Притча про воробья и орла
Обновлено: 14.11.2024
Выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником.
ОРЕЛ И ВОРОБЬИ
Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал:
– Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.
Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище.
И сказал тогда Орел воробьям:
– Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце.
Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:
– Короткое крыло – низкий полет.
А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
III. Актуализация опорных знаний по речеведению
– Определите стиль и жанр этого текста. (Это текст художественного стиля, следовательно, главная задача – воздействовать на чувства и воображения читателя с целью эмоционального восприятия его. Жанр – сказка. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».)
– Автор определила жанр как сказка-притча. Вспомните определение притчи. (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)
– В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте.
IV. Самостоятельная работа учащихся в группах (cодержательный и композиционный анализ текста)
Задания для групп.
- Какова композиция притчи?
- Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами.
- Что вы можете сказать о героях притчи?
- Авторская характеристика Орла и воробьев.
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
- Их роль в тексте.
Примерные ответы на предложенные вопросы.
Группа А.
Основной композиционный прием, использованный автором, – контраст. Обличительная речь Орла – центр притчи. Конфликт – столкновение разных жизненных позиций.
Завязка – реакция воробьев на рассказ Орла.
Кульминация – полные горечи слова Орла.
Развязка – ответ Орла на действия воробьев.
Условно в тексте можно выделить 5 микротем:
1. Рассказ Орла и реакция воробьев | «И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи. » |
2. Осмотр Орлом фермы и его обличительная речь | «Окинул Орел своим зорким оком окрестность. » «. но нашел я не птиц, а существ с крыльями. » |
3. Возмущение воробьев и ответ Орла | «. возмутились такими речами воробьи. » «короткое крыло – низкий полет» |
4. Возвращение воробьев к прежнему существованию | «. снова вернулись воробьи к своим гнездам. и снова защебетали. » |
5. Мораль | «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется». |
Группа В
В притче прослеживается аллегория.
Герои притчи «Орел и воробьи» наделены человеческими свойствами. Образ Орла не соответствует первичному представлению об этой птице. Орел оказался на скотном дворе случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные.
V. Обобщение композиционно-смыслового анализа текста
– Сформулируйте тему и идею текста. (Тема – смысл жизни. Идея заключена в морали) (зачитать).
– Каждому человеку дан разум, но не всякий устремляет его к высоким целям.
– Соотнесите идею притчи и эпиграф к сегодняшнему уроку.
– Как вы понимаете его смысл? (В притче слово должно быть понятным и действенным. А значит, определенную роль в стилистическом оформлении играют изобразительно-выразительные средства).
Группа С
Тропы
Метафора: «растворился в небе» – подчеркивает органичность Орла среди облаков, в небесных высях.
– «царь птиц» (Орел), «Божий дар» (жизнь) – помогает устранить однообразие;
– «существа с крыльями» (воробьи), «прекрасные места» (фермы и свинарники) – передает авторскую иронию по отношению к жизненной позиции воробьев.
Эпитеты: неведомые дали, непостижимые высоты, жадно поедали, неприятное зрелище, хрюкали ужасно.
Фигуры
Притча представляет собой развернутую антитезу «Орел – воробьи». Она реализуется через систему антонимических пар: один – стая, рассказать – слушать, птицы – свиньи, просторы – загоны, дары природы – объедки, высота – низкий полет, чудесные миры – свинарники.
Говоря о синтаксисе текста, следует отметить инверсию. Обратный порядок слов создает некоторую напевность: «стал рассказывать орел», «слушали воробьи», «нашел я», «летают они», «видят они», «протекает жизнь», «сказываешь ты».
Для создания определенного эмоционального эффекта автор использует явление однородности: «о других мирах и иной жизни», «о неведомой дали, к непостижимым высотам», «утаптывали грязь и валялись в ней», «хрюкали и визжали», «поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни».
Однородные члены образуют такую фигуру, как градация: «толстые, грязные, дурно пахнущие» (расширение отрицательных качеств), «нет устремления в их крыльях, в их взоре, и в их сердце».
Многосоюзие замедляет речь с целью дать возможность задуматься о смысле (зачитать от слов «Я считал воробьев. »).
Заканчивается монолог Орла афоризмом, в конце его многоточие (умолчание), т.е. автор приглашает нас к размышлению.
VI. Домашнее задание:
Напишите сочинение-размышление на одну из предложенных тем:
1. «Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем».
2. «Короткое крыло – низкий полет».
3. «В жизни по-разному можно жить».
Вам нужно выразить свое отношение к поднятой проблеме, аргументировать его, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
VII. Заключительное слово учителя
– Думаю, что у каждого из вас есть своя точка зрения. Она может совпадать или не совпадать с позицией автора, потому что …
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать,
И подарить его людям.
Похожая притча
Жил-был на свете маленький воробей, который в холодное время замерз, упал на землю, а потом еще хуже, корова на него наделала. Но навоз был теплый, и он согрел его. От этого воробей был так счастлив, что зачирикал. А голодный кот проходил мимо. Он разгреб навоз, увидел птичку и съел ее.
Мораль сей сказки такова: «тот, кто нагадил на тебя, не обязательно твой враг, а тот, кто тебя оттуда вытащил, не обязательно твой друг, и если ты согрелся и счастлив, все равно где, тебе следует держать рот на замке».
Свидетельство о публикации №214050602267 Рецензии
СПАСИБО Вам за мудрую притчу, Татьяна! Действительно, о своём счастье во всеуслышанье "чирикать" не следует! Недоброжелатели не дремлют.
С искренним уважением,
Спасибо, Сергей. Вы правы. Недоброжелатели не дремлют.))
С признательностью, Татьяна
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Похожая притча
Сидел на ветке серый воробей
и хвастался среди своих друзей:
«Настал, друзья, мой звёздный час.
Я брошу вызов самому Орлу сейчас!
Я и Орёл — мы птицы одного Полёта!
Свои достоинства могу назвать без счёта:
Я к облакам, как и орёл могу подняться,
и ничего и никого там не бояться,
я камнем, как орёл, могу упасть с небес,
всегда мне мама говорила, что в меня вселился бес,
а славно как умею я порхать, -
даже орёл не может так летать,
а как пою! Мне соловьи завидуют. Ей богу!
Ну, ладно, поспешу, пора в дорогу.
К орлиному гнезду он вскоре, задыхаясь, подлетел
и тихо прочирикал (сам он думал, что пропел):
«Хочу, орёл, с тобою состязаться,
и думаю, что следует тебе меня бояться,
я Чемпион среди пернатых, больших и малых,
я думаю, немного среди птиц — таких уд'алых!»
Орёл же, крошку воробья совсем и не заметил,
он зайца в поле далеко приметил.
Взлетел орёл, взмахнул могучими крылами
и плавно стал парить под облаками.
Наш воробей погнался за орлом, что было сил порхая,
но быстро выдохся (воробышки ведь долго не летают),
и камнем вниз с небес он на землю свалился.
Бесславный был его конец — хвастун разбился.
Мораль:
Коль воробьем родился — им и оставайся,
не мни себя Орлом, не зазнавайся!
Свидетельство о публикации №214121601452 Рецензии
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Похожая притча
Высоко-высоко в горах, выше облаков жил-был Орёл. Он жил так высоко, что вокруг него были только скалы и ветер. А летал Орёл ещё выше – к самому солнышку летал греться. Был Орёл большой – крылья распахнёт – будут они больше твоей кроватки. Сильный, умный, но очень-очень одинокий. И вот однажды он подумал: «Что это я всё один да один? Скучно одному в горах. Надо найти других птиц, подружиться с ними. Научу я их летать высоко-высоко, к самому солнышку, научу быть сильными, как я».
Решил так Орёл и полетел других птиц искать. Летел он над горами, по сторонам смотрел – нет птиц. Не живут они так высоко, как он – орёл.
Кончились горы – полетел орёл над лесами. В лесах медведи ягоды едят, волки бегаю, зайчишки скачут. А птиц в лесу нет.
Кончились горы – полетел орёл над полями. В полях коровы пасутся, кони скачут, люди траву косят. А птиц в полях нет.
Кончились поля – раскинулось перед орлом море. Огромное, синее как небо. Плавают в море рыбы, малюсенькие, побольше и совсем большущие. Дельфины играют, осьминоги по дну ползают. Нет в море птиц.
Долго летел орёл. Уставать стал. Расстроился. Думает: «Нет нигде птиц. Сейчас долечу до края моря, посижу, отдохну и полечу домой в горы». И только он так подумал, как показался берег, а на берегу, большой город. И над этим городом птиц летает видимо-невидимо. «Здорово – думает орёл. – вот здесь-то я точно себе друзей найду».
Подумал он так и сел на первую же крышу. На крыше сидели птицы – большие, чёрные, с широкими крыльями, с крепкими клювами.
— Здравствуйте, птицы! – сказал орёл. – Я – орёл. А вы кто?
— А мы вороны, вороны мы, кар-кар-кар.
— Скажите, вороны, а вы летать умеете?
— Кар-кар, конечно умеем!
— А далеко летаете?
— Далеко-о-о, кар-кар-кар. С крыши до помойки, там поедим. С помойки до лужи. Там искупаемся и опять на крышу. Далеко летаем, кар-кар-кар!
— Разве это далеко, — говорит орёл. Хотите, я вас научу летать высоко-высоко, к самому солнышку греться?
— Нет, не хотим, кар-кар-кар. Нам и здесь тепло и вкусно.
«Не найти мне здесь друзей, подумал орёл. Большие птицы вороны, сильные, умные, но ленивые. ». Подумал так орёл и перелетел на другую крышу. Там сидели птицы поменьше: сизые и говорливые.
— Здравствуйте, птицы! – сказал орёл. – Я – орёл. А вы кто?
— А мы голуби, гули-гули-гули! – залопотали голуби.
— Скажите, голуби, а вы летать умеете?
— Конечно умеем, конечно умеем, гуль-гуль-гуль!
— А далеко ли летаете, высоко ли?
— Далеко-о – далеко, высоко-высоко, гуль-гуль-гуль. Как взлетим, как полетим над городом – темно становиться. Мы над всем городом летаем, все крыши знаем, и большие и маленькие, гуль-гуль-гуль!
— А хотите — говорит орёл — я вас научу летать высоко-высоко, к самому солнышку греться?
— Хотим-хотим, гуль-гуль-гуль, залопотали голуби. Высоко-высоко, к самому солнышку, гуль-гуль-гуль!
— Тогда полетели! — крикнул орёл и взмахнул крыльями.
Голуби замахали крыльями, загулькали и полетели вслед за орлом. Они махали крыльями и летели всё выше и выше, но вдруг посмотрели вниз. Дома там были маленькие, как игрушки, деревья – как кустики, деревья – как муравьи. Испугались голуби:
— Ой страшно нам, страшно. Полетим мы вниз. Пока-пока, орёл! Гули-гули-гули!
И улетели голуби обратно к себе на крышу
И полетел орёл на третью крышу. Там сидели маленькие весёлые птички.
— Здравствуйте, птицы! Сказал орёл. Я орёл! А вы кто?
— А мы воробьишки, воробьишки мы, чик-чирик, чик-чирик-чик-чик!
— Скажите, воробьишки, а вы летать умеете?
— Конечно умеем, чирик-чик-чик! Как поднимемся тучей – неба не видно, от крыльев ветер поднимается! Чик-чирик!
— А далеко вы летаете!
— Далеко! Далеко! Чик-чирик-чик-чик! В поле летаем – зёрнышки клевать, над морем летаем – в брызгах купаться, в лес летаем – по деревьям прыгать. Вот как далеко летаем, чик-чирик!
— А хотите, я вас научу летать высоко-высоко, к самому солнышку греться? — спросил орёл.
— Хотим! Хотим – загалдели воробьи. Полетели к солнышку!
Орёл взмахнул крыльями и полетел высоко-высоко в синее небо. Воробьишки замахали крылышками и полетели вслед за орлом. Поднимаясь, они кричали:
— Ух ты, как высоко! Выше всех летим, чик-чирик! Как орёл летим, чирик-чик-чик!
Летели они, летели и стали уставать.
— Извини нас, орёл — говорят они. Не можем мы выше лететь. Устали наши крылышки. Спасибо тебе. Чик-чирик!
И полетели воробьишки вниз.
«Жалко, думает орёл. Хорошие ребята воробьишки – весёлые, храбрые. Жаль только, слабенькие. Видно, никогда не найти мне друга». Совсем уже собрался орёл улетать к себе в горы, как слышит – возле него кто-то крыльями машет и кричит:
— Орёл! Орёл! Я не устал! Я хочу летать как ты – к самому солнышку!
Оглянулся орёл, а рядом с ним маленький воробьишка крыльями машет. И сказал ему орёл:
— Чтобы стать таким как я – нужно полететь ко мне в горы и там учиться быть орлом.
— Полетели – закричал воробьишка. – Чик-чирик, чирик-чик-чик.
И они полетели. Летят над морем, крыльями машут. Уставать стал воробьишка. Орёл ему говорит:
— Давай понесу тебя в лапах.
А вообьишка ему в ответ:
— Нет! Я сам полечу – как орёл!
А сам устал, летит всё ниже и ниже к воде, вот-вот клювом воду зачерпнёт. Подхватил его орёл сильными лапами, а воробьишка опять кричит: «Я сам!». А орёл ему в ответ:
— Лежи, отдыхай. А то если ты в море утонешь, я тебя – из воды не достану.
Так и долетел воробьишка до другого берега моря у орла в лапах. Вот море кончилось, поля начались. Разжал орёл лапы, замахал воробьишка крыльями – снова сам полетел. Летит над полями и кричит:
— Ух ты – красота! Сидел бы я в городе – никогда бы такой красоты не увидел.
— Это ещё что – отвечает орёл. – У меня в горах в сто раз красивее.
Пролетели они над полями, над лесом полетели. Удивляется воробьишка:
— Какие леса густые! У нас в парках и деревьев-то таких нет.
Над лесом снова уставать стал воробьишка, вот-вот в густую листву провалится. Опять схватил его орёл лапами. Кричит воробьишка:
-Я сам полечу!
А орёл ему в ответ:
— Отдыхай, дорога долгая.
Отдохнул воробьишка, в лапах у орла затрепыхался. Отпустил его орёл, а тут и леса кончились, горы начались. И вот летят орёл и воробьишка всё выше и выше, над острыми скалами, над глубокими пропастями, уже выше облаков забрались. И долетели, наконец до Орлиной горы, до орлиного гнезда. Упал воробьишка в гнездо, ни одним пёрышком пошевелить не может – так устал. Говорит ему орёл:
— Спи-отдыхай. А завтра буду тебя учить, как орлом быть!
И со следующего дня стал орёл воробьишку учить. Летать далеко – до самой дальней горы. Летать высоко – к самому солнышку греться. Ветра и снега не бояться. Грозы не пугаться.
Стал воробьишка сильнее и храбрее всех воробьёв, но остался таким же маленьким. Нисколько не вырос. И вот говорит воробьишка как-то орлу:
— Спасибо тебе орёл, за всё, чему ты меня научил. Только видишь – не вырос я нисколько, как воробьём был, так и остался. Видно, не бывать мне орлом. Завтра утром полечу обратно в свой город.
Загрустил орёл. Если улетит воробьишка, то опять он без друга останется. И отвечает он воробью:
— Подожди, воробьишка! Не торопись. Я что-нибудь придумаю.
Лёг воробьишка спать, а орёл полетел к Дальней горе. На Дальней горе жила волшебница. Прилетел к ней орёл посреди ночи, разбудил. Спрашивает его волшебница:
— Зачем, орёл, разбудил меня среди ночи? Что у тебя такое стряслось, что не можешь ты до утра подождать?
— Помоги мне, волшебница, говорит орёл. – Есть у меня друг, маленький воробьишка. Он очень хотел быть большим и сильным, как я. Прилетел со мной из-за моря. Долго у меня учился. Он теперь самый сильный и храбрый воробей на свете. Да только не вырос он ни капельки, не стал орлом. Сделай чудо: пусть воробей орлом станет!
Задумалась волшебница, а потом и говорит:
— Сама я воробья орлом сделать не смогу. Но завтра на твоей Орлиной горе, на другой её стороне на рассвете забьёт родник. Бить он будет до полудня, а после обеда высохнет. Если напьётся воробьишка воды из того родника – превратится в орла.
— Спасибо, волшебница! — крикнул орёл и полетел в ночном небе в своё гнездо, только звёзды засверкали.
Прилетел он как раз на рассвете. Воробьишка уже проснулся и собирал узелок с вещами, чтобы лететь домой.
— Подожди, воробьишка! – закричал орёл – Подожди! Я знаю, как тебе стать орлом!
Воробьишка встрепенулся:
— Как?! Как же мне стать орлом?! – воскликнул он.
— Сейчас, — отвечал ему орёл – когда солнце начало вставать, на другой стороне нашей горы забил родник. Он будет бить до обеда, а потом высохнет. Когда ты напьёшься из этого родника, тогда и станешь орлом.
— Полетели! Полетели скорее! – замахал крыльями воробьишка.
И они полетели. Летят-летят, утро уже в день превратилось, а они только полпути полетели. Орлиная гора – самая большая, самая крутая среди всех гор. Летит воробьишка и на лету плачет – боится, что не успеет. Наконец, прилетели орёл с воробьишкой на другую сторону горы, стали родник искать. Наконец видят – течёт воды тоненькая струйка. Сели орёл и воробей на скалы рядом с родником, а воробьишка тут же упал – так из сил выбился. Лежит и плачет, а к роднику подойти сил нет. Набрал тогда орёл в клюв воды и дал воробью попить. Прибавилось у воробья сил. Вскочил он и давай из родника пить. И с каждым глотком становился всё больше и всё сильнее. И когда выпил он последний глоток, тут же высох родник. А вместо воробья на камне сидел молодой орёл.
Поклонился молодой орёл старому и сказал:
— Спасибо тебе, учитель! За то, что взял с собой. За то, что сильным сделал — научил не бояться ни ветра, ни грозы. За то, что из родника напоил. Ты мой самый большой друг!
И с тех пор жили уже два орла в горах. Летали высоко-высоко в синем небе, выше облаков. Так высоко, что нам не видно. У самого солнышка грелись. Летали и других птиц учили быть сильными, храбрыми, гордыми – настоящими друзьями.
Читайте также: