Притчи 5 19 толкование
Обновлено: 14.11.2024
1-6. Общее и предварительное предостережение против соблазнов нецеломудрия. 7-14. Нарочитое и подробное предостережение от обольщений нецеломудренности с изображением гибельных ее последствий. 15-20. Столь же подробное увещание к противоположной добродетели — супружеской верности и целомудрию вообще. 21-23. В заключение указывается на всеведение и высочайшее правосудие и мздовоздаяние Божие от которого не может безнаказанно сокрыться никакое преступное деяние.
Притч.5:1. Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
Притч.5:2. чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]
Притч.5:3. ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
Притч.5:4. но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
Притч.5:5. ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
Притч.5:6. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
Переходя теперь к новой группе увещаний, главным образом к убеждению бегать распутства и влияния распутных женщин, Премудрый здесь (ст. 1-2), как и ниже (Притч 6.20:7.1), где снова и снова возвращается к этому же предмету, с особенной напряженностью отеческой любви и доброжелательства, требует от слушателей особенного внимания к своим наставлениям и особенной тщательности в хранении дорогих и священных заветов, которые должны быть основой благоденствия слушателей. Стоящие в скобках слова «не внимай льстивой женщине» (ст. 2, по слав. т. — начало ст. 3) имеются только у LXX-ти и в Вульгате (в некоторых кодд. LXX отсутствуют) и, по-видимому, являются позднейшею глоссой, поставленной в начале главы в качестве как бы указания темы речи гл. V. В ст. 3-6 Премудрый делает пока лишь косвенное предостережение своих слушателей от пагубного влияния «чужой жены», т. е. блудницы (Притч 2.16), изображая, с одной стороны, внешнюю привлекательность и обольстительность ее, с другой же — конечную бесславную гибель ее. Внешняя привлекательность этой женщины увлекательность ее речи выражается сравнением ее речей (как и невесты в книге Песнь Песней Песн 4.11:5.16) с каплями лучшего сотового меда (3а) и с елеем (3б, ср. Пс 54.22), но последствия увлечения ее ласками крайне пагубны: увлекшийся ими будет испытывать такое же горькое и мучительное чувство, какое испытывает вкусивший горькой полыни (евр. лаана. Vulg.: abstinthtum, — так назыв. в ботанике artemisia abstintium — обычный в Ветхом Завете образ горечи (Втор 29.18; Иер 9.15; Ам 5.17:6.12; Иер 9.14), у LXX слав. не точно: χολὴ, желчь) или получивший глубокую и широкую рану от обоюдоострого меча (ст. 4). Тем естественнее и понятнее неизбежная конечная гибель самой жены распутной: удел ее — смерть (ст. 5), сначала духовная, поскольку духовное начало в ней окончательно подавляется плотским, а затем ранняя и бесславная смерть телесная с последующими мучениями в шеоле — аде. Однако, при свойственном такой жене коварстве, увлекающемуся юноше нелегко бывает открыть истинное свойство и надлежащую цену ее поступков (ст. 6), так как она всегда умеет придать благовидную форму.
Притч.5:7. Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
Притч.5:8. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
Притч.5:9. чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
Притч.5:10. чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
Притч.5:11. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, —:
Притч.5:12. и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
Притч.5:13. и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
Притч.5:14. едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»
Имея в виду свойственные юноше — способность увлечения и легкую возбудимость его чувственности со стороны всяких чувственных соблазнов, Премудрый советует своему слушателю ученику всячески избегать сколько-нибудь близкой встречи с распутной женой (ст. 6), так как всякий вид прелюбодеяния неизбежно ведет для виновника его — Премудрый говорит только о мужчине, виновнике прелюбодеяния, а не о женщине поскольку вообще обращает свои наставления главным образом даже почти исключительно только к мужской половине Израильского общества, — двоякого рода тяжелым последствиям: 1) к материальным потерям — частью из-за особенной требовательности самой жены распутной, частью вследствие вынужденной рабской службы в доме мужа обольстившей данного юношу женщины: удовлетворить гневу и жажде мщения оскорбленного мужа (ср. Притч 6.34) юноша мог рабской службой в его доме (ст. 9-10), так что юноше пришлось бы работать на чужой дом (ст. 10); 2) к форменному общественному суду (ст. 14), результатом которого могла быть даже смертная казнь для виновников (ст. 14, сн. Лев.20:10; Втор.20:11, Втор.22; Иез 16.40). Тогда на долю несчастного юноши остается лишь позднее и бесплодное, и потому особенно мучительное раскаяние. Для человека, предававшегося разгулу и разврату, «наступит время, когда уже нельзя будет продолжать разгульную жизнь, когда истощенное распутством тело износится от времени и от болезней, сопровождающих разврат и жар плотской похоти потухнет» (еп. Виссарион, с. 62). Тогда начнется пора самообличения грешника (ст. 11-12).
Притч.5:15. Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Притч.5:16. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям;
Притч.5:17. пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
Притч.5:18. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
Притч.5:19. любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.
Притч.5:20. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15-16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим (Притч 5.3 сл., Притч 5.8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: «лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» (1Кор 7.9). Но это же сравнение (ст. 16-17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах (Чис 24.7; Ис 48.1:51.1-2) дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле — о пользовании удовольствиями супружества с одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μὴ — μῆ ὑπερεκχείσθω. Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют. ) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. Притч 7.12). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением совета «утешайся женою юности твоей»; образ выражения прямо напоминает место из законодательства Втор 24.5 о новобрачных. Законная жена при этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср. Песн 2.9:17, 8.14). Напоминая мужу о долге супружеской верности Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствии на стороне (ст. 19-20).
Притч.5:21. Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
Притч.5:22. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
Притч.5:23. он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
В качестве высшего и последнего мотива к избежанию всякого вида нецеломудренности указывается на всеведение Божие и на всеобъемлемость мироправящего промысла Божия (ср. Иов 24.23:34.21, 31.4 от которого тщетно бы думал укрыться предающийся распутству: по суду Божию, распутство, как всякое преступление вообще, влечет за собой частью естественные, частью нарочито посылаемые Богом гибельные последствия (ср. Притч 1.31-32:9.5, 18.7; Пс 7.16 и мн. др.).
Похожая притча
1–6. Общее и предварительное предостережение против соблазнов нецеломудрия. 7–14. Нарочитое и подробное предостережение от обольщений нецеломудренности с изображением гибельных ее последствий. 15–20. Столь же подробное увещание к противоположной добродетели – супружеской верности и целомудрию вообще. 21–23. В заключение указывается на всеведение и высочайшее правосудие и мздовоздаяние Божие от которого не может безнаказанно сокрыться никакое преступное деяние.
Притч.5:1. Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
Притч.5:2. чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]
Притч.5:3. ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
Притч.5:4. но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
Притч.5:5. ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
Притч.5:6. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
Переходя теперь к новой группе увещаний, главным образом к убеждению бегать распутства и влияния распутных женщин, Премудрый здесь (ст. 1–2), как и ниже (Притч 6.20:7.1), где снова и снова возвращается к этому же предмету, с особенной напряженностью отеческой любви и доброжелательства, требует от слушателей особенного внимания к своим наставлениям и особенной тщательности в хранении дорогих и священных заветов, которые должны быть основой благоденствия слушателей. Стоящие в скобках слова «не внимай льстивой женщине» (ст. 2, по слав. т. – начало ст. 3) имеются только у LXX-ти и в Вульгате (в некоторых кодд. LXX отсутствуют) и, по-видимому, являются позднейшею глоссой, поставленной в начале главы в качестве как бы указания темы речи гл. V. В ст. 3–6 Премудрый делает пока лишь косвенное предостережение своих слушателей от пагубного влияния «чужой жены», т. е. блудницы (Притч 2.16), изображая, с одной стороны, внешнюю привлекательность и обольстительность ее, с другой же – конечную бесславную гибель ее. Внешняя привлекательность этой женщины увлекательность ее речи выражается сравнением ее речей (как и невесты в книге Песнь Песней Песн 4.11:5.16) с каплями лучшего сотового меда (3а) и с елеем (3б, ср. Пс 54.22), но последствия увлечения ее ласками крайне пагубны: увлекшийся ими будет испытывать такое же горькое и мучительное чувство, какое испытывает вкусивший горькой полыни (евр. лаана. Vulg.: abstinthtum, – так назыв. в ботанике artemisia abstintium – обычный в Ветхом Завете образ горечи (Втор 29.18; Иер 9.15; Ам 5.17:6.12; Иер 9.14), у LXX слав. не точно: χολὴ, желчь) или получивший глубокую и широкую рану от обоюдоострого меча (ст. 4). Тем естественнее и понятнее неизбежная конечная гибель самой жены распутной: удел ее – смерть (ст. 5), сначала духовная, поскольку духовное начало в ней окончательно подавляется плотским, а затем ранняя и бесславная смерть телесная с последующими мучениями в шеоле – аде. Однако, при свойственном такой жене коварстве, увлекающемуся юноше нелегко бывает открыть истинное свойство и надлежащую цену ее поступков (ст. 6), так как она всегда умеет придать благовидную форму.
Притч.5:7. Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
Притч.5:8. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
Притч.5:9. чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
Притч.5:10. чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
Притч.5:11. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, –:
Притч.5:12. и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
Притч.5:13. и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
Притч.5:14. едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»
Имея в виду свойственные юноше – способность увлечения и легкую возбудимость его чувственности со стороны всяких чувственных соблазнов, Премудрый советует своему слушателю ученику всячески избегать сколько-нибудь близкой встречи с распутной женой (ст. 6), так как всякий вид прелюбодеяния неизбежно ведет для виновника его – Премудрый говорит только о мужчине, виновнике прелюбодеяния, а не о женщине поскольку вообще обращает свои наставления главным образом даже почти исключительно только к мужской половине Израильского общества, – двоякого рода тяжелым последствиям: 1) к материальным потерям – частью из-за особенной требовательности самой жены распутной, частью вследствие вынужденной рабской службы в доме мужа обольстившей данного юношу женщины: удовлетворить гневу и жажде мщения оскорбленного мужа (ср. Притч 6.34) юноша мог рабской службой в его доме (ст. 9–10), так что юноше пришлось бы работать на чужой дом (ст. 10); 2) к форменному общественному суду (ст. 14), результатом которого могла быть даже смертная казнь для виновников (ст. 14, сн. Лев.20:10; Втор.20:11, Втор.22; Иез 16.40). Тогда на долю несчастного юноши остается лишь позднее и бесплодное, и потому особенно мучительное раскаяние. Для человека, предававшегося разгулу и разврату, «наступит время, когда уже нельзя будет продолжать разгульную жизнь, когда истощенное распутством тело износится от времени и от болезней, сопровождающих разврат и жар плотской похоти потухнет» (еп. Виссарион, с. 62). Тогда начнется пора самообличения грешника (ст. 11–12).
Притч.5:15. Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Притч.5:16. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям;
Притч.5:17. пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
Притч.5:18. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
Притч.5:19. любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.
Притч.5:20. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15–16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим (Притч 5.3 сл., Притч 5.8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: «лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» (1Кор 7.9). Но это же сравнение (ст. 16–17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах (Чис 24.7; Ис 48.1:51.1-2) дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле – о пользовании удовольствиями супружества о одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μὴ – μῆ ὑπερεκχείσθω. Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют. ) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. Притч 7.12). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением совета «утешайся женою юности твоей»; образ выражения прямо напоминает место из законодательства Втор 24.5 о новобрачных. Законная жена при этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср. Песн 2.9:17, 8.14). Напоминая мужу о долге супружеской верности Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствии на стороне (ст. 19–20).
Притч.5:21. Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
Притч.5:22. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
Притч.5:23. он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
В качестве высшего и последнего мотива к избежанию всякого вида нецеломудренности указывается на всеведение Божие и на всеобъемлемость мироправящего промысла Божия (ср. Иов 24.23:34.21, 31.4 от которого тщетно бы думал укрыться предающийся распутству: по суду Божию, распутство, как всякое преступление вообще, влечет за собой частью естественные, частью нарочито посылаемые Богом гибельные последствия (ср. Притч 1.31-32:9.5, 18.7; Пс 7.16 и мн. др.).
Похожая притча
1–6. Общее и предварительное предостережение против соблазнов нецеломудрия. 7–14. Нарочитое и подробное предостережение от обольщений нецеломудренности с изображением гибельных ее последствий. 15–20. Столь же подробное увещание к противоположной добродетели – супружеской верности и целомудрию вообще. 21–23. В заключение указывается на всеведение и высочайшее правосудие и мздовоздаяние Божие от которого не может безнаказанно сокрыться никакое преступное деяние.
Притч.5:1 . Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
Притч.5:2 . чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]
Притч.5:3 . ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
Притч.5:4 . но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
Притч.5:5 . ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
Притч.5:6 . Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
Переходя теперь к новой группе увещаний, главным образом к убеждению бегать распутства и влияния распутных женщин, Премудрый здесь (ст. 1–2), как и ниже ( Притч 6.20, 7.1 ), где снова и снова возвращается к этому же предмету, с особенной напряженностью отеческой любви и доброжелательства, требует от слушателей особенного внимания к своим наставлениям и особенной тщательности в хранении дорогих и священных заветов, которые должны быть основой благоденствия слушателей. Стоящие в скобках слова «не внимай льстивой женщине» (ст. 2, по слав. т. – начало ст. 3) имеются только у LXX-ти и в Вульгате (в некоторых кодд. LXX отсутствуют) и, по-видимому, являются позднейшею глоссой, поставленной в начале главы в качестве как бы указания темы речи гл. V. В ст. 3–6 Премудрый делает пока лишь косвенное предостережение своих слушателей от пагубного влияния «чужой жены» , т. е. блудницы ( Притч 2.16 ), изображая, с одной стороны, внешнюю привлекательность и обольстительность ее, с другой же – конечную бесславную гибель ее. Внешняя привлекательность этой женщины, увлекательность ее речи выражается сравнением ее речей (как и невесты в книге Песнь Песней Песн 4.11, 5.16 ) с каплями лучшего сотового меда (3а) и с елеем (3б, ср. Пс 54.22 ), но последствия увлечения ее ласками крайне пагубны: увлекшийся ими будет испытывать такое же горькое и мучительное чувство, какое испытывает вкусивший горькой полыни (евр. лаана. Vulg.: abstinthtum, – так назыв. в ботанике artemisia abstintium – обычный в Ветхом Завете образ горечи ( Втор 29.18 ; Иер 9.15 ; Ам 5.17, 6.12 ; Иер 9.14 ), у LXX слав. не точно: χολὴ , желчь) или получивший глубокую и широкую рану от обоюдоострого меча (ст. 4). Тем естественнее и понятнее неизбежная конечная гибель самой жены распутной: удел ее – смерть (ст. 5), сначала духовная, поскольку духовное начало в ней окончательно подавляется плотским, а затем ранняя и бесславная смерть телесная с последующими мучениями в шеоле – аде. Однако, при свойственном такой жене коварстве, увлекающемуся юноше нелегко бывает открыть истинное свойство и надлежащую цену ее поступков (ст. 6), так как она всегда умеет придать благовидную форму.
Притч.5:7 . Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
Притч.5:8 . Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
Притч.5:9 . чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
Притч.5:10 . чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
Притч.5:11 . И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, –:
Притч.5:12 . и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
Притч.5:13 . и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
Притч.5:14 . едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»
Имея в виду свойственные юноше – способность увлечения и легкую возбудимость его чувственности со стороны всяких чувственных соблазнов, Премудрый советует своему слушателю ученику всячески избегать сколько-нибудь близкой встречи с распутной женой (ст. 6), так как всякий вид прелюбодеяния неизбежно ведет для виновника его – Премудрый говорит только о мужчине, виновнике прелюбодеяния, а не о женщине поскольку вообще обращает свои наставления главным образом даже почти исключительно только к мужской половине Израильского общества, – двоякого рода тяжелым последствиям: 1) к материальным потерям – частью из-за особенной требовательности самой жены распутной, частью вследствие вынужденной рабской службы в доме мужа обольстившей данного юношу женщины: удовлетворить гневу и жажде мщения оскорбленного мужа (ср. Притч 6.34 ) юноша мог рабской службой в его доме (ст. 9–10) 3 , так что юноше пришлось бы работать на чужой дом (ст. 10); 2) к форменному общественному суду (ст. 14), результатом которого могла быть даже смертная казнь для виновников (ст. 14, сн. Лев.20:10 ; Втор.20:11 , Втор.22 ; Иез 16.40 ). Тогда на долю несчастного юноши остается лишь позднее и бесплодное, и потому особенно мучительное раскаяние. Для человека, предававшегося разгулу и разврату, «наступит время, когда уже нельзя будет продолжать разгульную жизнь, когда истощенное распутством тело износится от времени и от болезней, сопровождающих разврат и жар плотской похоти потухнет» (еп. Виссарион, с. 62). Тогда начнется пора самообличения грешника (ст. 11–12).
Притч.5:15 . Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Притч.5:16 . Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям;
Притч.5:17 . пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
Притч.5:18 . Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
Притч.5:19 . любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.
Притч.5:20 . И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15–16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим ( Притч 5.3 сл., Притч 5.8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: « лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» ( 1Кор 7.9 ). Но это же сравнение (ст. 16–17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах ( Чис 24.7 ; Ис 48.1, 51.1–2 ) дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле – о пользовании удовольствиями супружества с одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μὴ – μῆ ὑπερεκχείσθω . Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют. ) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и в славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. Притч 7.12 ). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением совета «утешайся женою юности твоей» ; образ выражения прямо напоминает место из законодательства Втор 24.5 о новобрачных. Законная жена при этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср. Песн 2.9, 17, 8.14 ). Напоминая мужу о долге супружеской верности Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствии на стороне (ст. 19–20).
Притч.5:21 . Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
Притч.5:22 . Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
Притч.5:23 . он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
В качестве высшего и последнего мотива к избежанию всякого вида нецеломудренности указывается на всеведение Божие и на всеобъемлемость мироправящего промысла Божия (ср. Иов 24.23, 34.21, 31.4 от которого тщетно бы думал укрыться предающийся распутству: по суду Божию, распутство, как всякое преступление вообще, влечет за собой частью естественные, частью нарочито посылаемые Богом гибельные последствия (ср. Притч 1.31–32, 9.5, 18.7 ; Пс 7.16 и мн. др.).
Нужно, впрочем, заметить, что принятое некоторыми западными учеными комментаторами (Эвальд, Умбрейт, Берто), это мнение о наказании виновника нарушения целости супружества, рабством оскорбителя оскорбленному не подтверждается никаким свидетельством закона Моисеева и библейской истории и является лишь предположением, против которого основательно возражает, напр., Делич (s. 97).
Похожая притча
1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.
Притч.19:1 . Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.
Притч.19:2 . Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
Притч.19:3 . Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
Притч.19:4 . Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.
Притч.19:5 . Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
Притч.19:6 . Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки.
Притч.19:7 . Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
Притч.19:8 . Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
Притч.19:9 . Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
Притч.19:10 . Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
Притч.19:11 . Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.
Притч.19:12 . Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву.
Притч.19:13 . Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба.
Притч.19:14 . Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа.
Притч.19:15 . Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» – ашир , а не «глупый» – кесил , как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6 , почему и чтение данного места Притч 19.1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20 ). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19, 14.5 ); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.
Притч.19:16 . Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
Притч.19:17 . Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
Притч.19:18 . Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
Притч.19:19 . Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
Притч.19:20 . Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
Притч.19:21 . Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
Притч.19:22 . Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
Притч.19:23 . Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
Притч.19:24 . Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
Притч.19:25 . Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
Притч.19:26 . Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный.
Притч.19:27 . Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
Притч.19:28 . Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.
Притч.19:29 . Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых.
Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю ( Втор 31.15 ), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст. 17, ср. Пс 40.1 ; Мф 10.42 ; Мф 25.40 ). Вторым по важности – после милостыни и благотворения – делом долга для человека служит воспитание детей (ст. Притч 1.8–20 ), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах ( Притч 13.25, 23.13 ). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) – подобным же образом делает это и апостол ( Еф 6.4 ); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни – Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис 23.19 ), которым Он управляет всем (ср. Притч 16.1 ). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения – чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели – страхе Божием и его спасительности для человека (ср. Притч 16.27 ). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в Притч 26.15 (ср. Притч 12.27 ) и имеет в виду обычай востока – не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25–29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).
Читайте также: