Притчи для егэ по русскому

Обновлено: 14.11.2024

Автор: Емельяненко Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г.Ноябрьска.

Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет.

«Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург, 1901 г.

В полной мере это относится к духовно-нравственному воспитанию детей. Хотя эти слова были написаны в начале ХХ века, но и в настоящее время они продолжают оставаться особенно актуальными, потому что в сейчас Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ухудшение духовно-нравственной обстановки в российском обществе связано с отсутствием у подрастающего поколения четких положительных жизненных ориентиров. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Огромным потенциалом для решения как учебных, так и воспитательных задач обладают дидактические материалы.

В качестве дидактического материала я предпочитаю отбирать мини-тексты, потому что они, во-первых, небольшого объема, во-вторых, достаточно ёмки по тематике и проблематике, в-третьих, позволяют провести законченную работу при малом количестве времени. К таким текстам относятся «Затеси» В.П.Астафьева, «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва, «Крохотки» А.И.Солженицына, сказки и притчи. Особенно удачны такие тексты будут для работы в 9 классе, так как наряду с изучением материала курса русского языка перед учителем и учениками стоит задача подготовиться к сдаче ОГЭ, в рамках которой ученикам придется работать с различными текстами и выполнять разную работу с ними.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. Для этого и использую на уроках тексты малой формы.

Выпускникам 9 класса на экзамене предстоит выполнить 3 разных вида работы: написать сжатое изложение по прослушанному тексту, выполнить тестовые задания и написать сочинение на одну из предложенных тем.

Обычно на уроках по обучению написанию сжатого изложения уделяется внимание приёмам компрессии текста и отработке навыков быстрого письма, за бортом иногда остается само содержание сокращаемого текста. А ведь подобраны они не случайно, каждый несет в себе мощный духовно-нравственный потенциал:

Все части КИМ по русского языку связаны между собой: если текст для прослушивания был о доброте, например, то и текст, на основе которого ученики выполняют тестовые задания, будет иметь эту же основу, и сочинение в третьей части будет содержать задание, связанное с осознанием этого понятия.

Обычно ученики выбирают на экзамене сочинение 15.3, в котором требуется дать определение какому-либо слову, сформулировать и прокомментировать данное ими определение и написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое человечность?» (например). Раскрывая тезис, ученик приводит 2 примера-аргумента, подтверждающих его рассуждения: один из текста, а второй – из жизненного опыта. Список слов-определений не такой уж и большой ( человечность, счастье, любовь, взаимовыручка, культура, драгоценные книги и т.д.), а существующие сайты с готовым материалом очень облегчают ученикам задачу, поэтому учитель должен организовать работу так, чтобы у учеников возникла потребность в самостоятельном формулировании тех или иных понятий и их осознании, чтобы они проходили через его душу, не ставя в тупик при подборе жизненного аргумента.

На помощь учителю при такой ситуации приходит притча, которая на уроках русского языка предоставляет возможность отработать с учениками разные базовые навыки и умения: дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Притча также даёт возможность прикоснуться к христианской и народной мудрости, осваивать вековой жизненный опыт

Для примера возьмем современную притчу «Два друга».

Однажды два друга поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

— Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.

Они продолжали идти, и нашли оазис, в источнике которого решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас. Когда он пришёл в себя, написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть.

Осмысление содержания этой притчи помогает детям найти ответ на вопросы: что такое дружба? Кто такой настоящий друг? Как быть, если друг обидел? А какой друг ты? Это небольшое по объёму произведение требует от детей напряженной нравственной и душевной работы, заставляет найти своё объяснение, а не использовать готовое.

Достаточно часто ученики испытывают затруднения при подборе второго аргумента в сочинении-рассуждении, который требует опоры на личный жизненный опыт, и здесь на помощь приходят притчи – небольшие, мудрые и поучительные.

Например, учитель зачитывает притчу:

Увидела Жалость тонущего человека. Бросилась в воду, схватила его за волосы и потащила к берегу.

— Что ты делаешь? — возмутилось Лицемерие. — Ему же больно!

Но Жалость ничего не ответила. Да и не до того ей было! Она доплыла до берега и оказала первую помощь едва не захлебнувшемуся человеку.

— Спасибо! — открыв глаза, прошептал он. — Ты спасла мне жизнь.

А Мудрость сказала:

Учитель просит учеников озаглавить и дописать слова Мудрости (Настоящая Жалость, когда это необходимо, обязана быть безжалостной!)

Не содержат ли парадокс последние слова притчи? Как вы их понимаете? Поэту Михаилу Светлову приписывают строчку: « Добро должно быть с кулаками…» Как вы её понимаете? Согласны ли вы с таким мнением?

Развернутая дискуссия позволяет ученикам открыто высказывать свои мнения, а возникающий спор заставляет аргументировать свои слова, что и требуется включения второго аргумента в сочинение.

Очень понравилась ученикам работа над притчами-малютками монаха Варнавы (Санина).

Вот несколько примеров:

ПЛЕВОК НА ВЕТРУ

Плюнул человек в прошлое. А утираться пришлось – в будущем!

Украл человек сто рублей. А потерял – тысячу…

Не дурной пример виноват, что он заразителен. А тот, кто ему последовал.

Сколько замков – столько ключей. А к сердцам людей – лишь один ключ: любовь и молитва!

САМАЯ ГРУСТНАЯ ПРИТЧА

Шел человек. Нищий, больной, скорбящий, потерявший смысл жизни… Мимо храма!

Задания могут быть самые разнообразные:

Главное – подтолкнуть ученика к самостоятельному мышлению, убедить его в том, что его позиция важна и имеет место быть, заставить переживать и со-переживать, чувствовать и со-чувствовать.

Мне очень дороги слова Януша Корчака, и я обязательно говорю их своим ученикам:

“Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Не даем Родину, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.

Похожая притча

Sanasar is a Free WordPress Theme designed for Blogs and Magazines. One of the most fastest theme ever built.

Похожая притча

Невозможно не осознавать кризисное духовно – нравственное состояние современного общества. Внутренние качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, любви, которые проявляются в отношении к людям и природе не являются сегодня приоритетным в нашем обществе. Нельзя позволить детям приспособиться к такому обществу.

Именно поэтому воспитание высоконравственного, принимающего общечеловеческие ценности гражданина России является первостепенной задачей современной образовательной системы.

Как я, рядовой учитель обычной общеобразовательной школы могу решать эту задачу? Создать вокруг себя духовное поле. Что и стараюсь делать день за днём, урок за уроком. Ни одна авторская программа для общеобразовательной школы ни по русскому языку, ни по литературе, ни образовательные стандарты не предполагают изучение христианских притч, часов на их изучение нет. Вероятно, потому, что притчи – это особый жанр, который является весьма редким не только в русской, но и в мировой литературе. Что же такое христианские притчи? Это короткие иносказательные поучительные рассказы, побуждающие человека к размышлению, они несут в себе доброту и любовь, дают возможность человеку взглянуть на себя как бы со стороны, задуматься о вечных ценностях, помогают находить ответы на разные вопросы нашего бытия. Вот конкретный пример, притча монаха Варнавы «Норовистое яйцо»:

« Учило яйцо курицу, как его правильно высиживать. И так на меня не садись! И то мне не делай! Услышала это хозяйка и подумала: «Если яйцо такое норовистое, то что же из него получится, когда оно курицей или – что ещё страшней- петухом станет?»

И сделала из него яичницу!»

Есть над чем задуматься. И дети думают, рассуждают, говорят о невозможности не почитать родителей, о необходимости быть им благодарным. Притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. В них удивительный сплав высокой духовности и нравственности с народной мудростью. Темы притч – это нравственные категории: мудрость, трудолюбие, способность прощать, честность, милосердие, умение признавать ошибки, почитание родителей – то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром и собой.

Именно поэтому считаю, что работа с текстами христианских притч - действенное

средство воспитания духовности

Для работы на уроках отобраны притчи из книг монаха Варнавы (Евгения Санина) «Маленькие притчи», сборников христианских притч и сказаний «Жил человек»

Отобранные притчи объединены в два блока:

Тренировочные варианты (их 23), которые можно использовать в 5 – 11 классах, как дидактический материал для повторения, обобщения изученного практически по всем разделам русского языка.

Итоговые контрольные работы для 5, 6, 7, 8 и 10 классов.

Как донести до детей глубокий смысл каждой притчи? Как помочь детям осмыслить в меру их сил систему нравственных ценностей, которая основана на Божьем начале в человеке? Практика говорит о том, что притча доступна детям. В результате интеллектуальной работы как коллективной, так и самостоятельной школьники способны понять поучительный смысл притчи, выполнить творческие задания, формулировка которых соответствует формулировке творческих заданий, предлагаемых школьникам на итоговой аттестации.

В 5- 9 классах предлагаются творческие задания двух видов (в формате ГИА):

1) Объясните, как вы понимаете смысл предложения, фразы (« Они готовы Бога за всё благодарить, а нам всегда чего-то не хватает», «Ведь гордыня – это такой яд, из-за которого даже белый гриб может стать ядовитей поганки», «И понял, что, как ни старайся, всё равно не изменишь установленный Богом порядок» и т.д.)

2) Напишите сочинение-рассуждение («Почему добру нельзя никогда болеть?», «Нужно ли задумываться над тем, освящены ли наши жилища и крещены ли мы сами?» и т.д.)

Обучающиеся 5 специального (коррекционного) класса, прочитав притчу о норовистом яйце, дают аргументированный ответ на вопрос: «Почему хозяйка сделала из яйца яичницу?»:

Эта притча о том, как яйцо учило курицу. Яйцо говорило, как нужно его высиживать! Но ребёнок не должен командовать мамой, а должен слушаться родителей. Родители имеют больше опыта, чем ребёнок. А яйцо – это не вылупившийся ещё цыплёнок. А уже учит!

Эта притча учит нас не капризничать и не спорить с родителями. Нельзя указывать родителям: «Делай так, не делай так!» Взрослые мудрее нас и знают, что так, а что не так.

Смысл притчи в том, что быть не может такого, чтобы яйцо учило курицу. Оно ещё ничего не понимает, у него ещё нет никакого опыта, из него ещё и не вылупилось ничего. И правильно, что хозяйка сделала из него яичницу. Если яйцо такое норовистое, какой же будет цыплёнок!?

Яйцо ведёт себя неправильно, капризничает. Такое капризное, что хозяйка подумала: «А сделаю - ка я из этого яйца яичницу. Будет знать, как учить курицу». Притча учит нас не быть похожим на такое яйцо, а уважать старших, особенно свою маму.

Притча учит нас не спорить с родителями и не командовать ими. Ведь родители дали нам жизнь! Миша

Ребёнок не может учить маму, потому что мама его родила, кормит, воспитывает и греет своей любовью.

В 10-11 классах предлагается творческое задание в формате ЕГЭ.

* Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.

Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Автор следующей притчи, написанной на сюжет христианской притчи, Светлана

Копылова, киноактриса, поэт, певица. Итак, обучающимся 10 класса предлагается

прочитать текст притчи «Цирюльник и клиент» и написать сочинение – рассуждение.

(1) К цирюльнику пришёл клиент один из многих.

(2) Внезапно разговор зашёл у них о Боге.

(3) Цирюльник говорил: (4) «Коль был бы Бог на свете,

Народ не знал бы войн, не умирали б дети.

(5) А если на земле такое зло творится,

Как этому всему позволил Бог случиться?»

(6) Цирюльник утверждал, клиенту брея щёку, Что, как тут ни крути, а нет на свете Бога.

(7) На улице клиент увидел, как бездомный,

Заросший человек щетину чешет сонно.

(8) И, возвратившись, он цирюльнику ответил:

(9) «Теперь я знаю: нет цирюльников на свете.

(10) А были бы они, я не встречал бы больше На улицах людей небритых и заросших».

(11) И, поведя плечом, цирюльник хмыкнул:

(12) «Что же? (13) Пускай они придут, я постригу их тоже».

(14) Вот так же и Господь ждёт всех людей планеты,

но люди не идут к Божественному свету.

Не требуется обсуждения текста (у старшеклассников уже сложилось своё мнение по проблеме, поднимаемой автором), лишь напоминаю, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым ЕГЭ. И вот что пишут мои одиннадцатиклассники.

А есть ли Бог на свете? Этот вопрос всегда остро стоял в обществе. Он и является проблемой, поставленной в данной притче. Эта проблема, скорей всего, никогда не разрешится. Верить или не верить – это дело каждого, и каждому воздаётся по вере его.

Какова же позиция автора притчи? Автор не поучает своих читателей, он лишь стремится быть услышанным и понятым нами. Давая право выбора каждому, тем не менее он чётко обозначает своё отношение к проблеме: Бог есть и «ждёт всех людей планеты»!

И с таким мнение нельзя не согласиться. Обратимся к тексту притчи, поразмышляем, проведём параллели. Цирюльник, герой притчи, недоумевает, говоря, что если Бог есть, то почему допускает зло, почему происходят войны, почему умирают дети?! А почему люди ходят небритыми и лохматыми? Потому что «нет цирюльников на свете»? «Пускай они придут, я постригу их тоже», - предлагает цирюльник клиенту. А если люди придут к Богу? Перестанут грешить, покаются, попросят помощи? Помощь обязательно придёт. Не будет войн, не будут умирать дети. Но «люди не идут к Божественному свету». Не идёшь к цирюльнику - остаёшься небритым, не идёшь к Богу – страдаешь, болеешь, обвиняя всех и вся. Учёные твердят, что Бога нет, так как его никто не видел и никто не доказал его существования. В ответ на это ректор кафедры Богословия Осипов заявил: «А где атом? Где сотовая связь? Я не вижу, не верю…»

Чтобы верить, совсем не обязательно видеть. Поверишь – ощутишь присутствие Бога, всей душой почувствуешь Его присутствие во всём, во всех делах, увидишь, что всё не случайно, найдёшь закономерности, неожиданно получишь помощь. Ведь пути Господа неисповедимы.

Во все времена перед людьми вставал вопрос: существует ли Бог? Многие годы этот вопрос не даёт людям покоя. Сейчас он стоит передо мной. Я прослушала притчу «Цирюльник и клиент» в исполнении Светланы Копыловой, я перечитываю текст этой притчи. Действительно, проблема: есть Бог, или это вымысел?

Кто-то считает, что Бога нет, кто-то уверен, что Он существует, а кто-то ещё не разобрался и ищет путь к истине. Герои притчи, цирюльник и клиент,- люди с разными мнениями относительно существования Бога. Цирюльник утверждает, что Бога нет, иначе Он остановил бы зло, «не умирали б дети». Когда же клиент сказал, что стало быть, нет и цирюльников, иначе не было бы «людей заросших и небритых», цирюльник удивлённо ответил: «Пускай они придут, я постригу их тоже».

Автор притчи, как бы продолжая эту дискуссию, подводит итог: «Вот так же и Господь ждёт всех людей планеты, но люди не идут к Божественному свету». И это, на мой взгляд, ключевая фраза, позиция автора, с которой я полностью согласна. Если пойдёшь к Божественному свету, то Господь обязательно услышит твои молитвы, увидит твои проблемы и поможет. Я убеждалась в этом не раз. Вот случай из моего детства. Я учусь в 4 классе. Стараюсь учиться на пятёрки, но не получается: то четвёрку получу, а то и тройку… В среду в храме читали акафист Николаю Чудотворцу. Было тяжело стоять, но я стояла до конца. Вдруг ко мне подошла женщина и шепнула: «Молодец, девочка, учиться будешь хорошо». Тогда я с сомнением отнеслась к этому, но потом, получая очередную пятёрку, всегда вспоминала слова женщины. За третью четверть я имела одну четвёрку, остальные отметки были желанными пятёрками! Как тут не сказать о «Житии Сергия Радонежского», написанном Борисом Зайцевым? Ведь с отроком Варфаламеем, ставшим позднее святым Сергием Радонежским, произошло практически то же самое: мальчик, которому не давалась учёба, после встречи с монахом стал учиться легко. Видимо, через эту встречу послал Господь помощь благонравному, боголюбивому ребёнку…

Я думаю, что рано или поздно человек узнаёт о существовании Бога, обращается к Нему за помощью. И получает её. Главное – пойти к Божественному свету. И обязательно благодарить Господа за то, что Он даёт.

Выпускников, девушек и юношей 16-17 лет не может не волновать уровень нравственности современников, духовное здоровье общества. Ведь они, сегодняшние дети, школьники, выходят во взрослую жизнь. Поэтому притча «Леонардо да Винчи», написанная Светланой Копыловой, воспринимается с большим интересом:

(1) Леонардо да Винчи расписывал фреску, это «Тайная вечеря» фреска была.

(2) Но закончить не мог по причине он веской: никакая модель ему не подошла.

(3) Стал искать он натурщиков для воплощенья

во Иисусе добра, а в предателе зла.

(4) Но художник не знал, принимая решенье: это невероятная трудность была.

(5) Глядя пристально в лица случайных прохожих, Леонардо всё больше надежду терял.

(6) Но однажды на пенье церковного хора в юном певчем он образ Христа увидал.

(7) И художник, в свою пригласив мастерскую,

сделал несколько ярких набросков с него.

(8) Скоро фреску дополнил портретный рисунок, где Спаситель был выписан точно живой.

(9) Но другого натурщика, как ни старался, отыскать Леонардо три года не мог.

(10) Незаконченным образ Иуды остался:

кардинал торопил и давно вышел срок.

(11) Но художник искал его не для забавы, по трущобам и по захолустьям ходил.

(12) И однажды увидел он в сточной канаве человека, чей образ ему подходил. (13) Он валялся оборванный, пьяный, заблудный.

(14) Леонардо помощников тут же позвал; так как времени не было делать этюды,

отвести его прямо в Собор приказал.

(15) Он выписывал, кистью искусно касаясь,

все пороки, какими натурщик дышал, себялюбие, злобу, гордыню и зависть, и на фреске натурщик себя вдруг узнал.

(16) В тот же миг протрезвев, фреску взглядом окинув,

он воскликнул с тоской и обидой в глазах:

(17) «Я однажды уже видел эту картину, это было примерно три года назад!»

(18) И спросил Леонардо: «Как это возможно?» (19) И натурщик вздохнул: (20) «Я был счастлив тогда!

(21) Помню, в храме я пел, и какой-то художник написал с меня образ Иисуса Христа»…

Обучающиеся рассуждают о причинах духовной деградации, пытаются разобраться в том, что же происходит порой с людьми, думают, как сохранить в себе образ Христа. И пишут об этом:

Человек порой деградирует как личность. Почему? Сколько уже было сказано по этому поводу, но проблема остаётся актуальной, и автор притчи поднимает её с новой силой.

В каждом человеке изначально живут добро и зло, любовь и ненависть, алчность и бескорыстие. И у каждого есть свобода выбора: быть добродетельным или порочным. Притча рассказывает о человеке, с которого художник писал портрет Иисуса Христа, с этого человека «Спаситель был выписан точно живой». И образ Иуды – вот игра судьбы! - писал Леонардо да Винчи с этого же человека. Только теперь, спустя три года, он уже не пел в церковном хоре, он, «оборванный, пьяный, заблудный», валялся в сточной канаве. Что произошло за три года? Об этом притча умалчивает. Но говорится, что художник выписывал «все пороки, какими натурщик дышал: себялюбие, злобу, гордыню и зависть». Не они ли сгубили юного певчего?

Думается, что позиция автора именно такова: причиной нравственного падения человека являются пороки, которые приводят его к тому, к чему пришёл натурщик. Я полностью разделяю позицию автора. Страшно оказаться в плену злобы, зависти, гордыни. Страшно не побороть их в себе.

Ситуация, описанная в притче, не нова. Нравственное падение человека, причины духовной деградации всегда в центре внимания русских классиков. К этим проблемам обращался, например, А.М.Горький. Актёр, один из героев пьесы «На дне», хотел связать свою жизнь с театром, но пагубное пристрастие к вину бросило его на дно жизни, судьба его подобна судьбе юного певчего из притчи. К счастью, бывает и иначе. Духовное возрождение возможно! Именно это произошло с героем Ф.М.Достоевского Раскольниковым. Долго был он в плену гордыни, но сумел переосмыслить всё, что с ним произошло, потянулся к Божественному свету.

Итак, притча, напоминает каждому: всё в твоих руках, никто не решит за тебя, что выбрать: добродетели или пороки, петь в церковном хоре или лежать в сточной канаве…

Я с интересом прочитал эту притчу. По-моему, проблема, поднятая автором, актуальна. Духовная деградация. И как следствие – деградация физическая.

Как же так произошло, что человека, с которого Леонардо да Винчи писал образ Христа, через три года нашли в сточной канаве «пьяным, заблудным»? Теперь с него можно писать образ Иуды. А ведь это один и тот же человек! Да, жизнь может сыграть такую злую шутку! Оглянись и увидишь и пьяных, и «заблудных», потерявших человеческий облик. А ведь некогда каждый из них, наверняка, жил по-другому. Что же губит людей?

Позиция автора, на мой взгляд, сформулирована прямо в тексте притчи: люди гибнут духовно, потому что не могут противостоять порокам, «какими натурщик дышал»: себялюбию, злобе, гордыне, зависти. Моё мнение полностью совпадает с мнением автора: если не сумеешь побороть в себе Иуду, окажешься на дне сточной канавы, на дне жизни. А хотелось бы в людях видеть образ Христа

Необходимо глубокое погружение в текст притчи для того, чтобы поразмышлять о прочитанном, ответить на такие непростые вопросы. Это погружение возможно лишь тогда, когда текст прочитан несколько раз. Будут ли дети читать несколько раз одно и то же? Будут! Если иначе нельзя. А иначе нельзя! К каждому тексту составлены задания, имеющие комплексный характер (задания практически по всем разделам русского языка в рамках программы и стандарта), например:

1) Выпишите из текста слова с чередующимися безударными гласными в корнях слов.

2) Из предложения № 10 выпишите слова с НЕ, произведите орфографический разбор этих слов.

3) Из предложений № 7, 14 выпишите слова с –НН- , произведите орфографический разбор этих слов.

4) Укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным (дополнительным) (см. предложения 7 – 9).

5) Укажите номер сложного бессоюзного предложения, в котором 2 часть дополняет содержание 1 (см. предложения 7 – 10).

6) Укажите номер предложений с обособленными обстоятельствами.

7) Из предложений № 6, 12, 13 выпишите все частицы.

8) Из предложений №12 – 14 выпишите все местоимения, укажите, к какому разряду относится каждое местоимение.

9) Из предложений № 1 - 3 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. Свой выбор аргументируйте.

10) Из предложения № 14 выпишите три словосочетания с разными видами подчинительной связи.

11) Укажите номер предложения, в составе которого есть односоставное безличное предложение. Свой выбор аргументируйте.

12) Укажите тип речи в данном тексте. Ответ аргументируйте.

Выполняя подобные задания, дети вновь и вновь перечитывают текст притчи, постигая

Для выполнения творческого задания немаловажную роль играет и психологический, эмоциональный настрой, который может создать прослушивание притч в исполнении Светланы Копыловой, киноактрисы, поэта, автора. «Растопить сердца» - это самое главное, по словам певицы. На интернет – сайте Светланы Копыловой можно найти притчи в виде аудиофайлов и видеофайлов и использовать эти материалы перед выполнением творческого задания для создания эмоционального настроя, использовать как средство, способное «растопить сердца». Дети слушают притчи, читают, размышляют над прочитанным, и я вижу, как меняются мои ученика, какими сосредоточенными становятся их лица. Идёт работа души… Через несколько минут прозвенит звонок; как обычно, дети сорвутся с мест, зашумят, сосредоточенность будет сметена бесшабашностью. Но каждый, верю в это, стал хотя бы чуточку добрее и чище…

Итак, тексты притч используются в процессе преподавания русского языка для того, чтобы одновременно с усвоением грамматики, орфографии, одновременно со всеми видами речевой деятельности, готовясь к государственной аттестации, дети постигали основополагающий принцип христианской этики – безусловную и абсолютную любовь.

Читайте также: