Притчи былины мифы урок литературного чтения 4 класс

Обновлено: 14.11.2024

Цель урока: познакомить учащихся с понятием былина. Знакомство с произведением былинного характера.

Задачи урока:

- Образовательные:

-Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; сравнивать ее со сказкой, вызвать желание читать былины.

- совершенствовать навык чтения целыми словами; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; показать роль силы и волшебности русской земли в становлении «простого» мужика богатырём. - Развивающие: развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное слуховое восприятие, речь.

Планируемые результаты.

- Знать о былине как произведении устного народного творчества

-применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;

-проявление творческого отношения к процессу обучения;

-осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

- Показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.

Метапредметные . Познавательные: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Регулятивные: Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий;

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, слушать мнения других

Оборудование к уроку: Картина Васнецова « Три Богатыря», портреты собирателей русских былин ( презентация), песня и музыка «Богатырская наша сила»

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Пересказ сказки, выборочное чтение.

3.Мотивация учебной деятельности.

- Вспомните . какие жанры русского народного творчества вы знаете? ( дети перечисляют)

( открывается запись на доске: загадки, скороговорки, пословицы, потешки, небылицы, поговорки, сказки, былины)

- Какое новое слово? ( былины)

- Как вы понимаете слово былины?

А) Работа с записью на доске , понятие былины.

Былина - это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли. Это не просто пересказ истории, её задача прославить богатыря и его подвиги, которые имеют решающее значение для русского народа.

В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень –озера нашли сапожок, который точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Былины пели, именно пели ( в старину былины назывались песней) , распевали распевно под гусли, а старцев называли гуслярами ( рисунок гуслей). Таких исполнителей называли боянами. Они ходили по деревням и селам и там, перебирая гусли, нараспев рассказывали о подвигах русских богатырей. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому былину легко было исполнять под гусли. Они передавались из уст в уста , поэтому и дали до наших времён, благодаря собирателям былин, которые ездили по деревням и записывали их. Об одном и том же богатыре сложено множество былин, которые могли иметь несколько различных вариантов. Сюжеты многих из них похожи, они имеют лишь некоторые отличия.

( Портреты собирателей былин на слайдах)

- Павел Николаевич Рыбников . Собиратель былин. Открыл для нас бесценные сокровища духовной жизни народа, в 1861 – 1867 изданы 4 тома ( 165 былин)

- Алексей Федорович Гильфердин « Онежские былины записанные А.Ф. Гильфердингом.»

- Кирша Данилов ( кто он до сих пор не установлено). Его сборник содержит 26 былин с 1804 года.

- Ну а теперь давайте перейдём к героям былин.

4. Актуализация знаний.

- Кто из героев былин является олицетворением смелости, героизма? ( богатыри)

-Кого из русских богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич., Микула Селянинович, Никита Кожемяка)

- Какими качествами были наделены богатыри? Вспоминаем, мультфильмы о богатырях.(мужественные, смелые, мудрые, преданные Руси, защитники народа, сильные, отважные и т.д.)

5.физминутка

6.Изучение нового материала. Путешествие в историю.

В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень –озера нашли сапожок, который точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Богатыри – это собирательный образ русского народа, защитника Родины. Герои богатыри жили тысячу лет назад, а вот слава об их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошли до наших дней.

(Звучит музыка и песня « Богатырская наша сила, сила воли и сила духа» и идёт рассказ о трудных годах на Руси.)

Трудное время переживала Русь: набеги врагов, междоусобные ( между русскими князьями) войны, разоряли деревни, губили урожай. Где искать защиты русским людям? Вот и пошли по земле русской рассказы о заступниках народных, о богатырях могучих. Русский народ показал на поле брани чудеса храбрости.

Чтение учителем :

Широка ты, Русь, по лицу земли

В красоте царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой , громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Встать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

7.Применение знаний в новой ситуации.

- Ну а теперь поговорим о богатырях и о их жизни в былинах.

На Руси известно около 50 богатырей-воинов, которым посвящены былинные сюжеты. Самих сюжетов известно около ста. Богатыри старшего поколения: пахарь Микула Селянинович, Святогор, Вольга Святославович.

Самой старой считается былина о Святогоре – богатыре или Калыване , как его её прозвали. И был тот Святогор – богатырь силы великой , ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля – матушка носить его не могла. Конь под ним по колено проваливался, земля под ним прогибалась.

-Почему Святогора так прозвали? ( его могли выдержать только горы. Вот там он и проживал)

- Какие подвиги он совершил ? ( никаких)

Во всех былинах Святогор мученик своей силы. Заключалась она в нём как в темнице, девать её некуда, а она день ото дня прибывала. Святогор – воплощение непремеримой, бесполезной силы, образ древнего великана, обреченного на гибель. А землю – русскую от степняков не защищал народ , его стал забывать.

Повстречал однажды Святогор Илью Муромца, да не стал с ним силой мериться, а побратались они.

- Кто расскажет как братались богатыри? ( рассказ ученика)

(раскинули шатёр , отпустили коней по лугу зелёному, порассказали друг другу всё, золотыми крестами поменялися, да поцеловалися. Святогор – богатырь да будет большим братом, а Илья Муромец – да будет младшим братом.

- А умер Святогор так. Пошли они по Руси зашли на край земли, а там стоит гроб, лёг Илья Муромец в каменный гроб. Который они со Святогором нашли, да не подошёл ему гроб. Лёг тогда Святогор в каменный гроб – он ему в пору пришёл. Решил тогда богатырь, что пришло его время умирать. Отдал он свою силу Илье, да не всю взял Илья, а только столько. Сколько нужно человеку. И стал Илья защищать землю русскую. Да не один . Бок о бок с ним сражались ещё два богатыря.

Микула Селянинович – один из самых народных героев – богатырей, крестьянин, пахарь, скромный труженик. Любит мать – землю мужика – пахаря, поэтому и наделён сказочной силушкой, носит с собой суму с «тягой земной» ( тяжесть хлебопашеского труда). (силой всей Русской земли), которую не может поднять даже сам Святогор.

Вольга Святославович – волхв (волшебник), оборотень и охотник. Умеет превращаться в разных животных (волка или орла), совершил путешествие в Индию.

Также выделяются богатыри, относящиеся к младшему поколению . Самых известных из них три : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович . У всех трех богатырей есть исторические прототипы (реальные люди).

Илья Муромец - родился в городе Муроме, селе Карачарове. Отчество его Иванович ( Илья Иванович) Илья Муромец – крестьянском сыне, защитнике вдов, сирот и малых детушек. Он сам себе ковал оружие. . Илья – самый старший, опытный из богатырей. Он всегда говорил князю Владимиру правду, но не по сердцу князьям была правда, за неё и попадал он в не милость , закрывали его и в погреб и за железные засовы. Есть предположение , что Илья Муромец – лицо историческое. Он жил якобы около 1188 г и его мощи и доныне покоятся в Киево – Печёрской лавре. Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Илья чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами земли Русской. Илья Муромец известен как победитель Соловья-разбойника, он один уничтожил четыреста разбойников, истребил несметные полчища врагов во главе с Идолищем поганым и Калином-царем. Над разрешением загадок, связанных с именем Ильи, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны остаются до сих пор. И даже сегодня для многих современных людей является открытием тот факт, что популярный герой-богатырь Илья Муромец почитается святым Русской православной церковью.

Интересна история о том, как Илья Муромец был причислен к лику святых. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илия (таков церковный вариант имени) принимает решение окончить свои дни иноком (монахом) и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру (расположенную в городе Киеве на Украине). Раньше такой шаг для воина считался вполне традиционным – сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Умер Илья Муромец, будучи монахом Киево-Печерской лавры. Первоначально он был захоронен на почетном месте (где и князей-то не всех хоронили) в усыпальнице для князей в киевском храме Святой Софии. Даже бояре не мечтали о погребении своем в храме Софии Киевской, так как для них это была честь неслыханная! А Илья Муромец был крестьянский сын. Впоследствии его гробница была разрушена. Тогда мощи (тело святого) были перенесены в Киево-Печерскую лавру, где они покоятся и поныне.

Ученые исследовали мощи (тело) Ильи и установили, что богатырь действительно был крупным человеком. На левой руке и в области левой груди обнаружены большие раны, что говорит о его принадлежности к воинам. Определен возраст Ильи – 40–55 лет, выявлены изменения в позвоночнике, которые позволяют говорить о перенесенной в юности болезни конечностей (в былине сказано, что «Илья сиднем сидел тридцать лет и три года», у него «болели ноженьки»).

День памяти святого Илии отмечается 1 января. Святому Илие Муромцу не было составлено церковного жития (рассказа о его жизни). Но полная биография богатыря от рождения и исцеления до кончины отражена в русских былинах.

На сегодняшний день известно и то, что частички мощей святого Илии Муромца хранятся в церкви Воскресения на Дебре в городе Костроме. Как и когда они туда попали, до сих пор неизвестно

- Следующий богатырь Добрыня Никитич – родился в Рязане, родом из « честной зажиточной семьи», носил прозвище « Тихий» Добрыня Никитич, о котором также сохранились упоминания в летописях. Добрыня – победитель злого Змея Горыныча и Батыги (Батыя). Былины рассказывают, что Добрыня знатного происхождения, он сын рязанского князя. Строг, справедлив, благороден Добрыня Никитич. Он обладает особенными умениями: поёт, играет на гуслях, искусно играет в шахматы, стреляет лучше всех. Добрыня ближе всех к князю и выполняет его поручения. . Каждый богатырь имеет свои достоинства, свое лицо: Добрыня Никитич – дипломат и храбрый змееборец.

- Алёша Попович – родился в Ростове, из семьи священнослужителя. , Алёша Попович – молодой, нетерпеливый, любящий прихвастнуть, но смелый и отважный. Алёша Попович с самого детства был очень сильным, он не мог играть с остальными детьми. « Из –за неимоверной силы Алёша в детских играх у его сверстников руки – ноги отрывались. Кого возьмёт за руку – рука прочь, кого возьмёт за ножку – ножка прочь». Алёша Попович самый молодой на « заставе богатырской». Подобно другим богатырям, он приезжает в Киев из северо – восточной Руси ( Ростова Великого) Выполо на его долю побороться с сыном змея Горыныча – Тугарином. Одолел он его не столько силой, сколько хитростью. Этот герой вообще хитроват, лукавец и насмешник: там , где другие богатыри открыто сражаются и порою бывает побеждают, Алёша непременно придумывает какую – нибудь увёртку и одолевает, пусть не всегда честно. Алёша был хвастлив, кичлив. Недаром ему присвоено прозвище Попович – поповских сыновей народная молва всегда полагала особенно хитрыми, пронырливыми. Но когда дело доходило до защиты русской земли, Алёша всегда показывал свою смелость и доблесть и не отступал перед опасностью.

Исторический прототипом считают Александра Поповича, который согласно летописи, погиб в 1224 году в битве при реке Калке.

8.Закрепление ( если останется время , начать читать статью « Былины» на стр. 64 , учебника.

9. Итог урока

- Ребята, нужны ли были богатыри земле русской? (Нужны)

- Как вы считаете, существуют ли богатыри в наше время?

- Почему современному читателю нужно знать и читать былины ?

- Кто в наши дни мог бы сказать такие слова :

«Ещё есть на Руси, кому постоять за землю Русскую!»

- Чему вас научили подвиги богатыря?

давайте расшифруем завет , который оставили богатыри нам , своим потомкам.(составляют предложения – заветы из слов)
1. свою беречь Защищать Родину, и.( Защищать и беречь свою Родину)

2.бедных Защищать, , стариков слабых и детей.(З ащищать стариков, детей, бедных и слабых)

3. храбрым, Быть сильным, мужественным, отважным. ( Быть храбрым, сильным, отважным, мужественным)

4. землю Любить свою, свой народ, свою родную страну и Родину.( Любить свою землю, свой народ и свою родную страну, Родину)

10 Рефлексия

(Раздать бумажные листочки дуба)

В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор, с тех далеких времен от наших предков.

Ребята, если вам понравилась наша беседа, то листочек дуба закрасьте в зеленый цвет, если не понравилась, то лист дуба закрасьте в желтый цвет.

Похожая притча

Предварительный просмотр:

Яблоки гесперид (двенадцатый подвиг Геракла)

Никто не знал пути к гесперидам и Атласу. Долго блуждал Геракл по Азии и Европе, прошел он и все страны, которые проходил раньше по пути за коровами Гериона; всюду Геракл расспрашивал о пути, но никто не знал его. В своих поисках зашел он на самый крайний север, к вечно катящей свои бурные, беспредельные воды реке Эридану . На берегах Эридана с почетом встретили великого сына Зевса прекрасные нимфы и дали ему совет, как узнать путь в сады гесперид. Геракл должен был напасть врасплох на морского вещего старца Нерея , когда он выйдет на берег из морской пучины, и узнать у него путь к гесперидам; кроме Нерея, никто не знал этого пути. Геракл долго искал Немея. Наконец, удалось ему найти Нерея на берегу моря. Геракл напал на морского бога. Трудна была борьба с морским богом. Чтобы освободиться от железных объятий Геракла, Нерей принимал всевозможные виды, но все-таки не выпускал его герой. Наконец, он связал утомленного Нерея, и морскому богу пришлось, чтобы получить свободу, открыть Гераклу тайну пути в сады Гесперид. Узнав эту тайну, сын Зевса отпустил морского старца и отправился в далекий путь.

Опять пришлось ему идти через Ливию. Здесь встретил он великана Антея , сына Посейдона , бога морей, и богини земли Геи , которая его родила, вскормила и воспитала. Антей заставлял всех путников бороться с ним и всех, кого побеждал в борьбе, немилосердно убивал. Великан потребовал, чтобы и Геракл боролся с ним. Никто не мог победить Антея в единоборстве, не зная тайны, откуда великан получал во время борьбы все новые и новые силы. Тайна же была такова: когда Антей чувствовал, что начинает терять силы, он прикасался к земле, своей матери, и обновлялись его силы: он черпал их у своей матери, великой богини земли. Но стоило только оторвать Антея от земли и поднять его на воздух, как исчезали его силы. Долго боролся Геракл с Антеем. несколько раз он валил его на землю, но только прибавлялось силы у Антея. Вдруг во время борьбы поднял могучий Геракл Антея высоко на воздух, - иссякли силы сына Геи, и Геракл задушил его.

Много еще пришлось встретить Гераклу на пути своем опасностей, пока достиг он края земли, где стоял великий титан Атлас. С изумлением смотрел герой на могучего титана, державшего на своих широких плечах весь небесный свод.

- О, великий титан Атлас! - обратился к нему Геракл, - я сын Зевса, Геракл. Меня прислал к тебе Эврисфей, царь богатых золотом Микен. Эврисфей повелел мне достать у тебя три золотых яблока с золотого дерева в садах гесперид.

- Я дам тебе три яблока, сын Зевса, - ответил Атлас, - ты же, пока я буду ходить за ними, должен встать на мое место и держать на плечах своих небесный свод.

Геракл согласился. Он встал на место Атласа. Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод. Страшно давила тяжесть на могучие плечи Геракла. Он согнулся под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл все его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас с тремя золотыми яблоками. Вернувшись, Атлас сказал герою:

- Вот три яблока, Геракл; если хочешь, я сам отнесу их в Микены, а ты подержи до моего возвращения небесный свод; потом я встану опять на твое место.

- Геракл понял хитрость Атласа, он понял, что хочет титан совсем освободиться от своего тяжелого труда, и против хитрости применил хитрость.

- Хорошо, Атлас, я согласен! - ответил Геракл. - Только позволь мне прежде сделать себе подушку, я положу ее на плечи, чтобы не давил их так ужасно небесный свод.

Атлас встал опять на свое место и взвалил на плечи тяжесть неба. Геракл же поднял лук свой и колчан со стрелами, взял свою палицу и золотые яблоки и сказал:

- Прощай, Атлас! Я держал свод неба, пока ты ходил за яблоками гесперид, вечно же нести на плечах своих всю тяжесть неба я не хочу.

С этими словами Геракл ушел от титана, и снова пришлось Атласу держать, как и прежде, на могучих плечах своих небесный свод. Геракл же вернулся к Эврисфею и отдал ему золотые яблоки. Эврисфей подарил их Гераклу, а он подарил яблоки своей покровительнице, великой дочери Зевса Афине-Палладе. Афина вернула яблоки гесперидам, чтобы вечно оставались они в садах.

Предварительный просмотр:

Где происходит событие?

Кто главный герой мифа?

О каком событии повествуется?

По какой причине событие произошло?

Как часто проводится это событие?

Похожая притча

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать , какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др. ). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать , приводя аргументы. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Продолжительность урока – 45 минут .

Мы начинаем урок, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, друг другу и нашим гостям. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: « Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!» Ведь вокруг нас так много интересного, нового.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, на уроках литературного чтение мы с вами знакомилась с разными жанрами литературных произведений. Послушайте, пожалуйста произведение и подумайте к какому жанру оно относится. (Приложение 1 )

- Выберите жанр произведения, с которым мы будем работать. (Слайд 1)

- Кто является главными героями мифов (боги, герои).

Где происходят события (В Древней Греции)

( сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего , о богах и героях.)

- Что вы знаете об этих жанрах (слайд2 )

русские народные эпические песни о подвигах богатырей .

это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

- Давайте найдем подтверждение наших слов в толковом словаре ( Миф - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего , о богах и героях. (слайд3)

III. Физминутка (слайд4)

IV. Работа с текстом в группах (слайд5)

- У вас на стола лежат мифы . (Приложение 3) Прочитайте их и заполните таблицу. (Приложение 2)

- О каком событии вы прочитали? (Об Олимпийских играх)

- Что вам еще известно об Олимпийских играх ?

-Что запрещалось во время проведения Олимпийских игр? (войны)

- Для чего проводятся Олимпийские игры? (Спортсмены соревнуются в силе, ловкости, быстроте).

- Назовите девиз Олимпийских игр. (Быстрее, выше, сильнее)

- Сегодня вы тоже посоревнуетесь в силе, ловкости, быстроте. На следующем уроке физической культуры у вас состоятся Малые Олимпийские игры.

V. Самостоятельная работа (Слайд6)

- Скажите, а можно проводить олимпиады по изучаемым вами предметам?

- Конечно, вы уже принимали участие в олимпиадах по русскому языку («Медвежонок», предметная олимпиада), математике («Кенгуру», «Классики», предм. олимпиада).

Сейчас вы примете участие в олимпиаде по литературному чтению. (Приложение 4 )

VI. Рефлексия (слайд7)

- О каком событии мы сегодня говорили? (Об Олимпийских играх)

- В каких литературных произведениях это нашло отражение? (Мифах Древней Греции)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Устное народное творчество" Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."

Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе.

Былины - жанр устного народного творчества. "Ильины три поездочки"

Урок литературного чтения в 4 классе, автор Л.Ф. Климанова, УМК "Школа России".

"Устное народное творчество. Сказки. Былины. "

Общественный смотр знаний- одна из форм групповой работы с родителями, общественностью, учащимися.Ш.А.Амонашвили писал: «Да, дети, уметь и любить читать – это настоящее человеческое счастье. Только ка.

Литературное чтение. 3 класс. «Устное народное творчество. Русские народные песни».

Урок литературного чтения в 3 классе.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2.

(Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») КВН ЦЕЛЬ: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу. П

Похожая притча

Цель урока: познакомить с особенностями славянского мифа ;учить находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием мифа; обучать выразительному чтению; развивать память ,речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Предметные : прогноз содержания, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;

Коммуникативные: ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

Личностные: осмысление понятий притчи, былины, мифы, пословицы (о дружбе, трудолюбии, добре)

I . Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Гульфина Мунировна.

- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.

- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)

II . Речевая разминка

-Прочитайте про себя отрывок из «Книг и Коляды», которая является собой свод древнейших славянских преданий о сотворении мира, о богах и героях.

Солнце вышло тогда из лица Его.

Месяц светлый - из груди Его.

Звёзды частые - из очей Его.

Зори ясные - из бровей Его.

Ночи тёмные – да из дум Его.

Ветры буйные – из дыхания.

-Давайте прочитаем этот отрывок хором тихо.

-Прочитаем отрывок громко.

-Кто прочитает нам его серьёзно?

-А теперь с радостной интонацией.

-Теперь тихо, шёпотом.

-Ну, вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.

III . Проверка домашнего задания

IV .Работа по теме урока

1.Постановка учебной задачи

- Прочитайте текст речевой разминки ещё раз. Подумайте, о чём в нём идёт речь.

(О сотворении мира.)

-Ребята, прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. (Славянский миф.) Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите о чем это произведение.

2. Словарная работа

-Ребята, посмотрите на экран, нам в тексте встретятся трудные, не совсем понятные слова ,поэтому давайте уточним их значение:

Во мраке и стуже - глубокая, непроглядная тьма, холод

Кромешная тьма - беспросветная темнота

Живоносный свет - несущий жизнь, оживляющий

Палящая жизнь - очень жаркая, обжигающая

Вертеп- устаревшее название пещеры, сохранившееся в церковнославянском; потаённое место

Дубравные звери - лесные звери

3. Знакомство со славянским мифом

(Чтение мифа учителем.)

— О чём рассказывается в мифе?

— Какие чувства вызвало это произведение?

V .Физкульт минутка для глаз

VI . Закрепление изученного материала

(Повторное чтение славянского мифа.)

-Мы прочитали миф. Какой предстает перед нами Мать Сыра Земля в начале повествования?

-С какими речами обращался Ярило к Земле? Зачитайте этот отрывок. (“ Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она.”)

-Любы ли Земле речи бога Ярилы?

-Что же происходит на Земле после того, как солнечные лучи озаряют её? Как изменяется Земля?

-Как появляется человек?

-Как приветствовал Ярило любимого сына? Чем он награждает своё дитя?

-От чего же опечалились Мать Сыра Земля?

-Как успокоил Ярило Землю? Какой подарок даровал Ярило человеку?

-Скажите,пожалуйста, о каких представлениях древних славян рассказывает миф? (О смене времён года, происхождении человека, сотворении мира.)

-Какой языческий бог представлен нам в этом мифе? (Ярило- бог Солнца,любви,весны.)

-Что такое миф? Прочитаем на с. 40 учебника.

-Чем отличается миф от сказки? Как вы думаете?

( Сказка- это изначально установка на вымысел, т.е когда сказитель рассказываль слушателям сказку, все знали, что это вранье, выдумка для веселья, но когда люди придумывали мифы они искренне верили, что земля таким образом была создана, что человек таким образом был создан, т.е миф- это объяснение того, как устроена земля, когда еще не было науки, люди в такой поэтической форме давали себе объяснение.)

-Кто такие древние славяне? (Далёкие предки трёх народов-русских, белорусов и украинцев.)

Творческая работа

Подготовьте устный ответ на вопросы:

-Что объясняет народный миф о солнце? ( Происхождение мира,

смену времен года, появление на земле огня)

- Как объясняет миф появление растений и животных?

( Растения животные и человек – дети Матери- Сырой –Земли и бога солнца

Отца- Ярилы. Миф объясняет происхождение всего живого любовью: « И все

жило и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу- Яриле и Матери-

Сырой- Земле)

-Как объясняется в мифе появление ума у человека? ( Ум у

человека появился от удара по голове « золотой вожжей- яркой молнией»)

-Какие средства использованы в тексте?

-эпитеты ( « синие моря», « Мать- Сыра- Земля», « солнце

красное», « бог светлый», « речь крылатая»).

- метафоры ( « пламень взора…пронизал слои мрака», « взор

-олицетворения ( « Мать- Сыра- Земля от сна проснулась…стала

Тестовые задания

1. Главными героями Народного мифа о Солнце являются:

б) бог ветра Стрибог;

в) бог грозы Перун;

г) светлый Яр (Ярило);

е) богиня весны Лада;

2. Какие явления природы объясняет Народный миф о солнце?

а) смену дня и ночи;

б) появление радуги;

в) смену времён года;г) появление огня.

3. Чьим сыном является человек в Народном мифе о Солнце? (Ответ

Предварительный просмотр:

Ифит - царь Элиды , небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия - отправляется в Дельфы , чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькой страны, может убречь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул, предсказания и советы которого считались непогрешимыми, посоветовал Ифиту:
"Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!" Ифит без промедления отпрвляется на встречу со своим могущественным соседом - царем Спарты Ликургом . Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, так как Ликург решает, что отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие раздробленные государства, бесконечно воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Отсюда и название их - Олимпийские игры. Это произошло в 884 году до н. э. Так в Греции установился обычай, по которому раз в четырк года в разгар междуусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов. О лимпийские игры стали событием общенациональным, объединившим всю Грецию, в то время как до и после них Греция являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств.

Через некоторое время грекам пришла идея учредить единый календарь Олимпийских игр. Было решено проводить Игры регулярно каждые четыре гола "между жатвой и сбором винограда". Олимпийский праздник, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, проводился сначала в течение одного дня, затем - в течние пяти дней, а позже продолжительность праздника достигала целого месяца. Когда праздник продолжался только один день, он обычно устраивался в восемнадцатый день "священного месяца", начинавшегося с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Праздник повторялся каждые четыре года, которые и составляли "олимпиаду" - греческий олимпийский год.

Шестой подвиг Геракла.

Могучая сила Геракла не позволяла ему жить в праздности. Он жаждал подвигов и даже обрадовался, когда к нему явился Копрей.

"Эврисфей,— сказал глашатай,— повелевает тебе за один день очистить от навоза конюшни элидского царя Авгия ".

"Тебе бы он лучше поручил это дело, — проворчал Иолай,— у тебя, кстати, и имя подходящее".

"Нельзя оскорблять глашатая,— строго оборвал его Геракл.— Не думаю, чтобы Эврисфей хотел только оскорбить меня, заставив убирать навоз. Тут скрывается что-то другое. Увидим".

Авгий действительно владел несметными табунами прекрасных лошадей. Они паслись в плодородной долине реки Алфей , и конюшни, годами не чистившиеся, были полны навоза.

Пришел Геракл в Элиду и сказал Авгию: "Если ты отдашь мне десятую часть своих коней, я очищу конюшни в один день".

Засмеялся Авгий: он думал, что конюшни вовсе нельзя очистить. "Десятая часть моих табунов твоя, Геракл, — согласился Авгий, — но если завтра утром все конюшни будут чистыми".

Геракл потребовал, чтобы ему дали лопату, и Авгий велел принести ее герою. "Долго же тебе придется работать этой лопатой!" — сказал он. "Только один день",— ответил Геракл и пошел на берег Алфея.

Полдня усердно работал Геракл лопатой. Он запрудил русло реки и отвел ее воды прямо в царские конюшни. Стремительный поток Алфея уже к вечеру унес весь навоз из конюшен, а вместе с навозом и стойла, и кормушки, и даже ветхие стены.

"Не взыщи, царь, — сказал Геракл, — я очистил твои конюшни не только от навоза, но и от всего, что давно сгнило. Я сделал больше, чем обещал. Теперь ты отдай мне обещанное".

Велико было возмущение Геракла коварством элидского царя. "Нельзя, карая орудие преступления, оставлять безнаказанным виновника,— подумал Геракл.— Пусть знают люди, что призвание мое в очищении земли от всякого беззакония и в зверином, и в человеческом образе".

Разогнав дворцовую стражу, Геракл в честном поединке убил Авгия. Жители Элиды стали просить победителя занять трон Авгия и стать их царем. Но Геракл с негодованием отверг эту просьбу. "Я сразил Авгия, — сказал он, — не для того, чтобы завладеть его царством. Есть сын Авгия, ни в чем не провинившийся перед богами. Пусть он правит вами. Я же, прежде чем уйду, хочу принести благодарственную жертву Зевсу Олимпийскому и учредить в его честь игры. Пусть отныне и до скончания веков каждые четыре года атлеты со всей Эллады собираются здесь на состязания. И пусть, пока идут Олимпийские игры, мир царит на земле". С тех пор на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе, раз в четыре года в Древней Греции проводились спортивные состязания, перед началом которых нельзя было устраивать войны.

Читайте также: