Притча про луковицу и грешницу

Обновлено: 14.11.2024

Войти
Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться ПО ПОДВИГУ И НАГРАДА.

Похожая притча

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
Каждый участник Сообщества может добавлять найденные им интересные Притчи.

Притча о злом человеке и луковице, которая могла его спасти
Жил-был один человек злой-презлой, и помер. И не осталось после него ни одной добродетели. Схватили его черти и кинули в огненное озеро. А Ангел-Хранитель его стоит да и думает: «Какую бы мне такую добродетель его припомнить, чтобы Богу сказать». Вспомнил и говорит Богу: «Этот человек в огороде луковку выдернул и нищенке подал». И отвечает ему Бог: «Возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ему в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь его вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться ему, где теперь». Побежал Ангел к человеку, протянул ему луковку: «Вот, говорит, схватись и тянись». И стал он ее осторожно тянуть, и уж всего было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что того человека тянут вон, и стали все за него хвататься, чтоб и их вместе с ним вытянули. А человек был злой-презлой, и начал он их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только он это выговорил, луковка-то и порвалась. И упал этот человек в озеро и горит по сей день. А Ангел заплакал и отошел.

Автор 13 февраля 2017 в 19:01

Эту притчу рассказал Федор Михайлович Достоевский в романе "Братья Карамазовы", вложив ее в уста Грушеньки, чтобы показать, что нам для нашего спасения нужно быть одним желанием со Спасителем нашим, Который хочет, чтобы все спаслись.

13 февраля 2017 в 20:09

Оригинал: «Жила-была одна баба злющая-презлющая, и померла. И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в.

Оригинал: «Жила-была одна баба злющая-презлющая, и померла. И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь её вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвётся луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он её осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и начала она их ногами брыкать: "Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша". Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл.» Думаю, надо бы перечитать.

Похожая притча

Прочитал на одной православной страничке в интернете такой вот призыв: «В конце жизни будет не важно, сколько машин у тебя в гараже, и в каких клубах ты был. Важно, сколько жизней ты изменил, на скольких людей повлиял, и кому помог… делай добро, это приятно».

В принципе – хорошие и верные слова. Но, на мой взгляд, они все же нуждаются в некотором существенном уточнении. Можно изменить жизнь множества людей, повлиять на них, помочь им. И при этом - остаться жестоким, высокомерным, корыстолюбивым, завистливым, похотливым, безжалостным. Почему? А дело в том, что у этого благотворительного участия в жизни других людей могут быть очень разные мотивы. И если среди них не было одного, самого важного - изменить себя, свою душу, свое сердце - тогда, даже от всех этих хороших и правильных дел человеку в конце жизни вряд ли будет какая-либо польза. Можно учредить стипендию талантливым, но бедным студентам. Можно оплатить лечение больного ребенка. Можно выкупить пленного солдата, купить мебель для детского дома, построить храм, учредить благотворительный фонд. Но мотивы этих добрых поступков могут оказаться весьма далекими от добра. Ну, вот, например, как в фильме "Бригада" - когда герои Безрукова и Панина выдвинули свои кандидатуры на выборах - сколько добрых дел вдруг оказалось у каждого из них в активе. А люди-то - страшные. И такими же страшными остались, после всех этих своих вливаний в благотворительность и социальную сферу. Кстати, в этом же фильме звучит несколько видоизмененная притча из романа Достоевского «Братья Карамазовы» про луковку. И смысл этой притчи ровно в том же – добрые дела, не изменившие нашего сердца, не спасают нас:

"Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: "Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша". Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел".

Фото loco's photos

Христос в Евангелии прямо говорит о необходимости очищения своей души, очищения сердца и помыслов. Потому что без этого, все наши "луковки", все наши добрые дела ровным счетом ничего не значат. Они лишь могут стать предпосылкой для изменения себя, исцеления "очень злой женщиной" своей злобы. Но могут ведь и не стать. О том, же, как соотносятся добрые дела и душевное устроение, с которым они были сделаны, говорится в житии святого Петра, бывшего мытаря. Он, еще не обратившись ко Христу, однажды со злобы швырнул в нищего буханку хлеба. И когда он был при смерти, ангелы не нашли в его жизни ничего доброго, кроме этой невольной милостыни. Но ему ведь не было сказано - молодец, Петр, ступай себе в Царство, Бог милостив. Нет, он услышал нечто иное - иди, и приложи к этой буханке другие добрые дела, чтобы не оказаться тебе вверженым в геенну. Потому что буханку-то он нищему бросил, а сам остался злым.

Вот так же и любое сделанное мною добро, любая моя "луковица" – если не изменила моего сердца, тогда немного в ней для меня проку. Как немного мне проку будет, если я изменю жизнь других людей к лучшему, не изменившись при этом сам.

Похожая притча

Библия – это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?

- так называется картина, пользовавшаяся в свое время широкой популярностью из-за “пикантности” сюжета. Считалось (и считается), что на ней изображен эпизод из Евангелия от Иоанна (Ин 8 , 3-11). В соответствии со своим и общественным пониманием художник изобразил действительно довольно-таки озверелую толпу, предводительствуемую двумя более почтенными людьми, которая приволокла и поставила перед Христом посильно упирающуюся даму, одетую с некоторой роскошью и с порочным выражением лица. Эта сцена отражает широко распространенное мнение, согласно которому благочестивые еврейские активисты хотели линчевать блудницу.

На самом деле все было совсем не так, о чем с предельной ясностью сказано в Евангелии. Начнем с того, что эта женщина была взята в прелюбодеянии, то есть это была замужняя женщина, изменившая мужу, уличенная в этом преступлении и подлежавшая казни через побиение камнями по закону Моисееву (Лев 20 , 10; Втор 22 , 22). И поскольку она вряд ли собиралась афишировать свой грех, то вряд ли и принаряжалась. Блудницы среди народа Израилева были, почетом не пользовались (поражение в правах для них и их потомства до седьмого колена также предписывалось законом), но никто бы и не подумал казнить блудницу.

Привели же ее ко Христу, как сказано, книжники и фарисеи, о которых нам известно, что они старались выглядеть важными и величавыми; представить их в таком вот азарте затруднительно. К тому же они всего-навсего блюли закон, а их общественная активность была направлена не против прелюбодейки, а против Самого Христа; женщина для них была только орудием, что вполне характерно для того, что Спаситель называл фарисейской закваской.

Хитрость фарисеев состояла в том, что они твердо знали закон, но полагали, что Благой Учитель вряд ли санкционирует казнь женщины, потому что Он все больше исцелял и воскрешал. А вот тут-то и можно будет обвинить Его в нарушении закона со всеми вытекающими последствиями!

Однако Христос знал закон не хуже, а лучше, полнее и глубже, чем книжники и фарисеи. Об этом свидетельствует Его ответ им: кто из вас без греха, первым брось в нее камень. Здесь опять-таки существует устойчивое непонимание Евангельского текста; считается, что Господь указал на то, что-де все вы люди грешные, так чего уж именно на эту бедняжку так набросились. И что книжники и фарисеи вняли этому мягкому укору и даже вроде покаялись.

И этого ничего тоже не было, а было предписание закона: наказание за грех может осуществлять только тот, кто сам в этом грехе неповинен. Тем самым Спаситель указывает, что осуществить по закону казнь неверной жены может только тот, кто сам никогда не нарушал брачной верности. И тут-то и расползаются обвинители, причем вовсе не потому, что осознали и покаялись, а потому, что все виновны и прекрасно понимают, что на первого, кто возьмется за камень, посыплются обличения его же единомышленников, – а также на второго, на третьего и так далее. Заметим, что согрешившая женщина не воспользовалась случаем и не улизнула со вздохом облегчения; нет, она осталась ждать праведного суда праведного Судии (а это значит, что грех свой она осознавала и была готова понести наказание), исповедуя Его при этом Господом. И Господь отпустил ей грех Своей властью, поскольку такое ее стояние свидетельствовало о покаянии, и сказал ей, как говорил обычно исцеленным: иди и впредь не греши.

И здесь мы находим настоящие начала настоящего (христианского) женского равноправия: то, что для женщины – наказуемый грех, для мужчины – грех не меньший.

Исходя из этого, можно подумать: почему у нас так любят говорить о том, что Бог проклял Еву, хотя ни о каком проклятии Евы (равно как и Адама) в Библии ни слова не сказано? Но это уже тема для другого разговора, а здесь уместно вспомнить о том, насколько бледными выглядят на фоне Христова учения “достижения” современного феминизма, согласно которым если мужчине можно грешить, то и женщине тоже. Унылый порочный круг порока.

…И не нужно путать: в поэме графа Алексея Константиновича Толстого “Христос и грешница” речь идет действительно о блуднице, но там никто ее казнить не собирается; скорее напротив, она решается “опровергнуть” моральный аспект учения Христа, вступив с Ним в полемику. Завидев молодого человека, красивого и величавого, она и произносит перед ним речь, так сказать, гедонистической направленности, после чего ей говорят, что это не Христос, а Иоанн. Потом женщина видит Христа и, потрясенная Божественной кротостью Его облика, понимает, что перед ней Некто, обладающий властью прощать грехи, и что Он и ее может простить – и падает к Его ногам. И это совершенно другая история, вымышленная, но всецело проникнутая христианским пониманием Богочеловечности Христа.

Притча "О луковке" Ф.М. Достоевский

«Жила-была одна баба злющая-презлющая, и померла. И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь её вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвётся луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он её осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и начала она их ногами брыкать: "Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша". Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл.»

А вспомнила я опять эту легенду, когда вчера сидя в маршрутке, увидела пожилую женщину, которой не хватало 20рублей на проезд из Прохладного до Моздока, водитель не хотел везти ее за меньшие деньги.
И тогда один моздокский мальчишка лет 20 протянул водиле сто рублей, заплатил ее.
Ей стало неудобно, глаза заблестели, заплакала она. протягивала 50 рублей обратно парню.
Пришлось ей сказать, чтоб не унижала парней, заплатили, дело хорошее сделали, поблагодарите и радуйтесь..
Не умеют наши люди помощь принимать.. Ужасно. Черствые все стали)
Хотя у нас на Кавказе все еще есть такие вот ребята, я так радовалась вчера!

И легенда эта с 10 класса живет в моем сердце.
Люди, делайте добрые дела бескорыстно, не задумываясь и не хваля себя в душе, тогда, быть может и за бумажку в 10 рублей вытянут вас из озера грешников.
А Достоевского надо перечитать.

Читайте также: