Почему герой притчи старый человек

Обновлено: 28.04.2024

Цель: Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Э. Хемингуэя, понятием «повесть-притча»; раскрыть гуманистический характер его творчества (интерес к личности человека, его духовному миру, творческим возможностям, его судьбе); показать, как в повести проявляются символический смысл и философский подтекст; содействовать формированию и развитию умений творческого, то есть эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности; приобщить к высшим достижениям всемирной литературы и культуры. Оборудование: Портрет Э. Хемингуэя, опорная схема, текст повести-притчи «Старик и море».

Результаты: Учащиеся рассказывают о главных вехах жизненного и творческого пути писателя и месте в нём повести «Старик и море»; дают определение понятия «повесть-притча»; объясняют, почему произведение «Старик и море» называют повестью-притчей о человеке; выражают личное отношение к проблемам, которые поднимаются в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Актуализация Опорных Знаний анализ творческих контрольных работ

III. Постановка Цели И Задач Урока. Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. Всегда ли вы задумываетесь над тем, что мировая художественная литература — создание всего человечества, а не одной нации? а значит, русская литература лишь ветвь на огромном дереве мировой литературы. Незнание творчества зарубежных писателей и поэтов существенно обедняет культуру молодых людей. Знание отечественной и мировой литературы даёт вам возможность, сопоставляя исторические эпохи, творчество писателей, делать выводы, помогающие глубоко и полно раскрыть идейно-художественный смысл произведений. Когда-то его чёрно-белый портрет висел в каждой интеллигентной «хрущёвке». Свитер, седая борода, прищуренный взгляд. Охотник на львов, рыб и красивых женщин, в конце концов — на самого себя. Эрнест Хемингуэй. У этого имени есть запах. Оно пахнет солью и снегом. Оно пахнет кровью, печалью и счастьем. Потому что теперь мы точно знаем — человека победить нельзя. Этот писатель повлиял на несколько поколений людей больше, чем их родители, даже больше, чем война. Он родился более ста лет назад. Но он — наш современник.

IV. Работа Над Темой Урока

1. вступительное слово учителя

— Величайшим представителем так называемого «утраченного поколения» не случайно считают Эрнеста Хемингуэя. Жизненный опыт его был разнообразным, он был участником Первой мировой войны, впечатления от которой стали его первым университетом жизни и отразились на всём его творчестве (во многих, особенно ранних его произведениях, ощутимые автобиографические моменты). Хемингуэй долго работал журналистом, был свидетелем большого экономического кризиса и греко-турецкой войны, а также посетил много разных стран. Он сравнительно мало жил в СШа и мало писал об этом государстве, гражданином которого был. Не случайно в большинстве романов Э. Хемингуэя действие происходит где-то в Европе, америка для этого писателя была воплощением деградации человечества.

Широкое признание Э. Хемингуэй получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам — с одной стороны, и своей жизни, полной приключений и неожиданностей,— с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX в. три произведения — «И восходит солнце» («Фиеста»), «Прощай, оружие!» и «Старик и море» — отражают разные этапы творческого роста писателя, эволюции его художественных принципов. Повесть «Старик и море» оказалась крупным событием литературной жизни и по уровню художественного мастерства, и по проблематике.

Эта небольшая по объёму, но чрезвычайно ёмкая повесть стоит особняком в творчестве Хемингуэя. Её можно определить как философскую притчу, но при этом образы её, поднимающиеся до символических обобщений, имеют подчёркнуто конкретный, почти осязаемый характер.

2. выступление учащихся с «литературными визитками»

о жизни и творчестве Эрнеста Хемингуэя (См. домашнее

задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют тезисы.)

Хемингуэй Эрнест Миллер: журналист, писатель 1899 г., 21 июля. Родился в Оук-Парке (пригород чикаго).

Г. Окончил среднюю школу.

Г. Репортёр газеты «Канзас-сити стар». 1923–1929 гг. Изданы книги «В наше время», «Вешние воды»,

«И восходит солнце», «мужчины без женщин», «Прощай, оружие!».

1939 г. Работа над романом «По ком звонит колокол».

1947 г. Вручение в Гаване Бронзовой звезды за отвагу и отличную работу по сбору военной информации.

1958–1959 гг. Работа над книгой воспоминаний о Париже 1920-х гг. (издана посмертно под названием «Праздник, который всегда с тобой»).

Г. Завершение многолетней работы над повестью «морская погоня».

Г., 2 июля. Погиб в своём доме, на Кубе.

Лауреат высшей литературной награды СШа — премии Пулитцера (1952) — и Нобелевской премии (1954) за повесть «Старик и море».

3. Слово учителя

— Эрнест Хемингуэй прожил 62 года, и его жизнь была наполнена приключениями и борьбой, поражениями и победами,

Большой любовью и изнурительной работой. Он был заядлым охотником и рыбаком, участвовал в самых рискованных приключениях и дерзких исследованиях. Его герои были похожи на него: смелые, энергичные, готовые к борьбе.

В сентябре 1952 г. умудрённый жизненным опытом художник выпускает повесть «Старик и море» в свет. Произведение вышло на страницах журнала «лайф» (тираж — 5 млн экземпляров) и принесло ему всемирную известность. За эту повесть, по глубине и силе напоминающую, скорее, небольшой роман, Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию — самый престижный символ литературного признания в СШа. Это же произведение повлияло и на присуждение писателю Нобелевской премии по литературе в 1954 г.

Повесть «Старик и море» — один из последних завершённых произведений легенды американской литературы Эрнеста Хемингуэя, своеобразный итог творческих поисков автора. литературоведы определяют жанр произведения как повесть-притча, то есть произведение, рассказывающее о судьбе героя, но имеющее аллегорический характер, глубокий нравственный и философский смысл. Повесть тесно связана со всеми предыдущими произведениями писателя и является вершиной его размышления о смысле жизни.

4. аналитическая беседа

«Принцип айсберга», провозглашённый Хемингуэем. Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых — в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст произведения подобен той часть айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.

— В новелле «Старик и море» мастер сумел в лаконичной форме пересказать и осмыслить извечную трагедию человеческого существования. Героем этого гениального в его простоте творения Хемингуэй избирает рыбака Сантьяго — старика, иссушённогоСолнцем и изглоданного морем. Сантьяго всю жизнь мечтал о сказочной удаче — и она неожиданно приходит к нему в обличье неслыханной, огромного размера рыбы, клюнувшей на приманку. Основная часть новеллы — описание многочасового поединка старика и рыбы в открытом океане, поединка, который ведётся по-чест ному, на равных. В символическом плане этот поединок прочитывается как извечная борьба человека с природными стихиями, с самим бытиём. В момент, когда старик победил рыбу, его лодку окружают акулы и объедают её остова.

Название произведения вызывает определённые ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное и т. п. Союз «и» объединяет и вместе с тем противопоставляет эти понятия. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы. Старик символизирует человеческий опыт и вместе с тем его ограниченность. рядом со старым рыбаком автор изображает маленького мальчика, который учится, перенимает опыт у Сантьяго.

Безрадостная мораль повести-притчи — в самом её тексте: человек в поединке с бытиём осуждён на поражение. Но он обязан вести борьбу до конца. только один человек смог понять Сантьяго — мальчик, его ученик. Когда-нибудь мальчику тоже улыбнётся удача. В этом — надежда и утешение старого рыбака. «человека можно уничтожить,— думает он,— но его нельзя победить». Когда старик засыпает, ему снятся львы,— символ силы духа и молодость.

Такие суждения о жизни, о жестоком мире и месте человека в нём снискали Э. Хемингуэю репутацию философа, проповедующего новый стоицизм.

V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока

— Повесть Хемингуэя «Старик и море» — одна из вершин американской и мировой словесности XX в. Книга двуплановая. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том,

Как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привёз только рыбий остов. Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщённое, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось — скелет обглодан начисто, старик сражается один со стаей акул.

Эта книга с её универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране и в любое время. тем не менее её появление именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в американскую литературу 1950-х гг. только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.

VI. Домашнее Задание

Творческое задание (по выбору учащихся):

• охарактеризовать (письменно) нравственно-философское содержание повести «Старик и море»;

• объяснить (письменно) значение некоторых символов в повести-притче «Старик и море».

Похожая притча

Обзорно познакомить учащихся с биографией Э.Хемингуэя, особенностями его творчества, историей создания повести « Старик и море». В процессе аналитической беседы по тексту повести помочь учащимся понять глубокий философский смысл этого небольшого по объему произведения одного из ведущих реалистов 20 века;

Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы, т.е обучение интерпретации текста;

Добрый день, дорогие друзья и гости! Я рада видеть вас на нашем уроке. Не случайно я выбрала произведение, которое изучают в старших классах, но хочу познакомит вас с новым жанром-философским, ведь философия-это наука, что же она изучает?

В основе повести лежит тот или иной вопрос человеческого бытия. А здесь автор как раз и поднимает различные вопросы: например вопрос победы и поражения. Главный герой предстает перед нами как философ. Однако в узкие рамки сюжета « втиснута» богатейшая философская проблематика, и перед читателем не только открывается история долгой и нелегкой человеческой жизни, но и ставятся вопросы космического порядка: о смысле и ценности жизни, о преемственности поколений, о единстве человека и природы и многие другие.

2.Вступительное слово учителя:

Вокруг американского писателя Эрнеста Хемингуэя еще при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее обрекающими его на почти верное поражение, Х. и в жизни стремился воплотить тип своего героя. Он участник первой мировой войны 1914—1918 годов, гражданской войны в Испании и второй мировой. Он рыбачил в Атлантическом океане и изведал счастье «большой охоты» в Африке, был крупнейшим знатоком испанской корриды, увлекался боксом, альпинизмом, плаванием. Был отличным яхтсменом, горнолыжником и снайпером. Он тонко понимал природу и людей, был на удивление наблюдателен и восприимчив, честен, бескомпромиссен и мужественен, трудолюбив и работоспособен. Он самого себя испытывал на прочность, порой рисковал жизнью – не ради острых ощущений, а потому что осмысленный риск подобает настоящему мужчине.

Лауреат Нобелевской премии Эрнест Миллер Хемингуэй прожил не очень долгую жизнь, необыкновенно насыщенную удивительными событиями и глубокими человеческими переживаниями. Хемингуэй писал репортажи, статьи, очерки, стихи, рассказы, повести и романы. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, перешагнувший через пространства и своё время.

В 1943 году друг Хемингуэя американский поэт Арчибалд Маклиш написал о нём стихотворение, в котором есть такие строки:

Ветеран войны в двадцать лет,

Прославленный в двадцать пять,

В тридцать — он мастер,—

Он выточил стиль эпохи из ореховой трости.

Эрнест Хемингуэй родился в пригороде Чикаго 21 июля 1889 года в семье врача. Отец много ездил по вызовам больных и видел нищету и горе своих пациентов. Это были простые люди, труженики. Отец с детства прививал сыну любовь к труду, выносливость, настойчивость, умение постоять за себя. Он воспитал в сыне наблюдательность и уважение к природе.

На день рождения трёхлетний Эрнест получил от отца в подарок рыболовные снасти, на следующий год — охотничье ружьё, в пять лет - микроскоп. Люди, знавшие его, подчеркивали, что был бесстрашный человек, подтвердивший своей жизнью обронённую как-то фразу «Я ничего не боюсь!».

Эрнест Миллер Хемингуэй

( англ . Ernest Miller Hemingway ;

21 июля 1899 года , Оук Парк , Иллинойс ,

США2 июля 1961 года , Кетчум , Айдахо ,

США) — американский писатель,

журналист, лауреат Нобелевской премии

по литературе 1954 года .

Творчество писателя вот уже на протяжении многих десятилетий привлекает внимание читателей и критиков. Они открывают в нем все новые и новые черты, теряются перед тайной авторской манеры Хемингуэя, выступают со спорными суждениями о его произведениях. Но чуть ли не наибольшее количество таких противоречивых откликов вызвала философская повесть-притчу «Старик и море», написанная писателем в 1952 году.

«Старик и море» - лебединая песня автора, которой он достойно завершил свой творческий путь, которая подводит философский итог его борьбы за гуманизм, за красоту, за достоинство человеческой жизни.

В 53 году Хемингуэй за эту повесть получил высшую награду США – премию Пулитцер. А в 54 г. Ему присудили Нобелевскую премию.

На таинственном могущественном Гольфстриме происходят события философской притчи о человечестве и мире, о человеке, созданном для победы.

Все простое, как борьба стихий: акулы, лодка старого рыбака. Уже несколько десятилетий его произведение читается по-разному читателями разных поколений. В чем же тайна повести?

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА:

Итак, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с повестью, попробуем охарактеризовать образ старика Сантьяго, дать ответ на вопрос, о чем эта повесть: о поединке человека и рыбы, или о гармонии человека и природы, о силе или бессилии человека, о человеческой мудрости или о человеческом безумии, о победе или о поражении. О повести, замысел которой автор вынашивал 14 лет. В основу произведения был положен реальный случай происшедший на море, когда старый рыбак поймал большого марлина, но не смог защитить его от морских хищников, поэтому плакал, как ребенок, и почти сошел с ума от обиды и потери.

Проверка читательского восприятия

1. Главного героя повести звали Сантьяго? (Да)

2. Старик возвращался домой без улова 90 дней? (84)

3. Мальчика, который учился у старика рыболовному мастерству, звали Янки? (Манолино)

4. Старик провёл в море, борясь за свой улов три дня? (Да)

5. В борьбе за свою рыбу старик убил одну акулу? (6)

6. Рыба, пойманная стариком, была длиной около 5, 5 метров? (Да)

7. Сантьяго смог вернуться домой с победой?

Действительно, ответить однозначно на данный вопрос не возможно. Он требует анализа текста…

Напомните сюжет произведения.

Старый рыбак Сантьяго вот уже 84 дня возвращался без рыбы, Провожавший его мальчик обнадёживал его, провожая на 85 день в море. Уплывшему далеко в море, разговаривавшему ласково с морем старику с большим трудом удалось поймать огромную рыбу, как подарок-трофей от природы. Трое суток боровшись с ней, обессилив, он пустился в обратный путь, привязав рыбу к лодке. Но на рыбу напали акулы и съели её, как ни боролся старик с ними. Рыбак вернулся со скелетом рыбы только на 4-е сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил. Но победителем ли он вернулся? А вот почему же он все-таки вернулся, объясните мне, где скрыта его главная победа? Какое личное философское кредо было у Сантьяго?

Сантьяго-человек уникальный и неповторимый. Он создает собственную концепцию, что отображает его взгляды на отношения с природой

Есть принцип айсберга, провозглашенный Хемингуэем.

-Хемингуэй писал: Если писатель хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить много из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель ощутит все опущенное так же остро, как если бы писатель сказал об этом». Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых-в подтексте. Художественный текст произведения подобен той части айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель рассчитывает на домысел читателя.

Что мы можем сказать о герое, прочитав его портрет?

Перед нами человек, вся жизнь которого прошла в непрерывном труде, в упорной борьбе, оставившей на теле его следы глубоких ран, Это портрет человека, судьба которого не баловала, но невзгоды жизни не убили в нем живую душу, не сломили его воли и настойчивости, что отразилось в такой детали, как глаза. Они были похожи на глаза человека, который не сдаётся.

Как вы думаете, почему герой притчи-старый человек, ведь старость-это слабость, угасание, неудача?

Я хотел бы с вами не согласиться, ведь старость- это ,прежде всего, мудрость и большой жизненный опыт

Дальнейшее повествование убеждает читателя в том, что Сантьяго-необыкновенный старик, как он сам говорит о себе. После первого описания автор вносит новый штрих в портрет этого мужественного человека: у старика были удивительные плечи.

Какие они? Прочитайте.

Эта деталь как будто не согласуется с тем, что нами было сказано выше: изможденный старик и –могучие плечи.

-Какой прием применяет Хемингуэй, используя эпитеты изможденный-могучие?

Это прием контраста. Антитеза. Противопоставление, для яркого акцента

Учитель: а теперь давайте рассмотрим, кто же он, этот старик?

-Охарактеризуйте старика Сантьяго

Старик-обычный рыбак, но он вызывает большой интерес автора, который признает уникальность каждого человека. Он очень опытный, ловкий. Он выполняет свое жизненное назначение-быть рыбаком. Это его работа, его профессия, его искусство. Старик, вопреки жестоким законам жизни, сохраняет в себе человечность, доброту, мужественную выдержку, поразительную стойкость в борьбе с природой

-К каким событиям своей жизни он чаще всего возвращается в воспоминаниях

-Старик себя называет необычным стариком. Как вы понимаете его самооценку? Почему?

-старик часто ведет разговор с неживыми предметами .Наверно, потому что он стар и у него возникает потребность в общении. Он разговаривает со своей затекшей рукой

-он очень сентиментальный: вспоминая об убитой красивой рыбе,он жалеет ее , ему очень грустно

-старик называет рыбу своим другом

-он не верит в бога, но начинает молиться, чтобы удалось доставить рыбу на берег

-старик с мальчиком продали сеть, но делают вид, что она существует .не было и миски с желтым рисом и рыбой, и оба делают вид, что она есть

-Что было важным в жизни для рыбака?

-Почему старик обращается к природе, разговаривает с ней?

-Каковы его рассуждения о счастье?

-Расскажите об их отношениях с мальчиком. Что их объединяет?

Сантьяго увлекается бейсболом, который любит и Манолин .Они обожествляют великого Ди Маджио, который играет лучше всех и побеждает даже травмированный. Старик даже в море во время борьбы с большой рыбой на своем месте представляет Ди Маджио

-Во что Сантьяго верит? Отве

-Как старик относится к морю?

-Для чего старик хотел поймать большую рыбу?

-Сравните его отношение к рыбалке с позицией других рыбаков.

-Раскройте отношение Сантьяго к неудачам. Ощущал ли он себя побежденным?

-Как старик относится к морю?

Старик говорит о море, как о женщине, употребляя местоимение она: «Она добра и очень красива. Но она может быть такой жестокой». Рыбак трезво оценивает море: он видит в нем и хорошее, и плохое, и доброе, и злое. Кого он больше всего любит из обитателей моря?

И вот в море старик поймал удачу. Он ловит такую рыбу, о которой каждому рыбаку можно только мечтать. Все 86 дней неудачи теряют всякое значение.

Итак, старик поймал рыбу, как же дальше разворачиваются события? Чем заканчивается поединок человека и рыбы?

В один из моментов борьбы с рыбой голод и усталость начинают одолевать Сантьяго, и тогда он близок к отчаянию. «Мне все равно, кто кого убъёт», - произносит старик. Эти слова раздаются над морем как стон смирения и покорности судьбе. Рассудок торжествует, его упорство побеждает и слабость, и отчаяние, и боль. Поединок заканчивается победой человека.

Но только старик одолел рыбу, как столкнулся с новым испытанием. На рыбу напала стая акул. Потерпев полное поражение, то есть потеряв всю добычу, старик так определяет причину своей неудачи : «я просто слишком далеко ушел в море».

-Как раскрываются необыкновенные качества старика во время поединка с большой рыбой? Почему он борется с акулами, ведь он рискует жизнью? Как он воспринимает опасность со стороны акул? Почему он не оставил большую рыбу, чтобы спастись самому? Как вы думаете, как бы поступили другие рыбаки? Почему в нем закипает злость?

-он любит и уважает рыбу. Это говорит о бережном отношении к природе. Он жалеет её, переживает, что вынужден причинить рыбе боль. Воля к жизни, к победе – вот что объединяло старика и рыбу. Ощущение единства и приводит к терзаниям старика, когда акулы рвут рыбу на части. Он чувствует себя в ответе за своего прекрасного противника. И защищает он не только, и не столько свой улов рыбака ( это было бы слишком просто и слишком поверхностно) – он защищает поверженную им во имя самоутверждения красоту от тех, кому не хватает смелости биться честно и кто способен рвать на части уже мертвого. Старик чувствует свою вину перед рыбой: он загубил ее напрасно , а кулам не пришлось даже потрудиться, чтобы поймать добычу.

-Что понял Сантьяго, когда увидел на сером фоне неба табун диких уток?

Что человек в мире никогда не бывает одинок.

- Что значат слова: «Он знал, что пришло к нему смирение не принеся с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства

-Кем, на ваш взгляд, предстает Сантьяго в конце повести: победителем или побежденным?

На мой взгляд, Сантьяго вернулся непобежденным, потому что он победил рыбу, победил себя, свою старость, слабость своих рук. Он-победитель.

Сантьяго- человек уникальный и неповторимый. Он создает собственную концепцию, что отображает его взгляды на отношения с природой

Мальчик-символ юного поколения .Автор не зря показал мальчика. Ведь он чистая душа, его можно научить чему-то доброму. К тому же показана преемственность поколений.

Львы - символ красоты, мужества, мечты.

Море-символ вечно бурлящей жизни

Акулы - не только хищные животные, но и символ жизненных испытаний.

Рыба - не только средство для существования рыбака, но и символ его характера, назначения в жизни.

Повесть «Старик и море» можно назвать притчей?

Вспомните, что вы знаете о притче?

Притча - аллегорическое произведение поучительного характера, насыщенное моральным или философским содержанием и символическими образами.

Ребята, название произведения изначально имело такие варианты: «Человеческое достоинство», «Море в жизни». Но в письме к редактору неожиданно появилось «Старик и море». Как вы думаете, почему Хемингуэй решил остановиться на таком названии?

Старик и море - это человек и природа, величие человека перед лицом могучей стихии , смертное и вечное.

Море - символ вечной жизни, символ бесконечности. Океан воспринимается нами как живое существо: саргассовые водоросли «вздымались и раскачивались на легкой волне, словно океан обнимался с кем-то под желтым одеялом».

Старик - человек, прошедший жизненную школу, он умудрен опытом, он спокойный и смиренный, а только будучи таким можно понять море и те испытания, которое оно готовит для рыбака, и принять все как должное.

Ребята, сегодня мы с вами поговорили о таком удивительное произведении ,попытались рассмотреть философские вопросы, которые поднял Хемингуэй.

Какие впечатления у вас от этой повести? Что важного вы взяли для себя?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Учимся писать сочинение-размышление на втором уроке):

Сочинение - размышление на тему «Человека можно уничтожить, но победить невозможно».

Нарисовать портрет старика Сантьяго.

Сочинение - размышление на тему «Чем я похож(а) на старика Сантьяго и что нас отличает друг от друга.

Похожая притча

"Старик и море"-это почти притча. Притча о человеке, о его сущности, о его месте на земле.
Но, думается, не о тщетности человеческих усилий, а о неисчерпаемости его возможностей, о его стойкости и силе духа. "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить",-кредо Хемингуэя.
Проблема победы и поражения, едва ли не первая, естественно возникающая в повести: "Старик рыбачил один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы". Это первые слова произведения. На восемьдесят пятый день старик поймал огромного марлина, но не смог доставить добычу домой.. . Рыбу съели акулы.
Кажется, старик вновь потерпел поражение.
Одинокий подвиг оставил старому Сантьяго только чувство усталости, покалеченные руки и глубокий сон до следующего дня, когда снова нужно выходить в море на очередную рыбалку.

Это впечатление усугубляется тем, что
герою, лишившемуся добычи, пришлось к тому же вынести страдания, которые сломили бы человека послабее.

Но если учесть философский характер повести, тема победы и поражения обретает особую важность.

Похожая притча

Уже само название произведения «Старик и море» вызывает у читателя определенные ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, тленное и вечное, уродливое и прекрасное и тому подобное. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы.

Старик символизирует человеческий опыт и вместе с тем его ограниченность. Рядом со старым рыбаком автор изображает маленького мальчика, который учится, перенимает опыт у старика. Но когда рыбацкая удача покидает героя, родители запрещают мальчику выходить с ним в море. В поединке с рыбой старику очень нужна помощь, и он жалеет, что рядом нет мальчика, и понимает, что это закономерно. Старость, думает он, не должна быть одинока, и это неминуемо.

Тема одиночества человека раскрывается автором в символических картинах челнока на фоне безграничного океана. Океан символизирует и вечность, и непреодолимую естественную силу. Старик победил прекрасную рыбу, но океан не отдал ему добычу, акулы съели ее. Хемингуэй уверен, что человека можно уничтожить, но невозможно победить. Старик доказал свою способность противостоять природе, он выдержал самое тяжелое в своей жизни испытание, потому что, невзирая на одиночество, он думал о людях (воспоминания о маленьком мальчике, их разговоры о выдающемся бейсболисте, о спортивных новостях поддерживают его в момент, когда силы его почти покинули) .

В финале повести Хемингуэй касается также темы недоразумения между людьми. Он изображает группу туристов, которые поражены только размерами скелета рыбы и вовсе не понимают трагедию старика, о которой пытается рассказать им один из героев.

Символика повести сложна, и каждый читатель в соответствии со своим опытом воспринимает это произведение.

Читайте также: