занятия
Подарок на прощание – раскраски-антистресс (приложение 5)
Анонс следующего занятия
Приветствие и итоги прошлого занятия
Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного.
А теперь в алфавитном порядке по первой букве своего имени, но сделать это надо молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.)
1. «Потребность в любви»
Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, нам нужно, чтобы нас любили, и нам нужно хорошо к себе относиться, потому что от того, как мы к себе относимся, зависит наше поведение. А поведение каждого человека имеет свою цель, т. е. наши поступки не происходят «просто так».
- Что же такое «потребность в любви»? (высказывания участников).
Потребность любви — это:
- потребность быть любимым;
- потребность быть частью чего-то.
Если эти три «потребности» присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизненными проблемами.
2. «Настроение»
- Что ещё воздействует на наше поведение? (высказывания участников)
Наше поведение целиком зависит от того, как мы настроены.
Когда настроение хорошее, мы терпимее относимся к тому, что, может быть, нам не совсем по душе. Если нам кажется, что жизнь складывается хорошо, мы более энергичны. Эта энергия помогает нам хорошо учиться, находить контакт со сверстниками и взрослыми.
Когда настроение плохое, у нас вырабатывается негативное отношение к действительности. В наших словах и поступках отражаются наши страхи, раздражение, возникают проблемы с окружающими людьми. У нас угрюмый, недовольный вид. В такое время человек ведёт себя так, будто ненавидит весь мир. А людям неприятно общаться с таким человеком, и они отворачиваются от него.
3. Практика
Просим выйти добровольца к доске, участники одного ряда сделают угрюмое выражение лица, а другого - доброжелательное
Спрашиваем добровольца: «К которым из своих одноклассников тебе хочется подойти?»
Вопрос: Как вы думаете, почему человек ведёт себя так или иначе?(участники отвечают)
4. «Вербальное и невербальное общение»:
· работа в парах - поздороваться, глядя в глаза друг другу, - попрощаться таким же образом.
· «испорченный телефон». Все участники выходят за дверь и по приглашению ведущего заходят в комнату по одному. Каждому дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой вы должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее передать содержание телефонограммы».
· ведущий зачитывает текст первому участнику, тот следующему и т.д.
Текст: «Звонила классная руководительница 7 «Б» класса. Она просила передать, что задерживается в библиотеке, так как она ищет интересную книгу для чтения и обсуждения всем классом. Она должна вернуться к 12 часам к началу классного часа. Но если она не успеет, то надо передать ученикам ее класса, что классный час будет в понедельник в 15 часов».
· после выполнения упражнения все анализируют особенности слушания и то, как невнимательное слушание может исказить передаваемую информацию.
5. «Жизнь это. » (Приложение 6)
Участники записывают свои ассоциации к слову жизнь на звездах и приклеивают на ватман с изображением фейерверка.
Может ли жизнь состоять только из радости или только из горя?
Как вы понимаете фразу «Оптимист думает, что жизнь – это радость и счастье. Пессимист, напротив, видит трагедию и печаль. Реалист уверен, что жизнь – это и радость, и печаль, и трагедия, и счастье».
6. Релаксация «Путешествие к спокойствию».
Сейчас мы с вами будем учиться вырабатывать спокойствие и самообладание.
Сейчас расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов на мой счет: вдох - выдох, вдох - выдох, вдох – выдох…
Думайте о спокойствии: сосредоточьтесь на понятии «спокойствие» и размышляйте над ним. Что это за качество, какова его природа, смысл?
По мере погружения в состояние спокойствия у вас могут быть какие-то образы, дайте место этим образам, которые могут возникнуть.
Примите установку на физическое спокойствие, ослабьте мышечное и нервное напряжение, дышите медленно и ритмично. Пусть на лице у вас отразится спокойствие.
Представьте, что вы находитесь в месте, вызывающем у вас спокойствие… это может быть место, где тебе хорошо отдыхается…
«Никто не знает, что я…»
Каждый из участников (в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я. » Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью. И я никому не скажу!».
Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:
· «А сегодня я лучше, чем вчера, потому что. »;
· «Я очень рад тому, что я. »;
· «Я готов горы свернуть, потому что. »;
· «Мы все сегодня будем. ».
Важно, чтобы фразы носили позитивный или шуточный характер; их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений или грустных мыслей.
1. «Интервью».
Все участники делятся на пары и в течение 5 минут задают друг другу вопросы с целью узнать как можно больше о своем партнере и не просто имя, откуда он, где учится, хобби, но и что-нибудь необычное. Сначала один человек задает вопросы, затем по команде ведущего, позиции в паре меняются, и уже второй выступает в роли корреспондента. Необходимо подчеркнуть, что потом надо будет представить своего собеседника перед всеми. Когда участники в паре возьмут друг у друга интервью, начинается представление своих собеседников. Представление осуществляется по кругу и включает в себя имя и ту информацию, которую ребята узнали друг о друге в интервью.
2. «Ценность человека»
Все люди обладают теми или иными способностями, привлекательными качествами, талантами, то есть ценностью. Но иногда человек как бы не видит их, потому что между ним и его ценностью находится стена отрицания себя, нелюбви к себе. «У каждого человеческого существа есть ценность». Думаю, что с этим согласятся все.
Согласно словарю, ценность — это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Следовательно, ценность человеческого существа — это важность, значимость, полезность каждого человека. И она безусловна, она появляется у человека при рождении. Но, несмотря на это, каждый человек сам определяет свою ценность, которая называется самооценка. Кто-то определяет самооценку самостоятельно, опираясь на представление о своих внешних данных и внутренних способностях. Таких людей часто называют сильными, харизматичными, «со стержнем». А кто-то очень зависим от мнения окружающих, тогда любое слово может сильно повлиять на самооценку. Этот человек всегда ждет одобрения со стороны окружающих, иначе он не чувствует уверенности в себе, «правильности» своих мыслей или поступков. В этом и заключается парадокс — обладая ценностью с рождения, некоторые из нас не ощущают ее и, как следствие, не ощущают полноты жизни и счастья.
- Как вы думаете, как научиться по-настоящему ценить и любить себя? (Высказывания участников)
3. «Комплимент на ладони»
После обсуждения каждый участник получает лист формата А4, фломастеры.
На листе участники рисуют контур своей ладони, подписывают имя.
Затем по часовой стрелке передают листы, дописывая в контуре ладони те качества, способности, таланты, которыми обладает «хозяин» этой ладони. Упражнение заканчивается, когда к каждому вернется его ладошка.
Участники рассказывают о своих чувствах после выполнения упражнения, о том, какие «ценности» они раньше в себе не замечали.
Подарок на прощание (памятки – приложение 7 - раздаются каждому участнику)
Не обязательно обладать психологическим или медицинским образованием для того, чтобы внимательно относиться друг к другу и поддерживать в трудной ситуации. Учащиеся по кругу говорят о своем соседе справа все самое замечательное, что знают о нем, хвалятся своим соседом перед остальными. Сосед выслушивает его молча и потом дает обратную связь о том, принимает ли он то, что услышал о себе или нет.
1. «Три ответа»
Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.
Каждый из подростков должен поделиться своими догадками по поводу того, какой из трех вариантов прозвучал. Можно раздать карточки с кратко изложенными ситуациями, например:
· В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…
· Собака вашего соседа испортила ваш ботинок. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…
· Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…
· Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…
· Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…
· В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…
· Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…
2. «Сердечко»
Передаем сердечко по цепочке, со словами “Я уважаю тебя за то, что …”
Следующее задание: Сделай комплимент своему соседу (цепочка возвращается назад).
Поблагодарите друг друга за что-нибудь «Я благодарю тебя за то, что…»
Ребята, а вы помните анкеты, которые мы заполняли с вами на первом занятии?
Сейчас я снова попрошу вас их заполнить, чтобы увидеть, какие изменения произошли с вами после наших встреч. У всех есть ручка?
Раздаем анкеты (Приложение 1)
· Ваши чувства, и какой новый жизненный опыт вы приобрели на занятии?
· Какие выводы сделали для себя? (Высказывания каждого участника).
· Какие упражнения особенно запомнились и, вам хотелось бы их взять с собой?
Похожая притча
С целью профилактики суицидального поведения среди учащихся старших классов предлагаем провести ниже изложенный апробированный вариант антисуицидальной беседы, тема которой звучит следующим образом: «Мои возможности».
В начале беседы учащимся зачитывается притча о Черепахе (Расторгуев С.П. «Информационная война»).
«Жила была обычная Черепаха и постоянно таскала на своей спине тяжелый панцирь. Панцирь придавливал ее к земле, и каждый шаг Черепахе давался тяжело. Поэтому жизнь ее, измеряемая количеством этих непростых шагов, также была нелегкой.
Но зато, когда из соседнего леса прибегала голодная Лиса, Черепаха прятала голову под панцирь и спокойно пережидала опасность. Лиса прыгала вокруг, пробовала панцирь на зуб, пыталась перевернуть свою жертву, но Черепаха стояла на своем и оставалась живой.
Однажды Лиса принесла с собой большой кошелек, привела юриста и, усевшись напротив, предложила свои услуги по покупке панциря. Долго думала Черепаха, но в силу бедности фантазии вынуждена была отказаться. И опять рыжая удалилась ни с чем.
Шло время, окружающий мир изменялся. В лесу появились новые технические телекоммуникационные средства. И однажды, выйдя из дома, черепаха увидела висящий на дереве телевизионный экран, где демонстрировались летающие черепахи без панциря. Захлебывающийся от восторга диктор-дятел комментировал их полет: «Какая легкость! Какая скорость! Какая красота! Какое изящество!»
День смотрела черепаха эти передачи, два, три.
И потом в ее маленькой голове родилась мысль о том, что она дура, раз таскает на себе подобную тяжесть — панцирь. Не лучше ли сбросить его? Жить тогда станет намного легче. Страшно? Да, немного страшно, но в последних новостях телеведущая Сова заявила, что будто Лиса уже стала вегетарианкой.
Мир преображается. Почему бы не полетать? Небо — оно такое большое и такое прекрасное!
«Достаточно отказаться от панциря и мне сразу будет легче!» — думала Черепаха.
«Достаточно отказаться от панциря и ее сразу будет легче есть!» — думала Лиса, подписывая счет на очередную рекламу летающих черепах.
И в одно прекрасное утро, когда небо, как никогда казалось большим, Черепаха сделала свой первый и последний шаг к свободе от системы защиты».
Вопросы:
- «Дорогу осилит идущий». Как вы понимаете эти слова? – разбираем ответы. (Можно сидеть и мечтать: «Хочу быть физически сильным», а можно действовать – начать заниматься спортом, записаться в спортивную секцию и т.п. Во втором случае уже начинается продвижение к поставленной цели и вероятность ее достижения будет в этом случае выше, чем у того, кто только об этом мечтает).
- В отличие от той черепахи, которая сняла с себя панцирь (по незнанию, неопытности), мы во многих ситуациях можем получить своевременную помощь. Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни или из жизни своих близких и друзей – в какие трудные ситуации они попадали, как справлялись с ситуациями, и кто им в этом помог? – заслушиваем и разбираем ответы. А у нас в школе к кому вы можете обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации? (учителю, директору, психологу).
Выводы по беседе:
1.- Наши возможности (при соответствующей работе над собой) не имеют границ, они бесконечны.
2.- Выход из сложной ситуации есть. Его нужно найти.
3.- Нельзя стесняться обращаться за помощью к взрослым. (Если бы черепаха посоветовалась с другими жителями леса перед тем, как снять панцирь, больше вероятности, что она осталась бы жива).
4.- Рядом с нами живут люди, которым тяжелее чем нам. Мы просто не всегда знаем об их существовании.
5.- В повседневной жизни часто встречаются люди, которые, как лиса из притчи, стараются ослабить нашу безопасность. Для того, чтобы не попасть под их влияние, необходимо:
- повышать уровень знаний во многих направлениях;
- развивать свои способности;
- обращаться за помощью к учителям и близким людям.
Следует отметить, что есть категория педагогов-психологов, которые по тем или иным причинам не уверены в том, что результат беседы с подростком на антисуицидальную тематику будет положительным. В этой связи будет уместным привести следующие доказательства абсурдности такого рода «сомнений».
- Подросток может именно Вас считать компетентным специалистом, доверять Вам. Отказом от беседы с ним и путем направления его к компетентному специалисту (по Вашему мнению) Вы просто спровоцируете суицидальный поступок.
- Нельзя страшиться мысли: «А вдруг я что-то не так сделаю». Лучше допустить ошибку, спасая жизнь, чем, позволяя ей уйти.
- Если Вы школьный педагог-психолог, в Ваших возможностях получить всестороннюю информацию об учащихся школы по разным информационным каналам, достаточную для принятия соответствующих мер по профилактике суицидального поведения.
- В ситуации оказания экстренной психологической помощи по предупреждению суицидального акта, последствия процесса ожидания специалиста узкой специализации могут оказаться непредсказуемыми.
В качестве инструментария при решении рассматриваемой проблемы можно использовать ниже изложенные рекомендации, составленные на информационной базе работы по направлению «психология и психотерапия кризисных состояний».
- Донести (в доступной для понимания форме) ребенку информацию о том, что смерти нет – есть только фантазии и мысли, которые мы описываем с точки зрения живого человека. В связи с этим, большая часть информации о суициде, которую дети черпают из Интернета, СМИ – нельзя рассматривать как истинный факт.
- Из 1208 попыток отравиться – успешных (по статистике) 17. Следует отметить, при этом, что при отравлении высок риск развития психоза – сильнейшего нарушения психики. Если есть желание провести дни своей молодости в психиатрической больнице – «можно» попробовать.
- Следует рассмотреть вопрос об «эстетике смерти». Есть подростки и взрослые, ошибочно фантазирующие о том, что, после их смерти, родные (которых они «якобы» своей смертью наказали за что-либо) будут смотреть на них (как в художественном фильме). Это сильное заблуждение, так как только для сцен из кинофильма показывают комбинированные съемки, в кадрах которых якобы повешенные или упавшие с высоты остаются без видимых изменений. Это только миф, потому что актеры, игравшие роли суицидентов, в реальной жизни очень даже живые люди, вовсе не помышляющие о самоубийстве. Можно вскользь упомянуть о возможной полной парализации и перспективе на всю жизнь остаться инвалидом, когда те же родители или друзья (которых так хотелось "наказать") будут долгие годы кормить из ложечки, прикованного к инвалидной коляске, «суицидента».
- Если суицидальные мысли возникают с целью демонстрации суицидального поведения, то неплохо своевременно проинформировать подростков о том, что все люди (в любом возрасте), проявившие склонность к суициду (даже ложному), ставятся на учет в психиатрический диспансер. И состоя в нем на учете, могут поставить жирный крест на многих видах профессионального самоопределения. Они уже не смогут работать в МВД России, не смогут стать летчиками, спасателями и т.п. Можно отметить и тот факт, что нередки случаи, когда демонстративный суицидальный поступок принимал законченную форму и трагедию предотвратить не удавалось (просчет горе-суицидента со временем прибытия домой родственников, которые могли бы вызвать скорую медицинскую помощь и т.п.).
- Развенчание мифа о том, что о сверстнике-самоубийце знакомые будут думать с уважением и восторгом. Практика показывает, что о самоубийцах в скором времени забывают. И враги, и друзья приходят к выводу о том, что человек был слабаком, хотя ранее они в лицо ему говорили «а слабо выпрыгнуть в окно…» и т.п., т.е. провоцировали на совершение действий, за которые в дальнейшем сами же будут и презирать.
- Если ребенку кажется, что у него в жизни все плохо, можно посоветовать ему пообщаться с инвалидами в местной городской больнице, и сравнить свою жизненную ситуацию с ситуацией тех больных детей и взрослых.
Основные положения беседы
- Возможности человека безграничны. Выход из сложной ситуации есть, его только нужно найти.
- В твоей (ребенка) помощи, как будущего специалиста, нуждаются люди, о существовании которых ты пока не подозреваешь. В твоих силах стать профессионалом и помогать людям.
- Рядом всегда есть люди, которым тяжелее, чем тебе (ребенку). Ты просто не всегда знаешь об их существовании.
Читайте также: