Притчи и легенды в литературе

Обновлено: 21.12.2024

7.1.1.1..Понимать термины: притча, легенда, литературное направление, сатира, юмор, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора.

7.1.2.1. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.

7. 1.3.1. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа.

7.1.4.1 Составлять сложный план

7. 1.6.1. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.

7. 2.2.1. Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев.

7. 2.3.1. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл.

7. 2.4.1. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев.

7. 2.5.1. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

7. 3.1.1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях.

Цели урока : понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление.

Критерии оценивания

Определяет значение терминов

Составляет план по прочитанному тексту.

Пересказывает текст по плану.

Составляет вопросы по плану.

Межпредметные связи : связь с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства .

Навыки использования ИКТ : интерактивная доска, интернет-ресурсы, представленные в мультимедийной форме информационных материалов (видеофрагмент).

Предварительные знания : данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы и оценивание

1.Организационный момент.

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, пожелание успеха в работе.

Деление на группы.

Стратегия «выбери меня»

2.Проверка рекомендованного круга чтения.

Стратегия «Поп-корн» (учитель организует проверку домашнего задания)

-Какие книги из рекомендованного списка вы прочитали за лето?

-Укажите авторов, которые вам не были знакомы ранее.

-Назовите героев, которые вам запомнились.

-Какие произведения вы бы хотели перечитать?

-Что из внепрограммных произведений вы прочитали?

Отвечают на вопросы, поставленные учителем

3.Стадия осмысления .

Актуализация знаний. Формирование новых понятий и способов деятельности.

Знакомство с новым учебником.

-Опишите обложку, форзац и титульный лист учебника.

- Внимательно рассмотрите условные обозначения, с которыми будете работать в течение учебного года.

--Познакомьтесь с «Содержанием».

-Из каких разделов состоит учебник?

-Какие произведения будем изучать в этом году?

-Известны ли вам какие-то из них?

-Прочтите обращение авторов учебника к семиклассникам и ответьте на вопросы:

-Какие литературные понятия предлагаются для изучения как опорные и важные?

-Рассмотрите таблицу, назовите свойства и признаки художественного текста.

-Рассмотрите таблицу, назовите свойства и признаки художественного мира.

Рассматривают учебник «Русская литература» для 7 класса и отвечают на вопросы

Похожая притча

7.ПО 1. понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление.

понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм

Цели обучения учащихся

Все учащиеся смогут

понимать основную информацию сплошных и не сплошных текстов, извлекая главную и второстепенную информацию

понимать основное содержание текста

Большинство учащихся смогут

извлечь главную и второстепенную информацию

Некоторые учащиеся смогут

дать объяснение новой, не понятной некоторым информации

Критерии оценивания

Определяет значение терминов

Составляет план по прочитанному тексту.

Пересказывает текст по плану.

Составляет вопросы по плану.

Языковые цели

Учащиеся будут в своей речи применять термины:

Жанр, притча, легенда, баллада, басня, литературное направление.

Привитие ценностей

Этот раздел основан на изучении произведений разных жанров. Учащиеся вспомнят особенности мифов и легенд, проанализируют тексты Обращение к текстам произведений позволит учащимся охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам. В ходе работы учащиеся будут выполнять различные задания аналитического и творческого характера, а также задания, направленные на развитие критического мышления.

Межпредметные связи

связь с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства .

Навыки использования ИКТ

Работа с презентацией по тематическому материалу

Предварительные знания

Этот раздел строится на знании содержания произведений, литературоведческих терминов, изученных в 6 классе, а также навыках выразительного чтения. Особое внимание уделяется развитию навыков понимания произведений, анализа идейной направленности, характеристики героев через анализ эпизодов.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Мозговой штурм

Учащиеся работают с текстом «Что называется жанром?»

1. Прочитать текст

2. Составить вопрос по тексту

Что называется жанром?

Учащиеся приводят в пример произведения по данным жанрам.

Учащиеся прогнозируют тему урока.

Деление на группы:

Группа «Миф»: Зевс, Гея, Посейдон, Арест, Ариадна.

Группа «Легенда»: Брюс Ли, Мустафа Ататюрк, Леонид(греческий герой), Кутузов, Кажымукан, Исатай Тайманов, Томирис, Вашингтон.

Группа «Фэнтези»: Гарри Поттер, Аватар, Гэндальф, Каспиан, Фродо, Леголас.

Сделать акценты на:

- совместно с учащимися определить цели урока/ЦО

Работа с презентацией по целям и критериям успеха

Тематический материал 1

Тематический материал 2

Презентация к уроку

Легенда – это устный народный рассказ, в основе которого лежит чудесное событие.

Легенда возникла в фольклоре. Это устный народный рассказ, в основе которого лежит чудесное событие. Она невелика по объему. Позже легенды стали

собирать и записывать. Сюжеты легенд используют писатели при созда-

нии своих произведений. Сюжет трагедии А. Пушкина «Борис Годунов» основан на легендах о смерти царевича Дмитрия. Абай при создании поэмы «Ис-

кандер» обратился к легендам об Александре Македонском. Одна из легенд, которую вводит в свою поэму Абай, повествует о том, как Искандер искал и нашел воду бессмертия, священный Источник. По содержанию выделяют

легенды исторические, в которых дей-ствуют реальные исторические лица, и

легенды, объясняющие возникновение географических реалий, растений, животных. Особую группу образуют религиозные легенды, которые повествуют о святых, ангелах и мифологических персонажах.При литературной обработке легенды сохраняется сюжет, но добавляются описания, художественные детали, диалоги, и легенда превращается в рассказ, поэму или стихотворение. Русский писатель Николай Лесков использовал легенды о тульском мастере при создании своего произведения «Сказ о тульском косом мастере Левше и о стальной блохе (Це-ховая легенда)» (1881). Широко известную и любимую в России «Легенду

о граде Китеже» включил в свой роман «В лесах» писатель Дмитрий

Мельников-Печерский. На сюжет этой легенды композитор Николай Ан-

дреевич Римский-Корсаков написал оперу «Сказание о невидимом граде

Китеже и деве Февронии».

Ученый и этнограф Александр Николаевич Афанасьев был не толь-

ко собирателем русских сказок, но и легенд. Ему принадлежит сборник

«Народные русские легенды» (1859). Среди них есть легенда о луков-

ке, которую включил Федор Достоевский в роман «Братья Карамазовы».

А уже в XX веке известный японский писатель Акутагава Рюноскэ исполь-

зовал сюжет этой легенды при написании своего рассказа «Паутинка».

В восточной легенде «Демир-Кая» (1906) писатель Александр Куприн

обратился к сюжету о жизни великого грешника и посмертном чуде. В его

рассказ «Пегие лошади» включены народные легенды о жизни святого

Легенды, как и притчи, имеют поучительный смысл, но лишены

иносказательности. В них поднимаются важные нравственные проблемы,

связанные с темами добра и зла, справедливости, любви и верности.

«Мозговой штурм»

«Найди значение слова»

Повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай, один из видов лиро-эпической поэзии.

Художественный метод в литературе, совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, изображая художественные образы и явления жизни.

Это художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой.

В литературе и др. искусствах изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы

Жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент конфликта или борьбы.

Это жанр художественных произведений, в основе которого лежит использование сказочных и мифологических мотивов.

Образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Учащиеся будут работать с карточками , где записаны термины и определения к терминам (повторение изученного в 6 классе).

Форма проведения стратегии

Определения прикреплены в разных частях кабинета. Учащиеся в группах будут находить к терминам, которые между группами распределил учитель, определения. Проверку провести по слайду в презентации.

Самооценивание.

- Работа с текстом

Учитель раздает тексты группам

Учащиеся в группах выполняют задание

Задание для группы «Легенда»

Ø Прочитайте текст.

Ø Составьте простой план текста.

Что такое легенда?

Что такое легенда? Все мы часто слышим: "Это событие станет легендой! Да он просто легендарен! О ней легенды ходят!" А что такое легенда на самом деле? Само слово "легенда" пришло к нам из латинского языка и переводится как "читаемое" или же "список отрывков из литургии для чтения на каждый день". Считается, что это одна из разновидностей устного народного творчества, но в отличие от сказки, там нет никакого волшебного начала. Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле. Но так как большинство легенд начали формироваться ещё тогда, когда письменности не было, а потому передавались из уст в уста, то каждым из рассказчиков добавлялись какие-то новые элементы, новые красочные детали, и легенда постепенно трансформировалась. Легенды встречаются и в религиозной литературе – описания жития святых, деяния апостолов, части в священном Писании.

Лучше всего понять, что означает легенда, можно на конкретном примере. Все слышали легенду об Атлантиде – таинственном городе-цивилизации, который был развит до несказанно высокого уровня, чем прогневал богов и ушел под воду. Часть этой истории – существования города Атлантида – правда. Остальное – гнев богов, уровень развития цивилизации, сила самих жителей – Атлантов – может быть правдой, а может быть и домыслом рассказчиков.

Задание для группы «Миф»

Ø Прочитайте текст.

Ø Составьте простой план текста.

Что такое миф?

Процесс сотворения мифа начинается, когда человек осознает необходимость или неизбежность чего-либо, или когда у него возникает острое желание что-то изменить в окружающем мире. Но из-за недостатка знаний о мире ему для осуществления этих желанных изменений приходится полагаться главным образом на воображение, вымысел, на фантастическую картину реальности.

Мифология, миф — это специфические образы, иллюзорная модель подлинной реальности. Иными словами, миф является символической, превращенной формой действительности, одной из символических форм культуры, создаваемой воображением и переосмыслением реальности, подобно созданию искусства.

Слово «миф» происходит от греческого mythos, которое в глубокой древности обозначало «слово», «высказывание», «историю», «фикцию». Миф всегда связан с религиозными ритуалами и верованиями. Это рассказ, автор которого чаще всего неизвестен. Миф обычно объясняет обычаи, традиции, веру, социальный институт, различные феномены культуры или явления природы, опираясь на якобы фактические события. Мифы повествуют, например, о начале мира, о том, как были созданы люди и животные, откуда и как произошли некоторые обычаи, жесты, нормы и т.п. Мифы предлагают модели человеческого поведения, социальных институтов или универсальных обстоятельств.

Мифы возникают, когда человек вынужден объяснять себе мир, не располагая научным знаниями о себе и своей Вселенной. Именно так обстояли дела в каменном веке (см. далее).

Задание для группы «Фэнтези»

Ø Прочитайте текст.

Ø Составьте план простой план текста.

Что такое притча?

Одним из самых интересов народного и авторского творчества являются притчи. Известны как древние притчи, передаваемые из поколения в поколения, так и современные, которые имеют своих реальных авторов. Притча является любимым жанром литературы многих людей, потому что она пишется языком иносказания, чтобы понять ее смысл, надо иметь образное мышление и яркую фантазию. Именно недоступность смысла притч для всех делает их привлекательными для избранных. Именно этим они похожи на басни, их языком можно говорить о тех явлениях, о которых говорить в обществе не принято или запрещено. Чтобы начать понимать иносказания, надо знать, что такое притча и как она может объяснить жизненные явления, научить жить.

Притча – это рассказ или история, в которой герои попадают в такие ситуации, в которые может попасть любой человек, но выходы из ситуаций, как правило, описываются не обычные. В притче вся история подчинена выводу, главной мысли, которая выводится и формулируется в конце. Эта мысль всегда является нравственным поучением, уроком, который преподнесен философски и иносказательно. В каждой такой притче изложен небольшой или очень большой, но всеобщий закон жизни. Кроме того, в притчах нет фантастических тем и случаев из жизни, сюжеты их достаточно реальны. Этим они подкупают еще больше и заставляют думать, в чем смысл притчи. А необычной трактовкой событий они запоминаются очень легко. Так же легко потом при случае достаются из подсознания.

Стратегия «Посланник»

Учащийся группы «Миф» отправляется сначала в группу «Легенда», затем в группу «Фэнтези» с целью ознакомить учащихся этих групп со своим текстом. Текст пересказывается по плану.

То же самое проводят учащиеся двух групп. Каждая группа знакомится с текстами других групп.

Затем посланник возвращается в свою группу (дифференциация).

Учащиеся в группах составляют вопросы по своим текстам и задают учащимся других групп.

Взаимооценивание по группам

- Учащиеся будут смотреть видео об основании Рима. Они должны определить, какой жанр литературы взят за основу при создании данного видео. Учащиеся должны привести аргументы для доказательства своих мыслей.

Похожая притча

7.ПО 1. понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление.

Учащиеся будут:

понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм

Критерии оценивания

Определяет значение терминов

Составляет план по прочитанному тексту.

Пересказывает текст по плану.

Составляет вопросы по плану.

Языковые цели

Учащиеся будут в своей речи применять термины:

Жанр, притча, легенда, баллада, басня, литературное направление.

Привитие ценностей

Этот раздел основан на изучении произведений разных жанров. Учащиеся вспомнят особенности мифов и легенд, проанализируют тексты Обращение к текстам произведений позволит учащимся охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам. В ходе работы учащиеся будут выполнять различные задания аналитического и творческого характера, а также задания, направленные на развитие критического мышления.

Межпредметные связи

связь с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства.

Навыки использования ИКТ

Работа с презентацией по тематическому материалу

Предварительные знания

Этот раздел строится на знании содержания произведений, литературоведческих терминов, изученных в 6 классе, а также навыках выразительного чтения. Особое внимание уделяется развитию навыков понимания произведений, анализа идейной направленности, характеристики героев через анализ эпизодов.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Мозговой штурм

Учащиеся работают с текстом «Что называется жанром?»

1. Прочитать текст

2. Составить вопрос по тексту

Что называется жанром?

Жанр - это одна из разновидностей какого-либо произведения в любой отрасли искусства. Жанры встречаются в живописи, литературе, музыке, театре и кино. Также их можно обнаружить в речи, в отношениях, в традициях и прочих отраслях нашей жизни. Любой из выбранных жанров характеризуется определенными стилистическими или же сюжетными признаками.

Главным образом, жанры встречаются в литературе, и среди них выделяются такие: Комедия – нелепое произведение, носящее высмеивающий характер.

Драма – рассказ, основанный на конфликте главных героев.

Повесть – рассказ, в котором освещается ряд событий.

Роман – крупная форма, в которой судьбы героев тесно переплетаются.

Трагедия – произведение печального, горестного характера.

Учащиеся произвольно делятся на пары, обсуждают и делятся мнением о том, какие ассоциации у них возникли со словами:

«Миф», «Легенда», «Фантастика», «Притча», «Комедия»

Учащиеся приводят в пример произведения по данным жанрам.

Учащиеся прогнозируют тему урока.

Деление на группы:

Группа «Миф»: Зевс, Гея, Посейдон, Арест, Ариадна.

Группа «Легенда»: Брюс Ли, Мустафа Ататюрк, Леонид(греческий герой), Кутузов, Кажымукан, Исатай Тайманов, Томирис, Вашингтон.

Группа «Фэнтези»: Гарри Поттер, Аватар, Гэндальф, Каспиан, Фродо, Леголас.

Сделать акценты на:

- совместно с учащимися определить цели урока/ЦО

Работа с презентацией по целям и критериям успеха

Тематический материал 1

Тематический материал 2

Презентация к уроку

«Мозговой штурм»

«Найди значение слова»

Повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай, один из видов лиро-эпической поэзии.

Художественный метод в литературе, совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, изображая художественные образы и явления жизни.

Это художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой.

В литературе и др. искусствах изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы

Жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент конфликта или борьбы.

Это жанр художественных произведений, в основе которого лежит использование сказочных и мифологических мотивов.

Образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Учащиеся будут работать с карточками, где записаны термины и определения к терминам (повторение изученного в 6 классе).

Форма проведения стратегии

Определения прикреплены в разных частях кабинета. Учащиеся в группах будут находить к терминам, которые между группами распределил учитель, определения. Проверку провести по слайду в презентации.

Самооценивание.

- Работа с текстом

Учитель раздает тексты группам

Учащиеся в группах выполняют задание

Задание для группы «Легенда»

Составьте простой план текста.

Что такое легенда?

Что такое легенда? Все мы часто слышим: "Это событие станет легендой! Да он просто легендарен! О ней легенды ходят!" А что такое легенда на самом деле? Само слово "легенда" пришло к нам из латинского языка и переводится как "читаемое" или же "список отрывков из литургии для чтения на каждый день". Считается, что это одна из разновидностей устного народного творчества, но в отличие от сказки, там нет никакого волшебного начала. Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле. Но так как большинство легенд начали формироваться ещё тогда, когда письменности не было, а потому передавались из уст в уста, то каждым из рассказчиков добавлялись какие-то новые элементы, новые красочные детали, и легенда постепенно трансформировалась. Легенды встречаются и в религиозной литературе – описания жития святых, деяния апостолов, части в священном Писании.

Лучше всего понять, что означает легенда, можно на конкретном примере. Все слышали легенду об Атлантиде – таинственном городе-цивилизации, который был развит до несказанно высокого уровня, чем прогневал богов и ушел под воду. Часть этой истории – существования города Атлантида – правда. Остальное – гнев богов, уровень развития цивилизации, сила самих жителей – Атлантов – может быть правдой, а может быть и домыслом рассказчиков.

Задание для группы «Миф»

Составьте простой план текста.

Что такое миф?

Процесс сотворения мифа начинается, когда человек осознает необходимость или неизбежность чего-либо, или когда у него возникает острое желание что-то изменить в окружающем мире. Но из-за недостатка знаний о мире ему для осуществления этих желанных изменений приходится полагаться главным образом на воображение, вымысел, на фантастическую картину реальности.

Мифология, миф— это специфические образы, иллюзорная модель подлинной реальности. Иными словами, миф является символической, превращенной формой действительности, одной из символических форм культуры, создаваемой воображением и переосмыслением реальности, подобно созданию искусства.

Слово «миф» происходит от греческого mythos, которое в глубокой древности обозначало «слово», «высказывание», «историю», «фикцию». Миф всегда связан с религиозными ритуалами и верованиями. Это рассказ, автор которого чаще всего неизвестен. Миф обычно объясняет обычаи, традиции, веру, социальный институт, различные феномены культуры или явления природы, опираясь на якобы фактические события. Мифы повествуют, например, о начале мира, о том, как были созданы люди и животные, откуда и как произошли некоторые обычаи, жесты, нормы и т.п. Мифы предлагают модели человеческого поведения, социальных институтов или универсальных обстоятельств.

Мифы возникают, когда человек вынужден объяснять себе мир, не располагая научным знаниями о себе и своей Вселенной. Именно так обстояли дела в каменном веке (см. далее).

Задание для группы «Фэнтези»

Составьте план простой план текста.

Что такое притча?

Одним из самых интересов народного и авторского творчества являются притчи. Известны как древние притчи, передаваемые из поколения в поколения, так и современные, которые имеют своих реальных авторов. Притча является любимым жанром литературы многих людей, потому что она пишется языком иносказания, чтобы понять ее смысл, надо иметь образное мышление и яркую фантазию. Именно недоступность смысла притч для всех делает их привлекательными для избранных. Именно этим они похожи на басни, их языком можно говорить о тех явлениях, о которых говорить в обществе не принято или запрещено. Чтобы начать понимать иносказания, надо знать, что такое притча и как она может объяснить жизненные явления, научить жить.

Притча – это рассказ или история, в которой герои попадают в такие ситуации, в которые может попасть любой человек, но выходы из ситуаций, как правило, описываются не обычные. В притче вся история подчинена выводу, главной мысли, которая выводится и формулируется в конце. Эта мысль всегда является нравственным поучением, уроком, который преподнесен философски и иносказательно. В каждой такой притче изложен небольшой или очень большой, но всеобщий закон жизни. Кроме того, в притчах нет фантастических тем и случаев из жизни, сюжеты их достаточно реальны. Этим они подкупают еще больше и заставляют думать, в чем смысл притчи. А необычной трактовкой событий они запоминаются очень легко. Так же легко потом при случае достаются из подсознания.

Стратегия «Посланник»

Учащийся группы «Миф» отправляется сначала в группу «Легенда», затем в группу «Фэнтези» с целью ознакомить учащихся этих групп со своим текстом. Текст пересказывается по плану.

То же самое проводят учащиеся двух групп. Каждая группа знакомится с текстами других групп.

Затем посланник возвращается в свою группу (дифференциация).

Учащиеся в группах составляют вопросы по своим текстам и задают учащимся других групп.

Взаимооценивание по группам

- Учащиеся будут смотреть видео об основании Рима. Они должны определить, какой жанр литературы взят за основу при создании данного видео. Учащиеся должны привести аргументы для доказательства своих мыслей.

Похожая притча

7.ПО 1. понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление.

Учащиеся будут:

понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм

Критерии оценивания

Определяет значение терминов

Составляет план по прочитанному тексту.

Пересказывает текст по плану.

Составляет вопросы по плану.

Языковые цели

Учащиеся будут в своей речи применять термины:

Жанр, притча, легенда, баллада, басня, литературное направление.

Привитие ценностей

Этот раздел основан на изучении произведений разных жанров. Учащиеся вспомнят особенности мифов и легенд, проанализируют тексты Обращение к текстам произведений позволит учащимся охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам. В ходе работы учащиеся будут выполнять различные задания аналитического и творческого характера, а также задания, направленные на развитие критического мышления.

Межпредметные связи

связь с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства.

Навыки использования ИКТ

Работа с презентацией по тематическому материалу

Предварительные знания

Этот раздел строится на знании содержания произведений, литературоведческих терминов, изученных в 6 классе, а также навыках выразительного чтения. Особое внимание уделяется развитию навыков понимания произведений, анализа идейной направленности, характеристики героев через анализ эпизодов.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Мозговой штурм

Учащиеся работают с текстом «Что называется жанром?»

1. Прочитать текст

2. Составить вопрос по тексту

Что называется жанром?

Жанр - это одна из разновидностей какого-либо произведения в любой отрасли искусства. Жанры встречаются в живописи, литературе, музыке, театре и кино. Также их можно обнаружить в речи, в отношениях, в традициях и прочих отраслях нашей жизни. Любой из выбранных жанров характеризуется определенными стилистическими или же сюжетными признаками.

Главным образом, жанры встречаются в литературе, и среди них выделяются такие: Комедия – нелепое произведение, носящее высмеивающий характер.

Драма – рассказ, основанный на конфликте главных героев.

Повесть – рассказ, в котором освещается ряд событий.

Роман – крупная форма, в которой судьбы героев тесно переплетаются.

Трагедия – произведение печального, горестного характера.

Учащиеся произвольно делятся на пары, обсуждают и делятся мнением о том, какие ассоциации у них возникли со словами:

«Миф», «Легенда», «Фантастика», «Притча», «Комедия»

Учащиеся приводят в пример произведения по данным жанрам.

Учащиеся прогнозируют тему урока.

Деление на группы:

Группа «Миф»: Зевс, Гея, Посейдон, Арест, Ариадна.

Группа «Легенда»: Брюс Ли, Мустафа Ататюрк, Леонид(греческий герой), Кутузов, Кажымукан, Исатай Тайманов, Томирис, Вашингтон.

Группа «Фэнтези»: Гарри Поттер, Аватар, Гэндальф, Каспиан, Фродо, Леголас.

Сделать акценты на:

- совместно с учащимися определить цели урока/ЦО

Работа с презентацией по целям и критериям успеха

Тематический материал 1

Тематический материал 2

Презентация к уроку

«Мозговой штурм»

«Найди значение слова»

Повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай, один из видов лиро-эпической поэзии.

Художественный метод в литературе, совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, изображая художественные образы и явления жизни.

Это художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой.

В литературе и др. искусствах изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы

Жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент конфликта или борьбы.

Это жанр художественных произведений, в основе которого лежит использование сказочных и мифологических мотивов.

Образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Учащиеся будут работать с карточками, где записаны термины и определения к терминам (повторение изученного в 6 классе).

Форма проведения стратегии

Определения прикреплены в разных частях кабинета. Учащиеся в группах будут находить к терминам, которые между группами распределил учитель, определения. Проверку провести по слайду в презентации.

Самооценивание.

- Работа с текстом

Учитель раздает тексты группам

Учащиеся в группах выполняют задание

Задание для группы «Легенда»

Составьте простой план текста.

Что такое легенда?

Что такое легенда? Все мы часто слышим: "Это событие станет легендой! Да он просто легендарен! О ней легенды ходят!" А что такое легенда на самом деле? Само слово "легенда" пришло к нам из латинского языка и переводится как "читаемое" или же "список отрывков из литургии для чтения на каждый день". Считается, что это одна из разновидностей устного народного творчества, но в отличие от сказки, там нет никакого волшебного начала. Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле. Но так как большинство легенд начали формироваться ещё тогда, когда письменности не было, а потому передавались из уст в уста, то каждым из рассказчиков добавлялись какие-то новые элементы, новые красочные детали, и легенда постепенно трансформировалась. Легенды встречаются и в религиозной литературе – описания жития святых, деяния апостолов, части в священном Писании.

Лучше всего понять, что означает легенда, можно на конкретном примере. Все слышали легенду об Атлантиде – таинственном городе-цивилизации, который был развит до несказанно высокого уровня, чем прогневал богов и ушел под воду. Часть этой истории – существования города Атлантида – правда. Остальное – гнев богов, уровень развития цивилизации, сила самих жителей – Атлантов – может быть правдой, а может быть и домыслом рассказчиков.

Задание для группы «Миф»

Составьте простой план текста.

Что такое миф?

Процесс сотворения мифа начинается, когда человек осознает необходимость или неизбежность чего-либо, или когда у него возникает острое желание что-то изменить в окружающем мире. Но из-за недостатка знаний о мире ему для осуществления этих желанных изменений приходится полагаться главным образом на воображение, вымысел, на фантастическую картину реальности.

Мифология, миф— это специфические образы, иллюзорная модель подлинной реальности. Иными словами, миф является символической, превращенной формой действительности, одной из символических форм культуры, создаваемой воображением и переосмыслением реальности, подобно созданию искусства.

Слово «миф» происходит от греческого mythos, которое в глубокой древности обозначало «слово», «высказывание», «историю», «фикцию». Миф всегда связан с религиозными ритуалами и верованиями. Это рассказ, автор которого чаще всего неизвестен. Миф обычно объясняет обычаи, традиции, веру, социальный институт, различные феномены культуры или явления природы, опираясь на якобы фактические события. Мифы повествуют, например, о начале мира, о том, как были созданы люди и животные, откуда и как произошли некоторые обычаи, жесты, нормы и т.п. Мифы предлагают модели человеческого поведения, социальных институтов или универсальных обстоятельств.

Мифы возникают, когда человек вынужден объяснять себе мир, не располагая научным знаниями о себе и своей Вселенной. Именно так обстояли дела в каменном веке (см. далее).

Задание для группы «Фэнтези»

Составьте план простой план текста.

Что такое притча?

Одним из самых интересов народного и авторского творчества являются притчи. Известны как древние притчи, передаваемые из поколения в поколения, так и современные, которые имеют своих реальных авторов. Притча является любимым жанром литературы многих людей, потому что она пишется языком иносказания, чтобы понять ее смысл, надо иметь образное мышление и яркую фантазию. Именно недоступность смысла притч для всех делает их привлекательными для избранных. Именно этим они похожи на басни, их языком можно говорить о тех явлениях, о которых говорить в обществе не принято или запрещено. Чтобы начать понимать иносказания, надо знать, что такое притча и как она может объяснить жизненные явления, научить жить.

Притча – это рассказ или история, в которой герои попадают в такие ситуации, в которые может попасть любой человек, но выходы из ситуаций, как правило, описываются не обычные. В притче вся история подчинена выводу, главной мысли, которая выводится и формулируется в конце. Эта мысль всегда является нравственным поучением, уроком, который преподнесен философски и иносказательно. В каждой такой притче изложен небольшой или очень большой, но всеобщий закон жизни. Кроме того, в притчах нет фантастических тем и случаев из жизни, сюжеты их достаточно реальны. Этим они подкупают еще больше и заставляют думать, в чем смысл притчи. А необычной трактовкой событий они запоминаются очень легко. Так же легко потом при случае достаются из подсознания.

Стратегия «Посланник»

Учащийся группы «Миф» отправляется сначала в группу «Легенда», затем в группу «Фэнтези» с целью ознакомить учащихся этих групп со своим текстом. Текст пересказывается по плану.

То же самое проводят учащиеся двух групп. Каждая группа знакомится с текстами других групп.

Затем посланник возвращается в свою группу (дифференциация).

Учащиеся в группах составляют вопросы по своим текстам и задают учащимся других групп.

Взаимооценивание по группам

- Учащиеся будут смотреть видео об основании Рима. Они должны определить, какой жанр литературы взят за основу при создании данного видео. Учащиеся должны привести аргументы для доказательства своих мыслей.

Читайте также: